Слепая любовь матери к сыну аргументы. Проблема материнской любви сочинение

Главная / Чувства

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 15.3 (ОГЭ)

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

1. формулировка задания;

2. определение значения понятия;

3. тезисы по теме;

4. примеры аргументов;

5. сочинения;

6. банк аргументов;

1. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение сочетания "МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ " ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

2. Работа с понятием

Любовь материнская - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

Тезисы

1.Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.

2.Материнская любовь – это понятие, которое практически невозможно охарактеризовать словами. Материнская любовь заставляет женщину радоваться, глядя на своего ребенка, переживать из-за всяких пустяков так, как будто случилось что-то серьезное, а трудную минуту мать готова на всё ради своего ребёнка.

3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование.


4. Примеры произведений по теме

Л. Матрос. О материнской любви

5. Сочинения

Что такое материнская любовь.

1 .

Материнская любовь - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту А.Г.Алексина . Мама главного героя - первоклассника Толи - очень любит своего сына. Её любовь проявляется в волнении и переживаниях. Именно поэтому 1 сентября, когда Толя впервые идёт в школу, она тайком следует за ним. Толя ощущает себя в этот день взрослым, поэтому ему не хочется, чтобы мама провожала его до школы. Но для матери он всегда будет ребёнком. В какой-то момент Толя понимает волнение мамы и ему хочется её успокоить. Материнская любовь не может быть незаметной.

Поражает силой материнской любви и героиня рассказа Л.Е.Улицкой "Дочь Бухары". Бухара не просто проявила к собственному ребёнку заботу, она совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

Таким образом, материнская любовь делает жизнь ребёнка полноценной и счастливой. (205 слов)

2 .

Какова сила материнской любви – вот проблема, над которой размышляет В. А. Сухомлинский.
Рассуждения автора о любви матери к своему ребенку зиждутся на старинной украинской легенде. Известный педагог с горьким сочувствием рассказывает о судьбе бедной матери, которую сын, ослепленный любовью к молодой жене, убивает. Автор, потрясенный силой любви матери, чье растерзанное сердце все равно чувствует боль сына, призывает нас, молодых, быть благодарными детьми.

Авторская позиция четко сформулирована в предложении 43: «Нет любви сильнее материнской…»
Я разделяю точку зрения автора. Десятки прочитанных книг, просмотренных кинофильмов убеждают меня, что материнская любовь сильна и бескорыстна,она не требует никакой платы за свое чувство.
Великолепные воспоминания о своей горячо любимой матери оставил А. Фадеев. Словно прося у неё прощения, он рассказывает о горестных минутах, которые пережил у её могилы. Известный писатель предупреждает нас, молодых, не совершать по отношении к матерям или отцам того, о чём мы будем жалеть до конца своих дней.
«Берегите матерей так, как они берегут нас!» - вот строки, с которых начинает свое обращение к читателям писатель А. Алексин . Автор пишет о жертвенности материнского чувства, говорит, что она естественна, но естественной должна быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. А. Алексин размышляет над тем, что сейчас мы порой чересчур бездумно принимаем жертвы своих матерей и что когда-нибудь об этом пожалеем…
Таким образом, могу сделать вывод, что дети должны ценить любовь, подаренную матерью, потому что нет ничего прекраснее ее… Валентина Ц.

3.

Лариса Григорьевна Матрос – юрист, является доктором философии, а также писателем и литературным критиком. В своем произведении писатель раскрывает проблему проявления материнской любви.

Автор пишет про Анну Викторовну и её сына, который был всем в жизни героини. У многих, эта дружба и привязанность матери к сыну вызывали удивление, и даже зависть. Несмотря на то, что она знала, что привлекает мужчин, никто не мог заинтересовать её кроме сына. Анна всю себя отдавала ему, и даже не пошла в науку, а осталась педагогом.

Обратимся к произведению А. Толстого «Русский характер» . Егор Дрёмов, не желая огорчать своих старых родителей, не сообщил им, что приезжал именно он, но материнское сердце почувствовало, что приезжал именно он. Родителям неважно как выглядит их ребенок, они будут любить его всегда, каким бы он не был.

Соглашаясь с автором, не могу не упомянуть об отсутствии должного внимания со стороны матери к своему дитя. В современном мире периодически встречаются такие родители, которым не нужен ребенок. Он из-за недостатка любви часто вырастает не совсем тем человеком, о котором могла мечтать его мама.

В заключение хочу сказать, что материнская любовь у всех проявляется по-разному, кто-то становится своему сыну другом, а кто-то наставником или советчиком.

4 .

Что такое материнская любовь? Это самая чистая, искренняя и сильная любовь. Это безвозмездная любовь. Ведь мама любит своего ребёнка, не потому что он что-то сделал, а потому что это её ребёнок.

Я считаю, что материнская любовь - это не только любовь к своему ребёнку, но и к другим детям. Это объясняется тем, что материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем детям. За доказательствами обратимся к тексту Ю.Я. Яковлев а и к жизненному опыту.

Например, в предложении 36 рассказчик, которого «мучила нечеловеческая жажда», называет мамой чужую женщину, прося у неё воды. “Чужая” женщина дает рассказчику воды и поддерживает его как родного. Это в очередной раз доказывает великодушие всех матерей, их безграничную любовь.

Также хочется вспомнить недавно прочитанное мною стихотворение Д. Кедрина “Сердце” . Казак, разрубив клинком грудь матери, приносит девушке в дар материнское сердце. Но на крыльце он упал, и сердце матери выпало из рук. Но несмотря ни на что, сердце матери спросило сына, не ушибся ли тот. Этот поступок “сердца” показывает огромную силу материнской любви: она простила его.

Таким образом, мы доказали огромные “размеры” материнских сердец, в которых находится место не только для родных детей, но и для чужих детей, нуждающихся в их материнской помощи. Мы поняли, что любовь матери безгранична.

5 .

Материнская любовь, на мой взгляд, самое прекрасное чувство в мире. Оно способно творить чудеса, возвращать к жизни и спасать в трудные минуты.

Я считаю, что материнская любовь - это более широкое понятие, нежели просто любовь к своему родному ребенку. Любовь, а именно материнская, не имеет границ. В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства из текста Ю.Я.Яковлева и жизненного опыта.

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмем предложение 36. В нём говорится о том, что к чужому ребенку посторонняя женщина-мать проявила свою любовь и заботу. Именно в этом предложении, как мне кажется, и раскрывается смысл безграничной любви.

В качестве второго аргумента, доказывающего мое мнение о том, что такое материнская любовь, мне бы хотелось привести пример из жизни. В родильном доме у чужой мамы не было молока, чтобы кормить ребенка. Ребенок очень сильно плакал, но, так как моей маме было его очень жалко и у неё было много молока, она решила помочь: с радостью кормила чужого ребенка, а также и свою дочь, мою сестру.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: материнская любовь - великая сила, которая помогает нам в самые тяжелые мгновенья жизни. Любовь матери всеобъемлющая: её хватает и на своих, и на чужих детей.

6 .

Материнская любовь... Что это? Это что-то особенное, светлое, радостное и доброе. Это самое сильное и прекрасное чувство в мире. Любовь-это забота, это ласка, это нежность, поддержка, понимание… Это всё! Без мамы не было бы жизни на земле.

Я считаю, что самым главным в жизни является любовь, материнская любовь. Нет ничего важнее матери, ведь ее чувства проявляются не только к собственному сыну или дочери, её любовь, ответственность и забота распространяются на всех. И она, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом от невзгод и опасности детей, своих и чужих. В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства.

Например, в предложенном для анализа тексте в предложениях 34-36 мы видим, что солдат, мать которого погибла в осажденном Ленинграде, принял чужую женщину за свою мать, потому что та откликнулась на его зов 6 "мамочка". В этом поступке незнакомой женщины - безграничная материнская любовь.

В качестве второго доказательства я хочу привести высказывание одного известного писателя. Максим Горький говорил: "О матерях можно рассказывать бесконечно. Так неизбежна та любовь, которой одаривает мать своё дитя. А главное - бескорыстная." Его слова только подтверждают, что нет любви сильнее материнской.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: материнская любовь-это высшая степень любви. Любить, ничего не требуя взамен...

7 .

Материнской любовью можно назвать определённый набор положительных чувств и качеств, которым владеют все матери мира. Это и материнская забота, и преданность, и душевное тепло, которое мать дарит своему ребёнку.

Я считаю, что каждая мать может любить не только своё дитя, но и всех детей в мире. Материнская любовь – это чувства, которые охватывают всю планету, независимо от времени. В подтверждение своей точки зрения, обращусь к прочитанному тексту Ю.Я. Яковлев а и жизненному опыту.

В качестве первого аргумента, подтверждающего моё мнение, возьму предложение 36. В нём говорится о том, что одна мать может заменить другую, так как материнская любовь схожа и безгранична. Это, наверное, одно из самых странных свойств материнской любви: женщина-мать не делит детей на своих и чужих.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис о том, что такое материнская любовь, мне хотелось бы привести пример из жизни. Недавно прочитала в газете о том, что одна женщина, которая не имела своих детей, взяла из приюта ребёнка. Она готова дарить свою любовь чужому ребёнку, как своему родному, чтобы он чувствовал, что кому-то нужен на нашей земле.

Проанализировав два аргумента, я пришла к выводу, что материнская любовь – это нечто фантастическое, ведь материнская любовь не имеет точного термина, потому что каждый воспринимает материнскую любовь по-своему.

8 .

Материнская любовь – это любовь каждой матери к своему сыну, это поддержка и забота в трудную минуту. Материнская любовь чувствуется на расстоянии.

На мой взгляд, материнская любовь – это не только любовь к своим детям. Есть женщины, которые по каким-то причинам воспитывают чужих детей или помогают им в трудную минуту. Они не делят детей на своих и чужих. В подтверждение своей точки зрения могу привести примеры из текста Ю.Я. Яковлев а , предложенного для анализа, и личного опыта.

В тексте говорится о том, что главный герой на войне получает ранение. В этот момент он зовёт на помощь мать…И вдруг рассказчик чувствует «знакомое прикосновение руки», он слышит «родной голос» (26). Потом, уже после войны, вспоминая своё прошлое, он говорит о том, что «у всех матерей есть великое сходство» (36). Главный герой понимает силу материнской любви: «если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая» (36).

Недавно я прочитал статью о русском юноше, который в Турции попал в аварию, после чего не может ходить, говорить, не может вспомнить, кто он, как его зовут. Уже около семи лет за ним ухаживает турчанка, которая забрала юношу из больницы. Она полюбила его как родного сына и даже пыталась найти родную мать, но это было безуспешно.

Таким образом, я могу сделать вывод, что материнскую любовь нельзя ничем заменить, она может распространяться на чужих детей. Это огромная сила, на которой держится мир.

Материнская любовь – это любовь каждой матери к своему сыну, это поддержка и забота в трудную минуту. Материнская любовь чувствуется на расстоянии.

Сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.

Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.

Поражает силой материнской любви и героиня рассказа Л.Е.Улицкой "Дочь Бухары". Бухара не просто проявила к собственному ребёнку заботу, она совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

Что такое материнская любовь? Это самая чистая, искренняя и сильная любовь. Это безвозмездная любовь. Ведь мама любит своего ребёнка, не потому что он что-то сделал, а потому что это её ребёнок.

Обратимся к произведению А. Толстого «Русский характер ». Егор Дрёмов, не желая огорчать своих старых родителей, не сообщил им, что приезжал именно он, но материнское сердце почувствовало, что приезжал именно он. Родителям неважно как выглядит их ребенок, они будут любить его всегда, каким бы он не был.

6. Примеры аргументов

Материнская любовь

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться… «Сыны мои,сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах… Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! (Н. Гоголь, Тарас Бульба) Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века."

История 2. "Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя"

После землетрясения в Японии, когда спасатели добрались до развалин дома молодой женщины, они увидели ее тело через трещины. Её поза была очень странной – она опустилась на колени, как молящийся человек, ее тело было наклонено вперед, а руки что-то обхватывали. Рухнувший дом повредил ей спину и голову.

С большим трудом, лидер команды спасателей просунул руку через узкую щель в стене к телу женщины. Он надеялся, что она еще жива. Тем не менее, ее холодное тело, говорило о том, что она скончалась. Вместе с остальной командой он покинул этот дом, чтобы исследовать следующее рухнувшее здание. Но непреодолимая сила звала руководителя группы к дому погибшей женщины. Снова, опустившись на колени, он просунул голову через узкие щели, чтобы исследовать место под телом женщины. Вдруг он вскрикнул от волнения: "Ребенок! Тут ребенок!".

Вся команда тщательно убирала груды обломков вокруг тела женщины. Под ней лежал 3-месячный мальчик, завернутый в цветастое одеяло. Очевидно, что женщина пожертвовала собой ради спасения сына. Когда дом рушился, она закрыла сына своим телом. Маленький мальчик все еще мирно спал, когда руководитель команды взял его на руки. Врач быстро прибыл, чтобы обследовать мальчика. Развернув одеяло, он увидел сотовый телефон. На экране было текстовое сообщение: "Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя."


Такова любовь матери!

Любовь матери – самая чистая, не зависящая ни от каких обстоятельств. Именно мать всегда поймет, примет любой выбор ребенка, потому что главное для нее – счастье любимого чада. Если у человека в семье происходит именно так, то он может считаться самым счастливым.

Многие писатели и поэты воспевали материнскую любовь в своих произведениях. Эти литературные примеры для сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку Многомудрый Литрекон с удовольствием подобрал для Вас. Но если Вам не хватило какого-то определенного аргумента, то напишите нам в комментариях, что нужно добавить.

  1. В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» материнская любовь показана на примере жены главного героя, сурового казака Тараса. Героиня вложила всю свою любовь, нежность и страсть в чувство к сыновьям Остапу и Андрию. Замужество не принесло ей счастья: она видела от супруга только злобу и побои. Зато дети для нее всегда оставались светом в окошке. Их приходилось видеть редко, так как сыновья учились вдали от дома. Но когда мать встречалась с детьми, она все делала для их комфорта, не могла на них наглядеться. Она даже не испугалась заступиться за сыновей перед отцом, который отправлял их воевать. А в последнюю их ночь дома безутешная мать до утра любовалась на спящих Остапа и Андрия. Ее любовь к отпрыскам – свидетельство того, что сердце мамы бьется ради ее детей.
  2. Материнская любовь ярко показана в повести Л. Н. Толстого «Детство» в образе Натальи Николаевны, матери Николеньки. Женщина отличалась кротостью и добротой, ее считали настоящим ангелом. Она любила своего мужа, но тот ее обманывал и разорял. Любовь к детям Наталья Николаевна не скрывала, ей не стыдно было их ласкать и разговаривать с ними (хотя в дворянской среде такое внимание к потомству не было распространено). Да, мать проводила с детьми не слишком много времени, однако все они чувствовали ее любовь и заботу, каждый день с ней общались. Смерть Натальи Николаевны стала страшным ударом для всех, особенно для Николеньки. Дети особенно сильно чувствуют любовь матери, поэтому им очень тяжело ее лишиться.
  3. Слепая и безрассудная материнская любовь показана в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» . Помещица Простакова любила только своего сына Митрофана, потакала ему, окружала заботой (подчас излишней). Женщина все делала ради своего великовозрастного чада, даже не замечая, что излишняя забота делает его неблагодарным и ленивым. Сам Митрофан принимал материнскую любовь как должное, для него существовали только собственные интересы, а мать была только их исполнителем. Поэтому сын отказался от родительницы в трудную минуту, когда она перестала быть могущественной. К сожалению, не все люди могут оценить материнскую любовь по достоинству.
  4. Теме любви матери уделено внимание и в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» . Главная героиня жила вместе со старушкой-матерью, которая была для нее единственным родным человеком. Пожилая крестьянка очень любила своего мужа и дочь, и потеря возлюбленного сделала Лизу последней надеждой для матери. Поэтому, несмотря на огромную любовь к Эрасту, сметающую все на своем пути, девушка заботилась о родительнице, старалась оградить ее от страстей собственной жизни, даже перед самоубийством думала о том, как бы смягчить этот поступок для матери. Однако со смертью дочери для пожилой женщины смысл жизни иссяк, она тоже умерла. Таким образом, суть бытия матери – жизнь ее чада, поэтому женщинам так сложно пережить гибель детей.
  5. Материнская любовь всегда проявляется по-разному. А. Н. Островский в драме «Бесприданница» показал необычную материнскую любовь Хариты Игнатьевны Огудаловой к дочери Ларисе. Огудаловы бедны, шанс выйти из бедности только один – удачное замужество Ларисы. В этом и состоит причина того, что Харита Игнатьевна старается всячески продвинуть дочь для устройства ее личной жизни: устраивает вечера, на которые приглашает состоятельных людей, просит у наиболее приближенных богачей деньги на содержание, заставляет Ларису общаться с неприятным ей «высоким» обществом. Харита Игнатьевна именно в этом видит счастье и успех, она желает дочери добра, только делает это по-своему, с упором на материальное благополучие.
  6. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Пульхерия Александровна, мать Родиона Раскольникова, показывает пример высшей материнской любви. Она видит в сыне только самое лучшее, возлагает на него все надежды. Для образования и проживания его в Петербурге мать готова отдать все свои сбережения. Пульхерия Александровна все делает ради наследника, а он ценит эту любовь и заботу, стыдиться такой высокой чести для него, убийцы. Когда Родиона стали судить за преступление, безутешная мать сошла с ума, а потом и умерла, ведь не смогла выдержать страданий сына. Этот пример демонстрирует неразрывную связь матери и ее дитя: когда случается беда в жизни ребенка, его мама переживает ее острее, чем он сам.
  7. Графиня Ростова, героиня романа Л. Н. Толстова «Война и мир» , представляет собой абсолютный образ матери. Ее материнство – главная характеристика личности, ради семьи и детей она готова на все, даже на подлость (не хочет отдавать подводы для раненых, чтобы сохранить имущество для детей, препятствует любви Сони и Николая, потому что девушка бедна). Потеря ребенка для нее – главная трагедия в жизни, ведь после гибели сына Пети она сама чуть не погибла. Для своих детей Ростова – главный защитник и советчик, она сделает для них все, что только возможно, за это ее любят и ценят. Это говорит о щедрости и силе материнской любви, всепоглощающей и всепрощающей.
  8. Ильинична, героиня романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» , вложила в детей всю свою жизнь. Замуж она вышла красивой и цветущей девушкой, а потом начались побои и измены мужа. Но как же уйти, ведь у них семья, нельзя лишать детей отца. Все терпела женщина, лишь бы поставить ребятишек на ноги, вырастить их достойными людьми. Во время революционных событий, в которых Ильинична не хотела разбираться, она была на стороне тех, кто мог бы защитить ее семью. Сына Петра отняла гражданская война, а сыну Григорию сломала жизнь. Ильинична угасла, горе и тоска по Григорию поглотили ее, поэтому она не дождалась его с войны. Этот пример говорит о том, что сердце матери очень чутко к бедам и радостям детей.
  9. Катерина Петровна, героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» , жила одна, ее питали лишь надежды на счастье дочери Насти. Мать не хотела мешать ей, писала редко, но постоянно думала о Насте, которая жила и работала в Ленинграде. Дочери было некогда даже прочитать письмо матери, она была занята работой, не зная, что в это время Катерина Петровна умирает. Но пожилая женщина уходила в мир иной без упреков в адрес невнимательного чада, для нее было счастьем получить хоть короткую весточку от Насти, а потом тихо умереть. Так и произошло. Образ кроткой и доброй матери вызывает наибольшее уважение читателя. Глядя на героиню, мы познаем всю силу материнской любви.
  10. Образ материнской любви показан Л. Улицкой в рассказе «Дочь Бухары». Восточная красавица Аля родила дочку с синдромом Дауна, тогда это был совершенно незнакомый и непонятный диагноз, ясно было то, что маленькая Милочка никогда не будет обычным ребенком. Этого обстоятельства не выдержал муж Али, оставил ее с ребенком одну. Но мать делала все, чтобы приспособить дочь к жизни, научить ее жить самостоятельно. Женщина заболела смертельной болезнью, знала, что ее дни сочтены, но думала не о себе, а о Милочке. Мать устроила дочь на работу, выдала ее замуж, а потом просто уехала умирать, чтоб оградить чадо от страданий. На такое высшее самопожертвование способна только материнская любовь.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

Тема материнской любви в русской литературе.

«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры