В чем заключается героизм на войне. Проблема героизма: аргументы из литературы

Главная / Чувства

Что такое героизм? Героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Герой бессмертен, потому что, как гласит русская пословица, «герой умирает однажды – трус тысячу раз»

Что такое героизм? Героизм – способность жертвовать собой и своими интересами ради чужого, общего блага. Героизм – это готовность совершить поступок в момент, и не пожалеть о нем никогда. Очень часто героизм помогал нашим солдатам в спасении жертв войны и в стычках с нацистами. Порой, даже проигрывая численно и в оружии, наши воины побеждали нацистов благодаря боевому духу и героизму.

Что такое героизм? Вы никогда не задумывались, что такое героизм? На мой взгляд, героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Героическим можно назвать поступок, который совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего, - это героизм.

Что такое героизм? В экстремальной ситуации открывается истинное лицо человека. Близость опасности делает ненужными всяческие маски, и мы предстаём такими, какие есть, без прикрас. Одни оказываются трусами и слабаками, другие проявляют подлинный героизм, спасая товарищей с риском для собственной жизни. Истинный героизм – настоящий, смелый, доблестный поступок, подвиг, который совершается в короткое время в экстремальных условиях

Что такое героизм? Истинный героизм – настоящий, смелый, доблестный поступок, подвиг, который совершается в короткое время в экстремальных условиях. Героизм и подвиг, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» . В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом

Васильев «А зори здесь тихие» Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка. . . Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать. . . » . Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте

М. А. Шолохов «Судьба человека» Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом

А. Т. Твардовский «Василий Теркин» Традиции в изображении героизма простого солдата сказались впоследствии в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» . Главный герой, веселый русский парень, шутник, балагур и мастер на все руки, подчас совершает невозможное. Он в одиночку переплывает реку в конце осени, чтобы донести сообщение от десантной группы, находящейся в тылу фашистов. Даже в роковые минуты испытаний, борьбы со смертью его не покидает присутствие духа, жизнелюбие. Этот герой выражает лучшие национальные качества: общительность, открытость, находчивость, упорство. Он не считает свои действия чемто героическим, с иронией относится к награде. Подбив вражеский самолет, Теркин искренне радуется, потому что делал он это не ради славы, ордена, а просто выполнял свой долг

Солженицын «Матренин двор» Но тема героизма и самопожертвования выражается не только в произведениях, посвященных войне. Остро она звучит в рассказе Солженицына «Матренин двор» . Живя у старой Матрены, дом которой считается самым скромным в деревне, повествователь находит редкие человеческие качества у Матрены. Она беззлобна, никому не делает зла, помогает соседям по первому зову, несмотря на преклонный возраст, не гонится за деньгами, с теплотой и понимание относится даже к незнакомым людям. Такие качества, к сожалению, не часто встречались рассказчику в людях. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, захлебнувшихся в жадности. Матрена тоже совершает своеобразный каждодневный подвиг. Благодаря своим душевным качествам она облегчает жизнь односельчанам, делает этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

Отечественная Война Отечественная война 1812 года стала свидетельством великого духовного подвига народа, несломляемой воли и мужества. Бодрость духа, чувство товарищества, сознание общности дела, моральная стойкость солдат стали основой всенародного сопротивления врагу. Народная воля, патриотизм, победный дух войск явились решающей силой в этой неравной войне

Н. Раевский Одной из ярчайших фигур Отечественной войны стал Николай Раевский, героизм и благородство которого вселяли веру в победу, давали силы сражаться в кровавой, ожесточённой борьбе. Раевский решил исход битвы около деревни Салтыковка, личным примером подняв солдат в атаку со словами: «Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперёд за Отечество!» Рядом с Николаем в атаку бежали его дети… С войском в 15 тысяч солдат Раевский руководил обороной Смоленска, сражаясь против 180 тысяч солдат французской армии. Славная «батарея Раевского» во время Бородинского сражения серьёзно истощила французские силы, поэтому неприятель не обрушил основной удар на главные силы русской армии. За мужество, проявленное на полях сражения, Николай Раевский был награждён орденом Святого Георгия. Он обрёл бессмертную славу, имя его навечно занесено в народную память

Максим Горький «Старуха Изергиль» Чтобы вывести людей из дремучего леса, Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь. Подвиг был совершён, Данко умер, но никто не оценил его поступка, а один «осторожный человек» наступил на его сердце, отчего то рассыпалось в искры

В. И. Чапаев Ещё одна личность, которая является образцом беспредельной преданности и любви к своей родине, к великому делу, - Василий Иванович Чапаев, легендарный герой Гражданской войны, был отважным бойцом и прирождённым полководцем. В Первую мировую войну он заслужил четыре Георгиевских креста и чин фельдфебеля. Чапаев любил свой народ и верил в его силу. Вера в доблесть и бесстрашие бойцов Красной Армии давала ему успех в сражениях и приносила победы над врагом. Имя Василия Ивановича Чапаева является гордостью не только для советского народа-оно вдохновляет и современную молодёжь на подвиги и героизм

Великая Отечественная война Одним из наиболее ярких примеров героизма и благородства в истории является Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Советский народ принял на себя миссию борьбы с фашизмом как великую спасительную общечеловеческую задачу, он не был духовно подавлен и дал врагу надлежащий отпор. Колоссальная обдуманная жертвенность сделала советского солдата непобедимым, прижала к стене антигуманную милитарскую систему фашистов. Гитлеровские механизированные полчища не смогли сломить могучий дух, нравственную стойкость русской армии. Именно «русский Ванька» , мужественный и беспредельно преданный родине, разгромил фашистских захватчиков, доказал, что наша земля неприступна

Осады городов Всему миру известна железная стойкость в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы, Сталинграда. Защитников воинской твердыни поддерживала вся страна. Ожесточённая, кровопролитная борьба стала подлинной эпопеей народного героизма. Выражением всеобщего патриотического духа можно считать слова легендарного разведчика Кузнецова: «Покорить наш народ невозможно, также как и погасить Солнце»

Иван Сусанин В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Много героев было и в истории нашего народа. Возможно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских людей.

Герой в Древней Греции В Древней Греции героем считали «доблестного мужа, предводителя» . Он должен был быть человеком исключительной смелости и доблести. В Спарте даже проводили «отбор» сильных новорождённых. Времена изменились, и сейчас героем может оказаться человек, который совсем себя не мыслит таким. Ему просто бывает некогда осознать, совершит он подвиг или нет.

Герои науки Есть много героев и в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать

Заключение Тема подвига и самопожертвования раскрывается в конкретных и символических образах, получает развитие в общественном, семейно-бытовом контексте. Эти темы неотделимы друг от друга, они связаны с чертами русского национального характера, его особенностями. Подвиг и самопожертвование немыслимы без человеколюбия, только при условии человеколюбия жертва не напрасна, а подвиг велик

Заключение В жизни тоже, к сожалению, случается так, что подвиги и героизм людей остаются недооценёнными. Однако чтобы стать героем, не обязательно отдавать свою жизнь. Ведь есть и героизм особого рода - он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, благородства, преданности, дружбы, человеколюбия. А это посильная задача для каждого из нас

Заключение Берегите людей, переживших войну и воспитавших в себе эти качества, и растите в будущих поколениях эти качества. Ведь героизм, мужество и стойкость – будущее нашей страны и нашей нации

Заключение Таким образом, могу сделать вывод, что героизм-это неотъемлемая черта русского солдата. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.

героизм, самопожертвование, подвиг, личность, война, победа, нравственный выбор, дух, воля.

Аннотация:

В статье рассматриваются и анализируются образцы героизма и самопожертвования в реальности, художественной литературе.

Текст статьи:

В современном мире утрачиваются духовные ценности, поэтому необходимо взращивать в себе такие качества духа как героизм и самопожертвование, ведь именно они на протяжении веков меняли ход истории, жизни и судьбы людей, наций, народов.

Изображение героизма и самопожертвования человека на войне является традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Личный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого «Война и мир» порождает «скрытое тепло патриотизма», ломавшее «хребет врагу». Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуации нравственного выбора и победу над самим собой .

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — это эпопея о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - «мысль народная» . Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа, в конце концов, связывает свою судьбу с судьбой нации.

На страницах романа и, особенно, во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое «ролевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом . И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Солдаты сознают, что, возможно, придется умереть, защищая отечество. И наиболее сильно нравственная сила народа проявляется в простых формах, во многом связанных с народными понятиями и обычаями. Ополченцы надевают чистые рубашки, старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят» . Бодрость духа, сосредоточенность на главном событии солдаты сохраняют и в самом сражении. Здесь наиболее ярко проявляется и чувство товарищества, и сознание общности дела, и моральная стойкость солдат, и солдатский юмор. Так, на батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление» .

Оценивая роль Бородинского сражения в войне 1812 г., писатель утверждает, что под Бородином наполеоновская Франция в первый раз испытала на себе руку «сильнейшего духом противника». Бегство наполеоновской армии из Москвы явилось следствием того удара, который она получила в Бородинской битве.

Толстой показывает, как с момента взятия Смоленска война становилась народной. В первой же битве под Смоленском французы столкнулись со всенародным сопротивлением. «… Мы в первый раз дрались там за русскую землю, — говорит князь Андрей, — в войсках был такой дух, какого никогда я не видал».

Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения состояний духа своих героев, открыл то, что впоследствии Н. Чернышевский назвал «диалектикой души». Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их духе. Героям открывается их «собственное» небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их духах.

В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа - победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне. До него никто так убедительно и ярко не раскрывал роль морального фактора в исходе войны.

Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе — эпопее «Война и мир».

Одним из наиболее ярких примеров героизма и самопожертвования духа является Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Советский народ был серьезно встревожен войной, внезапным нападением фашистской Германии, но он не был духовно подавлен и растерян. Он был уверен, что коварный и сильный враг получит надлежащий отпор. На подъем народа на Отечественную войну, на вдохновение его Вооруженных Сил на самоотверженную борьбу сразу же заработали все средства и методы духовного воздействия, все отрасли и разделы духовной культуры и искусства. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой» - звала всех и каждого песня . Народ почувствовал себя полноценным субъектом духовной жизни человечества, он принимал на себя миссию борьбы с фашистским нашествием не только как защиту своего исторического существования, но и как великую спасительную общечеловеческую задачу.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. И это убедительно доказала Отечественная война. Каждый бой, каждая операция этой войны представляют сложнейшее одновременно силовое и духовное действие.

Война длилась 1418 суток. Все они наполнены горечью поражений и радостью побед, больших и малых потерь . Сколько и каких требовалось духовных сил, чтобы этот путь одолеть?!

9 мая 1945-го года — это не только победа оружия, но и победа народного духа. Миллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами и уроками .

Великая Отечественная война — это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. С первых же дней войны пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную войну. Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями, рвались вперёд и предавали огню и мечу всё, что встречалось на пути. Нужно было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей, морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и длительную борьбу.

Все средства духовного воздействия на массы, агитация и пропаганда, политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература, искусство – использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения победы над врагом.

Передовым носителем героического духа нашей армии были гвардейские части, в т.ч. танковые, авиация, реактивная артиллерия, это звание было присвоено многим боевым кораблям и частям военно-морского флота. Девиз гвардейцев – быть всегда героями – нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В. Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г. Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,- с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г. Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Примеру панфиловцев последовали многие другие подразделения и части, экипажи самолётов, танков и кораблей .

Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А. Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины .

Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. Подвиг этого русского солдата повторили десятки бойцов других национальностей. Среди них узбек Т. Эрджигитов, эстонец И.И. Лаар, украинец А.Е. Шевченко, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И.С. Солтыс, казах С.Б. Байтагатбетов и многие другие. Вслед за белорусом Николаем Гастелло направили свой горящий самолёт на врага русские лётчики Л.И. Иванов, Н.Н. Сковородин, Е.В. Михайлов, украинец Н.Т. Вдовенко, казах Н. Абдиров, еврей И.Я. Иржак и другие .

Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы.

Благодаря этим же причинам, благодаря железной дисциплине и воинскому мастерству, миллионы советских людей, смотревших смерти в лицо, победили и остались живы. Воинское мастерство чрезвычайно усиливало стойкость и другие морально-боевые качества наших воинов. Вот почему в овладении оружием, техникой, новыми приёмами боя наши солдаты вкладывали дух.

Одна из наиболее характерных черт духовного облика наших воинов – чувство коллективизма и товарищества. Примеров воинского товарищества тысячи. Большую помощь Красной Армии оказали советские партизаны. 1943 год — был временем небывалого героического массового партизанского движения. Координация взаимодействия партизанских отрядов, их тесная связь с боевыми операциями Красной Армии являлись характерными особенностями всенародной борьбы в тылу врага.

Непоколебимость духа, гордое сознание своей силы и морального превосходства над врагом не оставляли советских солдат и офицеров даже тогда, когда они попадали в руки гитлеровцев и оказывались в безвыходном положении. Погибая, герои оставались непобеждёнными, их дух невозможно было сломить. Несмотря на то, что немцы распяли солдата-комсомольца Юрия Смирнова, вбив гвозди в его ладони и ступни; умертвили партизанку Веру Лисовую, разведя на её груди костёр; замучили легендарного генерала Д.М. Карбышева, облив его на морозе водой, который в ответ на предложение гитлеровцев служить им ответил с достоинством: «Я советский человек, солдат, и я остаюсь, верен своему долгу» .

Таким образом, в суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.

Любовь к Родине, к русской земле Альберт Аксел выделяет как главный источник моральных сил армии, что в годы Великой Отечественной войны проявилось в «обстановке всеобщего героизма». Историк последовательно отстаивает тезис о том, что самопожертвование советского народа и его военные подвиги «изменили ход событий во второй мировой войне» .

Русский народ осознавал ту грозную опасность, какую нашей стране нес с собой германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех наций и народностей СССР. Более 11 тысяч стали Героями Советского Союза, сотни тысяч - кавалерами орденов и медалей.

Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. Нет сомнений в том, что главную роль в победе сыграл советский народ. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военноначальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.

Великая Отечественная Война показала всю глубину, передовой характер, духовную силу советского; показала решающую роль в исторической судьбе народа качества его духовности, значения духовной культуры и идеологии в ее подъеме, в мобилизации народа на борьбу за свое историческое существование.

Этот опыт войны чрезвычайно важен в наше время для приобретения народом веры в себя, в свою способность решить проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Великая Победа советского народа над фашистской Германией обязывает и вдохновляет на решение таких проблем.

В годы войны были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла на жертвенное служение Отечеству миллионы воинов на бескрайних фронтах великой войны и на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она соединила всех и сделала творцами Великой Победы. Это величайший пример для потомков на все времена.

Народ не забыл и славит тех, кто храбро сражался и погиб, смертью героя, приблизив час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены не только в списки личного состава Вооружённых Сил, но и в память народную. О героях народ слагает легенды, ставит им прекрасные памятники, их именами называет лучшие улицы городов и сёл.

Героем можно стать не только во время войны, но и в простых, будничных делах. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах» . Но не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет - это не героизм, а глупость, которая может очень плохо кончиться для «героя». Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего - это героизм. Есть много героев и в истории науки. Это, например, русские физики-ядерщики, врачи, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, специально заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. Существуют профессии, которые требуют наличия героизма, так сказать «в крови» — это пожарники, полицейские, мчс. Но они не воспринимают свою ежедневную работу как героизм, а считают нормальным явлением. Люди этих профессий не понимают значимости своего дела – это стало нормой их жизни. Для русского народа, в принципе, это норма жизни, характера. Воспитание духа начинается с малых лет, каждый мужчина обязан быть героем. Сама история России заставляет человека иметь качества героя, например, перестройка, когда происходили глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества.

Но есть героизм и самопожертвование особого рода - они в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Это героизм, самопожертвование духа. Яркий пример такого героизма и самопожертвования - в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, - словом, все истинно человеческие качества. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать. В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма и самопожертвования.

Литература.

1. Аксел А. Герои России. 1941-1945 / А. Аксел. М., 2002.

2. Баграмян И.Х. Так мы шли к победе. Военные мемуары / И.Х.Баграмян. М., 1990.

3. Дмитриенко В.П. История Отечества. XX век: Пособие для учащихся / В.П. Дмитриенко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков. М., 2002.

4. Краткая всемирная история. В 2 книгах / Под ред. А.З. Манфреда. М., 1996.

  1. Падерин А.А. Война и мир: роль духовной культуры в воспитании патриотического сознания / А.А. Падерин // Материалы научно-практической конференции. М., 2005.
  2. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П. Кременцова. Л., 1988.
  3. Толстой Л.Н. ПСС 12 т. Т.4 Война и мир. М., 1987.
  4. www.all-aforizmy.ru (дата обращения 26.10.2011).
  5. www.Litra.ru (дата обращения 9.07.2011).

В душе русского народа ВОВ живет как урок беспримерной стойкости, преданности своему Отечеству. Поэтому литература возвращается и будет возвращаться к этой неисчерпаемой теме, чтобы вновь раскрыть секреты нашей победы, объяснить «русское чудо», показать как перед лицом страшной опасности в людях раскрываются самые высокие душевные качества.

Литература о ВОВ огромна: романы- эпопеи « Жизнь и судьба Василия Гросмана», «Война Ивана Стаднюка», трилогия Константина Симонова, повести и романы Юрия Бондарева(«Батальон», «Горячий снег», «Выбор»), повести Григория Бакланова, художественно- документальный роман Алеся Адамовича и Даниила Гранина «Блокадная книга», «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Бориса Васильева и многие другие.

И во всех произведениях о войне разными художественными средствами решаются вечные проблемы жизни и смерти, мужества и героизма, трусости и предательства, любви и дружбы. Тема войны по истине неисчерпаема, и чем дальше от нас отходят те страшные и героические дни, тем все больше новых фактов мы узнаем. И старые, известные события трактуются по – новому.

Война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние. Влияние это было неоднозначным. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как свидетельство нерушимости идей социализма и коммунизма, верности избранного пути, мудрости вождя и превосходство советского строя. С другой стороны, чувство ответственности за судьбу родины, раскрепощение и свобода перед лицом опасности и смерти позволили посмотреть правде в глаза и увидеть, что не все так хорошо и справедливо в стране.

Годы Великой Отечественной войны - это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына.

Вряд ли можно это измерить, нет на свете тех слов, которыми бы можно было это оценить. Как можно описать, измерить подвиг женщины, воевавшей вместе с мужчинами, девчонок и мальчишек, умирающих во имя победы, во имя будущей жизни? И сейчас сколько ветеранов не могут уснуть по ночам, вспоминая годы войны, заново теряя своих друзей, близких, родных. В литературе тема Великой Отечественной войны - одна из самых распространенных тем.

Много писателей обращалось к ней не один раз. Бондарев, Некрасов, Васильев, Быков Симонов и многие другие писатели о Великой Отечественной войне для того, чтобы нам, ради которых совершались воистину героические подвиги, уже никогда не забыть об этой войне.

Например в романе Ю.Бондарева “Горячий снег” показан маленький эпизод, часть Сталинградской битвы. Он описывает группу людей разных характеров, с различной жизнью до войны. И поступки этих людей, поставленных в крайние, нечеловеческие условия, столь же различны в экстремальной ситуации, сколь различны и они сами. Но все эти люди (от комбата Дроздовского до лейтенанта Кузнецова, медсестры Зои, простого рядового) - простая боевая единица, винтик в машине, выполняющей свою маленькую, но незаменимую роль. Всем своим произведением автор утверждает, что все просчеты высшего руководства солдат закрыл на этой войне своим героизмом, свои телом. Вспомним, как люди лейтенанта Кузнецова вгрызались в мерзлую землю, не имея нужного снаряжения, а затем, усталые, измученные, героически отражали танковую атаку. Разве прочтя эти строки, можно когда-нибудь забыть о чудовищности и героизме этой войны?Разве можно захотеть воевать снова?

Та же тема затрагивается и в произведении Некрасова “В окопах Сталинграда”. Автор ведет рассказ от имени главного героя Юрия Серженцова.В повести затрагиваются такие нравственные вопросы, как вопрос о причинах того, почему многие люди становились предателями. Главное в повести - это вопрос о том, что нашим люди порой из-за без ответственного, даже, можно сказать, преступного, отношения начальства приходилось сражаться порой без еды, без оружия и медикаментов. Я удивляюсь, как можно было не то что воевать, а даже просто выжить в таких условиях. Во всех произведениях о войне мы видим подвиги, видим смерти благороднейших, честнейших людей. Они отдавали свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили.

Какая же огромная ответственность лежит на каждом из нас перед ними. Почему он, чистый, прекрасный душой, должен был отдавать жизнь, чтобы жил негодяй, склочник, хулиган, вор, убийца? Это неправильно! Вечная память и благодарность павшим - это не только цветы на могилах, красивые речи на праздниках в их честь, это прежде всего стремление каждого из нас стать лучше, а следовательно, и мир станет лучше и чище. Я думаю, что цель литературы, что значение произведений о Великой Отечественной войне, что итог нашей памяти о павших и живых в эти годы - это и есть стремление каждого человека быть достойным тех подвигов и не повторять таких же страшных событий, как война. Если бы наши политики хорошо изучали в школе литературу и историю, то, я убеждена, наши мальчики не гибли бы в Чечне, не было бы ни Афганистана, ни атомного оружия, не было бы никогда никаких войн.

На протяжении всей истории человечества, люди воевали друг с другом. Эти сражения часто воспламеняли юношеские сердца, дети с горящими глазами были готовы помогать своей стране, несмотря на страх и усталость. Именно проблему детского героизма на войне поднимает А.П.Гайдар в приведенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, писатель показывает пятнадцатилетнего Якова, который ищет любые боеприпасы, чтобы помочь партизанам. Для него это важно, потому что так мальчик будет знать, что он «не путался под ногами, не сидел сложа руки». Мальчик с горящем сердцем хочет помочь своей стране в борьбе с ненавистным фашизмом, и ради этого Яков готов врать, недоговаривать и рисковать своей жизнью: «И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, уверток...»

Гайдар говорит, что дети так же пострадали от войны, как и взрослые. Но при этом они куда острее воспринимают события Великой Отечественной войны. Эти дети ничуть не меньше взрослых переживают за свою страну и готовы трудиться, чтобы помочь ей в это нелегкое время: «И повсюду я видел у них (детей) огромную жажду дела, работы и... подвига...»

Писатель не выражает свою позицию прямо, но весь текст пронизан мыслью, что победа пришла благодаря не только взрослым, но и детям, которые были готовы забыть о собственных желаниях ради благополучия родной страны.

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение В.П.Катаева «Сын полка». В нем рассказывается о мальчике по имени Ваня Солнцев, который лишился семьи и живет теперь на линии фронта с солдатами. В один из дней Ваня пошел с разведчиками в лес, где они должны были

перед боем разведать расположение немецких резервов и найти хорошие позиции для огневых взводов. Солнцев во время операции попал в плен к фашистам, но не предал своих и не рассказал о планах русских солдат. Таким образом Ваня Солнцев сохранил секретность операции, подвергнув свою жизнь риску.

Следующий литературный пример является еще одним аргументом. Произведение Е. Еврейской «Три девочки» рассказывает читателю о трудной жизни детей в тылу во время войны. Три девочки - это школьницы Наташа, Катя и Люся. Перестав ходить в школу - ее разбомбило, - девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу. Эта повесть о жизни в тылу - пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Подводя итог, можно сказать, что дети, действительно, часто помогали стране пережить тяжелые времена. Они трудились в тылу, защищали друг друга, заботились о слабых, они трудились на линии фронта. Дети - истинные герои войны.

Ассоциации, возникающие у каждого здравомыслящего человека, услышавшего это слово, как правило, одни и те же: стрельба, взрывы, пожары, кровь, трупы, оружие и бронетехника. Лишения и страдания, сверхнапряжение сил, беспримерное мужество и героизм. На войне спокойствия быть не может. Войны не бывает без героев.

Героизм на войне. Сочинение-рассуждение

Но кто же он - герой? Рассуждения о том, что же такое мужество и героизм на войне, мы имеем полное право вести, основываясь на рассказах наших дедов и прадедов, прочтенных книгах, просмотренных кадрах кинохроники тех лет, снятых фильмах. Речь

Поступки и свершения, которые мы называем героическими, можно разделить на несколько видов. И хочется подробнее остановиться на каждом из них без исключения.

Тыловой героизм в годы войны

Один из самых популярных лозунгов времен ВОВ «Все для фронта, все для победы!» отнюдь не являлся пустым набором идеологических клише. Работа в несколько смен, постоянное перевыполнение производственных планов, разработка и изготовление новой продукции в кратчайшие сроки, которые и не снились в мирное время. И все это на фоне постоянного недоедания, недосыпания, зачастую в условиях холода. Разве это не героизм? Пусть маленький, ежедневный, незаметный на индивидуальном уровне, но сложившийся в масштабах целой страны в одну на всех Великую Победу. Каждый из них был героем: и двенадцатилетний пацан, заменивший у станка ушедшего на фронт отца; и учительница, проводящая уроки в холодных классах; и старшеклассница, после уроков идущая в госпиталь помогать ухаживать за ранеными; и миллионы других, занимающихся каждый своим, необходимым на тот момент делом. Достаточно вспомнить эпопею начального периода войны, когда проводилась эвакуация заводов в восточные районы страны, и буквально через несколько месяцев предприятия, выброшенные в голых полях, начинали выдавать столь необходимую на фронте продукцию.

Герои повседневности

Обыденный героизм во время войны. Как это ни странно, но так видится обычная жизнь на фронте - именно рутиной. Если кто-то не согласен, то попробуйте представить себе нахождение каждый день в окопах, без движения и даже без особых боев, с изредка возникающими перестрелками. Каждый день ходить по одному, достаточно ограниченному маршруту; каждый день заниматься чисткой оружия и амуниции, различными хозяйственными работами и т. д. Словом, просто жить, находясь на одном месте. Рутина. А теперь вспомним, что это все происходит на передовой; что в нескольких сотнях метров, буквально за овражком, находится смертельный враг, который в любой момент может попытаться убить тебя или твоего товарища; что каждая минута твоей жизни здесь может стать последней. И вот в этих условиях невыносимого напряжения воли, сил и эмоций находиться постоянно, но находить в себе силы остаться человеком. Разве это не героизм?

Героизм офицеров

Здесь речь пойдет об офицерах в невысоких званиях (от младшего лейтенанта до капитана), занимающих посты от взводного до комбата, от командира расчета до командира батареи и т. д. Обо всех тех, кто находился на линии непосредственного соприкосновения с противником - вел за собой роту в бой, командовал танком, сидел за штурвалом самолета, ходил в составе разведгруппы за линию фронта. В принципе, любой из них такой же солдат, но с определенной долей дополнительной ответственности, возложенной на него командованием.

Ежедневно поднимать взвод/роту/батальон в атаку, прямо на вражеские пулеметы. А вечером писать похоронки родственникам погибших бойцов, при этом не забывая о нуждах живых. Каждый день садиться в танк и мчаться по открытому полю навстречу смертоносным выстрелам орудий, минным полям, вражеским бронированным монстрам. Делать в день три-четыре вылета на территорию, занятую противником, на стальной, смертоносной, но такой уязвимой птице, понимая, что в любой момент тебя могут поджечь, а шансов остаться в живых при падении с небес у тебя практически никаких. Неделями находиться в открытом море, изредка спускаясь в толщу воды на своей субмарине и понимать, что вокруг море, и любой твоей ошибкой враг воспользуется, не оставляя тебе даже призрачной надежды на спасение. И еще тысячи других опасностей, неотделимых от естественного хода войны, обо всех из которых невозможно упомянуть всего лишь в одной теме: «Героизм на войне: сочинение о мужестве и самопожертвовании».

Разве в подобных условиях можно сказать, что до обеда был проявлен героизм человека на войне, а после обеда уже нет? При этом нужно учитывать, что командир подразделения обязан по должности и сути думать не только за себя, но и за весь личный состав. Он организует и ведет бой, он ответственен за людей и материальное снабжение, наличие боеприпасов, питания и медикаментов. Колоссальное напряжение!

Штабной героизм

Труд военачальника на войне невероятно сложен. У него в руках огромные массы людей, техники, ресурсов, но и его личная ответственность от этого только многократно возрастает. В его власти бросить всю эту силу в бой. Но от того, насколько грамотно и полезно, с точки зрения войны, он распорядится всем этим, зависят жизни сотен тысяч человек. Если он впустую израсходует боезапас, сожжет в бессмысленных атаках танки и самолеты, бездарно потеряет артиллерию - все это придется восстанавливать тылу, испытывая дополнительные трудности. Если уже в начале операции будет потеряна большая часть пехоты, то в дальнейшем у полководца просто не останется сил для продолжения начатого. Не говоря уже о тысячах загубленных жизней, о десятках тысяч семей, в которые пришло горе. Как можно отмерить весь тот груз, который ложится на плечи этого человека, - ежедневно посылать на смерть тысячи людей?

Вспомним одного из лучших маршалов СССР - К. К. Рокоссовского. За всю войну он лично ни разу не выстрелил по противнику, и бои воочию наблюдал исключительно из штабных окопов, с безопасного отдаления. Но разве можно сказать, что он не является героем? Человек, блестяще разрабатывающий и воплощающий самые яркие операции; полководец, войска которого наносили врагу колоссальный урон; военачальник, чей воинский талант признавали даже генералы вермахта; человек, являющийся одним из творцов Победы, - это настоящий герой. Такими же героями были, есть и будут все те тысячи офицеров, воевавших в то лихое время. Не важны количество звезд на погонах и занимаемые должности, потому что любой из них, от лейтенанта до маршала, от взводного до Начальника Генерального штаба, - каждый выполнял то, что поручила ему Родина. Каждый нес свою меру груза, единого для всех командиров.

Спонтанный героизм

Размышляя о том, в годы войны, в обязательном порядке нужно выделить именно такой вид - спонтанный героизм. Здесь нет разделений по званиям и занимаемым должностям, ибо стать творцом Подвига может любой. Все зависит от внешних обстоятельств, уникальных в каждом из случаев.

Герои прошлого, настоящего и будущего

Героизм на войне... Сочинение на эту тему в обязательном порядке неоднократно пишет каждый школьник, основываясь в первую очередь на некоем собирательном образе, сформированном теми или иными источниками. Но все их объединяет то, что происходит описание чего-то яркого, неординарного, однозначно выбивающегося из общего ряда событий, невозможных в мирной жизни, но в то же время достаточно обыденных во время ведения боевых действий.

Как тут не вспомнить о подвиге гарнизона Брестской крепости? Пронзительные слова «Погибаю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!», нацарапанные на стене, навсегда врезаются в память любого, кто их увидел. Безымянный герой, осознавая безнадежность сопротивления и готовясь к неизбежной гибели, остался верен присяге до конца.

Николай Талалихин, летчик-истребитель, патрулировал небо Москвы, истратил весь боезапас, но у него был приказ не пустить к столице немецкие бомбардировщики. И он принял единственно возможное в тот момент решение - таран. Не думая о собственной безопасности, не взвешивая шансов на выживание, он выполнил приказ до конца. Первый ночной таран вошел в историю!

Сталинград. Дом Павлова

Сержант Павлов с горсткой бойцов захватил дом в пылающем Сталинграде. Развалины, которые являлись стратегически важным объектом, подразделение под его командованием удерживало два долгих месяца - шестьдесят три дня бесконечных обстрелов и атак. Шестьдесят три дня Подвига!

Николай Кузнецов, находясь под личиной немецкого офицера в самом логове врага, один против всех, добывал секретнейшие сведения, уничтожал крупных руководителей оккупантов.

Александр Матросов - простой пехотинец. Когда его рота поднялась в атаку, закрыл своим телом амбразуру немецкого дота. Пошел на верную гибель, но спас своим поступком жизни десятков сослуживцев, обеспечив успех атаки.

Николай Сиротинин, оставшись один, больше чем на два часа задержал наступление немецкого танкового полка. В одиночку огнем из орудия и карабина уничтожил одиннадцать танков, семь бронемашин и почти шестьдесят гитлеровцев.

Дмитрий оказавшись в плену, неоднократно получал от командования германских войск предложения о сотрудничестве. Будучи прекрасным военным инженером, мог бы оказаться в отличных условиях, не испытывая никаких лишений. Понимая всю тяжесть последствий своего решения, отверг их. Руководил подпольем в концлагерях. Погиб, так и не склонив головы перед врагом.

Сидор Ковпак

Оставшись на оккупированной территории, за короткое время создал из немногочисленной группы мощнейшее партизанское соединение, наводившее ужас на немцев. На борьбу с ним снимались боевые части с фронта, тратилось огромное количество ресурсов, но Ковпак продолжал громить врага, нанося огромный урон живой силе, технике, тыловым коммуникациям и инфраструктуре.

В рамках одной статьи просто невозможно упомянуть все те миллионы случаев, когда проявлялся героизм в Великой Отечественной войне. Да и цели такой не стоит. Ведь что объединяет их всех? Общее в них то, что никто из людей, совершивших подвиг, не планировал его. Возможно, многие из них даже не задумывались о возможности его совершения. Но пришло время, сложились обстоятельства, возник нужный момент - и они, не задумываясь, шагнули в Вечность. Без раздумий, не оценивая шансов на благополучный исход, не размышляя о последствиях, а исключительно по зову сердца и велению души, люди делали то, что от них требовалось в тот момент. Многие отдавали самое ценное, что у них было, - свою жизнь.

Героизм на войне

Любая война - это горе, потери, личностная и государственная проблема. Героизма на войне много, без него просто невозможно представить ни один вооруженный конфликт, а тем более Великую Отечественную. И только от каждого из ее участников зависел окончательный итог. И наши предки сделали это! Как делали сотни лет до них, как будут делать после них.

Мы рассмотрели вопрос о том, что же такое героизм на войне. Аргументы, приведенные здесь, могут кому-то показаться наивными, спорными, но хотелось бы надеяться, что кто-то с нами согласится и, возможно, дополнит тему: «Героизм на войне: сочинение о мужестве и самопожертвовании».

Вечная слава героям! Их подвиг бессмертен. Их подвиг бесценен.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры