Шурыгин Александр. Укрощение непокорных

Главная / Чувства
"Клодтовы кони". Аничков мост. - ч.3.

В ноябре 1832 г. в жизни Петра Карловича Клодта произошло важное событие: молодой академик женился на Иулиании Ивановне Спиридоновой, племяннице А.А. Мартос - жены скульптора, ректора Академии художеств И.П. Мартоса. Сначала Клодт попросил руки дочери ректора Катеньки, в чем ему было отказано. Впрочем, полюбившие молодого мастера, Мартосы тут же предложили ему свою "бедную, но трудолюбивую" племянницу. И он согласился. Молодая жена была хороша собой, стройна и грациозна. "С Юленькой я как у Христа за пазухой", - говорил П.К. Клодт. Он получил квартиру при Академии, мастерскую. Своеобразным подарком новобрачным стал заказ царя, через годы ставший мировым шедевром - скульптуры Аничкова моста.....

Ани́чков мост (Аничкин мост ) — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга .Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. Первый деревянный мост здесь был построен по указу Петра I в 1715 году. Тогда он стал пограничным для города. Название мост получил по имени майора Михаила Аничкова , командовавшего батальоном морских инженеров,строивших мост, батальон размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». Позднее возникли 3 других названия: Аничков мост, Аничковские ворота на Невском проспекте, стоявшие недолго, и Аничков дворец. Впоследствии Аничков достиг чина полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой ул. проходил Аничков переулок (ныне пер. Крылова).,который во времена Петра Первого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.Деревянный мост был со шлагбаумом, в ночное время шлагбаум опускался. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц. Для того чтобы по Фонтанке могли проплыть суда с высокими мачтами, в 1726 году мост был сделан разводным. По проекту М. Г. Земцова рядом с мостом был построен караульный дом, где солдаты укрывались от непогоды. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Аничков мост разводили и по ночам, дабы в город из леса не забегали волкиВ 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. Длина Аничкова моста была более 200 метров, что почти в 4 раза больше длины современного моста.В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На быках моста находились башни с разводным механизмом .


Аничков мост в 1830-х годах.

В 1841 году Аничков мост перестраивается по проекту инженера И. Ф. Бутаца. Строительные работы были начаты 22 мая, завершены к осени того же года. Новый Аничков мост стал каменным, трёхпролётным. В начале ноября 1841 года на нём были установлены перила и гранитные пъедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы стоило 195294 рубля серебромТоржественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. Движение по мосту было открыто в январе 1842 года.


Василий Садовников."Аничков мост".


Современник этих событий писал:«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!... Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».Новый Аничков мост, созданный по проекту инженера А.Д. Готмана, был открыт 20 октября 1841 года. Рисунок перил исполнил архитектор А.П. Брюллов, а главным украшением моста стали скульптурные группы коней с водничими, выполненные Клодтом.Правда сначала скульптуры "Покорение коня человеком" было решено установить для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара, у входа с Набережной на Дворцовую площадь.


Paolo Sala."Аничков мост".

В 1833 г. и модели и место для скульптур утвердил сам император и одобрил совет Академии художеств. Однако когда первые две группы были готовы к отливке, Петр Клодт, отправившись на предполагаемое место установки скульптур, сделал вывод, что не правильно ставить их на берегу Невы между Адмиралтейством и Зимним дворцом - "Как же можно укрощать коней рядом с водой и кораблями?" Клодт стал искать другое место, и, вскоре обнаружил, что самое подходящее - на Невском проспекте, на Аничковом мосту. Как раз в те самые дни Н.В. Гоголь писал: "Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге!" Любопытно, что сказал бы Николай Васильевич, увидев на Аничковом мосту Невского скульптурную группу Петра Клодта? Но Аничков мост тогда был еще узок и пуст. Решив вопреки замыслу царя поставить свою скульптурную "поэму" на Аничковом, Клодт лишь намекнул об этом Николаю I - согласие пришло само собой. Царь понимал, что Аничков и в самом деле устарел, нужна реконструкция. А тогда и кони Клодта будут здесь к месту. Из императорских конюшен в полное распоряжение скульптора привели двух чистокровных арабских жеребцов: Клодт мог их и рисовать, и лепить, и кормить из своих рук, и запрягать в свой экипаж. Через некоторое время Николай I, посетивший мастерскую и увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов". Будучи еще вольнослушателем Академии, Клодт пошел в ученики к лучшему русскому литейщику Василию Екимову. И став уже именитым, барон не оставлял художественного литья, чтобы точно знать, что и как из вылепленного перейдет в бронзу. В 1838 году, когда первые модели "Укротителей" были готовы к отливке, внезапно умер Екимов. И, как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему литьем, Клодту предложили не только самому одевать в бронзу свои изделия, но и возглавить весь Литейный Двор. Так впервые в истории русского искусства скульптор, не имея профессионального образования, стал заведующим литейной мастерской. И когда настал торжественный час отливки, у плавильных печей собралось множество людей. Толпа, сняв шапки и крестясь, притихла. Вскоре расплавленная бронза потекла в формы. Клодт был весь в напряжении. Рабочих лихорадило от жара - им давали пить молоко. Президент Академии Оленин, не в силах стоять от волнения, сидел за дверями и бормотал молитвы. Внезапно раздалось мощное "ура". Свершилось! Клодт вышел к Оленину, рухнул рядом с ним на табурет... А на Невском шла перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители - весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре была отлита вторая группа "Укротителей". И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось открыть поскорее новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста. Думал ли тогда Петр Клодт, что понадобится еще целых десять лет, прежде чем он сыграет на Аничковом весь свой блестящий спектакль - в четырех бронзовых картинах. Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех: "Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, - писали газеты. - Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую". После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо "с моста". Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. Коней установили у главных ворот королевского дворца. "По доставлении в Берлин подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп пожалован от Его Королевского Величества кавалером ордена Красного Орла III степени" 14 августа 1842 г. Находясь в Германии, Клодт писал А.П. Брюллову: "Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб и квас - только бы поскорее вернуться в Россию". Потомок иноземцев, П.К. Клодт по своему духу, привычкам, пристрастиям был таким русским, что, находясь в Германии, ужасно тосковал по родине. Впрочем, "страдания" Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.


1 апреля 1843 г. Клодт "за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста, Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Анны III степени". В 1843-1844 г.г. он в третий раз отливает бронзовые копии "Укротителей". Но уже другой гость Николая I, король Обеих Сицилий Фердинанд II, увидев божественных коней Клодта, пожелал видеть их ежедневно у себя в Неаполе. Весной 1846 года они были отправлены туда, где и сегодня стоят у входа в дворцовый сад. В июле 1846 г. Клодт пожалован от Его Величества короля Неаполитанского кавалером ордена Св.Фердинанда. Европейские газеты сообщали: "В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта". Берлин, Париж, Рим удостоили Петра Клодта звания почетного члена своих Академий. Почти двадцать лет длился вдохновенный и кропотливый труд ваятеля. В 1850-1851 годах все гипсовые скульптуры были заменены бронзовыми.Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме, но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядят слишком маленькими.Другим прообразом были «Кони Марли » французского скульптора Гийома Кусту (фр.), созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.Клодт, в свою очередь, изображал обычных кавалерийских лошадей, анатомию которых изучал много лет. Реализм пропорций и пластики был изображён скульптором в традициях классицизма и это помогло вписать скульптурное оформление моста в исторический архитектурный пейзаж этой части города. Одним из серьёзных отличий этой композиции от работ предшественников является отказ от идеи полной и безусловной симметрии и создание последовательного произведения, состоявшего из четырёх композиций.Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.Конные группы гениально просто соединены сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженного коня. Строение коня было воссоздано с непогрешимой точностью, тщательно выявлены все его мускулы и складки кожи. В изображении лошади Клодт достиг совершенства, он сумел передать ее внутреннее состояние - страх, гнев, разъяренность, гордое повиновение. Аничковых коней справедливо считают вершиной творчества Клодта. Острая динамика, экспрессия, оригинальное развитие темы в сочетании с гармоническим равновесием и строжайшей выдержанностью пропорций, наконец, высокое качество исполнения, ювелирная точность отливки, - принесли автору мировую славу. В первой группе животное покорно человеку — обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает. Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами.


Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водничего развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водничего как бы переплетаются между собой .


В третьей группе конь одолевает водничего: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водничего. Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водничего образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур .

В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду. Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водничего неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Движение подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля. Позже копии "Укротителей" были установлены в Петергофе, Стрельне, усадьбе Голицыных в Кузьминках под Москвой (сохранились). Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга.

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

"...Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья —
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек".


Robert Miph "Anichkov Bridge "

В 1902 году состояние Аничкова моста было признано аварийным. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 году под руководством архитектора П. В. Щусева. Во время блокады Ленинграда конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой.Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.Конструкция моста не была нарушена войной, и мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта.Ещё до окончания войны конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года. Во второй половине XX века года было проведено несколько текущих ремонтов моста. Мост продолжал разрушаться от времени и от статических нагрузок. В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. В 2008 году проводился очередной капитальный ремонт моста.Сейчас длина моста 54,6 метра, ширина — 37,9 метра

В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.



Скульптор потратил на эту работу 20 лет своей жизни. Эта работа стала одной из самых значимых и известных работ скульптора. После обсуждения в 1833 году на художественном совете первых двух скульптурных композиций академический совет решил избрать скульптора в назначенные академики, что и было сделано пятью годами спустя — в 1838-м. Также в том же году он был назначен профессором скульптуры и возглавил Литейный двор Императорской академии художеств.Сама работа была признана современниками одной из вершин изобразительного искусства, сопоставимой с картиной К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». В короткое время она приобрела европейскую известность.Окончательно статуи заняли свои места только спустя 10 лет после установки первых вариантов. Они покидали свои постаменты дважды: В 1941 году, во время блокады, скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца и в 2000 скульптуры снимались с моста для реставрации."Укротители" на Аничковом стали лебединой песней Клодта!


Пётр Клодт родился 1805 году в Санкт-Петербурге в семье военных, происходившей из старинного немецкого рода. Его отец был генералом, героем Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то, что будущий скульптор появился на свет в столице, годы юности он провел в Омске, вдали от европейского образования и культуры. Связать свою жизнь он хотел, как и его предки, с военной карьерой – в Омске он был курсантом казачьего училища, а по возвращении в Петербург поступил в училище уже артиллерийское. Несмотря на такой выбор, в годы своей учебы он при любой возможности брался за карандаш или перочинный ножик – вырезал фигурки лошадей и людей – увлечение, которым "заразил" его отец.

После окончания обучения Клодт произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде, но в 1828 году ушёл со службы, чтобы сосредоточиться исключительно на искусстве. Два года он учился самостоятельно, после стал вольнослушателем Академии художеств: ректор академии Мартос и учителя, видя в Клодте талант и умение, помогали ему добиться успеха. Со временем он стал настоящим мастером своего дела и был известен не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами. Самое известное творение Клодта – это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие его произведения не менее великолепны. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные из них.

Кони Нарвских триумфальных ворот

Клодт выполнял этот большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец".

"Укротители коней" Аничкова моста

Знаменитые "Укротители коней" сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптуры должны были украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Примечательно, что и место, и сам проект одобрил лично Николай I . Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал. Николай предоставил скульптору двух чистокровных арабских жеребцов – ему дозволялось делать с ними все, что угодно. Клодту очень пригодился его опыт, полученный еще во время обучения в Академии – в то время он был учеником одного из выдающихся русский литейщиков Екимова, а к моменту создания "Укротителей" уже успел возглавить весь Литейный Двор. Увидев первые заготовки из бронзы император сказал скульптору, что они вышли даже лучше, чем жеребцы выглядели на самом деле.

20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста после реконструкции, на которое петербуржцы шли буквально толпами. Но тогда жители не увидели истинной красоты работы Клодта – Николай I решил подарить две скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму, и вместо них были установлены раскрашенные гипсовые копии. Спустя три года копии были изготовлены повторно, но долго тоже не продержались – на этот раз их счастливым обладателем стал "король обеих Сицилий" Фердинанд II. Лишь в 1850 году гипсовые копии окончательно исчезли с моста, и их место заняли бронзовые фигуры.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник Ивану Крылову

Жизнь знаменитого баснописца практически неразрывно связана с Петербургом – он прожил в городе почти шестьдесят лет, редко выезжая за его пределы. Его смерть в 1844 стала народной трагедией, и через год была объявлена добровольная подписка, целью которой было собрать деньги на памятник знаменитому поэту. В 1849 году проект Клодта побеждает в открытом конкурсе. Первоначальные эскизы предполагали создание практически античного образа поэта, но скульптор пошел на смелый шаг – он отказался от господствовавших в то время идей воплощения идеалистических образов, и захотел изобразить поэта максимально точно, в естественной обстановке. По словам современников, ему удалось добиться практически портретного сходства с оригиналом. По периметру пьедестала скульптор расположил животных – героев басен Крылова. Памятник и по сей день украшает Летний сад Петербурга.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник князю Владимиру Киевскому

В 1833 году скульптор В. Демут-Малиновский работал над проектом памятника князю Владимиру Киевскому - инициатору крещения Руси в 988. Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств. По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие. В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. Тон, спроектировавший постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле. В то время Клодт руководил литейным двором академии художеств и ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника. При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели. Оценить эти различия невозможно, так как сравнить эскизный проект с памятником не представляется возможным: эскизная модель не сохранилась. Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения. Скульптор сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев, и очень удачно выбрал место для неё: она вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник Николаю I

Памятник противоречивому, но выдающемуся императору был заложен спустя год после его смерти – в 1856 году. Это был изначально сложный проект, над которым должны были трудиться несколько скульпторов, но самая ответственная работа – воплощение фигуры государя – была поручена Клодту. Успешно справиться с задачей ему удалось только со второго раза – во время первой попытки форма скульптуры не выдержала, и расплавленная бронза вытекла наружу. Наследник Николая, Александр II позволил скульптору совершить вторичную отливку, которая оказалась успешной. Для того, чтобы вывезти скульптуру за пределы Императорской Академии художеств, где она отливалась, потребовалось сломать стены: настолько велики были ее размеры. 25 июня 1859 памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II . Современники поражались невиданному доселе достижению: Клодту удалось добиться того, что скульптура всадника опиралась всего на две точки опоры, на задние ноги коня! В Европе такой памятник был поставлен впервые, единственным более ранним примером такого воплощения чуда инженерной мысли был американский памятник президенту Эндрю Джексону в столице США. После октябрьского переворота 1917 года неоднократно ставился вопрос о демонтаже памятника как наследия царского режима, но художественный гений Клодта спас монумент от разрушения: благодаря уникальности системы всего двух опор он был признан чудом инженерной мысли и сохранен.

Аничков мост (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мост через Фонтанку на Невском проспекте, обрамленный четырьмя скульптурами укротителей коней, - один из самых узнаваемых мостов Санкт-Петербурга.

Общая длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Аничков мост имеет три полосы движения, а также пешеходные тротуары.

Официальное его название «Невский мост» не прижилось. Название «Аничков» пошло от имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого отстроил слободу, находившуюся неподалеку. Он же принимал участие в строительстве моста. Истории же, возводящие название моста к некоей Аничке или Ане, - просто городские легенды.

Первый деревянный мост на этом месте был построен при Петре I в 1716 году и имел длину около 150 метров. Впоследствии мост множество раз менялся: расширялся, укреплялся, перестраивался в дереве и камне. Современный вид мост приобрел в середине 19 века. Три пролета, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича и облицевали гранитом. Появились чудесные чугунные перила, выполненные по эскизам немецкого архитектора Карла Шинкеля, изображающие русалок и морских коньков.

В 1841 году появились знаменитые конные скульптуры Клодта, отлитые в бронзе. Сначала на западной стороне «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной же стороне симметричные скульптуры устанавливались пять раз. Первую пару Николай I преподнес в качестве подарка прусскому королю - укротители и ныне стоят в Берлине в Клейст-парке. Вторые оказались в Неаполе - благодарность за гостеприимство королю обеих Сицилий от императрицы Александры Федоровны. Остальные «разбежались» по России. После Клодт решил не повторять скульптуры, а изготовил новые, показав четыре стадии укрощения коня.

Интересно, что две лошади, которые смотрят на Адмиралтейство, подкованы, а другие две - подков не имеют. Говорят, в 18 веке на Литейном располагались кузницы. Вот и получается, что кони идут на Литейный без подков, а обратно - подкованные.

Аничков мост относится к объектам культурного наследия РФ. За эксплуатацией моста ведется наблюдение, контролируется износ опор и покрытия, проводятся плановые реконструкции самого сооружения и скульптур. Во время ленинградской блокады укротителей снимали и закапывали в саду Аничкова дворца. А на одном из постаментов и сейчас можно увидеть след от артиллерийского снаряда.

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Пётр Клодт происходил из небогатой, но весьма аристократической балтийской немецкой семьи, состоявшей из доблестных воинов. Его прапрадед был одним из известных деятелей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно реалистично получались.

Петр Карлович Клодт
(1805-1867)

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности Клодт брался за карандаш и рисовал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позже, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX века. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Скоро Клодту поручили выполнить большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. Так появилась на аттике арки Нарвских триумфальных ворот несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта встают на дыбы, но при этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство царя Николая I. Известна легенда о том, что Николай I произнес фразу: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Старая почтовая карточка начала ХХ века

Следующее и, пожалуй, самое известное творение Клодта, над которым он трудился около 20 лет — это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту. Заказ был получен в 1832 году. Знаменитые «Укротители коней» сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптурами планировалось украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Место, и сам проект одобрил лично Николай I. Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал.

На Невском закипела перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители — весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре были отлиты две группы «Укротителей». И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось поскорее открыть новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста.

Аничков мост в Санкт-Петербурге в середине XIX века

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех. «Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, — писали газеты. — Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно возничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую». После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо «с моста», и они отправились в Берлин украшать главные ворота Королевского дворца. Их установили на террасе перед порталом Королевского дворца со стороны Люстгартена. Сейчас они отреставрированы и находятся в Кляйст-парке перед зданием суда. Будут ли они возвращены на прежнее место, когда восстановят королевский дворец — неизвестно.

Терраса Королевского дворца в Берлине в середине XIX века

Король Пруссии в качестве ответного подарка заказал видному немецкому скульптору Х.Д.Рауху изготовление копий двух статуй Победы, созданных этим ваятелем и установленных в парке Эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге в 1839 году и в Берлине на Белле-Аллианс Плаце в 1843 году. Две парные статуи аллегорических крылатых фигур были отлиты к ноябрю 1844 году в Лаухаммере и отправлены в Петербург, чтобы быть установленными на колоннах Славы, выполненных по проекту архитектора Карла Росси из серого гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают две крылатые фигуры богини Славы, венчающие эти колонны. Находится эта композиция в начале Конногвардейского бульвара, возникшего на месте Адмиралтейского канала, когда-то соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией.

Между тем, Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. По доставлении в Берлин, подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп, Клодт был пожалован от Его Королевского Величества орденом Красного Орла III степени 14 августа 1842 года. Известно, что находясь в Германии, Клодт ужасно тосковал по родине. Впрочем, «страдания» Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм IV, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их Николай I опять подарил теперь монарху Королевства Обеих Сицилий Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Король Фердинанд II Бурбон, увидев коней Клодта пришел в полный восторг. Петр Клодт был награжден Неаполитанским орденом, а местные газеты вышли с заголовками: «В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». До сих пор скульптуры находятся у въездных ворот в Королевский дворец Неаполя — Палаццо Реале, где сейчас располагается Национальная библиотека.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

Следующие скульптурные группы коней, отлитые в очередной раз Клодтом, были установлены у павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, построенном Николаем I для своей жены императрицы Александры. Но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли.

Павильон Бельведер в Петергофе. До военная фотография

Кони авторской отливки Клодта стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне, установленные на высоких постаментах перед фасадом дворца, обращенного к пруду.Территория была подарена графу, а позднее князю Алексею Федоровичу Орлову императором Николаем I в 1834 году за заслуги в подавлении декабрьского бунта 1825 года. Во время войны и оккупации германскими войсками скульптуры из Орловского парка тоже были похищены немцами. А сама усадьба сильно пострадала во время боевых действий Великой Отечественной войны, уцелели лишь башня с колодцем.

В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке в очередной раз отлитые Клодтом кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

Конный двор в усадьбе Кузьминки. До военная фотография

Усадьба Кузьминки известна с XVIII века. Ее владельцами были бароны Строгановы и князья Голицыны. В XIX веке Кузьминки считались одним из красивейших мест в окрестностях Москвы. Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в первой четверти XIX века при Сергее Михайловиче Голицыне. При нем усадьбу называли московским Павловском. Образцовое хозяйство, продуманная планировка, прекрасные архитектурные сооружения, живописные парки с прудами, островами, мостиками привлекали в усадьбу множество гостей.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1846 году Петр Клодт решил не делать больше копий коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста, и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах.

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только на фотографиях, но и во многих произведениях живописи. Композиция барона П. Клодта «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

С конями, которые создал знаменитейший и своеобразнейший скульптор Петр Карлович Клодт, связано много разных историй, больше похожих на байки. Мы не будем их все пересказывать – только две и еще реальный один случай из жизни. Речь пойдет о конях на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка и служащего частью Невского проспекта в Петербурге.

Любовнику жены не повезло

Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.

Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Анúчковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Если есть конь – на нем можно сидеть

Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.

Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.

Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры