Аргументы к сочинению. Какие примеры совести из жизни можно привести

Главная / Бывшие

Человека, которая помогает осуществлять контроль над чувствами, взглядами, поступками. Это внутренняя нести ответственность за собственные поступки, действия. Голос совести можно услышать при наступлении дискомфорта, когда человек сам нарушает свои нравственные правила.

Для чего нужна совесть

Совесть - это своего рода компас, который помогает человеку не сбиться с правильного пути. Ее можно также сравнить с электрическими ограждениями для животных. Их устанавливают в зоопарках для того, чтобы животные не пытались выбраться за заграждения. Питомцы, дотронувшись до такого забора, получают небольшой разряд тока, и им становится больно. Память об этом чувстве не дает им совершить этот поступок снова. То же происходит и с совестью. Совершив однажды человек чувствует стыд, и память об этом не дает повторить ошибку. Таким образом, можно сказать, что совесть бережет нас от совершения зла и регулирует наше поведение, основываясь на памяти и жизненном опыте.

Однако совесть (это можно легко проследить, наблюдая за жизнью окружающих) не всегда выполняет свои функции в полной мере. Например, человек не совершает, на первый взгляд, ничего плохого. Он не крадет, не убивает, но в то же время плохо относится к своим детям, не заботится о родителях. Его не мучает совесть, ведь он, по своему мнению, не совершает ужасных поступков. В этом случае необходима серьезная помощь со стороны. Ведь человек в конце концов придет к пониманию своих ошибок, но может быть уже слишком поздно. Необходимо «перепрограммировать» свою совесть заранее.

Как использовать совесть

Совесть - это чувство, которое должно работать в будущем, а не в прошлом. Следовательно, не стоит ждать, пока она проснется и ударит, необходимо думать заранее о последствиях своих поступков. Тогда вам не придется корить себя и мучиться воспоминаниями о прошлом. Осуществить это достаточно просто. Необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Не спорьте с совестью. Свои ошибки надо признавать с достоинством и совершенно спокойно. Никогда не стоит их отрицать. Это может привести лишь к их повторению.
  2. Продумайте для себя план на будущее, в котором подробно опишите алгоритм своих действий, чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок. Наилучший способ дружить со совей совестью - это принимать осознанные решения и следовать им. В случае если вы хоть немного отклонитесь от заданного направления, совесть поможет вам к нему вернуться.

Долг и совесть - одни из самых сильных мотивов. Они помогали людям пережить страшные войны, катастрофы, эпидемии.

Меняется ли совесть?

На протяжении жизни человек развивается, и совесть меняется вместе с ним. Даже в самом юном возрасте мы можем дать четкие ответы на вопрос: «Можно ли убить, украсть, обмануть?» Совершенно понятно, что В современном мире считается неправильным и неприемлемым жить, не принося пользы, жить за чужой счет. Мы все чаще задумываемся о порядочности, смысле жизни, самостоятельности, эффективности своего существования.

Д.С. Лихачев поднимает проблему совести.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор задается вопросами: «Что нужно человеку? Как прожить жизнь?» Лихачев убежден в том, что человек, прежде всего – не должен совершать никаких поступков, которые бы «роняли» достоинство. Писатель подводит нас к мысли о том, что люди должны поступать по совести, руководствуясь законами нравственности.

Вовлекая читателей в непростой разговор о совести, автор говорит о том, что «человек не должен идти против своей собственной совести», «не должен совершать сделку с ней». Цель автора – убедить читателей в том, что человек должен совершать поступки по совести даже в обыденной, повседневной жизни.

С точки зрения Лихачева, совесть подсказывает нам, учит нас, помогает не нарушать этические нормы, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

С этим нельзя не согласиться, потому что совесть можно назвать важнейшей характеристикой души человека, ведь именно она является внутренним судьей, который подсказывает, как человеку поступить в той или иной ситуации.

Многие русские писатели затрагивали проблему совести. Один из них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести «Обелиск».

Главный герой – Алесь Мороз. Это сельский учитель, глубоко любящий учеников, преданный своему делу. Полицаи схватили его воспитанников и пообещали их отпустить, если Мороз сдастся. Учитель поступил по совести, поспешил на помощь детям, хотя знал, что погибнет.

Когда перед Павликом Миклашевичем, единственным выжившим из ребят, встал вопрос о выборе жизненного пути, он стал учителем и пронес идеи своего наставника через жизненные испытания.

Это свидетельствует о том, что поступок по совести не обесценивается.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Героиня рассказа – Катерина Петровна. Это старая и одинокая женщина. Забытая своей дочерью, она доживает свои последние дни в одиночестве. Сторож Тихон по-настоящему заботится о Катерине Петровне. Совесть не позволяет ему оставить её одну.

Он чужой человек Катерине Петровне, а жалеет её больше, чем родная дочь. Именно он находится рядом с пожилой женщиной в её последние минуты. Настя же оставляет свою маму в одиночестве. Приехав в Заборье, она не застает Катерину Петровну в живых. Она никогда не простит себе этого, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести.

Понятие совести тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека. Поступки по совести позволяют человеку жить в гармонии с самим собой и с внешним миром.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

  1. (60 слов) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» совесть предстаёт перед читателями, как атрибут духовной культуры человека. Так, Чацкий не приемлет службу «не по делу, а по лицам», точно так же, как и ущемление прав крестьян. Именно чувство справедливости заставляет его бороться с фамустовским обществом, показывая его изъяны — это и говорит о том, что «чувство совести» в герое не дремлет.
  2. (47 слов) Подобный пример можно увидеть на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна — человек совести. Несмотря на признание Евгения и свои чувства к нему, она выбирает не любовь, а долг, оставаясь преданной женой. В ней говорит совесть, которая подразумевает верность своим принципам и уважение к близким людям.
  3. (57 слов) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Г.А. Печорин — «страдающий эгоист». Совесть мучает его, но он всячески пытается противостоять ей, доказывая самому себе, что это всего лишь скука. На самом же деле, это осознание собственной несправедливости печалит Григория. Совесть становится не только «мерилом» нравственности, но и настоящим «орудием» души против охватившего ее порока.
  4. (56 слов) Совесть – это, прежде всего, честь и достоинство, которые отсутствуют у главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» — Чичикова. Человек, у которого нет «угрызения совести», не способен быть честным. Об этом и говорит авантюра Чичикова. Он привык обманывать людей, заставляя их поверить в благородство «душевных порывов», однако все его действия говорят лишь о низости его души.
  5. (50 слов) А. И. Солженицын в рассказе «Материн двор» тоже говорит о нравственных качествах. Главная героиня — Матрёна — является человеком, чьё отношение к жизни говорит о чистоте души, сопереживании людям и настоящем самопожертвовании — это и есть чувство совести. Именно оно руководит Матреной и не позволяет ей пройти мимо чужой беды.
  6. (45 слов) Герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» страдал от нападок совести до конца жизни. Несмотря на искреннюю любовь Лизы, Эраст все же выбирает богатую женщину, дабы улучшить своё финансовое положение. Вероломство привело девушку к самоубийству, и виновник казнил себя за это до самой смерти.
  7. (58 слов) И.А. Бунин в сборнике «Темные аллеи» тоже поднимает данную проблему. «Все проходит, да не все забывается», — говорит бывшая крепостная крестьянка случайно повстречавшемуся барину, который бросил ее когда-то. Совесть не заставляла его страдать, наверное, поэтому судьба покарала его, разрушив его семью. Бессовестный человек ничему не учится и не чувствует своей ответственности, поэтому в его жизни все складывается печально.
  8. (58 слов) Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» раскрывает понятие совести на примере одной из главных героинь — госпожи Простаковой. Она всячески пытается обокрасть свою родственницу, — Софью — чтобы, наконец, «прибрать к рукам» её наследство, заставляя ее выйти замуж за Митофанушку — это говорит о том, что у Простаковой не развито чувство нравственной ответственности перед людьми, чем и является совесть.
  9. (59 слов) М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» говорит о том, что совесть — это честь и нравственная ответственность, доказывая это на примере главного героя — Андрея Соколова, который совладал с искушением спасти свою жизнь ценой предательства. В честный бой за родину его направляло ощущение своей причастности к судьбе страны, благодаря нему он и выстоял в борьбе за свободу отечества.
  10. (45 слов) Нередко совесть является залогом доверия. Так, например, в произведении М. Горького «Челкаш» главный герой берет в дело крестьянского парня, надеясь на его порядочность. Однако у Гаврилы ее нет: он предает товарища. Тогда вор бросает деньги и уходит от напарника: если нет совести, нет и доверия.

Примеры из личной жизни, кино, СМИ

  1. (58 слов) Совесть является внутренним самоконтролем, она не позволяет поступать плохо. Так, например, мой папа никогда не нагрубит и не обидит «недобрым словом», потому что он понимает, что к людям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это золотое правило морали из курса обществознания. Но оно работает только тогда, когда у личности есть совесть.
  2. (49 слов) В фильме Мела Гибсона «По соображениям совести» поднимается проблема самопожертвования, которая является одной из главных черт совестливой натуры. Главный герой — Дезмонд Досс — рисковал собственной жизнью для того, чтобы «подлатать» мир, который «погряз» в бесконечных войнах. Он, невзирая ни на что, спасал людей из горячей точки, руководствуясь совестью.
  3. (43 слова) Совесть – это обострённое чувство справедливости. Как-то раз подруга сестры рассказала ее секрет всему классу. Мне захотелось «проучить» ее, но в ходе разговора выяснилось, что обе девочки поступили нехорошо. Поняв это, они помирились. Таким образом, в человеке должна говорить совесть, а не месть.
  4. (58 слов) Достаточно всего лишь раз увидеть ущемление прав другого человека, и сразу становится понятно, что означает слово «совесть». Однажды, проходя мимо детской площадки, я увидел (а) плачущую маленькую девочку, которая просила мальчика не трогать её куклу. Я подошел (подошла) к ним и попыталась разобраться, в чем дело. В итоге они продолжили мирно играть. Люди не должны проходить мимо чужих бед.
  5. (50 слов) Совесть не позволяет человеку бросить в беде существо, которое нуждается в помощи. Эту историю рассказывал мой друг: во время морозных вечеров все бездомные животные страдают от голода, а он каждый день выходит на улицу, несмотря на непогоду, чтобы покормить их. Чувствовать любовь и жить ею – это значит быть совестливым человеком!
  6. (50 слов) В фильме Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме» проблема совести затрагивается особенно остро. Внутренние переживания, которые терзают душу главного героя, заставляют его попасть в настоящий взрослый мир — мир жестокости и боли. И только маленький еврейский мальчик способен показать ему то, что называется «совестью»: оставаться человеком, несмотря на внешние обстоятельства.
  7. (54 слова) Наши предки говорили: «Пусть чистая совесть будет мерилом Ваших деяний». Так, например, порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому окружающие ему доверяют. Что нельзя сказать о воре, который уже никогда не обретёт уважение в обществе. Таким образом, совесть, прежде всего, формирует наш облик в глазах окружения, без нее личности никак не состояться среди людей.
  8. (58 слов) «Совесть пусть и без зубов, а сгрызть может», — гласит народная пословица, и это чистая правда. Так, например, в художественном фильме Джонатана Теплицки, основанном на реальных событиях, рассказывается о судьбе Эрика Ломакса, который попал в плен к японским войскам во время войны, и его «карателе», который на протяжении всей жизни сожалел о случившемся: пытках и моральном унижении Ломакса.
  9. (58 слов) Однажды в детстве я разбила мамину вазу, и передо мной стоял тяжелый выбор: признаться и быть наказанным (ой) или промолчать. Однако ощущение того, что я сделал (а) что-то плохое по отношению к другому человеку заставило меня извиниться перед мамой и осознать собственную ошибку. Благодаря честности, мама простила меня, а я понял (а), что не надо бояться поступать по совести.
  10. (62 слова) В кинофильме «Афоня» режиссёр Георгий Данелия представляет нам «бессовестного» человека, который, несмотря на чужие нужды, перекрыл в доме воду во время аварийной ситуации. На вопрос жильцов, есть ли у него совесть, он ответил, что советь у него есть, а времени — нет. Эта ситуация говорит о том, что главный герой думает только о себе. Видимо, порядочность в нем все ещё дремлет.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема: «Совесть»

Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка; формирования понятий « совесть », « стыд ».

Планируемые результаты

Личностные результаты:

    формирование осознанной необходимости нравственного поведения человека, обусловленного принятыми в обществе представлениями о совести;

    развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

    формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.

Предметные результаты:

    усвоить понятия « совесть », « стыд », « раскаяние », « чувства », « воля »;

    объективно оценивать свои и чужие поступки;

    понимать значимость толерантного отношения к другим мнениям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;

    выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД:

    отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

    добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текстах, таблицах, схемах и др.);

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы, устанавливая аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

    доносить свою позицию до других учеников: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

    слушать других людей, рассматривать их точку зрения, относиться к ним уважительно, быть готовым изменить свою точку зрения;

    сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре, группе.

Оборудование:

    компьютеры с выходом в интернет,

    интерактивная доска

Дидактические материалы:

    учебник "Основы светской этики. 4-5 класс". Данелюк А.Я.-М.: Просвещение, 2014 г.

    раздаточный материал для групповой работы (тексты, конверты с пословицами, справочный материал, цветные круги, таблички со словами, листы для групповой работы, ручки)

Эпиграф урока:

Счастлив тот, у кого совесть спокойна!

(пословица)

Ход урока.

l . Организационный момент.

Чем больше знаем, тем больше умеем,

Тем больше опыта мы наберём.

А опыт поможет добиться успеха,

К заветной мечте нас приведёт!

II . Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями. Давайте их вспомним.

Какие чувства испытывает человек, если у него тяжелое, подавленное состояние от осуждения окружающих за неправильное поведение, за невыполненный долг перед самим собой. Это... (СТЫД и ВИНА)

Какие качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид и упреков, даже мести. Это... (ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО)

(На доске записаны слова на цветных карточках, дети показывают кружок нужного цвета; объясняют свой выбор)

Обобщение учителя:

Стыд и вина формируют СОВЕСТЬ человека. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал, что "Честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О СОВЕСТИ)

2.Формулирование темы, цели урока. Начало мыследеятельности.

Правильно, тема нашего урока СОВЕСТЬ. Эпиграфом нашего урока будет пословица "Счастлив тот, у кого совесть спокойна!"

Ребята, а что вы хотели бы узнать на этом уроке? (Ответы детей)

(Что такое совесть? Как она формируется? Какая бывает совесть? Что значат выражения "чистая совесть", "голос совести", "потерять совесть", "муки совести" и др.)

Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.

III . Работа по теме урока.

1. Углубление в тему урока. Работа над содержанием сказки "История про Пиню".

Я предлагаю познакомиться со сказкой "История про Пиню".
Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! (звучит сказка)

Понравилась вам сказка?

А понравился ли вам главный герой сказки? Почему с Пиней происходили большие неприятности? (Пиня думал только о себе)

Почему только тетушка Улитка вздохнула и погладила Пиню по спине? (Жалко стало, муравьишка был маленьким и глупым, не хотел понимать, сто такое хорошо и что такое плохо)

Как вы думаете, почему изменился Пиня? (Стало стыдно, попросил прощения у всех кого обидел, его простили и он приобрел друзей, стал жить по -совести)

А какой урок вы получили для себя после знакомства со сказкой? (Ответы детей)

Обобщение учителя: Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

2. Работа с текстом учебника.

Понятия "СТЫД" и "СОВЕСТЬ" еще и отличаются друг от друга. А чем? Ответить на этот вопрос вам поможет наш учебник, страница 48. Прочитайте первые три абзаца самостоятельно.

Что удивило вас? Над чем задумались? Что советовал древнегреческий философ, родившийся в 460 году до нашей эры.

Его слова современны и сегодня для нас, живущих в 21 веке.

3. Работа в группах.

А как объясняют понятие СОВЕСТЬ известные нам люди. Прочитайте цитату и попробуйте объяснить выделенные словосочетания. (Обсуждение в группах)

1 ЗАДАНИЕ.

1 группа: Совесть - когтистый зверь , скребущий сердце. (Пушкин А. С.)

2 группа: Совесть есть светило внутреннее , закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (Суворов А. В.)

3 группа: Совесть - верный руководитель жизни людей . Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. ()

2 ЗАДАНИЕ.

1 группа. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова. Запишите на своем листе.

СОВЕТ (совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;

ВЕСТЬ (совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;

СЕТЬ (то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;

ЕСТЬ (совесть - это то, что есть у всех;

СВЕТ (совесть -это свет внутри нас;

ВЕС (совесть - это то, что имеет вес (значимость);

ВЕТО (то, что накладывает запрет на плохие поступки;

Обобщение учителя: Совесть - это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.

2 группа. Вашей группе необходимо посмотреть в разных источниках, как там раскрывается понятие СОВЕСТЬ и выделить главные слова. Запишите на своем листе.

Толковый словарь В.Н.Даля:

« Совесть - внутрен нее сознание добра и зла, тай ник души , в котором отзывает ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

Совесть - Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом .

Интернет-Википедия:

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль , требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми или обществом (а также и перед собой).

3 группа. В учебнике на странице 49 найти ответ, какие чувства сопутствуют совести? Запишите на своем листе эти чувства.

Постарайтесь объяснить, как вы это понимаете.

(Если ты делаешь что-то на совесть, то от этого получаешь удовольствие. Неудовлетворенность рождает муки совести, раскаяния.)

Обобщение учителя: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – так гласит русская пословица.

IV . Работа с пословицами.

- У вас в конвертах есть слова из пословиц. Составьте свою пословицу.

1. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

2. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

3. Покоряйся совести, а овладей волей.

V . Работа с притчами.

Притча - это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл.

Работа с притчами. (В группах )

    Прочитайте притчу.

    Что вы почувствовали, что подумали, когда читали притчу? Расскажите о своих чувствах и мыслях.

1 группа. Совесть без муки.

( Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))

Беседа по притче.

Как поступит герой притчи? Ваше мнение.

Почему он вернет кошелек хозяину?

Что помогает человеку отличить добро от зла?

Какая пословица подходит?

2 группа. Хозяин или слуга.

( Автор притчи: Александра Лопатина)

Беседа по притче.

В каких строках мудрость? (Чтобы преодолеть препятствия, человеку нужна воля, разум)

Какая пословица подходит?

3 группа. Совесть.

( Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))

Беседа по притче.

Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

Какая пословица подходит?

Обобщение учителя: Голос совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом – болит душа. Чтобы у вас этого не было, давайте попробуем определить последовательность своих действий для решения вашей проблемы.

    Наступает мир с самим собой . (5)

    Ты размышляешь над тем, что совершил . (1)

    Эта мысль тебя преследует. (2)

    Ты исправляешь положение . (4)

    Ты понимаешь , что надо исправить свой поступок. (3)

VI . Применение знаний.

1. Проблемно-поисковая ситуация. Коллективная работа.

Согласны ли вы с утверждениями:

    у всех людей есть совесть;

    бессовестному человеку жить легче;

    плохих людей, преступников совесть не мучает;

ВЫВОД ( Обобщение учителя):

Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.

Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

VII . Рефлексия. Оценка.

Итак, вспомните цели урока. Выскажите свое мнение о том, насколько мы достигли поставленных целей. (Дети кратко анализируют достижение целей)

Обобщение учителя:

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

VIII . Итог.

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

В мире столько всяческого зла.

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

Сколько бы ты бед ни натворил,

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьезно

В том, что ты когда - то совершил. (Э. Асадов)

Учитесь слушать и слышать голос своей совести и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки, не совершая новых. Ведь как гласит пословица: "Счастлив тот, у кого совесть спокойна!"

I Х. Домашнее задание.

1. Вспомнить сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Какое чувство испытал герой из-за своего поступка?

2. Нарисуйте, как по-вашему выглядит совесть.

3. Подберите пословицы о совести.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек.

Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Хозяин или слуга.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл?

- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

- Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - произнес учитель.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Совесть.

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…

Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек:

Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце: - Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

История про Пиню.

Однажды в одной добропорядочной муравьиной семье появился малыш. Он так быстро перебирал ножками, как будто пинался, за что его назвали Пиня. Рос он бойким, горластым и очень непослушным.
Как-то утром он вышел из дома, прихватив остаток пирога, и отправился гулять. Идет, во весь голос орет. Выглянул Жук из-под листочка:
– Совесть у тебя есть? Все еще спят, а ты кричишь.
– У меня только кусочек сладкого пирога, а совести нет, – подумал Пиня, заглядывая в карман штанишек, и с визгом помчался дальше.
Заметив медленно идущего Червяка, решил подшутить. Дернул за листочек – вся холодная роса обрушилась из цветка на несчастного прохожего. Выронив от неожиданности тросточку, Червяк ойкнул и сжался от страха.
А Пиня прыгал вокруг дрожащего старичка и смеялся.
– Совсем совесть потерял! – сердито зажужжал шмель, пытаясь хлопнуть муравьишку крылом. Испугался проказник, понесся что было сил, не разбирая дороги, чуть в пруд не свалился. Спрятался за камешек, отдышался, заворчал с обидой:
– И ничего я не терял. А пирог – вот он.
Достал Пиня пирог и давай его уплетать. Нарядная Бабочка осторожно присела рядом, надеясь на угощение, но сладкие крошки мигом исчезли во рту муравьишки. Отдохнув, Пиня от нечего делать принялся бросать камешки в белые лилии. Ломаются с хрустом лепестки, а озорник хохочет на всю округу. Стрекоза хотела защитить нежные цветы, но камень угодил и в нее. Тут из воды Лягушка вынырнула, вслед за ней еще несколько, да как заквакают:
– Что ты делаешь, хулиган! Невежа! Как ты смеешь обижать беззащитные цветы? Вот бросим тебя в пруд, глядишь, и совесть у тебя проснется.
Вмиг очутился муравьишка в воде! А плавать-то не умеет. Захлебывается, маму на помощь зовет, только спасать его никто не торопится.
На его счастье мимо пролетал Вéтрушко, он-то и вытолкнул тонущего на берег. Лег тот на песочек, еле дышит, а Вéтрушко дознается, порхая над водой:
– Кто ты, откуда? Зачем в воду полез, коли плавать не умеешь? Почему один гуляешь? Отвечай, а то улечу, вдруг опять что-нибудь с тобой случится или обидит кто?
– Это он всех обижает! Никому от него покоя нет. Невоспитанный! Без совести живет! – зашумели жители водоема.
– Как это без совести? Быть такого не может! – удивился Вéтрушко.
– Никакой совести у меня не было, а только кусочек пирога, но я его съел. Живу я с мамой и папой, есть еще братья и сестрички, а никакая совесть с нами не живет! – в отчаянии закричал Пиня, по привычке топая ногами и взмахивая кулачками.
На шум вышла тетя Улитка, и все наперебой стали рассказывать о случившемся. Уважаемая тетушка покачала головой, вздохнула и, ласково поглаживая Пиню по спине, произнесла:
– Маленький ты еще, глупый, хотя уже должен понимать, что хорошо, а что плохо. Страшно было в воде? И другим бывает страшно, когда беда настигнет. Как же домой пойдешь, солнышко скоро закатится, темнота тропинка накроет, без провожатого не обойтись. Только вот кто тебе помогать будет?
Залился малыш горючими слезами, но тут Вéтрушко зашуршал:
– Ладно, провожу тетя. Родители, поди, с ног сбились, ищут тебя, непутевого, плачут, переживают.
Вспомнил Пиня тут о маме и папе, почувствовал какой-то жар в груди и застонал.
– Это стыд жжет, он и совесть разбудит, – сказала тихо Улитка, наклоняясь к несчастному Пине. – Надо у всех, кого обидел, прощения попросить, тогда совесть никогда не покинет тебя, тогда и жить будешь правильно, по-совести.
– Я многих обидел. Успею ли до темноты всех обойти? – снова захныкал бедняга.
– Хватит хныкать! Беги за мамой! Вдвоем мигом управимся! Спасибо, добрая тетя Улитка! Спокойной ночи, друзья! – прошумел Вéтрушко и полетел, увлекая за собой Пиню.
Все жители муравейника вышли встречать пропавшего малыша, а Шмель, Червяк и Жук искренне простили его. С тех пор Пиня стал послушным, добрым, а если кого-то нечаянно обижал, – просил прощения, потому что в его муравьиной душе теперь жила Совесть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. -М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- Автор-составитель В. Балязин.-848 с.

    Монах Варнава (Евгений Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых.
    http://лучик-света.рф/?p=32886

    Притча от Александры Лопатиной "Хозяин или слуга"
    http://pritchi.ru/id_5609

    Плетнёва Г.С. "История про Пиню"
    http://kvaclub.ru/babyclub/pisateli-klubu/muravishka-pinya/istoriya-pro-pinyu/

    Интернет -Википедия
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E2%E5%F1%F2%FC

Конспект урока урока «Основы религиозных культур и светской этики»

студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.

Тема урока: Совесть

Цель: формирование у обучающихся понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности общества
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о совести как морально-этической ценности общества, проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметный: проявляют личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).
Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «совесть», различают понятия «Стыд» и «Совесть»
Принципы обучения:
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип систематического и последовательного обучения
Принцип психологической комфортности
Принцип наглядности
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, художественное слово
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа, рассказ), практические (упражнения), наглядный (демонстрация);
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применений знаний, методы проверки и оценки знаний;
По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого;
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска;
Методы формирования ответственности: формирование понимания личностной значимости;
Методы организации взаимодействия и накопления социального опыта: временная работа в парах, группах.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная
Средства обучения:
демонстрационные: презентация, видео фрагмент, музыка, карточки с заданиями
индивидуальные: учебник, карандаш, ручка, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, кусочки мозаики
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
3. Планирование и постановка учебных задач
4. Этап открытия новых знаний и способов действий
5. Этап первичной проверки понимания изученного
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
7. Этап применения знаний и способов действий
8. Этап обобщения и систематизации знаний
9. Этап контроля знаний и способов действий
10. Этап информации о домашнем задании
11. Этап подведения итогов урока и рефлексия деятельности

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Организуйте, пожалуйста, своё рабочее месть, уберите посторонние вещи с парт.
Садитесь.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих понятий (обучающиеся соотносят понятие с определением на смарт доске)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним очень важным качеством человека. Что это за качество, вы узнаете внимательно послушав мой рассказ.
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше».
Учитель: Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются?
Как вы думаете, что произошло дальше?
Давайте прочитаем дальше.
«Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать»
учитель: Какие чувства испытывает этот мужчина?
Как вы думаете, что сделает герой рассказа?
«И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».

Учитель: Ребята, о каких осколках говорил слепой?
Что «сидело» внутри мужчины?
Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть
Учитель: Какая главная идея этого текста?
Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок? Назовите тему урока.
Обучающиеся: тема нашего урока совесть.
3. Планирование и постановка учебных задач
Учитель: Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.


Учитель: Исходя из того, что вы хотели бы узнать о совести, сформулируйте задачи урока.
4. Этап открытия новых знаний и способов действий
Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же?
Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Обучающиеся: для этого нужно знать определение слова "совесть"
Учитель: Откройте 48-ю страницу учебника, прочитайте первые два абзаца. Найдите определение слова совесть и найдите общие и различные черты между стыдом и совестью.
(Стыд – тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. Совесть – стыд перед самим собой)
Учитель: В чём же разница между стыдом и совестью?
Учитель: Слово совесть является церковно-славянским словом. Дословно совесть переводится как «святая весть», то есть соотнесение с тем, что свято, истинно, не подлежит никакой редакции.
Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова в своих тетрадях.
Учитель: Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили.
Учитель: Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.


Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка Блума.


Притча. Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было.

Учитель: Ребята, а как бы вы озаглавили эту притчу?
Сейчас вспомните вопросы, которые вы придумали. Первый ряд будет задавать свои вопросы третьему ряду, третий ряд адресует свои вопросы второму ряду, а на вопросы второго ряда будет отвечать первый ряд.
Учитель: Так всё же, удалось ли человеку спрятать свою совесть? Почему?
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
Учитель: Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть.
Какое значение в жизни человека играет совесть?
В народе со словом совесть употребляются очень сильные выражения, например, такие как: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт». А какие еще выражения со словом «совесть» вы знаете?
Первый вариант будет думать над значением выражения «грызёт совесть»,
Второй вариант обдумывает смысл фразы «совесть спит»,
3 - «чистая совесть»,
4 – «совесть заговорила»,
5 – «муки совести»,
6 – «договориться со своей совестью».
Учитель: Сейчас внимательно слушаем выступающих.
Учитель: Ребята, я предлагаю нам построить модель совести. У каждой пары на парте есть карточка с пословицей. Вам нужно обсудить смысл этой пословицы в паре, и выбрать ключевое слово-синоним из афоризма, (возможно словосочетание), чтобы получилось определение вида совесть – это (что?) мудрость. И записать это на кусочке мозаики. Когда закончите, мы соберём эту мозаику в единое целое. Кому не понятна работа, которую сейчас выполняем?
1. Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Блез Паскаль)
2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
3. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и говорит ему голосом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (А.В. Суворов)
4. Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения. (П.А. Гольбах)
5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (Д.С. Лихачёв)
6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С. Моэм)
7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Г.Л. Менкен)
8. Совесть - осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма. (Сенека)
9. Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. (Г. Гегель)
10. Совесть – это личный тайник, в котором хранятся душевные качества его владельца. (И. Голюк)
11. Совесть - это эмоциональный страж убеждений. (В.А. Сухомлинский)
12. Совесть - верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Л.Н. Толстой)
Учитель: Сейчас по очереди пары выйдут, прочитают, как они определили совесть и прикрепят на доску свою карточку.
Учитель: Ребята, исходя из определений, которые вы написали, вы согласитесь, что Совесть это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас.
Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»)
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
7.Этап применения знаний и способов действий
Учитель: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, люди упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
Нужно заставлять совесть постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами других людей. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.
Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести? Постараемся услышать голос совести.
Образуйте группы из 4-х человек.
Ситуация первая.
Учителю нужно было выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя и почему?
Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил двух ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Ситуация третья.
На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?
(Очень важный момент! Необходимо свести разговор к тому, чтобы совестливый человек активно помогал другим поступить по совести, а не "ябедничал". В первом случае Катя, обращаясь к классу, попросила бы тех, кто списывал, признаться самим. Аналогично в третьем случае. Друг должен убедить друга быть смелым и ответить за свой поступок).
8. Этап обобщения и систематизации знаний
Учитель: Ребята, давайте выслушаем группы, какая была им предложена ситуация и как они поступят (т.к. ситуаций три, а групп больше, то одна группа выйдет, а остальные будут дополнять)
А все остальные внимательно слушают друг друга, и готовятся дополнять и задавать вопросы.
Кто нибудь считает по-другому? Что бы вы хотели добавить?
Учитель: Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать, поступать по ее подсказкам.
Но что же делать, если ты оступился, ошибся и поступил против совести.
Иногда говорят «совесть, как заноза»
Интересно, почему?
Нечистая совесть подобна ЗАНОЗЕ, которая постоянно напоминает о себе, ноет, зудит, лишая человека радости и покоя.
Если наша совесть стала беспокоить нас, досаждать, к какому лекарству обратиться?
Это лекарство называется РАСКАЯНИЕ.
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет душу человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Задумайтесь на минутку, бывало ли так, чтобы вас мучила совесть за какой-то поступок? Может быть раскаяние поможет излечить вашу душевную рану. (без обсуждения)
9. Этап контроля знаний и способов действий
Учитель: Ребята, какого человека называют совестливым?
Совестными называют людей, которые поступают по совести
Совестливость – характерная черта русского человека. Давайте попробуем «Нарисовать» портрет совестливого человека (на карточках индивидуально). Впишите пропущенные слова в текст.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры