Ввс сирии. Неоднозначный облик сирийских ввс

Главная / Чувства

Чем дольше длится неразбериха в Сирии, тем чаще новости о ее вооруженных силах появляются на широком экране. Всего за несколько лет страна прошла путь от незначительных стычек с отрядами «оппозиционеров» до кровавого хаоса гражданской войны. Как ни странно, но до недавних пор ВВС Сирии никакого внимания к себе не привлекали, хотя их роль в удержании воинствующих фанатиков и «долларовых исламистов» очень велика.

Немного истории

С тех пор как к власти в стране пришла партия «Баас», что случилось в 1963 году, играла в жизни этого государства далеко не последнюю роль. Именно офицеры ВВС под командованием приходящегося отцом Башару Асаду, нынешнему президенту страны, устроили тот вооруженный переворот. Неудивительно, что именно «летуны» играли и играют заметные роли как в военной, так и в сугубо мирной жизни. Хотя в три последних года на последнем поприще им проявлять себя не получается.

Почему Сирия обладала столь мощными ВВС?

Этому много объяснений. Во-первых, сирийцы традиционно не в ладах с соседним Израилем. Во-вторых, по ряду причин они были вынуждены вмешиваться в Ливанский конфликт. В-третьих, у них в свое время имелись весьма тяжелые противоречия с правительством Саддама Хусейна.

Особенно удачными для ВВС Сирии выдались 80-е годы: когда в стране наконец-то появились «туземные» летчики с высокой квалификацией, а не их коллеги из СССР, сирийцы смогли активнее вмешиваться в хронические конфликты на границе Израиля, не опасаясь политических последствий. Более того, они на практике убедились, что израильские самолеты - не всесокрушающий вал, а всего лишь цели. Это смогло несколько обелить сирийцев в глазах руководства Кремля.

После позорной для Сирии «Войны Судного дня», когда практически вся дорогостоящая советская техника была уничтожена израильтянами на аэродромах, а пилоты даже не делали попыток подняться в воздух, Москва весьма скептически стала относиться к идее восстановления ВВС Сирии как класса.

Откуда кадры?

Из небольшого ядра, которое было подготовлено еще английскими военными специалистами в 1948 году, выросла когорта талантливых специалистов. В составе ВВС на 1980 год числилось 650 самолетов и вертолетов, не менее ста тысяч кадровых военных и около 40 тысяч резервистов. На тот момент основной задачей руководства страны была коренная модернизация своих ВВС, ради чего в 1986 году правительством был сделан заказ на поставку некоторого количества МиГ-29 из СССР. Также планировалось, что воздушно-десантные войска ВВС Сирии подвергнутся коренной реформации, после которой их структура и подготовка станут аналогичными советской.

Но в 90-е годы по понятным причинам поставки были практически свернуты, и вскоре сирийские «летуны» уже практически не участвовали ни в одной боевой операции. Конечно, с Израилем война велась всегда, не прекращаясь ни на один день, но по причине ослабевания противников евреев в том регионе и роста мощи их армии за счет постоянных поставок техники из США, Сирия оказалась в патовой ситуации. В то время кадровых летчиков осталось не более 60 тысяч, резервистов стало еще меньше, состав ВВС Сирии вообще сократился до 555 единиц. Сравнительно много, но… Многие из самолетов существовали только на бумаге и в воздух подняться не могли даже теоретически.

Современное положение дел

Опять-таки на бумаге все выглядит вполне радужно, так как ВВС Сирии могут сравниться по численности со своими коллегами из Египта или Израиля. Но на самом деле все плохо. Основная проблема - катастрофическое устаревание всего парка боевой авиации. В ее составе числится не более 60 самолетов МиГ-29, около трех десятков МиГ-25 и двух десятков Су-24. Все остальное - очень старые МиГи, которые из-за полного отсутствия вменяемого ТО зачастую даже взлететь не могут. Разумеется, что с такими силами глупо думать о противодействии ВВС Израиля.

К примеру, евреи в последние годы стали эффективно использовать БПЛА собственной разработки, да и их авиационные ракеты очень хороши. У сирийцев же все это находится даже не в зачаточном состоянии, а попросту отсутствует как класс. Даже разведывательные эскадрильи толком не укомплектованы более-менее современной техникой. Да и прикрывать их нечем: практически все МиГ-21, которые хоть как-то могли противодействовать израильским Ф-16, были уничтожены задолго до известных событий, будучи перемолотыми в постоянных приграничных стычках.

Сообщается также, что значительная часть остававшихся у Сирии МиГ-23 была уничтожена так называемыми «оппозиционерами». Впрочем, высока вероятность того, что они взрывали и сжигали уже ни на что не годный металлолом, который не летал уже с конца 90-х годов. В общем и целом, состояние ВВС Сирии на сегодняшний день очень тяжелое.

Тяжелые времена

Как и во многих странах Ближнего Востока, ВВС страны подверглись значительному сокращению, а расходы на их содержание уменьшились в разы. На содержание всей армии даже в сравнительно благополучном 2009 году выделялось не более 3% от ВВП, и это при условии непрекращающейся войны на границах. Ситуация еще более усугублялась умелой «поддержкой» США, которые всячески урезали валютные транши и инвестиции в экономику страны, вводя против нее все новые ограничения.

Официально при этом сообщалось, что сирийцы, якобы, поддерживают «террористов» из Ирака. Террористами при этом называли бойцов правительственной иракской армии, которую в тот момент сами американцы вдохновленно истребляли. Кульминацией стала операция «Фруктовый сад», в ходе которой самолеты Ф-15 и Ф-16 Израиля полностью уничтожили строящийся реактор предполагаемой сирийской АЭС. Есть любопытные сведения о направленной кибератаке, которой подвергались все военные сети страны в этот момент. Из-за этого организованного сопротивления оказать не получилось.

Таким образом, ВВС и ПВО Сирии в настоящее время находятся в столь плачевном состоянии, что сложно говорить об их реальном существовании. Чисто гипотетически, самолеты у страны есть, но вот их реальная боеспособность вызывает глубочайшие сомнения.

ПВО

Особенно большую тревогу вызывает плачевное состояние системы радиоразведки. В отличие от Израиля, который имеет на вооружении немало самолетов ДРЛОиУ, сирийцы вынуждены довольствоваться только системами наземных радаров. Техника эта надежная, но весьма устаревшая. Именно по этой причине самолеты тех же израильтян или турок очень часто нарушают государственную границу страны. Своих же перехватчиков у Сирии практически не осталось, так что противодействовать такому поведению соседей попросту нечем.

Кроме того, не вызывает восторга и ситуация с ЗРК. Когда-то сирийцам было поставлено немалое количество вполне современных по тем временам машин, но из-за ужасающих условий их обслуживания и хранения, когда не соблюдались самые элементарные нормы, большая часть была уже утрачена. Оставшееся оборудование уже очень старое и несовершенное, оно не может гарантировать обнаружения вражеских самолетов во всех ситуациях, а расчеты, приставленные к машинам, далеко не всегда обладают высоким уровнем выучки. Во многом связано это с тем, что многие кадровые военные уже погибли за несколько лет непрерывной войны.

Российская поддержка

Еще со времен Холодной войны, когда основным поставщиком вооружения для Сирии был СССР, аналогичное положение дел сохраняется и в отношении России. В настоящее время проводятся также операции ВВС РФ в Сирии, а также имеются сведения о контрактах с сирийской стороной, которые предусматривают, в частности, поставку боевых вертолетов Ми-25 (это экспортная модификация Ми-24).

Еще в начале 2000-х годов проскальзывала информация о началах поставок МиГ-31Э. Предполагалось, что эти самолеты станут заменой устаревших МиГ-25. На страницах СМИ проскакивали сообщения о заказе восьми машин, поставка которых, якобы, была приторможена из-за финансовых затруднений у сирийской стороны. Но в 2010 году было официально объявлено, что никаких контрактов на самом деле не заключалось.

Поставка МиГ-29 в настоящее время находится в «подвешенном» состоянии. Кроме того, предполагается, что отечественные оружейники намереваются продать Сирии не менее 36 Як-130. По состоянию на конец 2012 года было официально заявлено о заключении контракта. Пока что можно говорить о том, что этой техники в стране еще нет.

Лояльность России

По понятным причинам все эти договоры вызывают ярко выраженную негативную реакцию США и их сателлитов. Но Россия, скорее всего, все свои договоренности выполнит. Многие отечественные экономисты в свое время говорили, что препятствием для поставок может стать разве что низкая платежеспособность сирийцев, так как Москва не собирается повторять ошибок СССР, бесплатно поставляя дорогую технику, но тут дело не только в деньгах.

Еще в 1971 году между нашими странами был заключен договор, по условиям которого Россия имеет право располагаться на базе, расположенной в Тартусе. Во многом это обуславливает и успехи ВВС РФ в Сирии, так как наша группировка имеет хорошие тылы и не испытывает проблем со снабжением.

Война с «оппозицией»

Пока нет достоверных данных о поставках самолетов и вертолетов в Сирию. Во многом этому способствуют и зарубежные «партнеры»: так, корабль, перевозивший отремонтированные Ми-25, вообще был вынужден оставаться в порту, так как страховка судна, находящегося под британской юрисдикцией, была отозвана Великобританией. Только благодаря эскорту боевых российских кораблей, в окружении которых он вышел из порта Калининграда, удалось доставить 30 или 45 вертолетов сирийцам.

Как уже было сказано в самом начале статьи, хорошо себя показали ВВС Сирии в В первые годы войны особенно уважаем был тот самый Ми-25. В составе его вооружения имеются крупнокалиберные пулеметы, ракеты, есть возможность навешивания широкого спектра бомб. Кроме того, был востребован и штурмовик Су-25, некоторое количество которых у сирийцев все же сохранилось. К сожалению, из-за невысокой подготовки многих пилотов и большого количества ПЗРК, практически вся эта техника была потеряна.

Прямая поддержка России

Если бы не российские ВВС в Сирии, правительству Асада было бы совсем туго. Примечательно, что первые сообщения в зарубежных СМИ, касающиеся присутствия нашей авиации на территории этого государства, появились задолго до первых официальных подтверждений. Во многом это обусловлено широким распространением сервисов видеохостинга: еще года полтора назад, когда нашей техники в Сирии не было, по просторам сети гулял ролик, в котором несколько Су-34 и транспортник Ил-86 пролетают над сирийской территорией.

Учитывая, что схема окраски ВВС Сирии чрезвычайно схожа с российской (фактически нами используется тот же самый пустынный камуфляж), можно все же предположить, что это поставленные сирийцам истребители прикрывают российский транспортник, везущий припасы. Но вскоре Правительство Российской Федерации все же сделало официальное заявление. В нем говорилось, что российские ВВС в Сирии действительно присутствуют.

Кстати, а как вообще окрашены сирийские военные самолеты? В отличие от наших ВВС, в которых используется сразу несколько вариантов камуфляжа, которые зависят от непосредственных условий использования, техника этого государства окрашена намного «скромнее». Возможна желто-зеленая окраска или болотный, зеленоватый вариант.

Превалирует обычная песочная окраска с опознавательными знаками ВВС Сирии. Фото этих самолетов, если на них нет каких-то особых отметок, очень легко спутать с аналогичными машинами других государств в этом регионе, которые в свое время получали вооружение у СССР.

Сколько наших самолетов там есть?

Сперва хоть сколько-нибудь достоверных данных о составе нашей группировки в этом регионе не предоставлялось, но сегодня такая информация есть. Итак, в сирийском небе сегодня летают:

  • Су-27СМ - 4 единицы.
  • Су-30СМ - 16 единиц.
  • Су-34 - 12 единиц.
  • Су-24М - предполагается, что этих самолетов там чуть более 30 штук.
  • Наконец, штурмовиков Су-25СМ там есть 12 экземпляров.

Вылеты с территории России

Помимо самолетов, на помощь сирийцам было отправлено по 15 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Наконец, сравнительно недавно вылеты на территорию Сирии стали совершать российские ВВС, базированные в Моздоке и Махачкале. Среди «гастролеров», которые представляют ВВС России в Сирии, имеется следующая техника:

  • Легендарные «Белые лебеди», они же Ту-160 - 6 единиц.
  • Не менее известные «Медведи», они же Ту-95 - 5 единиц.
  • Ту22М3 - вылеты совершают от 12 до 14 самолетов.
  • Су-34 - 8 штук.
  • Су-27СМ - еще 4 единицы.

Таким образом, состав нашей группировки достаточно многочисленный, но весьма разнородный. Во многом это объясняется традиционной узкоспециализированной направленностью отечественных боевых самолетов, которые четко делятся на штурмовиков, истребителей, перехватчиков и бомбардировщиков. Учитывая, что в Сирии летают только «сушки», особых проблем с их снабжением не возникает, так как эта техника максимально меж собой унифицирована. То же самое касается и вертолетов семейства «Ми». Вот чем представлены ВВС России в Сирии.

На сегодняшний день армия Сирии является одной из мощнейших армий арабского мира на Ближнем Востоке. Вооруженные силы это страны обладают традиционной структурой из 3 видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО, военно-морские силы. Общая численность вооруженных сил оценивается в 320 тыс. человек (16-е в мире), в резерве находится 354 тыс. человек, мобилизационный ресурс оценивается в 4 млн. человек, из которых 2,3 млн. годны к прохождению воинской службы. Помимо вооруженных сил в Сирии существуют формирования жандармерии – около 8 000 человек и Народная армия (ополчение).

Современная военная доктрина страны была заложена в начале 90-х годов прошлого века и строится на принципе оборонительной достаточности, которая и определяет развитие ВС. В качестве главного противника выступает Израиль, также не исключается угроза военных конфликтов с Ираком и Турцией. Доктрина предусматривает использование армии в операциях по оказанию военной помощи арабским странам, как это уже было во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 году, а также в Ливане с 1976 года до вывода войск в 2005 году. Военно-политическое руководство страны считает, что наличие сильных вооруженных сил позволяет Сирии выступать равноправным партнером Израиля в проведении мирных переговоров.


Сухопутные войска Сирии

Высшим соединением сухопутных войск, существующим в мирное время, выступает армейский корпус. Он же является высшим оперативно-тактическим объединением. Основным тактическим соединением сухопутных войск является дивизия. Всего в составе сухопутных войск насчитывается 215 000 человек (еще 300 000 находятся в резерве). В мирное время ими укомплектовано 3 армейских корпуса, 12 дивизий, 12 отдельных бригад, 10 полков спецназа (коммандос), 1 отдельный танковый полк и 1 ракетная бригада береговой обороны, оперативно подчиняющаяся ВМС.

Из 12 сирийских дивизий 7 являются танковыми, 3 механизированными, 1 дивизия Республиканской гвардии (по сути танковая), 1 дивизия спецназа. Также имеется 4 отдельных пехотных бригады, 3 бригады оперативно-тактических ракет (типа «Луна-М», «Скад», «Точка»), 2 противотанковых бригады, 2 артиллерийских бригады и бригада пограничной охраны.

Наиболее подготовленным и боеспособным соединением сирийской армии является дивизия республиканской гвардии. Дивизия состоит из 2 танковых и 2 механизированных бригад. На вооружении дивизии находится до 350 танков Т-72 (модернизированные), до 350 БМП-2/3, 30 152-мм САУ 2С3 «Акация», 20 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 30 РСЗО БМ-21 «Град», 50 ЗСУ «Шилка» и другая боевая и вспомогательная техника.

Обычные сирийские танковые дивизии состоят из 2 танковых и 1 механизированной бригад, но имеют меньше количество танков до 300 Т72/62, а их мотострелки передвигаются на БТРах и БМП-1. Помимо этого большая часть артиллерии в таких частях является буксируемой.

Механизированные дивизии имеют в своем составе 1 танковую бригаду и 2 механизированных, вооружаются 200 танками Т-62/55, их мотострелки передвигаются на БТРах. Артиллерийские полки таких дивизий оснащаются буксируемыми 130-мм пушками М-46 и 122-мм гаубицами Д-30.

Пехотные бригады сирийской армии предназначены для прикрытия фронта на второстепенных участках боевых действий, противотанковые и артиллерийские бригады предназначены для поддержки в бою механизированных соединений. Ракетные бригады, имеющие на вооружении оперативно-тактические ракеты, предназначены для нанесения по противнику ударов с использованием массового поражения.

ПТРК "Корнет-И"


Всего на вооружении сухопутных сил находится около 4800 танков, среди них 1500-1700 Т-72 разных модификаций, около 1000 Т-62, 2000-2250 Т-54 и Т-55, из которых примерно 1000 находится на консервации. В силу того, что последние танки были поставлены в страну еще во времена СССР, армейский танковый парк нельзя считать современным. Однако, по информации ряда источников, Сирия предпринимает значительные усилия по модернизации имеющейся бронетехники.

За последние десятилетия известно лишь о двух крупных контрактах Сирии в интересах сухопутных войск. В 1995 году на Украине была заказана модернизация 200 танков Т-55 до версии Т-55MB. Данные танки получили усиленное бронирование, динамическую защиту фронтальной части и частично бортов, а также комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». В свое время модернизации с усилением лобового бронирования и оснащения динамической защитой подвергалась и часть имеющихся Т-72. Ряд экспертов считает, что танки Т-72 из состава дивизии Республиканской гвардии могут использовать комплекс управляемого вооружения 9К118 «Рефлекс». В 1998 году Дамаск заключил с Москвой соглашение о поставке 1000 ПТУР «Корнет-И» на сумму 65 млн. долларов, а также комплексов «Местис-М» на сумму в 73 млн. долларов.

Основным транспортным средством для перевозки мотострелков является БМП-1 (имеется до 2450 машин), также на вооружении находится до 100 БМП-2 и несколько десятков БМП-3. Помимо этого в войсках имеется около 1000 БРДМ-2, включая самоходные установки для пуска ПТУР и свыше 1500 БТРов, в том числе 1000 БТР 50/60/70 и около 500 БТР-152.

Огневую поддержку механизированным подразделениям призваны обеспечить свыше 500 САУ. Среди которых 50 152-мм САУ 2С3 «Акация», 400 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и более 50 122-мм САУ SP122 местного производства. Данная САУ представляет собой гаубицу Д-30, смонтированную на открытой установке на базе шасси танка Т-34-85.

САУ 2С1 "Гвоздика"


Помимо самоходной сирийская армия обладает значительным количеством буксируемой артиллерии (около 1500 стволов). Среди них 10 180-мм дальнобойных орудий С-23, 70 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20 и гаубиц Д-20, около 800 130-мм пушек М-46, около 500 122-мм гаубиц Д-30 и 150 122-мм гаубиц М-30. Помимо этого около 500 122-мм гаубиц находится на хранении.

Также Сирия располагает значительным количеством минометов. Имеется около 100 минометов калибра 160 мм, около 10 240-мм минометов, примерно 400 120-мм минометов и внушительное количество батальонных минометов калибра 82 мм.

Помимо традиционной артиллерии на вооружении сухопутных войск находится до 300 РСЗО БМ-21 «Град» и до 200 РСЗО «Тип 63» китайского производства, имеющих калибр 107 мм.

ВВС и ПВО Сирии

ВВС и ПВО страны насчитывают в своих рядах 100 000 человек, из них 60 000 в ПВО и 40 000 в ВВС. Военно-воздушные силы состоят из истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

МиГ-23МЛД ВВС Сирии


Стоит отметить, что ВВС страны располагают достаточным количеством боевых машин, которые в большинстве своем являются устаревшими. Наиболее боеспособными истребителями из состава ВВС являются 48 МиГ-29, которые в конце 90-х начале 2000-х годов были модернизированы при помощи российских специалистов. Определенную ценность могут представлять и 20-25 тяжелых истребителей-перехватчиков МиГ-25, а также до 50 истребителей МиГ-23МЛД. Помимо них в составе ВВС Сирии насчитывается до 150 истребителей МиГ-21, боевая ценность которых в сравнении с истребителями Израиля стремится к нулю.

Ударная авиация Сирии насчитывает около 40 фронтовых бомбардировщиков Су-24, аналогичное число истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и столько же истребителей-бомбардировщиков Су-22. Бомбардировщики Су-24 способны совершать полеты на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности, развивать сверхзвуковую скорость, а также использовать управляемое вооружение. Именно они являются наиболее эффективным ударным средством ВВС страны и способны работать даже в условиях неприятельского господства в воздухе.

ВВС страны, несмотря на наличие небольшого числа относительно современных машин, значительно уступают ВВС Израиля, как по качеству авиапарка, так и по его численности. Помимо всего прочего Израиль располагает лучшим летным составом и внушительной системой обеспечения действий своих ВВС, в том числе самолетами ДРЛОиУ, в то время как Сирия вынуждена обходиться лишь системой наземных радаров.

Су-22 ВВС Сирии


Армейская авиация Сирии насчитывает около сотни боевых вертолетов: 55 французских SA-342 «Газель» и 36 советских Ми-24, помимо этого в ее составе находится около 100 транспортных вертолетов Ми-17 и до 10 вертолетов Ми-2.

Соседство Сирии с Израилем, который обладает значительными и хорошо подготовленными ВВС, всегда заставляло руководство этой арабской страны уделять пристальное внимание ПВО. В настоящее время Сирия располагает значительным количеством зенитно-ракетных комплексов, а также внушительным парком ствольной зенитной артиллерии.

Части ПВО страны представлены 2 дивизиями, 25 зенитными ракетными бригадами (в составе дивизий ПВО и отдельными, всего около 150 батарей), частями радиотехнических войск. В настоящее время на вооружении находится 908 ПУ ЗУР (около 600 С-75 и С-125, до 200 «Квадрат», 48 ПУ ЗУР дальнего радиуса действия С-200М, 60 ПУ ЗУР «Оса», а также до 4000 артиллерийских орудий ПВО). Территория страны поделена на 2 зоны ПВО: Южную и Северную. Для управления противовоздушной обороной страны имеется 3 полностью компьютеризированных КП.

По большей части на вооружении находятся устаревшие ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат» (последние прошли модернизацию, улучшена возможность перехвата воздушных целей в условиях сильного радиоэлектронного подавлении со стороны противника). Данные средства ПВО не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения, наряду с этим эксперты отмечают проблемы и с подготовкой личного состава соединений.

ЗРК "Квадрат"


Наиболее дальнобойными и современными средствами ПВО являются ЗРК С-200М (Вега-М), развернутые в 2 бригады общим количеством 48 штук. Дальность их стрельбы превышает 250 км, в отличие от своих ранних аналогов, данная модификация позволяет бороться и с низколетящими целями. Для прикрытия районов развертывания данных комплексов ПВО Сирии располагает 14 батареями (60 ПУ) мобильных ЗРК «Оса».

Сухопутные войска в бою и на марше от атак с воздуха прикрываются ЗРК «Стрела-1» (до 20 ПУ на базе БРДМ), «Стрела-10» (30 ПУ на базе МТ-ЛБ), а также более чем 4000 расчетов вооруженных ПЗРК «Игла», «Стрела-2», «Стрела-2М». Основным мобильным средством ПВО для сухопутных войск является ЗСУ-23-4 «Шилка», имеющая на вооружении счетверенную 23-мм артиллерийскую установку. Помимо этого войска имеют около 1200 буксируемых установок, из которых 600 приходится на ЗУ-23-2, а еще около 600 на 57-мм зенитные орудия С-60.

Подводя итоги можно сказать, что ПВО Сирии, хотя и не располагает новейшими ЗРК, наподобие Бук-М1 или С-300, при грамотном применении в состоянии обеспечить должный уровень прикрытия гражданских объектов и войск с воздуха, вынудив ВВС противника переключиться с атак наземных объектов на борьбу со средствами ПВО.

Военно-морские силы Сирии

ВМС Сирии самый малочисленный вид вооружённых сил – около 4 000 человек. Основные задачи – защита морских коммуникаций, оборона морского побережья страны и территориальных вод от ударов корабельных группировок противника. Штаб ВМС находится в Латакии, корабли расположены в 3 базах: в Латакии (главная база флота), Тартусе, и Мина-эль-Бейде. В состав флота также входят артиллерийские и ракетные части береговой обороны, эскадрилья вертолетов ПЛО, батальон наблюдения и отряд боевых пловцов.

Ракетный катер пр. 205


В состав флота входит 10 боевых кораблей, 18 боевых катеров, 4 вспомогательных судна, 1 гидрографическое и 1 учебное. Боевые корабли представлены 2 фрегатами (советские противолодочные корабли проекта 159Э, переданы стране в 1975 году), 3 десантными кораблями проекта 770 (переданы в 1981-84 годах) и 5 тральщиками, также советского производства (получены в 70-80-е годы). Из боевых катеров 10 являются ракетными проекта 205 различных модификации (были поставлены в период с 1979 по 1982 год), 8 патрульных проекта 1400 с пулеметным вооружением (поставлены из СССР в 1984-1986 годах).

На вооружении морской авиации находится 24 противолодочных вертолета (Ка-28 – 4 единицы, Ми-14 – 20 единиц). Части береговой обороны имеют на вооружении 10 ПУ мобильных комплексов береговой обороны (6 ПУ «Рубеж» и 4 ПУ «Редут», а также около 100 ракет обоих типов), 36 артиллерийских орудий калибра 130 мм и 12 артиллерийских орудий калибра 100 мм.

Стоит отметить, что корабли и катера ВМС Сирии морально устарели и сильно изношены, нуждаются в капитальном ремонте и замене на новые суда.

По мере разрастания конфликта в Сирии, ее ВВС становятся героями новостных заголовков ведущих мировых СМИ. За прошедший год страна сотрясается от протестов и насилия, вызванных борьбой оппозиции против режима Башара Асада, и в этом конфликте ВВС отводится существенная роль в борьбе с мятежниками.

Этот год выдался очень напряженным для одних из самых закрытых ВВС среди стран Ближнего Востока. С момента прихода к власти партии «Баас» в 1963 г. сирийские ВВС играли ведущую роль в структуре сирийской власти. Офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада, отца сегодняшнего президента страны, возглавили переворот, приведший партию «Баас» к власти. С тех пор ВВС стали играть особую роль в жизни страны.

Военная необходимость (возможно, дополненная личными предпочтениями) привела к резкому росту ВВС — будучи союзником СССР, Сирия вступила в жестокое противостояние с Израилем, вмешалась в конфликт в Ливане, а также имела серьезные противоречия с иракским отделением партии «Баас» под руководством Саддама Хусейна. 1980-е гг. выдались очень напряженными для сирийской авиации: боевые действия против Израиля привели к тому, что новым модификациям истребителя МиГ-23 удалось одержать победы над ранее неуязвимым противником — правда, ценой потери 30 собственных самолетов. Эта ситуация продемонстрировала положительную динамику в потенциале ВВС по сравнению с конфликтами 1970-х гг., в особенности «Войны Судного дня», когда сирийские ВВС практически полностью были уничтожены на земле.

Выросшие из небольшого ядра, подготовленного англичанами в 1948 г., к концу 1980-х гг. сирийские ВВС достигли своего расцвета. В их составе насчитывалось 650 летательных аппаратов, 100 тыс. кадровых военнослужащих и 37,5 тыс. резервистов. Модернизация парка являлась приоритетом в развитии, первый заказ на истребители МиГ-29 был размещен в 1986 г. После окончания Холодной войны нагрузка на сирийские ВВС снизилась, в 1990-е гг. участие в боевых операциях практически прекратилось. Сирия никогда не выходила из состояния войны с Израилем, но прекращение гражданской войны в Ливане и подавляющая мощь израильской армии привела к патовой ситуации. Численность кадровых военнослужащих ВВС сократилась до 60 тыс. человек, а резервистов — до 30 тыс. человек. Численность летательных аппаратов снизилась до 555 единиц.

На бумаге численность сирийских ВВС все еще превосходит авиационные группировки соседних государств, включая таких региональных лидеров, как Израиль и Египет. Однако эти числа скрывают устарелость сирийского авиационного парка — даже наиболее современные сирийские самолеты (более 60 истребителей МиГ-29, более 30 истребителей МиГ-25 и более 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24) не могут соперничать с модернизированными ВВС Израиля. Так, резким контрастом со стремительно развивающимися в Израиле БЛА, выглядит положение дел в Сирии, которая не может похвастаться прогрессом в данном вопросе. Хотя в составе сирийских ВВС имеются разведывательные эскадрильи, они не оснащены современным оборудованием. Большая часть авиационного парка все еще состоит из истребителей МиГ-21МФ/бис, которые были практически полностью уничтожены в ходе своего последнего столкновения с израильскими ВВС в начале 1980-х гг., которые заявили 45 побед. У Сирии также имеется примерно 100 истребителей МиГ-23, один из которых (МиГ-23МС 678-й эскадрильи), как сообщалось, был уничтожен на авиабазе Abu ad Duhur оппозиционными силами 7 марта 2012 г. Кроме того, существует видеозапись другого МиГ-23, который терпит катастрофу и взрывается 13 августа 2012 г. Оппозиция заявляет, что это ее подразделения сбили истребитель в ходе штурмовки им наземных целей, но пока независимые подтверждения этой победы отсутствуют.

Тяжелые времена

Сирийские ВВС прошли через период некоторого забвения со стороны властей, когда национальные военные расходы, подверглись сокращению, как и у других стран Ближнего Востока. С уровня в 21% от национального ВВП в середине 1980-х гг. они упали до 5,3% в конце 1990-х гг. и до 3,5% в 2009 г. Они еще больше ужались после того, как в 2003 г. ООН наложила жесткие санкции на сирийское правительство в связи с ростом напряженности по причине предполагаемой поддержкой Сирией боевиков в Ираке. Враждебное отношение с США и рост напряженности с Израилем вынудил сирийские ВВС увеличить расходы и приступить к наращиванию сил, в результате чего объем контрактов на закупку вооружений вырос с 600 млн долл. в 1990-х гг. до 5,2 млрд долл. в период 2005—2008 гг. В этот период рост числа вторжений самолетов израильских ВВС в воздушное пространство Сирии увеличивался, кульминацией чего стала операция «Фруктовый сад», проведенная в 2007 г., в ходе которой израильские истребители F-15I и F-16I уничтожили подозрительный ядерный реактор в Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийской авиации. Ходили слухи, что этот успех израильтян был обеспечен кибератакой на сети сирийской ПВО. У этой версии имеется мало подтверждений — впрочем, и сам налет был проведен с севера, где покрытие со стороны ПВО в любом случае носит очаговый характер.

Поддержка России

Россия сохраняет свою роль поставщика оружия Сирии, которую она играла еще во времена Холодной войны, и сирийские ВВС обратились к своему давнему союзнику с просьбой оказать содействие в модернизации. В последнее время внимание было приковано к ремонту и возврату в Сирию боевых вертолетов Ми-25 (экспортная модификация вертолета Ми-24Д) — наиболее противоречивому аспекту ВТС с Россией из-за предполагаемого использования вертолетов против демонстраций сирийской оппозиции. Более ранняя история по продаже в Сирию перехватчика МиГ-31Э (экспортной модификации с ухудшенными характеристиками) также вызвала много вопросов. Контракт, заключенный в 2007 г. практически сразу же после израильской атаки на объект в Дейр-эз-Зор, предусматривал поставку Россией истребителей МиГ-31Э для замены перехватчиков МиГ-25. Тогда считалось, что было заказано восемь самолетов, но в мае 2009 г. российские СМИ сообщили, что реализация контракта приостановлена из-за финансовых затруднений у сирийцев. Все это было опровергнуто 27 октября 2010 г., когда генеральный директор компании «Рособоронэкспорт» сообщил, что никакого контракта на поставку МиГ-31Э в Сирию не подписывалось.

Другой контракт на поставку истребителей МиГ-29М стоимостью в 1 млрд долл. находится в подвешенном состоянии. Израильтяне выражали недовольство по поводу этой сделки, особенно когда велись переговоры по продаже Москве израильских БЛА. Другой контракт предположительно касается поставки в Сирию 36 учебно-боевых самолетов Як-130. 23 января 2012 г. высокопоставленные российские источники сообщили, что контракт на поставу этих самолетов был заключен в конце декабря 2011 г. и его стоимость составила 550 млн долл. Но насколько можно судить, поставки еще не осуществлялись.

Хотя эти «продажи» привлекли серьезное внимание со стороны США и их союзников, представляется все же, что России намерена выполнить свои обязательства. Если что-то может и затормозить реализацию контрактов, то это низкая кредитоспособность сирийцев. Впрочем, в 1971 г. СССР и Сирия заключили соглашение, которое позволяет российскому ВМФ использовать пункт материально-технического обеспечения в Тартусе. Это может объяснить такую лояльность Москвы своему клиенту.

С нарастанием оппозиционной волны по отношению к сирийскому правительству программа модернизации стала испытывать сбои, а последние поставки были остановлены. Транспортный корабль Alaed, перевозивший отремонтированные боевые вертолеты Ми-25, был остановлен в британских водах, когда его страховка была отозвана по требованию британского правительства. Корабль вернулся в Калининград, откуда в конце июля под эскортом российских боевых кораблей снова вышел в море. Точное число перевозимых вертолетов остается неизвестным, но оценивается в пределах 30—40 единиц.

Сирийскими оппозиционными группировками утверждается, что Ми-25 используются для ударов по протестующим гражданам и местам жительства оппозиционеров, в особенности в городе Хомс, где идут тяжелые бои. Ми-25 оснащен четырьмя контейнерами 57-мм НУРС и 12,7-мм пулеметом ЯкБ.

Свободная сирийская армия — вооруженное формирование, в которую влилось множество бывших офицеров из всех видов вооруженных сил сирийской армии — сообщала, что ее подразделениями было сбито несколько вертолетов, но эти заявления не имели подтверждения. Для подтверждения своих слов на сайте YouTube была выложена видеозапись, сделанная оппозиционерами, на которой видны правительственные вертолеты, находящиеся под обстрелом с земли.

Вертолеты Ми-25 и Ми-17 вероятнее всего являются становым хребтом в ходе проведения операций против оппозиционных сил. Ми-17 оснащен дополнительным бронированием кабины пилотов и может использоваться для тактической высадки десантов, в особенности в тылу противника. Возможно, применение нашлось и небольшому числу сирийских вертолетов Ми-2, хотя считается, что в боеспособном состоянии осталось не более десяти подобных машин. Кроме них на вооружении сирийских ВВС имеется большое число вертолетов Aerospatiale SA-342L Gazelle, которые показали свою эффективность в борьбе с израильской бронетехникой в ходе ливанского конфликта, особенно когда они применялись в паре. Вряд ли французское содействие в их обслуживании будет продолжаться, так что в настоящее время для проведения модернизации авиационного парка сирийцам приходится рассчитывать только на российскую помощь.

Перебежчики

Когда в начале 2011 г. в Сирии начались беспорядки, роль ВВС поначалу была незначительной. Разведка ВВС (Разведывательное управление ВВС) играла главную роль в координировании действий на суше против оппозиционных сил. Это привело к организации оппозицией взрыва в одном из территориальных управлений разведки, после чего появились слухи о гибели в результате этого теракта нескольких высокопоставленных чинов из разведслужбы.

По мере эскалации конфликта функции ВВС стали расширяться. Основной задачей авиации стала помощь в переброске войск и, как считается, обстрел позиций повстанцев с вертолетов — некоторые из этих ударов были охарактеризованы оппозицией как массовые убийства, но независимая проверка этих заявлений вызывает трудности. По мере ухудшения политической ситуации военнослужащие ВВС стали привлекаться к выполнению все большего числа противоречивых приказов, а давление на ВВС стало нарастать.

Первая трещина появилась 20 июня, когда полковник Х.М. Хамада (Hassan Mari Hamada) в ходе выполнения полета на истребителе МиГ-21 оторвался от своего звена из четырех самолетов, которое выполняло тренировочный полет над пустыней Дераа в южной части Сирии. Полковник Хамада снизился до высоты 50 м с целью избежать обнаружения РЛС иорданской ПВО, а затем доложил об аварийной ситуации на борту, после чего ему разрешили экстренную посадку в аэропорту имени Короля Хуссейна неподалеку от г. Эль-Мафрак. Он был задержан иорданскими спецслужбами; впоследствии его объявили политическим беженцем.

Сирийское правительство объявило полковника Хамаду предателем и обратилось к Иордании с просьбой вернуть самолет. Этот спорный МиГ вылетел с авиабазы Думейр к северо-востоку от Дамаска и состоял на вооружении 73-й воздушной бригады, входящей в испытательное крыло 20-й авиационной дивизии. Спустя несколько недель к Хамаде присоединилось еще несколько офицеров ВВС.

В ответ сирийские власти запретили все полеты в этой дивизии, которая отвечает за испытания всех сирийских самолетов. Затем ВВС провели крупные четырехдневные учения, в ходе которых отрабатывались бомбардировка, проводились учебные бои и выбрасывались учебные десанты, за которыми наблюдали высокопоставленные офицеры. В учениях приняли участие самолеты МиГ-29 и Су-24, вертолеты Ми-25, Ми-17 и Gazelle. Официальные власти отметили высокий профессионализм, показанный в ходе учений, — возможно, с целью повысить боевой дух и укрепить лояльность.

Эта попытка, судя по всему, провалилась. Сообщения в прессе говорят о том, что как минимум только в июле десять вертолетчиков перемахнули через границу. Бывшие офицеры ВВС также мелькали в качестве представителей Свободной сирийской армии.

Уничтожение турецкого самолета

22 июня сирийская ПВО сбила турецкий разведывательный самолет RF-4E Phantom, который упал в море в 10 км от сирийского побережья, хотя Турция и заявила о том, что самолет не вторгался в воздушное пространство Сирии. Оба члена экипажа разведчика погибли. Сирия объявила о том, что в данном инциденте было задействовано два самолета.

Как сообщалось, Phantom летел на высоте 91 м с целью проверки турецкой ПВО. Турецкое правительство также утверждало, что сирийская ПВО открыла огонь по самолету, который осуществлял поисково-спасательную операцию после крушения RF-4E. Оба инцидента привели к обострению сирийско-турецких отношений. Турция развернула дополнительные силы ПВО рядом с сирийской границей и выпустила жесткое предупреждение в котором призывала сирийскую авиацию держаться от границы на почтительном расстоянии.

Первоначально в сообщениях СМИ утверждалось, что сбитый самолет относился к типу F-4E-2020 Terminator, что с политической точки зрения было выгодно сирийцам, поскольку модернизацию проводила израильская компания IAI. С ее помощью в середине 1990-х гг. была усовершенствована авионика самолета и его РЛС. Связь с Израилем должна была несколько осложнить положение турецкого правительства, которое и само стало дистанцироваться от сотрудничества с Тель-Авивом после того, как в 2010 г. израильские корабли перехватили «флотилию Свободы», направлявшуюся в сектор Газа из Турции.

Хвост самолета был поднят сирийцами и на нем были видны предположительно следы от снарядов. Это дало повод для некоторых утверждений о том, что он был сбит зенитным огнем. Последовавший за этим рост активности сирийцев в приграничной полосе, в первую очередь благодаря полетам вертолетов, вынудило Турцию поднимать в воздух истребители F-16 каждый раз, когда маршрут сирийских летательных аппаратов слишком близко приближался к границе. Этот инцидент в некоторой степени поднял престиж сирийской ПВО, которая достигла минимальных результатов в ходе ливанских событий в 1980-х гг. Судя по всему, сирийская ПВО, по крайней мере в северных районах страны, находится в высокой степени готовности к отражению воздушных атак.

Как и в случае с летательными аппаратами, впечатляющая численность сирийской ПВО скрывает хаотичную организационную структуру, систему подготовки и управления. Большинство сирийских ЗРК относится к советским системам С-125 и «Квадрат», которые весьма уязвимы для активных помех или противорадиолокационных ракет. С 2009 г.на вооружении сирийской ПВО стоит другая российская система — ЗРПК «Панцирь-С». Считается, что Дамаск получил от 36 до 50 «Панцирей», плюс имеется опцион на закупку еще большего числа ЗРПК в рамках контракта от 2006 г., который, вероятно, стал результатом израильской атаки на Дейр-эз-Зор.

Неясное будущее

В течение ближайших нескольких месяцев сирийские ВВС и их разведывательная служба будут играть ключевую роль в непрекращающемся конфликте. Внутри Сирии вертолеты и самолеты будут продолжать наносить удары по позициям мятежников, при этом руководство страны не особо волнует вопрос о жертвах среди мирного населения.

Если в отношении Сирии будет проведена операция аналогичная ливийской, маловероятно, что ВВС Сирии смогут оказывать серьезное сопротивление противнику, оснащенному самым современным оружием. Сирийская система ПВО будет первой в списке целей наряду с командными пунктами, центрами управления и авиабазами. Позиция России, которая стремится выполнить свои обязательства по контрактам, означает, что сирийские ВВС продолжат получать все более современные системы вооружения, но остается вопрос, будет ли у сирийцев необходимое время для их полноценной интеграции. Возможно, более важным, чем все эти аспекты, является боевой дух военнослужащих, которым отдают приказы их командиры, которые проводят политику Б. Асада. А здесь имеются признаки не очень благоприятного для властей положения дел. Будучи все эти годы в центре сирийской политики, сирийские ВВС снова могут возглавить перемены и отстранить от власти сына офицера ВВС, который создал существующий режим.

Сирийские ВВС

Марка и тип самолета Поставлено В наличии
Aero Vodochody L-39ZA Albatros 44 30+?
Aero Vodochody L-39ZO Albatros 55 40+?
Aérospatiale SA342L Gazelle 65 30+?
Антонов Ан-24В 2? 1
Антонов Ан-26 4 4
Антонов Ан-26Б 2 2
Антонов Ан-74ТК-200 2 2
Dassault Aviation Falcon 20E 2 1
Dassault Aviation Falcon 900 1 1
Ильюшин Ил-76М 3? 2?
Ильюшин Ил-76Т 1? 1
Messerschmitt-Bölkow-Blohm
MBB-SIAT 223K1 Flamingo
58? 30+?
МиГ МиГ-21* 200+ 100+?
МиГ МиГ-21У** 30+? 15+?
МиГ МиГ-23*** 180+ 100+
МиГ МиГ-23УБ 20+? 8+?
МиГ МиГ-25**** 40? 30+?
МиГ МиГ-29***** 70+ 60+?
МиГ МиГ-29УБ 8-10? 8?
Миль Ми-2 20+? 10+?
Миль Ми-25 40+? 30+?
Миль Ми-8****** 100+? 70+?
Pakistan Ae MFI-17 Mushshak 6 6?
Сухой Су-17М-2К******* 60+ 50+?
Сухой Су-22УМ-3К 10? 8?
Сухой Су-24МК 24? 20+
Туполев Ту-134Б-3 6 4
Яковлев Як-40 8? 2?

* — Включены все поставленные модификации МиГ-21 (МиГ-21ПФ, ПФМ, М, МФ, Р и бис, У, УС и УМ);

** — Считается, что МиГ-21У уже выведены из эксплуатации;

*** — Включены все поставленные модификации МиГ-23 (МиГ-23БМ, БН, МФ, МЛ, МС и МиГ-27). 33 МиГ-23 были закуплены в Белоруссии в 2008 г., хотя их точная модификация и степень боеготовности не известны;

**** — Включены все поставленные модификации (МиГ-25ПД, ПУ, РБ);

***** — Как сообщается, было поставлено некоторое число истребителей модификации МиГ-29С;

****** — Включены все модификации (Ми-8, Ми-17 и т.д.);

******** — Включены все поставленные модификации (Су-17М-2К, Су-20 и Су-22М4).

Оригинал публикации: Syrian Skies — Air Forces Monthly, October 2012

Перевод: Андрей Фролов

О ГАЛОПИРУЮЩЕЙ ТЕНДЕНЦИИ УСУГУБЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ЗАПАДНЫХ ПОДСТУПАХ К РОССИИ


Через густую пелену тревожных и порой трагических событий, накатившихся на наш народ с февраля 2018 года, начинает всё более отчетливо просматриваться сценарий того финального раунда, фундамент которого готовился нашими заокеанскими и западноевропейскими «партнёрами» ещё с 4 апреля 1946 года, когда спасшей мир от фашизма сверхдержаве был незамедлительно противопоставлен крупнейший в современной военной военно-политический блок - Организация Североатлантического договора (НАТО), переформатировавший послевоенный мир в то поле предэскалационной напряжённости и абсурда, которое мы наблюдаем уже на протяжении 72 лет. На сегодняшний день Европейское командование ВС США, а также Стратегическое командование операций ОВС НАТО (в структуру последнего входит большинство ГШ армий западноевропейских стран-участниц альянса) практически завершили формирование ударных «кулаков» сразу на нескольких операционных направлениях, включая черноморское, балтийское и карельское. Головными воздушными компонентами для проведения стратегической воздушно-космической наступательной операции против военно-промышленных объектов и средств ПВО ВКС России в Южном и Западном военных округах на сегодняшний день являются:

- 52-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США; имеет опыт оперативной переброски с немецкой авиабазы Спангдалем на польскую АвБ Редзиково и представлено эскадрильей из 25 F-16C/D Block 50, а также 2 РЛС дальнего радиолокационного обнаружения AN/TPS-75 «Типси» для более эффективного выполнения задач по завоеванию господства в воздухе и контроля тактической воздушной обстановки; также специализируется в задачах подавления ПВО и уничтожения стратегически важных наземных объектов противника с помощью противорадиолокационных ракет AGM-88E AARGM и AGM-158B JASSM-ER соответственно;

- 48-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США в Лейкенхесе, представленное двумя эскадрильями модернизированных тактических истребителей F-15E «Strike Eagle», недавно получившими способность использовать всё те же ракеты класса «воздух-земля» большой дальности JASSM-ER и давно адаптированными к применению тактических ракет AGM-84H SLAM-ER, оснащённых продвинутой помехозащищённой ИКГСН, использующей корреляционный метод наведения на цель ATA («Atomatic Tagerting Acquisition»), отличающийся повышенной помехозащищённостью, которая вынуждает по максимуму насыщать танковые и мотострелковые подразделения войсковыми самоходными ЗРК нового поколения и комплексами активной защиты, ведь «снаряжение» SLAM-ER предусматривает применение соприцеливающихся боевых элементов BAT;

- 2-е тактическое авиакрыло ВВС Польши, состоящее из 36 усовершенствованных многоцелевых истребителей F-16C Block 52+ и 12 двухместных машин аналогичной версии F-16D Block 52+, дислоцированное одновременно на 2-х авиабазах (Познань и Ласк); в первую половину 20-х годов эти машины получат 70 крылатых ракет увеличенной дальности AGM-158B по линии иностранных военных продаж (FMS) от Агентства Министерства обороны США по военному сотрудничеству (DSCA); в январе 2017 года, на вооружение 31-й тактической авиабазы в Познани поступили первые варианты JASSM с дальностю в 370 км.

Вышеперечисленные элементы Объединённых ВВС НАТО не являются единственными компонентами в рассматриваемом массированном ракетном ударе по нашим военной, энергетической и промышленной инфраструктурам. Здесь также рассматривают задействование американских эсминцев УРО класса «Arleigh Burke», «заряженных» боекомплектами RGM-109E «Tomahawk Block IV», а также ударных модификаций атомных подлодок «Огайо» - SSGN, оснащённых боекомплектами из 154 стратегических крылатых ракет «Томагавк» каждая. И это описана лишь малая часть тех средств воздушного нападения, которые ОВС НАТО могут использовать в случае эскалации регионального конфликта с Россией, ведь есть ещё и Военно-воздушные силы Германии, на вооружении которых состоят многоцелевые истребители «Тайфун», оснащённые высокоточными крылатыми ракетами KEPD 350 TAURUS. Грядущая попытка агрессии со стороны Североатлантического альянса также просматривается в «накачке» Восточноевропейского условного ТВД наземными средствами противоракетной обороны для парирования ответного удара ракетами Х-101 и 3М14К/Т со стороны ВМФ и ВКС России.

Самым неприятным моментом здесь является то, что, к примеру, Минобороны Румынии заключили со штатовскими компаниями «Raytheon» и «Lockheed Martin» 3,9-миллиардный контракт на закупку 7 противоракетных комплексов «Patriot PAC-3» и 168 ракет-перехватчиков MIM-104F в качестве боекомплекта. Данные зенитные управляемые ракеты оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового Ka-диапазона, в связи с чем прорвавшиеся в воздушное пространство стран НАТО крылатые ракеты Х-101 могут быть перехвачены даже за пределами радиогоризонта; ведь получение целеуказания происходит не только от батарейного пункта боевого управления, но и от сторонних средств ДРЛОиУ воздушного базирования по радиоканалу «Link-16». В зенитных ракетах дальнего радиуса действия 9М82МВ (комплекс С-300В4) реализация работы по загоризонтным целям со сторонним целеуказанием теоретически хоть и возможна, на практике так и не подтверждена, что можно сказать и о ракетах 9М96Е/Е2 комплекса С-400.

КАК ХЕЛЬ ХААВИР НА СИРИЙСКУЮ ПВО «НАПОРОЛИСЬ»...

Если на Европейском театре военных действий наш оборонительный потенциал пока только лишь «прощупывают» в ходе участившихся разведывательных полётов «Глобал Хоуков» и самолётов стратегической РЭР RC-135V/W «Rivet Joint», отводя командованию ВКС время на принятие контрмер, то на Ближневосточном ТВД Воздушно-космические силы России и дружественные подразделения сирийской армии проверяются на дееспособность в кризисных ситуациях «по полной программе», и не с помощью разведывательных инструментов, а агрессивными силовыми методами. Одним из таких инцидентов можно считать недавний массированный ракетно-авиационный удар ВВС Израиля (Хель Хаавир) по стратегически важным объектам Сирийской Арабской Армии (включая авиабазу «Т4», на которой развёрнуто иранское авиакрыло БПЛА, в своё время принимавших участие в оптико-электронной разведке формирований ИГ), подразделениям движения «Хезболла», а также по объектам Корпуса Стражей Исламской Революции.

Это далеко не первая воздушная ударная операция израильских тактических истребителей F-16I «Sufa» и F-15I «Ra`am» против правительственных сил Сирии и переброшенных для борьбы с псевдохалифатом подразделений КСИР, ведь ещё летом 2016 года, в ходе Международной Герцлийской Конференции, руководитель военной разведки Израиля генерал-майор Герци Халеви указывал на неоспоримые плюсы для Тель-Авива от действий ИГИЛ в Сирии, в то время как любые наиболее боеспособные иранские и проиранские силы (КСИР и «Хезболла») лишь ускоряли падение игиловских анклавов. Несмотря на то, что никаких массированных ракетных ударов по территории Израиля ракетами типов «Fatech-110» и «Fatech-313» со стороны КСИР в Сирии не было, Тель-Авив первым прибегал и прибегает к тактике провокационных ударов, и на этот раз серьёзно просчитался.

В ответ на якобы нарушение северной воздушной границы Израиля иранским БПЛА, который был сбит ударным вертолётом «Apache» Хель Хаавир 10 февраля, два звена многоцелевых истребителей F-16I «Sufa» (8 машин) вышли на рубежи ракетного пуска по объектам в Сирии не по стандартной хитрой тактике (используя воздушное пространство над горными хребтами Антиливана), а нагло вторгнувшись в сирийское воздушное пространство близ Дамаска и Пальмиры. Очевидно, что расчёт делался на то, что канальность дивизионных радиолокационных средств сопровождения и наведения комплексов «Бук-М1/2Э», С-125 «Печора-2М», С-200 и «Панцирь-С1» будет критически перегружена несколькими десятками запущенных с подвесок F-16I средств высокоточного , и процесс «завязка трасс целей - захват» в прямом смысле этого слова «ляжет» на фоне работы комплексов РЭБ, установленных на «Суфах». Как следствие, израильские лётчики ожидали полной деморализации расчётов сирийских ЗРК, ожидая, что на индикаторах радаров подсвета 9С35М1/2, СНР-125М, 5Н62В, а также 1РС2-1Е «Шлем» вместо маркеров целей будут видны лишь антиналожения и блики от постанавливаемых средствами РЭБ истребителей помех. Но позднее выяснилось, что они очень заблуждались!

По-видимому, почувствовав себя хозяевами ситуации в сирийском небе, пилоты израильских F-16I «Sufa» решили не придерживаться главного правила воздушных операций XXI века над территориями с развитыми противовоздушными/противоракетными зонами A2/AD - низковысотных полётов в режиме следования рельефу местности. Возможно, что такое решение было принято в связи с опасениями попадания в радиусы действия сирийской зенитной артиллерии и ПЗРК (вспомнился урок 20 ноября 1983 года, когда посредством зенитно-артиллерийского комплекса был перехвачен «Kfir C.2»). В этот раз израильтяне целиком и полностью доверили свою судьбу бортовому комплексу РЭП и индивидуальной защиты SPJ-40 «Elisra», современной всеракурсной станции предупреждения об облучении (СПО) SPS-3000, а также комплексу обнаружения атакующих ракет ИК-диапазона PAWS-2, который должен обнаруживать пуск большинства типов ракет по излучению от факелов сгорающих твердотопливных или жидкостных зарядов. Естественно, дальность пеленгования запущенной ракеты посредством PAWS-2 (фото ниже) зависит в основном от тяги и излучения её двигателя.


Датчики комплекса обнаружения атакующих ракет Elisra PAWS-2 правой полусферы на южнокорейском УБС FA-50

Как свидетельствуют многочисленные сирийские и израильские источники, одна из машин была перехвачена уже после завершения первого массированного ракетно-авиационного удара (МРАУ). Воздействие мощной осколочно-фугасной боевой части пришлось в заднюю полусферу F-16I (на догонном курсе), в момент выхода из сирийского воздушного пространства (над Голанами). И, опираясь на многочисленные фотографии очевидцев, на которых запечатлены «выгоревшие» разгонные ступени зенитных управляемых ракет 5В27 и обломки ЗУР 3М9, уничтожение истребителя было осуществлено либо модернизированным зенитно-ракетным комплексом С-125 «Печора-2», либо комплексом «Куб» («Квадрат»).

Применение С-200В также подтверждается, поскольку на земле был обнаружен и центральный сегмент зенитной ракеты 5В28, но «Суфа» был сбит именно одним из вышеперечисленных комплексов, так как смог преодолеть ещё более 100 км с учётом однодвигательной силовой установки с гораздо меньшей живучестью, чем двухдвигательная у F-15I. Зенитная ракета 5В28 оснащена мощнейшей 217-килограммовой осколочно-фугасной боевой частью со 120-градусным углом разлёта 37000 поражающих элементов, которые напрочь изрешетили бы мотогондолу и весь планер F-16I «Sufa», превратив его в груду металла, но машина уцелела и смогла доставить пилотов аж в район кибуца Хардуф. Очевидно, что рядом с истребителем разорвалась либо 72-килограммовая боевая часть ракеты-перехватчика 5В27 (комплекс «Печора-2»), либо 57-килограммовая БЧ 3Н12 зенитной ракеты 3М9 (войсковой комплекс «Куб»).

Ещё более интересной деталью произошедшего в небе над западной частью провинции Дамаск является то, что израильский F-16I был перехвачен не на крайнем рубеже радиусов действия «Печоры» или «Куба» в 15 - 23 км, а на дистанции от 8 до 12 км, поскольку на догонном курсе (с учётом того, что ракеты не столь скоростные: 2М для 3М9 и 2,3М для 5В27) могла быть достигнута лишь такая дальность поражения. Следовательно, для бортового комплекса обнаружения атакующих ракет PAWS-2 сложились благоприятствующие условия: факел стартующей зенитной ракеты мог быть обнаружен буквально мгновенно, но эффективность ИК-датчиков оставляла желать лучшего. Полную недееспособность продемонстрировала и станция предупреждения об облучении SPS-3000, которая либо не смогла оповестить экипаж F-16I о захвате их истребителя посредством радара подсвета «Печоры» или «Куба», либо наведение ракеты осуществлялось по данным оптико-электронного визира в пассивном режиме, не давая возможности SPS-3000 запеленговать факт огневой работы комплекса.

Как видите, налицо комплексные технологические проблемы бортового комплекса обороны (БКО) истребителей F-16I «Sufa», которые привели к невыполнению экипажем заблаговременного противоракетного манёвра. Представители же израильских средств попытались аккуратно обойти острые углы в данной ситуации, заявив, что всему виной неправильная конфигурация применения бортовых средств радиоэлектронной борьбы в ходе первого авиаудара. Но как такое могли допустить наиболее технологически совершенные и опытные военно-воздушные силы в регионе? Ведь отработка тактики прорыва средств противовоздушной обороны в Хель Хаавир ведётся ещё со времён операции по уничтожению иракского ядерного реактора «Озирак»; тем более, что перед недавней операции в Хель Хаавир были отлично осведомлены о структуре и технологических качествах обновлённой ПВО Сирии. Но это ещё не самое интересное.

В ходе первого массированного ракетно-авиационного удара по военным объектам на территории Сирийской Арабской Республики звенья F-16I «Sufa» Хель Хаавир применили по меньшей мере 26 тактических ракет класса «воздух-земля», обладающих эффективной отражающей поверхностью в пределах 0,05 м2. И, несмотря на то, что комплексы радиоэлектронного противодействия Elisra SPJ-40 на борту F-16I наверняка были активированы, сирийские средства противовоздушной и противоракетной обороны смогли уничтожить 19 из них. Здесь все заслуги можно смело приписать зенитным ракетно-артиллерийским комплексам «Панцирь-С1», прикрывающим «мёртвые зоны» «Печор» и «Квадратов». Эти комплексы, оснащённые не только радарами наведения X-диапазона 1РС2-1Е «Шлем», но и автономными оптико-электронными модулями 10ЭС1-Е инфракрасного и телевизионного диапазонов визирования, позволяют уничтожать высокоточное оружие противника с ЭПР до 0,01 - 0,02 кв. даже в сложнейшей помеховой установке (при использовании самолётов РЭБ EA-18G «Growler» и т.д.). Не трудно догадаться, что ожидает тактические истребители F-16I в столкновении с более грозными ЗРК типа С-300В4.

Источники информации:
https://militarizm.livejournal.com/120630.html
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4948918
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=19532
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c200/c200.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/pechora_2/pechora_2.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kub/kub.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-558.html

08.11.2015

В Сирии обострилось противостояние армии и боевиков. Фронт растянут на тысячи километров. Это и провинции Латакия, и Дамаск, и Алеппо.

Представитель командования Вооруженных сил Сирии бригадный генерал Али Майхуб отметил важность поддержки со стороны российской авиации и сказал, что на этой неделе правительственные войска продвинулись в сторону Пальмиры. Он, кстати, отметил, что среди уничтоженных в Латакии террористов оказалось много иностранцев.

Какие настроения сегодня внутри войск республики, кто эти люди, о чем они думают, поднимая в небо самолеты с аэродрома сирийских ВВС? Наш специальный корреспондент в Сирии Анатолий МАЙОРОВ провел несколько дней на позициях сил правительства. Об этом его сегодняшний репортаж.

Раздобыть чайную заварку здесь сложнее, чем поднять боевой истребитель в небо. Все имеется - самолеты, ракеты, бомбы, а простой заварки нет. Но есть арабская традиция - встречать гостей чаем. Поэтому группа техников сирийских ВВС, скрывая дикое смущение, разливает в рюмки отвар вчерашних, заново ошпаренных чайных листьев.

Быть на нашем месте сейчас мечтали бы агенты всех мировых разведок. Ведь, несмотря на аутентичные пейзажи, чаепитие проходит на важнейшей авиабазе сирийских ВВС. Это самое сердце боевой авиации правительственных войск Асада. Еще никого и никогда, тем более иностранных журналистов, не подпускали так близко в то время, когда за этим объектом охотятся и разведчики, и боевики.

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Хама. Лакомый кусок для радикальных исламистов. Дело в том, что это единственная авиационная база в центральной Сирии. Ее несколько раз уже пытались брать штурмом, но МИГ-23, несмотря на все угрозы со стороны ИГИЛ, вновь уходит на боевое задание.

Ярко-желтое пятно в соплах - режим форсажа с первых метров разбега. Задача летчика - набрать максимальную скорость уже в момент отрыва, и, маневрируя, уберечь себя от «Стингеров». За этой горой - фронт, и появление диверсионных групп здесь реальнее свежей заварки. За чаем Мухаммед объясняет: боевики очень разозлились, что сирийские военные научились делать бомбы по образцу и подобию наших, российских ОФАБов. Грубые сварные швы снаружи капсулы - признак ручной сборки. Впрочем, на простом человеческом энтузиазме здесь работает многое, если не сказать почти все.

Пилот МИГа на огромной скорости проводит машину в трех метрах от земли. Потом — «бочка» - буквально над кронами деревьев. Да, это всего лишь основные элементы высшего пилотажа. Но - на самолетах, которые, подчас, старше самих летчиков.

МиГ 21 — самый распространенный самолет в истории боевой авиации. Советские летчики называли его «балалайка» - за внешний вид и крайний раз летали на нем в 90м году. Это разработка 50-х годов, но до сих пор используется сирийской армией.

Последний 21-ый МИГ сошел с конвейера 30 лет назад. Свою известность этот самолет получил ещё во время войны во Вьетнаме! Реальные экспонаты музеев авиации, здесь — основа ВВС. И дело не только в возрасте и десятки раз перекрашенном фюзеляже. Дело еще в том, что конкретно 21-й МИГ - чистый истребитель - заточен под воздушный бой. А с легкой руки сирийских авиаторов, и лично техника Мухаммеда, истребитель стал бомбардировщиком.

Пилот ВВС Сирии: «Да, я знаю, сколько лет моему МИГу. Но это сильный, крепкий и безопасный самолет. Четко выполняет те задачи, которые летчик ставит перед ним. Мы работаем на средних высотах, российские самолеты обычно летают выше нас».

Раритетные сирийские машины, конечно, играют вторую роль в авиаударах по позициям радикальных исламистов. Нередко работают «на добивание». Специально созданный совместный российско-сирийский штаб координации распределяет цели. Пилотам с авиабазы Хама каждый день достается по 3-4 вылета.

Поправив кулаком то, что не слушается штатных техников, сирийский пилот готовится к заданию. В полет берет фотографию президента Асада. Снимков семьи тут нет, но сентиментальности сирийским летчикам все равно не занимать - «маддафи джаханнам» - моя любимая - назовет пилот свою машину перед вылетом. Может быть, в этом весь секрет того, как ВВС Сирии до сих пор воюет тем, что летать уже не может.

Баха Шоман : «В нашей армии все устарело - самолеты, оружие. Это то, что осталось после четырех с половиной лет войны! Только вдумайтесь, мы воюем пятый год подряд! С кем? С террористами со всего мира! А армию идут не ради денег. Потому что денег в армии нет. Простой солдат у нас получает 10-15 тысяч лир в месяц - это 50 долларов максимум».

Баха воевал два года, был штурмовиком «коммандос», демобилизован после тяжелого ранения. Теперь работает официантом в ресторане, но каждый день звонит друзьям на фронт. Сирийская армия сейчас - это 700 тысяч человек, почти все солдаты срочники. Но как такового срока призыва уже не существует, в мирное время молодые люди служили по 2 года, во время войны - столько, сколько скажут. Отсрочка от армии фактически одна - если в семье один сын. Но правом не служить, сирийские призывники пользуются редко. Сейчас еще реже - после начала операции российских ВКС.

Баха Шоман : «У нас сейчас есть надежда, светлая надежда. Пришла российская авиация, и она помогает нашей армии двигаться вперед. Вы не представляете, что творится в душе у простых сирийцев от новостей о победах. Например, еще пять дней назад ИГИЛ контролировали все дороги на Алеппо. У правительства не было доступа в эту провинцию, у людей в некоторых районах не было еды и питьевой воды. Как вы думаете, как там выживали дети? Сейчас дорога на Алеппо под контролем. Это тысячи спасенных жизней».

Но на замену нейтрализованным боевикам приходят новые. В этом основная сложность. Поток головорезов в Сирию не прекратится до тех пор, пока им не перестанут платить деньги. Расценки для боевиков ИГИЛ - полторы тысячи долларов в месяц. В Джебхат-ан-Нусре еще больше - по 700 долларов в неделю. Существуют бонусы - десятки тысяч долларов за сирийского офицера. Именно поэтому высший командный состав армии предпочитает давать интервью спиной к камере. Руководство авиабазы Хама - заклятые враги главарей радикальных исламистов.

Офицер : «Потому что мы бьем именно по скоплению живой силы боевиков. Мы всегда в полной боевой готовности. И как только поступает приказ, через несколько минут наши самолеты уже на полосе. У нас даже пилоты стоят в очереди - каждый хочет бомбить террористов».

Построенная еще в начале арабо-израильской войны авиабаза Хама база отстает технически, но отвечает всем мерам авиационной безопасности. Все самолеты скрыты под так называемым капонирами. Это защитная арка с бетонными перекрытиями полутораметровой толщины. В случае внезапного артиллерийского обстрела здесь будут взрываться снаряды и мины, а экипаж с пилотами будут готовить машину к вылету.

Несмотря на то что в стране идет наземная операция сирийской армии, именно авиация - бог этой войны. За несколько недель российские самолеты уничтожили 40 процентов инфраструктуры боевиков. Сейчас активно подключились ВВС Сирии. Именно поэтому за аэродромы идет ожесточенная борьба. В стране 14 объектов ВВС, пять из них захвачены боевиками, два окружены. Ради штурма авиабаз главари используют наемников как пушечное мясо, отправляя на убой. С оружием, которое лишь по определению должно стрелять.

Это коллекция трофеев в северной части провинции Хама. Все это захвачено у террористов. У меня в руках мина 122 калибра, но такое вооружение в этом музее все-таки редкость. В основном радикальные исламисты пользуются такими агрегатами. Сирийские военные называют ее «адская пушка», стреляет очень громко, но снаряды летят непонятно в какую цель.

«Адская пушка» в действии: из обычной трубы на колесах вылетает газовый кухонный баллон с тротилом и шурупами. Точность нулевая, и именно от этого оружия чаще всего гибнут простые жители осажденных городов. Так называемая сирийская оппозиция «адские пушки» не использует, ей хватает поставок оружия с Запада.

За чаем Муххамед вспомнит про американские «Стингеры» и саудовские ЗРК. А потом с улыбкой закрутит взрыватель на осколочно-фугасной бомбе. Советское наследие работает безотказно, и здесь есть все, что нужно для выполнения круглосуточных боевых приказов. Только заварки нет. Но это мелочи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры