Знак свастики что означает. Славянская свастика — значение, история, отличие

Главная / Чувства

Свастика — древнейший и наиболее распространенный графический знак в мире. Крест с обращенными вниз концами украшал фасады домов, гербы, оружие, украшения, деньги и предметы быта. Первые упоминания свастики датируется восьмым тысячелетием до н.э.

Значений у данного знака масса. Древние народы считали его символом счастья, любви, солнца и жизни. Все изменилось в 20 веке, когда свастика стала символом гитлеровского правления и нацизма. С тех пор люди позабыли о первобытном значении, а знают только то, что означает свастика Гитлера.

Свастика как эмблема фашистского и нацистского движения

Еще до того, как нацисты появились на политической арене Германии, свастику использовали военизированные организации в качестве символа национализма. В основном носили этот знак бойцы отряда Г. Эрхардта.

Гитлер, как он сам написал в книге под названием «Моя борьба», утверждал, что заложил в свастику символ превосходства арийской расы. Уже в 1923 году, на съезде нацистов, Гитлер убедил своих собратьев, что черная свастика на бело-красном фоне символизирует борьбу с евреями и коммунистами. Все начали постепенно забывать ее истинное значение, а начиная с 1933 года свастика у людей ассоциировалась исключительно с нацизмом.

Стоит учитывать и то, что не любая свастика есть олицетворением нацизма. Линии должны пересекаться под углом 90 градусов, а края должны быть заломлены в правую сторону. Крест в обязательном порядке должен находиться на фоне белого круга, окруженного красным фоном.

После окончания II Мировой Войны, в 1946 году, Нюрнбергский трибунал приравнял распространение свастики к уголовному преступлению. Свастика стала запрещенной, это указано в параграфе 86а уголовного кодекса Германии.

Что касается отношения Россиян к свастике, то Росскомнадзор отменил наказание за ее распространение без целей пропаганды только 15 апреля 2015 года. Теперь вы знаете, что означает свастика Гитлера.

Разнообразные ученые выдвигают гипотезы, связанные с тем, что свастика обозначает текущую воду, женский пол, огонь, воздух, луну и поклонение богам. Также этот знак выступал в роли символа плодоносной земли.

Левосторонняя или правосторонняя свастика?

Некоторые ученые полагают, что нет разницы, в какую сторону направлены изгибы креста, но есть и специалисты, имеющие другую точку зрения. Определять направление свастики можно как по краям, так и по углам. А если рядом нарисовано два креста, концы у которых направленные в разные стороны, можно утверждать, что этот «набор» олицетворяет мужчину и женщину.

Если говорить о славянской культуре, то одна свастика обозначает движение по солнцу, а другая – против него. В первом случае имеется в виду счастье, в другом – несчастье.

На территории России неоднократно находили свастику в разнообразных исполнениях (трех, четырех и восьми лучевую). Предполагается, что данная символика принадлежит индо-иранским племенам. Подобную свастику находили еще и на территории таких современных стран, как Дагестан, Грузия, Чечня… В Чечне свастика красуется на многих исторических памятниках, при входе в склепы. Там она считалась символом Солнца.

Интересен и тот факт, что та свастика, которую мы привыкли видеть, была излюбленным символом императрицы Екатерины. Она рисовала его везде, где обитала.

Когда началась революцию, свастика стала популярной среди художников, но нарком быстро это изгнал, так как данная символика уже стала символом фашистского движения,только-только начавшего существование.

Различие фашистской и славянской свастики

Самое существенное отличие славянской свастики от немецкой – направлением ее вращения. У фашистов оно идет по часовой стрелке, а у славян — против нее. На самом деле это далеко не все отличия.

Арийская свастика от славянской отличается толщиной линий и фоном. Количество концов у славянского креста может быть четыре или восемь.

Точное время появление славянской свастики назвать очень сложно, но впервые ее обнаружили на местах поселения древних скифов. Отметины на стенах датируются четвертым тысячелетием до н.э. Свастика имела различный дизайн, но схожие очертания. В большинстве случаев она значила следующее:

  1. Поклонение богам.
  2. Саморазвитие.
  3. Единство.
  4. Домашний уют.
  5. Мудрость.
  6. Огонь.

Из этого можно сделать вывод, что славянская свастика обозначала высокодуховные, благородные и позитивные вещи.

Немецкая свастика появилась в начале 20-х годов прошлого века. Обозначает она совсем противоположные вещи, по сравнению со славянской. Немецкая свастика, по одной из теорий, знаменует чистоту арийской крови, ведь Гитлер сам говорил, что эта символика посвящена победе арийцев над всеми другими расами.

Фашистская свастика красовалась на захваченных зданиях, форме и ременных пряжках, флаге Третьего Рейха.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что фашистская свастика заставила людей забыть о том, что имеет еще и положительную трактовку. Во всем мире она ассоциируется именно с фашистами, но никак не с солнцем, древними богами и мудростью… Музеи, имеющие в своих коллекциях древние орудия труда, вазы и прочие предметы старины, украшенные свастикой, вынуждены убирать их с экспозиций, ведь люди не так понимают значение этого символа. И это, на самом деле, весьма печально… Никто и не вспоминает, что когда-то свастика являлась символом гуманного, светлого и прекрасного. У незнающих людей, услышавших слово «свастика», сразу всплывает образ Гитлера, картины войны и ужасные концлагеря. Теперь вы знаете что означает знак Гитлера в древней символике.

Tags: , АГНИ - (ОГНЬ) Символ Огня, жертвенника и домашнего очага; обереговый символ Высших Светлых богов, Охраняющий жилища, храмы и древнюю Мудрость Богов. Так же, это славянский религиозный символ бога Агни; эры Овна – 2.000 лет до н.э. – начало нашей эры; Агни принесен в жертву наступившей эре Рыб – «победившего» иудаизма, христианства и ислама, поэтому в их войне против традиционного Славянства символ Агни наиболее активно ими преследуется как «фашистский»; Священного Огня жертвенника и домашнего очага; обереговый символ Высших Светлых богов, Охраняющий жилища, храмы и древнюю Мудрость Богов. Один из эпитетов бога Агни – Прамати; согласно индийским текстам, деревянный стержень, вращением которого добывают священный огонь, называется pramantha. И весь этот прибор для возжигания священного огня называется arani (uranas с санскрита означает «баран») и состоит из двух скрещивающихся деревянных брусков; в середине посредством бечевки вертят третью палку до тех пор, пока бруски не загорятся в точке вращения. Представителем бога Агни является баран (овен). Отсюда имя agnus (агнец), с санскритского agnis, с латинского ignis (огонь). Образ звездного Овна (Aries) является одним из символов Ариев, поскольку Овен – это символ Заратуштры (Зороастра), славянского волхва, основателя огненной религии зороастризма и учителя арийской расы. В египетской традиции Славянства изображался священный баран бога Амона. Агнцем называли и Астинью-Иисуса в христианской традиции Славянства. Поэтому так много изображений этого символа на христианских произведениях и предметах. С богом Агни связана цифра 7: Агни воплощает семь Сил, что выражается его фигурой с семью руками; семь душ Агни; семь его языков; семь путей жертвоприношений; семь изначальных элементарных Сил, связанных впоследствии с семью планетами; на границе Тельца и Овна находится созвездие Плеяд, которых тоже традиционно насчитывалось семь. В Египте семь Духов выступали в разных ипостасях и обличьях. XVII глава «Книги Мертвых» упоминает семь божеств загробного мира – Кху, которые связаны с символикой семи звезд Ковша Большой Медведицы – астрального символа гроба (ковчега) Осириса. «Избавьте меня, – говорит умерший, – от всех пороков, что скрыты во мне, как вы сделали это для семи Духов, которые идут среди следующих за их повелителем Сепой (одно из имен Осириса)». Семь Духов упомянуты как боги, состоящие в свите Гора, – это его сыновья. Их имена Местха (Амсет), Хапи, Туамутеф (Дуамутеф) и Кебхсеннуф (Кебексенуф) – боги четырех сторон света. Символика Агни-Овна связывается также с числом 3 и понятием триединства. Бог Агни управляет звездой Альциона (Эта Тельца, голубой гигант, 3-й звездной величины). Индийское название Криттика (Krittika, означает «топор») – звезда ракшасской, или низкой природы, обладающая силами смешанного характера: предоставляет физические, творческие силы, или энергию достижения величия; приносит телу или уму своего обладателя горячность, пылкость; управляет кастой интеллектуалов. Животное-символ – овца.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Символ свастики прочно укоренился в наших умах как олицетворение фашизма и гитлеровской Германии, как воплощение насилия и геноцида целых наций. Однако изначально у него совсем другое значение.

Побывав в азиатских краях, можно удивиться при виде «фашистского» знака, который здесь встречается практически в каждом буддистском и индуистском храме.

В чем же дело?

Предлагаем вам попробовать разобраться, что же представляет собой свастика в буддизме. Сегодня мы расскажем, что означает слово «свастика» в действительности, откуда это понятие пришло, что собой символизирует в разных культурах, а главное – в буддийской философии.

Что это такое

Если углубиться в этимологию, то выясняется, что само слово «свастика» восходит к древнейшему языку санскриту.

Его перевод наверняка удивит вас. Понятие состоит из двух санскритских корней:

  • су – добро, благость;
  • асти – быть.

Получается, что в буквальном смысле понятие «свастика» переводится как «добру быть», а если отойти от дословного перевода в пользу более точного – «приветствовать, желать успехов».

Этот на удивление безобидный знак изображается как крест, концы которого загнуты под прямым углом. Они могут быть направлены как по часовой стрелке, так и против нее.

Это один из самых древних символов, который к тому же распространен почти по всей планете. Изучая особенности становления народов на разных континентах, их культуру, можно увидеть, что у многих из них использовалось изображение свастики: в национальной одежде, бытовых предметах, деньгах, флагах, средствах защиты, на фасадах зданий.

Его появление относят приблизительно к концу периода палеолита – а это было десять тысяч лет назад. Считается, что он появился, «эволюционировав» из узора, который совмещал в себе ромбы и меандр. Символ встречается сдовольно раннего времени в культурах Азии, Африки, Европы, Америки, в разных религиях: в христианстве, индуизме и древней тибетской религии бон.

В каждой культуре свастика означает что-то свое. Так, например, для славян она была «коловратом» – символом вечного движения неба, а значит – жизни.

Но несмотря на незначительные различия, символ этот среди многих народов часто повторял свое значение: он олицетворял движение, жизнь, свет, сияние, Солнце, удачу, счастье.

Причем не просто движение как таковое, а непрерывное течение жизни. Наша планета раз за разом крутится вокруг своей оси, огибает солнце, день заканчивается ночью, сезоны приходят на смену друг другу – это и есть непрекращающийся поток мироздания.


Прошлый век полностью исказил светлое понятие свастики, когда Гитлер сделал ее своей «путеводной звездой» и под ее эгидой пытался захватить весь мир. В то время как большинство западного населения Земли до сих пор немного страшится этого знака, в Азии он не перестает быть воплощением добра и приветствием всему живому.

Как она появилась в Азии

Свастика, направление лучей которой было повернуто как по часовой, так и против часовой стрелки, пришла в азиатскую часть планеты предположительно благодаря культуре, которая существовала еще до возникновения расы ариев. Она называлась Мохенджо-Даро и процветала у берегов реки Инд.

Позже, во втором тысячелетии до нашей эры, она появилась за Кавказскими горами и в Древнем Китае. Еще позднее достигла границ Индии. Уже тогда символ свастики упоминался в «Рамаяне».

Сейчас он особенно почитается у индусов-вайшнавов и джайнистов. В этих верованиях свастика ассоциируется с четырьмя уровнями самсары. В северной Индии она сопровождает любое начало, будь то женитьба или рождение ребенка.


Что значит в буддизме

Практически повсюду, где воцарилась буддийская мысль, можно заметить знаки свастики: в Тибете, Японии, Непале, Таиланде, Вьетнаме, на Шри-Ланке. Некоторые буддисты называют ее также «мандзи», что в дословном переводе означает «вихрь».

Мандзи отражает неоднозначность мироустройства. Черточке по вертикали противостоит черта по горизонтали, и при этом они одновременно неделимы, они единое целое, подобно небу и земле, мужской и женской энергии, инь и ян.

Мандзи обычно закручена против хода часовой стрелки. При этом лучи, направленные в левую сторону, становятся отражением любви, сострадания, сопереживания, эмпатии, доброты, нежности. В противовес им – лучи, смотрящие вправо, которые олицетворяют силу, твердость духа, стойкость, мудрость.

Такое сочетание и есть гармония, след на тропе , его непреложный закон. Одно невозможно без другого – в этом секрет мироздания. Мир не может быть однобоким, поэтому сила не существует без добра. Благие поступки без силы слабы, а сила без добра порождает зло.


Иногда считается, что свастика – это «Печать сердца», ведь она была отпечатана на сердце самого Учителя. И эта печать отложилась во многих храмах, монастырях, холмах по всем азиатским странам, куда пришла вместе с развитием мысли Будды.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть добро, любовь, сила и гармония живут внутри вас.

Подписывайтесь на наш блог, и будем искать истину вместе!

Свастика - это только один из символов; всего у славян 144 основных свастических символа и каждый имеет свое название. Плюс сотни всевозможных вариаций (Символы-обереги славян). Называют символы солярными (символы Солнца, Светлых Богов) или яргические (ЯРГА). Слова с корнем ЯР обозначают действия производимые лучами Солнца, что непосредственно связано с плодотворящим временем весны. ЯР - оплодотворяющая, созидающая сила. Яриться - «иметь похоть». Ярый - «сильный», «мужественный». Яровой - «весенний, посеянный весной», ярина - «ячмень, овес», ярь - «растительная сила почвы», яровое, яровик - «поле, засеянное яровым хлебом». Ярило-Солнце.

Слова начинающиеся и оканчивающиеся на ГА означают природное движение, перемещение предметов, живых существ, чувств, мыслей. Имеется большая группа слов, которых окончание ГА - наделяет сверхъестественной силой, особым состоянием, нечеловеческими возможностями. Вьюга, пурга, шурга (летний столбовой вихрь), юга (теплый ветер в знойное лето), селенга (восточный ветер на Байкале), влага, яруга. ГА - перемещение, движение огромных воздушных масс, дождя и снега под воздействием природных сил.

Яргические знаки делят на 4 вида - линейный (1), начальный (2), смешанный (3), изобразительный (4).
Изобразительный делится на 2 типа - растительный и животворный.
Линейный также делится на 2 типа - прямолинейный (линейно-угловой) и криволинейный (круговой). Каждый из которых делятся на 3 подтипа - образцовый, многоногий, сложный и сложно-разветвленный. Скругленный, круговой, вихревой (спиральный).

Начертательно-смысловая классификация яргических знаков

Знаки с 1 по 6 и 2-2 составляют историческую, начертательную и смысловую основу, на которой шло развитие остальных видов, типов и подтипов яргических знаков.
Знаки 1,2,3 называются образцовыми (оси пересекаются под углом 90 °, а знаки 4,5 - классическими (угол пересечения осей 45 °).

Лучи (ноги) яргических знаков могут не только загибаться под любым углом из срединной точки, но плавно виться и ветвиться в зависимости от заложенного в них смысла.

Яргические узоры на Руси

Исследование пространства русских узоров позволяет дать определение его композиционному решению как правилу всюдности. Т.е. заполнение всего поля (пространства), выделенного под рисунок, образно-осмысленными узорами, самостоятельными знаками. Такой подход является наиболее характерным для русской вышивки и ткачества (Свастика в русской народной культуре XIX века).
Узоры движутся параллельными рядами, внимание мастерицы рассредоточивается и вместо того чтобы концентрироваться на каждом образе в отдельности, она приучается схватывать их соотношение, общую связь. Установку этого рода можно рассматривать как возведение мысли от отдельных объектов (частей картины или узора) существования к высшей идее, которую выражает композиция в целом.
Образы жизни, захватывающие всё поле вышивки отражаются в узорах русской крестьянки и безвестных мастеров средневековой Руси. Это же явление отмечено и во фракийском искусстве (I тыс. до н.э.) для которого была характерна «боязнь пустого пространства». Поэтому всё оно заполнялось осмысленными знаками.

Важно также выделить правило двуличности - техника исполнения узора позволяющая получать на изнаночной части ткани обратный рисунок лицевого узора с такой же чистотой выработки. По отношению к ярге оно называется правилом полноты сущности. При током выполнении ярги, знак обладает одновременно левым и правым направлениями (на лицевой и изнаночной стороне вышивки, ткачества), объединенными в одной вещи, выступающей третьей стороной.

Правосторонняя и левосторонняя свастика

Правосторонняя свастика - вращение по часовой стрелке (лучи направлены вправо). Символы рождения и развития (созидательная солнечная энергия).

Левосторонняя свастика - вращение против часовой стрелки (лучи направлены влево). Символ энергии «разрушения».
Чтобы родилась новая солнечная система, сначала должно взорваться одно из Солнц, т.е. деструктироваться и очиститься от старой программы, затем происходит новое созидание.
Левосторонняя свастика - это символ очищения, обновления и оздоровления. Ношение или использование этого символа не разрушает, а очищает.

Любая свастика является знаком света, жизни, здоровья. Правосторонняя свастика - знак весеннего солнца, а левосторонняя - осеннее солнце.

Из википедии - принято ассоциировать правосмотрящую свастику (лучи направлены вправо) с вращением по часовой стрелке. Однако правосмотрящая свастика может вращаться по и против часовой стрелки. Понятие вращения свастики представляется туманным.

Значение свастики зависит от цвета - оранжевая «солнечная» (лучами направо) — счастье, благополучие, вечность. Белая «лунная» (лучами налево) — агрессия, сила, богоборчество (употребляется тибетскими колдунами).

Ярга-свастика в культуре средневековой Руси

Булавка (кон. XII в). Перстень новгородского типа (XIII-XIV в). Пряжка (XIII в)

Воссозданная свадебная сряда (одежда) девушки-вятички (по материалам погребений вятичей). Увеличенные детали одежды и украшений-оберегов невесты (XII ст).

Ромб и его значение на одежде славян

Ромб, как и ярга, относится к древнейшим знакам человеческой культуры, известен со времен палеолита. Имеет много значений, например - обозначает круг года, землю, плодородие, женское начало; священное изображение женщины, как знак плодовитости, продолжение жизни. В книге П.И. Кутенкова «Ярга-свастика - знак русской народной культуры» дается значение ромба в системе женских сряд. Ромб в зависимости от его расположения в узоре, выступает знаком места пребывания Души.

Ромб на одежде славян

В продолжение детородного времени женщина носила рубахи, в узорах которых на значимых местах размещались ромбы с продленными сторонами.

С момента окончания детородного времени и до своей старости женщина последовательно носила 4 подтипа сряд, на основных одеждах которых - рубахах и запонках, через изменения ромба показана неумолимость перехода человека из этого мира на тот свет. Этот временной период подготовки к уходу в иной мир длился до нескольких десятков лет. Ход времени отражался посредством изменения узорирования косых поликов туникообразных рубах, а также на запонах. (Косым поликом в женской рубахе называлась трапециевидная вставка в стан, спереди и сзади смотревшаяся как треугольная вставка - косой палик).

В первом подтипе последетородной рубахи швы полика украшены кумачовой лентой и вышивкой из ромбов с продленными сторонами, называемыми - ряпьём. На рубахах второго подтипа, надеваемой через 6-8 лет, швы узорированы только ряпьём. Еще через несколько лет надевается третий подтип, на швах поликов которого носится узор из полуромбов, вышитый только одним черным цветом, называемый - в полряпья одним чёрным. И старухи в 75-80 лет надевают четвёртый подтип сряды, все одежды которого белого цвета, а на швах поликов рубах отсутствуют какие-либо знаки.

В приведенном порядке ношения одежд отчётливо и однозначно народная исконь посредством изменения ромба выразила мысль о временности человеческого тела и пребывания в нём души. Через систему знаков отражено последовательное, постепенное приближение человека к смерти - уход в мир предков. Ромб с определенными сторонами в одеждах данного типа, состоящего из четырех подтипов, выступает знаком «дома» души, символом её земного бытия. Заканчивается земная жизнь - исчезает ромб.

Традиция не знает жёстких временных рамок ношения того или иного подтипа сряд. Каждая пожилая баба сама определяет временные рамки ношения того или иного подтипа одежд в последетородное время. Одновременно с изменением знакового образа рубах и запонов идёт изменение знаково-символического ряда в понёвном солнечном календаре жизни. Течение последетородного времени ведёт к уменьшению числа квадратов на одном полотне поневы от восьми до шести. Изменение числа квадратов в понёвном календаре жизни показывало уменьшение возможностей женщины по продолжению рода, приближение её к переходу в мир иной.

Установленная последовательность изменения ромба позволяет толковать его как знак земной жизни и дома души. Удивительно, но человек сам определяет время жизни в этом мире, отражая срок окончании своего пребывания на Земле посредством знакового образа одежд.

Фрагмент скатертини.
Строчка. Браное ткач.
Середина XIX ст.

Кінець рушники.
Браное ткач.
Кінець XIX ст.

Кінець рушники.
Браное ткач.
Кінець XIX ст.

Кінець рушники.
Браное ткач.
Початок XIX ст.

Кінець рушники.
Вишивка.
Середина XIX ст.

Фрагмент рушники.
Банне ткач.
Кінець XIX ст.

Фрагмент жіночої сорочки.
Вишивка.
Кінець XIX ст.

Фрагмент скатертини.
Вишивка.
Кінець XIX ст.

Кінець рушники.
Браное ткач.
Початок XIX ст.

Кінець рушники.
Банне ткач.
Кінець XIX ст.

Ромб на сряде печального времени

В этом типе сряд в продолжение трёх лет также носятся 4 подтипа сряд, белых кручинных одежд.

Первые 40 дней кручины надевают только белые одежды. На поликах рубахи отсутствуют какие-либо знаки. Через 40 дней, после проводов души, надевается второй подтип белых кручинных одежд. На швах поликов рубахи появляется полуряпей (полуромб) с продленными сторонами, вышитый только чёрным цветом (традиция знает и другие цвета - синий). Этот подтип носится около года, после чего сменяется третьим подтипом, где швы косых поликов вышиты в полряпья чёрным с красным, т.е. чередование чёрных и красных полуромбов. В третий год печали близкие родичи надевают сряду, в которой швы поликов рубахи, а также запястья рукавов и подол запона вышиты ромбом с продлёнными сторонами - ряпьём. На третью годовщину после проведения последних частных поминок кручинная одежда сменяется на детородную, праздничную. Закончена печаль - забота, «гребта» о душе, ушедшей в «мир» родителей, к Богу. В солнечном поневном календаре жизни в таком случае увеличивается количество квадратов-глаз с шести до восьми.

В таком последовательном изменении узора - постепенном появлении ромба с продленными сторонами - выражена идея, основанная на древних знаниях - оказание помощи родичами, душе умершего в обустройстве на том свете, рождения-возрождения её в ином мире. Это понимание находит созвучие в живом русском языке. В нём слова «печаль и кручина» понимаются как - заботиться усердно, ревностно заступаться, покровительствовать, печься, брать на попечение и т.д. (Даль В.И.).

Исходя из народного мировоззрения, можно предположить, что с каждым месяцем дух становится «взрослее» и всё меньше ему надо энергетической помощи со стороны душ родичей, оставшихся на земле. Окончание кручины означает, что дух обрел свой «дом» в ином мире.

Во время ношения 4-х подтипов сряд последетородных и 4-х подтипов сряд печальных - ромб с продленными сторонами выступает знаком, обозначающим место пребывания души. В одном случае таким местом является человек, «этот свет», в другом - «мир иной», тот свет. Оба места пребывания души в народном мировоззрении относятся к божьему творению, миру, божьему дому. Квадрат и ромб с продленными сторонами знаменуют божественное течение жизни, т.е. течение жизни по законам Бога, осененное особым священным знаком.

Славянская свастика , ее значение для нас должно быть предметом особого внимания. Путать фашистскую свастику и славянскую можно только при полном незнании истории и культуры. Вдумчивый и внимательный человек знает, что свастика не является изначально «брендом» Германии времён фашизма. Сегодня не все люди помнят истинную историю возникновения этого знака. И всё это благодаря мировой трагедии Великой Отечественной Войны, прогремевшей по Земле под штандартом подчиненной свастики (заключенной в неразрывный круг). Нужно разбираться, чем же был этот символ свастики в славянской культуре, почему он почитается до сих пор, и как сегодня мы можем применять его на практике. Помним о том, что нацистская свастика в России запрещена.

Археологические раскопки на территории современной России и в соседних с ней странах подтверждают, что свастика намного более древний символ, чем возникновение фашизма. Так, есть находки с изображениями солярного символа, датируемые 10000-15000 годами еще до наступления нашей эры. Славянская культура изобилует многочисленными фактами, подтвержденными именно археологами, что свастику применял наш народ повсеместно.

сосуд, найденный на Кавказе

Славяне еще сохранили память об этом знаке, ведь до сих пор передаются схемы вышивок, а также уже готовые полотенца, либо домотканые пояса и другие изделия. На фото - пояса славян разных регионов и датировки.

Подняв старинные фотографии, рисунки, можно удостовериться, что и у русских массово использовался свастичный символ. Например, изображение свастик в лавровом венке на деньгах, оружии, стягах, нарукавных шевронах солдат-красноармейцев (1917-1923 гг.). Честь мундира и солярный символ в центре символики были едины.

Но даже и сегодня можно встретить как прямую, так и стилизованную свастику в сохранившейся в России архитектуре. Для примера возьмем только один город Санкт-Петербург. Присмотритесь к мозаике на полу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, либо Эрмитажа, к виньеткам из ковки, лепке на зданиях по многим улицам и набережным этого города.

Пол в Исаакиевском соборе.

Пол в Малом Эрмитаже, зал 241, «История древней живописи».

Фрагмент потолка в Малом Эрмитаже, зал 214, «Итальянское искусство конца XV —XVI вв».

Дом в Петербурге на Английской набережной, д. 24 (год постройки здания 1866).

Славянская свастика – смысл и значение

Славянская свастика – это равносторонний крест, концы которого одинаково загнуты в одну сторону (иногда по движению стрелок часов, иногда – против). На изгибе концы по четырем сторонам фигуры образуют прямой угол (прямая свастика), а иногда – острый или тупой (косая свастика). Изображали символ с заостренными и закругленными загибами концов.

К таким символам ошибочно могут относить двойную, тройную («трискелион» с тремя лучами, символ Зервана – бога пространства и времени, судьбы и времени у иранцев), восьмилучевую («коловрат» или «коловорот») фигуру. Эти вариации неправильно называть свастиками. Наши предки славяне каждый символ, пусть и похожий чем-то на другой, воспринимали как силу, имеющую отдельное свое назначение и функцию в Природе.

Смысл свастике наши родные пращуры придавали такой – движение сил и тел по спирали. Если это солнце, то знак показывал вихревые потоки в небесном светиле. Если это Галактика, Вселенная, тогда понималось движение небесных тел по спирали внутри системы вокруг некоего центра. Центром является, как правило, «самосиянный» свет (белый свет, не имеющий источника).

Славянская свастика в других традициях и народах

Наши предки славянских родов в давние времена наравне с другими народами почитали свастичные символы не только как обереги, но также и как знаки, имеющие сакральное значение. Они помогали людям выходить на контакт с богами. Так, в Грузии верят до сих пор, что закругленность углов в свастике обозначает не что иное, как бесконечность движения во всем Мироздании.

Индийская свастика сейчас начертана не только на храмах разных арийских богов, но и применяется как защитная символика в домашнем обиходе. Чертят этот знак перед входом в жилище, рисуют на посуде, используют в вышивке. Современные индийские ткани до сих пор выпускаются с рисунками закругленных свастичных символов, похожих на распустившийся цветок.

Рядом с Индией, в Тибете, буддисты не менее уважительно относятся к свастике, чертя ее на статуях Будды. В этой традиции свастика обозначает, что круговорот во Вселенной бесконечен. Во многом на основе этого сложен даже целый закон Будды, о чем зафиксировано в словаре «Буддизм», Москва, изд. «Республика», 1992 г. Еще во времена царской России, император встречался с буддийскими ламами, находя много общего в мудрости и философии двух культур. Сегодня ламы используют свастику как охранный знак, оберегающий от злых духов и демонов.

Славянская свастика и фашистская отличаются тем, что первая не включена в квадрат, круг или еще какой-либо контур, тогда как на флагах нацистов мы наблюдаем, что фигура чаще всего располагается в центре белого круга-диска, расположенного на красном поле. Славяне никогда не имели желания или цели помещать знак какого-либо Бога, Господа либо силы в замкнутое пространство.

Речь идет о так называемом «подчинении» свастики, чтобы она «работала» на тех, кто ее использует по своему произволу. Есть мнение, что после того, как на этот символ обратил внимание А.Гитлер, был проведен особый колдовской обряд. Мотив обряда был следующим – начать управлять при помощи небесных сил всем миром, подчинив себе все народы. Насколько это правда, источники молчат, но зато многие поколения людей смогли увидеть, что можно сделать с символом и как его очернить и использовать в своих интересах.

Свастика в славянской культуре – где применяется

Свастика у славянских народов встречается в разных знаках, которые имеют свои названия. Всего таких названий насчитывается сегодня 144 вида. Среди них популярны следующие вариации: Коловрат, Чароврат, Посолонь, Инглия, Агни, Сваор, Огневик, Суасти, Яроврат, Сварга, Расич, Святоч и другие.

В христианской традиции до сих пор используют свастики, изображая на православных иконах различных святых. Внимательный человек увидит такие знаки на мозаиках, картинах, иконах, либо одеянии священника.

Маленькие свастики и двойные свастики, изображенные на одеянии Христа Пантократора Вседержителя – христианской фрески Софийского собора Новгородского Кремля.

Сегодня используют свастичные символы те славяне, которые продолжают чтить коны своих предков и помнят своих Родных Богов. Так, на празднование дня Перуна Громовержца водятся хороводы вокруг выложенных на земле (или начертанных) свастичных знаков – «Фаш» или «Агни». Есть также многим известный танец «Коловрат». Магический смысл знака передавался из поколения в поколение. Поэтому понимающие славяне сегодня свободно могут носить обереги со свастичными знаками, использовать их в качестве талисманов.

Свастика в славянской культуре в разных местах России воспринималась по-разному. Например, на реке Печоре жители называли этот знак «заяц», воспринимая его как солнечный зайчик, луч солнечного света. А вот в Рязани – «ковыль», видя в знаке воплощение стихии ветра. Но и пламенную силу в знаке народ ощущал. Так, встречаются названия «солнечный ветер», «огнивцы», «рыжик» (Нижегородская область).

Понятие «свастика» преображалось в смысловое значение – «то, что пришло с Небес». Здесь заключены: «Сва» – Небеса, Сварга Небесная, Сварог, руна «с» – направление, «тика» – бег, движение, приход чего-либо. Понимание происхождения слова «Суасти» («Свасти») помогает определять силу знака. «Су» – добро или прекрасное, «асти» – быть, пребывать. В общем, можно резюмировать значение свастики – «Быть добру!» .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры