Азбука брайля на русском языке. В помощь

Главная / Бывшие

Азбука Брайля - это система письменности, позволяющая людям с дефектами зрения распознавать буквы и символы при помощи тактильной чувствительности пальцев.

Навыки чтения и письма по методу Брайля позволяют слепым и слабовидящим людям быть грамотными и независимыми, получить работу, общаться по интернету с друзьями и коллегами из других стран.

Система чтения для незрячих людей

Азбука для слепых Брайля на французском языке была изобретена в первой половине 19 века французом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в трехлетнем возрасте.

В школе для незрячих в Париже мальчика научили чтению слов, напечатанных большими выдавленными буквами, ощупывая их пальцами. Тексты были просто громадные.

В 15 лет он придумал другие буквы, состоящие из выпуклых точек.

Азбука Брайля содержит 65 основных символов.

Он взял за основу ячейку из 6 точек — два столбца по 3 точки в каждом. Любая точка может быть проколота - существует всего 63 возможные комбинации. Затем добавили еще две точки, усовершенствовав шрифт.

Этого хватало не только на все буквы французского алфавита, знаки препинания и цифры, но и на часто используемые слова и буквосочетания, математические символы, обозначения химических элементов и даже ноты.

Недостатки системы:

  • Наибольшая скорость чтения по этой системе - почти 150 слов за минуту. Это в два раза ниже, чем у хорошо видящих людей.
  • Книги, созданные методом Брайля - просто огромные по величине.

Как писать шрифтом Брайля вручную

1 способ - используя брайлевский прибор и металлический грифель.

Прибор состоит из пластины с выдавленными шеститочиями и крышки с отверстиями. Между ними вставляется бумага большей плотности, чем обычно. Грифелем, похожим на шило, надавливают на бумагу через отверстия крышки и получают брайлевский знак.

Читают тексты, перевернув страницу. Поэтому писать их нужно в обратном порядке, справа налево.

2 способ - используя брайлевскую печатную машинку.

На ее клавиатуре располагаются:

  • Кнопка пробела - в центре.
  • По 3 кнопки справа и слева от пробела. Они соответствуют точкам брайлевской ячейки.
  • Кнопка возврата назад.
  • Ручка для вращения строки вверх-вниз.

При написании буквы нажимаются сразу все кнопки-точки, из которых она состоит.

Напечатанный этим способом текст не нужно переворачивать для чтения.

Азбука Брайля на русском языке

Русский шрифт Брайля был создан в 1881году, его корректировали только 1 раз - в 1918 году, когда отменили буквы «i», «фита» и «ять».

В Российской Федерации при работе с брайлеровскими текстами используются листы обычного размера повышенной плотности. По международному стандарту промежуток между точками равен 2,5 мм, а количество строк на листе - не больше 25.

Азбука Брайля: таблички

Указатели, мнемосхемы и таблички, выполненные шрифтом Брайля и информирующие о графике работы и месторасположении офисов в здании, давно используются во многих странах:

  • В образовании: колледжами, университетами, детсадами, простыми и спортивными школами, интернатами.
  • В медицине: поликлиниками, частными медицинскими клиниками, больницами, реабилитационными центрами, санаториями.
  • Ощественными учреждениями: муниципалитетами, службами социального и пенсионного обеспечения и т. п.
  • Предприятиями, магазинами в торговых центрах, банками.
  • Общественным транспортом: метро и автобусами.
  • Библиотеками, театрами, выставками, музеями, филармониями.

Несколько лет назад Евросоюз издал закон об обязательном наличии надписей для слепых и слабовидящих людей в пассажирских лифтах и на маркировке всей производимой фармацевтической продукции.

Общемировое значение системы Брайля

Метод чтения Брайля используется всеми языками мира, даже для японских и китайских иероглифов. В последние годы его также применили для ряда языков Парагвая, Бутана, Руанды и Бурунди.

Системой Брайля можно воспроизвести:

  • любой алфавит;
  • цифры;
  • математические знаки, уравнения;
  • музыкальные ноты;
  • компьютерные символы;
  • сложные схемы и графики.

Еще в двадцатом веке одним из основных недостатков брайлеровского метода была невозможность общаться, беседовать «здесь и сейчас», то есть в режиме реального времени.

В настоящее время азбука Брайля позволяет слепым людям не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом.

Они могут вводить текст в компьютер при помощи клавиатуры с рельефными клавишами, а для чтения ответа существуют дисплеи для слепых, представляющие собой узкую панель, на которой находятся брайлеровские ячейки.

Текст с компьютера преобразуется в импульсные электрические сигналы, которые воздействуют на часть стержней в ячейках и выталкивают их вверх. Незрячий человек, проводя пальцем по всем ячейкам, ощущает выдвинутые стержни как точки и читает слова.

А распечатать текст для чтения незрячими людьми можно с помощью брайлевского принтера.

Слепота - это состояние, возникающее при полной потере зрения на два глаза. Человек перестает ощущать свет и что-либо видеть. К подобному состоянию может привести потеря способности ориентироваться в окружающей обстановке (бытовая слепота) и невозможность делать свою работу с помощью разных (профессиональная).

Причины

Нарушение или потеря зрения могут быть вызваны разными факторами. Последствия внутриутробных заболеваний или пороков развития плода приводят к возникновению врожденной слепоты. Потерей зрения страдают дети не старше десяти лет и взрослые люди, достигшие пятидесятилетнего возраста. Связано это с тем, что ребенок или уже имеет врожденную слепоту, или приобретает ее по причине заболеваний или травм глаз. Люди зрелого возраста слепнут из-за сосудистых болезней или появления глаукомы. В последнем случае операция по пересадке роговицы может способствовать возвращению зрения.

Трудоустройство инвалидов

Несмотря на физические ограничения, незрячие люди в России имеют возможность проявить себя в разных профессиях. Их трудоустройством занимается общество слепых, которое также проводит культурно-массовую и политико-просветительскую работу среди людей с ограниченными возможностями. Центры их правления находятся в Москве и других крупных городах. Специальные книги шрифтом Брайля и с плоским начертанием знаков дают слепым людям возможность научиться читать, писать, печатать.

Педагогический процесс

В России обязательным является обучение незрячих и слабовидящих детей. Школы принимают учеников со зрением от 0,05 до 0,2. Для обучения детей такой категории используются лупы и другие приемы, которые улучшают зрение. Кроме того, применяется шрифт с увеличенными буквами. Специализированные школы берут детей совершенно слепых и со зрением до 0,05. Обучение с применением разных методов и наглядных пособий акцентировано на слух и осязание. В библиотеках для незрячих есть аудио- и обычные издания, специальные таблички со шрифтом Брайля. В для невидящих (крупнейшем в нашей стране учреждении такого типа) содержатся специализированные пособия. Это, в частности, не только упомянутые выше издания, но и огромная коллекция рельефно-объемных моделей, которые позволяют людям с потерей зрения узнать виды разных объектов и ощутить их.

Использование компьютерных электронных устройств

Альтернативным вариантом на замену печатным изданиям являются аудиокниги. С их помощью можно слушать инсценировки (с паузами, по разделам) и спектакли на цифровом плеере. Свой вклад вносят и волонтеры, которые на специальных сайтах создают аудиокниги, свободные для прослушивания и распространения. Выпускаются и разрабатываются разные устройства, заменяющие зрение. Модель визуально-замещающих аппаратов (проект "Тактильное виденье") является новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала. Издания, в которых использован шрифт Брайля (русский), клавиатура и дисплей, помогают инвалидам работать с текстами, создавая и редактируя их. Специальная программа на основе генератора речи, с помощью которого считывается информация с экрана, также вносит большой вклад в полноценную жизнь незрячих людей.

Шрифт Брайля

Это специальная система обучения чтению и письму для незрячих. Разработана она была в 1824 году. Француз Луи Брайль (фр. Louis Braill), сын сапожника, в трехлетнем возрасте потерял зрение из-за воспаленного после ранения шилом глаза. В пятнадцать лет он создает метод начертания и чтения букв. Впоследствии его назвали по фамилии создателя.

Шрифт для слепых Брайля имел отличия от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. К созданию мальчика подтолкнул "ночной метод", разработанный капитаном артиллерии Шарлем Барбье (фр. Charles Barbier) для прочтения военных донесений в темное время суток. Недостатком системы Барбье являлся слишком большой размер знаков, ограничивающий количество их на странице. Используя печать шрифтом Брайля, слепые люди учатся писать и читать. Этот метод способствует развитию навыков грамматики, пунктуации, правописания. Кроме того, с помощью данного способа незрячие или слабовидящие могут познакомиться с графиками и сложными схемами.

Структура

Что такое шрифт Брайля? Как происходит начертание и чтение? Буквы в шрифте Брайля изображаются с помощью шести точек, делящихся ровно на два столбца. Текст читается справа налево, а на следующей странице он уже идет слева направо. Однако существует определенная сложность при восприятии этого шрифта. Она заключается в том, что текст читается на обратной странице по выпуклостям от проколотых с другой стороны отметок. Точки пронумерованы сверху вниз по столбикам и читаются сначала с правой, потом с левой стороны. Как это происходит? Верхний правый угол - нахождение точки 1. Под ней идет 2. Нижний правый угол занимает 3. Слева вверху - место положения 4, затем внизу - 5, а в левом нижнем углу - 6.

Некоторые тифлопедагоги предлагали поменять местами 1 и 3, но их предложение не было поддержано. Позже, расширяя шрифт Брайля (русский, в частности), добавили 7 под 3 и 8 под 6. Ячейка без прокола - это определенный символ. Существуют общепринятые нормы для размеров точек и расстояний между ними и столбцами. Минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, - 0,5 мм. 2,5 - это промежуток между проколами; 3,75 мм по горизонтали, 5 мм по вертикали - это расстояние между ячейками. Такая структура позволяет слепому легко и быстро овладеть навыками чтения, без труда распознавая знаки на ощупь.

Текстов по Брайлю имеют разные форматы. Но традиционным для России считается лист, включающий в себя двадцать пять строчек по тридцать и тридцать два символа в каждой при общем размере двадцать три на тридцать один сантиметр. Для людей с потерей зрения рельефно-точечный шрифт Брайля - единственный способ, с помощью которого можно научиться писать и читать. Обладая этими навыками, инвалиды не только становятся грамотными и независимыми, но и получают возможность трудоустроиться.

Каким образом используется система?

Шрифт Брайля включает 63 информативных символа и пробел (64-й). Расширенная система содержит 255 знаков. В ней, как и в обычной, также присутствует пробел. Так как общее число разных сочетаний точек ограничено, нередко применяются многоклеточные символы. Они состоят из нескольких знаков, которые по отдельности имеют свои функции. Также могут использоваться дополнительные символы (цифры, заглавные и прописные буквы алфавита). Каждому знаковому сочетанию свойственно несколько значений, число которых может превышать десяток.

Шрифт Брайля наносится на бумагу с помощью специальных письменных предметов - особым прибором и грифелем. По этой причине какие-либо изменения в конфигурации, выделении, размере, форме букв невозможны. Принято выделять символы с помощью специальных знаков. Они ставятся перед заглавными и малыми буквами. При наличии разных типов шрифтов эти знаки устанавливаются до и после выделяемых слов или частей предложения. Математический корень, верхний и нижний индекс символом выделяется с обеих сторон. Для создания текста или его части курсивным начертанием его помещают между специальными отметками - условными тегами. Здесь можно отметить некоторое сходство с системой html. В ней также применяются теги.

Грамматические особенности

Шрифт Брайля имеет характерные черты в плане своего построения. Они заключаются в изменении некоторых Поэтому незрячий человек, научившийся писать благодаря этой системе ("браилист"), станет допускать определенные ошибки при работе на обычном, не адаптированном для инвалидов компьютере. Шрифт Брайля отличается от обычного следующими показателями:

Прописная буква игнорируется;

После запятой и перед тире пробел не ставится;

Отсутствует промежуток, отделяющий знак номера и число;

Одно и то же обозначение применяется для схожих символов (тире и дефис - единственный знак препинания в системе).

Подобные грамматические недочеты являются нормой для письма Брайля. Незрячий человек будет их допускать, пока не пройдет специальное дополнительное обучение.

Значение системы

При помощи различных сочетаний точек в одной клетке брайлевское письмо воспроизводит алфавитные, цифровые, музыкальные символы. Обозначения этой системы применяются для написания иностранных слов и букв, компьютерных и математических символов, уравнений. Шрифт Брайля - эффективное средство, развивающее навыки грамматики, пунктуации, правописания для незрячих людей. Также это система просто и доступно описывает графики и схемы, которые устно описать очень сложно.

Пособие

Освоив шрифт Брайля, незрячий ребенок может начать знакомство и работу на компьютере со специальным дисплеем и на особом принтере. Текст читается указательным пальцем одной или обеих рук. Воспринимаемый на ощупь, он быстро понимается благодаря легкости и компактности знаков. Это пособие предназначено для того, чтобы научить зрячих людей брайлевской системе в домашних условиях. Это даст возможность построить общение с невидящими членами семьи, писать им записки или оставлять номер телефона. Важным является и то, что зрячие люди научатся читать то, что напишет для них тот, кто обучался по системе Брайля. Появится возможность общения без посредничества других. Данным руководством успешно могут пользоваться учителя школ и реабилитологи.

Способ начертания

Как было выше сказано, Брайль придумал способ тактильного чтения для незрячих и слабовидящих людей. Этот принцип получения информации строится на совокупности шести отметок (ячейка). Они расположены в два ряда по три знака. Точки, находящиеся в разном порядке внутри ячейки, образуют смысловые единицы. Знаки следуют в определенном порядке: слева 1, 2, 3 сверху вниз, и правый столбик так же - 4, 5, 6.

Так, собственно, формируется шрифт Брайля. Как научиться этому методу?

Технология

Брайлевский прибор и грифель, печатная машинка - это те приборы, которые применяются для изложения письма для слепых. Лист бумаги, вложенный между двумя металлическими или пластмассовыми пластинами приспособления, зажимается ими. Верхняя часть имеет ряды прямоугольных окон, а нижняя - соответствующее каждому окну углубление. Ячейка пластинки аналогична брайлевской ячейке. Знак образуется благодаря давлению грифеля на бумагу. Углубления в нижней пластине при сдавливании выдают определенные символы. Записи печатаются справа налево, потому что текст для воспроизведения будет на другой стороне листа. Столбик с цифрами 1, 2, 3 располагается с правой стороны, а 4, 5, 6 - с левой. Брайлевская печатная машинка состоит из шести клавиш. Они соответствуют 6-ти точкам в ячейке. Кроме того, в печатной машинке присутствует ручка вала для перевода строки, а также "возврат назад" и "пробел". На клавиши, с помощью которых формируется знак, нажимают одновременно. Таким образом, каждое надавливание соответствует букве.

От "пробела" по правой и левой стороне расположены по три клавиши. Рассмотрим, как осуществляются нажатия. Указательным пальцем левой руки следует надавить на клавишу рядом с "пробелом". Она представляет собой точку 1. Нажимать нужно на клавишу слева. Средним пальцем этой же руки осуществляют начертание точки 2. Для этого нужно нажать на центральную клавишу. Она следует после той, которая соответствует точке 1. Безымянным нажимают на последнюю клавишу. Она соответствует точке 3. Пальцы правой руки нажимают на клавиши с противоположной стороны. Первая, находящаяся непосредственно рядом с "пробелом", соответствует точке 4. На нее нажимают указательным пальцем. Следующая - соответствует точке 5. На нее следует нажимать средним пальцем. Последняя клавиша соответствует точке 6. Нажимают на нее безымянным пальцем. Таким образом, при начертании задействованы обе руки. "Пробел" ставится большим пальцем. Напечатанный на машинке текст можно читать, не переворачивая лист бумаги.

Заключение

Освоение системы Брайля потребует приложения некоторых усилий. Отметка, по невнимательности поставленная не в том месте, может изменить цифры в номере телефона, например. Но силы, затраченные на изучение шрифта для слепых, не будут потрачены впустую. Главное - поставить перед собой цель и стремиться к получению высоких результатов.

пишем и читаем

по Брайлю

Пособие для изучения

системы Брайля

ООО “ИПТК “Логос” ВОС”

Москва - 2002

РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНЫЙ ШРИФТ БРАЙЛЯ -

Что это такое

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различ­ными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брай­левские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля.

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлев­ским дисплеем и на брайлевском принтере.

Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, - научить вас общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно - вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.

Данное пособие с успехом может быть использовано учителями школы и реабилитологами.

Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Но знание системы Брайля стоит затраченных сил. Поставьте себе целью достичь как можно более высоких результатов - и постарайтесь добиться успехов.

Мы надеемся, что новые знания принесут вам пользу.

ВВЕДЕНИЕ

Определение системы Брайля

Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.

Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.

Для удобства точки описываются при чтении следу­ющим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:

Принадлежности для письма по Брайлю

Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.

Шрифт Брайля

Cлова, предложения,

математические выражения

Использование брайлевского прибора и грифеля

Бумага вставляется между двумя пластинами брайлев­ского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 - слева.

Использование брайлевской печатной машинки

Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Справа и слева от клавиши пробела находятся по три клавиши. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от клавиши пробела, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на послед­нюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от клавиши пробела, средний палец - на среднюю клавишу, безымянный палец - на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела.

Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать не переворачивая бумагу.

Необходимые средства обучения

1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка.

2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см.

3. Пособие для обучения системе Брайля.

В набор входят следующие пособия:

1. Рельефно-графический альбом, содержащий

русский, латинский, греческий, французский,

немецкий алфавиты, арабские и римские цифры - 1шт.

2. Пособие для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю»

(плоскопечатный вариант) - 1 шт.

3. Колодка - шеститочие для обучения письму

и чтению по Брайлю. Предназначена для

отработки навыка написания и прочтения буквы - 1 шт.

4. Азбука разборная для обучения системе

Брайля. Предназначена для обучения чтению

слов и кратких математических выражений - 1 шт.

5. Шестистрочечный прибор для письма

по Брайлю - 1 шт.

6. Грифель для письма по Брайлю - 2 шт.

7. Рельефно-графическое пособие

«Азбука в картинках» (в двух альбомах) - 1 шт.

8. Прибор для рельефного рисования

«Школьник». Предназначен для

создания выпуклых рельефных цветных

10. Пленка для рельефного рисования -20 лист.

11. Блокнот для письма по Брайлю

на шестистрочечном приборе - 1 шт.

12. Тетрадь для письма по Брайлю - 3 шт.

13. Компьютерная дискета с пособием

для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю» - 1 шт.

14. Контейнер для хранения поставляемых

пособий - 1 шт.

Рельефно-точечный шрифт Брайля - Что это такое....... 1

Введение............................................................................… 4

Определение системы Брайля.................................... . 4

Принадлежности для письма по Брайлю................... 4

Шрифт Брайля............................................................. . 5

Слова, предложения, математические выражения.... 7

Использование брайлевского прибора и грифеля..... 10

Использование брайлевской печатной машинки...... 10

Необходимые средства обучения.............................. . 11

В набор входят следующие пособия......................... . 12

ООО «ИПТК «Логос» ВОС»

129164, Москва, ул. Маломосковская, д. 8 к.2

Зак 49. Тираж 100 экз.

Инструкция

Француз Луи Брайль в 1824 году в возрасте 16 лет создал точечно- шрифт, сам будучи слепым уже с трех лет. На тот момент уже существовал рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи, который за основу своего письма взял шрифт, применявшийся военными для чтения в полевых (ночных) условиях. Недостатком военного шрифта была его громоздкость, ведь на странице помещалось мало слов.

Брайль хоть и не был первооткрывателем алфавита для незрячих, но он разработал новую систему нанесения букв, которая была основана на матрице с шестью точечными нанесениями - буквами. Для письма было взято нанесение точечных уколов на бумагу. Впрочем, и эта система имела ряд недостатков, к примеру, невозможность обозначения заглавных букв, пробелов после запятой и перед тире. Чтобы оправдать довольно безграмотный стиль письма, были приняты некоторые изменения в грамматике при использовании знаков азбуки Брайля.

Особенностью письма по системе Брайля является то, что текст с права налево, затем лист переворачивается и по выпуклостям наколотых точек читается текст.

При обучении чтению по азбуке Брайля следует учитывать, что буквы распознаются по тисненым выпуклостям. Самая большая трудность – у большинства обучаемых весьма слабо развито чувство осязания на кончиках пальцев. Считать, что у слепых людей сверхчувствительные пальцы, в корне неверно.

Для развития осязания рекомендуется заниматься перебором мелких предметов, таких как крупа, горох, бусины. Очень важно ориентировать обучаемого человека на работу двумя одновременно. Причем, перебирая гречку и рис, необходимо заострять внимание на их форме, запоминать ощущения.

Дополнительными методическими пособиями для обучения азбуке Брайля служат: набор букв, например, русского алфавита, изготовленных из пластика и с нанесенной перфорацией, соответствующей буквам алфавита Брайля.

Существует даже кубик Рубика для незрячих людей. Вместо цвета на сегменты кубика наносится рельефная поверхность. В помощь обучающимся выпускается и специальная , позволяющая незрячему человеку заучить шрифты Брайля. На таблице расположен русский алфавит и на каждую букву нанесены рельефные выпуклости шрифтом Брайля, соответствующие русской букве.

Каждую букву заучивают в отдельности. Так, литере «А» соответствует расположение одной точки в левом верхнем углу, литере «Б» - там же, но уже двух точек. Обычно на освоение алфавита уходит до полутора месяцев, после его учащемуся предлагают простое чтение, не имеющее знаков препинания.

Обычно в России для работы со «слепыми» шрифтами используют плотные листы формата А4, международно принятое расстояние между точками – 2,5 мм. Более 25 строк на лист не размещают.

Обратите внимание

В России впервые вариант алфавита Брайля был создан в 1861 году князем Д.М.Оболенским.

Полезный совет

Специалист, который обучает «слепому» чтению и письму называется тифлопедагогом.

Ранее развитие пугает многих современных родителей. Считая, что занятия с малышом практически «воруют» у того детство, мамы и папы пускают формирование его личности на самотек. Действительно, все полезные навыки ребенок сможет приобрести и в школе. Но специалисты уверяют, что нет ничего плохого в том, чтобы выучить алфавит года в три. Занятия стимулируют мозговую деятельность, развивают мышление и творческие способности.

Вам понадобится

  • - книга-азбука с картинками
  • - "говорящая азбука" или доска и буквы-магниты

Инструкция

Если вы всерьез решили изучить с крохой буквы, но не знаете, как выучить русский алфавит , то не стоит отчаиваться. Ведь методики, позволяющие сделать это, доступны даже , не имеющему педагогического образования. Приобретите обычную книжку с буквами и картинками. Такой литературы в книжных магазинах предостаточно. Рассматривайте с малышом , комментируйте их. Главное на этом этапе – вызвать у интерес к этой конкретной книге.

Затем изучите уже и сами буковки. Выучить алфавит помогут ассоциации. Каждой из букв можно присвоить «обладателя». К примеру, «м» - мама, «п» - папа. Важным условием является использование лишь доступных вербальных средств. Другими словами – нет смысла «э» экскаватором, если кроха не знает этого слова и не его произносить. Постепенно ьпо мере расширения лексического запаса , будет увеличиваться и число известных ему букв.

Когда знания закрепятся и ваш будет уверенно «мама», «папа», «киса» и т.д., только лишь увидев соответствующую букву, слова необходимо постепенно заменять звуковым эквивалентом. Причем – именно звуковым. Пусть «б» будет «б», а не «бэ». При таком подходе будет гораздо проще в дальнейшем обучить ребенка чтению.

Когда ребенок немного подрастет, года в 3-4, можно приобрести ему специальную «говорящую азбуку» или доску с магнитами-буквами. Эти изделия достаточно эффективны, позволяют выучить алфавит быстро. При этом они неизменно вызывают у любопытство. Отправляясь за покупкой, возьмите ребенка с собой. Пусть он сам выберет учебный тренажер, ориентируясь на свои личностные предпочтения. В таком случае результат не заставит себя ждать.

Видео по теме

Обратите внимание

Имея непреодолимое желание выучить алфавит с ребенком, помните, что процесс изучения букв должен доставлять малышу радость. Не стоит злиться, если тот не хочет рассматривать картинки всякий раз, когда вы предлагаете. Если ребенок потерял интерес к книге, отложите занятия на другой раз.

Раннее развитие должно проявляться в разумных пределах. Не стоит перегружать малыша перманентными занятиями. Дайте ему подурачиться, побегать и отвлечься. Ведь двигательная активность не менее важна, чем умственное развитие.

Полезный совет

Обучение должно проходить в форме игры. Например, любимая мягкая игрушка (кошечка или собачка) могут прийти к малышу в гости, чтобы почитать книгу-азбуку, и захотят получить собственную букву.

Поняв, как выучить русский алфавит с ребенком, отправляйтесь в книжный магазин за соответствующей книгой. Обращайте внимание на те издания, в которых буквы прописаны четко, а изображений не слишком много. В противном случае буквы будут теряться на фоне рисунков, и ребенку будет сложно запомнить их внешний облик.

Слабовидящие или полностью слепые люди лишены многих радостей жизни. Каким образом они, к примеру, могли бы воспринимать печатную информацию? Существуют специальные средства, которые помогают читать и даже писать тем, кто потерял зрение. Одно из таких средств – так называемый шрифт Брайля.

Рельефно-точечный шрифт Брайля

Шрифт Брайля – это комбинации из точек, предназначенные для чтения и письма теми, кто лишен возможности воспринимать информацию посредством зрительного анализатора. В основе рельефно-точечного шрифта лежат сочетания нескольких точек, образующих определенный знак.

Текст, выполненный подобным образом, сравнительно легко может быть распознан на ощупь, если, конечно, человек достаточно подготовлен.

Данную систему чтения и письма Луи Брайль, живший в первой половине XIX века. Посредством шрифта Брайля можно воспроизвести не только , но и цифры, нотные знаки, а также любые другие символы, каждому из которых соответствуют различные комбинации выпуклых точек, расположенных в специальных ячейках.

Как был создан шрифт Брайля

История гласит, что сам Брайль в детские годы случайно поранил глаз ножом, после чего ослеп. В десятилетнем возрасте поступил в школу , расположенную в Париже. Там учили читать по книгам так называемой системы Хауи, в которой обучаемый должен был исследовать на ощупь каждую выпуклую букву. Это было нелегким делом, ведь на ощупывание одной уходило несколько секунд. Когда ученик доходил до конца строки, он вполне мог забыть те буквы, что шли в самом начале.

Брайль, который на себе испытал несовершенство существовавшей системы обучения, решил найти другой способ для чтения, который был бы более простым и быстрым.

За основу своего изобретения Брайль взял код, который широко использовали военные для доставки донесений. Чтобы сообщение можно было прочесть в ночное время, когда даже свет спички мог демаскировать позицию, артиллеристы использовали листы картона с пробитыми на них отверстиями. Читать такие надписи было значительно проще, чем те объемные буквы, что содержались в огромных учебниках для .

На основе этого военного способа письма Луи Брайль и рельефно-точечную систему. Она позволяла записывать символы самого разного назначения. С годами Брайль соединил отдельные сочетания точек в ячейки, которые состояли из пары вертикальных рядов – по три символа в каждом из них. Осваивать систему Брайля было очень легко, да и практическое использование давалось слепым сравнительно просто.

Но изобретателя ждало разочарование. Когда он предложил свою систему чтения и письма специалистам одного из институтов, она была категорически отвергнута. Доводом стало то, что данный шрифт не будет удобен для преподавателей. Брайлю пришлось самостоятельно внедрять разработанную им систему. И только когда шрифт завоевал широкую популярность среди слепых и , им всерьез заинтересовались и специалисты.

Азбука Брайля - специальный набор обозначений, который позволяет людям, имеющим плохое зрение, читать различные тексты. При этом использование этого своеобразного алфавита характеризуется рядом особенностей.

Азбука Брайля, которую также называют алфавитом Брайля, - это набор специальных символов, выполненных в виде точек на гладкой поверхности. Такой характер знаков в этой азбуке позволяет людям, которые имеют плохое зрение или полностью слепы, считывать текст с этой поверхности.

История создания

Автор этого алфавита - французский гражданин Луи Брайль, который изобрел его в 1824 году. Он сам был слепым, причем этот недостаток не был присущ ему от рождения: будучи сыном сапожника, в возрасте 3 лет он играл с отцовскими инструментами и случайно поранил глаза, причем настолько сильно, что полностью лишился зрения.

Несмотря на это, юный Луи Брайль к знаниям, и уже подростковом возрасте стал задумываться о том, каким образом он мог бы получать информацию из книг. Тогда ему в голову идея создания специального шрифта для слепых, а за основу он взял «ночной шрифт», который использовался военными для передачи сообщений в темное время суток. Впоследствии он усовершенствовал свою первоначальную разработку и в 1829 году опубликовал небольшую брошюру, в которой описал основные принципы пользования своей азбукой. Однако свой окончательный вид Брайля обрела только к 1937 году.

Азбука Брайля

Азбука Брайля состоит из символических изображений букв обыкновенного алфавита. Поэтому фактически азбука Брайля представляет собой своего рода перевод национального алфавита на язык людей со сниженным уровнем зрения и различается для разных языков.

Тем не менее, у всех азбук в различных языках имеются общие черты. Так, для обозначения букв применяются шесть точек, расположенных в два столбца по три точки. При этом отсутствие или наличие точки на положенном месте служит своего рода кодом, позволяющим идентифицировать ту или иную букву.

Однако азбука Брайля применяется не только для обозначения букв алфавита, но и для постановки других знаков, например, знаков препинания, ударений и прочих. К счастью, максимальное допустимое количество комбинаций в алфавите Брайля составляет 64 единицы: таким образом, в большинстве языков это количество является избыточным в сравнении с числом букв в алфавите.

Среди людей, постоянно пользующихся этой системой обозначений, принято выделять три основных уровня сложности применения системы. Так, первый, самый простой уровень, включает в себя буквы и основные знаки препинания: он применяется преимущественно начинающими пользователями. Второй уровень азбуки Брайля - наиболее распространенный: от первого уровня от отличается использованием стандартных сокращений, которые позволяют экономить место на письме. Наконец, третий уровень - самый сложный: он характеризуется значительным количеством сокращений, когда вместе целых слов употребляются только одна или несколько букв. Им пользуются в основном люди, имеющие большой опыт применения этого языка.

Источники:

  • Шрифт Брайля

К трем годам ребенок начинает разговаривать предложениями, хорошо понимает речь, активно познает окружающий мир. Память малыша работает в это время очень эффективно, поэтому выучить с ребенком алфавит быстро и весело можно уже в таком юном возрасте.

Обучение знанию букв ребенка в младшем дошкольном возрасте зачастую вызывает у родителей проблемы. Однако природная любознательность и быстрое запоминание малыша позволяют ему выучить алфавит очень просто.

Чтобы не засорять ребенку голову лишней информацией, не следует изучать сами названия букв алфавита, освоение самих звуков позволит малышу научиться читать в дальнейшем гораздо быстрее. То есть, запоминать нужно не букву "И краткая", а звук "Й".

Ранее считалось, что благодаря хорошей работе воображения и зрительной памяти ребенок лучше запомнит буквы, которые будет соотносить с определенной картинкой. Однако это можно считать глубоким заблуждением. Рисунок волка и звук "В" не вызывают у ребенка интуитивных ассоциаций, он еще не умеет выделять из слова первую букву, поэтому при таком освоении алфавита ему понадобится использовать недопустимое в данном случае механическое запоминание. Лучше заменить картинки на:
- междометия;
- звукоподражания;
- ассоциации.
Например, буква "У" похожа на самолетик, который разворачивается в воздухе. Он взлетает и говорит "Уууууу".

Чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, нужно дать малышу прочувствовать буквы. Ему необходимо увидеть их собственными глазами, потрогать ручками, послушать, как они звучат. Например, можно вместе с ребенком вырезать букву "Ж" в форме жука, дать возможность ему раскрасить насекомое, нарисовать глазки, крылышки, поползать вместе с жучком, полетать по комнате, пожужжать: "Жжжук жжжжужжжит, как буква "Ж". Если ребенок сделает самостоятельно что-либо, то он запомнит это гораздо быстрее, чем при показе или рассказе родителей.

Можно совершать с буквами неожиданные для малыша действия. Например, на вырезанную из картона букву "C" насыпать песочек, повторяя вместе: "Давай сссссыпать песссочек на букву "С". Если при закреплении изучения звука "С" ребенок не может его вспомнить, то нужно дать подсказку: "Помнишь, мы ссссыпали пессссочек на букву? Какая она была?" Можно также показать ребенку очертания забытого звука пальцами или дать ту самую картонную букву.
Ребенку можно предложить перед зеркалом превратиться в буквы. У него хорошо выйдут "Т", "Г", "Ф" и другие звуки. Процесс обязательно нужно озвучивать.

Игр на закрепление знания букв существует достаточно много. Подбирать их нужно с учетом интересов ребенка. Например, на разноцветных машинках перевозить буквы различных оттенков. Или дать имена, где будет содержать повтояремые звуки, а для наглядности наклеить на них бумажки с выделением нужной буквы.

Для начала дите должно научиться выбирать нужный звук из нескольких предложенных мамой, и только после того, как малыш перестанет ошибаться, можно переходить к непосредственному называнию букв.

При выборе игр следует учитывать, что все звуки должны быть веселые и интересные, тогда выучить с ребенком алфавит получится быстро и легко.

При подготовке к школе родителям приходится активно заниматься с ребенком. Для поступления во многие образовательные учреждения дети уже должны сдавать специальный экзамен. Подразумевается, что к 6-7-летнему возрасту ребенку следует знать такие основные вещи, как цифры и буквы; а порой необходимо даже уметь читать.

Инструкция

Для того чтобы быстро выучить алфавит , необходимо иметь какие-то наглядные пособия и . Будет полезно повесить несколько постеров с изображением азбуки и привлекать внимание ребенка к забавным . Можно нарисовать плакаты с буквами алфавит а самостоятельно на ватмане.

Чтобы быстрее и эффективнее выучить с ребенком азбуку, можно купить или сделать самому карточки с буквами. Как правило, в покупных наборах много разных изображений для одной и той же буквы, и ребенку будет веселее искать среди них изучаемую. Это также внесет разнообразие в уроки.

Быстрее выучить алфавит помогут песенки. Можно придумать свой мотив, «наложив» на него буквы азбуки, или найти в интернете - ввести в любом поисковике «песенки про алфавит ». Распевайте песни с ребенком, имея перед глазами азбуку. В интернете также предлагаются интересные видеоуроки по изучению алфавит а.

Чтобы лучше запоминать буквы, можно делать их самим. Например, смастерить из пластелина, глины, вырезать из цветной бумаги или картона. В магазине легко найти популярную гипсовую массу с буквами и забавными животными. Сначала слепить - потом раскрасить.

Используйте любые наглядные пособия, которые нравятся детям. Хорошо подойдут наклейки и с буквами, аппликации. Можно купить магнитную доску с буквами, кубики. По нескольку раз в день возвращайтесь к повторению алфавит а, снова спойте песенки и, играя, произносите буквы. Очень важно проявить фантазию, потому что однообразные занятия могут очень быстро надоесть ребенку.

Видео по теме

Полезный совет

Многие книжные издательства предлагают специальные пособия, которые помогут правильно составить план уроков для изучения азбуки. Следуя методическим указаниям, можно достичь неплохих результатов в изучении алфавита.

Алфавит является первым шагом и основой изучения любого языка. А в английском языке правильное запоминания алфавита носит прикладной характер: оно помогает лучше почувствовать фонетику и быстрее научиться читать.

Вам понадобится

  • - "говорящая азбука"
  • - таблица с алфавитом
  • - знание транскрипции

Инструкция

Английское произношение довольно сложно, причем из правил чтения имеется огромное количество исключений. Как правило, изучение нового слова всегда сопровождается транскрипцией, поскольку в большинстве случаев вы даже не сможете верно прочитать без нее. Именно в данном случае и подтверждается актуальность знания алфавита, а именно произношения звуков в нем.

Чтобы алфавит, сначала напишите около каждой ее транскрипцию. Кстати, несложные правила транскрибирования также необходимо освоить на этом этапе, иначе вам будет сложно понять произношения слова в словаре. Произносите буквы по отдельности, в разном порядке. Как только вы запомнили произношение каждой буквы, необходимо их по порядку, как они идут в алфавите.

Если выучить предстоит ребенку, на помощь придет электронная говорящая азбука. Ее можно найти в канцелярских и детских магазинах, у производителей многих торговых марок. Данный дидактический материал представляет собой плакат со встроенными датчиками. Ребенок сможет нажимать на каждую букву и слышать ее произношение. После этого азбука сама будет его показать ту или иную букву.

И ребенку, и удобно запомнить известную десятилетиями песенку про алфавит. Они отлично ложится на слух, и, как правило, запоминается на долгие годы. Вот ее текст: "А В С D E F G/ H I J K L M N O P/ Q R S T U V/ W Y and Z, now I know my ABSs, next time won"t you sing with me".

Чтобы хорошо заполнить алфавит почаще тренируйтесь в произношении слов по . В языковом обиходе англоговорящих людей спеллинг (произношение ) используется очень часто. Многие слова сокращаются до общепринятых аббревиатур, которые на слух можно распознать, лишь зная правильное произношение . Например, LA (Лос-Анджелес) или "How r u?" вместо "How are you?" ("Как дела?").

Даже если вы никогда не общаетесь с носителями , вас могут попросить продиктовать по телефону адрес электронной почты. Наверняка вы не раз сталкивались с трудностями в этом элементарном действии, когда люди не могут правильно произнести буквы, из-за чего возникает путаница.

Поэтому старайтесь в качестве самостоятельного упражнения произносить по буквам несколько слов в день, сверяясь затем с официальной транскрипцией.

Видео по теме

Обратите внимание

Помните о разнице произношения звуков в английском и американском варианте языка. Даже буквы в самом алфавите читаются по-разному.

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брайлевские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля.

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере.

Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, - научить вас общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно - вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры