Великие мистики в реалиях: доктор Фауст. Иоганн фауст - биография, фотографии В эпоху романтизма

Главная / Чувства

Буккер Игорь 05.08.2011 в 15:43

Имя доктора Фауста слышали все. Ставший культовым героем литературы еще в XVI в еке, он навеки остался в памяти потомков. Вот только реальный человек по имени Фауст имеет мало общего со своим прославленным образом, да и о нем мало что доподлинно известно.

По достоверным источникам, Иоганн Георг Фауст (Johann Georg Faust), или Георг Фауст, родился около 1480 года в Книттлингене, а скончался в 1540 (1541) году в городе Штауфен-им-Брайсгау (Staufen im Breisgau) или около него. Вся его жизнь прошла приблизительно в одном географическом месте - немецкой земле Баден-Вюртемберг. Фауст совмещал в себе сопряженные таланты алхимика, мага, целителя, астролога и предсказателя.

Если вы случайно увидите на прилавке книжного магазина пухлый том, посвященный биографии Фауста, - не верьте глазам своим. Нет, вас не водят за нос: в той гипотетической книжке может быть подробно изложены повседневная жизнь в конце XV - первой половине XVI столетия, литературный и художественный образ Фауста и много еще чего интересного. В фолианте не будет биографии Фауста, поскольку даже полнейшая и скрупулезная биография вполне уместится на нескольких листках формата А4 и при этом далеко не все написанное на них будет правдой.

Как заметил современный немецкий историк литературы Гюнтер Махаль (Günther Mahal), "дебри из вопросительных знаков окружают историческую фигуру Фауста".

Во всех свидетельствах современников о Фаусте, его величают Георг, или Йорг (Jörg). Имя Иоганн впервые всплывает через два десятилетия после смерти алхимика. Знахаря и целителя, Фауста в конце прошлого века назвали бы в России экстрасенсом. В отличие от Кашпировского или Чумака, Фауст не имел громадной телевизионной аудитории, зато его имя преодолело границы не только Германии, но и Европы и осталось в памяти потомков.

В отличие от семи древнегреческих городов, которые вели между собой спор, как о месте рождения великого Гомера, лишь три немецких местечка претендуют быть колыбелью знаменитого Фауста: уже названный выше Книттлинген, Хельмштадт около Гейдельберга и упоминаемое только в предании местечко Рода в Тюрингии. Победу одержал Книттлинген, в котором сегодня существует Музей Фауста и его архив. Собственно говоря, победитель определился благодаря сохранившемуся до наших дней документу о приобретении магом недвижимости в здешних краях. Он датирован 1542 годом.

К сожалению, до настоящего времени уцелела только копия этого документа, сделанная карандашом Карлом Вайзертом (Karl Weisert) в 1934 году. Оригинал сгорел во время Второй мировой войны. Подлинность архивного документа, написанного от руки школьным учителем, официально заверена подписью с печатью тогдашнего бургомистра города Ленера от 3 марта 1934 года. Кроме этой бумаги, сохранилось свидетельство Иоаганна Манлиуса. В письме к своему учителю, написанном в 1563 году, он упоминает о знакомстве с Фаустом из Книттлингера, которого назвал "выгребной ямой, полной чертей", (Scheißhaus vieler Teufel) .

Учителем этого свидетеля был знаменитый теолог и реформатор, сподвижник Лютера, прозванный Учителем Германии (Praeceptor Germaniae) гуманист Филипп Меланхтон. А Фауста он именовал принятым во времена Ренессанса латинизированным псевдонимом Фаустус, что в переводе означало "счастливец".

По прошествии стольких веков весьма трудно судить о том, кем на самом деле был упомянутый Фауст. Некоторые видели в нем обманщика, шарлатана и авантюриста, а другие - философа, алхимика, предсказателя, хироманта и целителя. В некоторых источниках о Фаусте оскорбительно отзываются как о "бродяге, пустом болтуне и босяке-обманщике". По всей видимости, речь шла о бродячем фокуснике.

К слову стоит заметить, что и в наши дни некоторые люди негативно настроены по отношению к экстрасенсам (при этом они не приближались к ним даже на пушечный выстрел), другие были осторожны из зависти к их успехам и т.д. Вдобавок, до 1506 года нет ни единого документа, в котором бы освещалась деятельность доктора Фауста.

В одном из писем нашего героя аттестуют следующими словами: "Магистр Георг Сабелликус Фауст-младший (Georg Sabellicus Faust der Jüngere) - кладезь для некромантов, астролог, второй из магов, хиромант, аэромант, пиромант, второй из гидромантов". Возможно, это пример успешного "пиара" волхва, выдававшего себя за специалиста по чтению линий на руке, по облакам, туману и полету птиц (ауспиции), а также могущего предсказывать и гадать по огню, воде и дыму.

В библиотеке Ватикана сохранилось письмо бенедиктинского аббата из Вюрцбурга Иоганна Тритемия (Iohannes Trithemius), отправленное им 20 августа 1507 года математику и придворному астрологу в Гейдельберге Иоганну Фирдунгу (Johann(es) Virdung, 1463-1535), в котором каббалист Тритемий описывает шашни Фауста с мальчиками. По словам этого ученого человека, когда педофилу Фаусту стало грозить разоблачение его гомосексуальных пристрастий, он скрылся. Великим содомитом и некромантом называли доктора Фауста в документах, которые хранятся в архивах города Нюрнберга.

По словам аббата Тритемия, Фауст похвалялся таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то он, "как новый Ездра Иудейский, по памяти полностью восстановил бы их даже в более изящном виде". А также, как не раз говорил Фауст, он "берется в любое время и сколько угодно раз совершить все то, что совершил Спаситель", сообщает Тритемий.

Неизвестно, был ли Тритемий посвященным, но некоторые утверждали, что он предсказал церковный раскол за два года до появления Лютера, английский переводчик его произведений объявил в 1647 году о пожаре в Лондоне, который опустошит столицу этого острова спустя 19 лет.

Натурфилософ Иоганн Тритемий, учениками которого были небезызвестные Агриппа Неттесгеймский и Теофраст Парацельс, довольно пренебрежительно отзывался о Фаусте и его способностях, что невольно заставляет задуматься, а не зависть ли водила его пером и не возводит ли он напраслину на собрата по ремеслу.

Однако гораздо больше рассказывали о других способностях мага и волшебника, которые напоминали скорее цирковые трюки, нежели игривые похождения с мальчиками. Во время очередной здравицы в честь собутыльника, Фауст в харчевне проглотил мальчишку-прислужника, перелившего вино через край кружки. А будучи однажды на ярмарке, Фауст накрыл своим плащом корзину с куриными яйцами, и из нее тут же вылупились цыплята. В "Лейпцигской хронике" Фогеля записано: "В народе ходят слухи, будто однажды, когда погребщикам в Ауэрбаховском винном погребе никак не удавалось выкатить непочатую бочку с вином, знаменитый чернокнижник доктор Фауст сел на нее верхом и силою его чар бочка сама поскакала на улицу".

В 1520 году Фауст составил гороскоп рождения влиятельному Бамбергскому архиепископу-курфюрсту Георгу III. Нужно отметить, это знак немалого признания заслуг чародея, так как Его высокопреосвященство был одним из наивысших церковных иерархов в немецкоязычных странах. "Также Х гульденов дадено и послано доктору фаустусу философу", - именно так строчными буквами педантично засвидетельствовал камердинер архиепископа-курфюрста. Десять гульденов по тем временам были княжеской платой.


На гибель Фауста взирайте все!
Его судьба да отвратит разумных
От области познанья заповедной,
Чья глубина отважные умы
Введёт в соблазн - творить деянья тьмы.
Кристофер Марло «Трагическая история доктора Фауста»


История учёного, продавшего душу дьяволу и погубленного им, известна нам благодаря Гёте. В его интерпретации Фауст - настоящий человек Возрождения, могучий ум, одержимый познанием и мечтающий служить человечеству. В иных версиях этой истории знаменитый доктор - всего лишь заурядный шарлатан или несчастная заблудшая душа. Если бы только существовавший в реальности прототип Фауста знал, что его судьба станет символом...


История Фауста - одна из самых популярных городских легенд Европы. И, как у всех городских легенд, у неё есть «подтверждения» в реальности. На одном из домов немецкого города Виттенберга висит табличка с надписью: «Иоганн Фауст (ок. 1480 - ок. 1540), астролог, алхимик, жил здесь между 1525 и 1532 годами». Его имя есть в списках учащихся Гейдельбергского университета за 1509 год, а также в списках представленных к учёной степени бакалавра теологии. К биографии этого средневекового учёного как будто даже не приписали ничего лишнего.

Кроме договора с дьяволом.

Авантюрист и чернокнижник

Настоящий Иоганн-Георг Фауст родился примерно в 1480 году (современные исследователи называют также 1466 год) в крохотном немецком городке Книтлинген (княжество Вюртемберг). Хотя в этом версии исследователей расходятся: иногда его местом рождения считаются городки Зиммерн, Кундлинг, а также Гельмштадт вблизи Гейдельберга или же Рода. Происходил он, по-видимому, из обеспеченной семьи, хотя кем были его родители - неизвестно. У юного Иоганна с очевидностью хватало и средств, и времени, чтобы получить неплохое образование - в основном самостоятельно. По другой версии - он изучал магию в Кракове, где в те времена можно было это делать совершенно свободно. В любом случае, оккультные науки его всегда интересовали.

Учёный монах, изучавший труды арабских математиков и астрономов в Барселоне, поддерживающей связи с Кордовским халифатом. Одним из первых европейцев познакомился с арабскими цифрами и активно их пропагандировал в научных кругах. Восстановил и усовершенствовал абак (счётную доску), изучал устройство небесной сферы, разрабатывал конструкцию астролябии. Учитель будущего императора Священной Римской империи Оттона II. Благодаря покровительству последнего сделал карьеру, завершившуюся его избранием Папой Римским в 999 году.

Ходили слухи, будто Жильбер изучал арабские труды не только по математике, но также по магии и астрологии, а ещё - общался с самим дьяволом, который якобы и помог ему занять папское кресло, после того как учёный обыграл его в кости. Согласно этим же сведениям, ему было предсказано, что дьявол схватит его, когда он будет в Иерусалиме, - и тот разорвал его на части, когда Папа читал мессу в церкви Святой Марии Иерусалимской. Впрочем, эти слухи было кому поддерживать, ведь у Жильбера было немало врагов: в среде духовенства он прославился не только своей учёностью, но и активной борьбой с симонией (продажей церковных должностей) и конкубинатом (обычаем духовных лиц содержать любовниц, вопреки целибату).

Тяга юноши к знаниям оказалась изрядно подпорчена его тщеславием. В 25 лет он присвоил себе звание магистра, а если точнее, то целый пышный титул: «Магистр Георгий Сабелликус Фауст-младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и выдающийся гидромант». В те времена для получения звания магистра требовалось постигать университетскую премудрость до двенадцати лет, эта учёная степень была эквивалентом доктора наук. Наш юный чернокнижник возжелал всего и сразу.

Иоганн Фауст много путешествовал по Германии, именуя себя «философом из философов» и вознося хвалу своей сверхъестественной памяти - якобы там содержатся все труды Платона и Аристотеля. На жизнь он весьма неплохо зарабатывал составлением гороскопов и демонстрацией различных трюков на ярмарках. Впервые Фауст упоминается в городских записях Гельнхаузена, где в 1506 году появляется с «магическими» фокусами. Занимался он и алхимией, и гаданиями, и лечением по знахарским рецептам. Притом что ничего выдающегося он, судя по историческим источникам, совершить не сумел, Иоганн обзавёлся высокопоставленными покровителями - это были рыцарь Франц фон Зиккинген и князь-епископ Бамбергский.

В 1507 году по рекомендации рыцаря фон Зиккингена Фауст получил место школьного учителя в городе Кройцнахе (ныне Бад-Кройцнах), однако вскоре его попросили с должности. Не за то, что он продолжал изучение чернокнижия, а за педофилию. В этом же году имя чародея упоминается в негодующем письме аббата Шпонгеймского монастыря, весьма известного учёного Иоганна Тритемия, к придворному астрологу и математику курфюрста Пфальцского Иоганну Фирдунгу: «Человек, о котором ты мне пишешь... имеющий дерзость называть себя главой некромантов, - бродяга, пустослов и мошенник».

Странно, что столь явный авантюрист всё-таки счёл нужным получить академическое образование и поступить в Гейдельбергский университет, где был не последним учеником. Если, конечно, упомянутый в списках Иоганн Фауст - именно тот, кто нас интересует.

Свидетельства о появлении Иоганна Фауста в различных немецких городах довольно многочисленны. В 1513 году в одной из таверн Эрфурта с ним встречался видный немецкий ученый-гуманист Конрад Муциан Руфус. В 1520 году Фауст составляет гороскоп епископа города Бамберга, за который получает неплохую сумму в 10 гульденов. Известно, что он пытался преподавать в нескольких университетах, но нигде не задерживался надолго - то ли по своему желанию, то ли из-за неприязни коллег. Однако тяга к знаниям всё-таки сыграла свою роль, обеспечив Фауста к концу жизни недурной репутацией способного и энергичного учёного. В конце 1530-х годов коллеги уже отзываются о нём с уважением, особо отмечая его познания в астрологии и медицине. Но после 1539 года его след теряется.

По версии, которую в Германии любят рассказывать туристам, Фауст погиб в 1540 году в одной из гостиниц Вюртемберга. Якобы в этот день разразилась буря при ясном небе: в гостинице падала мебель, грохотали невидимые шаги, хлопали двери и ставни, из печной трубы вырывалось синее пламя... Под утро, когда весь этот армагеддон закончился, в комнате Фауста нашли его обезображенное тело. По утверждениям горожан, это сам дьявол приходил забрать душу чернокнижника, с которым 24 года назад заключил договор. Современные исследователи предпочитают объяснять гибель учёного взрывом во время алхимического эксперимента.


Существует гипотеза, что на самом деле Фаустов было два: один из них, Георг, активно действовал с 1505 по 1515 годы, а другой, Иоганн - в 1530-х годах. Это могло бы объяснить противоречия в биографии учёного и многочисленные нестыковки по поводу его происхождения и образования. По другим версиям, прототипами Фауста могли быть Папа Сильвестр II, Агриппа, Альберт Великий, Роджер Бэкон и Иоганн Тритемий.

Жизнь после смерти

Легенды о том, что знаменитый астролог и алхимик продал душу дьяволу, начали складываться ещё при жизни исторического Иоганна Фауста. Почему начали говорить именно о нём? Очень похоже на то, что смекалистый маг был на самом деле гением пиара: он мог не только поддерживать легенды о себе, но и сам их сочинять, а ещё иметь неплохую «агентурную сеть» по всей Германии и сопредельным областям. А то, что среди этих историй встречались совершенно ни в какие ворота не лезущие, - так ещё Геббельс говорил о том, что чем более чудовищна ложь, тем легче люди в неё верят.

Монах-доминиканец, преподавал в доминиканской школе в Кёльне (среди его учеников был Фома Аквинский). Составил комментарии ко всем известным на тот момент работам Аристотеля. Помимо богословия, интересовался естественными науками, создал несколько масштабных трудов, систематизирующих все собранные на тот момент знания по зоологии, ботанике, минералогии, астрономии. Занимался алхимическими опытами, впервые сумел получить в чистом виде мышьяк. Изобрел логарифмы. За энциклопедичность знаний получил почтительное прозвище Doctor Universalis (Доктор всеобъемлющий). В ХХ веке был канонизирован католической церковью и провозглашён покровителем ученых.

Как все алхимики, Альберт Великий также считался магом. Ему приписывалось авторство нескольких оккультных трудов, которое, впрочем, сейчас считается сомнительным. Зато неоспоримо авторство «Малого алхимического свода» - своего рода Библии алхимиков. По легенде, он сумел создать искусственного человека - гомункулуса.

О степени правдивости подобных легенд можно судить хотя бы по самым известным. Так, рассказывали, будто его всюду сопровождал чёрный пудель, умевший превращаться в человека, - якобы это был сам демон Мефистофель. Также считалось, будто германский император обязан своими победами в Италии исключительно магическому искусству Фауста, а не тактическим умениям своих полководцев. А в Венеции и в Париже, при дворе короля Франциска I, Фауст якобы пытался даже возноситься в воздух. Правда, безуспешно.

Сами по себе истории о договоре с дьяволом были известны давно. Одна из первых её интерпретаций - раннехристианская «Повесть об Еладии, продавшем дьяволу душу», из которой выросла русская «Повесть о Савве Грудцыне» XVII века. Наш отечественный герой предпочёл с помощью беса сделать военную карьеру, а не научную, и у его истории счастливый финал: бог прощает раскаявшегося грешника.

Не прошло и полувека со дня предполагаемой смерти Иоганна Фауста, как он стал персонажем популярной «Истории о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике» («Народная книга»), изданной в 1587 году в Германии. В ней герою приписывают легенды, которые рассказывали о самых разных знаменитых чернокнижниках: от легендарного Симона Волхва, состязавшегося в чудесах с самим апостолом Павлом, до Альберта Великого и Корнелиуса Агриппы.

Популярность истории о Фаусте связана не только с её увлекательностью, но и с тем, что в ней люди эпохи Возрождения находили подтверждение своему страху перед прогрессом: наука в те времена развивалась бурно, путем проб и ошибок, и осознать изменения обыватели просто не успевали, предпочитая шарахаться от всего, чего не могли понять. Не слишком ли обнаглели эти странные люди учёные, силясь проникнуть в тайны природы, от бога это стремление или от дьявола? Безымянный автор «Истории о докторе Фаусте» убеждён, что героя погубило не стремление к знаниям как таковое, а гордыня, желание уподобиться богу, познав все тайны неба и земли, и неразборчивость в средствах - вместо того чтобы кропотливо трудиться самостоятель- но, как велит христианская мораль, учёный прибег к помощи врага рода человеческого. За это герой жестоко наказан: в финале бесы утаскивают его в ад.

«История о докторе Фаусте» с большим успехом прогулялась по всей Европе, охваченной примерно одними и теми же настроениями. Не исключено, что русский автор «Повести о Савве Грудцыне» тоже её читал. На французском её пересказал историк и богослов Пьер Кайе, как и положено богослову, решительно осуждавший Фауста за безбожие и чародейство. Именно Кайе ввёл в историю античную красавицу Елену, тень которой наш доктор вызывает в качестве наглядного пособия на лекции о Гомере и влюбляется в неё.

Пришёлся ко двору легендарный чернокнижник и в Англии, на родине знаменитых «учёных магов» Роджера Бэкона и Джона Ди. Кристофер Марло (тот самый, которому приписывается авторство всех или некоторых пьес Шекспира) на том же материале написал пьесу «Трагическая история доктора Фауста» (1604). Он осуждает героя и в то же время им любуется: талантливый и увлечённый Фауст - настоящий человек Возрождения, поплатившийся за «присвоение полномочий» бога. Его история напоминает о судьбе античного богоборца Прометея.


Кстати, именно Марло первым назвал демона, с которым общался Фауст, Мефистофелем.


Более всего легенда о Фаусте была популярна, разумеется, у себя на родине. Немецкие авторы, как положено добропорядочным бюргерам, чаще придавали герою черты возмутителя морали, наказанного за грех чернокнижия, чем титана Ренессанса. Исключением стали писатели предромантического периода «бури и натиска» (1767-1785), заворожённые бунтарством Фауста.

В числе авторов «бури и натиска» был и Иоганн Вольфганг Гёте, создавший, по сути, канон легенды - грандиозную трагедию «Фауст», которую он писал почти всю жизнь, с 1774 по 1831 год. Писатель выстроил практически универсальный текст, умудрившись через искания Фауста показать не только судьбу человека науки, но и - шире - человека вообще, с его сомнениями, страхами, слабостями - и подлинным величием.

Доктор философии, естествоиспытатель. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах. Занимался оптикой, астрологией, алхимией, во многом способствовав превращению последней в химию. Предвосхитил множество открытий будущего (порох, телефон, летательные аппараты, автомобили), разработал проект утопического государства под управлением выборного парламента. За свои научные заслуги получил прозвище Doctor Mirabilis (Удивительный доктор).

Из-за неладов со схоластами Бэкон был провозглашён чернокнижником. Эта слава сильно подпортила ему жизнь: так, его отлучили от преподавания в Оксфордском университете и отдали под надзор монахам-францисканцам, к которым Бэкон вынужден был присоединиться, дабы обелить себя. Однако занятий наукой не прекратил, как и нападок на духовенство, за что был обвинён в ереси и заточён в тюрьму на 20 с лишним лет.

По сути, легенду о Фаусте в том виде, в каком она была известна в фольклоре, Гёте пересказывает лишь в первой части поэмы. Вторая часть - это путешествия Фауста в пространстве и времени, от античной Спарты до горы Брокен в Германии, где проходили ведьминские шабаши в Вальпургиеву ночь. Пространство поэмы разрастается вширь и вглубь, от Небес до Преисподней, на сцену выходят всё новые и новые действующие лица - словом, Гёте рисует невероятно разнообразный мир, который человеку предстоит познавать и преобразовывать всю жизнь, ни на секунду не останавливаясь на достигнутом. Именно поэтому душа Фауста должна достаться дьяволу тогда, когда учёный пожелает остановить мгновение.


Но Гёте изменяет финал легенды: в последний момент Фауста уносят на небо ангелы. Его душа спасена благодаря милосердию бога, который прощает и не такие грехи, и молитвам погубленной Фаустом Гретхен. Это демонстрация авторской позиции: стремление человека сравняться с богом - не проявление гордыни, а естественное желание, потому что он был создан по его образу и подобию.


Фауст после Гёте

Доктор Фауст в гётевской интерпретации пришёлся ко двору писателям эпохи романтизма. Их любимым героем был бунтарь, неистовый борец за свободу, не знающий сна и покоя, сомневающийся и вечно чем-то недовольный - собой, окружающими, миром, богом. От «модели человека, неудовлетворенного полностью» доктора Выбегалло романтический революционер отличается огромным запасом жизненной энергии, гигантской харизмой и непоколебимым убеждением в том, что свобода, в том числе свобода познания, - неотъемлемое право человека. То, что в этом праве, как говорится, «есть нюансы», человечеству стало понятно уже намного позднее.

Впрочем, романтики умели нестандартно обходиться с вечными сюжетами, их «фанфики» вполне достойны существовать рядом с «каноном» (если таковым считать поэму Гёте). Кристиан Дитрих Граббе в драме «Дон Жуан и Фауст» (1829) сводит вместе учёного и дамского угодника: они объединены любовью к одной и той же женщине, и это не случайно - ведь оба они всю жизнь провели в вечных поисках, а что именно искать - для романтиков неважно, главное - процесс. Ну а Генрих Гейне в своей «поэме для танцев» «Доктор Фауст» (1851) вообще превращает пафосного «титана Возрождения» в опереточного героя, который отказывается от всех высоких порывов во имя бюргерских семейных ценностей. По сути, это первая пародия на сюжет легенды.

Фауст кисти Рембрандта.

В европейской культуре Фауст, как чёртик из коробочки, выскакивает всякий раз, как становится злободневной тема технического прогресса и всех связанных с ним фобий. Поэтому новая волна интереса к истории несчастного (или счастливого, как посмотреть) доктора поднялась в конце XIX - начале ХХ века, в «стимпанковую» эпоху модерна. Фауст и Мефистофель появляются в мистическом романе Валерия Брюсова «Огненный ангел» (1908) - правда, лишь как эпизодические персонажи, «испытатель элементов» доктор Фауст и его спутник монах Мефистофелюс. В пьесе Анатолия Луначарского (который был не только наркомом просвещения, но и писателем) «Фауст и город» (1908) герой закономерно становится не только покорителем природы, но и революционером, приветствующим переворот в своей счастливой стране у моря. Томас Манн в романе «Доктор Фаустус» (1947) рассказывает историю больного сифилисом одарённого музыканта Адриана Леверкюна, которому однажды в видении является дьявол и объявляет, что его болезнь символизирует сделку с силами зла. Сложно понять, является ли эта сделка реальной - или же герой просто видит её в бреду. Однако все предсказания Князя Тьмы сбываются: Леверкюн приносит несчастья всем, кого осмеливается полюбить.

Именно оперу Шарля Гуно «Фауст» (ту самую, из которой родом знаменитая ария Мефистофеля «Люди гибнут за металл») ставят в Парижской Опере в романе Гастона Леру «Призрак оперы». Черты Фауста угадываются в герое «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда: Дориана, как и средневекового учёного, соблазняют вечной молодостью в обмен на душу. Близкая родня Фауста - и байроновский Манфред, и даже доктор Франкенштейн: с первым нашего учёного роднит «дух отрицанья, дух сомненья», со вторым - стремление к познанию законов самой жизни и осознание опасности этого самого познания. Кроме того, у Гёте Фауст создает гомункулуса - искусственного человека, точно так же и Виктор Франкенштейн создает своё чудовище.

Фантасты также нет-нет да и поминают знаменитого доктора, превратившегося в символ, к месту и не к месту. У Филипа Дика в «Реставраторе Галак- тики» (он же «Гончарный круг неба») с Фаустом постоянно сравнивают инопланетянина Глиммунга, вознамерившегося поднять со дна демонического моря Маре Нострум храм древней цивилизации. Клайв Баркер в своем дебютном романе «Проклятая игра» сочиняет историю современного Фауста: главный герой, выпущенный из тюрьмы боксёр Марти Штраус, становится телохранителем у миллионера Маммолиана, который некогда задолжал кое-что могущественному существу, не то человеку, не то демону... На самом деле история Баркера - о том, что «каждый сам себе Мефистофель», носящий персональный ад в своей душе.

Иоганн Тритемий в миру Иоганн Хайденберг (1462 - 1516)

Монах, с негодованием отзывавшийся о мошеннике Фаусте в одном из своих писем, вполне годится на роль прототипа Фауста. Монах-бенедиктинец, избранный аббатом Шпонгеймского монастыря, увеличил библиотеку последнего с 50 до 2000 книг и сделал его уважаемым научным центром. Среди его учеников - Корнелий Агриппа и Парацельс.

Одно из наиболее значительных сочинений Тритемия - «Стеганография», впоследствии занесённая в «Индекс запрещённых книг». На первый взгляд книга рассказывает о магии - как использовать духов для передачи информации на большие расстояния. Однако с публикацией ключа для дешифровки стало ясно, что учёный зашифровал в книге ни много ни мало учебник по криптографии. Само её название стало наименованием целой криптографической отрасли - искусства передавать скрытые послания путём неразглашения самого факта передачи (хрестоматийный пример стеганографии - использование симпатических чернил). Возможно, любовь к подобного рода шуткам и стала причиной слухов о продаже аббатом души дьяволу.

Фантасты очень любят древний сюжет сделки с дьяволом - для такой истории можно найти уйму остроумных решений: как можно перехитрить «отца лжи», например? Собственно Фауст не очень-то популярен в подобных сюжетах, разве что в виде пародии. Роман Роджера Желязны и Роберта Шекли «Коль с Фаустом тебе не повезло» (он же «Коль в роли Фауста тебе не преуспеть»), вторая часть «Трилогии рыжего демона», начинается, как и поэма Гёте: с объявления о соревновании сил Света и Тьмы за душу смертного. Правда, этим смертным оказывается не рефлексирующий Фауст, а бандит по кличке Мак Дубинка - с этого-то все и начинается. А Терри Пратчетт (ну как же без него!) в книге «Эрик, а также Ночная стража, ведьмы и Коэн-варвар» описывает злоключения начинающего мага Эрика, который вместо демона случайно вызывал из другого мира бедолагу Ринсвинда.

Майкл Суэнвик на основе сюжета Гёте создал масштабную альтернативную историю «Джек/Фауст». По его версии, Мефистофель был могущественным пришельцем из параллельного измерения, который наделил Фауста всеми возможными техническими знаниями в обмен на обещание, что тот уничтожит человечество с помощью этих знаний. В результате на Европу обрушивается небывалый технический прогресс: электричество, железные дороги, антибиотики - и всё новые и новые виды оружия.

Киношники мимо знаменитой легенды тоже не прошли. В частности, поэму Гёте экранизировал в виде немого фильма 1926 года немецкий режиссер Фридрих Мурнау, создатель «Носферату - симфонии ужаса». Из фильмов, которые не являются экранизациями, нельзя не отметить прекрасный мистический детектив «Сердце ангела», в котором герой Роберта Де Ниро - Луи Сайфер - отзывается и на имя «Мефистофель», как и дьявол в комиксе и фильме «Призрачный гонщик». Вариация на тему Фауста - и история главного героя картины Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса», которому дьявол даровал бессмертие и вечную юность в обмен на душу его дочери. Фильм Яна Шванкмайера «Урок Фауста» - поэтичная философская притча о нашем современнике, который стал знаменитым доктором, вжившись в его роль с помощью магического кукольного театра. Как и лучшие образцы «дьявольских» историй, эта - о том, что ад совсем близко от нас, а прогресс человечества не является благом, если приводит нас в мир иллюзорных, кукольных ценностей. Ну и как же в такой популярной теме без кинотрэша? Его снял знаменитый творец кошмаров Брайан Юзна, под названием «Фауст - князь Тьмы». Здесь Фауст, продавший душу дьяволу, после смерти воскресает и становится маньяком-убийцей, мстителем наподобие небезызвестного Ворона из одноимённого фильма.

В аниме Shaman King есть персонаж по имени Фауст VII - родня знаменитому алхимику, и сам маг-некромант. Действует доктор Фауст и в серии игр Guilty Gear - правда, он не продавал душу дьяволу, а «всего лишь» сошёл с ума, когда под его скальпелем умерла маленькая пациентка.


Уроженец Кёльна, получил превосходное образование в Парижском университете. После окончания учебного заведения странствовал по всей Европе, читая лекции по богословию в разных местах, но нигде долго не задерживаясь, - в том числе и потому, что с регулярностью выводил из себя духовенство своими едкими сатирами. С церковью Агриппа воевал не только словом, но и делом: однажды он спас от костра старуху, объявленную ведьмой, вступив с судьями в богословский диспут и одержав победу. Впрочем, разбирался он не только в богословии, но и в юриспруденции, медицине, а также алхимии и оккультизме.

Безбожник - значит, продал душу дьяволу; для средневековых церковников эта логика была железной. Поэтому рассказывали, что Агриппа овладел секретом превращения любого вещества в золото, но это было дьявольское золото: якобы монеты, которыми он расплачивался в трактирах, после его ухода превращались в навоз. Также будто бы он умел находиться одновременно в разных местах и общаться с мёртвыми, а книги, написанные им, обладали душой и могли подчинять себе волю их владельца.

Кем же был Фауст - первым из мошенников, удачливым мистификатором, бесшабашным авантюристом, талантливым кабинетным учёным? Судя по историческим хроникам, последнее наименее вероятно. Что мы можем сказать точно - так это то, что Фауст давно стал символом. Символом жадного поиска знаний, символом желания поставить превыше всего Разум и Прогресс. Символом нашей цивилизации, одним словом. Можно ахнуть от ужаса, что альфой и омегой нашего мироустройства стал человек, заключивший сделку с дьяволом; можно вздохнуть от восхищения: обычный человек, рискнувший замахнуться на такое! Очевидно, эпоха Фауста дала нам много хорошего - и немало плохого. Столь же очевидно, что когда-то она кончится. Но вряд ли при нашей с вами жизни.

Биография

Данные о жизни исторического Фауста крайне скудны. Он родился, по-видимому, около 1480 года в городе Книттлинген, в при посредстве Франца фон Зиккингена получил место учителя в Крейцнахе, но вынужден был бежать оттуда из-за преследований своих сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного, похвалялся, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа или же «воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля , если бы они когда-нибудь погибли для человечества» (из письма учёного аббата Тритемия , 1507).

«Народная книга»

Титульная страница «Народной книги»

«Фауст» Гёте

Доктор Фауст

Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте . В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.

Если в «Прафаусте» (1774-1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Он - символ возможностей и судеб человечества. Его победа над квиетизмом , над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все - движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях.

В этом отношении знаменателен самый образ Фауста - неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой; отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и в мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью. Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь», удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними.

Следует отметить, что Фауста Гёте зовут Генрих, а не Иоганн.

Образ в эпоху романтизма

В начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков . Фауст - странствующий шарлатан XVI в. - выступает в романе Арнима «Die Kronenwächter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. перев. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835-1836, русский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев, «Der Doctor Faust». Ein Tanzpoem…, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее значительной после Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить полноценного воплощения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры, и не случайно в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте.

В России

В России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной «Сцене из Фауста». С отзвуками гётевского «Фауста» мы встречаемся в «Дон-Жуане» А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана, томящегося над разгадкой жизни - прямые реминисценции из Гёте) и в рассказе в письмах «Фауст» И. С. Тургенева .

У Луначарского

В XX в. наиболее интересное развитие темы о Фаусте дал А. В. Луначарский в своей драме для чтения «Фауст и город» (написано в 1908, 1916, изд. Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом, господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый Фаустом народ уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я. Брюсова , оставившего полный перевод «Фауста» Гёте (ч. 1 напечатана в ), повесть «Огненный ангел» ( -1908), а также стихотворение «Klassische Walpurgisnacht» ().

Список произведений

  • Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkünstler etc. (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике) , (1587)
  • Г. Р. Видман (Widman), Wahrhaftige Historie etc. , (1598)
  • Ахим фон Арним «Die Kronenwächter» (Стражи короны) , (1817)
  • Генрих Гейне : Фауст (Der Doktor Faust. Ein Tanzpoem) , поэма, назначенная для танцев (1851)
  • Теодор Шторм : Поле-Кукольник (Pole Poppenspäler) , новелла (1875)
  • Генрих Манн : Учитель Гнус (Professor Unrat) , (1904)
  • Томас Манн : Доктор Фаустус (Doktor Faustus) (1947)
  • Роджер Желязны , Роберт Шекли : «Коль с Фаустом тебе не повезло» (Roger Zelazny & Robert Sheckley: «If at Faust you don’t succeed») (1993)
  • Майкл Суэнвик : Джек\Фауст (Jack Faust) (1997)
  • Roman Möhlmann: Faust und die Tragödie der Menschheit (2007)
  • Адольфо Биой Касарес (Adolfo Bioy Casares) «Канун Фауста» (1949)
  • Иоганн Шпис: «легенда о докторе Иоганне Фаусте, великом и прославленном чародее, маге и обманщике»

Пьесы

  • Кристофер Марло : Трагическая история доктора Фаустуса (Tragicall History of Doctor Faustus) , (1590)
  • John Rich: The Necromancer (1723)
  • Гете :
    • Прафауст (Urfaust)
    • Фауст , ч. 1 (Faust I)
    • Фауст, ч. 2 (Faust II)
  • Фридрих Максимилиан Клингер : Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад (Fausts Leben, Thaten und Höllenfahrt) (1791)
  • Эрнст Август Клингеманн (Ernst August Klingemann): Фауст (Faust) (1816)
  • Христиан Дитрих Граббе : Дон Жуан и Фауст (Don Juan und Faust) (1828)
  • А. С.Пушкин . Сцена из «Фауста»"
  • Николаус Ленау : Фауст (Faust) (1836)
  • И. Тургенев . Фауст , (1856)
  • Фридрих Теодор Фишер: Фауст. Трагедия в двух частях (Faust. Der Tragödie dritter Teil) (1862)
  • А. В. Луначарский : Фауст и город , 1908
  • Мишель де Гельдерод . Смерть доктора Фауста , 1926
  • Дороти Сэйерс : (The Devil to Pay) (1939)
  • Wolfgang Bauer: Herr Faust spielt Roulette (Герр Фауст играет в рулетку) (1986)
  • Günther Mahal (Hrsg.): Doktor Johannes Faust - Puppenspiel (Доктор Иоанн Фауст - Кукольный театр).
  • Werner Schwab: Faust: Mein Brustkorb: Mein Helm . (1992)
  • Pohl, Gerd-Josef: Faust - Geschichte einer Höllenfahrt Textfassung für die Piccolo Puppenspiele , 1995

Образ

В изобразительном искусстве

Ряд художников-романтиков (Делакруа , Корнелиус, Ретш - Retzsch) иллюстрировал трагедию Гёте.

Рембрандт (офорт «Фауст»), Каульбах и многие другие также разрабатывали тему Фауста. В России -

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры