Аниш Капур – мастер простых форм. Гороскопы художников

Главная / Бывшие

Капур Аниш


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Стихия Огня , выраженая в натальной диаграмме, обеспечивает вас интуицией, энергией, храбростью, уверенностью в себе и энтузиазмом. Вы склонны быть страстным, утверждаете силу воли. Вы двигаетесь вперёд и, не смотря ни на что, достигаете ваших мечтаний и целей. Относительная слабость этого элемента - трудность отстраниться или своего рода смелость, приывающая вас делать глупости.

    Выраженная в диаграмме стихия Воздуха способствует усилению вашего вкуса к информации, общению, отношениям и ко всем видам изменений: реальным - путешествия или символическим - новые идеи, предположения мнения. Вы получаете гибкость и адаптируемость, теряя в способности защиты своих прав или в прагматизме.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Рыбы

И не желая того, вы всегда сталкиваетесь с неприятностями, а это приводит к многочисленным проблемам. С раннего детства под влиянием родителей вы придерживаетесь строгой дисциплины. С одной стороны, вы можете проявлять склонность к нытью и жалобам, но с другой стороны, при удачном ходе вещей, вы становитесь полны энтузиазма, проявляете приветливость, излучаете любовь к другим. В этом сочетании больше, чем в других, следует учитывать остальные стихии и качества, а также планетарные аспекты.

Аниш Капур. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Аниш Капур

Солнце в Рыбах
Вы сострадательны и терпимы, добры к другим и не хотите никого обидеть. Не всегда быстро принимаете решения, преодолевая свою потребность бежать от трудностей. Вы созидательны, духовны и часто мистичны. Вы приятный человек, обладающий обаянием. Легко оказываетесь в подчинении у кого-либо и любите животных.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Аниш Капур

Луна в Близнецах
Ваша эмоциональная сторона требует разнообразия и новизны, а не постоянства и глубины чувств. Вас больше впечатляют мысли, чем чувства. Ваши органы чувств служат прежде всего разуму, а только потом эмоциям. Это увеличивает вашу способность к постоянному наблюдению и рассуждению. Ваш ум переменчив и иногда бессистемен, но вы можете усваивать огромное количество мелочей. Вы любите действие и движение, как физическое, так и умственное. У вас не сильно развита интуиция, и вы скорее склонны к наблюдению. Быстро накапливаете впечатления, которые можете выразить с помощью слов. Для вашей психологической стабильности имеют очень большое значение ваши наклонности, а также потребность делать несколько дел одновременно. Вас больше интересуют события, происходящие здесь и сейчас, чем то, что было в прошлом. Поскольку вас захватывают переменчивые чувства, вы очень быстро растрачиваете свои силы, бросаясь в разные стороны, что становится причиной нервного напряжения. Вы знаете как угодить другим, а иногда, ради собственного благополучия, вы даже прибегаете к хитрости. Ваш беспокойный характер постоянно ищет чего-то нового.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Аниш Капур

Меркурий в Рыбах
Вы обладаете экстрасенсорными способностями и тонко развитой интуицией, вы любите учиться и жадно поглощаете знания, а не штудируете учебники. У вас отличная память, вы вдумчивы, романтичны и поэтичны. Иногда скрываете то, что думаете на самом деле, и бываете откровенны только с близкими друзьями или родными. Такая позиция Меркурия указывает на двойственность, которая приводит к внутренним противоречиям. А если к этому добавить, что вы легко поддаётесь чужому влиянию, то совсем не удивительно, что вы часто меняете настроения и бываете слишком чувствительны. Вы очень ранимы. Гармоничное окружение имеет для вас очень большое значение, так как ваши реакции скорее подсознательные, нежели осознанные. Вы стараетесь быть эрудированным человеком. Используйте свои многочисленные таланты и врожденное остроумие для борьбы со своими потенциальными недостатками.

Гармония: мера, сопряжение, симпатия, слаженность, ценности

( Anish Kapoor ) родился в Бомбее, Индия. Посещал The Doon School в Dehra Dun. Переехал в Англию в 1972, где проживает с тех пор. Изучал искусство в Hornsey College of Art (Университет Мидлсекс) и в Chelsea School of Art Design. Аниш Капур работает в Лондоне, хотя часто посещает Индию.В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура». Произведения скульптора как правило просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. Ранние работы часто были покрыты пигментом, который покрывал работу и пол вокруг нее.


Клауд-Гейт (Облачные врата) Чикаго

Эллиптическая скульптура представляет собой серию сваренных воедино и тщательно отполированных пластин из нержавеющей стали, которые отражают знаменитый городской горизонт и облака над ним. Построенная в 2004-2006 годах, скульптура имеет прозвище «боб» за свою бобообразную форму. Скульптура состоит из 168 листов нержавеющей стали, отполированных настолько, что её внешняя поверхность не имеет видимых швов. Размеры скульптуры - 10 (высота) х 20 (длина) х 13 (ширина) метров, вес - 110 тонн.

Порой работы Аниша Капура имеют зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение. С конца 1990-х Капур создал ряд масштабных работ, включая Taratantara (1999), 35-метровое произведение, установленное в Baltic Flour Mills в Гейтсхеде, Англия и Марсий (2002), большая работа из стали и поливинила в Турбинном зале Галереи Тейт-Модерн.



Инсталляция в Королевской академии "Высокое дерево и глаз"

В 2000, одна из работ Капура Параболические воды, состоящая из вращающейся окрашенной воды, была показана в Лондоне. В 2001 Зеркало неба, большое зеркальное произведение, которое отражало небо и окружающее пространство, было установлено в Ноттингеме. В 2004 Врата облаков, 110-тонная стальная скульптура, торжественно открыта в парке «Миллениум» в Чикаго.

Осенью 2006, другая зеркальная скульптура, также названная Зеркало неба , была показана в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке.



Инсталляция в Национальном музее искусств.


Его работы представлены в музеях всего мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Тейт-Модерн в Лондоне, Fondazione Prada в Милане, в Музее Гугенхейма в Бильбао, De Pont Foundation в Голландии и 21st Century Museum of Contemporary Art в Японии.





Постройка «Leviathan» на выставке Monumenta 2011 в Большом дворце в Париже

Отражение посетителей в произведении Аниша Капура в музее Вюрт (Wuerth Art Museum) в городе Эрштейн (Erstein) недалеко от Страсбурга. Музей создан Рейнгольдом Вюртом, немецким коллекционером произведений искусств и основателем группы компаний Wuerth Group. Фото сделано в день официального открытия музея 25 января 2008 года.

Капур представлял Великобританию на Венецианской биеннале в 1990, где ему была присуждена Premio Duemila; в следующем году он стал лауреатом Премии Тернера. Персональные выставки работ скульптора проходили в Галерее Тейт и Hayward Gallery в Лондоне, Kunsthalle Basel в Швейцарии, Национальном художественном музее королевы Софии в Мадриде, Национальной галерее в Оттаве, Музее современного искусства в Бельгии, CAPC Museum of Contemporary Art в Бордо и Centro Cultural Banco do Brasil в Бразилии.

(англ. Anish Kapoor , р. 1954) - современный британско-индийский художник, скульптор. Лауреат премии Тернера 1991.

Биография

Аниш Капур родился 12 мая 1954 года в г. Бомбей (Мумбай), Индия. Его отец был индийцем, а мать еврейской иммигранткой из Багдада (дед Капура работал в синагоге в Пуне). В Индии учился в школе-интернате для мальчиков Doon (The Doon School) в г. Дехрадун. После окончания, в 1971-1973 гг. вместе с братом путешествовал по Израилю. В это время он пробовал учиться на электротехника, но после 6 месяцев занятий бросил данное занятие. В Израиле Аниш Капур решил стать художником и в 1973 году уехал в Англию, чтобы учиться в Колледже искусств Хорнсей (Hornsey College of Art) и затем в Школе искусств и дизайна Челси (Chelsea School of Art and Design). Во время обучения подрабатывал моделью у художника Пола Нигу (Paul Neagu, 1938-2004). В 1979 работал в Политехническом университете Вулвергемптона. С 70-х годов и по настоящее время живет и работает в Лондоне.

Творчество

Аниш Капур получил известность в 1980-х годах благодаря своим геометрическим или биоморфным скульптурам, которые он создавал при помощи нарочито простых материалов (гранит, известняк, мрамор, штукатурка ит.п.). Серия скульптур A Thousand Names (Тысяча имен) представляет собой геометрические фигуры, сделанные из различных материалов и покрытые яркими красками. При этом для данных работ Капура характерно "неряшливое" использование красящих пигментов. Краска покрывает как сам объект, так и пол, стены ит.д. объединяя пространство галереи и скульптуру в некую общую единицу.

В 1990 году Аниш Капур представлял Англию на Венецианской биеннале, где был удостоен награды Premio Duemila. В Венеции скульптор представил свою работу Void Field (Пустое поле), которая была отмечена за свою многозначительность и разнообразность возможных интерпретаций. Критики отмечали здесь сразу несколько подтекстов. Во-первых, Аниш Капур родом из бывшей колонии Англии и, возможно, это попытка ответить на вопрос "что значит быть британцем?" от представителя иной культуры, что особенно актуально на фоне разрабатываемой в то время политики мультикультурализма. Во-вторых, в работе видели возможный сакральный подтекст и ссылку на историю Израиля, а арт-объекты т.о. становились объектами некой "новой религии" искусства (подобный концепт, но со скандинавским уклоном нашел свое продолжение в скульптуре "Глаз в камне" (Eye in Stone) 1998 года). Кроме того, от работы шел характерный запах "кисло-сладкой влажной земли", нехарактерный для художественной галереи. Возможно, т.о. это иной взгляд на лэнд-арт и попытка составить оппозицию идеям Ричарда Лонга . В любом случае, как много раз отмечалось, данная работа "открыта для широкого круга интерпретаций и переживаний". В 1991 году Аниш Капут стал лауреатом премии Тернера.

В 1995 году Аниш Капур начал создавать скульптуры из полированной нержавеющей стали, с высокой отражающей способностью. Скульптуры выполненные из данного материала создают эффект "кривого зеркала", отражая объекты вокруг себя и т.о. меняя свой облик в зависимости от места, где они установлены. Примером подобных скульптур могут быть работы Taratantara (г. Гейтсхед, Англия, 1999), Parabolic Waters (рядом с Куполом тысячелетия, Гринвич, 2000) и Marsyas (Турбинный зал Tate Modern, 2002).

В XXI веке Аниш Капур начал создавать скульптуры из красного воска. Самой масштабной работой подобного рода может считаться Svayambh, 2007 ("самогенерирующийся" с санскрита). В музее Нанта в рамках Биеннале Estuaire художник установил 1,5-метровый блок из красного воска, который перемещается при помощи рельс по зданию. Позднее работа выставлялась также в Мюнхене и Лондоне.

В сентябре 2009 года Капур стал первым из ныне живущих художников, чья персональная выставка прошла в Королевской академии искусств. Зрители могли увидеть как старые работы мастера, так некоторые новые его произведения. В частности, здесь была представлена инсталляция "Стрельба в угол" (Shooting into the Corner).

10 мая 2011 года в рамках четвертой выставки Монумента (Monumenta) в Grand Palais в Париже Аниш Капур представил свою скульптурную композицию Левиафан (Leviathan). Работа во многом повторяла предыдущие идеи скульптора, придавая им новый грандиозный масштаб. "Чудовище" в исполнении Капура было сделано из 35-метровых надувных шаров, покрытых снаружи тёмной фиолетовой кожей. При этом посетители могли попасть внутрь Левиафана, ощутив себя в красной утробе библейского чудовища. Данную работу Капур посвятил Ай Вэйвэю , который в это время был под арестом в Китае, заявив о необходимости солидарности деятелей искусства всего мира по данному вопросу.

В 2011 году Аниш Капур представил свою инсталляцию "Dirty Corner" (Грязный угол) в Fabbrica del Vapore в Милане. Работа представляла собой стальную трубу 60 метров в длину и 8 метров в высоту. Как и в случае с Левиафаном, посетители могли войти внутрь объекта, при этом, двигаясь вперед, зритель погружался во мрак, теряя восприятие пространства.

Аниш Капур является командором ордена Британской империи и членом Королевской академии художеств Великобритании.

В 2017 году Аниш Капур представил свою новую работу "I Like America and America doesn"t like Me" (рус. «Мне нравится Америка и Америке не нравлюсь я»). Работа является автопортретом самого художника с соответствующей надписью. Фраза является отсылкой к работе немецкого художника Йозефа Бойса "I like America and America likes Me". Шрифт стилизован под Antiqua-Fraktur (традиционно данный шрифт ассоциируется с фашизмом, т.к. именно его использовало руководство партии нацистов в Германии времен Гитлера). Концептуально работа является протестом художника против миграционной политики президента США Дональда Трампа.

Аниш Капур (Anish Kapoor) – индийский художник-перфекционист, экспериментирующий с материей и формой в попытке «сенсорной активации» момента эстетического и физического шока. Пушка, стреляющая «кровавыми» комьями смолы, угол белоснежной стены, пропадающий в кромешную тьму угольного пятна, или отштукатуренная плоскость неожиданно проваливающаяся вовнутрь идеально выверенным шарообразным дуплом… В 2011 году для ежегодного артистического форума Monumenta, организованного французским министерством культуры и коммуникации, Капура разработал масштабную пластическую установку «Левиафан», которая по словам автора отсылает к книге английского философа-материалиста XVII века Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Под стеклянным куполом парижского Большого Дворца (Le Grand Palais) он разместил гигантскую крестообразную надувную конструкцию из плотной текстильной мембраны, прорезиненной по внешней стороне, представляющую в плане и конструкции метафору канонического храма. Но традиционные нефы, рукава структуры, также как и центральное «подкупольное пространство» раздуты до формы полноценных сфер, скорее цитирующих пластику молекулярных образований. С другой стороны, феномен «Левиафана» состоит в том, что искусственно созданное внутреннее пространство работает как космогонического происхождения.

«Мне кажется, что я работал над ним почти с 20 лет, - говорит художник. – Эта – полное погружение в неведомое физическое и умозрительное измерение. Как только вы внутри, в гигантском шаре, куда просачивается свет и падает графическая тень перекрытий, вы дезавуированы, брошены в беспредельное космическое пространство. И только находясь вне структуры, вы можете идентифицировать форму этого объекта. И насыщенный красный (фигурирующий во многих проектах Капуры – ред.) напоминает нам о цвете, что пульсирует в наших глазах ночью – непостоянный и монохромный красный создает более мрачные в психологическом и физическом отношении тени, чем черный или синий».

Скульптурная композиция Левиафан была представлена на четвертой по счету выставке Монумента (Monumenta) в Париже, Франция. Скульптор Аниш Капур (Anish Kapoor) показал многочисленным посетителям события своё необычное видение библейского морского чудовища.

Гиббс купил это место в 1991 году. С тех пор он выписал себе несколько эпических работ Нейла Доусона (Neil Dawson), Энди Голдсуорси (Andy Goldsworthy), Леон ван ден Эйкель (Leon van den Eijkel).

Выше: Без названия, 1990.

Центральным объектом экспозиции кураторы выбрали пушку – которую будут заряжать огромными снарядами с красным воском, выстреливающими в стену каждые 20 минут. Скорость полета этого послания – 50 км. в час. Работа так и называется, “Стрельба в угол” (Shooting into the Corner). Художник говорит, что смысл здесь – психо-драма; “в мире насилия признание тоже является его актом”.

Выше: Без названия, 2005.

Выше: Для Альбы (Here for Alba), 2008.

Большая часть оставшегося пространства займет монументальная скульптура “Свайамбх” (Svayambh). Название переводится с санскрита как “саморожденный” – в данном случае, оно обозначит 40-тонную груду из красной краски, воска и вазелина, которая будет постоянно перемещаться по галерее по специальным рельсам, оставляя за собой кровавый след.

Выше: На грани мира (At the Edge of the World), 1998.

Для зрителей, ожидающих от Королевской Академии чего-то более традиционного, такое зрелище станет настоящим шоком. Однако, сюрпризы ожидают и любителей актуального искусства – представит на выставке шесть новых скульптур, захватывающих концептуально и впечатляющих своими размерами.

Выше: Зеркальное небо в Ноттингеме (Sky Mirror Nottingham), 2001.

Открытие выставки состоится 26 сентября. Знаменитый скульптор принял приглашение Академии с большим восторгом – он был удивлен, что противоречивая природа его работ не встретила сопротивления у кураторов и инвесторов. “Мои работы стали настоящим испытанием для всех в Академии, и этой большой вызов, ведущий к прогрессу”, – сказал автор.

Выше: Альба (Alba), 2003.

Выше: Без названия, 2005.

Однако, многие воспринимают продвижение Королевской Академии в сторону актуального искусства достаточно критично, считая, что это имеет отношение не столько к искусству, сколько к попытке заработать больше денег.

Выше: Ворота-облако (Cloud Gate), 2004.

Директор Академии, Чарльз Саумарез Смит (Charles Saumarez Smith), не видит здесь никакого противоречия: “Я всегда рассматриваю финансовую перспективность выставки. Я уверен, что работы привлекут большое внимание публики”.

Выше: Прошлое настоящее будущее (Past Present Future), 2006.

В статье использованы иллюстрации с сайта: www.rosslovegrove.com

Выше и ниже: серия “Духи девушек” (Spirit Girl), Марни Вебер (Marnie Weber), Галерея Эмили Цингоу (Emily Tsingou Gallery),

Ниже: цветная фотография, Сергей Братков (Sergey Bratkov), галерея Регина (Gallery Regina),

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры