Анализ рассказа Толстого «После бала. Анализ рассказа "После бала" Толстого Л.Н События в рассказе после бала

Главная / Бывшие

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Литература. 8 класс.

Л.Н.Толстой «После бала» -

1. Отметить верное высказывание.

А. Сюжет – это рассказ о жизни героя

Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев

В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени

2. Отметить место действия рассказа.

А. Петербург

Б. Москва

В. Губернский город

Г. Уездный город

3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

Б. Полковник

В. Ивана Васильевича

Г. Инженера Анисимова

4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой

6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде

Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди

В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека

7. Отметить, каков тип композиции рассказа.

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.

А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место

Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции

А. Чтобы придать повествованию достоверность

Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей

В. Оба варианта правильные

10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

А. Нет, он не хочет рассуждать

Б. Да, он негодует, выступает против произвола

В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

А. Антитеза – это сопоставление разных понятий

Б. Противопоставление понятий

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

12. Отметить правильное утверждение.

А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности

Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом

13. Отметить время действия в рассказе.

А. Царствование Александра I

Б. Царствование Николая I

В. Царствование Александра II

А. Из уст присутствующих на балу

15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

А. Негодование

Б. Бессилие

В. Тоску

16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви

В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

17. Отметить верный вариант.

А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала

Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции

18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

4 – В

5 – Б

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 - В

10 - В

11 – В

12 – Б

13 – Б

14 – Б

15 – В

16 – В

17 – Б

18 - В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.

Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....

Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...

Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Данный материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте ведётся работа по отработке сравнительной хар...

Учитель русского языка и литературы – Панькова З.В.

МБОУ «Посельская СОШ»

Бичурский район, Республика Бурятия

Тест: Л.Н.Толстой «После бала» - 8 класс

1. Отметить верное высказывание.

А. Сюжет – это рассказ о жизни героя

Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев

В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени

2. Отметить место действия рассказа.

А. Петербург

Б. Москва

В. Губернский город

Г. Уездный город

3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.

Б. Полковник

В. Ивана Васильевича

Г. Инженера Анисимова

4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.

А. Любовь к Вареньке

Б. Любовь к Вареньке и её отцу

В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку

5. Отметить, чем закончилась история любви героя.

А. Благополучно

Б. Любовь пошла на убыль

В. Герой резко порвал отношения с любимой

6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.

А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде

Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди

В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека

7. Отметить, каков тип композиции рассказа.

А. Рассказ в рассказе

Б. Повествование от первого лица

8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.

А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место

Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции

9. Отметить, для чего необходим автору образ рассказчика.

А. Чтобы придать повествованию достоверность

Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей

В. Оба варианта правильные

10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.

А. Нет, он не хочет рассуждать

Б. Да, он негодует, выступает против произвола

В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного

11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».

А. Антитеза – это сопоставление разных понятий

Б. Противопоставление понятий

В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

12. Отметить правильное утверждение.

А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности

Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом

13. Отметить время действия в рассказе.

А. Царствование Александра I

Б. Царствование Николая I

В. Царствование Александра II

А. Из уст присутствующих на балу

15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.

А. Негодование

Б. Бессилие

В. Тоску

16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.

А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя

Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви

В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел

17. Отметить верный вариант.

А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала

Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции

18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.

Ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

4 – В

5 – Б

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 - В

10 - В

11 – В

12 – Б

13 – Б

14 – Б

15 – В

16 – В

17 – Б

18 - В

Рассказ “После бала” совсем небольшой, но описанных событий в нем много.

Сначала идет описание бала, герой влюблен в юную и прелестную Вареньку, также он очарован и ее отцом, полковником, который произвел впечатление глубоко порядочного и доброго человека. Весь вечер рассказчик только и думал о Вареньке, мечтал о женитьбе на прекрасной девушке. Мысли о девушке насколько полонили нашего героя, что он и заснуть не смог.

Он вышел на улицу и прогуливался, как вдруг перед глазами его предстала совершенно другая сцена: добродушный и вежливый отец Вареньки жестоко наказывал солдата, это насколько шокировало героя, что и любовь к Вареньке сошла на нет.

Рассказ Л.Толстого “После бала” рассказывает нам о душевных переживаниях молодого человека Ивана Васильевича, который был влюблен в дочь полковника. Военачальник и его дочь Варенька так поначалу впечатлили молодого человека, что он решил на ней жениться. Особенно остро состояние влюбленности и восхищение отцом девушки проявилось во время бала, который устроили по случаю Масленицы накануне Прощеного воскресенья. Эти дни предваряют начало Великого поста.

На балу отец и дочь были радостны, милы и радушны. После бала молодой человек не мог уснуть и стал свидетелем наказания солдата, который провинился. Оно было весьма суровым и даже жестоким, но даже такая жестокость не удовлетворила полковника и он ударил уже избитого солдата. Эта сцена поразила Ивана Васильевича до глубины души и он отвратился как от отца, так и от дочери. Этим и заканчивается рассказ.

Первое, – это бал, где Иван Васильевич танцует с Варенькой, любуется ею, влюблен в нее, питается этой влюбленность. Затем танец Вари с ее отцом и восхищение этой семьей.

Второе, – сцена, которую герой видит после бала, на утренней прогулке (не спалось ему от избытка чувств). Тот полковник, которым все восхищались, милый, обаятельный старик превратился в тирана, когда наказывал беглого татарина.

Вся эта история, кстати, имеет реальный прототип, так как реально происходила с братом Льва Николаевича.

Молодой человек, влюбленный в очаровательную Вареньку, на балу видит ее отца и тот производит на него приятное впечатление. Ему кажется, что этот человек добрый и благородный. Но после бала он видит казнь солдата, которого били шпицрутенами. В этой сцене отец Вареньки, полковник, предстает совсем иным. Он равнодушный и жестокий. Осознание этого приводит молодого человека в шоковое состояние. После этого любовь к Вареньке сошла на нет.

История создания . Происходящее в рассказе имеет прямое отношение к событиям, происходившим в семье Льва Толстого. В студенческие годы писатель вместе с братом Сергеем жил в Казани. Брат был влюблён в Варвару - дочь высокопоставленного военного Корейша.

Он часто бывал в семье своей избранницы. Однако однажды он увидел, как под руководством этого начальника полк издевается над солдатом. И тогда Сергей разочаровался в своей любви и бросил Варвару.

Эта история настолько глубоко запала в душу писателя, что он пронёс её через всю свою жизнь, пока уже в преклонном возрасте не сделал её основой для своего рассказа. Сначала рассказ назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите». В конце концов Толстой остановился на том названии, под которым рассказ известен сегодня.

Сюжет . Композиционно рассказ разбит на две части. В первой части изображена прямо-таки идиллическая картина. Главный герой влюблён в Вареньку - дочь генерала; генерал устраивает пышный бал, на котором присутствует и герой. Он знакомится с отцом своей возлюбленной, который ему очень понравился.

Генерал - красивый, здоровый и бодрый, несмотря на пожилой возраст. А главное - он настолько любит свою дочь, что ради её благополучия экономит на себе; например, заказывает для себя обувь у простого армейского сапожника, вместо того чтобы приобрести новую. Вторая часть резко контрастна первой.

На следующее утро герой видит, как генерал, этот прекрасный душой и телом человек, осуществляет жестокую расправу над солдатом-татарином, попытавшимся совершить побег. Когда солдат, осуществлявший экзекуцию, недостаточно сильно ударил провинившегося, то генерал начал его бить. Это показалось герою настолько диким, что его чувства к Вареньке совершенно угасли. Видимо, генерал только казался добрым и любящим, а в «рабочей обстановке» показал своё истинное лицо.

Проблематика . Рассказ имеет несколько смысловых пластов. И лицемерие и порочность генерала - только самый верхний пласт, некая вершина айсберга. Cначала бал - свет и роскошь, улыбки и хорошее настроение, красивая музыка. А на утро - серое туманное небо, бой барабана и флейты, суровый полковник. Две разные сцены - бал и плац, где раскрывается образ и характеристика отца Вареньки. Был идеальный, любящий отец, а превратился в жестокого офицера.

Рассказчик поражен таким поведением, он как будто прозрел, увидев поведение человека в разных ситуациях. Еще больше ему противно, что полковник сделал вид, что не узнал его. Став свидетелем мерзкой сцены, ему стыдно и тошно.

Характерно, что в рассказе изображено время молодости писателя - годы Николая I. Видимо, Лев Толстой созданием своего произведения хотел намекнуть, что через многие десятилетия после описываемых событий в обществе ничего не поменялось. Отказался ли герой от любви, расставшись с Варенькой? Очевидно, что нет. Наоборот, он расстался с ней для любви, поскольку понял, что в отношениях с ней никакой любви уже быть не может.

Жанр произведения. «После бала» - это небольшое прозаическое произведение, рассказ. На первый взгляд, он продолжает традиции русского реализма XIX века. Однако весьма глубокий символизм рассказа вкупе с некоторой поверхностностью и «памфлетностью» внешнего плана роднит его с литературой новой эпохи. Описание длительной любовной истории укладывается всего в несколько страниц, а резкая контрастность между первой и второй частями композиции только усиливает символический смысл повествования.

Смысл названия . Примечательно, что рассказ называется «После бала». Это уже вносит некую интригу в первую половину произведения, где описывается сам бал. Само событие, на котором акцентирует внимание автор, происходит в заключительной части повествования, однако лишь оно содержит главную его идею: всё, что происходило до события, произошедшего после бала, оказалось просто суетой.

Герои . В рассказе имеется три главных персонажа. Во-первых, сам рассказчик - Иван Васильевич. Это молодой человек, влюбленный, не лишенный сострадания и порядочности. Истинная любовь для него - чувство всеобъемлющее. В образе Ивана Васильевича, таким образом, Лев Толстой изобразил в том числе и себя.

Во-вторых, это генерал. Счастливый любящий отец, хороший семьянин. Долгое время генерал вызывает восхищение, Иван Васильевич его прямо-таки боготворит. Однако в конце концов выясняется истинная сущность этого социума.

Варенька, возлюбленная рассказчика. Она олицетворяет собой христианские добродетели - веру, надежду и любовь. В какой-то момент эти христианские установки оказываются лишёнными настоящего смысла, что выражается в угасании любви рассказчика к Вареньке.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры