Селфи XV века: автопортреты Альбрехта Дюрера. Вечные краски: автопортрет Дюрера «Дюрер великолепный»: автопортрет из Прадо

Главная / Чувства

Первые портреты Дюрера были либо автопортретами, либо портретами его родственников. И это понятно: у молодого художника ещё не было заказов и натурщиков, приходилось учиться на себе и на близких. Но есть и другая причина, объясняющая многочисленные автопортреты: в первой части рассказа о выставке и немецком портрете я приводила цитату, из которой следует, что одной из главных задач живописи Дюрер считал то, что по-латыни называют словом memoria. До изобретения фотографии портрет был единственной возможностью сохранить образ человека после смерти. Дюреру было важно оставить свой образ потомкам. И не только образ: он писал семейную хронику, фиксировал события своей жизни, периодически вёл дневники, хранил письма - благодаря этим источникам мы сегодня так много о нём знаем.
До Дюрера ничего подобного не было. Он представляет собой новый тип немецкого художника, художника-интеллектуала, с совсем другим, нежели у его предшественников самосознанием.
В средневековой традиции ученик перенимал знания от учителя, знания, как правило, практические, т.е. занимался механическим, ремесленным трудом. Живопись относилась к так называемым "ars mechanicae", считалась физической, не интеллектуальной деятельностью. Дюреру этого было мало. Несмотря на то, что он вырос в простой небогатой семье и не получил блестящего образования, ему удалось обогнать своих современников, преодолеть Средневековье. Он дружил с выдающимися людьми своего времени, вращался в гуманистических интеллектуальных кругах, занимался наукой, читал труды итальянских гуманистов таких как Альберти, дважды ездил в Италию, изучал пропорции и перспективу, интегрировал в немецкое искусство идеи итальянского Ренессанса и даже в некоторых вещах пошёл дальше.
Искусство по Дюреру стоит на двух столпах: практических навыках, мастерстве, с одной стороны, и на знании теории с другой. Искусство - это не ремесло, а наука, оно основано на понимании законов, по которым строятся, конструируются образы. Это не творчество в современном понимании этого слова, а интеллектуальный багаж, овладение необходимыми знаниями, без которых невозможно создать что-либо стоящее. А художник - соответственно, не грубый ремесленник, не человек второго сорта, как считалость прежде, а учёный, мыслитель, стремящийся к постоянному духовному обогащению.
И это новое самосознание художника находит выражение в автопортрете.
Дюрер - первый художник, написавший целый ряд автопортретов в разные годы жизни.

На первом ему всего 13 лет.

Вена. Альбертина

Портрет нарисован серебряным карандашом ещё до поступления на учёбу к художнику Михаелю Вольгемуту. Тогда мальчик ещё учился у отца ювелирному делу, но желание стать художником взяло верх, отцу пришлось с этим смириться и отдать его в ученики к упомянутому мастеру, у которого он проучился с 1486-го по 90-й год.

А вот копия ещё одного, к сожалению, утраченного портрета 13-летнего художника.

После обучения, как было тогда принято у молодых художников, он отправился в странствие, длившееся 4 года. За это время он побывал и поучился в Кольмаре у братьев Мартина Шонгауэра, в Базеле, Страсбурге.

К этому периоду относятся ещё два автопортрета, нарисованные пером.

Первый хранится в университете города Эрланген, он нарисован в 1491-м или 92-м году.

Другой из музея в Лемберге (1493).

В том же году написан первый автопортрет красками, теперь хранящийся в Лувре. Это первый самостоятельный живописный автопортрет художника в европейской живописи.

В 1498 году Дюрер пишет автопортрет в праздничной одежде (Прадо, Мадрид).

В 1500 году - свой самый главный автопортрет, необычный и смелый в своей фронтальности (Старая Пинакотека, Мюнхен).

Традиционно портретируемые изображались в ¾, не анфас, а слегка сбоку. Полная фронтальность характерна только для изображений Христа, а также пластических портретов правителей или видных деятелей античности. Дюрер высоко ценит себя. И это, как и в предыдущем портрете, подчёркивает его наряд. Пальто, отороченное мехом - одежда, которую носили представители отнюдь не его круга, он предстаёт перед нами не ремесленником, к которым относили в то время художников, а полным достоинства патрицием. Как следует из некоторых писем, одежде и вообще своей внешности Дюрер придавал большое значение. Несмотря на скромное финансовое положение, он позволял себе покупку недешёвых вещей, с которыми бережно обращался и носил с гордостью. («Mein frantzossischer mantel... vnd der prawn rock lassen vch fast grüssen.» "Я чуть ли не здороваюсь с моим французским пальто и коричневым сюртуком (?)") В мещанском Нюрнберге его экстравагантная наружность бросалась в глаза, над его (скорее всего искусственными) локонами, модно подстриженной чёлкой и аккуратной бородкой подтрунивали современники. Дюрер был эдаким красивым щёголем, который прекрасно осознавал свою привлекательность и в своих портретах ещё более идеализировал себя. Портрет необыкновенно притягателен, в Пинакотеке, где обычно не очень много посетителей, перед ним всегда кто-то задерживается.
Помимо выразительного взгляда и прекрасных черт лица, внимание привлекает красивая рука с тонкими длинными пальцами, эта рука - инструмент художника, которым написан портрет. В своих заметках Дюрер употреблял слово «Gesicht» (лицо) в значении «Sehsinn» (зрение), а слово «Hand» (рука) в значении «Kunst» (искусство), в немецком языке слово «искусство» происходит от глагола "können" (мочь), т.е. буквально означает «умение», рука - символ, инструмент искусства. Наверху справа - латинская надпись «Albertus Durerus Noricus / ipsum me proprijs sic effin =/gebam coloribus aetatis / anno XXVIII» (Я, Альберт Дюрер из Нюрнберга, создал себя характерными красками в возрасте 28 лет.) Формулировка достаточно закрученная - вместо традиционного "pinxit" (нарисовал), «создал себя красками» - допускающая разные толкования. При помощи красок, выразительного средства художника, он создал себя заново, в более идеальном виде, сотворил, как Бог создал человека (фронтальность - аллюзия на Христа). Художник изобразил себя полным достоинства Создателем, не ремесленником, но Творцом, сознающим свой высокий статус. Благородные черты и богатая одежда подчёркивают эту мысль.
«Создал себя красками», вероятно, стоит понимать более широко: профессия сформировала личность, краскам (своей деятельности) Дюрер обязан месту, которое он занял в мировой культуре.
Известно, что автопортрет хранился в доме художника.

Не все автопортреты дожили до нашего времени. Был как минимум ещё один автопортрет Дюрера, который, согласно Вазари, немецкий художник подарил Рафаэлю, получив от него в дар изображение обнажённой натуры - ещё одно свидетельство того, что Дюрер знал себе цену. Обмены рисунками между художниками были достаточно распространены, но сравните, что дарит Рафаэль в качестве образца своего искусства и чем отвечает ему Дюрер. Вазари в восхищении пишет, что портрет был написан на тончайшем полотне, так что его можно было рассматривать с обеих сторон.

Помимо рисунков и автономных живописных портретов существует ещё ряд изображений, интегрированных в алтарные образы.

Например, одному из музыкантов, отвлекающих Иова от его страданий, художник придал свои черты (1503-05, Кёльн, ВРМ, створка с Иовом - Франкфурт, Штедель).

Ещё один автопортрет спрятался в знаменитой пражской картине "Праздник чёток", которую Дюрер написал для своих соотечественников во время второго путешествия в Венецию. В руках художника листок с надписью по-латыни: «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец, 1506 год».

В 1508 году в "Мучениях 10 000 христиан" он изобразил себя со своим приятелем гуманистом Конрадом Цельтисом.

С 1508 по 1509 год художник работает над алтарём для франкфуртского купца Якоба Геллера. Выполненная им центральная панель была в 17-м веке "позаимствована" из франкфуртской церкви баварским курфюрстом Максимилианом, большим почитателем Дюрера. Церковь получила взамен копию, которая и сохранилась. Оригинал сгорел во время пожара в Мюнхенской резиденции веком спустя. Судя по переписке с Геллером, Дюрер высоко ценил эту работу, возможно поэтому именно здесь находится ещё один его автопортрет.

В 1511 году Дюрер ещё раз изображает себя в сцене "Поклонение троице", заказанной купцом Матеусом Ландауером (Музей истории искусств, Вена).

И ещё три рисунка.

Автопортрет в обнажённом виде (Веймар, Шлоссмузеум). Нарисован в 1505 году, когда художнику было 34 года. Его происхождение неизвестно, но он ещё раз, на сей раз в такой радикальной форме, демонстрирует типичный для художника нового времени интерес к собственной персоне.

Причина следущего автопортрета - болезнь Дюрера. Во время путешествия по Нидерландам художник заболел лихорадкой, от последствий которой так и не оправился. Один из симптомов болезни - увеличение селезёнки. Набросок сделан в письме к врачу в 1521 году. Над ним написано: "У меня болит там, где находится жёлтое пятно, на которое я указываю пальцем".

Автопортрет в образе мужа скорбей (vir dolorum). Больной, уже немолодой Дюрер в роли страдающего Христа. Портрет нарисован через 22 года после знаменитого автопортрета из Пинакотеки в 1522 году (Кунстхалле, Бремен).

А теперь портреты ближайших родственников.

По окончании учёбы Дюрер написал портрет родителей. Портрет матери долго считался копией, но после новых исследований в 2003-м году его признали оригиналом. Предположительно, он был написан до портрета отца.

Отец Дюрера, золотых дел мастер родом из Венгрии, женился достаточно поздно, он значительно старше своей жены.
На портрете ему 63 года, Барбаре Дюрер, в девичестве Хольпер - только 38 лет.
Несмотря на некоторые технические недочёты, эти портреты уже очень профессиональны и обнаруживают большие способности в начинающем художнике.

В 1497 году Дюрер написал второй портрет отца, который интересно сравнить с первым, чтобы увидеть, как вырос художник за эти годы.

Его называют первым возрожденческим немецким портретом. Если портрет 90-го года ещё несколько застывший, скованный и мало говорит о внутреннем мире человека, то на портрете, написанном семью годами позже, читается характер, он включает в себя то, что Плиний требовал от портрета - портрет души. Строгое, испещрённое морщинами лицо и пронзительный взгляд много повидавшего на своём пути человека завораживают.

В 1514 году, за 2 месяца до смерти матери, Дюрер нарисовал углем ещё один её портрет, который тоже необычайно выразителен, даже выразительнее портрета отца.

Здесь Барбаре 63 года. Вот что написал после её смерти Альбрехт Дюрер в своей "памятной книжке":

Итак, да будет вам известно, что в 1513 году, во вторник перед неделей св. креста моя бедная страждущая мать, которую я взял к себе на свое попечение через два года после смерти моего отца и которая была совсем бедна, прожив у меня девять лет, однажды ранним утром внезапно смертельно заболела, так что нам пришлось взломать дверь в ее комнату, чтобы попасть к ней, ибо она не могла нам открыть. И мы перенесли ее в нижнюю комнату и дали ей оба причастия. Ибо все думали, что она умрет. Ибо со смерти моего отца она никогда не была здорова. И ее главным занятием было постоянно ходить в церковь, и она всегда мне выговаривала, если я нехорошо поступал. И она постоянно имела много забот со мною и моими братьями из-за наших грехов, и если я входил или выходил, она всегда приговаривала: иди во имя Христа. И она часто с большим усердием давала нам святые наставления и всегда очень заботилась о наших душах. И я не в силах воздать ей достаточной хвалы и описать все ее добрые дела и милосердие, которое она выказывала каждому. Эта моя благочестивая мать родила и воспитала восемнадцать детей; она часто болела чумой и многими другими тяжёлыми и странными болезнями; и она прошла через большую бедность, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, много страха и неприязни, но она не стала мстительной. Через год после того дня, когда она заболела, в 1514 году во вторник в 17 день мая за два часа до ночи, моя благочестивая мать Барбара Дюрер скончалась по-христиански со всеми причастиями, освобожденная папской властью от страданий и грехов. И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. Она попросила также питье св. Иоанна и выпила его. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. Она тяжело умерла, и я заметил, что она видела что-то страшное. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. Тотчас же после этого глаза ее закрылись. Я видел также, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце и как она закрыла рот и глаза и отошла в мучениях. Я молился за нее. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать. Боже, будь милостив к ней. Ибо самой большой ее радостью было всегда говорить о боге, и она была рада, когда его славили. И ей было шестьдесят три года, когда она умерла. И я похоронил ее с честью по своему достатку. Господи боже, пошли и мне блаженный конец, и пусть бог со своею небесною ратью и мой отец и мать и друзья присутствуют при моем конце и пусть всемогущий бог дарует всем нам вечную жизнь. Аминь. И мертвая она выглядела еще милее, чем когда она была еще жива.

Альбрехт был её третьим ребёнком и самым старшим из выживших. Помимо него из 18-ти детей до взрослого возраста дожили только двое: Эндрес и Ганс (третий из названных так детей Альбрехта Дюрера старшего и Барбары).

Эндрес стал, как отец, ювелиром, а Ганс художником. Известно, что он какое-то время работал в мастерской своего старшего брата.

На выставке был портрет Эндреса из Альбертины (1514), сделанный серебряным карандашом.

Известно, что Эндрес 1532-34 годы провёл в Кракове, где был придворным художником у короля Сигизмунда его другой брат, Ганс. Вероятно, портрет был написан в связи присвоением почётного звания мастера. Удивительно тонкие и притягательные черты лица. Одет Энрес не как ремесленник, а как нюрнбергский буржуа: в тонкую белую плессированную рубашку с вышитым воротом и характерный колпак, с металлической застёжкой. Дюрер написал сверху имя и возраст брата.

Был на выставке ещё один портрет, который, тоже возможно, является портретом Эндреса (датирован 1500/1510 годами). Мне кажется, что похож, здесь он моложе, с более округлыми юношескими чертами лица.
Он долго приписывался Гольбейну, потом одному из учеников Дюрера, теперь предполагается, что это всё-таки картина самого Дюрера, качество мастерское.

Ну и портреты жены Агнес.
Как тогда было принято, жену Альбрехту нашёл отец. Чтобы выполнить волю отца, молодому художнику пришлось срочно вернуться из станствий. Он женился на Агнес в июле 1494-го года, но уже 3 месяца спустя отправился в Италию, оставив её в Нюрнберге, где тогда буйствовала чума. Брак явно не был счастливым. В переписке со своим другом Виллибальдом Пиркгеймером художник не раз отзывается о ней в довольно грубых выражениях, называя её "старой вороной". После смерти Дюрера Пиркгеймер в письме к Черте обвиняет её в смерти мужа:

Действительно, в лице Альбрехта Дюрера я потерял лучшего друга, какого я когда-либо имел на земле; и ничто не огорчает меня больше, чем сознание, что он должен был умереть такой жестокой смертью, в которой я, по воле божьей, могу винить только его жену, ибо она так грызла его сердце и в такой степени мучила его, что он раньше от этого скончался. Ибо он высох, как связка соломы, и никогда не смел мечтать о развлечениях или пойти в компанию, так как злая женщина всегда была недовольна, хотя у нее не было для этого никаких оснований. К тому же она заставляла его работать день и ночь только для того, чтобы он мог накопить денег и оставить их ей после своей смерти. Ибо она всегда думала, что она на грани разорения, как она думает и теперь, хотя Альбрехт оставил ей состояние ценностью в 6000 гульденов. Но ей ничего не было достаточно, и, в результате, она одна является причиной его смерти. Я сам часто умолял ее изменить ее невеликодушное, преступное поведение, и я предостерегал ее и говорил ей, чем все это кончится, но я ничего не видел за свои труды, кроме неблагодарности. Ибо она была врагом всех, кто был расположен к ее мужу и искал его общества, что, конечно, доставляло много огорчений Альбрехту и свело его в могилу. Я ни разу не видел ее после его смерти и не хотел принимать ее у себя. Хотя я и помогал ей во многих случаях, она мне нисколько не доверяет; кто ей противоречит и не во всем с нею соглашается, тому она тотчас же становится врагом, поэтому мне приятнее быть вдали от нее. Она и ее сестра, конечно, не распущенные, но, несомненно, честные, набожные и в высшей степени богобоязненные женщины; но скорее предпочтешь распущенную женщину, которая держится дружелюбно, такой грызущей, подозрительной и сварливой набожной, с которой не может быть покоя и мира ни днем, ни ночью. Но предоставим это богу, да будет он милосерден и милостив к благочестивому Альбрехту, ибо он жил как набожный и честный человек и так же по-христиански и мирно скончался. Боже, окажи нам свою милость, чтобы и мы в свое время мирно последовали за ним.

У пары не было детей, также как у братьев Дюрера, так что несмотря на 18 беременностей матери, род Дюреров вымер.
Агнес, несмотря на то, что она, если верить Пиркгеймеру и самому Дюреру не была ангелом, много помогала мужу зарабатывать на жизнь. Она регулярно торговала его гравюрами на рынке в Нюрнберге (у неё было своё место) и даже ездила на ярмарки в другие города. Во время второй поездки Дюрера в Италию она приглядывала за мастерской.

Первый её портрет нарисован в год свадьбы и называется довольно ласково "Моя Агнес".

Тремя годами позже.

А вот портрет пожилой Агнес. Около 1519 года, Альбертина, Вена.

Этот рисунок Дюрер скорее всего использовал при написании св. Анны, которая сейчас хранится в Метрополитене, в Нью-Йорке. Возможно, что портрет был изначально этюдом к нью-йоркской картине. Забавно, что когда-то эту картину потребовал себе баварский курфюрст Максимилиан, известный поклонник творчества Дюрера, но она показалась ему копией и он на неё не позарился. Она могла бы быть сейчас в Пинакотеке, будь он к ней более снисходителен.

Ещё один, на мой взгляд, очень выразительный, портрет пожилой Агнес был сделан во время последнего путешествия Дюрера, в Нидерланды, пока пара плыла по Рейну. Изображение девочки скорее всего случайное, просто набросок кёльнской девочки в характерном головном уборе. Хранится в Альбертине, Вена.

Агнес Дюрер в нидерландском костюме, 1521

Вот и всё про Дюрера и семейство. Я, как обычно, отвлеклась и вместо того, чтоб остановиться на картинках с выставки, занялась семейными портретами художника. Часть из них была на выставке. Остальные (несемейные) портреты покажу

Дюрер родился в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга, Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. Наконец, посетив еще и Страсбург, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве. Но художника, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в самом начале XVI века прием «сфумато» – туманной мягкости очертаний в живописи, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.

Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.

«Автопортрет с чертополохом» Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника. Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Здесь художнику двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». Автопортрет находится в Лувре.

Автопортрет, 1493. Лувр, Париж

На мадридском «Автопортрете» (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом.

Автопортрет, 1498. Молодой и наряженный по моде, вернувшийся из путешествия по Италии, художник написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Музей Прадо, Мадрид

В 1500 году эти тенденции достигают кульминации в «Автопортрете в образе Христа». Здесь идеализированный облик, известный по более ранним автопортретам, сменился на строгое, пронзительное изображение. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», — гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал,они всегда имели черты сходства с самим художником.

Автопортрет, 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен

«Дюрер – больной», — написал художник в 1510 гогу, изобразив себя обнажённым. На животе он нарисовал жёлтый кружок и сделал пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».

«Дюрер — больной», 1510. Кунстхалле, Бремен

Всю жизнь Дюрер как одержимый пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. В ранних трактатах о живописи он писал: «…что такое прекрасное – этого я не знаю…Никто, кроме Бога, не может судить о прекрасном». Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми». Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, и две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.

Текст: Мария Гринфельдт


САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ Автопортрет Дюрера 1500г Дерево, масло. 67 ; 49 см
Старая пинакотека, Мюнхен «Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет», «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»

Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа - симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета.

Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. В этом произведении Дюрер, кажется, подошёл к тому, что историк искусства Марсель Брион, называет «классицизмом по Энгру. Лицо с непреклонностью и безличным достоинством маски, скрывающей беспокойство потрясений, боли и страсти внутри».
Кажущаяся симметрия картины несколько нарушена: голова расположена чуть правее центра, пряди волос падают набок, взгляд направлен влево.

Каким же был этот интересный человек и замечательный художник?

Хотя Дюрер сам себя почитал за меланхолика, нрав его не отличался «ни мрачной суровостью, ни несносной важностью; и он отнюдь не считал, что сладость и веселье жизни несовместимы с честью и порядочностью», как писал Иоаким Камерарий.. И действительно, в дневниках Альбрехта полно подобных записей: «…истратил на купанье и пропил с приятелями 5 штюберов», «проиграл 7 штюберов господину Гансу Эбнеру в таверне «Зеркало» и т.д. Дюрер был завсегдатаем модных тогда общественных бань, где находил своих натурщиков, не тратя дополнительного времени на уговоры попозировать. На одной из своих гравюр («Мужская баня») Дюрер, как считают исследователи, изобразил себя в качестве флейтиста.

С детства Дюрер любил музыку и даже пытался музицировать сам на лютне. Он дружил с музыкантами и создал несколько их портретов. В своём предисловии к «Книге о живописи» Дюрер рекомендовал юношам, обучающимся ремеслу художника, отвлекаться непродолжительной игрой на музыкальных инструментах «для того чтобы согреть кровь», чтоб от чрезмерных упражнений ими не овладела меланхолия. Зачастую Дюрер изображал и себя в качестве музыканта.

Несомненно, Дюрер был увлечён собственным отражением в зеркале и считал себя привлекательным мужчиной, о чём упоминал в письмах к своему другу Вилибальду Пиркгеймеру. И ничто так красноречиво не говорит об этом, как автопортреты, которые Дюрер создавал на протяжении всей своей жизни. Даже больной и исхудавший, Дюрер всегда прекрасен.

Ещё одной страстью Дюрера была любовь к нарядам. Он тратил огромные деньги на приобретение многочисленных шуб, парчи, бархата и атласа. Он предпочитал белоснежный вамс с вышивкой и широкими до локтя рукавами и изящные головные уборы по итальянской моде. Он самым тщательным образом продумывал сочетания цветов и фасон своих одежд и подбирал к ним аксессуары. Причёска была для Дюрера не менее важна.

Современник художника Лоренц Бехайм в письме сетовал на Дюрера за проволочки с заказанным портретом, упоминая "его мальчика", которому ужасно не нравится дюрерова борода (ежедневная ее завивка и укладка отнимает время, необходимое на написание портрета), а посему "ему лучше бы ее сбрить".
А вот перчатки для Дюрера были не просто модным аксессуаром, предназначенным защищать и украшать руки, перчатки были символом, отмечавшим его избранность, ведь руки его были не просто прекрасны, это были руки гения.

Любовь к изящным вещам заставляла Дюрера постоянно покупать и выменивать на гравюры всё новые и новые приобретения, которые он постоянно отсылал в Нюрнберг целыми сундуками. Чего только не было среди трофеев Дюрера: калькуттские орехи, старинный турецкий бич, попугаи, подаренные португальским купцом Родриго д`Амада, бычьи рога, непременный атрибут натюрморта «Vanitas vanitatis» череп, чаши из кленового дерева, зрительные стёкла, высушенная каракатица, крупная рыбья чешуя, мартышка, копыто лося, курительные трубки, большой черепаховый панцирь и ещё много всякой всячины. Дюрер постоянно приносил в дом бесполезные для хозяйства предметы. Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары. Он не жалел денег на покупку самой лучшей немецкой, голландской, итальянской бумаги, гусиных и лебединых перьев, медных листов, красок, кистей, серебряных карандашей и гравировальных инструментов.

Титан западноевропейского Ренессанса, гений эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер был одной из ярчайших звёзд на небосклоне немецкой живописи. Величайший художник рубежа XV-XVI веков прославился своими гравюрами по дереву и меди; пейзажами, выполненными акварелью и гуашью, реалистичными живыми портретами. Он стал первым в истории теоретиком искусства. Будучи разносторонне развитым человеком, Альбрехт Дюрер создавал не просто выдающиеся произведения, а интеллектуальные шедевры. Среди них - гравюра «Меланхолия» с её магическим квадратом.

Гениальный художник прославился и своими автопортретами, в которых было заключено и мастерство, и уникальный замысел автора. За жизнь Альбрехт Дюрер создал не менее 50 таких работ, но дошли до нашего времени немногие. Чем же примечательны автопортреты Дюрера? Почему они до сих пор заставляют трепетать восторженных почитателей его творчества?

Автопортреты как биография Альбрехта Дюрера

Биографы твердят, что мастер Альбрехт Дюрер был крайне привлекательным молодым человеком, и любовь к автопортретам была отчасти связана с тщеславным желанием понравиться людям. Однако не в этом заключалось истинное их назначение. Автопортреты Дюрера - это отражение его внутреннего мира и взглядов на искусство, история эволюции интеллекта и развития художественного вкуса. По ним можно проследить всю жизнь художника. Каждый её этап - новая работа, разительно отличающаяся от предыдущей. Дюрер сделал автопортрет отдельным жанром в изобразительном искусстве, а его работы в целом стали живой биографией художника. Они иногда могут рассказать больше, чем любая книга.

Первый автопортрет великого художника

Первый автопортрет Альбрехта Дюрера был создан в 1484 году. Тогда художнику было всего тринадцать лет, но он уже умел правильно передавать пропорции и великолепно владел серебряным штифтом. Им юный Альбрехт впервые выводил контуры своего лица. Этот инструмент оставляет на загрунтованной бумаге серебристый след. Со временем он приобретает коричневый оттенок. Стереть его с листа, не повредив грунт, практически невозможно. Тринадцатилетний Альбрехт, однако, нарисовал им портрет, создание которого вызвало бы затруднения даже у матёрого художника того времени.

На рисунке юный Дюрер выглядит задумчивым и в то же время строгим. Взгляд его исполнен печали и решительности. Жест руки говорит о непримиримом желании достичь своей цели - стать великим мастером своего дела. Однажды отец Альбрехта, увидел работу сына. Первый автопортрет Дюрера поразил талантливого ювелира. Отец всегда хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, но оценив работу Альбрехта, он отправил его на обучение в мастерскую художника Михаэля Вольгемута. Там молодой Дюрер постигал азы живописи и гравирования.

Ранний автопортрет пером

По окончании обучения каждый художник по традиции того времени отправлялся в странствие. Путешествуя, он должен был набираться опыта у мастеров из далёких земель. По этому пути пошёл и Альбрехт Дюрер. Автопортрет, написанный им во время путешествия по Европе, был выполнен в совершенно другой манере. Он показывает умение молодого художника отразить на бумаге внутреннее состояние души человека. На этот раз Дюрер использовал перо, да и настроение у него было иное. На рисунке «Автопортрет с повязкой» лицо Альбрехта исполнено терзаний и неприкрытой боли. Его покрывают морщины, которые делают образ более мрачным. Причина терзаний доподлинно неизвестна, однако в том, что они имели место быть, сомневаться не приходится.

Автопортрет, 1493

К концу странствий Альбрехта настигла весть о его скорой женитьбе. Тогда, в XV веке родители сами выбирали своим детям пару. Альбрехту отец нашёл невесту из знатной нюрнбергской семьи. Против женитьбы на Агнессе Фрей молодой художник не возражал. Существует точка зрения, что именно по случаю такого события и написал Дюрер «Автопортрет с чертополохом». В те времена считалось нормой, что будущие супруги знакомились прямо на свадьбе, поэтому молодой художник решил сделать будущей жене особенный подарок.

На портрете Альбрехту 22 года. Молодой человек устремил вдаль свой взгляд. Он сосредоточен и задумчив. Глаза Альбрехта немного косят вследствие того, что работу над портретом он вёл, смотря на себя в зеркало. В руках художник держит чертополох. Он и стал предметом споров между поклонниками творчества Дюрера.

Споры вокруг «Автопортрета с чертополохом»

Эквивалентом слова «чертополох» в немецком языке является männertreu, что дословно переводится как «мужская верность». Это явно указывает на то, что автопортрет предназначался Агнессе Фрей. Однако противники этой точки зрения утверждают, что чертополох - символ страстей Христовых, а колючки растения олицетворяют муки Иисуса. Кроме того, Дюрер написал на автопортрете: «Моими делами управляет Всевышний». И это также явственно указывает на то, что эта картина - выражение покорности и преданности художника Богу, а не подарок будущей жене. Однако правду знал только сам Дюрер.

Итальянская работа, 1498

Следующая работа мастера Альбрехта в жанре автопортрета выполнена уже в Италии. Художник всегда хотел отправиться в эту страну и познакомиться с уникальной традицией итальянской живописи. Молодая жена и её семья не поддерживали идею путешествия, однако эпидемия чумы, охватившая Нюрнберг, сделала желанную поездку возможной. Дюрера поразило яркое буйство красок итальянских ландшафтов. Он изображал природу с невероятной для того времени чёткостью. Дюрер стал первым пейзажистом в истории искусства. Его идеалом было теперь правильное изображение, соответствующее природе и геометрии. Творческая атмосфера Италии помогла ему принять себя как художника-новатора. И это в полной мере отражено в его итальянском автопортрете.

На нём изображён уверенный в себе человек, осознавший своё призвание, миссию творца прекрасного и кредо мыслителя. Таким стал Дюрер. Автопортрет, описание которого позволяет судить о переменах в его самосознании, вошёл в число самых известных работ художника. Дюрер на нём исполнен достоинства. Его осанка прямая, а взгляд выражает уверенность. Альбрехт богато одет. Его тщательно завитые волосы ниспадают на плечи. А на заднем плане автопортрета виднеется итальянский пейзаж - чистое вдохновение художника.

Четыре темперамента

Следующая работа Дюрера в полной мере отражает его натуру мыслителя, а также стремление к самопознанию. Автопортрет посвящён греческому учению о четырёх темпераментах. Согласно ему люди делятся на меланхоликов и флегматиков. На гравюре «Мужская баня» великий художник воплотил каждый тип темперамента в отдельном человеке. Дюрер считал себя меланхоликом. Об этом ему сообщил однажды неизвестный астролог. Можно предположить, что именно в этой роли он запечатлён на гравюре. Художник изобразил себя в виде флейтиста, развлекающего своих друзей.

«Автопортрет в образе Христа», 1500

Из Италии Дюрер вернулся уже не робким учеником, а мастером своего дела. На родине Альбрехт получил множество заказов, принёсших ему славу. Его работу знали уже за пределами родного Нюрнберга, а сам художник поставил своё дело на коммерческую основу. Вместе с тем близилось новое столетие, наступление которого должно было ознаменоваться концом света. Напряжённый период эсхатологического ожидания оказал значимое влияние на мастера Альбрехта. И в 1500 году появилась самая известная работа, которую создал Дюрер, - «Автопортрет в образе Христа».

Он запечатлел себя анфас, что было немыслимой смелостью в XVI веке. Все портреты того времени отличала одна общая черта: обычных людей всегда изображали вполоборота, и лишь Иисус был исключением. Дюрер стал первым художником, нарушившим этот негласный запрет. волнистые волосы, совершенные действительно делаю его похожим на Христа. Даже кисть руки, запечатлённая внизу холста, сложена в жесте, типичном для святого отца. Цвета на картине сдержанные. На фоне черного, красного, белого и коричневого оттенков ярко выделяется лик художника. Облачённый в одеяния, отороченные мехом, мастер Альбрехт словно бы сравнивал себя с творцом, который резцом и кистью создаёт свой особенный, загадочный и неповторимый мир.

Религиозные автопортреты

Последующие автопортреты Дюрера имели ярко выраженный религиозный характер. XVI век был полон потрясений, связанных с осознанием роли Бога в жизни простого человека. Посильный вклад в этот вопрос внёс Мартин Лютер, пытавшийся донести суть христианского учения до людей. А Дюрер писал многочисленные религиозные композиции. Среди них «Праздник чёток» и «Поклонение Святой Троице». На них Дюрер не только мастер, но и участник священных действий. Таким образом он отдавал дань преданности Богу.

Самый откровенный автопортрет

Религиозный подтекст носит одна из самых спорных и загадочных работ художника - «Автопортрет обнажённым». Альбрехт Дюрер изобразил себя в образе Христа-мученика. О том говорят худое лицо, измождённое тело, поза, напоминающая Иисуса во время бичевания. Даже складка кожи, изображённая художником над правым бедром, может иметь символическое значение. Там находилась одна их ран, полученных Христом.

Рисунок выполнен пером и кистью на тонированной зелёной бумаге. Точное время создания автопортрета неизвестно, однако исходя из возраста художника на картине, можно предположить, что он написал её в первом десятилетии XVI века. Достоверно известно, что автор хранил работу у себя и не представлял широкой публике. Ни один художник до и после него не изображал себя полностью нагим. Шокирующий своей откровенностью рисунок с трудом можно найти в изданиях, посвящённых искусству.

Последние автопортреты Альбрехта Дюрера

Последующие автопортреты Дюрера предсказывали его скорую смерть. В Нидерландах его поразил странный недуг, о котором в те времена никто не имел представления. Сейчас историки могут только предполагать, что эта была малярия. У художника были проблемы с селезёнкой, на что он явственно указал на автопортрете «Дюрер - больной» с жёлтым пятном. Этот рисунок он отослал своему врачу и написал ему краткое сообщение. В нём говорилось, что место, на котором изображено жёлтое пятно, вызывает боль. Отражением физического состояния художника и продолжением религиозной темы стал «Автопортрет в образе страждущего Христа». На нём изображён Дюрер, измученный неизвестным недугом и духовным разладом, причиной которого стала, быть может, реформация и связанные с ней события.

Вскоре он умер, оставив потомкам величайшее наследие своего времени. Автопортреты Дюрера, хранящиеся в самых известных галереях мира, таких как Лувр в Париже и Прадо в Мадриде, до сих пор поражают своей внутренней силой и почти мистической красотой.

Автопортрет в возрасте 13 лет

В правом верхнем углу сделана надпись: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году,когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».

В Германии конца XV века не приняты были автопортреты. 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр - автопортрет. С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект - собственное лицо - и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).

Альбрехт был тогда подмастерьем у ювелира – своего отца.

Автопортрет с повязкой, 1491 год


Следующие дошедшие до нас графические автопортреты Альбрехта Дюрера выполнены в 1491-1493-м годах. Их автору чуть-чуть за двадцать. Здесь уже использован не серебряный карандаш, а перо и чернила. А сам Дюрер - больше не подмастерье ювелира, а начинающий художник.

Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1493 год

Автопортрет, 1498 год


«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».

Между двумя автопортретами - этим и предыдущим - прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера. В эти пять лет Дюрер не только женился,но и прославился, не только возмужал, но и успел осознать себя большим художником, универсальной личностью, для которой стали тесны рамки родного города, так как теперь Дюреру нужен весь мир. В этом автопортрете из Прадо,в самом взгляде Дюрера, в его спокойной и уверенной позе и в том, как его руки опираются на парапет, ощущается особое, осознанное достоинство.

Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»), 1500 год


«Старый Дюрер, зайдя как-то в мастерскую сына, увидел картину, только что законченную им. Христа - так показалось золотых дел мастеру, зрение которого окончательно испортилось. Но, всмотревшись пристальнее, увидел он перед собою не Иисуса, а своего Альбрехта. На портрете был одет его сын в богатую меховую шубу. Зябко стягивала ее борта рука с бледными, беспомощными в своей худобе пальцами. Из мрачного фона, словно из небытия, выступало не просто лицо - лик святого. В глазах застыло неземное горе. Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».

Автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1500 Праздник четок (Праздник розовых венков), 1506 год



В правом углу алтарной картины«Праздник четок», написанной по заказу немецкой общины в Венеции, художник изображает себя в пышном одеянии. В руках он держит свиток, где написано, что Альбрехт Дюрер завершил картину в пять месяцев, хотя на самом деле работа над ней продлилась не меньше восьми: Дюреру было важно доказать сомневающимся итальянцам, что в живописи он так же хорош, как и в гравюре.

Алтарь Иова (Алтарь Ябаха). Реконструкция, 1504 год

Алтарь Ябаха (иногда его еще называют «Алтарь Иова»), вероятно,был заказан Дюреру курфюстом Саксонским Фридрихом III для замка в Виттенберге в ознаменование окончания эпидемии чумы 1503 года.


Себя Дюрер изобразил в образе барабанщика. В реальности художник интересовался музыкой, пробовал играть на лютне,но есть в этом образе нечто еще более несомненно дюреровское - присущая ему экстравагантность в выборе одежды. Дюрер-барабанщик изображает себя в черной чалме и необычной по крою короткой оранжевой накидке.

Автопортрет в обнаженном виде. Альбрехт Дюрер, 1509 год

Немецкий филолог и историк XVI века Иоахим Камерарий Старший для издания книги Дюрера о пропорциях написал очерк жизни и творчества художника.

Внешность Дюрера в нём Камерарий описывал так: «Природа наделила его телом,выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы,…довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот,мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна,что ничто так не огорчало его слушателей, как её окончание».

То, с какой откровенностью Дюрер изображает не чью-нибудь, а собственную наготу, вплоть до ХХ века оставалось чем-то беспрецедентным и настолько шокирующим, что во многих изданиях этот поколенный автопортрет Дюрера стыдливо обрезался на уровне пояса.

Муж скорбей (Автопортрет), 1522 год

Здесь Дюреру 51 год. Он ощущает себя глубоким стариком.

Автопортрет, 1521 год


А этот автопортерт - не картина и не гравюра, а визуализация диагноза из письма,написанного Дюрером доктору, у которого хотел получить консультацию. Вверху сделано пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».

Более подробно об автопортретах Дюрера можно прочитать в лонгриде Артхива на эту тему.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры