Ария биография группы. Группа ария - состав, фото, клипы, слушать песни

Главная / Бывшие
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы Ария

Идея создания группы, играющей бескомпромиссный heavy metal, родилась у Владимира Холстинина давно, ещё во времена его сотрудничества с Сергеем Сарычевым и группой "Альфа".

В "Альфе" Владимир познакомился с Аликом Грановским. Поделившись своими идеями, Владимир нашёл в нём единомышленника, и вскоре ребята приступили к работе над своим первым альбомом. К началу 1985 года большая часть материала была готова, открытым оставался вопрос о студии записи и вокалисте. В это время Алик и Владимир знакомятся с Виктором Векштейном - услышав материал, тот решает стать менеджером будущей группы и предоставляет ребятам свою студию для записи альбома. Вокалиста нашли достаточно быстро - им стал Валерий Кипелов.

Название группе придумал Владимир Холстинин - слово "АРИЯ", кроме краткости и удобства написания, как на русском, так и на английском языках, несло в себе определённый смысл: фанатов и музыкантов группы сразу стали называть "арийцами".

В записи первого альбома приняли участие Александр Львов (барабаны) и Кирилл Покровский (клавишные). Профессионально сыгранный альбом получился настолько непохожим на весь рок, исполнявшийся в то время в СССР, что группу сразу заметили и оценили поклонники серьёзной, тяжелой музыки.

На альбоме все партии были записаны одним гитаристом, но для выступления на концертах группе был необходим второй. Им стал Андрей Большаков. Игорь Молчанов (играл с Владимиром и Аликом в "Альфе") сменил Александра Львова за барабанами. Первый концерт АРИИ состоялся 5 февраля 1986 года в ДК МАИ. Большинство присутствовавших сошлись во мнении, что группа весьма перспективна, но достаточно было и недоброжелателей. Пессимистические прогнозы не оправдались - вскоре АРИЯ становится лауреатом "Рок-Панорамы-86", а на фестивале "Литуаника-86", проходившем в Вильнюсе, получает приз за профессионализм. И хотя пресса упорно обходит группу молчанием, АРИЯ продолжает стремительно идти вверх, собирая полные залы.

В ноябре 1986 года группа выпускает свой второй альбом "С кем ты?". Ко времени его выхода в группе назрел настоящий раскол, причинами которого стали как недовольство администраторской политикой Виктора Векштейна, так и разногласия музыкантов в вопросе дальнейшего стиля группы. После гастрольного тура в январе 1987 АРИЮ покидают, выразив желание играть другую музыку, Алик Грановский, Андрей Большаков, Игорь Молчанов и Кирилл Покровский.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Вскоре на место бас-гитариста в группу приходит Виталий Дубинин (друг Владимира ещё по институту и коллега по "Волшебным сумеркам"), вторым гитаристом становится Сергей Маврин, а барабанщиком - Максим Удалов. Последние до АРИИ вместе играли в "Черном кофе" и "Металлаккорде".

Первое большое выступление обновлённой АРИИ состоялось в апреле 1987 на концерте, открывающем фестиваль "Мелодии друзей". Этот ежегодный фестиваль проходил по столицам и крупнейшим городам СССР и длился около месяца. Концерты доказали, что АРИЯ, вопреки витавшим слухам, не умерла. После фестиваля АРИЯ отправилась в концертный тур, продолжавшийся вплоть до августа. Во время него, в перерывах между выступлениями, музыканты работали над песнями для нового альбома.

В августе 1987 группа приступила к записи своего третьего альбома, закончив работу в течение месяца. После выхода "Героя асфальта" (изначально альбом должен был называться "На службе силы зла") стало ясно, что смена состава пошла коллективу на пользу. Многие характеризуют альбом как один из лучших дисков группы. Гастрольный тур в поддержку продолжался два года с аншлагами на каждом концерте. Изданный спустя год тиражом более одного миллиона винил разошелся мгновенно, через год найти его на прилавках было практически невозможно.

На песню "Улица Роз" был снят клип, в котором в качестве массовки приняли участие фанаты группы. Режиссёрами клипа стали Дмитрий Маматов и Сергей Комаров, клип появился на экранах в передаче "Музыкальный лифт" и сразу занял первое место в хит-параде.

Зимой АРИЯ отправляется в свое первое зарубежное турне, в Берлин. Дав несколько успешных концертов, группа получает приглашение на фестиваль "Дни стены" летом 1988 года, где выступает перед аудиторией в 120.000 человек.

Всё это время продолжали накаляться отношения с менеджментом, наметился очередной конфликт, музыканты всерьёз задумались об уходе от Виктора Векштейна. Первым не выдержал Максим Удалов. В октябре 1988 года он уходит, а в ноябре на его место принимают Александра Манякина.

В январе 1989 года группа, уже без поддержки Виктора Векштейна, приступает к записи четвёртого альбома - "Игра с огнём". Менеджером АРИИ становится Юрий Фишкин (знакомый Холстинина и Дубинина по группе "Волшебные сумерки").

Альбом выходит в апреле 1989 года. После его выхода и съемок клипа на песню "Дай жару!" (режиссёр Евгений Пахоменков), группа отправилась в длительное турне по России и Германии. АРИЯ приняла участие в берлинском фестивале "Rock Summer" и отыграла весьма успешные концерты в четырёх крупных городах. Весной 1990 года Виталий Дубинин и Сергей Маврин подписывают контракт с группой "Lion Heart" и уезжают в Мюнхен, но уже в августе, найдя возможность разорвать контракт, возвращаются. АРИЯ, отметив свой пятилетний юбилей концертами в ДК ЗИЛ, начинает готовить к записи свой пятый альбом.

"Кровь за кровь" выходит осенью 1991 года на фирме "Синтез рекордс". С "Кровь за кровь" оформлением альбомов группы занимается художник Василий Гаврилов.В начале 90-х у АРИИ (как и у многих других групп) резко сокращается количество выступлений.

Концертный тур "Кровь за кровь", в котором в качестве звукорежиссёра участвовал Максим Удалов, записал в свой багаж всего 9 городов. Музыканты решают пойти по известному пути - созданию собственной студии звукозаписи. Так в середине 1994 года появляется "АРИЯ рекордс".

В том же году АРИЯ заключает пятилетний контракт с фирмой "MOROZ Records", одним из результатов которого становится издание летом 1994 года всех пяти ранних альбомов группы (включая не издававшиеся "Мания величия" и "С кем ты?").

Летом 1994 группа приступает к записи следующего альбома (первые наброски для него появились уже в конце 1992, а записанная в 1993 году новая песня "Ангельская пыль" вышла на сборнике "Russian Metal Ballads Vol.1", выпущенном в начале 1994 года фирмой "MOROZ Records"). В сентябре 1994, записав партии ударных, АРИЯ в четвёртый раз отправляется на двухнедельные гастроли по Германии, дав концерты в семи городах и в легендарном берлинском Hard Rock Cafe. В конце тура возникли серьёзные трения с организаторами, что послужило причиной напряжения отношений внутри самой группы. После возвращения в Москву, Валерий Кипелов ни разу не появился на студии, где полным ходом шла работа над альбомом. Через месяц стало известно, что он выступает с группой "Мастер". "АРИЙцы" занялись поисками нового вокалиста, продолжая записывать инструментальные партии к альбому. В декабре на место Кипелова пробуется Алексей Булгаков (солист группы "Легион"). А в январе 1995 группу покидает Сергей Маврин, заявив, что не верит в успех с новым вокалистом.

В качестве сессионного музыканта на место Маврина в АРИЮ берут Сергея Терентьева, который впоследствии остаётся в группе. Проблему с вокалистом решает Александр Морозов, президент фирмы "MOROZ Records", пригрозив штрафными санкциями за срыв контракта. В результате Валерий Кипелов возвращается в группу и записывает вокальные партии к альбому "Ночь короче дня", увидевшему свет в сентябре 1995 года.

После выхода нового альбома снимается клип на песню "Возьми мое сердце" (режиссер Дмитрий Великанов). В это же время менеджером АРИИ становится Сергей Задора, который, собрав мощную административную группу, организует серию концертов в Москве и других городах. Во время этого тура был записан и выпущен двойной концертный альбом "Сделано в России", неожиданно, но прочно и надолго занявший в хит-парадах высокие места.

20 августа 2004 АРИЯ отыграла последний концерт турне "Крещение Огнём" и тут же приступила к записи нового, уже десятого по счёту альбома, материал для которого группа начала готовить еще весной-летом.

Однако, в отличие от прошлых студийных сессий, "арийцы" не собираются запираться в своей студии пока не завершат творческий процесс. В подтверждение этого, уже в октябре группа вновь отправляется в дорогу, с обновленной концертной программой, условно названной "Лучшее". До конца 2004-го АРИЯ выходила на сцену почти 30 раз, посетив вначале Украину, а затем проехавшись по родной стране от Астрахани до Оренбурга и обратно. Завершили же год настоящим праздничным утренником – уже традиционным предновогодним концертом в московском CDK МАИ, который, вне всяких сомнений, стал самым оригинальным выступлением АРИИ уходящего года!

Неделей же раньше, вспомнили и самое запомнившееся событие года 2003-го – спустя чуть больше года после грандиозного действа в "Лужниках", наконец, поступил в продажу двойной концертный альбом и двойной DVD "Живой огонь", запечатлевшие историческое шоу.
Наступивший 2005-й – год для АРИИ юбилейный, а для ее поклонников – весьма многообещающий: помимо нового, кстати, уже десятого по счёту, студийного альбома, выход которого ожидается до наступления лета, и последующего турне в поддержку диска, ожидается масса сюрпризов, приуроченных к 20-летию легендарного коллектива! Так что, история продолжается!!!

Почему Кипелов ушел из Арии? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, поскольку принятие столь серьезного и ответственного решения редко является следствием эмоционального порыва. Не был исключением и уход солиста Арии.

Решение уйти из коллектива возникло у Кипелова задолго до окончательного разрыва с Арией: причиной тому были непростые взаимоотношения как с руководством коллектива, так и между самими музыкантами. Состав Арии менялся неоднократно: культовая рок-группа пережила немало потрясений и расколов. Уход Кипелова, ставшего "лицом" Арии, означал рождение совершенно иного коллектива.

Из истории рок–ансамбля

1. Основу будущей рок-группы составил вокально-инструментальный ансамбль «Поющие сердца», директор которого задался целью создать принципиально новый коллектив, отвечающий современным запросам слушателей.

С этой целью в ансамбль начали приглашаться молодые музыканты, которым предоставлялась полная свобода творческой самореализации и использование технического потенциала коллектива. В 1983 году в новый ансамбль на некоторое время пришел Виталий Дубинин, впоследствии оставивший его с целью получения квалификации вокалиста в знаменитой «Гнесинке».

2. Через два года в ансамбль пришли Холстинин (Холст) и Грановский (Алик), а после распада вокально-инструментального ансамбля «Лейся, песня» он приобрел и нового вокалиста Валерия Кипелова.

Именно Грановскому и Холстинину (бывшим аккомпанирующими музыкантами группы) принадлежала инициатива создания параллельной группы, пробующей силы в стилистике хеви-метал. На этот момент Векштейн еще оставался директором и менеджером нового коллектива.

3. Название «Ария» появилось благодаря Холстинину, который в течение трех дней штудировал словарь иностранных слов в поисках определения, идеально отражающего суть исполняемой коллективом музыки.

Слово ария, на котором он остановил свой выбор, покорило его не только звучанием, но и тем, что его можно написать как русским, так и латинским шрифтом. Для честолюбивых молодых музыкантов было чрезвычайно важно признание не только отечественных, но и зарубежных поклонников.

4. Первый студийный альбом, работа над которым была закончена в последний день октября 1985 года, ознаменовала рождение новой группы. Именно эта дата и считается официальным днем ее создания.

5. 5 февраля 1986 года состоялось первое выступление группы Ария. Музыканты сначала поработали на разогреве публики, выступив с новыми композициями в стиле хеви-метал, а во втором отделении концерта вышли уже как участники группы «Поющие сердца».

6. 1986 год принес Арии успех сразу на двух рок-фестивалях: «Литуаника-86» отметила выступление группы специальным призом. «Рок-панорама-86» удостоила арийцев сразу двух наград: высокую оценку получило техническое обеспечение выступления и антивоенные композиции.

7. Советское телевидение не могло остаться в стороне от появления нового интересного коллектива и включило кусок фестивальной программы Арии в популярную молодежную программу «Веселые ребята». Так Ария впервые появилась на телеэкранах.

Двойная жизнь «арийцев»

Почти полгода Ария, не обладающая официальным статусом и не имеющая одобрения комитета по культуре, находилась на полулегальном положении. На афишах красовался одобренный Москонцертом ансамбль «Поющие сердца», а на концертах выступало два разных коллектива.

Первое отделение отдавалось композициям Арии, а во время второго те же самые музыканты сопровождали выступление Антонины Жмаковой. Подобные метаморфозы были возможны лишь во время гастролей в провинциальных городках, в которых отсутствовал жесткий идеологический контроль, характерный для столицы. Разумеется, подобные проделки были сопряжены с огромным риском (как для самих музыкантов, так и для прикрывающего их директора).

Название группы и программа ее сольных концертов были официально утверждены комиссией Министерства культуры в сентябре 1986 года во многом благодаря уловкам директора Векштейна.

Одной из хитростей Векштейна была махинация с припиской авторства. Автором одной из композиций был объявлен член Союза композиторов Давид Тухманов, а текст песни «Тореро» был якобы написан Федерико Гарсия Лоркой.

История конфликтов и расколов

Недовольство музыкантов (связанное с финансовыми вопросами и несогласием по поводу исполняемых ими композиций) сопровождало группу на протяжении всего периода, пока у руководства коллективом оставался Векштейн.

Осенью 1988 года Ария в полном составе покидает Векштейна и уходит к менеджеру Юрию Фишкину. Ария не развалилась благодаря позиции Кипелова, решившего сохранить целостность коллектива и уступить жестким требованиям гитариста Холстинина и вокалиста Дубинина, создавших к этому моменту композиции для нового альбома.

В 1994 году группа совершила двухнедельное турне по Германии. Из-за бездарной организации, вследствие которой музыканты не имели даже сносных условий проживания, «арийцы» не получили ни копейки. Разразившийся по этому поводу скандал, изначально обращенный против организаторов поездки, привел к очередному расколу коллектива.

После германских гастролей Кипелов получил приглашение в группу Мастер и некоторое время выступал вместе с ней. Это был вынужденный шаг, направленный на решение финансовых затруднений. Навсегда покидать Арию певец на тот момент не планировал.Однако остальные «арийцы» болезненно восприняли его уход и в качестве замены приняли в группу вокалиста Алексея Булгакова. Это обстоятельство послужило причиной полного прекращения отношений между Кипеловым и «арийцами».

Некоторое время Кипелов выступает в паре с ушедшим из Арии гитаристом Сергеем Мавриным. Основу программы «Назад в Будущее» составили песни Арии и кавер-версии композиций зарубежных рок-групп.

Летом 1995 года Булгаков уходит из Арии, вследствие чего группа снова остается без вокалиста. Александр Морозов (чья компания подписала пятилетний контракт с Арией) потребовал возвращения Кипелова в коллектив под угрозой выплаты крупной неустойки за срыв контракта. Приняв участие в записи нового альбома, певец вновь воссоединяется с группой.

Когда группа лишилась солиста?

К концу 2001 года взаимоотношения между «арийцами» были настолько напряженными (записывая альбом «Химера», музыканты осуществляли запись и сведение своих партий по отдельности), что Кипелов предложил временно распустить группу и давать сольные концерты.

Холстинин (Холст) и Дубинин (Дуб) наотрез отказались от этого предложения, аргументируя это тем, что почти готовы новые песни для очередного альбома. В ответ на эту категоричность Кипелов отказался принимать участие в этой записи.

Прощальные гастроли старого состава Арии (получившие название «Зеленая миля») прошли летом 2002 года. Финальный концерт Арии состоялся в последний день августа на стадионе Лужники. Его название («Судный день») было символичным, поскольку именно после него из Арии ушли Кипелов (Кип), Манякин (Маня) и Терентьев (Теря).

1 сентября 2002 года покинувшие Арию музыканты создали новую группу Кипелов. К ним присоединились Сергей Маврин и Алексей Харьков.

Холстинин пытался вернуть Валерия Кипелова в Арию. Переговоры состоялись, но закончились ничем, поскольку Кипелов соглашался вернуться только вместе с Терентьевым и Манякиным, а им было отказано в возвращении в группу.

Окончательный уход со сцены

Почему распалась группа Ария?

Ведущая роль в окончательном расколе коллектива принадлежит Рине Ли (ставшей администратором группы Кипелов). Ее приход в Арию был ознаменован скандальным увольнением бывшего директора. Ария того периода уже относилась к числу культовых коллективов, но расценки ее выступлений были крайне низкими.

Через год компания Harley-Davidson предложила группе спонсорскую поддержку. В это же время с группой начинает работать продюсер Юрий Соколов, с легкой руки которого одна из композиций Арии становится песней года после прокрутки на «Новом радио». В результате этого сотрудничества рейтинг коллектива значительно поднялся. Музыканты получили от Соколова предложение подписать контракт.

Контракт с Соколовым ослаблял позиции Рины Ли, поэтому, воспользовавшись близкими отношениями с Кипеловым, она повела двойную игру. После аншлаговых концертов в ряде больших городов и трех триумфальных выступлений в московских Лужниках летом 2002 года она уговорила Терентьева и Манякина принять участие в новом проекте.

Окончательный уход Кипелова из Арии был обусловлен непрекращающимися с 1995 года конфликтами с одним из лидеров группы, гитаристом Холстининым.

Немалую роль в развале коллектива сыграли и постоянные финансовые конфликты, возникающие как между участниками группы, так и в отношениях с административной группой.

«Ария» - это российская группа, которая играет музыку в стиле британского хеви-металла. Это одна из самых успешных и старейших в России металл-групп. В 2007 году она была лауреатом премии Fuzz, как лучшая live-группа. Участниками «Арии» были созданы многие известные группы («Маврин», «Мастер», «Артерия», «Кипелов»), составляющие плеяду название которой «семейка Арии».

Большинство текстов для группы писали поэты: Александр Елин и Маргарита Пушкина.

Предыстория :

Знакомство будущих музыкантов «Арии» Владимира Холстинина и Виталия Дубинина состоялось во время учебы в МЭИ, где была создана любительская рок-группа «Волшебные сумерки». Изначально Дубинин выступал в роли басиста, потом вокалистом стал Артур Беркут. В 1982 году Дубинин ушел из группы, чтобы закончить образование. Спустя время на место вокалиста в популярную арт-рок группу «Автограф» был приглашен Беркут, а «Волшебные сумерки» распались.

Бас гитарист Алик Грановский и Холстинин стали участниками группы «Альфа», которая исполняла хард-рок. Просуществовала группа всего несколько лет. В 1982-1984 годах, когда велась борьба с самодеятельными коллективами, музыканты были вынуждены подыскивать работу в официальных ВИА. В 1985 году Дубинин, Холстинин и Грановский присоединились к ансамблю «Поющие сердца». Туда же перешел Валерий Кипелов из распавшегося ансамбля «Лейся, песня». Спустя несколько месяцев Дубинин ушел из группы «Поющие сердца», чтобы учиться в Академии имени Гнесиных на вокалиста.

Ранняя история :

Параллельно с участием в «Поющий сердцах» Грановский и Холстинин создавали сайд-проект, который подразумевал создание группы, исполняющей хеви-метал. Художественным руководителем и менеджером новой группы стал Виктор Векштейн, который был директором «Поющих сердец». Он предоставил свою студию музыкантам. Название группы придумал Холстинин.

Впоследствии музыкантов и фанатов группы стали называть «арийцами». Холстинин, Векштейн и Грановский занялись подбором состава группы. За этот период в группу пробовались вокалист Николай Носков, гитарист Сергей Потемкин, клавишник Александр Мясников. Постоянного вокалиста «Арии» утвердили в феврале 1985 года, им стал Валерий Кипелов. Место ударника занял Александр Львов, который был звукоинженером «Поющих сердец», а бэк-вокалистом и клавишником стал Кирилл Покровский.

31 октября 1985 года считается днем рождением группы, именно в этот день был создан первый студийный альбом группы под названием «Мания величия». Материал, который был выпущен самиздатом на магнитной кассете, являлся традиционным хэви-металлом в духе модных в тот период американских и английских групп типа Black Sabbath и Iron Maiden. Этот альбом записали всего с одним гитаристом Холстининым в составе. Но для концертной деятельности все же пригласили второго гитариста Андрея Большакова. Помимо этого, за ударными Львов, который остался звукооператором группы, был заменен Игорем Молчановым.

5 февраля 1986 года в ДК МАИ состоялся первый концерт Арии. Они играли на разогреве «Поющих сердец». В этом же году группа сольно участвовала в фестивалях «Литуаника-86» и «Рок-панорама-86». «Арию» встретили на фестивалях весьма одобрительно, и группа завоевала даже несколько премий и Underground популярность.

В следующем году Ария записала второй альбом под названием «С кем ты?». В отличие от первого, этот альбом имел утяжеленное звучание. Большую часть композиций написал Большаков, который был поклонником Judas Priest, поэтому в его композициях присутствовал стиль этой группы. Для большинства песен тексты писал Александр Елин (за исключением «Без тебя» и «Память о…» - Маргарита Пушкина), из-за чего альбом имел остро-социальную и антивоенную тематику («Встань, страх преодолей», «Воля и разум», «Игры не для нас», «С кем ты?»). В роли звукоинженера снова выступил Александр Львов, который был в группе барабанщиком.

После ряда аншлаговых концертов в группе между менеджеров Виктором Векштейном и новым гитаристом Андреем Большаковым произошел конфликт. Кроме Кипелова и Холстинина, все остальные участники группы встали на сторону Большакова и разорвали отношения с Векштейном, однако права на название Виктор сохранил. Молчанов, Грановский, Покровский и Большаков создали группу «Мастер», и их первый одноименный альбом, в котором были несколько песен Арии, был выпущен в 1987 году.

История создания и состав

Говоря о предыстории, следует вспомнить 1982 год, когда студентами МЭИ Виталием Дубининым и Владимиром Холстининым была создана любительская рок-группа «Волшебные Сумерки». Дубинин солировал и играл на бас-гитаре, потом на роль вокалиста пришел Артур Беркут. Однако коллектив быстро распался.



В 1985 году Холстинин примкнул к ВИА «Поющие сердца», руководимому Виктором Векштейном. За ним в качестве аккомпанирующего состава пришли Алик Грановский и Валерий Кипелов. Ребята играли в ВИА, но мечтали совсем о другой музыке.

Идея создать свой мужской коллектив, играющий в стиле тяжелого рока, воплотили Холстинин и Грановский. Новая группа получила название «Ария». Идея названия принадлежала Владимиру, который оценил его лаконичность и одинаковое написание на кириллице и на латинице.

Датой основания коллектива значится 31 октября 1985 года – день выхода первого студийного альбома «Мания величия». К этому времени состав окончательно стал таким: солист - Валерий Кипелов, ударник - Игорь Молчанов, звукооператор - Александр Львов, бэк-вокалист - Кирилл Покровский, гитаристы – Владимир Холстинин и Андрей Большаков.


В 1986 году группа провела первый концерт, приняла участие в нескольких фестивалях, в том числе «Рок-панораме-86», благодаря последнему выступление ребят впервые попало на ТВ. Однако деятельность коллектива нельзя было назвать полноценной. Ребята играли на разогреве на санкционированных концертах. Жанровый «неформат» не пропускали по идеологическим соображениям.

Директор группы Векштейн проявлял чудеса изобретательности, чтобы утвердить у всесильного худсовета музыкальную концертную программу «Арии». Материал «вуалировали» настоящими ариями из известных опер, «оправдывая» название, прописывали авторами композиций уважаемых поэтов-песенников.


И вот – победа! 12 сентября 1986 года комиссия утвердила сольную программу группы и ее название. Тогда еще никто и не думал, что уже в декабре того же года группа останется без основного состава.


Раскол назревал давно. Холстинин и Большаков не сходились в творческих взглядах. Музыканты были недовольны маленькими заработками и вечной цензурой, предъявляя претензии Векштейну. В итоге Большаков, Грановский, Молчанов и Покровский уходят и образуют «Мастер». Покидает коллектив и Александр Львов по приглашению группы «Парк Горького».


К оставшимся в «Арии» Кипелову и Холстинину примкнул Виталий Дубинин, который играл еще в «Волшебных Сумерках», а также гитарист Сергей Маврин и барабанщик Максим Удалов. Этот состав впоследствии назовут «классическим», а записанный музыкантами третий альбом - «Герой асфальта» (1987) - тоже станет классикой в дискографии группы. Тираж пластинки на виниле составил 1 млн копий. Для «Арии» наступает время подъема.


В 1987-1988 годах «Ария» совершила гастрольную поездку по СССР и впервые выехала в Германию. В октябре 1988 года музыканты, недовольные менеджментом Векштейна, уходят к новому директору Юрию Фишкину. И в 1989 году под его эгидой выходит новый альбом «арийцев» «Игра с огнем».


90-е стали для группы трудным периодом. Концерты, гастроли – все, что вчера еще наполняло жизнь музыкантов, внезапно стало исчезать. Финансовые трудности привели к тому, что в группе опять произошел раскол. В 1994 году «арийцы» вернулись после тура по Германии, не заработав фактически ничего.


Поскандалив с организаторами, музыканты стали искать пути дополнительного заработка. По предложению друзей из группы «Мастер» Валерий Кипелов стал выступать в клубах, чтобы заработать. Это не понравилось другим «арийцам». Они объявили о замене вокалиста. Обиженный Кипелов разорвал отношения с бывшими коллегами. Вслед за ним уходит Сергей Маврин. На его место приходит Сергей Терентьев.


Впрочем, уходит Кипелов ненадолго. С новыми вокалистами у «Арии» не складывалось, а звукозаписывающая компания не желала работать с «арийцами» без Кипелова. Под угрозами санкций Дубинин и Холстинин договариваются с ним о возвращении. Вместе они записали шестой альбом «Ночь короче дня» (1995).

С 1998 года, а именно с выхода альбома «Генератор зла», начинается медийная слава группы «Ария». Клип «Отшельник» попал в ротацию канала Муз-ТВ и надолго занял верхние строчки хит-парада. В 1999 году «Ария» заполняет радиоэфиры, этому способствует успех песни «Беспечный ангел». Такая широкая ротация позволила музыкантам обрести поклонников нового поколения.

2001 год ознаменовался выходом альбома «Химера», многие песни из которого мгновенно стали хитами. В это время один из лидеров Валерий Кипелов, который и раньше увлекался сольными проектами, окончательно решил оторваться от коллектива.

Таким образом, летом 2002 года после прощального тура группы и финального концерта в «Лужниках» Кипелов и поддержавшие его Терентьев и Манякин покинули «Арию», объявив о создании новой группы «Кипелов». Первый же альбом музыкантов ознаменовался балладой «Я свободен» (была написана еще в 1997 году и вошла в совместный альбом Маврина и Кипелова «Смутное время»), которая вывела группу на верхушки рок-чартов.

Тем временем «Ария» тоже пожинала плоды успеха. Альбом группы «Крещение огнем», записанный с новым вокалистом Артуром Беркутом, стал лидером рок-чартов. В составе с Беркутом «Ария» провела почти 10 плодотворных лет, в течение которых были реализованы замечательные проекты: участие в метал-опере «Эльфийская рукопись» (2004), концертный тур «Пляска Ада» (2006-2007), концертный тур, посвященный 20-летию альбома «Герой асфальта» (2007-2008), фестиваль «Ария Фест», который впоследствии стал традиционным, и многие другие.

В 2011 году группа объявила об уходе из состава Артура Беркута. Интригу вокруг имени нового вокалиста подогревали слухи о возвращении Кипелова. Но тот сразу отказался: его коллектив был уже известным и готовился отпраздновать десятилетие.

Новым вокалистом «Арии» стал Михаил Житняков из группы «Гран-КуражЪ». С новым солистом «Ария» выпустила в 2012 году альбом «Live in studio», где были перепеты старые хиты группы. После этого коллектив начал активную концертно-гастрольную деятельность в России и за рубежом.

В 2016 году в биографии группы – выдающееся событие: «Ария» впервые выступила в Кремле на концерте, посвященном Дню космонавтики. «Арийцы» исполнили хит «Точка невозврата», музыку к которому написал Михаил Житняков.

Музыка

Группа начинала играть в стиле классического хеви-метал. И на ранних этапах ориентирами в творчестве были такие гранды, как Rainbow, Scorpions, Deep Purple, Iron Maiden и Judas Priest. В первой зарубежной поездке по Германии группу даже назвали русским Iron Maiden.

Часто меняющийся состав, новые веяния, усиливающаяся конкуренция – все это влияло на трансформацию музыкального жанра «Арии». Вскоре ее визитной карточкой становятся традиционно-русские переливы.

Конец 90-х и начало «нулевых» – это время первых лирических рок-баллад («Потерянный рай», «Осколок льда»), благодаря которым группа в разы увеличила круг слушателей.

В 2001 году коллектив начинает эксперименты с классикой. На рок-фестивале «Нашествие-2001» «Ария» впервые выступила вместе с симфоническим оркестром «Глобалис» Константина Кримца, а в 2002 году провела совместный тур, который назвала «Классическая Ария». В 2015 году в рамках празднования 30-летнего юбилея группы музыканты возродили проект «Классическая Ария», поработав со шведским дирижером Ульфом Ваденбрандтом. А в 2017 рокеры отправились в одноименный тур.

«Ария» сейчас

Сейчас «Ария» работает над новым альбомом, релиз которого намечен на осень 2018 года. В состав группы по-прежнему входят бессменные Владимир Холстинин и Виталий Дубинин (гитара и бас-гитара), а также гитарист Сергей Попов, ударник Максим Удалов и вокалист – Михаил Житняков.

Поклонники следят за творчеством «арийцев» на официальном сайте, а также в «Инстаграме», где всегда в наличии свежий фотоматериал.

Дискография (студийные альбомы)

1985 – «Мания величия»

1986 – «С кем ты?»

1988 – «Герой асфальта»

1990 – «Игра с огнем»

1991 – «Кровь за кровь»

1995 – «Ночь короче дня»

1998 – «Генератор зла»

2001 – «Химера»

2003 – «Крещение огнем»

2006 – «Армагеддон»

2011 – «Феникс»

2014 – «Через все времена»

Клипы

1987 – «Позади Америка»

1988 – «Улица Роз»

1989 – «Дай жару!»

1991 – «Всё, что было»

1995 – «Возьми моё сердце»

1998 – «Отшельник»

2000 – «Беспечный ангел»

2000 – «Потерянный рай»

2001 – «Штиль»

2002 – «Осколок льда»

2003 – «Колизей»

2004 – «Крещение огнём»

2005 – «Там высоко»

2006 – «Последний закат»

2015 – «Точка невозврата»

dum spiro spero
MILA 2008-02-23 14:03:46

Очень хочется надеяться, что АРИЯ в этом составе проживет еще очень долгую жизнь. Они все-СУПЕР! Неиссякаемая энергия Артурв Беркута и очаровательная улыбка Макса Удалова, вселяют надежду на лучшее. Удачи и огромных творческих успехов Вам, "АРИЙЦЫ"

Владимир Холстинин - гитара. Единственный бессменный участник группы. Идейный вдохновитель и главный идеолог.

Виталий Дубинин - бас. Пришёл на смену Алику Грановскому в 1987 году. С тех пор автор множества песен группы и второй по важности участник группы.

Михаил Житняков - вокал. Бывший вокалист группы "Гран-КуражЪ". Заменил Артура Беркута осенью 2011 года.

Сергей Попов - гитара. До этого играл в группе Мастер. Заменил Сергея Терентьева в 2002 году.

Максим Удалов - ударные. Записал вместе с группой альбом "Герой асфальта" и отработал сессионным музыкантом тур "Генератор зла" в 1998 году, но был принят на пост постоянного барабанщика лишь в 2002 году.

Бывшие участники группы Ария

Алик Грановский - бас. Автор большинства песен на первом альбоме. Покинул группу в 1986 году и основал свой проект Мастер .

Андрей Большаков - гитара. Автор большинства песен на втором альбоме "С кем ты ". Из-за острой конкуренции с Холстининым стал одной из причин развала первого состава. Покинул группу вместе с Грановским в 1986 году. Основатель группы Мастер.

Александр Львов - барабаны. Ушёл после записи первого альбома на пост звукорежиссёра. Покинул группу вместе с Грановским и Большаковым в 1986 году.

Кирилл Покровский - клавишные. Записал всего одну композицию "Мания величия". На концертах никогда не играл. Ушёл из группы вместе с Грановским и Большаковым в 1986 году.

Игорь Молчанов - ударные. Заменил Львова на посту барабаника после записи альбома "Мания величия ". Покинул группу вместе с Грановским и Большаковым в 1986 году. Основатель группы Мастер.

Сергей Маврин - гитара. Виртуоз. Заменил Андрея Большакова в 1987 году. Покинул группу в 1995 году, так как не хотел играть без Кипелова...а Кипелов тогда взял и не ушёл. Трендсеттер среди бывших участников основывать группы имени себя .

Валерий Кипелов - вокал. Самый популярный вокалист группы, а так же самый известный рок-исполнитель в России. Несколько раз был на грани ухода, но окончательно покинуть группу решился лишь в 2002 году. С тех пор поёт в группе имени себя . Среди неискушённых слушателей до сих пор бытует мнение, что поёт в Арии именно Кипелов и что песня "Я свободен" - арийская. Личность весьма легендарная, но, как говорят в спорте, свой зенит он уже миновал.

Сергей Терентьев - гитара. Заменил Маврина в 1995 году. Покинул группу вместе с Кипеловым в 2002 году. Основатель группы

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры