Береги честь смолоду произведение. Пословица «Береги платье снову, а честь смолоду»

Главная / Бывшие

/ / Сочинение-рассуждение по пословице «Береги честь смолоду»

«Береги честь смолоду» - русская пословица, которая содержит в себе нравственный смысл, о котором должен помнить каждый человек. Пословица многих поколений и основа литературных трудов. Одна из центральных тем произведений русских классиков. Беречь честь смолоду - значит ставить устоявшиеся принципы выше собственных слабостей. Честь - это повод для гордости, но не для гордыни.

Такое качество русской души, как честь - важное свойство, характеризующее человека чести, как искреннего и принципиального, следующего таким понятиям, как долг, уважение, дружба.

Наиболее ярким примером человека чести, является главный герой повести Пушкина « » - Петр Гринев. Первое впечатление от главного героя отрицательное: выпивал, играл в карты, но зато, когда появляется «дело чести», Гринёв проявляет себя, как порядочный и воспитанный человек. Он отдал проигранные деньги, которые были немалые, притом, что Савельич уговаривал его уклониться от уплаты долга; защищал честь любимой девушки на дуэли, хотя знал, что может погибнуть. Также, на допросе юноша не назвал имени возлюбленной, что характеризует его еще и как человека, преданного любви.

Доказал поступками, что он высоконравственный человек, пройдя через жизненные испытания и трудности. Он не только человек чести, но и человек совести. Гринев ни разу не преступил через свои принципы. История с Пугачевым складывается благополучно и Маша сама находит заступника в лице императрицы.

Тем самым, А.С. Пушкин хотел показать то, что, несмотря на обстоятельства или уклад твоей жизни, нужно поступать по чести, оставаться человеком в любой ситуации, быть человеком в человеке.

Честь - это не статус, не эгоизм и не пафос. Честь - это культ человека, формирование которого ведёт к становлению личности. Можно быть честным человеком, придерживаться негласных правил, разграничивать «добро» и «зло», но стоит допустить одну ошибку, и честь будет запятнана. Поступать нужно как правильно, а не как хочется.

Наше современное общество, к сожалению, утратило ценность слова «честь». Поступки человека чести могут быть и не видны всем, но внутри себя, ты почувствуешь, что поступил правильно. А потом эти поступки станут системой, нарушить которые непозволительно. Главное, быть человеком чести для себя, а не для окружающих. По такому принципу жили наши бабушки и дедушки, учили нас этому, почему же мы не можем также?

Н апутственные слова бывают разными. Отпуская своё чадо во взрослую жизнь, кто-то говорит: «Береги копейку», а у кого-то родительское благословение укладывается в «береги честь смолоду, а платье снову». Если с платьем всё понятно, чем бережней относишься к одежде, тем дольше она служит. А как быть с честью? Вернее, как её беречь? И к огда появляется честь?

В юном возрасте редко кого называют человеком чести, несмотря на то, что это чувство дается с рождения. До определённого момента оберегание чести ребёнка является прямой обязанностью родителей. По мере взросления увеличивается потребность в ощущении персональной значимости в своём окружении. Личную ценность для социума человек доказывает поступками.

Честь делают только те поступки, которые не идут вразрез с собственным достоинством. Поэтому людям, у кого это чувство высокоразвито, легче заработать не фиктивную положительную репутацию в обществе. Особенно это важно «смолоду», когда неопытность нередко приводит к невольным ошибкам. Чувство собственного достоинства выступает предохранителем от бесчестных поступков.
Была бы честь…

Понятие чести включает в себя справедливость, благородство, преданность, правдивость. Наличие одного качества подразумевает присутствие всех остальных. Человек не может быть только лишь благородным или справедливым. Преданно относиться к своей Родине, но при этом не уважать права своих соотечественников. Наличие чести — залог высокой нравственности и целостности личности.
Своя честь побуждает бережно относиться к чужой чести. Это дает и силу и право защищать не только собственное достоинство, честь своего мундира, семьи, фирмы, компании, но и доброе имя других людей.

Сегодня, когда нравственный вектор смещен в сторону прагматизма, потребительства, можно услышать мнения, что быть человеком чести нерентабельно. Такое отношение к одной из высших нравственных ценностей нередко принимает иную, ложную форму. За честь выдаются бравада, фальшивое благородство. Внешними атрибутами пытаются скрыть отсутствие внутреннего ощущения морали.

Итак, беречь честь смолоду – это не совершать поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Самоуспокоение в виде: «Сегодня я пойду на маленькую сделку с совестью, но это один раз. Впереди целая жизнь и я успею переписать всё набело» — дорога к бесчестию.

Популярную пословицу хорошо объясняет высказывание римского писателя Апулея: «Стыд и честь, как платье – чем больше они потрепаны, тем беспечнее к ним относишься».

*** Внимание! Копирование статьи на другие сайты запрещено

На этой странице: значение (толкование) пословицы «Береги честь смолоду»

180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): "Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева... У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике... По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели... благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут..."

Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, "которым плюют в глаза, а они утираются" вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове "честь", а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля.

О чести и бесчестии вспоминают теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о "Капитанской дочке" с ее эпиграфом "Береги честь смолоду".

"Вы мне дадите сатисфакцию"

Письмо Пушкина было написано как раз в те дни, когда он работал над "Капитанской дочкой" - повестью о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о любви и ненависти. По большому счету русскому человеку достаточно иметь под рукой одну лишь эту книгу, чтобы в любой момент сверить свои нравственные часы. Стоит хотя бы перечитать диалог Пугачёва и Гринёва:

"- Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины. Как ты думаешь?

Нет, - отвечал я с твердостью. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице..."

"Капитанская дочка" - не только историческая повесть. Это послание Пушкина дворянству, которое после восстания декабристов прониклось страхом, потеряло независимость в мыслях, засуетилось перед монаршим престолом, который решил сделать своей опорой не дворянство, а полицию.

Александр Сергеевич поставил точку в повести 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины. В тот же день он переписал набело стихотворение "Была пора: наш праздник молодой...", чтобы вечером прочесть его однокашникам-лицеистам. "Была пора... мы жили все и легче и смелей..." - вот одна из самых горьких строк в этом последнем послании Пушкина друзьям.

Поэт видел, как испуганное общество теряет способность к самостоятельным мыслям и отважным поступкам, как страх связывает всех и каждого в отдельности, а понятие чести становится декоративной условностью. Пушкин не мог, не хотел присоединиться к притихшему большинству.

Дуэль Петра Гринёва и мерзавца Швабрина была написана человеком, который уже шел на Черную речку.

"- А почему ты об ней такого мнения? - спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

А потому, - отвечал он с адской усмешкою, - что знаю по опыту ее нрав и обычай.

Ты лжешь, мерзавец! - вскричал я в бешенстве, - ты лжешь самым постыдным образом.

Швабрин переменился в лице. Это тебе так не пройдет, - сказал он, стиснув мне руку. - Вы мне дадите сатисфакцию.

Изволь, когда хочешь! - отвечал я, обрадовавшись..."

Николаю I вряд ли понравилась эта глава ("Капитанская дочка" появилась в печати в декабре 1836 года), ведь он всеми средствами боролся с дуэлями в армии, называя их "варварскими", беспощадно карая и правых, и виноватых, и дуэлянтов, и секундантов. Правила русской дуэли и правда были необыкновенно жесткими, это был "сумасшедший с бритвою в руке", но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчезал и "вопрос чести".

"Благородство души и чистая совесть"

И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов?..

Итак, "ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". И тут же примеры: "Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови..."

Честь требует крови. Вот почему за словом "честь" эхом следовало слово "дуэль". Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.

Нравственность быстрого реагирования!

Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее - завтра утром. Пошляк остерегался говорить двусмысленности вслух, боясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. Негодяй таился и соблюдал приличия.

В грозном свете дуэльных правил слова быстро отливались в свинец. За оскорбление или неисполненное обещание требовалось отвечать сразу. Богатый повеса прежде, чем бросить обесчещенную девушку, невольно вспоминал об участи императорского флигель-адьютанта Новосильцева, которого от пули не спасло ни богатство, ни принадлежность к аристократии (подробности знаменитой дуэли поручика Чернова, вступившегося за честь сестры, и Новосильцева были известны даже детям).

И опять, и главное - Пушкин!

Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести, а не чего-то другого!

"Клянусь честью!"

"Швабрин переменился в лице". Дуэль с Дантесом должна была переменить не только наглое лицо заезжего гастролера, но и лицо тогдашней общественной жизни, столь похожей на нынешнюю. Сорвать маски приятных деловых улыбок, патриотического пафоса, притворной озабоченности мировыми проблемами и хамской снисходительности к собственному народу.

Но маски остались, а наглец спокойно покинул Россию, так и не поняв, что произошло и кого он погубил.

Всё в тот же день 19 октября 1836 года (вот уж поистине: "и дольше века длится день"!) Александр Сергеевич написал письмо Петру Чаадаеву в ответ на его публикацию "Философического письма": "Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству поистине могут привести в отчаяние..."

Но Пушкин не был бы русским дворянином, если бы не продолжил свою мысль: "Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал..."

И уже совсем незадолго до дуэли Пушкин написал князю Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям".

Вот и все, что остается детям: честь и имя.


Честь - это честность, бескорыстность, справедливость, благородство. Честь - это значит быть верным голосу совести, следовать моральным принципам. Также есть такое понятие как бесчестие. Это полностью противоположное понятие по смыслу слову честь. Хотелось бы отметить, что честь и бесчестие это понятия, характеризующее человеческую личность. Я считаю, что каждый человек должен жить по чести, то есть иметь доблестные благородные чувства, которые позволяют достичь поставленной цели, заслужить уважение других и не потерять уважение к самому себе. Развивать все эти качества нужно начинать с детства, главную силу в воспитании которых должна приложить семья.

На примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как понятие чести воспитывается в человеке с самого детства. Главный герой этой повести Пётр Гринёв.

Он с самого детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. «Береги честь смолоду, а платье снову»- такое наказ получает Петруша от своего отца, отправляясь на службу в далекую и глухую крепость. И вот по дороге в эту крепость происходит ситуация, в которой Пётр Гринёв поступает по совести: он проигрывает Зурину в бильярд 100 руб. По тем временам это были огромные деньги. И, ругаясь с Савельичем, отдает, поступая честно. Далее, подъезжая к Оренбургу, кибитка Гринёва и Савельича попадает в буран. Повстречавшийся на дороге человек выводит заблудившуюся кибитку на правильный путь. Гринёв снова, ругаясь с Савельичем, благодарит этого человека: дает ему заячий тулуп и деньги на водку, поступая благородно, по-совести.

По приезде в Белогорскую крепость у Гринёва начинается новая жизнь. Там он знакомится с Машей Мироновой - дочкой коменданта и поручиком Швабриным. Но вскоре между Гринёвым и Швабриным происходит ссора: поручик критиковал любовную песенку и позволил себе грязные намеки относительно Маши Мироновой. Гринев, как человек чести, не мог допустить этого и вызывает Швабрина на дуэль. Во время дуэли Гринёва ранили, но его поступок оказался также благородным и совестным. От поступка к поступку Гринев восходит на вершину нравственного воспитания, и когда перед ним встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, то Гринев выбирает последние.Только Воля Пугачёва спасает героя от виселицы. Данный поступок слова говорит о Гриневе, как человеке чести.

Итак, мы видим, что в любой ситуации Петр Гринев ведет себя достойно, по-чести, следует наставлениям отца. Хочется сказать, что если человек живёт по-чести то это чувство у него нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасность и жизненные сложности. Сила и человечность личности заключается именно в его чести.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Береги честь смолоду(по повести А.С.Пушкина)

«Береги платье снову, а честь смолоду», - гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не позавидуешь тому, кто, единожды поступившись честью, сожалеет и мучается от содеянного всю жизнь. Однако это все не про пушкинского героя: поступая согласно наказу отца - беречь честь смолоду, Гринев не испытывает угрызений совести, вспоминая два года из своей юности.

Благородство Петра Гринева проявлялось и в малом и в большом. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым только познакомился. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги с просьбой простить долг не заставили Гринева сделать это: проигрался - отдавай. О чести Петр Гринев помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки. Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать этo. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом и ответ: быть благородным, поступать по велению совести - удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек.

А атмосфера в доме Гриневых была как нельзя более подходящей для того, чтобы из Петруши вырос высоконравственный человек. Мальчику было с кого брать пример. Пушкин от лица Савельича на первых страницах повести знакомит нас с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...». Такими словами воспитывает старый слуга Петра Гринева, который впервые напился и вел себя недостойно.

Швабрин - полная противоположность Гриневу. То, что понятие чести незнакомо этому человеку, мы убеждаемся в той же сцене дуэли: используя замешательство Гринева, связанное с окриком Савельича, Швабрин наносит ему удар. Честь для Швабрина ничто по сравнению с жизнью. Чтобы спасти себя от смерти, он запросто становится на сторону Пугачева, бывшего противника, и без сожаления готов вершить суд над теми, кто еще недавно был ему если не товарищем, то сослуживцем и добрым знакомым. Машу Швабрин любит, однако это чувство далеко от благородства: используя свое положение завоевателя, а ее - сироты, он бесстыдно и грубо принуждает девушку стать его женой.

Совсем по-другому ведет себя в истории с Пугачевым Петр Гринев. Сначала он мужественно идет на смерть, потом честно признается Пугачеву^ что не разделяет его взглядов. Эту прямоту, еще больше, чем благодарность за старую услугу, оценил крестьянский предводитель и помиловал Гринева. Здесь автор дает нам понять, что, уважая такие качества в других, Пугачев, без сомнения, обладал ими и сам.

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в историю с Пугачевым Машу Миронову, он слишком ее любит, поэтому и не называет имени девушки. А ведь поступи он иначе, ссылки могло и не быть.

Честь отличает и супругов Мироновых. Всю жизнь служившие императрице, не один раз встававшие на защиту крепости, эти люди предпочли честно умереть, чем сдаться противнику.

Конец повести сказочный. Огорченная ссылкой возлюбленного, в которой видит только свою вину, Маша едет в Петербург рассказать правду императрице. Счастливый случай сводит ее с дамой, приближенной ко двору, которая впоследствии и оказывается самой императрицей. Справедливость восторжествовала: приказ о ссылке Петра Гринева был отменен. Естественно, финал произведения приукрашен, но это совсем не случайно: Пушкин хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь, благородство не останутся незамеченными, неоцененными. Доброе в человеке делает человеку добро - так должно быть и так бывает.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры