Теория раскольникова - социальные и философские истоки теории и ее смысл. Теория Раскольникова – теория преступления «по совести», «крови по совести Что такое кровь совести простая арифметика

Главная / Чувства

Разделы: Литература

Цель: закрепление изученного материала по роману, проверка степени его усвоения.

Задачи:

  • развить логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
  • донести мысль о высшей ценности человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главных героев.

Проблемный вопрос урока: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I. Чтение и обсуждение эпиграфа

На доске эпиграф :

Учитель: В голове главного героя давно родилась какая–то идея, которая затмила собою все остальные дела и мысли. Полубольной студент бродит по душному городу, сторониться людей и упорно обдумывает какой-то “пункт”, какое-то “предприятие”. Какие же мысли тревожат бедного студента? Над чем он так упорно размышляет? Что он затеял? (У Раскольникова есть дело к старухе-процентщице, затем случайная встреча с пьяным чиновником, мысли о матери и сестре, собственная нищета и проблемы с владелицей квартиры.)

– Какой же вывод делает герой Достоевского? (Мир тотально несправедлив. К такой мысли его подталкивает и разговор о старухе-процентщице, подслушанный в трактире.)

Студент утверждает: “Арифметика”. “Конечно, она недостойна жить…, но ведь тут природа” – парирует офицер.

– Давайте разберёмся, что такое “природа” в романе, а что “арифметика”? Как можно разделить героев романа?

– Куда же мы можем отнести Родиона Раскольникова? (Люди “природы” испытывают лишь боль и страдания; а люди, живущие простым расчётом, являются хозяевами жизни. Раскольников, желая исправить чудовищную несправедливость, невольно избирает “арифметику”.)

II.

– Вспомните теорию Раскольникова.

  1. Делит людей на два разряда;
  2. “Необыкновенные” люди, если потребуется, разрешают себе “перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь”;
  3. Эти люди – преступники потому, что, неся новое слово, отрицают прежние законы).

– Что могло подтолкнуть героя к такой “арифметике”? (большой бездушный город; бедность; ненависть людей друг к другу; увлечение Родиона новыми идеями; распад моральных устоев и в обществе, и в душе героя; повседневные лишения; страх перед будущим; “наполеоновская идея”).

– А сейчас самое время вспомнить, кто же такой Наполеон и почему “наполеоновская идея” жива до сих пор?

(Наполеон – герой времени, под знаком этого человека прошёл весь XIX век. Пушкин и Лермонтов писали о нём, в их творчестве Наполеон двойственен: романтический герой, злодей, тиран, но с другой стороны- повелитель, владыка мира, герой… Позже Наполеону даст оценку и Л.Н.Толстой в романе “Война и мир”.

Итак, Раскольникова мучает вопрос: “Наполеон посмел – из небытия вознесся в бессмертие, а что же он?”

– Кого из литературных героев XIX века терзают сходные вопросы? (Германа из “Пиковой дамы” А.С.Пушкина).

– Есть ли точки соприкосновения между героями Достоевского и Пушкина?

  1. Они желают всего и сразу.
  2. Становятся убийцами, хотя Герман и косвенно.
  3. Вступают в поединок с судьбой.
  4. Забыв христианские заповеди “ не убий”, “не укради”, готовы взять на душу грех.
  5. Прощают” себе совершённые преступления.

– Но в героях можно найти и много различий. Каковы же они?

Различия.

Герман Родион
Идёт на этот шаг ради денег. Ради идеи (не знает, сколько взял денег).
Ужасается, что со смертью графини потеряна разгадка карт. Ужасается, что не выдержал испытания, “он – тварь дрожащая”.
Совесть молчит, не выполняет обещания жениться. Совесть проснулась, “отрезает” себя от людей.
Во время преступления хладнокровен. Нервничает, действует машинально.
Автор иронизирует над своим героем: “маленький”, “пошлый” Наполеон. Автор, ужаснувшись, жалеет героя; показывая, через какие нравственные муки проходит Родя.
Сходит с ума. Есть надежда, что воскреснет к новой жизни.

Вывод: Теория Раскольникова не нова; личности, похожие на Родиона, не исключение из правил.

Пушкин в образе маньяка, жалкого безумца стремиться лишить романтического ореола тип “исключительного человека”.

Достоевский проводит психологическое исследование человека, одержимого “наполеоновской идеей”, заставляет общество содрогнуться и эту идею проклясть.

Раскольников совершает преступление, и в его душе начинается борьба двух начал.

Кто же победит: Ангел или Демон?

III.

– Давайте попробуем описать состояние Раскольникова после убийств.

– Страх, отвращение, чувство вины, стыд, ужас и… болезнь.

– Припадки милосердия, желание вернуться на место преступления, излить душу.

Вывод: всё это заставляет героя искать одиночества, но в то же время постоянно быть среди людей. “Арифметика” превратила “избранника в изгоя, мечтающего о наказании, как об избавлении от страданий”.

IV.

– Но не ради мук и собственных страданий Родион лишил жизни женщин. Он мечется, страдает, ищет родственную душу, способную выслушать, облегчить его страдания. И тогда появляется Соня.

Встречи и разговоры с Соней Мармеладовой, помощь семье погибшего чиновника, явка с повинной в участок приближают Родиона Раскольникова к “природе”.

Но лишь на каторге наступает воскрешение героя: “Он не раскрыл её (книгу) и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: “Разве могут её (Сони) убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”.

Всё пространство романа провоцирует преступление и трагедию.

– Как меняется пейзаж в финале “Преступления и наказания”? (Бескрайний простор, могучая сибирская река, первозданная красота… Это – знак перемены в судьбе героя.)

Вывод: в эпилоге романа автор даёт надежду на то, что “природа” взяла верх над “арифметикой” в жизни Раскольникова. Но необходимо покаяние и очищение. Покаяние – это страдание и самоотречение, за которым следует искупление. Это долгий и мучительный путь, но герой должен его пройти, чтобы стать человеком.

V.

Этот вопрос можно рассмотреть на примере экспериментов В.Ленина, И.Сталина, А.Гитлера и др..

– Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне? (Мы – люди. (Сострадание, милосердие, уважение, любовь, “природа”.))

Фашисты – не люди (“арифметика”).

Выводы по уроку:

  1. Став на путь “арифметики”, Раскольников превратился в заурядного душегуба.
  2. Теория, даже самая хорошая, на практике может оказаться чудовищной.
  3. Подмена нравственных законов законами арифметики воспитывается “в человеке всем строем современной жизни, самой атмосферой города из серого камня”.
  4. Только следуя законам морали можно остаться Человеком.

VI. Домашнее задание

Напишите письмо Раскольникову (постарайтесь убедить героя не совершать рокового шага).

Какие аргументы доказывают ошибочность теории Раскольникова (роман "Преступление и наказание" Фёдора Достоевского)? и получил лучший ответ

Ответ от??[гуру]
Во-первых, теория Раскольникова не может быть воплощена в жизнь, так как соединяет в себе несоединимые цели и средства. Как ехидно замечает Свидригайлов, «в теории ошибочка вышла» (5, V). Сверхчеловек, по мнению главного героя, должен так вмешаться в судьбу человечества, чтобы пусть жестокими, кровавыми, безнравственными средствами, но добиться воцарения в мире нравственности и справедливости. За идеей о «всеобщем благе» в теории Раскольникова проступает «идея Наполеона» - одного избранника, стоящего над человечеством и предписывающего всем свои законы. Однако по-настоящему встать над людьми Раскольникову не удается, потому что имеет в душе прекрасное качество - человеколюбие. Раскольников, несмотря на презрение к «муравейнику» , не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки на Конногвардейском бульваре, хотя потом сам ругает себя: «Разве не чудовищно, что давеча я ввязался в историю с девочкой... » (1, IV). Крушение теории Раскольникова началось, когда Соня в ответ на его признание в убийстве заплакала: её слёзы перевесили в душе героя всю «логику идеи» (5, IV).
Во-вторых, униженные и оскорблённые, ради которых главный герой задумал стать сверхчеловеком и облагодетельствовать мир, отвергают его благодеяние. Раскольников, кроме старухи процентщицы, неожиданно убивает кроткую и безответную Лизавету, так что «простая арифметика» не срабатывает. Когда убийца объясняет Соне мотивы своего преступления («Я ведь не человека убил, а вошь!») , она не понимает их и восклицает: «Это человек-то вошь! » (5, IV). Соня не принимает бунта Раскольникова, она не хочет избавления любой ценой, и поэтому она - личность. По мысли Достоевского, она воплощает в романе народное начало: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Только народ (в образе Сони) может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, заставить его подчиниться нравственному суду совести и пойти на каторгу - «страдание принять» (5, IV).
В-третьих, Достоевский сталкивает своего героя с людьми, разделяющими его мнение насчёт сверхличности и толпы. Первым «теоретиком» становится предполагаемый жених Дуни - Пётр Петрович Лужин, который рассуждает: «Наука говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано» (2, V). С точки зрения Лужина, чтобы в государстве было больше счастливых людей, нужно поднять уровень зажиточности. Так как основой экономического прогресса является личная выгода, то каждый должен о ней заботиться и обогащаться, не беспокоясь сильно о любви к ближнему и о других романтических бреднях. Лужинский призыв к личной наживе - логическое продолжение идеи Раскольникова - «сильному всё позволено» . Главный герой понимает это и формулирует аккуратному и самодовольному Петру Петровичу суть его «экономической» теории: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей резать можно... » (2, V).
В-четвёртых, против теории Раскольникова восстаёт «натура человеческая» . Почему личность всякого человека священна? Логически доказать эту истину невозможно - таков нравственный закон, закон человеческой совести. Сразу после убийства главный герой не испытывает раскаяния, но очень быстро начинает чувствовать себя как бы «отрезанным» (2,11) от людей. Холодное отчуждение царит у него в душе даже по отношению к близким родственникам: с любимой матерью он чувствует себя неловко, скованно. Собственная совесть, по убеждению Достоевского, мстит ему за нарушение нравственного закона.
Источник: четыре хватит?

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какие аргументы доказывают ошибочность теории Раскольникова (роман "Преступление и наказание" Фёдора Достоевского)?

Ответ от Vladislav Dushchenko [гуру]
Один и главный аргумент - наличие у человека совести.

Известное классическое произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - история студента, который решился на ужасное преступление. В романе автор затрагивает много социальных, психологических и философских вопросов, которые актуальны для современного общества. Теория Раскольникова проявляет себя уже не один десяток лет.

В чем заключается теория Раскольникова?

Главный герой в результате длительных раздумий пришел к выводу, что люди делятся на две группы. К первой относятся личности, которые могут делать все, что хотят, не обращая внимания на закон. Ко второй группе он отнес бесправных людей, жизнью которых можно пренебречь. Это основная суть теории Раскольникова, которая актуальна и для современного общества. Многие люди считают себя выше других, нарушая законы и делая все, что вздумается. В пример можно привести мажоров.

Изначально главный герой произведения воспринимал собственную теорию, как шутку, но чем больше он об этом думал, тем реальнее казались предположения. В результате он всех людей вокруг себя делил на категории и оценивал только согласно своим критериям. Психологи уже доказали, что человек может сам себя убедить в разных вещах, думая о них регулярно. Теория Раскольников является проявлением крайнего индивидуализма.

Причины создания теории Раскольникова

Не только любители литературы, но и специалисты в разных сферах тщательно изучали произведение Достоевского, чтобы выделить социальные и философские истоки теории Раскольникова.

  1. К нравственным причинам, побудившим героя пойти на преступление, можно отнести желание понять, к какой категории людей он относится и боль за униженных бедняков.
  2. Есть и другие причины возникновения теории Раскольникова: крайняя степень нищеты, понятия жизненной несправедливости и потеря собственных ориентиров.

Как Раскольников пришел к своей теории?

Сам главный герой на протяжении всего романа пытается понять, что стало причиной совершения ужасного поступка. Теория Раскольникова подтверждает, что для того, чтобы большинство жило счастливо, меньшинство следует уничтожить. В результате длительных размышлений и рассмотрения разных ситуаций Родион пришел к выводу, что он относится к высшей категории людей. Любители литературы выдвигают несколько мотивов, которые побудили его совершить преступление:

  • влияние окружающей среды и людей;
  • желание стать великим;
  • стремление получить деньги;
  • неприязнь к вредной и бесполезной старушке;
  • желание проверить собственную теорию.

Что несет обездоленным теория Раскольникова?

Автор «Преступления и наказания» хотел в своей книге передать страдания и боль за все человечество. Практически на каждой странице этого романа прослеживается нищета, и жесткость людей. На самом деле роман, опубликованный в 1866 году, имеет много общего с современным обществом, которое все чаще проявляет свое безразличие к ближнему. Теория Родиона Раскольникова подтверждает существование обездоленных людей, которые не имеют шанса на достойную жизнь, и, так называемых, «вершителей жизни» с большим кошельком.

В чем противоречие теории Раскольникова?

Образ главного героя состоит из одних нестыковок, которые прослеживаются на протяжении всего произведения. Раскольников является чутким человеком, которому не чуждо горе окружающих, и ему хочется помочь нуждающимся, но Родион понимает, что не в его силах изменить уклады жизни. При этом он предлагает теорию, которая полностью противоречит .

Выясняя, в чем ошибка теории Раскольникова для самого героя, стоит отметить факт - он ожидал, что она поможет выйти из тупика и начать жить по-новому. При этом герой добился совершенного противоположного результата, и он попадает в еще более безысходную ситуацию. Родион любил людей, но после убийства старухи он просто не может находиться с ними рядом, это касается даже матери. Все эти противоречия показывают несовершенство выдвинутой теории.

В чем опасность теории Раскольникова?

Если предположить, что идея, выдвинутая Достоевским через мысли главного героя, стала масштабной, то итог для общества и мира в целом очень плачевный. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что люди, которые превосходят других по каким-либо критериям, например, финансовым возможностям, могут для своего блага «расчищать» дорогу, делая все что хочется, в том числе и совершать убийство. Если бы по такому принципу жило много людей, то мир бы просто перестал существовать, рано или поздно, так называемые «конкуренты», уничтожили бы друг друга.

На протяжении всего романа Родион испытывает моральные терзания, которые часто приобретают разные формы. Теория Раскольникова опасна тем, что герой всеми возможными способами пытается убедить самого себя, что его поступок был правильным, поскольку он хотел помочь своей семье, а для себя он ничего не желал. Огромное количество людей совершает преступления, размышляя подобным образом, что никак не оправдывает их решение.

Плюсы и минусы теории Раскольникова

Сначала может показаться, что каких-либо положительных сторон у идеи разделения общества, нет, но если отмести все плохие последствия, то плюс все же найдется – стремление человека быть счастливым. Теория Раскольникова о праве сильной личности показывает, что многие стремятся к лучшей жизни и являются двигателем прогресса. Что касается минусов, то их больше, и они имеют значение для людей, разделяющих представления главного героя романа.

  1. Стремление разделить всех на два класса, что может иметь ужасные последствия, например, подобные представления идентичны нацизму. Все люди разные, но они являются равными перед Богом, поэтому стремление стать выше других является неправильным.
  2. Еще одна опасность, что несет миру теория Раскольникова – применение в жизни любых средств. К сожалению, многие люди в современном мире живут по принципу «цель оправдывает средства», что приводит к ужасным последствиям.

Что помешало Раскольникову жить по его теории?

Вся проблема заключается в том, что создавая в своей голове «идеальную картинку» Родион не учел особенностей реальной жизни. Нельзя сделать мир лучше, убивая другого человека, неважно кем он был. Сущность теории Раскольникова понятна, но не было учтено то, что старуха процентщица была только начальным звеном цепочки несправедливости и, удалив его, справиться со всеми мировыми проблемами нельзя. Людей, которые стараются нажиться на бедах других, не правильно назвать корнем проблемы, поскольку они являются лишь следствием.

Факты, подтверждающие теорию Раскольникова

В мире можно найти огромное количество примеров, где идея, предложенная главным героем романа, была применена. Можно вспомнить Сталина и Гитлера, которые стремились очистить народ от недостойных людей, и к чему привели действия этих людей. Подтверждение теории Раскольникова можно увидеть в поведении богатой молодежи, так называемых «мажоров», которые, не обращая внимания на законы, загубили жизни многих людей. Сам же главный герой для подтверждения своей идеи совершает убийство, но в итоге он понимает ужас поступка.

Теория Раскольникова и ее крах

В произведении не только появляется, но и полностью опровергается странная теория. Чтобы изменить свое решение, Родиону приходится пережить много душевных и физических терзаний. Теория Раскольникова и ее крушение происходит после того, как он видит сон, где люди уничтожают друг друга и мир исчезает. Затем он начинает постепенно возвращать веру в добро. В итоге он понимает, что все, независимо от своего положения, заслуживают на то, чтобы стать счастливыми.

Выясняя, как опровергается теория Раскольникова, стоит привести в пример одну простую истину – счастье нельзя построить на преступлении. Насилие, даже при возможности оправдать его какими-либо высокими идеалами, является злом. Сам герой признается, что он убил не старуху, а уничтожил самого себя. Крах теории Раскольникова был виден еще в самом начале ее предложения, поскольку проявление бесчеловечности оправдать не получится.

Живет ли сегодня теория Раскольникова?

Как бы печально это не звучало, но идея разделения людей на классы существует. Современная жизнь является жесткой и принцип «выживает сильнейший» заставляет многих совершать поступки, которые не соответствуют . Если провести опрос, кто сегодня живет по теории Раскольникова, то каждый человек, скорее всего, сможет привести в пример некоторых личностей из своего окружения. Одна из основных причин такого положения вещей – значимость денег, которые правят миром.

За несколько месяцев до преступления, Раскольников из-за крайней нужды оставил университет. На вынужденном досуге он написал статью, в которой изложил давно занимавшую его мысль о природе преступления, но газета, куда он послал статью, закрылась, и, не зная, что статья напечатана в другом издании, что за нее можно получить деньги, Раскольников, уже две недели не обедая, живет впроголодь в своей конурке, похожей на гроб, с низким, «теснившим душу» потолком.

Его мучит, по словам Свидригайлова, «раздражение от голода и тесной квартиры». Избегая всех знакомых, «гордо и надменно» скрывая от них свою нищету, Раскольников в своем уединении с болезненным постоянством передумывает засевшую ему в голову мысль, и она под влиянием внешних впечатлений постепенно принимает конкретную форму, овладевает всем его существом. Мысль эта своими корнями уходит в почву общественного неравенства.

Отрешившись от крепостнического обоснования, которое веками выдвигалось в защиту неравенства, Раскольников думает, что «по закону природы» существуют два разряда людей: одни «живут в послушании и любят быть послушными», а другие «все преступают закон, разрушители», и если им нужно «для своей идеи», могут даже «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Ликурги, Солоны, Магометы, Наполеоны пользовались этим правом. И Кеплеры с Ньютонами имели бы право «устранить» десять или сто человек, если бы эти десять или сто мешали остальному человечеству воспользоваться их научными открытиями.

Гибель одного, десяти, ста человек - и благополучие остального человечества... да тут простая арифметика подтверждает право «преступить». Это, по выражению следователя Порфирия Петровича, «книжные мечты, теоретически раздраженное сердце». Но к этому присоединяются и иные влияния, влияния эпохи, «когда помутилось сердце человеческое, когда цитируется фраза, что «кровь освежает».

В мрачных тайниках наследственной крепостнической жестокости и «закоренелого безделья» у Раскольникова копошится и дразнит его просто желание «попробовать», к какому разряду людей он сам принадлежит, «вошь» он или «право имеет» преступать. Но и теоретически-холодные размышления о ньютоновском праве «преступить», и жгучее любопытство испытать свои собственные «права» застилаются в сознании Раскольникова более реальными и глубоко проникающими ему в душу впечатлениями.

Мармеладов «пьяненький» на деньги, вырученные таким страшным путем; Соня и за ней ее следующая сестра с перспективой развратной жизни, отвратительных болезней и смерти на улице, а там, в «далекой и зверской» провинции сестра Дуня, готовая продать себя Лужину.

В воспаленном мозгу Раскольникова какой-то навязчивой идеей стоит сравнение сестры и Сони Мармеладовой. Обе не уйдут от злой ямы. Именно потому, что у самого Раскольникова под поверхностью чистой теории таилась и еще какая то старая нечисть, он боится всякого даже внешнего соприкосновения с пороком. «Ко всему подлец человек привыкает». Нет, нужно или отказаться от жизни, задушить в себе все, отказаться от всякого права действовать, жить и любить, или... или «надо решиться». Решиться на то, чтобы преступить преграды, стать «миллионером» и, сделав одно зло, потом устроить сотню человеческих благополучий.

Самому Раскольникову деньги не нужны. Порфирий Петрович едва ли кстати заговорил о любви к комфорту, имея его в виду; Раскольников способен был последнюю мелочь отдать другому, не подумав о себе. Но все-таки и для помощи другим нужны деньги.

Так однажды мысль Раскольникова останавливается на существовании старушонки ростовщицы, и постепенно около этого существования сосредоточивается конкретное воплощение всей его теории. Мысль была необыкновенно проста, и к удивлению Раскольникова, она приходила в голову и другим. Как будто внушение гипнотизера, как голос «предопределения», стучали в его сознании слова из услышанного им случайно разговора: «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на лужение всему человечеству и общему делу...»

И этот разговор, и некоторые другие случайные совпадения обстоятельств толкают Раскольникова на убийство старухи процентщицы.

преступление и наказание что такое простая арифметика в теории раскольникова и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Винокуров[гуру]
Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями", ставящими себя выше нравственных законов общества. Воплотив в Раскольникове черты таких личностей, Достоевский в своем произведении последовательно развенчивает их наполеоновские идеи. На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая арифметика". Нет, утверждает Достоевский, не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает Лизавету и ее неродившегося ребенка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Тема бунта и тема героя-индивидуалиста, последние годы владевшие Достоевским, соединились в "Преступлении и наказании".
Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.
Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои - "двойники" Раскольникова. "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчеркивая их сходство. Свидригайлов, так же как и Лужин, исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - все это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".
Раскольников считает, что преступать закон могут только "настоящие люди", так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура.
К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать "ненужных" людей для блага униженных и оскорбленных? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком "необыкновенным". Поэтому Раскольников делит людей на "избранных" и "тварей дрожащих". И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: "...вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею... " Родион Раскольников мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.
Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писатель видит "величайшее счастье" в уничтожении своего "я", в безраздельном служении людям - эту "правду" Федор Михайлович воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова о христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, ее вера убеждают Родиона "страдание принять". Он признается в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением. "Их воскресила любовь... "

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры