За двумя зайцами действующие лица. За двумя зайцами - М.П

Главная / Чувства

Литературной основой для сценария картины послужила пьеса украинского писателя, драматурга, актера и театрального деятеля Михаила Петровича Старицкого (1840-1904). Одна из лучших советских комедий.


Режиссер Виктор Иванов ушел из жизни в 2011.
В своей комедии, говорит сын Михаил, отцу никогда не нравилось, как сняли некоторые сцены в фильме..
Михаил Иванов, сын режиссера Виктора Иванова: «Отец всегда говорил, что хотел снять весь фильм немного по-другому, но на его идеи-не хватило денег, выделенных на фильм. А если бы хватило, то мы бы увидели свосем другое кино.

Изначально оригинальным языком ленты был украинский. Литературной основой картины послужила пьеса украинского писателя, драматурга, актёра и театрального деятеля Михаила Петровича Старицкого (1840-1904), известного, в частности, тем, что был одним из основателей первой профессиональной театральной труппы Украины.

Роль Голохвостого, блистательно исполненная Олегом Борисовым, успевшего сняться к тому времени в дюжине кинолент, открыла актёру дорогу ко всесоюзной славе и в полной мере раскрыла комическую грань его яркого таланта.
В фильме также сыграли Маргарита Криницына, за которой роль Прони Прокоповны надолго закрепила амплуа характерной комедийной актрисы;

«За двумя зайцами» любим уже несколькими поколениями зрителей, а многие высказывания его персонажей давно перешли в разряд крылатых фраз: «Дайте мне его хоть за горло подержать!», «Барышня уже легли и просять!», «Я скоропостижно хочу жениться на них», «Мерси за комплиман», «В груди моей Везувий так и клокотИт!»

«За двумя зайцами»

Широкая публика о талантливом мастере, режиссере В.Иванове, практически ничего не знала: он всегда оставался за кадром, был не угоден советским чиновникам от культуры, которые не давали ему снимать.

«Ваша папироска шкварчит!». Разобранная на цитаты украинская комедия могла и не увидеть свет. Пьесу долго не разрешали экранизировать. Режиссер Виктор Иванов пошел на хитрость. В идеологическом отделе ЦК заявил: картина будет высмеивать стиляг — с ними как раз начали бороться в СССР. Благодаря этому Голохвастов и Проня Прокоповна вышли на широкий экран. Фильм, заставляющий смеяться уже несколько поколений, снимался долго и тяжело. Творческие споры накаляли обстановку так, что на площадку вызывали «скорую».

Оператор Вадим Ильенко вспоминает фантастическую требовательность режиссера. Актриса Крыницына, игравшая Проню, рыдала едва ли каждый день.

— Он ее доводил часто до слез. Рита убегала за декорации выплакиваться. Он ее искал, находил, извинялся — человек был отходчивый. И она продолжала работать.

Олег Борисов, воплощавший образ Голохвастова, после очередного пике с режиссером остановил процесс съемок.
Вадим Ильенко, оператор-постановщик х\ф «За двумя зайцами»:
— «Я сниматься больше не буду» — Заявил Олег и написал заявление о том, что он отказывается от съемок. Начался скандал большой. Полфильма ведь уже было снято!

Пример беспредельной экспансивности и возбудимости Иванова, который часто вспыхивал как спичка и доводил себя до экстаза, иногда кончавшегося обмороком (друзья в шутку называли его «псих без отрыва от производства») : работа шла над сценой, когда главного героя перебрасывают через забор на улицу.

«За двумя зайцами»

Актёр Олег Борисов, игравший эту роль, поинтересовался, как всё это будет совершаться в кадре.
— А очень просто, — загорелся режиссёр. — Берут тебя вот эти хлопцы за руки да за ноги и швыряют… «Хлопцы подобраны, что надо. Такие куда угодно закинут!» — оценил их актёр и предупредил во всеуслышание:

— Там же булыжная мостовая. Можно по-настоящему зашибиться.
— Ничего, — вдохновенно успокоил его режиссёр. — Перевернёшься в воздухе, как кошка, и всё…
— Покажите! — подхватил его задор Борисов.
— А ну, берите меня, — в запале приказал режиссёр статистам, — швыряйте!

«За двумя зайцами»

Воля его была выполнена и, перелетев забор, режиссёр приземлился на мостовую как раз не тем местом, каким хотел…
После этого инцидента, как только режиссёр впадал в очередной раж, актёр произносил оказавшееся магическим:
— Покажите!

Группа жила, как на вулкане. И мало кто догадывался, что значит этот фильм для режиссера. Ему, выпускнику ВГИКа, талантливому ученику Эйзенштейна, не угождавшему начальству, нужно было сделать все безупречно — ведь снимать давали так редко!

Елена Иванова, внучка Виктора Иванова, режиссера фильма «За двумя зайцами»:
— Он на ходу придумывал невероятные истории, изобретал новые слова, каламбуры: «Я вам не как-либо что, а что-либо как!», «Барышня уже лягли и просють» — всего это вы не найдете в тексте Старицкого. Это придумано и дописано в сценарий Ивановым.


— Іванов хотів, щоб був великий кадр, щоб не зупиняти камеру. Знайдена була оця ритміка.
Ныне прима львовского театра Заньковецкой, Таисия Литвиненко тогда, в 61-м, отказалась играть Проню. Думала — проходная комедия, и выбрала роль служанки Химки — меньше актерских трудодней.

Таисия Литвиненко, народная артистка Украины:
— Я прокинулася знаменитою, да!
Эта второстепенная роль стала для нее едва не лучшей в кино. Фильм вообще многих сделал звездами. А того, кто их зажег, даже не похвалили. Зрители штурмовали кинозалы, а критики признали картину худшим фильмом 61-го года!

«За двумя зайцами»

Сын режиссера вспоминает, как угнетало это отца.
Михаил Иванов, сын Виктора Иванова, режиссера фильма «За двумя зайцами»:
— Він якось сказав мені похмуро: «Я не маю радості від життя». Це сказав комедіограф!
Пока картина собирала призы на фестивалях, Иванова методично вытесняли из кинематографа. Так и не сняв десятка задуманных фильмов, он перенес два инфаркта и умер. Не узнав о том, что комедия «За двумя зайцами» получит Государственную премию спустя 40 лет после выхода в прокат. Худший фильм 61 года продолжает покорять зрителей!

Самое начало биографии Борисова словно списано из какого-нибудь «Ребенка Розмари». Дело в том, что в роддоме его подменили: мать, раздев ребенка дома, обнаружила вместо сына девочку. Пошла в слезах обратно: «у моего на лбу зеленочка». «Тут у всех зеленочки», - резонно отвечали врачи. Она показывала бутылочку, какие-то метрики.

«За двумя зайцами»

Наконец, кое-как упросила врачей поменять девочку на мальчика. Какого-то мальчика выдали, но предупредили: «назад не приноси, не примем.» Никто - и прежде всего сам Альберт, будущий Олег Борисов - не знал, кто он такой на самом деле. Может быть, именно это позволило ему так легко перевоплощаться в других людей, а самой звёздной ролью в его биографии, несмотря на другие его отличные роли в кино, так и осталась роль прохиндея-цирюльника.

Самым важным в работе над любым фильмом — выбор актеров на главные роли. В этом смысле любое классическое произведение сложно переносить на экран, ибо каждый, кто его читал, создает в своем воображении образ, зачастую не совпадающий с режиссерским видением. Известно, что в роли Свирида Петровича Голохвастова режиссер видел знаменитого Николая Гриценко,прекрасного театрального и киноактера, исполнителя роли Каренина в «Анне Карениной», Рощина в первой экранизации «Хождения по мукам».

«За двумя зайцами»

Второй кандидатурой был молодой актер киевского Театра русской драмы имени Л. Украинки Олег Борисов, но сделано это было скорее для проформы — ни о ком, кроме Гриценко, режиссер и слушать не хотел и Борисова называл… «салабоном». Как это зачастую бывает в кино, все решили пробы. Увидев Борисова на пленке, в гриме и костюме, Иванов понял: другого Голохвастова он искать не будет. Это попадание точное.

На роль Прони Прокоповны претенденток было очень много, на пробы приезжали актрисы со всего Советского Союза, на эту роль пробовались и Майя
Булгакова (кстати, именно Криницина посоветовала ей поехать в Киев), и актриса киевского театра Русской драмы имени Л. Украинки Вера Предаевич.

Но все они, по воспоминаниям Маргариты Кринициной, клеили себе огромные носы и вообще тщательно, по-театральному гримировались, что было очень заметно и лишало исполнительниц естественности. Время шло, а главной героини не было. Что касается самой Кринициной,то,возможно, в глубине души она и мечтала об этой роли, но запрещала себе даже думать о ней.

Во-первых, не думала, что молодую актрису предпочтут маститым. А во-вторых, хоть пьесу она и знала (ее играли во ВГИКе), но была уверена: украинскую классику должна играть украинская актриса, а не сибирячка из Москвы. Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Во всяком случае
с Кринициной все именно так и произошло.

Однажды она шла по коридору Киностудии имени А. Довженко, когда внезапно распахнулась дверь и режиссер картины Виктор Михайлович Иванов сказал: «Рита, куда ты идешь? Пойдем со мной, нужно подыграть на пробах». В тот раз пробовались актеры Яковченко и Кушниренко, сыгравшие впоследствии родителей Прони.

Это была та самая сцена, в которой героиня переодевает их перед приходом Голохвастова: «Папа, одягнить галстука! А вы, мама, снимайте этот мещанский платок, и одягайте чепчика!» Это были всего лишь пробы, к тому же пробовали не ее, а других артистов,поэтомугримироваться Криницина не стала - просто надела платье и пристегнула к волосам хвост-шиньон.

«За двумя зайцами»

Опять-таки по причине своей абсолютной личной незаинтересованности Криницина почти не волновалась, поэтому в кадре смотрелась органично и естественно, а главное, безумно смешно — съемочная группа так и покатилась со смеху.

Особенно в образе Кринициной-Прони Иванову понравился сломанный передний зуб: накануне актриса неудачно грызла орехи. Существует легенда, согласно которой перед утверждением на роль режиссер попросил актрису… улыбнуться, и был совершенно покорен ее щербатой улыбкой. В общем, сомнений ни у кого не оставалось: актриса на роль Прони Прокоповны найдена!

Было бы величайшим заблуждением думать, что съемки комедии проходят весело — это прежде всего тяжелый труд. Актёрам сильно доставалось от крутого нрава режиссера: если Виктор Михайлович был чем-то недоволен, то под руку ему лучше было не попадаться. Особенно доставалось Кринициной. Придя после длинного рабочего дня домой, она часто плакала, а муж, успокаивая, говорил: «Если тебе так тяжело, уходи!»

«За двумя зайцами»

Но Маргарита Васильевна не ушла. Дабы лишний раз не мозолить режиссеру глаза, она часто пряталась за декорациями и сидела там тихо-тихо, как мышонок. Когда же он громогласно спрашивал: «Так, а где эта?», выходила из укрытия и смиренно отвечала: «Я здесь, Виктор Михайлович!» Вспоминала Маргарита Васильевна и то, как увлеченно Иванов работал над картиной: показывал актерам, как сыграть ту или иную сцену, потрясающе и с фантазией выстраивал мизансцены.

Похоже, только он знал, что снимает настоящий шедевр… Съемки проходили как в павильонах киностудии, так и на киевских улицах, в весьма
похожей на декорацию исторической части города. Правда, если присмотреться повнимательней, можно увидеть и панельные пятиэтажки на днепровских склонах, и катера (кстати, один из них - явно с красным флагом) на Днепре, но любящие картину зрители уже 50! лет не обращают на это внимания.

«За двумя зайцами»

На съемках было множество забавных эпизодов, из которых, как правило рождаются знаменитые актерские байки. Вне всякого сомнения, актерам надолго запомнился эпизод, когда незадачливая служанка Химка со словами «Я це вино вже грiла, грiла!» обливает родителей, Голохвастого и Проню шампанским. Дело в том, что это шампанское действительно и грели, и взбалтывали, но получить струю нужной мощности, способную облить всех присутствовавших, так и не смогли.

Промучавшись почти всю съемочную смену, творческая группа пришла к такому решению: поставили в павильоне емкость с шипучим щелочным соединением, опустили в него шланг и… протянули его в просверленное в дне бутылке отверстие. «Шампанское» бурлило и разливалось, как положено, вот только актеры уворачивались от него, кто как мог: обжечь щелочью лицо никому не хотелось.

«За двумя зайцами»

Не менее смешная история произошла и во время озвучивания картины. Среди прочих героев картины был колоритный попугай, живущий в комнате Прони и задорно кричавший: «Химка — дура!» Конечно, можно было бы научить попугая столь незатейливым словам, но стоит ли так «обогащать» птичий лексикон ради нескольких съемочных дней? Поэтому не съемках птичка кричала что-то из ранее освоенного репертуара, а потом его мастерски озвучил… режиссер картины Виктор Иванов. Кстати, получилось очень достоверно.

Ставка, например, у Криницыной была 13 рублей 50 копеек за съемочный день. Потом директор повысил ставку до 18 рублей. А после окончания съемок она получила премию, 400 рублей. «Для меня это были огромные деньги, - вспоминала Маргарита Васильевна.
— Накупила дочке немецких мягких игрушек.»

«За двумя зайцами»

Премьера картины «За двумя зайцами» состоялась в Дарницком клубе железнодорожников 21 декабря 1961 года.. Особой шумихи вокруг события не было, все-таки это была комедия,а не широкомасштабная эпопея на тему Октябрьской революции или Великой Отечественной войны - картину не пустили широким экраном, да и рекламы почти не было. Но сказать,что зрители принимали «Зайцев» тепло, значило бы не сказать ничего:
успех был фантастический!

Пожалуй, больше остальных волновался в тот день режиссер картины. Он хотел так много сказать, но эмоции захлестывали, и получалось нечто
нечленораздельное: «Сейчас я вам представлю… вот она… наша Пронечка! А это… монашка…» Маргарита Криницина, загорелая, в белом гипюровом платье,
была такой хорошенькой, что, несмотря на представление режиссера, никто не узнал в ней «кислоокую жабу» Проню.

После премьеры зрители подбежали к автобусу, который увозил артистов, заглядывали внутрь через стекло и спрашивали: «А где Проня Прокоповна?» - «Это я», - скромно отвечала Криницина,
но, как показалось актрисе, никто ей не поверил.

«За двумя зайцами»

С Олегом Борисовым у Кринициной сложились прекрасные отношения как на съемочной площадке, так и вне ее: впоследствии они долго поддерживали отношения, перезванивались. Борисов даже звал ее в Театр имени Л.Украинки, считая, что там нет острохарактерных актрис. Но Криницину не взяли, сказав: «Мы «вгиковцев» не берем». На судьбе исполнительницы главной роли картина сказалась неоднозначно: с одной стороны, принесла невиданную славу, с другой - неприятности.

Маргарита Криницына у памятника героям фильма «За двумя зайцами»

Маргарита Криницина говорила: «Знаменитая я не проснулась, наоборот удрученная. Дочка сказала: «Мам, ты такая страшная!», муж возмущался: «Это надо было себя так изуродовать!», и старался больше этот фильм не смотреть». Несравненная Проня Прокоповна Маргарита Криницина, по сути, стала актрисой одной роли, хотя на её счету более семидесяти ролей. После премьеры «Зайцев» она не проснулась знаменитой, наоборот, режиссеры видели в ней только Проню.

Зрители, несмотря на блестящие роли в картинах «Рожденная революцией», «Свадьба
в Малиновке», «Дни Турбиных», «Бумбараш», «Одинокая женщина желает познакомиться», прежде всего вспоминают «За двумя зайцами».

Из-за амплуа характерной актрисы Криницина чуть было не лишилась главной роли в картине «Дипломаты поневоле»: известные деятели культуры Украины прислали в «Госкино» письмо, в котором говорилось, что Маргарита Васильевна не отвечает идеалу украинской женщины — «не вродлива».

В Киеве справа от Андреевской церкви на улице Десятинной установлен памятник Проне Прокоповне Серковой и Свириду Петровичу Голохвастову, героям киноверсии пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Церемония открытия памятника состоялась 23 августа 1999 года, на которой присутствовала Маргарита Криницина, исполняющую в картине роль Прони Прокоповны. Когда упало покрывало, взволнованная Маргарита Криницина произнесла: «„Гранд мерси за комплимант!“ Сегодня я стала дважды героем. И даже больше, потому что раньше за дважды героя устанавливали бюст, а я в награду получила целую фигуру»

Пьеса «За двумя зайцами» — это комедийное произведение, которое знакомо, пожалуй, каждому читателю до последней запятой. Остроумные и смешные фразы и монологи Свирида Петровича, Прони Прокоповны, Секлиты уже стали крылатыми и прочно вошли в нашу жизнь. Но слушать прекрасное сочинение Михаила Петровича Старицкого можно снова и снова, погружаясь в комическую, иногда нелепую атмосферу жизни украинского пригорода.

Написал пьесу Михаил Петрович Старицкий в конце 19 века по мотивам комедии Нечуй-Левицкого Ивана Семеновича «На Кожумяках». Оригинальный язык пьесы – украинский, а переводил ее на русский, если так можно назвать, тот суржик, на котором разговаривают герои, Александр Николаевич Островкий. Идеи и работа трех великих писателей не позволяют сомневаться в гениальности произведения, которое на первый взгляд является исключительно комедийным. На самом деле пьеса раскрывает актуальную и для сегодняшнего времени тему: противоборство любви и благополучия в сердце одного человека.

Отдельно необходимо сказать о языке. Перевод Александра Николаевича Островского придал пьесе удивительную речевую колоритность, самобытность и выразительность. Кажется, невозможно ярче подчеркнуть надуманную образованность Прони Прокоповны, чем «пыльсынами» и «канахветами», которые она научилась кушать «во хвранцуцкам панционе».

Молодой повеса и бездельник Свирид Петрович Голохвостов после смерти отца получил довольно приличное наследство. Но красивая жизнь, гонка за модой, пристрастие к азартным играм и кутежам очень быстро заставили его разметать по ветру всё состояние родителя. Собственная цирюльня на Подоле не приносила дохода, так как молодой модник и вертопрах не желал работать, как его отец, и мечтал исключительно о легкой и красивой жизни.

Проигравшись окончательно, молодой гуляка Голохвостов решил быстро и с минимальными усилиями поправить свое финансовое положение и раз и навсегда решить свои проблемы. Самое удачное решение, которое созрело в ветреной голове – это найти себе невесту с хорошим приданым. В это время и возникает на горизонте его жизни Проня Серкова – необразованная, некрасивая девушка. Прожив три месяца во французском пансионате, она возомнила себя светской барышней, которая поставила перед собой цель: и родителей сделать модными, и пару себе найти по стати.

Голохвастову даже нет нужды прикладывать много усилий для того, чтобы окрутить Проню. Его «умные» речи, вид по «хвасону», модная прическа заставили сердце молодой мещаночки биться быстрее. И всё может быть пошло бы по намеченному плану, если бы не увидел Голохвостов прекрасную Галю. Вот она как раз и вызвала у повесы искренние чувства. Но они поставили перед Свиридом выбор – любовь или финансовое благополучие; красивая и кроткая Галя или глупая и некрасивая Проня?

Свирид по сути своей бесполезнейший человек, который нахватал «образованности» по верхам, но и той хватает только для того, чтобы запудрить мозги глупой Проне и необразованным Серкам. Монологи его смешны, слова сплетаются в непонятный каламбур. Назвать его злым довольно сложно, так как мотивы его прозрачны. Ему «только денег ваших и надо было». На этом зло его заканчивается. Инфантильность, легкомыслие, ветреность – основные черты героя.

Проню стоит пожалеть, так как ее эгоизм и наносная «модность» на самом деле скрывают девушку душевную, простую и незлую по сути своей. Пусть она груба с родителями, вовсе не имеет вкуса, чурается родной тетки. Но предательство жениха открывает в ней большую душевную силу. Все ее недостатки – навеянные временем и модой, и никто от этого не застрахован.

Отдельного внимания заслуживает озвучка книги. Украинские народные песни, сопровождающие пьесу, идут не как фон, а как самостоятельная неотъемлемая часть книги. Они создают настроение, подчеркивают колорит и позволяют полностью окунуться в атмосферу жизни под Киевом. Диктор Александр Синица очень правильно и живо подобрал интонацию под каждого героя, сохранив и не исказив ни единого оригинального слова пьесы. Сочетание талантов диктора и писателя дают возможность получить истинное удовольствие от веселого, забавного произведения.

Получить пароль для открытия архивов со всеми аудиокнигами с сайта сайт можно бесплатно, подписавшись на рассылку уведомлений о новых книгах

Продолжительность аудиокниги: 3 часа

Книга озвучена: Александр Синица

Качество записи этой аудиокниги: высокое

А скажите мне, пожалуйста, разве это законно заставлять зрителей смеяться на спектакле больше трёх часов подряд с одним антрактом? Причём не только смеяться, но и подпевать. Я не знаю, кто будет отвечать за происходящее в театре Русская песня на мюзикле "За двумя зайцами" , но суперпремьера удалась на славу. Это было не что либо как, а очень и очень...

Начало спектакля сразу же подняло настроение зрителей на нужный лад. Шикарнейшие декорации, много людей на сцене и грянула "В Кейптаунском порту" под абсолютно шикарные пляски. Хореографию Николая Андросова не спутаешь ни с чем. Каждый музыкальный номер был маленьким хореографическим шедевром в котором принимали участие танцоры коллектива "Русские сезоны"

02.

Дмитрий Хрусталёв в роли Голохвостого открылся как очень большой артист комического жанра. Нет, я не хочу говорить о Камеди Клабе, так как там он не сверкал яркими гранями своего таланта. А вот здесь, на большой сцене, он раскрылся полностью. И, кстати, его профессионализм танцора нашёл в этом грандиозном действии стопроцентное применение.

03. Свирид Петрович Голохвостый - Дмитрий Хрусталёв

Олеся Железняк в роли Прони - идеальное попадание в роль. Но у Железняк другого и не бывает. Публика ходит специально на неё, а она радует нас своим талантом. Проня, в исполнении Железняк, грубая неотёсанная деваха, которая хочет замуж. И таки, знаете что, ей это неожиданно удалось. Хочется вспомнить шикарнейший номер в Рюмочной с подругами и сцену в кино с Голохвостым.

04. Проня - Олеся Железняк

Конечно, идя на этот спектакль, невольно ассоциируешь его с классическим фильмом с Олегом Борисовым в главной роли. Но тут надо забыть про этот фильм, потому что это совершенно другая история, совершенно другой характер. И если у Борисова Голохвостый жуликоватый интеллигент, то у Хрусталёва - это игрок, который азартен и который готов рискнуть ради миллионов. И как он ловко выпрашивает денег у ростовщика Иоськи (Иван Замотаев), который таки ему дал их, хотя Голохвостый должен ему был большую сумму. И тут надо отметить совершенно чумовой номер "Жулик будет воровать". Замотаев в нём великолепен с песней и танцем с ударами по щекам.

05. Иоська - Иван Замотаев

Лымариха - это, конечно, роль Надежды Бабкиной, в которой она прекрасно передала характер торговки: взрывной, самоуверенный. Она желает счастья дочери и идёт к этому всеми доступными способами. Что называется и коня, и в избу, и в морду дать легко может. Сцена на пляже. где она буквально уничтожает Голохвостого, заставляя его выйти замуж за дочку Галю показывает этот характер во всей стати.

06. Секлита Пилиповна Лымариха - Надежда Бабкина

Галя (Анна Ишутина) и её жених Степан (Павел Арламов) - классичесие положительные герои, где играть практически ничего не нужно.

07. Галя - Анна Ишутина, Степан - Павел Арламов

Прокоп Серко (Александр Чернявский) и Явдокия Пилиповна (Татьяна Кравченко), его жена друг друга стоят. Воистину сладкая парочка, которая любит друг друга вот уже много лет, хотя иногда и не получается любить. И тут они пытаются вспомнить молодость и разжечь в себе страсть. На это смотреть уморительно смешно.

08. Прокоп Серко - Александр Чернявский, Явдокия Пилиповна - Татьяна Кравченко

Устя, бубличница (Наталья Морозова) и Аристарх Тимофеевич, квартальный, (Юрий Катаев) - ещё одна смешная парочка, у которой роман только начал развиваться. При этом он развивается даже в участке, куда квартальный пригласил Устю на свидание. Ну а что, неожиданный подход к первому свиданию. Квартальный - этакий мужик, который и порядок может навести и глаза закрыт за маленькую мзду.

09. Устя - Наталья Морозова, Аристарх Тимофеевич - Юрий Катаев

Ну и конечно подруги Гали (Светлана Рассказова и Валентина Безух) постоянно принимают участие в каких-то движухах, заводят романы с друзьями Голохвостого, танцуют и поют на ярмарке.

10. Подруги Гали - Светлана Рассказова и Валентина Безух

Группа "После 11" тоже участвует в спектакле, выступая в роли лабухов в Рюмочной. Ну а песен очень много в спектакле

12. Группа "После 11"

Пожалуй это самый шикарный спектакль, который я видел за последнее время. Декорации, танцы, песни, свет, звук, всё было идеально. Видно, что спектакль дорогой, при этом каждая мелочь на сцене оправдана.

13.

Что тут говорить, я хочу ещё раз посмотреть этот блестящий во всех смыслах мюзикл. А вам. дорогие мои, уж точно надо на него сходить, чтобы насладиться феерией, происходящей на сцене, и получить заряд хорошего настроения.

14.

15. На премьере была замечена Ирина Слуцкая

16. Борис Моисеев

15. В фойе встречали девушки

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

За двумя зайцами

Комедия из мещанского быта в четырех действиях

Оригинал здесь: Книжная полка Лукьяна Поворотова.

(Написана по мотивам пьесы -Левицкого "На Кожемяках")

"За двома зайцями".

Перевод А. Островского

Действующие лица:

П р о к о п С в и р и д о в и ч С е р к о, мещанин, владелец лавки.

Я в д о к и я П и л и п о в н а, его жена.

П р о н я, их дочь.

С е к л и т а П и л и п о в н а Л ы м а р и х а, сестра жены Серко,

торговка яблоками.

Г а л я, ее дочь.

С в и р и д П е т р о в и ч Г о л о х в о с т ы й, промотавшийся

цирюльник.

Н а с т я \ подруги Прони;

Н а т а л к а / манерны.

X и м к а, прислуга у Серко.

П и д о р а, поденщица у Лымарихи.

С т е п а н Г л е й т ю к, служил в наймах у Лымарихи, теперь -

М а р т а, бубличница. \

У с т я, башмачница гости у Лымарихи.

М е р о н и я, живет при монастыре /

Д в о е б а с о в.

И о с ь к а, ростовщик.

К в а р т а л ь н ы й, ш а р м а н щ и к, м е щ а н е и н а р о д.

_______________________________________________________________________

Действие первое

Действие второе

Действие третье

Действие четвертое

Действие первое

Глубокий яр. Слева под горой хорошенький домик Серко с садиком, ним забор

и еще чей-то сад и домик, справа гора, забор, а дальше овраг. Вдали на горах

виден Киев. Вечер.

Явление первое

П р о к о п С в и р и д о в и ч и Я в д о к и я П и л и п о в н а сидят

на лавочке у дома.

Е в д о к и я П и л и п о в н а. Ишь, как сегодня вечерню рано

отслужили, еще и солнышко не зашло! А все оттого, что новый дьячок славно

вычитывает.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Чем же славно?

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Как чем? Громогласно: словами, что

горохом, сыплет.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Верно, верно! Как пустит язык, так

он у него, что мельничное колесо, только - тррр!.. И мелет, и обдирает

Я в д о к и я П и л и п о в н а. А твой старый мнет, мнет, бывало,

язык, что баба шерсть.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Разве можно равнять этого щелкуна со

старым дьячком! Тот таки читает по-старинному, по-божественному, а этот...

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Заступается за свой старый опорок,

видно, что табачком потчует.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Так что с того, что потчует!

Я в д о к и я П и л и п о в н а. А то, что и в церкви табаком

балуешь, словно маленький...

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Лопочи, лопочи, а ты заступаешься за

нового потому, что молодой.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Еще что выдумай!

П р о к о п С в и р и д о в и ч. И выдумаю!

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Вот уж не люблю, как ты начнешь

выдумывать да говорить назло! (Отворачивается.)

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Ну, ну, не сердись, моя старенькая,

это я пошутил!

Старуха, надувшись, молчит.

Не сердись же, моя седенькая!

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Да будет тебе!

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Чего будет? Хвала богу, прожили век

в добром ладу и согласии, дождались и своего ясного вечера... Да не зайдет

солнце во гневе вашем...

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Ладно, я уже на тебя не сержусь.

Только не блажи.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Нет, нет, не буду. А нам и правда

жаловаться не на что: век прошел, горя не ведали, хоть облачка и набегали,

от тучи господь уберег. Есть на старости и кусок хлеба, и угол.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Да ведь и поработали, рук не

покладаючи.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Так что ж! Кто радеет, тот и имеет!

Непрестанно трудитеся, да не впадете в злосчастие. Лишь бы чужого хлеба не

отнимать, да на чужом труде не наживаться!

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Уж на нас, голубок, кажется, никто

не может пожаловаться!

П р о к о п С в и р и д о в и ч. А кто знает? Может, и нам зря

перепала чужая копейка.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Как же без этого торговлю вести? Это

уж пусть бог простит! Нам ведь надо было стараться: дочка росла

единственная; на приданое-то нужно копить.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Так-то оно так... И наградил нас

господь дочкой разумницей.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. И-и! Уж умны - прямо на весь Подол!

Ну, да ведь и денег на нее не жалели: во что нам эта наука стала - страх!

Сколько одной мадаме в пенцион переплачено!

П р о к о п С в и р и д о в и ч. А за какой срок? Долго ли там

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Мало, что ль? Целых три месяца! Ты б

уже хотел свое родное дите запереть в науку, чтоб мучилось до самой

погибели.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Я не о том; мне эти пенционы и не по

душе вовсе, да коли деньги за год плочены, надо было за них хоть отсидеть.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Денег жалко, а дите так нет, что оно

за три месяца исхудало да измаялось, хоть живым в гроб клади! Там мало того,

что науками замучили, извели, так еще голодом морили! Дите не выдержало

и домой подалось.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Это ничего: дома откормились; одно

только неладно...

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Что еще? Уже снова блажить

принимаешься?

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Да я молчу, а только этот пенцион...

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Что пенцион?

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Вот он где у меня сидит! (Показывает

на затылок.)

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Опять?

П р о к о п С в и р и д о в и ч (вздохнув). Да молчу!

Издалека слышна хоровая песня:

Не щебечи, соловейку,

На зорі раненько,

Не щебечи, манюсінький, \

Під вікном близенько! / (2 раза)

Я в д о к и я П и л и п о в н а. А славно поют! Я страх люблю мужское

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Славно, славно! Завтра воскресенье,

а они горланят.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. А когда ж им и погулять, как не под

праздник! За будни наработаются!

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Вот и расходились бы спать, а то

и сами не спят, и другим не дают... (Зевает.)

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Так ты иди себе спать, кто ж мешает?

П р о к о п С в и р и д о в и ч. По мне, уж и пора бы лечь, да ведь

Проню дожидаемся.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. А правда, что это они так запоздали?

Уже и ночь на дворе, ты бы пошел поискал их.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Где же я их буду искать? Да их

и кавалер проводит.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Проводить-то проводят... кавалеров

за ними, что половы за зерном, а все-таки страшно.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. Не бойся - не маленькие. (Зевает во

весь рот). О господи, помилуй мя, грешного раба твоего! (Снова зевает

и крестит рот). Чего это я так зеваю?

Я в д о к и я П и л и п о в н а (тоже зевает). Ну вот, ты зеваешь,

а я за тобой.

П р о к о п С в и р и д о в и ч (снова зевает). Тьфу на тебя, сатана!

Так зевнул, что чуть рот не разорвал.

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Прикрывал бы ты рот, а то и глядеть

нехорошо.

П р о к о п С в и р и д о в и ч. А ты думаешь, мне хорошо глядеть,

когда ты свою вершу разинешь?

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Это с каких же пор у меня вместо рта

П р о к о п С в и р и д о в и ч. А разве не пришла еще пора?

Я в д о к и я П и л и п о в н а. Тьфу! Тьфу! (Рассердившись уходит).

П р о к о п С в и р и д о в и ч (почесав затылок). Рассердилась моя

старушка, разгневалась, надо идти мириться. (Тоже уходит через ворота

Явление второе

М е щ а н е, м е щ а н к и и х о р.

Х о р (за сценой, но ближе).

Твоя пісня дуже гарна,

Гарно ти співаєш.

Ти, щасливий, спарувався \

И гніздечко маєш. / (2 раза)

Через сцену проходит н е с к о л ь к о п а р: девчата с парубками и одни

девчата; последних догоняет Г о л о х в о с т ы й, в цилиндре, пиджаке,

перчатках. Полебезив, перебегает к другим.

Г о л о х в о с т ы й. А хороши тут девчатки-мещаночки, доложу вам:

чистое амбре! Думал, найду меж ними ту, что около Владимира видел - так

нету, а она, сдается, с этого конца. Вот пипочка, просто - а-ах, да пере-ах!

Одно слово - канахветка, только смокчи! Чуть ли я не влюбился даже в нее,

честное слово: прямо из головы нейдет... Господи! Что ж это я? Не проворонил

ли из-за нее главный предмет, Проню? Вот тебе и на! Побегу искать... (Быстро

уходит оврагом направо).

П а р у б к и (выходят на передний план, поют).

А я бідний, безталанний,

Без пари, без хати;

Не довелось мені в світі \

Весело співати! / (2 раза)

Издалека слышно, как другая группа поет ту же песню.

П е р в ы й б а с. А у нас басы лучше... у них точно битые горшки!

В т о р о й б а с. Или как старые цыганские решета.

В с е (смеются). И правда!

П а р у б о к. А какой теперь хор самый лучший? Семинарский или

братский?

П е р в ы й б а с. Известно, братский.

В т о р о й б а с. А я говорю - семинарский.

П е р в ы й б а с. Ан брешешь.

В т о р о й б а с. Ан не брешу. В семинарском хоре один Тарас как

попрет верхами, так о-го-го! Либо Орест - как двинет октавой ур-р-р, аж горы

П е р в ы й б а с. А в братском Кирило чего-нибудь стоит?

В т о р о й б а с. Ну, что ж? Кирило - и обчелся.

П е р в ы й б а с. Э-э!

С т е п а н. А кто, по-вашему, господа, всех умнее в Киеве:

семинарист, или академист, или университант?

П а р у б о к. Голохвостый!

С т е п а н (хохочет). Ну и отколол!

П е р в ы й б а с. Попал пальцем в небо!

К т о - т о. Нашел умника на помойке! Ха-ха!

П а р у б о к. А кто ж разумнее его? Говорит по-ученому, что и не

поймешь ничего!

С т е п а н. У тебя, часом, все клепки дома?

П а р у б о к. Чего ты прицепился?

С т е п а н. Глядите, люди добрые, как по-свинячьи хрюкает, так

и умнее всех, значит!

Д р у г и е. А что, на самом деле, смеяться? Голохвостый и верно не

лыком шит, умный, образованный, совсем барин, и ходит, и говорит

по-господски!

С т е п а н. Овва! Не видела роскоши свинья, так и хлев за палаты

показался!

К т о - т о. Да будет вам черт знает из-за чего вздорить!

С т е п а н. И то правда, тьфу!

К т о - т о. От мещан отстал, а к панам не пристал.

С т е п а н. А как же! Натянет узкие брючки, обует сапоги со скрипом,

да еще на голову напялит шляпу, ну и пыжится, как лоскут кожи на огне! Какие

были у отца деньги - промотал, а теперь что на нем, то и при нем.

П е р в ы й б а с. Верно; батько его, бывало, на базаре брил, кровь

пускал да банки ставил, вот и копейка водилась, а он, вишь, уже цирюльню

по-модному...

С т е п а н. Не знаю, стрижет ли других, а что себя обстриг - это так!

П е р в ы й б а с. А уж до девчат лаком, кружит головы - беда!

В т о р о й б а с. Так через то же Степан на него и ярится.

К т о - т о. Опасается, значит, чтоб не отбил дивчину.

С т е п а н. Печенки я б ему отбил!

Д р у г и е. О! Он таковский!

П е р в ы й б а с. А у тебя есть уже милая?

С т е п а н. Что ты их слушаешь? Вздор несут!

К т о - т о. Есть, есть...

П е р в ы й б а с. А кто?

П а р у б о к. Галя Лымаришина.

П е р в ы й б а с. Красивая?

П а р у б о к. Чудо, как хороша!

С т е п а н. Ты гляди у меня, честь знай, а то язык и окоротить можно!

П а р у б о к. Что ж я такого сказал? Вот напасть!

Д р у г и е. Тсс! Вон Голохвостый идет!

Явление третье

Т е ж е и Г о л о х в о с т ы й.

К т о - т о. Здравствуйте, Свирид Петрович, а мы вас как раз

вспоминали...

Г о л о х в о с т ы й. А, добре-хорошо...

С т е п а н (в сторону). Жаль, что не слышал!

Г о л о х в о с т ы й (кое-кому подает руку, остальным кланяется

свысока). Меня таки везде вспоминают: значит, моя персона в шике!

С т е п а н (в сторону). Как свинья в луже!

Г о л о х в о с т ы й (вынимает портсигар). Нет ли у кого иногда

П а р у б о к. Вот у меня есть. (Зажигает.) А мне, Свирид Петрович,

можно одну взять?

Г о л о х в о с т ы й. На! Может, угодно еще кому? Папиросы первый

К т о - т о. Давайте, давайте! (Закуривает.) Ничего себе!

Голохвостый. Ничего! Понимаете вы, как свиньи в пельцинах! Это шик - не

папиросы! Каждая стоить пять копеек; значит, примером: затянулся ты, а уже

пяти копеек и нет.

П а р у б к и. И дорогие же!

С т е п а н (в сторону). Брешет гладко!

К т о - т о. Вы таки швыряете силу денег!

Г о л о х в о с т ы й. Чего мне денег жалеть? Главное дело - себе

удовольствие! Может, у меня их перегорело иногда сколько тысячов, так зато ж

вышел образованный, как первый дворянин!

С т е п а н (тихо остальным). Такой дворянин, что только под тын!

Д р у г и е. И правда: надел жупан, так уж думает, что пан.

Г о л о х в о с т ы й. Теперь, следственно, меня везде и всюду первым

хвасоном принимают, а почему? Потому, что я умею, как соблюсти свой тип,

по-благороднему говорить понимаю!

С т е п а н (громко). А по-собачьи, господин, случаем не умеете?

Кое-кто смеется.

Г о л о х в о с т ы й. Еще нет! Придется разве, что ли, от вас науку

получить!

С т е п а н. Вы таки моей науки дождетесь!

Г о л о х в о с т ы й (свысока). Наведите себя сначала политурою!

С т е п а н. Что с дурака взять!

Д р у г и е. Да будет вам!

Г о л о х в о с т ы й. Невежество неумытое! Что тут с вами

фиксатурничать? Еще увозишься в мужичестве!

П а р у б о к. А скажите-ка, будьте добреньки, хоть что-нибудь

по-хранцузскому!

Г о л о х в о с т ы й. Да что вы можете понимать?

П а р у б о к. А какое платье на вас, Свирид Петрович, - чудо! Верно,

Г о л о х в о с т ы й. Известно, не копеечное! Хвасонистой моды

и загрянишного материала, да и шил, можно сказать, первый магазин. Вот вы

думаете, что платье - лишь бы что, а платье - первое дело, потому что по

платью всякого встречают.

С т е п а н (к остальным). А по уму провожают!

Г о л о х в о с т ы й (не обращая внимания). От возьмем, примером,

бруки: трубою стоят как вылиты, чисто аглицький хвасон! А чего-нибудь не

додай, и уже хвизиномии не имеют! Или вот жилетка, - сдается-кажется,

пустяк, а хитрая штука: только чуть не угадай, и мода не та, уже и симпатии

нету. Я уж не говорю про пиньжак, потому что пиньжак - это первая хворма:

как только хвормы нету, так и никоторого шику! А от даже шляпа, на что уже

шляпа, а как она, значит, при голове, так на тебе и парад!

К т о - т о. Хорошо в этом разбирается, ничего не скажешь!

П а р у б о к. А материя какая! Рябая, рябая да крапчатая, вот бы

и мне такого на штаны!

Г о л о х в о с т ы й. Крапчатая?! Шаталанская!

П а р у б о к. А что ж это значит - шарлатанская?

Г о л о х в о с т ы й. Э, мужичье! Что с тобой разговаривать.

П а р у б о к. Да я так!

К т о - т о. Расскажите нам лучше что-нибудь! Вы ж везде бываете,

умных людей видаете.

Г о л о х в о с т ы й. Не все то для простоты интересно, что для меня

матерьяльно.

К т о - т о. А все же может, и нам любопытно будет. Вот идемте на

гору: споем, побеседуем.

Г о л о х в о с т ы й. Хороший был бы для меня кадрель - водить с вами

кумпанию!

К т о - т о. Э, вы нос дерете аж до неба!

Д р у г и е. Да бросьте, ну его!

С т е п а н. Не знаете разве поговорки: не тронь добра...

П а р у б о к (Голохвостому). Да идемте, Свирид Петрович, не

церемоньтесь!

Г о л о х в о с т ы й. Ей-богу, нельзя: тут, понимаете, деликатная

материя... Кахвюру, значит, нужно подстерегчи и спроворить... Одним словом,

не вашего ума дело!

П а р у б о к. Что ж оно такое?

Г о л о х в о с т ы й. Интрижка.

П а р у б о к. Как?

С т е п а н. Да брось его, идем!

Д р у г и е. И в самом деле! Чего с ним вожжаться? Ну его к дьяволу!

Все уходят.

Явление четвертое

Г о л о х в о с т ы й, один.

Г о л о х в о с т ы й. Дураки серые! Идите на здоровье! Что значит

простое мужичье! Никакого понятия нету, никакой деликатной хвантазии... Так

и прет! А вот у меня в голове завсегда такой водеволь, что только мерси,

потому - образованный человек. Да что, впрочем, про них? Достаточно-

довольно! Как бы вот Прони не пропустить! Высматриваю; нигде нету: уж не

прошла ли разве? Так куда ж пройти ей, когда мы каравулили? Удивительное

дело! Требовается подождать. Надо сегодня на нее решительно налягти.

Сдается, я ей пондравился... Ну, да кому ж я не пондравлюсь? А вот чтобы

Проню не выпустить из рук, так то необходимо. Богатая: какой дом, сад!

А лавка, а денег по сундукам! Старого Серко как тряхну, так и посыплются

червонцы! Одна надежда на ее приданое, потому иначе не могу поправить своих

делов: такои зажим, хоть вешайся. Долгов столько - как блох в курятнике.

В цирюльне уже заместо себя посадил гарсона, да что с того? Цирюльня все

одно лопнет. От как на Проне женюсь, то есть на ее добре да на ее

деньжонках, я тогда бритвы через голову в Днепр позабрасываю и заживу купцом

первой гильдии; завью такие моды, аладьябль! Только ж Проня и дурна, как

жаба... Да если запустить руку в ее сундук, так мы на стороне заведем такое

монпасье, что только пальчики оближешь! От бы, примером, ту дивчину, что

я за ней возле Владимира гонялся! А-ах!

Явление пятое

Г о л о х в о с т ы й, П р о н я, Н а с т я и Н а т а л к а.

Г о л о х в о с т ы й (увидев девчат). А вот и они с кумпанией! Ну,

Голохвостый, держись!

П р о н я, Н а с т я и Н а т а л к а идут с томным видом, прощаются

с каким-то кавалером.

Как бы это подойти похвасонистей, чтоб так сразу шиком и пронять? (Пробует

поклониться.) Нет, не так... (Одергивает на себе платье.)

П р о н я (приближается; за нею подруги). Голохвастов, кажется?

Г о л о х в о с т ы й (подлетает). Бонджур! Мое сердце распалилося,

как щипцы, пока я дожидал мамзелю!

П р о н я (манерно). Мерси, мусью! (Подругам.) Таки дожидался:

я нарочно проманежила.

Г о л о х в о с т ы й. Рикамендуйте меня, пожалуйста, барышням! Хочь я

и не знаю их, но надеюсь, что вы не будете водить кумпанию лишь бы с кем!

П р о н я. Разумеется. Это мои близкие приятельки и соседки.

Г о л о х в о с т ы й. Рикамендуюсь вам: Свирид Петрович Голохвастов.

Н а с т я. Мне кажется, мы где-то встречались.

Г о л о х в о с т ы й. Ничего нету удивительного - меня знает весь

Киев чисто.

Н а т а л к а. Неужели?

Г о л о х в о с т ы й. Решительно. Меня всюду принимают как своего,

значит, без хвасона.

П р о н я. Там, верно, красавиц нашли порядочно?

Г о л о х в о с т ы й. Что мне краса? Натирально, первое дело ум

и обхождение: деликатные хранцюзкие манеры, чтоб вышел шик!

П р о н я. Разумеется, не мужицкие: фи! Мове жар!

Н а т а л к а (Насте). Какой пригоженький!

Н а с т я. Ничего. Только чудной!

Н а т а л к а. А я вас где-то сегодня видела.

Г о л о х в о с т ы й. Я человек не очень-весьма посидящий, люблю

в проходку с образованными людьми ходить. Ноги человеку, видите, для того

и дадены, чтоб бить ими землю, потому они и растут не из головы...

Н а т а л к а (Насте). Какой он умный и острый, как бритва!

П р о н я (подругам). Не говорила я вам, что первый кавалер!

Г о л о х в о с т ы й. Не угодно ли, барышни, покурить папироски?

Н а т а л к а. Что вы, я не курю!

Н а с т я. И я нет; да и пристало ли барышням!

Г о л о х в о с т ы й. Первая мода!

П р о н я. А вы не знаете? Дайте мне. (Закурила и закашлялась.)

Г о л о х в о с т ы й. Может, крепкие? Я, как что дозволите, Проня

Прокоповна, принесу вам натиральных дамских.

П р о н я. Мерси! Это я глотнула как-то дыму...

Н а т а л к а и Н а с т я. Да бросьте папироску, а то еще

закашляетесь.

П р о н я. Глупости! Я еще в пенционе курила...

Г о л о х в о с т ы й. Чем же мне барышень прекрасных угощать?

Позвольте канахветок! (Вынимает из кармана пиджака.)

Н а с т я (Наталке). Ишь, какой вежливый !

Н а т а л к а. Настоящий хрант.

Берут конфеты.

П р о н я (манерно берет одну конфету). Мне так сладкое надоело!

Кажинный день у нас дома лакомств этих разных, хоть свиней корми! Я больше

люблю пальцины, нанасы...

Г о л о х в о с т ы й. Сю минуту видно - у вас, Проня Прокоповна, не

простой, а образованный скус.

Н а с т я (Наталке). Куда там! Дома пироги с маком да вареники с урдой

трескает, а тут - пальцины!

Н а т а л к а. Это на нас критика.

Г о л о х в о с т ы й. Только дозвольте, Проня Прокоповна, я вам этой

всякой всячины целый воз притарабаню! Меня, знаете, на Крещатику так эти все

купцы деликатными материями - прямо на руках носят. Потому я им всем денег

заимствую, и там перед начальством звестно что, через это у меня будочник

в струне! Так уже все они силком: бери сколько хочешь, значит, этой дряни -

пальцин, кавунов, разных монпасьев, миндалу... Я уже прямо отпрошиваюсь -

что куда мне это переесть все, потому лопнуть, пардон, треснуть - раз

плюнуть, так нет таки - бери да бери! Как прицепятся, так и берешь, да

и раздаешь уже всяким там разным, потому что пущай хоч на сметник не

выкидают... Так я вам целый воз...

П р о н я (обиженно). Того, что на сметник выкидают?!

Г о л о х в о с т ы й. Что вы, Проня Прокоповна? И в думках не было!

Как можно, чтоб я такой мамзеле - и непочтительство... Ну и хлесткие же вы!

Язык с вами, представьте себе, нужно держать как в части, на замке.

П р о н я. Вы так и понимайте.

Г о л о х в о с т ы й. Ах-ах! Да я со своей стороны при полном

аккорде, лишь бы с вашей стороны не было никакого мнения.

П р о н я. Другим, может, необразованным, что угодно с губы плюнь,

потому понятия никакого не имеют, а я в пенционе все науки произошла.

Г о л о х в о с т ы й. Пардон, ей-богу, пардон! Потому у меня с языка,

что у мельницы с колеса, так что-нибудь и ляпнет!

Н а с т я (Наталке). Идем домой, а то эта пучеглазая цапля уже начала

со своим пенционом, как дурень с писаной торбой...

Н а т а л к а (Насте). Это она нам глаза колет.

Н а с т я. Фуфыря чертова! (Проне.) Доброй ночи вам!

Н а т а л к а. Пойдем уже!

Г о л о х в о с т ы й. Что ж, барышни, так сейчас домой? Пойдемте

в проходку: при месяце такой шик!

Н а с т я. Нет, спасибо вам, сами уже ходите на здоровье!

Н а т а л к а (Проне). Прощайте, у нас на дороге не вставайте, а мы

вам мешать не станем!

П р о н я. Не задавайтесь на крупу, в решете дырка!

Н а т а л к а. Ничего, ваш кавалер соберет, доложить вам воз!

Явление шестое

П р о н я и Г о л о х в о с т ы й.

П р о н я (вслед). А дули не хотите? Ишь, нос воротят! Только с меня

хворму и берут, а от них всех гнилицами так и воняет!

Г о л о х в о с т ы й. Ну и ловко же вы их отшили! Эх, Проня

Прокоповна, и умны же вы, - без мыла бреете.

П р о н я. Мне если б модная публика, так я б себя показала! А то

с кем тут водиться - необразованность одна! Вот только с вами и имеешь

приятность.

Г о л о х в о с т ы й. Натирально, куды им всем до вас? Все равно что,

примером, взять - Мусатов и хранцюзка помада.

П р о н я. Мерси.

Г о л о х в о с т ы й. А вы тиятры любите?

П р о н я. Знаете, акробаты антиреснее мне: такие красивые мужчины. Я,

бывало, как пойду, то так стревожусь за них, что полную ночь не сплю!

Г о л о х в о с т ы й. Так вы бы в таком разе гулять выходили, а я бы

мог хоч целую ночь трудиться проходкою!

П р о н я. Ночью? Что вы? Страшно, чтоб, случаем, какой оказии не

вышло... вы мужчина, а я барышня. Вот днем так я люблю гулять в царском саду

с книжкою беспременно, потому так приятно роман почитать.

Г о л о х в о с т ы й. А вы какие читали?

П р о н я. "Еруслана Лазаревича", "Кровавую звезду", "Черный гроб"...

Г о л о х в о с т ы й. Да, это занятные, но я вам рикамендую один

роман... вот роман, так роман... "Битва русских с кабардинцами" - а-ах!

Либо - "Матильда, или Хранцюзка гризетка", либо тоже "Безневинная девица,

или Любовь исхитрится". Антиресные, доложу вам! Не выдержишь, как дочитать!

П р о н я. Ах, я такие люблю ужасти как: чтоб про такую любовь писали,

как смола чтоб кипела!

Г о л о х в о с т ы й. Да, чтоб аж волос палила!

П р о н я. Ах, это ужасно прежестоко...

Г о л о х в о с т ы й. Так только сдается-кажется, а потом очень

прекрасно. Вот только, Проня Прокоповна, про любовь бы лучше самим роман

П р о н я. Известно, занятнее, ежели особливо кавалер душка.

Г о л о х в о с т ы й (кашлянул). Проня Прокоповна, дозвольте

спросить, какое такое вы обо мне понятие держите?

П р о н я (манерно). Что ж это вы допытуетесь? Мне конфузно.

Я барышня! (В сторону.) Ага, дождалась-таки!

Г о л о х в о с т ы й. Что ж что барышня, это ничего, это чистые

П р о н я. Я и понятия в этом никоторого не имею.

Г о л о х в о с т ы й. Ей-богу, не беспокойтесь!

П р о н я. Вы мне такого жару подкидаете, что я прямо краснею. Разве

не знаете, как безневинной девице стыдно...

Г о л о х в о с т ы й. Да если уж без этого никак нельзя обойтиться:

все равно придется.

Проня. Ах, не говорите мне про любовь... И я до вас ужасть как...

Только, будьте добреньки, не говорите, пожалуйста, про любовь, потому это

шкандаль...

Г о л о х в о с т ы й. Что вы? Я, значит, прошу вашу руку-сердце.

П р о н я. Мерси! Только тут ночью... при луне... так мне ужасно это

слушать, аж сердце колотится... Вы завтра приходите до нас предложение

Г о л о х в о с т ы й (целует руку). Я только боюсь родителев ваших, а

то б давно зашел...

П р о н я. Ежели что я согласна, так уже небеспременно...

Г о л о х в о с т ы й. Вы мне как воды целющей на раны полили, моя

зозулечка. (Целует.)

П р о н я. Ах, не могу! Бежать надо! Приходите же завтра беспременно;

я вас атрикамендую, а вы и предложение сделаете...

Г о л о х в о с т ы й. Приду, приду, моя канахветочка!

П р о н я. Душка! (Быстро целует Голохвостого и бежит к калитке.)

Ламур! (Убегает.)

Явление седьмое

Г о л о х в о с т ы й, один.

Г о л о х в о с т ы й. Бон-бон! (Приплясывает.) Трам-тара-ра, ура!

Наша взяла! Поздравляем вас, Свирид Петрович! Выиграли дело! Проня, значит,

тут. (Показывает кулак.) Старики, верно, не будут противиться, потому

потакают дочке во всем. Только ж и погана! Ой, погана! Да еще лезет

целоваться! Надо будет купить дорогого мыла, чтоб замывать после нее губы...

Но зато ж все мое! От дерну! Хватит вам, Свирид Петрович, зайцем быть, -

шабаш, довольно! Можно будет и самому зайцев ловить, а особливо

куропаточек... фррр... Хап - есть! Хап - и есть!

Явление восьмое

Г о л о х в о с т ы й и Г а л я.

Г а л я (идет с кошелкой, вглядывается). Вот мы как с мамой запоздали

на старом огороде, уже все и разошлись в нашем конце... Нет, вон кто-то

стоит, уж не Степан ли? (Приближается, чтоб получше рассмотреть.)

Г о л о х в о с т ы й (увидев ее). А, на ловца и зверь бежит...

(Подлетает.) Цып-цып, курочка!

Г а л я. Ой, это чужой кто-то! (Хочет бежать, но Голохвостый

загораживает путь.)

Г о л о х в о с т ы й (присмотревшись). Господи! Это ж та самая

красунечка, что я около Владимира видел! Вот цыпонька! (К ней.) Да не

дрожите, чего бояться, моя зозулечка, - что я, съем?

Г а л я. Вот, ей-богу, коли не пустите, караул закричу и будочника

Г о л о х в о с т ы й. Выдумаете! Только крикните, я такого наговорю,

что вас сразу в часть посадят.

Г а л я. За что? Вы насильничаете среди ночи, а я буду сидеть?

Г о л о х в о с т ы й. Послушайте, серденько, не вздымайте шуму, ведь

я только поговорить с вами хотел, моя звездочка ясная. Как повидел я вас

около Владимира, так с той самой ночи и пропадаю, - прямо схватило мое

сердце горячими щипцами, гвоздем в голове сидит, хоч бритвы в руки не бери!

Г а л я. А правда, это тот самый... Видите, гонялись, гонялись там,

а теперь и здесь не даете пройти; стыда на вас нет, а еще панич!

Г о л о х в о с т ы й. Так когда ж влюблен, да так влюблен, что хоч

возьмите в руки пистолета и прострелите тут грудь мою!

Г а л я. Так я и поверила! Ищите себе панночек!

Г о л о х в о с т ы й. Да вы лучшие из самых красивых панночек; вы

просто такая цыпонька, что аж слюнки текут, поверьте!

Г а л я. Хороша Маша, да не ваша!

Г о л о х в о с т ы й (разгорячись). Чего ж так - не наша? Какая ты

строгая, нелюбезная! Да у меня, голубочка моя, всякого добра столько и еще

столько, да я озолочу тебя, брильянтами обсыплю - на весь Киев.

Г а л я. Обсыпайте кого другого, а мне вашего золота не надо.

Г о л о х в о с т ы й. Да разве ж я нехорош? Присмотрись, пожалуйста,

первый хвасон...

Г а л я. Так что же, что хороши!

Г о л о х в о с т ы й (берет ее за руки). Серденько, буколька моя!

Влюбись в меня, потому, ей-богу, застрелюсь вот тут перед тобою, чтоб тебе

напасть устроить!

Г а л я. Ой, что это вы говорите?

Г о л о х в о с т ы й. Потому, хоч ножницами перережь мое сердце, так

там только одна любовь торчит...

Г а л я. Пустите же коли любите, а то упаси боже, кто увидит, так беда

Г о л о х в о с т ы й. Никто не увидит! Курочка моя! (Обнимает.)

Г а л я. Пустите же! Так не годится! Ишь какой! Пустите, не то кричать

Г о л о х в о с т ы й (прижимает сильнее). У-ух! Пропал я! Пожар!

Явление девятое

Т е ж е и С е к л и т а.

С е к л и т а (увидав Галю в объятиях Голохвостого). Это что, Галька?

С паничем! Ой, лихо! Ой, несчастье мое! Добегалась, каторжная! Вот

и устерегла! Ах ты подлая! (Подскакивает к Гале.)

Голохвостый оторопел.

Г а л я (плача). Мама! Прицепился, неизвестно кто и откуда, да

и насильничает, как разбойник...

С е к л и т а. Что? Кто его знает? А ты не знаешь, святая да божья! Ах

обманщица чертова, матери хочешь глаза отвести? Так и поверила!

Тем временем Голохвостый, оправившись, хочет удрать. Секлита хватает его

Г о л о х в о с т ы й (в замешательстве). Разве ж это ваша дочка?

С е к л и т а. А то чья?

Г о л о х в о с т ы й. На вас нисколечки не похожая: у нее голосок,

что у соловейки на лугу, а вы как из бочки грохаете!

С е к л и т а. Ах ты ворюга! Ты еще смеяться! Наделал скандалу, а сам

зубы скалит!

Г о л о х в о с т ы й. Да не орите так, а то всех кожемяцких собак

переполохаете!

Г а л я. Мама, голубочка, бросьте его! Только меня ославите! Ей-богу,

в первый раз прицепился!

С е к л и т а. Заступаешься! Домой мне сейчас же! Еще молоко на губах

не обсохло, а она уже с хлопцем обнимается!

Г а л я (плачет). За что вы, мама? Разве ж я виновата?

Г о л о х в о с т ы й (в сторону). Как бы вырваться от этой ведьмы?

От влопался!

С е к л и т а (Гале). Иди отсюда! Распустила нюни! Дома поговорим.

Г а л я плача уходит.

Явление десятое

С е к л и т а и Г о л о х в о с т ы й.

Голохвостый бросился было бежать, но Секлита так вцепилась в пиджак, что

стащила его. Тогда Секлита ухватилась обеими руками за жилетку.

С е к л и т а. Ку-да, каторжный? Чтоб такого шелапута не удержать, да

не была бы я Секлита Лымариха!

Г о л о х в о с т ы й. Вы что? При своем уме? Не делайте, пожалуйста,

шкандалю! (Все время поглядывает на дом Серко.) Я вам заплачу, я богатый.

С е к л и т а (еще громче). А чтоб ты не дождал! Буду я за дочку

деньги брать! Чтоб я родное дите продавала? Не выйдет! Не удерешь! Не пушу!

У меня дите одно, как солнце одно в небе! Ты на что ее с пути сводишь?!

Г о л о х в о с т ы й (в сторону). От орет чертова баба, разбудит всю

улицу. (К ней.) Да я, ей-богу, не трогал вашей дочки, только поговорили.

С е к л и т а. Врешь, иродово племя! Сама видела, как обнимались! Знаю

я вас, паничей! Знаю, как вы опутываете да с ума сводите девчат!

Г о л о х в о с т ы й. Да чтоб мне лопнуть, когда сводил!

С е к л и т а. Докажи, докажи! Я твоему слову не поверю: слова твои,

что гнилые яблоки! Ты бродяга, разбойник!

Г о л о х в о с т ы й. Да что ж вы лаетесь? Я не торговка, обманывать

не буду! От вас, я вижу, не отпроситься, не отмолиться!

С е к л и т а. Ты думаешь, что как я торговка, так мной и гнушаться

можно? Я на грош обману, а на рубль вам, сибирщикам, правды скажу! Вот что!

Пускай хоть вся улица соберется, а Секлита за себя и за свою дочку постоит.

Стреляй в меня, а я таки на своем поставлю, за правду встану! (Бьет кулаком

в кулак.) Коли берешь, так бери честно, не бесчесть меня и моей дочки, мы

тебе не игрушки!

Г о л о х в о с т ы й (в сторону). От не вырвусь! (Секлите.) Да убей

меня бог, и не думал бесчестить! (Снова пытается вырваться.)

С е к л и т а. Не кобенься! Не пущу! Караул! Полиция! Полиция!

Квартальный!

Г о л о х в о с т ы й (в сторону). Ой, пропал я! (Секлите.) Цыть! Не

кричите вы!

С е к л и т а. Чего еще? Кричу, потому имею право! Полиция, полиция!

Г о л о х в о с т ы й (в сторону). Потопит, чертова баба, чисто

потопит! У Серков уже и окошко открывается. Господи, ну что же делать!

(Секлите.) Послушайте...

С е к л и т а. Караул!

Издалека слышен свисток.

Г о л о х в о с т ы й. Ой, полиция! Шкандаль! (Секлите.) Послушайте,

вы, не кричите, я всю правду скажу: мы любимся с вашею дочкою, только у меня

честное на уме, я ее хочу сватать...

С е к л и т а. Дури кого другого, а не меня: знаем мы вас, паничей.

Г о л о х в о с т ы й. Да я не панич, я простой мещанин, - это только

сверху на мне образованность!

С е к л и т а. Врешь!

Г о л о х в о с т ы й. Да чтоб мне лопнуть... Тут недалеко и мой дом!

Я родич Свинаренков.

С е к л и т а. Которого? Петра?

Г о л о х в о с т ы й. Ага. Петров племянник.

С е к л и т а. Так разве ж мещанину пристало быть свиньей!

Г о л о х в о с т ы й. Ей-богу, я вашу Галю люблю, как золото, и хочу

сватать, от хоч сейчас отдайте, так возьму.

С е к л и т а. Поклянись мне, идем к церкви!

Г о л о х в о с т ы й. Да я что, человека убил, чтоб середь ночи

клясться! Верьте мне, я человек благородный, образованный, и божусь,

и клянусь, что не обманую; чтоб мне завтрашнего дня не дождать, чтоб

я завтра на своем ремне повесился, чтоб мне зарезаться в своем доме своею

бритвою, когда не верите!

С е к л и т а (берет горсть земли). Ешь святую землю, тогда поверю!

Г о л о х в о с т ы й. Что я - волк, чтоб землю ел?

С е к л и т а. Ешь, на, ешь, поверю!

Г о л о х в о с т ы й. Да меня от той земли скорчит, так и мужа вашей

дочке не будет!

С е к л и т а. Да вы брешете! Присягните мне хоть на Братской!

Г о л о х в о с т ы й. Пусть меня покарают все печерские святые! Пусть

меня большой лаврский колокол покроет, когда я брешу!

С е к л и т а. Нет, таки присягните на коленях перед Братской!

Г о л о х в о с т ы й (в сторону). От не отвяжусь! (Становится на

колени.) Ну, пусть меня побьет Братская божья матерь, когда брешу!

С е к л и т а. Ну, теперь верю, теперь верю!

Г о л о х в о с т ы й (отряхивая брюки , тихо). От еще через эту

каторжную бабу бруки запачкал. (К ней.) Так я к вам скоро и на заручины.

С е к л и т а. По мне, так пожалуйста, только за моей Галей нет

ничего, так и знайте!

Г о л о х в о с т ы й. На что мне? И своего хватает. Была бы Галя!

С е к л и т а. Так заходите, будем рады!

Г о л о х в о с т ы й. А где же ваш дом?

С е к л и т а. Сразу за яром. Спросите Секлиту Лымариху: весь Подол

знает. Смотрите же, не обманите, а не то, побей меня сила божья, попадетесь

вы мне в руки - живым не выпущу! От Лымарихи не укроетесь!

"Натирально хвеновинальный водевиль", или В театре кипят мещанские страсти

Первый спектакль театрального сезона всегда ответственное и волнительное событие. Ведь по традиции считается, как дело начнешь, так оно и пойдет. Скажем сразу, что, судя по открывшей 63-й театральный сезон постановке "За двумя зайцами", Дзержинский театр драмы готов радовать и удивлять своих постоянных зрителей весь год.

Решение о том, какая именно пьеса удостоится чести открывать театральный сезон 17 октября этого года, было принято еще в феврале. Для ее постановки был специально приглашен режиссер Юрий Береза, который около 20 лет назад уже работал в нашем театре. В недавнем интервью, которое давал Юрий Михайлович "ДВ", он рассказал, что выбрал комедию Михаила Старицкого неспроста. Ее сюжет давно и хорошо известен, он вряд ли впечатлит новизной, тем более что режиссер сразу предупредил, что будет ставить спектакль в традиционной манере, без шокирующих деталей, экстравагантных декораций. А вот главная идея пьесы Старицкого не стареет до сих пор, вернее, в современных условиях даже получает второе дыхание.

Итак, бедный цирюльник Свирид Голохвостый, пижон и щеголь, попадает в крайне неприятную ситуацию. Он должен деньги огромному количеству кредиторов, сцены расправы уже начинают чудиться ему и во сне, и наяву. Ну, а поскольку работать Свирид Петрович не приучен, он выбирает самый простой способ поправить свое материальное положение - выгодную женитьбу. К счастью, кандидатура находится довольно быстро: из пансиона как раз возвращается дочка богатого мещанина Проня Прокоповна Серко. Все бы хорошо, да вот невеста потенциальная очень уж мало привлекательна, к тому же нахваталась за месяц учебы барских замашек. Да еще на беду Свириду встречается небогатая, но очень красивая девушка, как потом оказалось, двоюродная сестра Прони Галя. Ну, как тут устоять перед столькими соблазнами? Вот и решает герой кинуться в погоню за двумя зайцами. Те, кто помнит продолжение русской пословицы, уже, наверное, поняли, что ничем хорошим эта затея не закончится. Однако до убийственного для главного персонажа финала, до его полного разоблачения, зрителей ждет множество комических сцен: объяснение Прони с Голохвостовым, подготовка всего семейства Серко к приему жениха, сватовство Гали.

Несмотря на то, что главный герой пьесы цирюльник Голохвостый, внимание зрителей практически поровну делится между ним и Проней Прокоповной. Проня Ларисы Шляндиной, несмотря на явно взбалмошный характер и недалекий ум, все же вызывает какую-то симпатию. Да, жеманная, да, так же, как Голохвостый, хочет казаться умнее и образованнее, чем есть, из-за чего выглядит очень смешно. Да, задрала нос так, что родителям, да и всем окружающим, житья нет. Но ведь мечтает-то она о большом и светлом чувстве - о любви. Наверное, поэтому-то Голохвостому с такой легкостью удается ее одурачить. И когда в конце пьесы раскрывается обман жениха и звучат горькие слова: "Не за ваши магазины шла. Я вас любила!" становится даже жаль бедную нелепую Проню.

А вот Голохвостого совсем не жалко. В кредитах он запутался исключительно из-за своего легкомыслия. А уж то, что решил посмеяться сразу над двумя девушками, вообще не имеет никаких оправданий. Как признался в беседе после спектакля исполнитель роли Голохвостого актер Вячеслав Рещиков, главной задачей, которую он сам ставил перед собой, было не повториться. Во-первых, среди его предыдущих работ были похожие персонажи. Например, Егор Глумов в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты" - молодой человек, который хитростью и смекалкой пытался заполучить богатую невесту и место в обществе. Во-вторых, пьеса Старицкого довольно популярна, по ней поставлен очень известный фильм, ее играют в столичных театрах. Чтобы создать свой образ, Вячеслав Рещиков во время репетиций, несмотря на советы коллег, специально не смотрел ни фильм, ни спектакли. Поэтому его Голохвостый действительно не похож, например, на героя фильма, сыгранного Олегом Борисовым. В исполнении Рещикова он вовсе не так глуп, и принадлежит к той породе молодых мужчин, которым благодаря их обаянию и умению пустить пыль в глаза многое сходит с рук. В общем-то, все это и спасает его от совсем уж трагического финала. Безумно влюбленная Проня выкупает несостоявшегося жениха из полицейского участка.

Но вернемся к спектаклю. Как и было обещано задолго до премьеры, в постановке много музыки и танцев, что делает его динамичным, живым, настоящим классическим водевилем. Первое действие, когда сюжет только разворачивается, кажется немного затянутым, но уже во втором страсти кипят буквально без перерыва, поэтому смотрится оно на одном дыхании. Кстати, в постановке приняла участие вся труппа театра, в том числе опытнейшая актриса Белла Чуркина, которая сыграла мать Гали Секлиту Пилиповну Лымариху, Валентин Морозов и Валентина Губкина, составившие прекрасный дуэт родителей Прони.

Во всем - в песнях, костюмах, говоре персонажей - сквозит малороссийский дух. Подчеркнуть его помогли, наверное, в том числе, и украинские корни режиссера Юрия Березы. Кстати, при постановке спектакля он выступил и в роли художника по костюмам. В своем интервью режиссер много говорил о единстве и духовной близости двух народов, которые из-за политических коллизий оказались по две стороны баррикад. Протянуть мостик между искусственно разделенными странами может, наверное, только искусство - музыка, театр, танцы, которые воспринимаются людьми одинаково.

Идея спектакля также носит интернациональный характер - желание жить не по средствам, за чужой счет, подменяя реальные ценности выдуманными. Как это знакомо современному обществу! Однако создатели спектакля не ставили целью нагрузить его глубоким смыслом, наоборот, по словам Юрия Березы, очень важно иногда дать зрителям просто отдохнуть, от души посмеяться, скинуть с души груз ежедневных проблем.

Марина Ипатова

"Дзержинское время", октябрь 2008 г.

ЗА ПЕСНЯМИ И ТАНЦАМИ - В НОВЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

За песнями и танцами "погнались" актеры Дзержинского театра драмы в премьере, открывшей 63-й театральный сезон. Вопреки известной поговорке и на радость зрителям им удалось и то, и другое. "За двумя зайцами" - так называлась постановка Юрия Березы по одноименной пьесе украинского драматурга Михаила Старицкого.

"Мещанские страсти с песнями и танцами" - так определил жанр своему спектаклю режиссер Юрий Береза.

"Истинная комедия" - так сказала бы я о премьере. Комедия классическая, без современного цинизма и ставшего даже почти привычным налета пошлости. Комедия красочная, легкая, непринужденная и в то же время заставляющая задуматься и, может быть, даже немного погрустить.

Водевиль Михаила Старицкого "За двумя зайцами"- это история о том, как молодой цирюльник Свирид Голохвостый морочит голову сразу двум дамам - богатой дурнушке Проне и бедной красавице Гале. На первой он собирается жениться. Нет, вовсе не по велению сердца, а по настоянию... тощего кошелька. Потому как Свирид Петрович в долгах, как в шелках: его "паликмахерская" опечатана судебным приставом, и иного выхода поправить свои шаткие дела, кроме выгодного брака, он не видит.

Благо, партия есть подходящая: за свою единственную дочь богатые Серко дают десять тысяч. Да и в люди больно уж выйти хочется: ух, как шикарно заживет он на деньги законной супруги! Только вот загвоздка - очень уж нехороша собой его потенциальная спутница жизни.

Вот красавица Галя - тут и глаз радуется, и "сердце шкворчит". Только из всего приданого у нее - ясные очи, длинная коса да уста сахарные. А одной красотой, как известно, сыт не будешь... Понимает это и Голохвостый, но шибко приглянулась ему бедная девушка. А потому он решает поймать сразу двух зайцев: и выгодно жениться, и Галю при себе оставить.

Комедия, написанная украинским драматургом в далеком 19-ом веке, сегодня актуальна как никогда. За всей внешней легкостью - серьезное рассуждение об истинных и ложных ценностях человека. Или, если угодно, - о форме и содержании. Как часто мы, забывая и отодвигая на второй план свою внутреннюю, истинную сущность, заботимся лишь о внешнем оформлении: стараемся быть богаче и, здесь это слово подходит как нельзя более удачно, круче, чем есть на самом деле.

Создавая иллюзию обеспеченной жизни, несчастный человек продает себя, вступая в сделку с собственной совестью. Тратит последние деньги, занимает, берет кредиты, но покупает дорогую шубу, ездит на модной машине и отдыхает на шикарных курортах. Желаний много, а возможностей нет, вот и пускается он во все тяжкие: лжет, мошенничает, предает. Таков и Свирид Голохвостый - мелкий цирюльник, который решил стать "властителем жизни".

Пересказывать содержание спектакля - дело неблагодарное. И даже ненужное. Финал, дабы создать интригу, так и вообще традиционно опускается. Но только не в этом случае, потому как он оказался необычным и отнюдь не предсказуемым.

Как известно, в пьесе Старицкого пройдоха "паликмахер", подтверждая истинность мудрой народной пословицы, погнавшись за двумя зайцами, остается у разбитого корыта. Правда торжествует: лгун и лицемер получает по заслугам. Режиссер же Юрий Береза под занавес бросает Голохвостого в объятия... Прони Серко, неожиданно простившей все его прегрешения.

Что это? Двойное наказание? Наказание недалекой дурочке, месяц с грехом пополам кое-как отмучавшейся в пансионе и наивно полагающей себя после этого великосветской барышней, и вертопраху-цирюльнику, уверенному, что настоящий джентльмен - это тот, кто всегда "пьян и сытый" и у кого "по моде платье сшито"?

А может, это что-то другое? Может, это жизнеутверждающая вера режиссера в, как бы высокопарно это ни звучало, победу добра над злом? И разве нет места в наше нелегкое время чуду? Ну могло же остаться в Свириде Петровиче (блистательно сыгранном Вячеславом Рещиковым), помешанном на деньгах, что-то человеческое, потому и награда ему - один "заяц".

Да и Проня Прокоповна (Лариса Шляндина) ну никак не вызывает отвращения, несмотря на свою ограниченность и жеманность, а только сочувствие и даже симпатию. Проню переполняют самые нежные чувства, и она то и дело сгребает несчастного ухажера в охапку и сжимает его в своих объятиях. А ее финальная фраза, сказанная жениху, прочувствованная и прожитая ("Не за ваши магазины шла. Я вас любила..."), и вовсе поднимает дочь Серко на недосягаемую ей доселе высоту.

Финал "мещанских страстей" по-дзержински каждый волен прочитать по-своему. А для этого - сходите на спектакль "За двумя зайцами"!..

Екатерина Козлова

"Дзержинская панорама", октябрь 2008 г.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры