Силин сергей васильевич - библиогид. Сергей селин, биография, новости, фото Сергей силин бэмби

Главная / Чувства
Сергей Селин – это талантливый актер, сыгравший за свою карьеру во многих интересных фильмах. Его роли запоминаются, его персонажам хочется сопереживать. Именно поэтому вот уже много лет наш сегодняшний герой является по-настоящему родным для миллионов телезрителей в разных уголках СНГ. Но каким человеком Сергей Селин является вне съемочной площадки? Как развивалась его карьера до легендарной роли Дукалиса, и какой стала после? Пролить свет на неизвестные подробности жизни известного актера мы попытаемся сегодня.

Ранние годы, детство и семья Сергея Селина

Будущий актер появился на свет в городе Воронеж 12 марта 1961 года. С самых ранних лет он отличался бойким характером, а потому слыл в своем районе первым хулиганом. Его прекрасно знал местный участковый, а потому приводы в районный участок для него всегда были чем-то заурядным и обыденным.

Весьма примечательно, что после очередной хулиганской выходки Сергея Селина даже поставили на учет в детскую комнату милиции. Интересно, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что непоседливый мальчуган однажды сам станет милиционером. Пускай и только киношным…


В какой-то момент, видя, что сын идет по наклонной, родители Сергея Селина решили направить его неуемную энергию в более мирное русло и записали его в местный оркестр. Здесь он научился отлично играть на ударных и духовых инструментах, а также впервые почувствовал в себе неуемную тягу к искусству. В скором времени наш сегодняшний герой начал заниматься еще и в театральном кружке. В этот период он начал часто выходить на сцену, мечтая, что однажды поступит в театральный ВУЗ и станет настоящим актером.

Актер Сергей Селин: путь к сцене

Ведомый мечтой о большой сцене, былой хулиган отправился на прослушивание в Московский театральный институт, однако провалил экзамены. После этого была долгая служба в армии, где наш сегодняшний герой участвовал практически во всех постановках местной самодеятельности. Он играл на трубе, выходил на сцену в качестве актера и, слыша бурные аплодисменты, думал о том, что со второй попытку уж точно сможет поступить в театральный.

трезвый образ жизни - актёр Сергей Селин

Однако все вышло несколько иначе. Вторая попытка поступления в театральный ВУЗ (на этот раз ЛГИТМиК) оказалась не лучше первой. А потому уже очень скоро Сергей Селин начал терять надежду. Вернувшись в Воронеж, он поступил в местный технологический институт, но проучился здесь недолго.

Подождав два года, наш сегодняшний герой оставил ВУЗ и вновь решился отправиться на экзамены театрального института. С третей попытки желанная высота ему все-таки покорилась. Сергей Селин стал студентом ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, а параллельно с этим устроился дворником, дабы хоть как-то обеспечить себя деньгами.

Карьера актера Сергея Селина

В 1987-м году талантливый молодой актер получил, наконец, заветную корочку театрального ВУЗа и стал выступать в ленинградских театрах. Сниматься в кино наш сегодняшний герой начал несколько позже – в 1990-м году. Дебютной ролью для Сергея Селина стал фильм «Бакенбарды», в котором актеру досталась эпизодическая роль.

Впоследствии воронежский актер начал сниматься и в других российских фильмах. Весьма примечательно, что в начале девяностых ему преимущественно доставались роли милиционеров, охранников, заключенных, палачей и прочих неоднозначных личностей.

Сергей Селин. Судьба человека с Борисом Корчевниковым

Первая по-настоящему яркая роль пришла к актеру в 1997-м году. Именно тогда фактурный актер был утвержден на роль милиционера Дукалиса в сериале «Улицы разбитых фонарей». Данный проект очень скоро приобрел культовый статус и стал одной из самых популярных телевизионных лент своего времени. Вместе с успехом сериала известность пришла и к Сергею Селину. Весьма примечательно, что небезызвестный Дукалис, по опросам телезрителей, до сих пор является самым популярным и узнаваемым персонажем того телепроекта.

Сергей Селин - Дукалис

Впоследствии наш сегодняшний герой еще неоднократно возвращался к ролям милиционеров, оперативных сотрудников и прочих блюстителей порядка. Играть же самого Дукалиса актеру доводилось еще в двух разных телевизионных сериалах («Убойная сила» и «Опера»). Он работал вместе с такими актерами, как Константин Хабенский ,Андрей Федорцов,Алексей Нилов, Борис Клюев. Вернуться к роли оперативника, но уже под своим собственным именем, Сергею Селину довелось также в сериале «Литейный, 4», который вышел на экраны в 2007-м году и снимается и поныне.


Что касается других ролей нашего сегодняшнего героя, то в этом контексте стоит отметить тот факт, что актер прекрасно уживается как в комедийных, так и в драматических проектах. Он снимался в военных фильмах «Тихая застава» и «Русский перевод», играл в комедийных лентах «С Новым годом! С Новым счастьем!» и «Выкрутасы» и даже успел поучаствовать в нескольких лирических картинах («Выбор моей мамочки» и др.).

Однако все же наибольшая популярность пришла к Сергею Селину вместе с ролями служителей правопорядка. Именно эти актерские работы принесли нашему сегодняшнему герою Орден Дружбы (2011) и звание Заслуженного артиста Российской Федерации (2006).

Весьма примечательно, что однажды актер даже поучаствовал в записи песни «Ты меня не достанешь», в которой рассказывалось о сложной доле российских милиционеров.

Сергей Селин сегодня

В настоящее время в производстве находится сразу пять новых фильмов с участием Селина. Наиболее примечательными из них являются ленты «Трасса» и «Братаны-4», в которых актеру достались ведущие роли.

Русский детский писатель, известен произведениями других жанров. Родился 26 августа 1955 года в селе Обвинск Карагайского района Пермской области. Его мама была учительницей русского языка и литературы, отец работал в милиции. Детство провел в деревне. В школьные годы любил читать сказки, фантастику, научную литературу. Работал на пермских заводах слесарем, сборщиком, фрезеровщиком.

Был корреспондентом многотиражной газеты ППО «Моторостроитель» , корреспондентом городского радио, где делал детские передачи «Засонька» и «Четвероногая ворона» . Заочно окончил филологический факультет Пермского государственного университета . Преподавал в школе русский язык и литературу, работал педагогом в различных детских центрах, вел авторские спецкурсы РТФ (Развитие Творческой Фантазии): с детьми младшего возраста«Как писать смешно» , со старшеклассниками и лицеистами – «Основы журналистики» . Работает журналистом, живет то в Москве, то в Перми.

Вы интересуетесь поэзией, литературой, а Ваши дети? Вот веселая страничка для детей и родителей - загадки для детей на сайте поэтессы Натальи Меркушовой , которая поможет Вам в занятиях с детьми. Не случайно психологи отмечают большое значение отгадывания загадок для умственного развития детей. Наталья Меркушова - не новичок в поэзии. Её стихи, в том числе и под псевдонимами О. Александрова , Н. Меркулова , уже много лет публикуются в районных, городских и областных газетах. Большое место в творчестве Натальи Меркушовой занимают стихи для детей. А теперь вот и загадки. И замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки.

Первые публикации юмористических рассказов на темы фантастики появились в 1980-х года в газетах «Вечерняя Пермь» , «Звезда» . Одновременно писал фантастические сказки для детей, юмор для взрослых. С тех пор несколько сотен юмористических рассказов опубликованы в десятках региональных и центральных изданиях: «Литературной газете» «Литературной России» , журналах «Огонек» , «Уральский следопыт» , «Красная Бурда» , юмористических газетах «Авось» , «Веселуха» и других. Работает С. на стыке жанров юмора, фантастики, сказки.

Сказки для детей печатались в журналах «Колобок» , «Костер» , «Пионер» , «Трамвай» , «Куча мала» , «Ералаш» , «Дошкольное воспитание» , «Кукумбер» , «Тошка» , в газете «Семья» . В сборнике, представляющем авангард современной детской литературы, – ««Новые сказки»» , составленном Львом Яковлевым , произведения С. занимают почетное место.

Рассказы и сказки писателя вошли также в коллективные сборники «Клуб 12 стульев» , «Классики» , «Маме дорогой» , а также в сборник современной российской сказки «101 рассказ для маленьких и больших детей» , выпущенный в 2001 году в Белграде на сербском языке.

С. написал сборники детских фэнтези детективов: «Дело двойников» (2001 ) и «Похититель золотых яблок» (2002 ); детскую юмористическую фэнтези повесть «Сыщики из преисподней» (2004 ).

В 2009 году у С. вышел сборник юмористических рассказов «Прекратите грызть перила!» . Вторую часть сборника составили рассказы, написанные в жанре фантастической юмористики. Это комедийно-пародийная сказка «Крутая девочка» , остроумно-парадоксальный рассказ с неожиданной концовкой «Роковая пятерочка» , абсурдные страшилки «Из жизни миллиардеров» , «Двоечник и смерть» , «Крыса с зонтиком» , доведенный до абсурда смешной рассказ-пародия «Прекратите грызть перила!» .

«Торт на колесах» : Сказки (2001 ) (см. Сказки нашего двора)

Герои этих совсем не страшных сказок – хитрые Резиновые Перчатки, грустный Людоед, ленивый двоечник, веселые Жар-птицы, летающая воспитательница детского сада и даже Торт На Колесиках.

«Дело двойников» (2001 ) (см. Детский детектив)

Странные события происходят на Богатырской Заставе: пастуха Филю унес великан со страшным именем Потрошило, исчезла Царевна-Лягушка, в городе объявились двойники-самозванцы... И только Добрыне и Муромцу, настоящим сказочным сыщикам, удается раскрыть эти таинственные преступления.

«Алик против Терминатора» : Сказки (2002 ) (см. Сказки нашего двора)

Алика Трофимова на каждом шагу подстерегают опасности: он попадает в гости к Бабе Яге, оказывается на другой планете, ему приходится один на один встретиться с настоящим Терминатором. Но отважному и веселому школьнику удается выбраться из самых невероятных ситуаций.

«Похититель золотых яблок» (2002 ) (см. Детский детектив)

Отважным сказочным сыщикам - Илье Муромцу, Добрыне Никитичу и Алеше Поповичу - удается раскрыть загадочные преступления: отыскать похитителей золотых яблок, расследовать таинственное исчезновение Крошечки-Хаврошечки и спасти из огня Снеговика.

«Сыщики из преисподней» (2004 ) (см. Наше фэнтези)

Смешная и ироничная повесть о том, как чертенок Вахрушка и инопланетянин Шмоня отправляются на поиски отца Шмони, прибывшего на Землю с секретной миссией из другой Галактики.

«Прекратите грызть перила!» : (сборник) (2009 )

Силин Сергей - Смерть и двоечник

К каждому человеку рано или поздно приходит Смерть. Пришла она однажды и к Задирашкину. По случаю.

Случай был такой. Задирашкин лежал в постели с температурой, слабый и незадиристый, даже хулиганить не мог – болел гриппом.

Присела Смерть возле него на постель и спрашивает:
– Ты почему до сих пор заявление не написал?

– Какое заявление? – хрипит Задирашкин.

– Какое, какое… О смерти. Пиши скорее, мне некогда.

– А у меня ручки нет, – привычно отвечает Задирашкин.

– А-а, ручки нет! ладно. Тебе с какой пастой: синей, черной, фиолетовой? А может, ты напоследок желаешь красно-зеленой побаловаться?

Оранжевую хочу! – шепчет Задирашкин.

– Пожалуйста.

Открыла Смерть «дипломат», достала из него набор ручек, нашла нужную.

– А у меня тетрадки нет, – говорит Задирашкин.

– А мне тетрадка и не нужна, – говорит Смерть. – Заявление на большом листе бумаги писать положено. А еще лучше на бланке. Вот на этом!

И дает Задирашкину свой фирменный бланк.

А чтобы писать удобнее было, под голову ему толстую энциклопедию «Религии мира» подкладывает, а под бланк – книгу «Жизнь после смерти» с иллюстрациями.

– Пиши!

Делать нечего, стал Задирашкин писать заявление о смерти:
"Заивление"

Но Смерть ошибку в слове сразу увидела, схватила листок, порвала на мелкие кусочки и говорит:
– Без ошибок пиши!

И дала Задирашкину новый бланк.

"Заевление"

– написал Задирашкин и опять не угадал.

Опять выхватила Смерть у него листок, опять порвала на мелкие кусочки. Да как затопает ногами, как закричит:
– Неправильно пишешь! Пиши снова!

Подумал, подумал Задирашкин и вывел:
"Зоявление"

Ну, тут Смерть совсем из себя вышла.

– Смеяться надо мной вздумал?…

– Что вы, тетенька, – шмыгает носом Задирашкин. – Нисколечко я над вами не смеюсь. Двоечник я, а может, уже и второгодник. Правильно ни одного слова написать не могу. Пожалейте! Возьмите меня без заявления!

– Ишь чего захотел! – говорит Смерть. – Без заявления не положено! В общем так. Сначала писать как следует научись, а потом меня жди!

И дверью хлопнула.

Может, и вернулась бы когда-никогда, но на беду Замарашкин через два дня выздоровел. А насчет того, чтобы писать как следует, так он об этом с тех пор и думать боится...

===============================================


Сергей Васильевич Силин родился в 1955 году в селе Обвинск Карагайского района Пермской области. Его мама была учительницей русского языка и литературы, отец работал в милиции. Детство будущий писатель провел в деревне. В школьные годы любил читать сказки, фантастику, научную литературу. Занимался борьбой, прыгал на лыжах с трамплина. Затем работал на пермских заводах слесарем, сборщиком, фрезеровщиком, был корреспондентом многотиражной газеты ППО «Моторостроитель», корреспондентом городского радио, где делал детские передачи «Засонька» и «Четвероногая ворона». Заочно окончил филологический факультет Пермского госуниверситета. Преподавал в школе русский язык и литературу, работал педагогом в различных детских центрах, вел авторские спецкурсы РТФ (Развитие Творческой Фантазии): с детьми младшего возраста – «Как писать смешно», со старшеклассниками и лицеистами – «Основы журналистики».

Впервые юмористические рассказы для взрослых и детские сказки Силина увидели свет в 1982 году. С тех пор несколько сотен юмористических рассказов опубликованы в десятках региональных и центральных изданиях: «Литературной газете», «Литературной России», журналах «Огонек», «Уральский следопыт», «Красная Бурда», юмористических газетах «Авось», «Веселуха» и.т. д.

Сказки для детей печатались в журналах «Колобок», «Костер», «Пионер», «Трамвай», «Куча мала», «Ералаш», «Дошкольное воспитание», «Кукумбер», «Тошка», в газете «Семья». Кстати, о приложении к «Семье», «Маленькой тележке»: долгие годы ее «нагружал» Олег Кургузов, у которого Сергей Силин был одним из самых любимых авторов. Не зря же в одном интервью в список писателей, с которыми хотелось бы дружески побеседовать «под зеленой лампой», Кургузов включил Силина. То же можно сказать о других составителях сборников, редакторах журналов, разбирающихся в литературе. Не случайно в сборнике, представляющем авангард современной детской литературы, – «Новые сказки», составленном Львом Яковлевым, произведения Силина занимают почетное место. Рассказы и сказки писателя вошли также в коллективные сборники «Клуб 12 стульев», «Классики», «Маме дорогой», а также в сборник современной российской сказки «101 рассказ для маленьких и больших детей», выпущенный в 2001 году в Белграде на сербском языке.

Среди книг последних лет: книга сказочных повестей «Дело двойников» (2001), сборники сказок – «Торт на колесиках» (2001), «Похититель золотых яблок» (2002), «Алик против терминатора» (2002), волшебная юмористическая повесть «Сыщики из преисподней» (2004). Известно также, что более десяти сказочных повестей лежат в ящике стола, ждут своего часа.

Творческое кредо Сергея Силина выражено так: «Источниками сюжетов многих моих сказок являются русские народные сказки, фольклор, славянская мифология. Считаю обязательным наличие в сказках хорошего динамичного сюжета, познавательного и воспитательного элементов. Авторские сказки, как и сказки народные, должны нести в себе установки здорового отношения к жизни, в них не должно быть грубости, они должны показывать варианты поведения в социуме и пути решения жизненных проблем, оставлять заряд хорошего настроения и бодрости, развлекая, учить думать».

О причудливости фантазии писателя, об умении строить увлекательный сюжет, о чувстве языка и, я бы сказала, своеобразном интонационном гипнозе, который не позволяет отрываться от текста и заманивает в глубь таких по-настоящему серьезных проблем, с которыми нынешние дети редко встречаются на книжных страницах, долго рассуждать не стану. Приведу конкретный пример – начало истории под названием «Чудо-сад»:

«Однажды я заглянул в зеркало и понял, что облысел. На моей голове не было ни единого волоска.

– О-ля-ля! – сказал я себе и поспешил купить газету. В нынешних газетах полно всяких объявлений. Конечно же, я без труда нашел нужное.

МАЛОЕ ВОЛШЕБНО-СКАЗОЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЛУКОШКО» ПОСТАВЛЯЕТ СЕМЕНА ВОЛОС…».

Заинтригованы? Возьмите «Кукумбер», № 9 за 2005 год и дочитайте эту юмористическую сказочку. А при чем тут дети, я сейчас скажу: когда на голове у героя вырос яблочный сад с Золотыми Яблоками, все окрестные мальчишки и девчонки были щедро ими одарены. Другими проблемами нашей жизни, наших людей, Сергей Силин озадачит вас в каждой из своих умопомрачительно веселых историй. Что меня поражает больше всего – его умение под таким углом зрения посмотреть на действительность (в том числе и сказочную!), так изменить ракурс, что сама эта выдумка доставляет радость и вызывает восторг.

Ольга Корф

Публикации:

Новости Лукоморья (#2 2007)
Сказки детей города Перми и его окрестностей (#1 2007)
Случай с Людоедом (#7 2006)
Чудо-сад (#9 2005)
Загадочный разговор (#10 2005)
Бантик-бабочкой (#5 2004)
Марфуша и водяной (#5 2003)
Ангел Сява (#4 2003)
Червяк Второй (#2 2003)
Вирус супердоброты (#10 2003)
Самая любимая (#8 2002)
Слонолет (#4 2002)
Шапки в лесу (#7 2001)
Смерть и двоечник (#5 2001)

Я впервые встретился с Вашими рассказами в сборнике "Классики". Там был рассказ "Роковая четвёрочка". И надо сказать, этот вариант очень понравился моим юным воспитанникам. "Роковая пятёрочка" тоже хороша, но вариант с четвёрочкой, я бы сказал, более жизненный - настоящая страшилка для отличников!

Как же нам прожить без врагов. Мы тогда о собственной убогой жизни задумаемся.
Нам сказали, что мы живём лучше всех... Ну, и верьте! И не мешайте "царствовать дяде, лёжа на боку". А то ещё вам налоги поднимут (косвенным путём) если не будете с врагами бороться.

А еще: не быть сильными задним умом; жить по принципу: кто смел, тот и съел, смелость города берет; делу время - потехе час, кто не работает, тот не ест и полно пить, пора ум копить. И тогда - Бог не выдаст, свинья не съест -увидим небо в алмазах!

Всё верно! Только вот, что "дети не читают" - это правда! У меня племянник (8 лет) читать вообще не хочет и не любит. Если только заставить, а когда заставляют, делает это чисто для того, чтоб больше не приставали, даже не может пересказать прочитанное. Одни игры на уме у ребёнка.

Есть же энтузиасты. И авторы, и художники. На качестве экономить не стоит.Розница тоже может организовать скидки,как впрочем и оптовики, в таком деле.Издательскую кухню не осваивала,поэтому,ничего и не советую. Если объявить конкурс на право напечататься,но совершенно без оплаты,то думаю, что участвовать в нем будут достойные авторы. Произведения они представят качественные,а жюри выберет нужные. Произведения д б посвящены каким то воспитательным моментам. Основываясь на опыте классиков Детской литературы,благо в Российской литературе примеров предостаточно.
Важно следить за тем,чтобы нечистые на руку люди не отпилили от такого начинания кусочек. Вот и все. Если воровства не будет,то и проблем не будет. А будут на книжных прилавках достойные и доступные по цене красивые детские книги,какие и внукам не стыдно передать. Зачем изобретать колесо заново. Нужно просто его сделать.Я много пишу для детей. Не из-за хвастовства написала я эту рецензию.Но участвовать стала бы. Я коммерсант,поэтому все мои произведения писались лишь по моему желанию. А почему бы и не поучаствовать в таком добром деле?Один лишь препон я вижу на пути:это противостояние служб,мешающих прогрессивному развитию России.Обязательно влезут западники.И такому простому сценарию не суждено будет сбыться,не из за алчности издателей,а потому,что не нужны "кому-то" нравственные, воспитанные, смышленые, весёлые Российские дети. Здесь поможет только контроль государства. Оно не должно помогать. Профессионалы литературы всё сами сделают. Нужно контролировать, чтобы бы не мешали.

Добрый день, Сергей!!!
Все так, со всем согласна, но еще в пору оттепели, в начале века, когда вроде брались за то и другое, была еще одна проблема -что такое детская книжка без иллюстраций? А работа художников страшно дорога, никаких средств не хватало у тех, кто хотел что-то стоящее сделать. Сегодня об этом даже не думают, времена изменились.
А ведь книжка в детстве, настоящая, красивая - это желание читать всю жизнь, это интерес и радость... Еще печальнее другое, все, о чем Вы написали относится и к взрослой книге тоже. Чуть-чуть лучше с переводной современно литературой, а в остальном у нас все плачевно, к сожалению, примерно так же как в 80-е годы прошлого века, только тогда мы знали, что писатели есть, пишут они в стол, а сейчас и такой уверенности нет..

Знаете, о чем еще подумалось, когда речь заходит о детских книжках, авторы же должны написать о том, как прекрасен этот мир, ну если не прекрасен, то интересен, уникален, а разве такое можно написать о сегодняшнем дне так, чтобы поверили? Литература- зеркало реальности, а хочется ли кому-то узреть то, что в ней отразится? Повесть "Чучело" -на моей памяти последнее стоящее творение для детей, а оказывается, что это были только цветочки...
Любовь

Автор искренен и поднимает много важных проблем. Одновременно он понятия не имеет ни об издательском деле, ни о ценообразовании в нем, ни тем паче в том, как оно уничтожалось и уничтожается на корню. Читал - и смеялся. Бедняжка даже не отличает типографию от издательства, а берется рассуждать.
Литература для детей начала уничтожаться на корню с приходом Ельцина к власти в 1990 году. Этим делом целенаправленно занимался соответствующий отдел в Комитете по печати. Уже тогда было объявлено, что в 20 веке в СССР детской литературы как таковой не было, а была идеологическая пропагандистская литература. Российские писатели, по мнению власти (начиная с Полторанина) обязаны были брать пример с европейских писателей и работать коммерчески выгодно. Даже устраивались школы повышения квалификации для российских писателей, желавших работать для детей. Причем уже давно зарекомендовавшие себя и известные авторы призывались внимательно слушать поучения от малолетних шлюшек в России и особенно из-за рубежа о том, что, скажем, французские или шведские писательницы-однодневки лучше знают, как писать для детей, чем маститые коммунистические "писаки". Профессионалы ушли из литературы. А кто остался, оказались вне критики и гнали халтуру, чтобы наживать капитал. И т.д. Преемственность была уничтожена на корню. Расписывать всю ситуацию - монографию придется строчить. Но сегодня это никому не нужно.
Оптимизм автора натянутый и бессмысленный. Отечественная литература для детей поднимется только если случится чудо. А пока этого чуда не заметно. Согласен, что его наверняка убьет капитализм, даже если это чудо появится. А коммерческие издательства сегодня целиком подражают Западу и под маркой патриотизма и любви к детям превратили литературу для детей в клочковатое желе словоабсурда. Причем уродство это часто производится умышленно, но порой из самых лучших побуждений, лишь по той причине, что сами сотрудники издательств для детей в основном неучи и дилетанты в простейших вопросах детской психологии. Но при этом люди честные и благостно настроенные, что еще хуже, чем если бы были просто негодяями. Правда, они свое неумение сваливают на неграмотность и клиповое мышление нынешних подрастающих поколений.
Кстати, книги для детей нынче не так уж и дороги. Не надо преувеличивать. Просто зарплаты у большинства людей слишком маленькие, чтобы иметь возможность тратиться на то, что может бесплатно заменить компьютер. Да и "хлама" в квартире без книг гораздо меньше.

Писатель Сергей Силин преподавал русский язык и литературу, работал корреспондентом газет. Редактировал детский журнал «Простоквашино», печатался в «Колобке», «Трамвае», «Ералаше», «Мурзилке» и других детских журналах.

«Его выдумки очаровательны, тон – доверительный и добродушный, назидание деликатно. К этим достоинствам надо добавить ещё и чувство юмора (вообще редкость в литературе)», — говорят о писателе критики.

А Чудо Радио, если честно, сперва насторожилось от прочитанного – какие-то сказки странные, в стиле «Страшилки». Поймут ли дети, не осудят ли взрослые?!

Потом попробовали озвучить и… получилось очень здорово! Детский звонкий голос, великолепная игра взрослых актёров, музыка и интершумы сделали своё дело.

(монтаж и звукорежиссура Веры Кулигиной)

Истории смешные и поучительные


Бантик бабочкой

Самое веселое и забавное случается только в детском саду. Это почему же? Потому что там работают настоящие мастерицы. И сказку рассказать. И бантик бабочкой повязать!

Озвучивают Мира Кулигина и Катерина Чаукина.

http://xn----8sbkcu6aemx3b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/09/Бантик-бабочкой-1.mp3

Червяк Второй

Вы думаете червяк на рыбалке зачем? На удочку насаживать? Ни в коем случае! Червяк нужен, чтобы анекдоты рассказывать! Так считает дядя Вова. И он, наверное, прав…

Озвучивают Даша Хохлова, Виктор Харжавин и Елена Авдеенко.

http://xn----8sbkcu6aemx3b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/09/Червяк-Второй-2.mp3

Бабушка с пирожками

Орфограммы или пирожки? О чём дети думают на уроках? — Бабушки знают. Бабушки, вообще, всё знают. Они знают, как помочь голодному внуку и как справиться с вредным машинистом. Внуку обычно помогают пирожки, а машинистам — ремень 🙂

Озвучивают: Милена Калинина, Василий Лимонов и Катерина Чаукина.

http://xn----8sbkcu6aemx3b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/09/Бабушка-с-пирожками-1.mp3

Чудо РадиоБабу шка с пирожками (Силин)

Случай с Людоедом

Как справиться с людоедом? — Испортить ему кислотно-щелочной баланс. Кому это под силу? — Маленьким мальчикам, которые ничего не боятся, но дневник для замечаний давать не хотят.

Озвучивают: Мира Кулигина, Илья Греднев и Анатолий Михасик.

http://xn----8sbkcu6aemx3b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/09/Случай-с-людоедом-1.mp3

Чудо РадиоСл учай с людоедом (Силин)

Торт на колесиках

Что бывает, когда не слушаешься маму? — Неприятности, правильно. А что бывает, когда не слушаешься РАДИО? — Остаешься без торта! Жаль, конечно, но это истинная правда!

Озвучивают Мира Кулигина и Саша Шишкин.

http://xn----8sbkcu6aemx3b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/09/Торт-на-колёсиках-2.mp3

Чудо РадиоТорт на колёсиках (Силин)

Загадочный разговор

Если подслушивать чужие разговоры, можно услышать много интересного и непонятного. Очень непонятного. И даже загадочного. Потом стоишь и думаешь — о чём это они?? А чтоб не думать лишнего — лучше не подслушивать!

Озвучивают: Вита Долгачева и Виктория Парфеньева.

http://xn----8sbkcu6aemx3b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/09/Загадочный-разговорХРЮ-1.mp3

Чудо РадиоЗагадочный разговор (Силин)

Вадя Блин

Как отучиться «блинкать»? Можно договориться с каким-нибудь волшебником или чародеем. Потом… дождаться, чтобы он взмахнул волшебной палочкой. И… готовиться к воздушной атаке горячих блинов. Бррр. Ничего приятного. И не надо смеяться!! Да нет же, смеяться нужно обязательно!

Озвучивают: Милена Калинина, Катерина Чаукина и Василий Лимонов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры