Ансамбль дюна состав. Дюна: последние новости

Главная / Бывшие

Дюна

биография
дата добавления: 24.03.2008

Группа "Дюна" была создана в 1987 году и производила сначала популярные на тот момент мелодии направления "тяжёлый рок". Но успеха на этом поприще не нашла, несмотря на то, что в её состав входили люди, сделавшиеся потом популярными в качестве рокеров. Это - гитарист Дмитрий Четвергов, барабанщик Андрей Шатуновский и солист Андрей Рублёв. В "Дюну" также входили Виктор Рыбин и Сергей Катин. Виктор и Сергей своевременно разобразились, что не видать им славы в тяжёлом роке, и к 1988 году полностью был сменён стиль музыки.
Рыбин и Катин уже обращали внимание на не такой сложный, но от этого ничуть не меньше драйвовый стиль. Они слелались главными в коллективе, а остальной состав постоянно менялся.
Группе "Дюна" удалось проникнуть в Московскую Областную филармонию. От её имени "Дюна" в течение 12 месяцев разъезжала по гастролям, в качестве таких же "самодеятельных" артистов значились Александр Серов и Павел Смеян.
На гастролях и возникла, ставшая безумно популярной песня "Страна Лимония".

1989 год. 6 января известная передача "Музыкальный лифт" показала на всю страну ролик со "Страной Лимонией". И последующий год "Дюна" не исполняла больше ничего - все хотели слышать лишь "Лимонию".
И только в декабре вышли в свет композиции "Фирма" и "Дай-дай!".
На все три песни группа сделала по клипу.

Май 1990 года. "Дюна" появляется на "Звуковой дорожке", зрителей - целый Дворец Спорта "Олимпийский". Высступление оказалось очень удачным.
Но вместе с тем у группы наметились разборки с телевидением, потому что цензура назвала группу "слишком раскомплексованной".
А после того, как по тв всё же показали новое видео "Пей, Ваня, не болей!", многие ответственные за показ лица были выгнаны с канала "2х2". Но что сделаешь, если народ требует и народ любит?
И вот спустя совсем небольшое количество времени "Страна Лимония" участвует в "Песне года". Выходит и пластинка из восьми композиций.

1991 год. Пластинку "Страна лимония" выпускают уже в лучшем качестве и прибавляют ещё четыре композиции.
Через некоторое время - появляется альбом "За нами долгопрудный", именно там была песня "Привет с большого Бадуна".
Всё идёт хорошо, как вдруг группу покидает Сергей Катин, решивший создать семью и эмигрировать во Францию, чтобы уже там реализоваться в качестве музыканта.
"Дюна" много разъезжает по гастролям", а потом выходит первый, без участия Катина, диск "Дюна, Дюночка, ДюнА, привет с большого Бадуна". В него вошли уже известные песни.
1993 год - почувствовалось, что наступил момент продемонстировать всем, что и без участия Катина, он что-то может сам. Поэтому он буквально за срок меньше месяца пишет 10 композиций, среди которых "Женька", "Пулемёт", "Лимпомпо". А назывался диск - "Витёк".

1994 год - это два альбома: "А нам всё равно" и "Детство золотое". В первый вошли, например, такие песни, как "Борька-бабник" и "Мечта" (более известная как "море пива"). А второй состоял из перепевок известных всех детских песенок, написанных Владимиром Шаинским, Юрием Энтиным и иными авторами.

1995 год. Возвращение Сергей Катина в группу из-за неудач во Франции. Вместе друзья работают над диском "В городе большом". Из диска известными стали композиции "Коммунальная квартира", "Фонарики", "Про Васю".

1996 год - работа над диском "Пошил костюмчик новенький", который выходит в свет в январе 1997 года.
К марту Рыбин представил публике сольный альбом "Поговорим о любви, мадмуазель", все песни для него были написаны Катиным.

С первого же выхода на сцену группа «Дюна» сразу полюбилась зрителям. Они были «Свои», а юмористические тексты шуточных песен мгновенно расходились на цитаты и становились « народными». Популярность к ним пришла в 1987 году, а пока немного истории. Виктор Рыбин – бессменный лидер и основатель группы – родом из Подмосковья. Его мама пела в хоре Пятницкого, а отец работал на заводе.

«Я родился, там где пригодился - в Долгопрудном. Банальная история - отдали в музыкальную школу, учителя назвали не успешным. Я руку сломал и про музыку забыл. Пошел на самбо».

Вновь музыка всплыла в жизни Виктора Рыбина, когда ему было лет 12. Дворовые мальчишки рассказали ему о запрещенном радио «Голос Америки» и о том, какую музыку слушают за рубежом.

«Концерт из Вашингтона.. я на всю жизнь запомнил даже их адрес.. Я был поражен…это 74 год… «Квин», «Дип Пьерпл», хард-рок… мы решили….нужно создавать свою группу… колонка у нас была… мы придумывали свои песни…».

Самодеятельное творчество молодых артистов длилось года полтора, пока в школу не перевелся друг Виктора - Сергей Катин. В свои 14 лет он считался неплохим музыкантом, великолепно играл на баяне. Юноша легко влился в коллектив, а вскоре было придумано первое название группе.

«БАЙ ЛИТЛ Мо»… Что оно там обозначало? Никто не знал. Мы открывали учебник английского и пропевали оттуда строчки, потому что слова мы придумывать не умели. Зато мы стали популярны в узкой георгафической точке… Долгопроудный. На нас приезжали даже на танцы».

Так как ребята были несовершеннолетние, а музыкальные инструменты им выдавались прямо на площадках, денег за свои выступления они не получали. Тогда поиграть на дискотеках им было в удовольствие. Но они уже понимали, что нужно двигаться в выбранном направлении вперед: зарабатывать деньги и покупать хорошую аппаратуру. Но как только стукнуло по 16 и был получен первый заработок - артисты купили свой первый инструмент.

«Купили Катину бас за 450 руб…. И работали на свадьбах…потом жизнь раскидала… все куда-то разошлись… это был 79 год».

Сергей Катин продолжил свою музыкальную карьеру, сначала работая в оркестре «Гостелерадио», а затем в популярной группе «Арсенал», а Виктор Рыбин - подводником продолжил работу на Камчатке. Тем не менее, о музыке он не забывал. Наверное, никогда бы мы не узнали о группе «Дюна», если бы не случайная встреча старых школьных товарищей.

«Это был 85 год…говорю, Серега, надо свою группу делать».

Формат «Хард-рока» коллективу большой популярности не принес, тем более, что в те годы на сцене уже давно играли такие корифеи тяжелой музыки, как группы «Ария», «Рондо», «Черный кофе». Но оставаться «не удел» не было в планах артистов, поэтому на творческом совете была разработана новая сценическая и музыкальная концепции команды.

«В 87 году уже поменялось время… пергидроль на волосах, узкие штаны и пиджаки с широкими плечами…надо менять материал… Катин молодец - сел и написал «Страну Лимонию».

Мало кто знает, но впервые эта песня прозвучала в исполнении тогда еще только набиравшей популярность Ларисы Долиной.

«Про Долину… Сережа ей подсунул эту песню и она ее исполнила на «Музакальном Ринге». Резонанса песня не получила…тюнинг не подошел ей. Сережа это сделал втихаря… Я включаю ТВ - и вижу… ему звоню - не отвечает…».

Перед артистами стоял важная задача - заявить о себе, как о новом коллективе, имеющим, как минимум, право на свое существование. Для этого нужно было название, сценический образ и репертуар. Песня «Лимония», исполненная группой «Дюна» в 1989 год сразу «выстрелила». Это и не удивительно: она очень точно отражала настроение общества конца 80-ых, а необычный и где-то кичливый образ самих исполнителей вызывал улыбку.

«Что было, в то и оделись».

«Про Лимонию... тогда наша страна и была этой страной… все музыканты тогда писали песни «между строк». Конечно, мы пели про зарубежные чудеса, как заработать денег… это потом она стала …смешной… Мы были не веселые, а колючие… русские кактусы. Мы такими и остались, любого артиста делает публика».

«История песни - обычная… отражала состояние… совок… Сереже Катин, с кем мы создали группу, говорит, давай мы будем диссидентами. Я ему - давай лучше ты музыку, а я ее несерьезно исполню….клоунам все прощают».

Весь последующий год «Дюна» с этим популярным шлягером объездила всю страну. Конечно, у них были и другие песни, которые по достоинству оценили поклонники. Но вот парадокс - при очевидной народной популярности, артисты не получили поддержку ни на ТВ, ни на радио. На «слишком раскомплексованных музыкантов» ополчились цензоры.

«На радио почти не крутили… нужен ТВ. На «Утреннюю почту» мы не подходим… там не подойдешь… и вот канал «2*2»… заплатили за месяц. А потом с нас и не брали деньги…».

Своими воспоминаниями о ярком проекте тех лет поделились коллеги по музыкальному цеху Анжелика Агурбаш, солисты группы «На-на».

«Как только они появились, было очень весело».

«Как только вышла «Лимония», все начали танцевать так же как они…».

Но не реагировать на массовую популярность "Дюны" чиновники не могли, и вскоре "Страну Лимонию" взяли в программу "Песня года", а государственная фирма "Мелодия" выпустила виниловую пластинку группы, также названную "Страна Лимония". Вскоре выходит альбом «За нами Долгопрудный». Вплоть до 1996 года музыканты выпускали новые альбомы, а по всей стране с аншлагами проходили их концерты. За это время коллектив покинул, женившись и отправившись покорять концертные площадки Франции, один из основателей группы - Сергей Катин. Тогда, под предводительством Виктора вышел новый CD "Дюна, Дюночка, ДюнА, привет с большого Бадуна», а затем и такие хиты «Женька», «Пулемет», «Витек», «Мечта» и знаменитый «Борька-бабник». Кстати, именно «бабника» Виктор Рыбин считает лучшей песней о любви в репертуаре своей группы.

«Борька-бабник» - это песня о любви.. есть же разные… и чтоб повеселиться, и чтоб слезу вышибала… я называю ее лучшей песне о любви».

Одновременно с растущей популярностью Виктор встретил и свою вторую половину - Наталью Сенчукову, в 90-е году работающей танцовщицей. Это был классический служебный роман, который перерос в романтическое чувство.

Секрет успеха группы «Дюна», по мнению Виктора Рыбина, кроется в самой работе, которая для его коллектива является смыслом жизни.

«В любви слушателей и зрителей, музыканты, от вас ничего не зависит».


Виктор Рыбин с сыном Василием и женой Натальей Сенчуковой. Фото: Арсена Меметова

В наше бурное время Рыбин поражает стабильностью: он 27 лет живет с Натальей Сенчуковой. Он считает, что это удалось во многом благодаря одной прекрасной черте характера Натальи: она не раздувает скандалы и всегда умеет вовремя останавливаться. У нее с детства был отличный пример перед глазами: ее мама вела себя с ее папой так же.

Сыну Виктора и Натальи Василию исполнилось 18 лет. С пяти лет Василий занимался карате и завоевал около 120 медалей, но перестал, потому что стали сильно болеть суставы. Однако навыки и гибкость, полученные там, пригождаются ему сейчас в учебе: он студент института культуры, учится на режиссера театра и театрализованных представлений. У Василия есть своя рок-группа, которая называется по-английски. А поскольку Виктор этим языком не владеет, он не может правильно произнести название команды сына, но знает, что оно переводится как «Еще один разрыв».


Виктор Рыбин с сыном Василием. Фото: Арсена Меметова

Дочери Рыбина Марии 27 лет. Ей было всего четыре месяца, когда Виктор влюбился в Наталью Сенчукову. Уйдя от своей второй жены Елены, Рыбин не исчез из жизни дочки: они всегда были близкими людьми. Мария окончила юридический факультет Университета права, сейчас она старший лейтенант полиции, служит и живет в Симферополе: это родной город ее мужа. Виктор приветствовал и ее выбор учебного заведения, и места работы: он считает, что они очень подходят твердому характеру его дочери.

Дело жизни

Вот уже 30 лет Рыбин работает в группе «Дюна»: пришел туда в 1987 году как администратор, но уже в 1988-м стал ее вокалистом. Однажды на заре гастрольной деятельности музыканты группы потеряли концертные костюмы и, чтобы спасти ситуацию, купили в универмаге самый странный неликвид. Так, случайно, музыканты нащупали свой стиль. Забавная одежда способствовала популярности не меньше, чем развеселые песни вроде «Страны Лимонии». Недавно Рыбин прочитал в интернете, что он и группа «Дюна» были первыми российскими хипстерами. Слова «хипстеры» он не знает, но знает много других слов, появившихся в последние годы - и удачно их рифмует. Недавно написал песню: «Я твой сисадмин, мой пароль 1111, мой пароль - твой сервак, друг без друга нам никак».


Кадр из сериала «Реальные пацаны»

Рыбин снялся в роли жителя Рублевки в эпизоде сериала «Реальные пацаны», а этим летом участвовал в программе «Три аккорда». Там в первый же съемочный день случилось происшествие: Виктор не закрыл на замок гримерку, и пока он пел, у него украли кожаную куртку - и ладно бы только ее: в кармане лежали документы на машину! Но Рыбин отнесся к происшествию философски, сказал, что документы, в отличие от нервных клеток, восстанавливаются.


Кадр из программы Первого канала «Три аккорда»

Кстати, 55 лет исполняется не только Рыбину, но и его теплоходу «М.В. Ломоносов» - они оба 1962 года выпуска.


Семейство Рыбиных на собственном теплоходе «М.В. Ломоносов». Фото: Арсена Меметова


Ренат Шарибжанов
Альберт Романов
Валерий Жуков
Александр Малешевский
Андрей Шатуновский
Андрей Рублев
Михаил Алещенок
Леонид Петренко
Сергей Кадников
Михаил Кадников
Руслан Исаев
Михаил Юдин К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Дюна - советская и российская музыкальная группа, образованная в 1987 году .

История

Группа была образована в 1987 году бас-гитаристом Сергеем Катиным и гитаристом Дмитрием Четверговым . В группу также вошли барабанщик Андрей Шатуновский и вокалист Андрей Рублёв . Директором группы стал Виктор Рыбин , давний друг Сергея Катина . Как вспоминает Дмитрий Четвергов, «У нас была нормальная команда, которая нормально работала <…> в стиле, грубо говоря, группы „Аракс “. То есть мы играли такой арт-рок и работали в Московской Областной Филармонии» .

В 1988 году группу покидают Дмитрий Четвергов, Андрей Шатуновский и Андрей Рублёв . Костяк группы составляли Виктор Рыбин, который выполнял роль вокалиста, а также играл на ударных, и Катин также пел и играл на бас-гитаре . Будучи музыкантами Московской областной филармонии, они отправились на гастроли . Вместе с ними выступали часто меняющиеся сессионные музыканты. Во время этих гастролей Сергей Катин написал хит «Страна Лимония », знаменовавший новый стиль группы , сыгравший немаловажную роль в становлении успеха коллектива . По словам Дмитрия Четвергова: «ребята, которые с нами работали в качестве техников, вышли на сцену с гитарами под фонограмму, которую сделал Сергей Катин („Страна Лимония“). Вышли и давали шоу. Это был как раз 1987-1988 - годы расцвета „фанеры “» . По словам Виктора Рыбина: «Про Лимонию… тогда наша страна и была „этой страной“… все музыканты тогда писали песни „между строк“. Конечно, мы пели про зарубежные чудеса, как заработать денег… это потом она стала …смешной… Мы были не веселые, а колючие… русские кактусы. Мы такими и остались, любого артиста делает публика» .

6 января 1989 года популярная программа «Музыкальный лифт» показала инсценированную концертную съёмку со «Страной Лимонией» на всей территории СССР. Почти год «Дюна» не пела ничего, кроме этого шлягера . В декабре появились песни «Фирма» и «Дай-дай» .

В мае 1990 года «Дюна» выступила на фестивале «Звуковой дорожки » перед полным залом дворца спорта «Олимпийский » .

Позже «Страну Лимонию» взяли в программу «Песня года », а государственная фирма «Мелодия» выпустила сорокопятнку «Страна Лимония » из 8 песен. В 1991 году в пластинку добавляются 4 песни (включая «Привет с большого бодуна») и переиздают на обычной долгоиграющей грампластинке .

Несколько месяцев спустя выходит альбом «За нами - Долгопрудный» с песнями «Гороскоп», «Корефана » и лирической «Привет, малыш» .

В 1992 году из группы ушел Сергей Катин, который женился и уехал во Францию . Рыбин весь следующий год провёл в бесконечных концертах и издал свой первый CD «Дюна, Дюночка, ДюнА, привет с большого бодуна!», состоящий из старого репертуара .

В 1993 году появился альбом «Витёк», в котором появились новые песни - «Женька», «Пулемёт» (впоследствии - «Партизанская-Октябрятская») и «Лим-пом-по». В 1994 году появились ещё два альбома - «А нам - всё равно!» с песнями «Ежовая-лажовая», «Борька-бабник» и «Мечта» (другое название «Море пива») и «Вспомни детство золотое» с детскими песенками Владимира Шаинского , Юрия Энтина и других .

В 1995 году Сергей Катин вернулся на родину и возобновил сотрудничество с группой, но уже исключительно как сочинитель песен. Так появился альбом «В городе большом», который содержал хиты «Коммунальная квартира», «Фонарики» и «Про Васю» .

В 1996 году группа «Дюна» участвовала в предвыборной агитации в пользу кандидата Бориса Ельцина . В том же году группа выпустила альбом «Пошил костюмчик новенький», который студия «Союз » издала в январе 1997 года. 8 марта 1997 года Виктор Рыбин выпустил свой дебютный альбом «Поговорим о любви, Мадемуазель».

В 1998 году выходит альбом «Танцор диско» с лирическим хитом «Воздушный змей», ставшим ещё одной из визитных карточек группы.

В 1999 году вышел альбом «Караганда» с хитами «Бутылочка», «Караганда» и «Мы - достойное звено» . В том же году было положено начало циклу дуэтов Виктора Рыбина и Натальи Сенчуковой . Их главный совместный хит - «Милый мой ботаник» (2004).

После 2004 года творческая активность «Дюны» снижается. Причина этого в том, что Виктор Рыбин занялся судоходным бизнесом. С 2008 года музыканты продолжили выпуск новых альбомов. Сначала «Закон природы» , затем в 2010 году - «Якутские бананы». Музыкальные критики отмечают, что группа так и не вышла из своего творческого кризиса .

В 2012 году группа «Дюна» приступила к сбору материала для нового альбома. В частности, была записана песня «Свет звезды». В 2013 году группа начала сотрудничество с украинским автором-исполнителем Славой Благовым, записав его песню «Медсестра» (Она в белом халатике до колен…) и «Дорога домой».

Сходство песен

Некоторыми отмечается сходство песен «Страна Лимония» и «Привет с большого бодуна» с композициями «In The Army Now » группы Boland & Boland и «Acapulco» Ricchi e Poveri соответственно. Песня «Борька-бабник», с одной стороны, похожа на песню «Меланхолия» Софии Ротару , с другой, была использована Валерием Сюткиным для создания песни «7000 над землёй» .

Альбомы

Сингл

Состав

Текущий состав

  • Виктор Рыбин - вокал , перкуссия (1987 - наст. время)
  • Михаил Дульский - гитара , бэк-вокал (1992 - наст. время)
  • Игорь Пляскин - гитара (2002 - наст. время)
  • Олег Колмыков - бас-гитара (2012- наст. время)
  • Андрей «Толстый» Апухтин - клавишные (1991 - наст. время)
  • Роман Махов - ударные (2011 - наст. время)

Бывшие участники

Временная шкала

ImageSize = width:1100 height:auto barincrement:20 PlotArea = left:150 bottom:100 top:10 right:10 Alignbars = justify DateFormat = dd/mm/yyyy Period = from:01/01/1987 till:01/01/2017 TimeAxis = orientation:horizontal format:yyyy

Id:Lines value:black legend:Альбом

Legend = orientation:horizontal position:top

Id:Lead value:red legend:Вокал id:Guitar value:green legend:Гитара id:Bass value:blue legend:Бас id:Keys value:purple legend:Клавишные id:Wind value:yellow legend:Духовые id:Drums value:orange legend:Ударные

Legend = orientation:vertical position:bottom columns:1

ScaleMajor = increment:2 start:1988 ScaleMinor = unit:year increment:1 start:1988

At:01/06/1990 color:black layer:back at:01/06/1991 color:black layer:back at:01/06/1992 color:black layer:back at:01/03/1993 color:black layer:back at:01/09/1993 color:black layer:back at:01/06/1994 color:black layer:back at:01/06/1995 color:black layer:back at:01/03/1996 color:black layer:back at:01/09/1996 color:black layer:back at:01/06/1997 color:black layer:back at:01/06/1998 color:black layer:back at:01/03/1999 color:black layer:back at:01/09/1999 color:black layer:back at:01/06/2000 color:black layer:back at:01/06/2001 color:black layer:back at:01/06/2003 color:black layer:back at:01/06/2008 color:black layer:back at:01/06/2010 color:black layer:back

Bar:Ribin text:"Виктор Рыбин" bar:Rublev text:"Андрей Рублёв" bar:Chetvergov text:"Дмитрий Четвергов" bar:Romanov text:"Альберт Романов" bar:Dulcky text:"Михаил Дульский" bar:Playskin text:"Игорь Пляскин" bar:Catin text:"Сергей Катин" bar:Zykov text:"Валерий Жуков" bar:Sharibzanov text:"Ренат Шарибжанов" bar:Colmycov text:"Олег Колмыков" bar:Apuhin text:"Андрей Апухин" bar:Shatynovcky text:"Андрей Шатуновский" bar:Kadnikov text:"Сергей Кадников" bar:Udin text:"Михаил Юдин" bar:Mahov text:"Роман Махов"

Width:10 textcolor:black align:left anchor:from shift:(10,-4) bar:Ribin from:start till:end color:Lead bar:Rublev from:start till:01/06/1989 color:Lead bar:Chetvergov from:start till:01/06/1989 color:Guitar bar:Romanov from:01/01/1988 till:01/01/1992 color:Guitar bar:Romanov from:01/01/1988 till:01/01/1992 color:Wind width:3 bar:Dulcky from:01/01/1992 till:end color:Guitar bar:Dulcky from:01/01/1992 till:end color:Lead width:3 bar:Playskin from:01/01/2001 till:end color:Guitar bar:Catin from:start till:01/12/1991 color:Lead bar:Catin from:01/01/1988 till:01/12/1991 color:Green width:3 bar:Catin from:01/01/1995 till:01/12/1999 color:Lead bar:Catin from:01/01/1995 till:01/12/1999 color:Green width:3 bar:Zykov from:01/01/1988 till:01/01/1992 color:Bass bar:Sharibzanov from:01/01/1992 till:13/08/2010 color:Bass bar:Colmycov from:14/08/2010 till:end color:Bass bar:Apuhin from:01/12/1991 till:end color:Keys bar:Shatynovcky from:start till:01/12/1988 color:Drums bar:Kadnikov from:01/01/1990 till:01/06/2006 color:Drums bar:Udin from:01/06/2006 till:31/12/2010 color:Drums bar:Mahov from:01/01/2011 till:end color:Drums

Напишите отзыв о статье "Дюна (группа)"

Примечания

  1. Владимир Полупанов. . АИФ № 33 . «Аргументы и Факты» (15 августа 2012). Проверено 13 августа 2012. .
  2. www.guitars.ru/05/info.php?z928
  3. Фандеев, Николай (рус.) . fandeeff.narod.ru . Проверено 20 мая 2013. .
  4. (рус.) . km.ru . KM Онлайн (22 ноября 2010). Проверено 20 мая 2013. .
  5. Мажаев, Алексей (рус.) . InterMedia . Проверено 27 августа 2016.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Дюна (группа)

– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г"афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г"афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво"ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п"ощайте, г"афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.
Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души, эти деньги? Разве может что нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая всё кончит и которая должна притти нынче или завтра – всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью». И он опять нажимал на ничего не захватывающий винт, и винт всё так же вертелся на одном и том же месте.
Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах m mе Suza. [мадам Сюза.] Он стал читать о страданиях и добродетельной борьбе какой то Аmelie de Mansfeld. [Амалии Мансфельд.] «И зачем она боролась против своего соблазнителя, думал он, – когда она любила его? Не мог Бог вложить в ее душу стремления, противного Его воле. Моя бывшая жена не боролась и, может быть, она была права. Ничего не найдено, опять говорил себе Пьер, ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости».
Всё в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение.
– Осмелюсь просить ваше сиятельство потесниться крошечку, вот для них, – сказал смотритель, входя в комнату и вводя за собой другого, остановленного за недостатком лошадей проезжающего. Проезжающий был приземистый, ширококостый, желтый, морщинистый старик с седыми нависшими бровями над блестящими, неопределенного сероватого цвета, глазами.
Пьер снял ноги со стола, встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги. Оставшись в заношенном крытом нанкой тулупчике и в валеных сапогах на худых костлявых ногах, проезжий сел на диван, прислонив к спинке свою очень большую и широкую в висках, коротко обстриженную голову и взглянул на Безухого. Строгое, умное и проницательное выражение этого взгляда поразило Пьера. Ему захотелось заговорить с проезжающим, но когда он собрался обратиться к нему с вопросом о дороге, проезжающий уже закрыл глаза и сложив сморщенные старые руки, на пальце одной из которых был большой чугунный перстень с изображением Адамовой головы, неподвижно сидел, или отдыхая, или о чем то глубокомысленно и спокойно размышляя, как показалось Пьеру. Слуга проезжающего был весь покрытый морщинами, тоже желтый старичек, без усов и бороды, которые видимо не были сбриты, а никогда и не росли у него. Поворотливый старичек слуга разбирал погребец, приготовлял чайный стол, и принес кипящий самовар. Когда всё было готово, проезжающий открыл глаза, придвинулся к столу и налив себе один стакан чаю, налил другой безбородому старичку и подал ему. Пьер начинал чувствовать беспокойство и необходимость, и даже неизбежность вступления в разговор с этим проезжающим.
Слуга принес назад свой пустой, перевернутый стакан с недокусанным кусочком сахара и спросил, не нужно ли чего.
– Ничего. Подай книгу, – сказал проезжающий. Слуга подал книгу, которая показалась Пьеру духовною, и проезжающий углубился в чтение. Пьер смотрел на него. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение. Пьер смотрел на него и не успел отвернуться, как старик открыл глаза и уставил свой твердый и строгий взгляд прямо в лицо Пьеру.
Пьер чувствовал себя смущенным и хотел отклониться от этого взгляда, но блестящие, старческие глаза неотразимо притягивали его к себе.

– Имею удовольствие говорить с графом Безухим, ежели я не ошибаюсь, – сказал проезжающий неторопливо и громко. Пьер молча, вопросительно смотрел через очки на своего собеседника.
– Я слышал про вас, – продолжал проезжающий, – и про постигшее вас, государь мой, несчастье. – Он как бы подчеркнул последнее слово, как будто он сказал: «да, несчастье, как вы ни называйте, я знаю, что то, что случилось с вами в Москве, было несчастье». – Весьма сожалею о том, государь мой.
Пьер покраснел и, поспешно спустив ноги с постели, нагнулся к старику, неестественно и робко улыбаясь.
– Я не из любопытства упомянул вам об этом, государь мой, но по более важным причинам. – Он помолчал, не выпуская Пьера из своего взгляда, и подвинулся на диване, приглашая этим жестом Пьера сесть подле себя. Пьеру неприятно было вступать в разговор с этим стариком, но он, невольно покоряясь ему, подошел и сел подле него.
– Вы несчастливы, государь мой, – продолжал он. – Вы молоды, я стар. Я бы желал по мере моих сил помочь вам.
– Ах, да, – с неестественной улыбкой сказал Пьер. – Очень вам благодарен… Вы откуда изволите проезжать? – Лицо проезжающего было не ласково, даже холодно и строго, но несмотря на то, и речь и лицо нового знакомца неотразимо привлекательно действовали на Пьера.
– Но если по каким либо причинам вам неприятен разговор со мною, – сказал старик, – то вы так и скажите, государь мой. – И он вдруг улыбнулся неожиданно, отечески нежной улыбкой.
– Ах нет, совсем нет, напротив, я очень рад познакомиться с вами, – сказал Пьер, и, взглянув еще раз на руки нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидал на нем Адамову голову, знак масонства.
– Позвольте мне спросить, – сказал он. – Вы масон?
– Да, я принадлежу к братству свободных каменьщиков, сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру. – И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку.
– Я боюсь, – сказал Пьер, улыбаясь и колеблясь между доверием, внушаемым ему личностью масона, и привычкой насмешки над верованиями масонов, – я боюсь, что я очень далек от пониманья, как это сказать, я боюсь, что мой образ мыслей насчет всего мироздания так противоположен вашему, что мы не поймем друг друга.
– Мне известен ваш образ мыслей, – сказал масон, – и тот ваш образ мыслей, о котором вы говорите, и который вам кажется произведением вашего мысленного труда, есть образ мыслей большинства людей, есть однообразный плод гордости, лени и невежества. Извините меня, государь мой, ежели бы я не знал его, я бы не заговорил с вами. Ваш образ мыслей есть печальное заблуждение.
– Точно так же, как я могу предполагать, что и вы находитесь в заблуждении, – сказал Пьер, слабо улыбаясь.
– Я никогда не посмею сказать, что я знаю истину, – сказал масон, всё более и более поражая Пьера своею определенностью и твердостью речи. – Никто один не может достигнуть до истины; только камень за камнем, с участием всех, миллионами поколений, от праотца Адама и до нашего времени, воздвигается тот храм, который должен быть достойным жилищем Великого Бога, – сказал масон и закрыл глаза.
– Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду.
Масон внимательно посмотрел на Пьера и улыбнулся, как улыбнулся бы богач, державший в руках миллионы, бедняку, который бы сказал ему, что нет у него, у бедняка, пяти рублей, могущих сделать его счастие.
– Да, вы не знаете Его, государь мой, – сказал масон. – Вы не можете знать Его. Вы не знаете Его, оттого вы и несчастны.
– Да, да, я несчастен, подтвердил Пьер; – но что ж мне делать?
– Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны. Вы не знаете Его, а Он здесь, Он во мне. Он в моих словах, Он в тебе, и даже в тех кощунствующих речах, которые ты произнес сейчас! – строгим дрожащим голосом сказал масон.
Он помолчал и вздохнул, видимо стараясь успокоиться.
– Ежели бы Его не было, – сказал он тихо, – мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой. О чем, о ком мы говорили? Кого ты отрицал? – вдруг сказал он с восторженной строгостью и властью в голосе. – Кто Его выдумал, ежели Его нет? Почему явилось в тебе предположение, что есть такое непонятное существо? Почему ты и весь мир предположили существование такого непостижимого существа, существа всемогущего, вечного и бесконечного во всех своих свойствах?… – Он остановился и долго молчал.
Пьер не мог и не хотел прерывать этого молчания.
– Он есть, но понять Его трудно, – заговорил опять масон, глядя не на лицо Пьера, а перед собою, своими старческими руками, которые от внутреннего волнения не могли оставаться спокойными, перебирая листы книги. – Ежели бы это был человек, в существовании которого ты бы сомневался, я бы привел к тебе этого человека, взял бы его за руку и показал тебе. Но как я, ничтожный смертный, покажу всё всемогущество, всю вечность, всю благость Его тому, кто слеп, или тому, кто закрывает глаза, чтобы не видать, не понимать Его, и не увидать, и не понять всю свою мерзость и порочность? – Он помолчал. – Кто ты? Что ты? Ты мечтаешь о себе, что ты мудрец, потому что ты мог произнести эти кощунственные слова, – сказал он с мрачной и презрительной усмешкой, – а ты глупее и безумнее малого ребенка, который бы, играя частями искусно сделанных часов, осмелился бы говорить, что, потому что он не понимает назначения этих часов, он и не верит в мастера, который их сделал. Познать Его трудно… Мы веками, от праотца Адама и до наших дней, работаем для этого познания и на бесконечность далеки от достижения нашей цели; но в непонимании Его мы видим только нашу слабость и Его величие… – Пьер, с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Верил ли он тем разумным доводам, которые были в речи масона, или верил, как верят дети интонациям, убежденности и сердечности, которые были в речи масона, дрожанию голоса, которое иногда почти прерывало масона, или этим блестящим, старческим глазам, состарившимся на том же убеждении, или тому спокойствию, твердости и знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона, и которые особенно сильно поражали его в сравнении с своей опущенностью и безнадежностью; – но он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни.
– Он не постигается умом, а постигается жизнью, – сказал масон.
– Я не понимаю, – сказал Пьер, со страхом чувствуя поднимающееся в себе сомнение. Он боялся неясности и слабости доводов своего собеседника, он боялся не верить ему. – Я не понимаю, – сказал он, – каким образом ум человеческий не может постигнуть того знания, о котором вы говорите.
Масон улыбнулся своей кроткой, отеческой улыбкой.
– Высшая мудрость и истина есть как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя, – сказал он. – Могу ли я в нечистый сосуд воспринять эту чистую влагу и судить о чистоте ее? Только внутренним очищением самого себя я могу до известной чистоты довести воспринимаемую влагу.
– Да, да, это так! – радостно сказал Пьер.
– Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т. д., на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку – науку всего, науку объясняющую всё мироздание и занимаемое в нем место человека. Для того чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться. И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет Божий, называемый совестью.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы "Дюна"

Группа Дюна образовалась в 1987 году и поначалу играла модную в тот период музыку в стиле "хард-рок". Как "тяжелый" коллектив большой популярности она не снискала, хотя состояла из музыкантов, ставших впоследствии знаменитостями именно на данном поприще. Ими были гитарист Дмитрий Четвергов, барабанщик Андрей Шатуновский и вокалист Андрей Рублев. Двумя остальными членами "ДюнЫ" значились Виктор Рыбин и Сергей Катин. Они-то, первыми почувствовав, что "фишка не идет", и явились главными идеологами произошедших в 1988 году перемен в сценической и музыкальной концепции команды.

Уже ориентируясь на более простой, но тем не менее задиристый, хулиганский материал, дуЭт Рыбин - Катин, ставший к тому времени неделимым ядром "Дюны" и окруженный часто обновляющимися сессионными музыкантами, ввел группу в Лоно Московской Областной филармонии. От филармонии "Дюна" целый год ездила по стране и выступала в одной программе с другими "филармонистами" Александром Серовым и Павлом Смеяном. В этих поездках родился хит "Страна Лимония", сыгравший немаловажную роль в становлении успеха коллектива.

Новый 1989 год начался для "Дюны" очень благоприятно. 6 января популярная программа "Музыкальный лифт" оТТранслировала так называемый "видеоклип" (а на самом деле - инсценированную концертную съемку) со "Страной Лимонией" на всю территорию тогда еще СССР. 12 следующих месяцев "Дюна " не пела ничего, кроме этого шлягера. Нигде! Лишь в декабре появились песни "Фирма" ("Я не знаю круче слова...") и "Дай-дай!". На них, а также на "лимонный" хит "Дюна" сняла по настоящему клипу - это были первые советские музыкальные ролики, сделанные в "киношном" ключе.

В мае 1990 года Дюна в качестве одного из "ХЕДлайнеров" выступила на фестивале "Звуковой дорожки" перед полным залом дворца спорта "Олимпийский", где произвела фурор. Одновременно у нее возникли проблемы на телевидении, так как вдруг активизировавшиеся цензоры ополчились против "слишком раскомплексованных" артистов. И когда по чьему-то недосмотру в эфир все-таки просочилась новая работа "Пей, Ваня, не болей!", половину руководства провинившегося канала "2х2" высшее теленачальство лишило должностей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако не реагировать на массовую популярность "Дюны" чиновники не могли, и вскоре "Страну Лимонию" взяли в программу "Песня года", а государственная фирма "Мелодия" выпустила виниловую "сорокапятку" группы, таже названную "Страна Лимония" (в макси-синГЛ вошли 8 песен). "Дюна" превратилась в увековеченное во всех возможных на тот момент формах Народное Достояние Советского Союза.

Далее события развивались стремительно - в калейдоскопе многочисленных гастролей и отрывочной студийной работы. В 1991 году "сорокапятку" "Страна Лимония" с четырьмя добавленными треками переиздают уже на обычной долгоиграющей грампластинке. Несколько месяцев спустя выходит совсем свежий альбом "За нами Долгопрудный", прославившийся провокационной песней "Привет с большого Бадуна". Неожиданно из "Дюны" ушел Сергей Катин, который женился и поехал "завоевывать" как музыкант Францию.

Рыбин недолго горевал - под его предводительством коллектив весь следующий год провел в бесконечных концертах и издал свой первый CD "Дюна, Дюночка, ДюнА, привет с большого Бадуна", состоящий из старых вещей. Наконец, в 1993 году, когда настала пора доказывать всем, что и без Катина, писавшего большую часть "дюно-хитов", группа может жить, Виктор сел на 20 дней в студию и в одиночку осилил цикл из десятка произведений: "Женька", "Пулемет", "Лимпомпо"... Назвал же он его в отместку бывшему компаньону... "Витек". Лицо "Дюны" стало еще более хулиганским, но это было встречено поклонниками с восторгом. Карьера музыкантов вышла на новый виток, когда вряд ли хоть что-то могло помешать теперь ее прогрессу.

Год 1994 был отмечен сразу двумя дисками, пополнившими дискографию "Дюны". Это - "А нам все равно" со знаменитым "Борькой-бабником" и "Мечтой" (или "Морем пива", как его кличут в народе) плюс "Детство золотое", где Рыбин и Ко спели любимые детские песенки авторства Владимира Шаинского, Юрия Энтина и других. В 1995 году "француз-неудачник" Сергей Катин вернулся к Рыбину с повинной. Виктор принял друга, как мать блудного сына, и результатом их воссоединения явилась пластинка "В городе большом". Она подарила публике хиты "Коммунальная квартира", "Фонарики", "Про Васю".

Правда, Катин не претендовал на то, чтобы становиться полноправным членом "Дюны". Он остался за кадром, лишь пописывая иногда для Витька и его соратников некоторые песни. Годом позже "Дюна" разродилась альбомом "Пошил костюмчик новенький", который студия "Союз" издала в январе 1997 года. А 8 марта того же года Рыбин поздравил женщин России своей дебютной сольной работой "Поговорим о любви, мадемуазель". Абсолютно все номера для нее создал Катин - Виктор только озвучил его идеи. Но несмотря на "сольность", слушители все равно восприняли "Мадемуазель" так же, как и любой другой альбом "Дюны" - то есть хорошо!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры