Высокомерие высокомерный. Высокомерное поведение — в чем проявляется, откуда берется и чем опасно

Главная / Чувства

Что такое высокомерие?

Что такое высокомерие и почему гордость ставит преграды между людьми? Как Бог поступает с высокомерными людьми и как Библейские примеры учат проявлять смирение?

Цена гордости насколько высока?

Приходилось ли тебе когда-нибудь общаться с человеком, который сознательно пытался тебя унизить? Возможно, кто-то - начальник, администратор, ответственный работник или даже родственник - смотрел на тебя свысока и проявлял к тебе явное пренебрежение.

Какие чувства ты испытывал к этому человеку? Приятно ли тебе было иметь с ним дело? Конечно, нет! Почему? Потому что гордость ставит преграды между людьми и разобщает их.

Тот, кем движет гордость, постоянно старается принизить других, таким образом пытаясь показать собственное превосходство. Такой человек редко отзовётся о ком-то с похвалой. Он непременно добавит какое-нибудь критическое замечание, например: «Всё бы хорошо, если бы только не такая-то твоя слабость или такой-то недостаток».

В книге «Золотые мысли, облечённые в серебряные слова» («Thoughts of Gold in Words of Silver») говорится, что гордость - «всепоглощающий порок. Она пагубно влияет на человека, постепенно вытесняя его привлекательные качества».

Стоит ли удивляться тому, что рядом с гордым человеком чувствуешь себя неуютно? Ценой гордости нередко становится отсутствие настоящих друзей.

«Смиренного же человека любят окружающие - если его смирение искреннее, а не притворное», - отмечается в той же книге. Эти мысли созвучны тому, что говорит Библия: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притчи 29:23).

Хотя гордость отражается на дружеских отношениях и на уважении со стороны окружающих, намного важнее другое: как она влияет на взаимоотношения
человека с Богом. Как Бог относится к гордым, высокомерным и самонадеянным? Горд человек или смирен - важно ли это для Бога?

Урок смирения

Составитель книги Притчей писал под вдохновением Бога: «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Лучше смиряться духом с
кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притчи 16:18, 19).

Случай, произошедший с сирийским военачальником Нееманом, который жил во времена израильского пророка Елисея, подтверждает мудрость этих слов.

Нееман страдал проказой. В поисках исцеления он отправился в Самарию, надеясь, что там его примет сам Елисей. Однако, вопреки ожиданиям Неемана,
пророк послал к нему своего слугу, передав через него, чтобы Нееман семь раз омылся в реке Иордан. Нееман был оскорблён таким советом и отношением к себе.

Неужели пророк не мог сам выйти и поговорить с ним, вместо того чтобы посылать слугу? Разве сирийские реки уступают Иордану? Гордость Неемана была уязвлена. Как же он поступил? К счастью, мудрый совет помог ему побороть гордость. «Пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился» (4 Царств 5:14).

Цена высокомерия

Проявляя гордость, мы не просто упускаем что-то полезное и нужное - цена её бывает намного выше. Есть ещё одна разновидность гордости, которая на
греческом языке передаётся словом и́врис.

Согласно словам специалиста по греческому языку Уильяма Баркли, слово «и́врис означает сочетание гордости, высокомерия и презрения с жестокостью; это качество побуждает человека унижать других».

В Библии мы можем найти яркий пример такой гордости. Её проявил Аннон, царь аммонитский. В труде «Понимание Писания» говорится следующее:

«Давид, помня о доброте, которую проявил к нему Наас, послал своих слуг утешить Аннона в его скорби по умершему отцу. Но князья убедили Аннона, что со стороны Давида это не что иное, как уловка с целью разведать город; и Аннон надругался над слугами Давида, обрив им половину бороды, обрезав
наполовину, до бёдер, их одежды, и после этого отослал назад».

По словам Баркли, «подобное обращение - яркое проявление и́врис. Это было и оскорблением, и надругательством, и публичным унижением» (2 Царств 10:1-5).

Да, гордый человек склонен быть высокомерным, унижать других. Ему доставляет удовольствие бессердечно и жестоко обижать кого-то и злорадствовать, видя, как тот человек страдает от неловкости и унижения.

Но если ты унижаешь кого-то или лишаешь его чувства собственного достоинства, это приносит двойной вред. Ты, скорее всего, не только теряешь друга, но и приобретаешь врага.

Разве допустимо истинному христианину проявлять подобного рода гордость, уязвляющую других, если его Учитель велел:
(Матфея 7:12; 22:39).

Это полностью противоречит всему тому, чему учат Бог и Иисус Христос. По этому поводу Баркли заметил: «И́врис - это такой вид гордости, который
побуждает человека ни во что не ставить Бога». Именно такая непомерная гордость говорит: «Нет Бога» (Псалом 13:1).

А в Псалме 9:25 написано: «В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: „не взыщет“; во всех помыслах его: „нет Бога!“» Подобная гордость, или высокомерие, отделяет человека не только от друзей и родных, но и от Бога. Поистине высокая цена!

Не поддавайся губительному влиянию гордости

Гордость многолика: она может возникнуть из-за национализма, расизма, классовых и кастовых различий; предметом гордости может стать образование,
материальное благополучие, авторитет или власть. Так или иначе, гордость легко может завладеть тобой и испортить твой характер.

Многие производят впечатление смиренных людей, пока имеют дело с равными или с теми, кто занимает более высокое положение. Но что происходит, когда такой, казалось бы смиренный, человек получает власть?

Неожиданно он превращается в деспота, отравляющего жизнь тем, кто, как он полагает, стоит ниже его!

Такое может произойти, когда кто-то надевает форменную одежду или носит знаки, свидетельствующие о полномочиях, которыми он наделён.

Даже служащие государственных учреждений могут проявлять высокомерие по отношению к тем, кто к ним обращается, считая, что люди должны служить им, а
не наоборот. Гордость может сделать нас суровыми и чёрствыми, а смирение - добрыми.

Иисус мог бы быть гордым и суровым со своими учениками. Ведь ему, совершенному человеку, Сыну Бога, приходилось иметь дело с несовершенными
людьми, импульсивными и нетерпеливыми. Но с каким призывом он обратился к тем, кто его слушал?

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матфея 11:28-30).

Стараемся ли мы всегда следовать ? Или бываем суровыми, непреклонными, деспотичными, строгими, гордыми? Стремись, подобно Иисусу,
поддерживать других, а не вызвать у них чувство подавленности. Не поддавайся губительному влиянию гордости.

Можно ли из всего сказанного заключить, что любая гордость предосудительна?

Чувство собственного достоинства и самомнение

Гордость также определяется как «чувство собственного достоинства, самоуважения» («Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А.
Кузнецова).

Иметь чувство собственного достоинства - значит уважать самого себя, то есть считаться с мнением окружающих, а также заботиться о своём внешнем виде и о репутации. Справедливы слова пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Если ты предпочитаешь общаться с теми, кто неопрятен, ленив, груб, допускает сквернословие, то станешь похожим на них. Их отношение к жизни скажется на тебе, и, как и тем людям, тебе будет недоставать чувства собственного достоинства.

Конечно, есть и другая крайность - гордость, которая порождает самомнение и тщеславие. Книжники и фарисеи времён Иисуса гордились своими традициями и показным благочестием.

Иисус говорил о них: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих чтобы
казаться более набожными; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди
звали их: учитель! учитель!» (Матфея 23:5-7).

Гордость в разумных пределах вполне приемлема. Но важно помнить: Иегова Бог видит не только то, каким человек старается казаться, но и его сердце
(1 Царств 16:7; Иеремия 17:10).

Быть праведным в собственных глазах не значит быть праведным с точки зрения Бога. Поэтому встаёт вопрос: как мы можем развивать истинное смирение и избегать гордости, цена которой так велика?

Размышление над Библейскими примерами поможет каждому проанализировать самого себя.

Не позволяй сердцу возгордиться

«Бог высокомерным противится» (Иакова 4:6).

Бывало ли, что из-за какого-то события твоё сердце переполнялось гордостью? Многим из нас знакомо это приятное чувство. Временами испытывать гордость вполне нормально. Например, когда родители читают грамоту, в которой сказано, что их дочь отличается хорошим поведением и прилежно учится, их лица просто светятся: так они радуются её успехам.

Апостол Павел и другие братья гордились новым собранием, которое они помогли основать и которое проявляло стойкость в преследованиях
(1 Фессалоникийцам 1:1, 6; 2:19, 20; 2 Фессалоникийцам 1:1, 4).

Эти примеры показывают, что гордость может быть вызвана радостью в связи с каким-то событием или приобретением. Однако чаще причиной гордости бывает чрезмерное самолюбие, чувство превосходства из-за способностей, внешности, богатства или положения в обществе.

Это проявляется в высокомерном поведении и заносчивости. Такой гордости нам, как христианам, конечно, нужно остерегаться. Почему? - её мы унаследовали от нашего прародителя Адама (Бытие 8:21).

Вследствие этого в нашем сердце может легко развиться неуместная гордость. Например, христиане не должны допускать, чтобы они стали гордиться своей национальностью, благосостоянием, образованием, способностями или какими-то достижениями. Такого рода гордость неправильна и неугодна Иегове Богу(Иеремия 9:23; Деяния 10:34, 35; 1 Коринфянам 4:7; Галатам 5:26; 6:3, 4).

Есть ещё одна причина остерегаться неуместной гордости. Если позволить ей зародиться в нашем сердце, она может перерасти в совершенно неприемлемую гордость - высокомерие. Что это такое?

Высокомерный человек испытывает чувство превосходства и пренебрежительно относится к тем, кого считает ниже себя (Луки 18:9; Иоанна 7:47-49).

Иисус упомянул высокомерие наряду с другими пороками, исходящими «из сердца» и «оскверняющими человека» (Марка 7:20-23). Христиане, конечно,
не хотят допустить, чтобы в их сердце развилось высокомерие.

Избегать высокомерия тебе поможет размышление над библейскими примерами людей, проявлявших это качество. Так ты сможешь быстрее обнаружить
неуместное чувство гордости, которое, возможно, в тебе есть или могло бы развиться со временем. Это поможет тебе прогонять мысли и чувства,
порождающие в сердце высокомерие.

Как следствие, ты не пострадаешь, когда Бог будет действовать в согласии со своими словами: «Я выведу из тебя всех, кто горд и высокомерен, и не будешь больше превозноситься… на Моей святой горе» (Софония 3:11, Смысловой перевод).

Как Бог поступает с высокомерными?

Отношение Бога к высокомерию можно также увидеть из того, как он поступал с могущественными правителями, каким был, например, фараон. Вне сомнения, фараон имел высокомерное сердце. Он считал себя богом, достойным поклонения, и потому с пренебрежением относился к своим рабам, израильтянам.

«Кто такой Иегова, чтобы я послушался гласа Его и отпустил Израиля?» - надменно говорил фараон (Исход 5:1, 2, ПАМ).

После шестой казни Иегова Бог повелел Моисею обратиться к египетскому правителю с такими словами: «Ты всё ещё превозносишься над Моим народом,
не хочешь его отпустить?» (Исход 9:17, Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского).

Затем Моисей объявил о седьмой казни - о граде, опустошившем землю. Даже когда израильтян после десятой казни отпустили, фараон передумал и бросился в погоню. В конце концов фараон и его армия оказались в ловушке.

Представь, что они, должно быть, чувствовали, когда волны Красного моря сомкнулись над ними! К чему привело высокомерие фараона? В его отборном
войске говорили: «Побежим от Израильтян, потому что Иегова сражается за них против Египтян» (Исход 14:25, ПАМ).

Иегова Бог унизил и других надменных правителей. Одним из них был ассирийский царь Сеннахирим (Исаия 36:1-4, 20; 37:36-38). В своё время
Ассирия была завоёвана вавилонянами, но два высокомерных вавилонских царя были унижены тоже.

В Библии описывается пир, который устроил царь Валтасар. Он и его гости пили вино из сосудов, взятых из храма Иеговы, и славили вавилонских богов.

Вдруг из ниоткуда появилась кисть руки и стала что-то писать на стене. Пророк Даниил, которого попросили растолковать загадочную надпись, напомнил
Валтасару:

«Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство… Но когда сердце его надмилось… он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это» (Даниил 5:3, 18, 20, 22). В ту же самую ночь мидо-персидская армия захватила Вавилон и Валтасар был убит (Даниил 5:30, 31).

А вот примеры других высокомерных людей, которые с презрением относились к народу Иеговы Бога. Это филистимский великан Голиаф, первый князь при персидском дворе Аман и правивший в Иудее царь Ирод Агриппа. За своё высокомерие они были наказаны Богом: все трое умерли унизительной
смертью (1 Царств 17:42-51; Есфирь 3:5, 6; 7:10; Деяния 12:1-3, 21-23).

То, как Иегова Бог поступил с этими надменными людьми, подтверждает библейская истина: «Погибели предшествует гордость, и падению -надменность» (Притчи 16:18).

Нет никаких сомнений, что «Бог высокомерным противится» (Иакова 4:6).

В отличие от высокомерных правителей Египта, Ассирии и Вавилона, царь Тира одно время поддерживал хорошие отношения с народом Бога. Во время правления Давида и Соломона он даже давал умелых работников и материал для постройки царского дома и Божьего храма (2 Царств 5:11; 2 Паралипоменон 2:11-16).

Печально, но спустя какое-то время жители Тира обратились против народа Иеговы. Почему такое произошло? (Псалом 82:4-8; Иоиль 3:4-6; Амос 1:9, 10).

Возгордилось сердце твоё

Иегова Бог повелел пророку Иезекиилю разоблачить династию тирских царей и объявить им приговор. В обращении, адресованном «царю Тирскому» , есть слова, относящиеся и к тирской династии, и к тому, кто был самым первым предателем,- к Сатане, который «не устоял в истине» (Иезекииль 28:12; Иоанна 8:44).

Когда-то Сатана был одним из верных Богу духовных созданий - небесных сыновей Иеговы. Через Иезекииля Иегова Бог дал понять, что было главной
причиной отступничества и тирской династии, и Сатаны.

В Библии мы читаем: «Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять… Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя… херувим осеняющий… От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иезекииль 28:13-17).

Да, тирские цари, исполненные высокомерия, в обращении с народом Иеговы стали творить неправду. Тир - центр торговли - чрезвычайно разбогател и
прославился своими великолепными товарами (Исаия 23:8, 9). Цари Тира возомнили о себе слишком много и начали притеснять народ Бога.

Подобным образом, у духовного создания, ставшего Сатаной, была мудрость, необходимая для выполнения любого задания от Бога. Но вместо того чтобы
быть благодарным Богу, этот ангел «возгордился» и начал презирать его образ правления (1 Тимофею 3:6). Он так много о себе возомнил, что им овладело желание того, чтобы Адам и Ева поклонялись ему. (Иакова 1:14, 15).

Сатана соблазнил Еву съесть плод с дерева - единственного, плоды с которого Бог не разрешил есть. Затем через Еву Сатана добился того, что запретный плод съел Адам (Бытие 3:1-6). Так первая человеческая пара отвергла право Бога быть их правителем: в сущности они стали поклоняться Сатане.

Его высокомерие не знает границ. Он всегда пытался добиться того, чтобы все разумные создания на небе и на земле, включая Иисуса Христа, поклонялись ему, отвергнув тем самым владычество Иеговы Бога (Матфея 4:8-10; Откровение 12:3, 4, 9).

Итак, мы видим, что высокомерие - от Сатаны, оно - основная причина греха, страданий и морального разложения в сегодняшнем мире. Являясь «богом
этой системы вещей» , Сатана продолжает создавать все условия для развития у людей неуместной гордости и высокомерия (2 Коринфянам 4:4).

У него осталось мало времени, и он знает это. Он ведёт войну против истинных христиан с той целью, чтобы они отвернулись от Бога, стали самолюбивыми, самонадеянными и высокомерными. В Библии было предсказано, что такие эгоистичные черты будут отличать людей в эти (2 Тимофею 3:1, 2; Откровение 12:12, 17).

Иисус Христос смело говорил о пагубных последствиях высокомерия, впервые проявленные Сатаной. По крайней мере три раза в присутствии самодовольных противников он высказал принцип, согласно которому Иегова Бог поступает с людьми: «Всякий возвышающий себя будет смирён, а смиряющий себя будет возвышен» (Луки 14:11; 18:14; Матфея 23:12).

Храните своё сердце от высокомерия

Вы, наверное, заметили, что выше говорилось о том, как высокомерие проявляли видные люди. Означает ли это, что обычные люди высокомерию не подвержены? Конечно, не означает.

Рассмотрим, что произошло в семье Авраама. У этого патриарха не было наследника, а его жена, Сарра, уже вышла из детородного возраста. В то время
было обычным, когда мужчина в такой ситуации брал ещё одну жену, чтобы иметь от неё детей. Бог допускал такие браки, поскольку тогда ещё не пришло
время утвердить первоначальную норму в отношении браков между истинными служителями Бога (Матфея 19:3-9).

По просьбе своей жены Авраам согласился произвести наследника от её служанки, египтянки Агари. Агарь, вторая жена Авраама, забеременела. Она,
безусловно, удостоилась чести, и ей следовало быть благодарной за это. Вместо того она позволила, чтобы её сердце стало высокомерным.

В Библии сказано: «Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою».

Это привело к раздорам в семье Авраама, и в конце концов Агарь убежала от Сарры. Но эта проблема была разрешима. Ангел Бога сказал Агари: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей» (Бытие 16:4, 9). Агарь, судя по всему, так и поступила. Смирившись, она изменила своё отношение к Сарре и стала прародительницей множества.

Как видно из случая с Агарью, высокомерие может быть следствием того, что обстоятельства меняются к лучшему. Урок очевиден: даже христианин,
служивший Богу с чистым сердцем, разбогатев или получив власть, может стать высокомерным. Этому может поспособствовать то, что другие хвалят его за
успехи, ум или таланты.

Да, христианину нужно следить за тем, чтобы в его сердце не поселилось высокомерие. Это особенно важно, если он в чём-то преуспел или его наделили большей ответственностью.

Наиболее веская причина остерегаться высокомерия - это отношение Бога к этой черте. В его Слове сказано: «Гордость очей и надменность сердца,
отличающие нечестивых,- грех» (Притчи 21:4).

Интересно, что в Библии содержится особое предостережение для христиан, «богатых в нынешней системе вещей »: «не надмеваться умом» , то есть не
быть высокомерными (1 Тимофею 6:17; Второзаконие 8:11-17).

А не богатым христианам нужно остерегаться того, чтобы их глаз стал завистливым; им следует помнить, что высокомерие может развиться у любого - и у богатого, и у бедного (Марка 7:21-23; Иакова 4:5).

Как и другие порочные черты, высокомерие может разрушить хорошие отношения с Иеговой. Взять к примеру первую половину правления царя Озии:
«Делал он угодное в очах Господних… и прибегал он к Богу… и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2 Паралипоменон 26:4, 5).

К сожалению, так было не всегда, потому что «возгордилось сердце его на погибель его». Возомнив о себе слишком много, он вошёл в храм, чтобы
воскурить фимиам. Когда священники попытались воспрепятствовать его самонадеянным действиям, «разгневался Озия» . Это закончилось тем, что Иегова Бог поразил его проказой, и он умер, лишённый Божьей благосклонности (2 Паралипоменон 26:16-21).

Сравните это с примером царя Езекии. Однажды он чуть было не потерпел крах, из-за того что «возгордилось сердце его» . К счастью, «смирился Езекия в гордости сердца своего» и вновь обрёл благосклонность Бога (2 Паралипоменон 32:25, 26).

Заметьте, что избавиться от высокомерия Езекии помогло смирение. Да,смирение - это противоположность высокомерия.

Давайте же будем помнить, к чему приводит высокомерие. Поскольку Бог «высокомерным противится» , давайте решительно настроимся противостоять
неуместной гордости.

Если мы стараемся быть смиренными, мы можем надеяться пережить великий , когда с земли будут удалены надменные и не останется никаких
последствий высокомерия.

Тогда «унижена будет гордость человеческая, и поникнет надменность людей; и возвеличен будет один только Господь в тот день» (Исаия 2:17, Тх).

Смотрите полезное видео

Высокомерие – это личностное качество, проявляющееся в безразличии человека к мнению и чувствам окружающих, тенденции ставить себя выше всех остальных и их потребностей. Важный момент в определении высокомерия – демонстрация своего презрительного отношения, позиции, без уважения других, что проявляется как на вербальном уровне (насмешками и унизительными замечаниями), так и на невербальном (выражением лица или игнорированием).

Психология рассматривает качество личности высокомерие, как категорию, формирующуюся в процессе развития, под воздействием воспитательных и социальных факторов, но также иногда к этому приводят особенности психологического развития и полученных психологических травм. Отражает высокомерие процессы, происходящие в эго, и формируется на основании самооценки, восприятии своих личностных качеств, но, к сожалению, не в объективной перспективе.

Что это такое

Высокомерие людей появляется вследствие искаженного восприятия собственной личности, когда малейшие заслуги или достижения воспринимаются сверхважными или актуальными. Призма восприятия собственного вклада нарушена настолько, что выполнение будничных дел и даже заданий среднего уровня сложности человек расписывает, как достижение, оценить которое должен весь окружающий мир.

Неадекватность самооценки и оценки уровня окружающих приводит к тому, что высокомерный человек считает себя значительно более успешным, достойным, умным и красивым, чем в реальности. В сравнении с другими высокомерие рождает установку на то, что все являются недостойными и ущербными, даже если объективные показатели говорят обратное. На глазах человека находится своеобразная пелена, не позволяющая адекватно реагировать на происходящее, что актуализирует другие негативные проявления личности, такие, как склонность к хамству, надменности и тщеславию, а при более тонкой душевной организации – к обидчивости, стремлению манипулировать.

Несмотря на то, что главными характеристиками высокомерия является нарушение самооценки и поведенческого аспекта реагирования на социальные происшествия, причиной возникновения высокомерного взгляда на мир является воспитание. Родительские поощрения, безусловно, должны присутствовать в любом воспитании, поскольку формируют уверенность и способность справляться с дальнейшими жизненными трудностями, но при избыточной похвале формируется обратная реакция.

Тот ребенок, которого часто хвалят, причем используя формулировку, где он называется самым лучшим или сравнивается с другими, то формируется уверенность в собственной личностной исключительности, особенно, когда родители пытаются похвалой подбодрить кроху или заменить ею какие-то другие функции общения. Чем дальше благоприятные замечания старших от реальности, тем менее адекватной будет , так с детства человек приучается воспринимать окружающих изначально недостойными или ниже уровнем. Чтобы избежать подобного развития, хвалить или ругать ребенка необходимо только за совершенные поступки, четко выделяя его действия, при этом, никак не оценивая личность.

Благоприятно данное качество только для ошибочного собственного восприятия человека, для окружающих это по большей части негативный опыт. Негативное действие оказывает высокомерие также на уровень общего развития человека, его личности и когнитивной сферы. Практически полностью исчезает мотивация, ведь нет смысла чего-то добиваться, считая себя и так самым успешным. Чем дольше человек живет в состоянии высокомерия, тем вероятнее наступление скорейшего эмоционального потрясения, поскольку реальность всегда восстанавливает естественный ход вещей. В такие моменты люди сталкиваются с собственным бессилием, ничтожностью, недостаточным развитием и прочими характеристиками недостаточного развития и ошибочного мнения о себе. Приходится реорганизовывать свою модель взаимодействия и обращаться за помощью к тем, кого считали недостойными даже приветствия. Человек может вовремя изменить ситуацию, если будет ориентироваться в признаках высокомерия.

Признаки высокомерия

Проявление высокомерия заключается в отсутствии способности у человека замечать таланты, достижения и достойные качества других людей. Также страдает способность к замечанию совершаемых для него окружающими поступков, помощи, благоприятных отзывов или прощения ошибок.

Возможно повышение и обидчивости, что связано с тем, что окружающие люди начинают делать замечания относительно заносчивости или неадекватности оценки. Чем больше растет уровень высокомерия, тем чаще человеку начинает казаться, что социум его недооценивает – это порождает не только обиду с уходом в себя и изоляцию, но также провоцирует множественные конфликты. Неспособность выдерживать критику и ответственность – главные черты высокомерных личностей. Во всех проблемах виноваты окружающие, для оправдания собственных оплошностей всегда находятся объяснения.

Высокомерные люди избегают вопросов, считая, что это является признаком незнания и демонстрацией своей нуждаемости в чужой помощи. Потребность оставлять репутацию непогрешимости остается настолько высока, что человек выбирает оставаться без необходимой информации, даже если от этого испытывает ощутимый вред. Доходит до смешных вариантов, когда отсутствует внутренняя возможность спросить дорогу в незнакомом месте или попросить официанта рассказать об особенностях блюда в новом ресторане. Мотивация при этом единственная – чтобы даже посторонние люди не заподозрили некомпетентность в ситуации, где нормально явление отсутствия ориентации в неизвестной области.

Рядом со страхом показать свою неосведомленность ходит неумение признавать ошибки, принимать чужую точку зрения. Порой упорство в отстаивании своего мнения оборачивается катастрофическими последствиями, если человек занимает руководящую должность или его деятельность связана с работой с людьми. Упрямство и уверенность в собственной правоте не позволяют произнести слова извинения. Даже если человек согласится под серьезным давлением с чужой позицией, то внешне продемонстрирует недовольство и промолчит в признании своих ошибок.

Повышенный эгоизм и любовь к вниманию проявляются к активизации на общих собраниях и конференциях или даже в кругу друзей. Такой человек стремится к тому, чтобы говорил только он, не учитывая уровень заинтересованности других в его речах и с гипертрофированной обидчивостью на перебивания или замечания. Сам человек не способен дослушать говорящего, вся информация кажется ему незначительной, глупой или не стоящей внимания, поэтому часты перебивания и простое неумение погрузиться в рассказ собеседника.

Общение с людьми явно не своего круга вызывает излишнюю раздражительность, показываемую всеми доступными способами. Толерантность отсутствует, как и мнение, что любой человек является уникальной личностью. Тут возможны даже прямые оскорбления, жестокие шутки и издевательства.

Чувство собственного превосходства провоцирует такие проявления гордости, как отсутствие элементарных знаков вежливости и воспитания, например, поздороваться с человеком при встрече первым или подать руку. Складывается внутреннее ощущение, что собственная личность настолько значима и исключительна, что все остальные должны замечать его и здороваться первыми, в противном случае повышенная собственная значимость создается за счет игнорирования других.

Проблема проявления высокомерия

Проблемы высокомерности остро касается не только самого человека, но является общесоциальной, ведь общение в подобном ключе не приносит пользы, удовольствия, развития, а наоборот только ухудшает психологическое самосознание ближайшего социума. От таких личностей быстро отворачиваются не только друзья, но также поверхностные знакомые начинают делать вид, что впервые его видят. Профессионального понимания, поддержки и товарищеской атмосферы так же не может быть в присутствии человека, относящегося снисходительно, а порой и уничижительно к другим. Личная жизнь может напоминать хождение по «минному полю» или отсутствовать полностью.

Высокомерие препятствует нормальному равноправному общению, и пока сам человек с неадекватной самооценкой не поймет свои ошибки, в его ближнем кругу будут только виктимные личности. Склонность к жертвенности, сниженная самооценка заставляют людей искать подтверждение своей ущербности вовне и тогда тот, кто мнит себя божеством, полностью реализует их картину мира. При этом данный союз нельзя назвать ни гармоничным, ни продуктивным, но только укрепляет деструктивные особенности каждого.

Внутриличностная проблематика высокомерия в том, что человек все же пытается обмануть себя в своей исключительности. На самом деле подсознательные механизмы оценки действительности работают довольно хорошо, и внутренний голос всегда напоминает человеку о его недостатках. Чем чаще и сильнее подобные напоминания, тем интенсивнее человек выносит свое презрение окружающим, поскольку это единственный способ изменения действительности, доступный ему. Пока гармоничная личность будет замечать свои недостатки, и искать пути их преодоления, развития новых качеств, высокомерный человек будет искать изъяны в других или заведомо порочить чью-то репутацию иллюзорно возвышаясь.

В ситуации, когда жизнь сталкивает высокомерного человека с реальностью, его реальной беспомощностью, то он очень сильно фрустрируется, в такие моменты возможно падение в другую крайность. Человек резко осознает, что все его достижения и хорошие качества были лишь плодом его фантазии и начинает принижать себя, опять не видя реальности. Если же ситуация не разворачивается так, чтобы показать ему реальное положение дел, то возрастает риск переоценки своих моральных, физических и прочих возможностей. За этим следуют проваленные проекты, разорванные отношения, общее истощение организма, внутриличностный кризис.

Примеры из литературы и жизни

Тема высокомерия часто присутствует в жизни, поэтому неизбежно стала сюжетом для литературы и кино. Существует высокомерие, основанное на социальном разделении, и проявляется оно соответствующими примерами. Например, на совещании мужчина может вызваться на сложный и оплачиваемый проект, мотивируя тем, что справится лучше присутствующих женщин, которые заранее глупее. Классовое высокомерие проявляется в нежелание посещать какие-либо заведения. Например, человек, причисляющий себя к элите, может брезгливо относиться к лофтовым кофейням, предпочитая рестораны, а бедный художник может избегать дорогих и пафосных клубов, аргументируя это недостойностью и низким духовным развитием завсегдатаев этих мест.

Высокомерное отношение встречается у учителя по отношению к ученикам, когда вместо того, чтобы выслушать точку зрения младшего, разобраться в проблеме и разнице взглядов, учитель выбирает продавить свою позицию авторитетом.
У начальников крупных организаций, особенно недавно назначенных встречается высокомерие, направленное на всех. Сотрудники, десятилетиями выполнявшие свою работу прекрасно, становятся некомпетентны, а родственники и дети вдруг должны подчиняться любой воле.

Высокомерие может встречаться и там, где для этого, кажется, нет повода. Парикмахер будет смотреть осуждающе на клиентку, не разбирающуюся в принципах стрижки, не смотря на то, что успешна в других областях. Продавец на рынке может критиковать вкус аристократической дамы, и ставить в пример себя, без учета ее мнения и потребности в совете. Чем уже кругозор человека, ниже уровень его общей осведомленности, тем вероятнее развитие высокомерного отношения и позиционирования своего пути исключительно верным.

Подобные социальные проблемы широко рассматриваются в классической литературе, особенно у Чехова и Достоевского. Реакции персонажей не всегда описываются высокомерием, но могут присутствовать описания надменного взгляда, нетерпения в спорах, упорности в своей позиции, отсутствием чуткости к чужому мнению, положению, состоянию.

Высокомерие как качество личности – склонность ставить себя превыше всех, проявлять безразличие или неуважение к мнению окружающих, высмеивать их, вербально или не вербально выражать презрительное отношение к людям.

С древних времен царские троны устанавливались на возвышении, как центр мира между Небом и Землей. Правитель, сидящий на троне, в то время как остальные стояли или склонялись перед ним ниц, получал психологические преимущества, а также подчеркивал свое превосходство. Выйдя из животного царства, человек унаследовал принципы закона джунглей: боятся сильного и мощного, обычно большой поедает малого, кто больше ростом, тот сильнее и могущественнее. Сильные мира сего измеряют себя высокой мерой, а всех остальных на букву «ш» – «шестерка», «шушера», «шелуха», «шантрапа», «шалупень», «шваль» и «шпана». А затем эти чисто физиологические пропорции становятся достоянием подсознания: высокомерию окружающие люди представляются глупыми муравьями и надоедливыми букашками.

«Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других», — писал М. Монтень. Какого бы ни был роста высокомерный человек, он неизменно носит туфли на платформе. Платформа – это его представление о себе. Это — гениальное изобретение высокомерия, с ее помощью оно может подняться над землей на метр или два, при этом никакого дискомфорта у него не возникает. Каждая низменность норовит стать возвышенностью. Как бомж не расстается со своей грязной одеждой, высокомерная нога ни днем, ни ночью не расстается с платформой. Прогуляться босиком по траве – это не из репертуара высокомерия. Даже на супружеском ложе оно возлежит с неразлучной платформой. Сны его прерывисты, беспокойны и тревожны – страх утратить платформу выводит из равновесия.

Высокомерие – унизительное отношение раздутого ложного эго к окружающим. Бог «не любит высокомерных», ибо считает это качество дьявольским. Непокорный человек хочет служить только себе, а не Богу. Высокомерие – одна из форм смертного греха – гордыни. Гордыню нельзя отождествлять с высокомерием. У каждого качества личности есть определенные нюансы, которые массовое сознание на определенном историческом этапе отправляет в самостоятельное плавание в мире понятий. Иногда время стирает различия, делает едва заметными отличительные особенности качеств личности. Задача исследователя – прорваться через глубину веков и посредством абстракции найти «иголку в стоге сена», то есть определить характерные черты, принципиальные особенности искомого качества личности.

Гордыня представляет собой базовое собирательное понятие. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Чтобы понять его суть, надо предварительно изучить его составляющие: высокомерие, двуличие, чванство, спесивость, самолюбование, надменность, властолюбие и десятки других качеств. Эффект от их объединения и представляет гордыню. Двумя словами этот эффект можно охарактеризовать как состояние человека относительно самого себя, он находится в этом тонусе. С него довольно сознания, что он лучше всех, что он особенный, то есть гордыня может не проявляться извне, а таиться внутри человека. Высокомерие — проявление раздутого ложного эго по отношению к кому-то. Абсурдно высокомерие относительно самого себя. Оно нуждается в выходе, чтобы быть высокомерным к кому-то. Высокомерие – это разгулявшаяся гордыня. Как сплетница не в силах удержать поведанные ей секреты, высокомерие не может себя не проявлять. Высокомерие – это действующая гордыня.

А.С. Пушкин писал: «Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя». Раздутое ложное эго тщетно пытается убедить высокомерие в том, что оно самое лучшее. В сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» царица, беседуя с зеркальцем (ложное эго) пытается поверить в свою самость, но в глубине души опасается соперницы: «Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь».

Проблема высокомерного человека – неверие своему ложному эго, в том, что он лучше всех. Ему и хочется и колется поверить сладким словам эго, но в минуты сомнений, он понимает, что оно лжет. Лжет, чтобы скрыть неуверенность в себе, спрятать свою застенчивость, робость, скованность и ущербность. Высокомерие видит в кошмарном сне, как оно теряет свое великолепие и величие, как раскрывается обман и надувательство окружающих. Оно всегда в состоянии беспокойства и тревоги, как бы сторонний взгляд не проник за ширму его показной надутой наружности и не обнаружил за ней жалкий сморщенный проколотый шарик, не имеющий никакой ценности. Пуще неволи высокомерие боится своего забвения, полного игнорирования со стороны людей. Страх разоблачения заставляет его укреплять свои защитные редуты. Чем больше оно укрепляется, тем более одиноким становится.

Бывает, жизнь срывает с человека маску высокомерия. Например, у него застопорился карьерный рост, уволили с работы, отказали в премии или награде, дали от ворот поворот в любви. Ложное эго буквально на глазах трусливо поджимает хвост, превращается в жестокого обвинителя, нашептывая: «Неудачник. Ничтожество. Никчема». Не много успокоившись, твердит по старинке: «Я великий, гениальный и неотразимый». Потом в отчаянии «разбивает зеркальце», утверждая обратное. В этом жутком поединке ложного эго между крайностями своих представлений «Ничтожество» и «Гений» вырисовывается нечто среднее, жизнеспособное и реальное. В таком поединке может произойти исцеление человека от высокомерия.

В сериале «Теория большого взрыва» красочно показано, как выглядит высокомерие: «Добрый вечер. Сегодняшнюю лекцию проведу я, доктор Шелдон Купер. Я ожидал аплодисменты, но полагаю, что восторженное молчание тоже подходит к случаю. Я согласился выступить перед вами сегодня потому, что меня заверили, что вы самые светлые головы из всех университетских кандидатов на докторскую степень, хотя это всё равно, что сказать, что вы являетесь самым важным электроном атома водорода!… Потому, что у атома водорода всего один электрон!… Светлые головы… Да не смешите мой пиджак».

Хорошая иллюстрация высокомерию — русская пословица: «Мнениями высок, да делами низок». Самое гнусное дело высокомерие творит с благочестивым видом. Большинство людей способно на ложь, но не все готовы обманывать. Для обмана нужно безверие. Если человек во что-то верит, он боится идти на прямой обман. Высокомерие верит в свою честность, убеждено в своей порядочности, поэтому считает, что любые его действия исключают обман. На любую подлость высокомерие идет, убедившись в полной своей невинности. Эта качественная особенность высокомерия объясняется страхом «себя уронить». Кто высоко летает, тот низко падает. А поскольку высокомерие взбирается высоко по социальной лестнице, то для него как небожителя оказаться в числе смертных – личный апокалипсис.

Высокомерие способно спровоцировать зависть. Наблюдая преимущество других, оно погружается в пучину беспокойства. Зависть вызывает проявление высокомерия, вызывая еще большую зависть. Например, сосед больше зарабатывает, у него лучше квартира и машина. Человек ведет себя высокомерно по отношению к соседу, потому что завидует. А когда он проявляет свое высокомерие, зависть только пуще растет. Значит, при каждом воспоминании о соседе, он еще глубже погружается в зависть на него.

Почерк высокомерия: высмеивание людей, безразличие к их мнению. Общение с окружающими не своего круга оно воспринимает как тяжкую повинность, принижающую его достоинство. Ему наплевать на чувства и эмоции окружающих, когда оно излагает свою точку зрения. Высокомерие будет упрямо отстаивать свою правоту. Изобличающие факты не имеют для него значения. Оно рассмеется вам в лицо, если вы потребуете отказа от его слов. Высокомерию претит извиниться, даже если оно безоговорочно не право.

Зачастую, окружающие сами потворствуют пышному расцвету высокомерия у людей, внезапно вознесенных фортуной на гребень успеха. Никчемному чиновнику, занявшему по блату высокий пост, начинают угождать, льстить, иными словами, раздувать «мыльный пузырь» его ложного эго. Не хочешь, поверишь в свою особенность и гениальность. Как писал Николя Шамфор, французский мыслитель и моралист: «Иной раз довольно не примириться с высокомерием и чванством, чтобы обратить их в ничто. Порой их достаточно не заметить, чтобы они стали безвредны»

Частой причиной высокомерия актеров, спортсменов, эстрадных артистов становится «звездная болезнь». Взглянешь в телевизор – куда не плюнь, одни звезды. Они нисколько не смущаются себя так величать. Спела песенку – однодневку и уже звезда. Подвиньтесь Алла Борисовна. Засветился в эпизоде малобюджетного сериала и уже к нему не подходи – только на Вы и шепотом.

Высокомерие переоценивает свои возможности и легкомысленно относится к ограниченным ресурсам организма. «Я не достаточно хорошо для них, значит, мне нужно доказать всем, что я лучшее!» — говорит оно и, не страшась усталости, презирая отдых, насилует свое здоровье, лишь бы окружающие не заметили его усталость. Идеализация своих возможностей наказывается несчастным случаем или болезнью, и все из-за высокомерного желания произвести дешевое впечатление на окружение. Так, порой, за рулем автомобиля погибает талантливый человек, попавший в лапы высокомерия.

Маскарадный вид высокомерия легко просчитывается и никого не должен вводить в заблуждение. Поэтому молодежи свое больное самолюбие, свою внутреннюю, тщательно скрываемую, неуверенность в себе, одинокость, робость и ранимость человека, сомневающегося в значимости своей личности, не разумно прятать за фасадом высокомерия. Куда разумнее сделать шаги навстречу людям, обращаться за советами, прощать людям их слабости, развивать свои достоинства и видеть их в окружающих.

Петр Ковалев 2013 год

Помните басню о черепахе и зайце? Они соревновались в скорости, и заяц казался победителем. Но из-за высокомерия он проиграл и стал посмешищем.

Вы видели обаятельных людей, которые окружены вниманием. Вам кажется, что внутри них магнит, который притягивает людей. Задавали ли вы себе вопрос: «Почему они настолько привлекательны для других?». Причина заключается в скромности.

Данное качество принесет вам выгоду. Человек стремится к скромным людям, потому что он с ними чувствует себя спокойно. Он не думает об унижении. Человек чувствует комфорт, ведь скромные люди заботятся не о себе.

Задайте вопрос: «Присутствует ли у меня данное качество? Или же я высокомерен, как заяц из басни?». Теперь стоит приступить к проверке личности и посмотреть, подходят ли вам признаки ниже.

Вы тайно чувствуете, что вы лучше других

Даже если никто напрямую от вас не слышал высокомерных фраз, то это не означает, что вы скромны. Чувствуете ли вы, что у вас есть качества, которые возносят вас над другими? Посещает ли вас мысль, что вы умнее, чем люди вокруг вас? Если вы молчите, то это не оправдание.

Чтобы избежать комплекса превосходства, если он у вас есть, скажите себе: «Не важно, какие у меня качества. Я намного лучше других, но найдется человек умнее меня». Вспомните, чего достигли знакомые. Они не добились успеха, как вы, но это не значит, что они хуже. Каждый имеет положительные и отрицательные стороны.

Вы не приветствуете людей первым

Когда вы высокомерны, вы участвуете в соревнованиях, потому что жаждете славы. Даже в моменты, когда вам нужно поздороваться со знакомым, вы переигрываете его. Если вы лучше, то почему они не приветствуют вас первыми? Пусть делают это. У вас возникает чувство, что приветствие первым означает, что вы признаете слабость.

Вы ошибаетесь! Социальное взаимодействие построено так, что приятный и умный человек здоровается, ибо он понимает, что другие люди чувствуют уважение. Как следствие, они относятся к нему тоже по-доброму.

Если вам нравится соревноваться, примите участие в другом конкурсе. Здоровайтесь со знакомым первым! Это ведь не так сложно сделать?

Вы игнорируете других

Думаете ли вы иногда, что вокруг вас дураки? Скажем больше: это моменты истины. Но это не значит, что мы должны их игнорировать, чтобы не сойти с ума. Люди не каждый день ведут себя так, будто они идиоты, хоть так и кажется. Люди иногда ошибаются. Даже вы.

Вы прерываете других

Спросите себя: «Когда я в последний раз слушал людей?». Вы ответите: «Ох, 15 минут назад!». Но действительно ли вы делаете это? Неужели вы ждете, пока они закончат мысль, а потом отвечаете им? Высокомерный человек перебивает других, чтобы вставить мысль. Они считают, что они настолько умны, что могут сами решать, как закончить предложение собеседника. Чувства других им не важны.

Вы не принимаете критику

Если вы игнорируете другого человека, когда он критикует вас, это означает, что вы высокомерны. Адекватный человек выслушает мысль, проанализирует ее и поблагодарит собеседника за то, что он беспокоится. Так и поступайте.

Высокомерие - это качество, при помощи которого человек пытается защитить свою личность от различных нежелательных неприемлемых проявлений. Оно способствует тому, что высокомерный человек больше ощущает собственную значимость. Но это не очень-то нравится окружающим - и чувство отторжения в этом случае является вполне справедливым, ведь никто не хочет ощущать себя хуже другого. Является ли слово «высокомерие» синонимом гордыни? И каков полный смысл этого слова?

Синоним гордости, аналог потребительства

Психологи считают, что высокомерие всегда связано с потреблением. Высокомерный человек - это тот, кто ожидает от других постоянной похвалы, особого отношения, а также признания. Кредо человека в общении - "мы друг для друга". Девизу высокомерного человека могут соответствовать следующие слова: "ты для меня". Тщеславная личность всегда хочет ощущать себя на руководящей позиции. Эти люди отличаются от остальных тем, что склонны постоянно поучать и наставлять окружающих, а также делать замечания. Люди этого сорта без зазрения совести делают выбор за других, поскольку считают себя экспертами во всех жизненных сферах. Однако в психологическом отношении высокомерие является тщательно выстроенной в течение жизненного пути защитной реакцией.

Высокомерный человек - это тот, кто при помощи такого поведения пытается защититься от чувства собственной никчемности. Он сознательно выбирает такой тип поведения, который помогает сделать его существование более комфортным. С помощью высокомерия человеку легче контролировать окружающий мир. Поскольку высокомерие стоит на страже чувства собственной значимости, в этом типе психологической защиты очень нуждаются люди, которые испытали серьезное унижение или стыд.

Лечение от надменности

Таким образом, оказывается, что высокомерный человек - это не тот, за кого он пытается выдать себя окружающим. При этом люди такого сорта в гораздо большей мере вызывают презрение по отношению к себе со стороны окружающих. Своим чувством надменности они постоянно задевают гордость и чувство собственного достоинства собеседника. Высокомерный человек - это тот, кто постоянно отдаляет от себя окружающих, ведь своими действиями он сеет холод при общении.

Для такого человека важно суметь принять свои собственные несовершенства и научиться проявлять уважение к людям. Ему нужно овладевать умением замечать свою ценность, а также ценить окружающих. Из вертикальных взаимоотношений с миром, где высокомерный человек занимает положение сверху, он должен постепенно переходить в горизонтальные, где общение происходит на равных.

Причины

В действительности гордыня является противоположностью ничтожества. Иными словами, это антоним заниженной самооценки. То, как ведет себя высокомерный человек, - это крайность, которая вряд ли может привести к чему-либо хорошему. Нередко высокомерие может быть следствием неправильного воспитания. Это происходит, когда родители с самых ранних лет говорят своему чаду: «Ты самый лучший, самый умный, самый красивый, ты лучше других». В наибольшей степени это отражается на самооценке ребенка, когда слова родителей являются абсолютной неправдой. Они никак не подкреплены его собственными поступкам. Иными словами, ребёнок практически ничего хорошего не делает, не прилагает никаких усилий, но при этом постоянно получает похвалу. Высокомерие формируется, когда ребёнок получает незаслуженную награду.

Есть еще один случай формирования высокомерия. Человек становится надменным, когда он не умеет работать со своей самооценкой, не может принимать собственные недостатки, относиться к ним должным образом и постепенно их устранять.

Решить проблемы за счет других

Итак, мы рассмотрели, почему люди высокомерны и откуда берет свое начало эта проблема. Люди, у которых нет душевного покоя, пытаются различными способами восполнить свои душевные муки за счет окружающих. Высокомерие нередко возникает, когда человек чувствует давление собственной психологической проблемы, однако изо всех сил он пытается это давление сдержать. Пословица "из грязи в князи" указывает на то, что высокомерие - достаточно старая проблема в человеческом мире. Если человек помнит, кем он был недавно и что он делал, однако начинает стесняться своего прошлого, пытается забыть его, то у него возникают психологические трудности.

Как быть с гордецами?

Как вести себя с высокомерным человеком? Психологи не рекомендуют пытаться подчинить его себе или же указывать на зависимость. Нередко высокомерный человек хвалится не своими реальными достижениями, а планами. В таком случае его можно и нужно просто поставить на место. Про высокомерных людей говорят, что у них «высокая мера». Эти люди имеют высокий уровень притязаний. Однако недостаток состоит в том, что эти притязания ни на чем не основаны. Многие справедливо считают высокомерие душевным недугом. Эта черта характера лишает обладателя человечности, отдаляет его от действительности. Заносчивый человек не может видеть реального положения вещей, ведь все вокруг кажутся ему недостойными.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры