Спектакль женитьба актеры. Спектакль «Женитьба

Главная / Чувства

«Спектакль похож на блюдо в дорогом ресторане, где горькое искусство уравновешивается сладким, а кислоту перебивают пряности. Неизменно интеллигентное (что бы он ни придумывал, а тут он ничего особенного и не придумывает) оформление Олега Шейнциса урезонивает громкий хор сенных девушек и дворовых юношей, который не замолкает, кажется, не на минуту, откровенно эстрадные номера в исполнении незадачливых женихов соседствуют с мистической игрой зеркалами, откуда то смотрят те же женихи, пугая невесту, то вываливается Кочкарев в неотразимом исполнении Михаила Филиппова.

Художественная эклектика спектакля напоминает модный стиль «фьюжн», сочетающий несочетаемое, что делает его важной составляющей не столько театральной, сколько светской жизни.

Актерам режиссер не просто доверился, но дал порезвиться вволю.

Окончательно превратиться в водевиль спектаклю мешает Игорь Костолевский. Именно у него сквозь шум и гам постановки неудержимо проступает что-то гоголевское, загадочное, непростое, даже трагическое — его Подколесин не просто сбегает со свадьбы, но олицетворяет вечную нерешительность и неспособность к счастью «русского человека на рандеву», нерешительность, касающуюся не только и не столько матримониальных обстоятельств его жизни. Вечный лирический герой, Костолевский обнаруживает совершенно неожиданные грани своего таланта – за его героем хочется наблюдать, его хочется слушать, и даже обидно становится, что Подколесина другие женихи выталкивают со сцены. А финальные сцены артиста с Евгенией Симоновой по-настоящему трогательны».

« В спектакле этом нелепые, несчастливые и, в сущности, славные люди, каждый на свой манер, ищут родственную душу – и не могут найти. И мучительная надежда, и последнее отчаяние – слова здесь вполне уместные, ибо именно этими чувствами живут герои в высокие моменты спектакля. Из текста Гоголя Арцибашев извлек мощную энергетику, ее подхватили артисты и выплеснули в благодарный зрительный зал. Таких финальных аплодисментов я не слышал уже давно. А мощная энергетика? Применительно к этой сцене, помнится, не раз говорилось нечто подобное. Еще можно сказать: отточенная ярость формы, торжествующая театральность. Совершенно своя, арцибашевская «Женитьба» окликает спектакли Гончарова».

Даты ближайших спектаклей:

Московский Академический театр им.Вл.Маяковского

Спектакль идет 3 часа.

Жанр: Совершенно невероятное событие в 2-х действиях

Постановка: Сергей Арцибашев

Создатели спектакля: Художник / Олег Шейнцис, Музыкальное оформление / Павел Герасимов, Заведующая музыкальной частью / Виолетта Негруца, Балетмейстер-репетитор / Ирина Орлик, Художник по свету / Геннадий Бирюшов

В спектакле играют:

  • Агафья Тихоновна ,
    купеческая дочь Галина Беляева
    Зоя Кайдановская
  • Арина Пантелеймоновна ,
    тетка Галина Анисимова
    Любовь Руденко
  • Фекла Ивановна ,
    сваха Светлана Немоляева
    Евгения Симонова
    Елена Мольченко
  • Подколесин ,
    служащий, надворный советник Игорь Костолевский
    Алексей Дякин
  • Кочкарев ,
    его друг Михаил Филиппов
    Алексей Фатеев
  • Яичница ,
    экзекутор Игорь Охлупин
    Дмитрий Прокофьев
  • Анучкин ,
    отставной пехотный офицер Евгений Парамонов
    Константин Константинов
  • Жевакин ,
    моряк Игорь Марычев
    Расми Джабраилов
  • Дуняшка ,
    девочка в доме Оксана Киселева
    Мария Фортунатова
  • Стариков ,
    гостинодворец Виктор Довженко
  • Степан ,
    слуга Подколесина Андрей Гусев
  • Хор Мария Болтнева
    Всеволод Макаров
    Макар Запорожский
    Игорь Евтушенко
    Ольга Ергина
    Валерия Забегаева
    Константин Константинов
    Наталья Палагушкина
    Юлия Самойленко
    Дарья Хорошилова
    Анастасия Цветанович
    Владимир Гуськов
    Анастасия Мишина

Грустная картина предстает пытливому взору внимательного зрителя: Театр гибнет. Гибнет, желая угодить массовому, неискушенному зрителю, воспитуемого доступными зрелищами. Зритель губит театр, а театр губит зрителя. Процесс взаимный. Уходит понимающий зритель, уходит актер-просветитель. Театр на потребу, "пипл хавает". Это общая картина, теперь - частность.

"Был я ноне у стрельца" - посетил уважаемый (почти заочно - бывал лишь раз, видел " Загадочные вариации", понравилось тогда страшно!) мною театр Маяковского (13 марта 2006). После очаровательного фильма "Женитьба", с Борисовым и Петренко, душе хотелось видеть пьесу и вживе, и вот впечатления, по порядку.

На сцене - полный ассортимент искуственной зелени, что "за лес и сало возят нам" из трудолюбивого Китая, и что уже набила оскомину каждому, кто бывает в присутственных местах - библиотеках, поликлинниках и т.п., посредством чего некая "тайна" театральности публично гильотинирована!

Над авторским текстом надругались, что называется, "в извращенной форме, с особым цинизмом": выверенность и стройность гоголевского слога развеяна невесть откуда и по какому праву взявшимися репликами, тирадами... Совестливые "соавторы" в подобном случае написали бы в афише - "По мотивам..."!

Само действие также кишит разнообразными, в большинстве случаев - малохудожественными вставками и "додумками за Гоголя". Все мои попытки погасить неприяние происходящего гробились ежеэпизодно, начиная с "пустяков", если даже предположить их допустимость в театре, до откровенных "ляпов", непростительных на профессиональной сцене. Тщательность проработки всевозможных деталей - почти на уровне голливудских понятий о России. Полное незнание и непонимание всего того, что касается эпохи (это не было обычной уже для нынешнего театра "вневременной" или "модерновой" постановкой!): культуре быта, этикета, нравов - просто возмущала!
Неряшливость в исторических и логических соответствиях,невежество в музыкальной культуре (а музыки звучало много и разной) не находила оправдания.

Игра актеров так же не восхитила, по большому счету. Порадовал один М.Филиппов(Кочкарев) своей обычной свободой, простотой и разнообразием "красок".
Немоляева (Фекла), при сквернейшей дикции - шокировала визгом, истеричностью, достойной "звезд" популярной в определенных кругах передачи "Аншлаг". Вообще, вся постановка изобилует клянченьем зрительских смешочков, что твой "паноптикум" Петросяна!

Симонова (Агафья Тих.) - тоже растеряла прелестое амплуа своих ранних киноработ, появился тот надрыв и истерия, которую нынче выдают за темперамент.
Смирнов (Подколесин) играл сам себя, в традициях оголливуженого исполнительства. Очень хорошо, вдумчиво и серьезно, начал было последний монолог, но скоро сбился на прежние "рельсы".

Местами был хорош и Охлупин(Яишница), "давал правду", как говорил Мордвинов, но как все это далеко было от желаемого и искомого!!!

Где же нынче то "великое Чуть-Чуть" в актерской игре, чем так трогали Те актеры? Где "вживание" в образ и "отрицание себя"? Где чувство, передача эпохи? Всюду эклектика, "крупный помол"...

Однако, и зритель хорош! Судя по некоторым реакциям на происходящие, добрая половина зрителей не знакома с литературным источником, ловила лишь фабулу, обрадованно гы-гыкала на "высосанные из пальца" шуточки, весьма сомнительного свойства...

"Горько мне, горько" - запричитал он, как шафер на свадьбе.

| ЖЕНИТЬБА (По мотивам произведения Н.В Гоголя)

ЖЕНИТЬБА (По мотивам произведения Н.В Гоголя)

По мотивам произведения Н.В Гоголя.

Отличительной чертой этого спектакля Женитьба является непосредственное присутствие Автора на сцене. Николай Гоголь цитирует отрывки из «Выбранных мест переписки с друзьями» и, благодаря этому, всем известная комедия приобретает совершенно новое звучание, сохраняя колорит гоголевского слова...

«Женитьба» или «совершенно невероятное событие в двух действиях» - одна из самых веселых пьес Николая Гоголя. Первоначально Гоголь хотел назвать пьесу просто «Женихи», а действие перенести в деревню. Но, когда «Женитьба» обрела законченные очертания, события пьесы переместились в Петербург.

Экранизация произведений Гоголя - это всегда событие. А уж если «Женитьба» выходит в постановке Московского театра «Ленком» , то это один из самых желанных спектаклей для всей театральной публики столицы. Можно наверняка утверждать, что билеты на него разлетятся в одно мгновенье.

«Женитьба» - настоящая энциклопедия русской души. Недаром бессменный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров сказал, что до Чехова и Достоевского только Гоголю удавалось вытащить на свет «потаенные черты нашего характера, и что главное - наши вечные комплексы».

Спектакль может похвастаться блистательным актерским составом (и это еще одна причина, по которой билеты расходятся так быстро). Роль Агафьи Тихоновны исполняет народная артистка России и лауреат Государственной премии России Александра Захарова . Обуреваемого сомнениями Подколесина исполнит народный артист России Виктор Раков. Экзекутора Яичницу сыграет Леонид Броневой, а роль отставного пехотного офицера Анучкина - Александр Збруев.

Как и любая другая постановка Марка Захарова , классическая пьеса получает новую современную трактовку. «Женитьба» с успехом проходит на сцене «Ленкома» с 2007 года, и за это время актерский состав несколько раз успел поменяться. В разное время в постановке принимали участие Инна Чурикова и Олег Янковский .

Билеты на спектакль «Женитьба» всегда можно приобрести на нашем сайте.

Стоимость билетов от 2000руб до 7500 руб.

Постановка Марка ЗАХАРОВА;

Режиссер: Алексей МОЛОСТОВ;

Композитор: Сергей РУДНИЦКИЙ;

Художник по костюмам: Валентина КОМОЛОВА.

Актеры, учавствующие в спектакле:

Агафья Тихоновна, купеческая дочь, невеста: Александра ЗАХАРОВА;

Арина Пантейлемоновна, тетка: Наталья ЗАЯКИНА ;

Подколесин, служащий, надворный советник: Виктор РАКОВ ;

Кочкарев, друг Подколесина: Иван АГАПОВ ;

Анучкин, отставной пехотный офицер: Александр ЗБРУЕВ ;

Жевакин, моряк: Александр СИРИН, Дмитрий ПЕВЦОВ ;

а также: Владимир ЖУЧКОВ, Олег ЗАРИПОВ/Анатолий АБРАМОВ , Михаил ЖИГЛОВ/Жанна ТЕРЕХОВА/Александр ГРУЗДЕВ, Александр САМСОНОВ/

Женитьба

Стоимость билетов:
Балкон 1100-1450 рублей
Бельэтаж 1200-3000 рублей
Амфитеатр 1200-1450 рублей
Бенуар 1200-2200 рублей
Партер 1450-3500 рублей

Режиссёр - Игорь Золотовицкий
Художник - Валерий Фирсов
Художник по костюмам - Виктория Хархалуп
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хореограф - Гия Бердзенишвили
Помощник режиссёра - Любовь Заболонская, Наталия Кольцова

Действующие лица и исполнители:
Агафья Тихоновна, купеческая дочь, невеста - Ирина Пегова, Светлана Колпакова
Арина Пантелеймоновна, тётка - Ольга Барнет
Фёкла Ивановна, сваха - Евгения Добровольская
Подколёсин, служащий, надворный советник - Станислав Дужников
Кочкарёв, друг его - Юрий Стоянов
Яичница, экзекутор - Сергей Беляев
Анучкин, отставной пехотный офицер - Валерий Трошин, Павел Ващилин
Жевакин, моряк - Борис Плотников
Дуняша, девочка в доме - Мария Сокова
Степан, слуга Подколёсина - Денис Бобышев

Требуются билеты в театр Чехова на спектакль Женитьба? Теперь у вас есть возможность получить заветный билет, не выходя из дома или офиса. Заполните у нас на сайте онлайн-заявку, и курьер доставит заказ в удобное для вас время и место.

На театральных подмостках - явление постоянное, вне зависимости от сезонов, юбилеев или дат. Удивительно, но на протяжении почти ста семидесяти лет « » была сыграна во множестве театров, вызывая постоянный интерес и у зрителей, и у режиссеров. Московский Художественный театр здесь не исключение. Интереснейшую версию «Женитьбы» предложил зрителям МХТ талантливый актер и режиссер Игорь Золотовицкий.

Порадует блистательно мощный актерский состав, в числе которого известные и любимые многими зрителями Юрий Стоянов, знакомый телеаудитории по юмористической передаче «Городок», несравненная Ирина Пегова, обладательница множества наград, в числе которых «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Золотой орел». Приятным сюрпризом зрителям также будет появление на сцене Евгении Добровольской и Станислава Дужникова. И это только одна из причин, по которой обязательно стоит посмотреть этот великолепный спектакль.

Несмотря на тот факт, что сюжет пьесы весьма незатейлив, режиссер и актерская труппа позволили себе в полной мере проявить себя на сцене. Стоит также отметить, что «Женитьба» - первая работа Золотовицкого на Основной сцене МХТ. Если вы приняли решение провести чудесный вечер в приятном обществе актеров российского театра и кино, посмеяться от души над чудаковатыми героями Гоголя, МХТ им. Чехова приветствует вас!

Спектакль Женитьба в МТХ- видео

Купить билеты в театр МТХ Чехова можно прямо у нас на сайте. Мы предлагаем вам ознакомиться со схемой зала и забронировать наиболее удобные для вас места. Курьерская доставка билетов по Москве бесплатная.

Женитьба.

Линию пьес Н.В.Гоголя в репертуаре Театра имени Маяковского продолжает спектакль Сергея Арцибашева «Женитьба». Постановка раз за разом собирает полные залы, и обязана сим и талантливому режиссерскому взгляду, со множеством художественных находок, и безусловно, прекрасному актерскому ансамблю. Купив на спектакль «Женитьба» билеты, публика встретится и с Игорем Костолевским в роли Подколесина, и с Михаилом Филипповым в образе Кочкарева, со Светланой Немоляевой, Зоей Кайдановской, Галиной Беляевой, Галиной Анисимовой и многими-многими другими прекрасными исполнителями.

Билеты на спектакль «Женитьба» приведут вас на встречу со знакомым сюжетом, переданном по-новому - интересно, необычно. Чтобы постановка заиграла всеми своими красками, над ней вместе с режиссером и актерами работали Олег Шейнцис, Павел Герасимов, Наталья Анчутина. Билеты на «Женитьбу» всегда очень интересны публике, ведь Гоголь заложил в свое комедии столько смыслов, такое богатство образов. Поэтому не пропустите спектакль «Женитьба» в Москве.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры