Биография Пауло Коэльо: роман «Алхимик. История успеха пауло коэльо

Главная / Бывшие

На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала

Что случается с неокрепшей любовью, когда робость не дает ей возможности раскрыться? И что происходит, когда годы спустя судьба снова сталкивает влюбленных?

Ведь жизнь уже смогла научить ее быть сильной и не показывать свои эмоции, а он превратился в духовного наставника и даже, поговаривают, умеет творить чудеса.

Эта встреча становится для главных героев началом нового пути. И преодолеть его они будут вместе – на берегу Рио-Пьедра, в небольшой деревушке во Французских Пиренеях, где они находят важные слова и учатся ценить тот подарок, который преподнесла им судьба.

Вероника решает умереть

Веронике надоела та однообразная жизнь, которой она жила. В итоге девушка решает покончить с этим, выпив большую дозу снотворного. Однако суицид не удался – главная героиня приходит в себя в психиатрической клинике. Но желание покончить с собой так и покидает ее мысли, поэтому она решает снова найти желанные таблетки и параллельно знакомится с обитателями лечебницы.

Как ей теперь быть? Девушка обрела новых друзей, нашла любовь и поняла, что мир не так мрачен, как ей казалось.

Однако в тот момент, когда жизнь вдруг приобрела смысл, доктор рассказывает Веронике, что из-за принятых ею таблеток ее сердце необратимо пострадало и поэтому ей ждет смерть…

Дьявол и сеньорита Прим

На протяжении уже 15-ти лет пожилая дама по имени Берта целыми днями издали наблюдает за жизнью крошечного села Вискос, разговаривая со своим покойным супругом. Она всё ожидает появление дьявола, как когда-то предсказывал ее муж. И вот в один пркрасный день в населенном пункте появляется загадочный странник.

Иноземец прячет в лесу 11 золотых слитков, а по дороге назад в город знакомится с юной красавицей Шанталь Прим. Он рассказывает ей о кладе и обещает, что он достанется жителям села, если они готовы кого-нибудь убить, чтобы заполучить его. Саму же Шанталь он просит сообщить об этом другим и предлагает за эту услугу 1 слиток золота.

Зная где находится закопанное золото, девушка борется между намерением похитить его или выполнить условия их соглашения. В итоге она всё-таки рассказывает о сделке жителям. А они тут же находят человека, которого не жалко убить ради обещанного золота…

Без серии

Алхимик

Любой человек имеет свою стезю – путь, который ему придется пройти. Обычному пастуху Сантьяго судьбой уготовано — отправиться на поиски клада. Эта дорога будет нелегкой, полной опасностей и приключений, удивительных встреч, интересных наблюдений и откровений.

От Сантьяго нужно лишь довериться своей судьбе и всегда замечать знаки, которые она дает. Не зря говорят — «если ты действительно чего-то сильно желаешь, вся вселенная будет способствовать исполнению твоего желания».

Этот роман Паоло Коэльо — книга, которую действительно нужно прочитать любому человеку.

Мата Хари. Шпионка

Главная героиня романа — Маргарета Зелле – девушка, которая решила, что не собирается жить так, как от нее требует современное общество. Она невероятно привлекательна, чертовски обаятельна и умна.

В один прекрасный день Маргарета разрывает все отношения с мужем-алкоголиком, который не гнушался и рукоприкладством. Она отправляется в Париж, где ее ожидает новая жизнь, бешеный успех среди мужчин, политические интриги и другое имя, которое в будущем превратится в нарицательное – Мата Хари…

Адюльтер

Главная героиня — Линда — молодая 30-летняя особа, у которой в жизни все складывается весьма неплохо — счастливый брак, двое очаровательных детей, успешная карьера и огромный дом. Об этом многие могли бы только мечтать!

Но в ее жизни не хватает чего-то особенного, потому что главная героиня не ощущает вкуса жизни. Из-за этой апатии и депрессии, а также внезапно нахлынувшего страстного чувства Линда изменяет супругу.

Ложь начинает окутывать ее жизнь, и в какой-то момент Линда совсем запуталась, уже не понимая где правда, а ее выдумки…

Одиннадцать минут

«Одиннадцать минут» – это скандальный, невероятно откровенный и провокационный роман Паоло Коэльо за всю историю его творчества. Это рассказ о чувственных наслаждениях, об эротических переживаниях, о любви и сексе…

Юная особа по имени Мария только окончила свое обучение в школе. Она ничем не отличалась от своих сверстниц: уроки, мальчики, ведение личного дневника. Однако в какой-то момент девушка ступила на скользкую дорожку…

Мария решает устроиться на работу танцовщицей в закрытый клуб, а вскоре она становится жрицей любви или же, другими словами, – проституткой. Какие открытия ожидают девушку на этом пути?

Валькирии

Валькириями называют удивительных нимф, Божьих посланниц. Они нередко появляются на пути странников — иногда в образе молодых дев, иногда в обличии храбрых воинов. Их главная задача – направить человека, который запутался в перипетиях собственной судьбы, чтобы он смог обрести свой путь и самого себя. А еще они отлично понимают важную разницу между любовью и влюбленностью…

Лишь с помощью валькирий главный персонаж книги Пауло Коэльо осознает, что ничего в жизни нельзя достичь без цели и веры в себя.

Брида

«Брида» – это прекрасная история о любви, страстных чувствах, тайне и поиске себя, в которой магия начинает говорить на языке человеческого сердца.

Юная ирландка по имени Брида пытается найти себя в этом мире. И в результате на ее мировоззрение и взгляды большое влияние оказывают 2 человека: мудрец, который поведал ей о том, как победить свои фобии и комплексы, и женщина, рассказавшая, как научиться жить в ритме потаенной музыки мира.

Наставники смогли разглядеть в героине редкий дар, но раскрывать весь его потенциал девушке придется уже самостоятельно…

Дневник мага

Автобиографическая книга Пауло Коэльо «Дневник мага» («Паломничество») повествует о поиске древней мудрости, которую со временем познает герой, согласившись пойти по древнему паломническому пути в испанский город Сантьяго-де-Компостела.

Эта мудрость, кроме духовного наставничества, подразумавает практику эзотерических упражнений, которые помогают человеку в самые трудные моменты жизни сохранять спокойствие и аккумулировать духовную энергию.

Манускрипт, найденный в Акко

Когда город атакован и надежды выбраться практически не осталось, всё что можно делать в этот момент — поразмышлять о вечных вопросах.

Обитатели Акко с особым вниманием слушают мудрого старца Копта и беседуют с ним о самых разнообразных темах: о судьбе, любви, добре и зле. И он вещает им истину, собранную из осколков всех существующих религий, помогает им по-другому взглянуть на мир.

Мактуб

На арабском языке слово «мактуб» переводится, как «написанное». В этом романе Паоло Коэльо поделился с читателями цитатами, притчами, историями и сюжетами, которые он узнал от разных людей за свою жизнь.

В романе не будет главных героев и полноценной нити повествования. Будет лишь Странник и Наставник. Именно благодаря им мы узнаем о некоторых историях, послушаем их наблюдения.

Коэльо поднимает самый широкий перечень вопросов: религии, любви, семьи, веры, преданности, добра.

Победитель остается один

Роман повествует о киноиндустрии, мире шоу-бизнеса и гламура. Действие разговаривается во Франции, в Каннах в период кинофестиваля, куда собрались ведущие актёры, модели, дизайнеры, режиссёры.

Сюда же в Канны прибывает и главный герой истории - русский предприниматель по имени Игорь. Ему почти сорок лет, он красив и богат, но находится в депрессии из-за ухода своей супруги Евы, которую он намерен найти и вернуть. Чтобы обратить на себя внимание своей экс-жены, прибывшей на фестиваль вместе со своим новым мужчиной - дизайнером одежды Хамидом, Игорь решает начать убивать: один за другим погибают гости Канн. Обладая опытом военной службы и меняя постоянно метод убийства, Игорь не оказывается в руках полиции….

Книга воина света

Книга повествует о загадочном Воине Света, о человеке, который легко учится на своих ошибках, рассудительном и разумном стратеге. Однако, как и остальные люди, он не безгрешен.

Ему присущи сомнения в своей вере, вере в то, что лишь путём упорных стараний и хорошего опыта он сможет победить всё. Для этого воина победа лучше любого вина и вкусного хлеба в конце дня. Победа становится для него смыслом жизни…

Ведьма с Портобелло

Что же из себя представляет эта таинственная Афина – ведьма с улицы Портобелло? Она — дочь некого англичанина и цыганской красавицы, которая была воспитана в семье аристократов? Любительница путешествий? Жрица Великой Матери или настоящая богиня?

В этом романе читатели найдут все, за что так почитаются работы Пауло Коэльо: захватывающий сюжет, неожиданную развязку, рассказ о духовных практиках и упражнениях и многое другое…

Пятая гора

В 9 веке до нашей эры финикийская принцесса Иезавель отдает приказ казнить всех пророков, которые не желают поклониться языческому божеству Ваалу. Илия решает уехать из Израиля в город Сарепту, где судьба внезапно сводит ее с мужчиной мечты. Но в дальнейшем все ее надежды рассеиваются как дым и Илию снова затягивает водоворот событий, из-за которого она может погибнуть…

Рассказывать о Пауло Коэльо, известном бразильском писателе, одновременно и легко, и тяжело.

Легко – потому, что его жизненная философия, воплотившаяся во всех произведениях, носит позитивный характер, придает силу и уверенность в завтрашнем дне, вселяет понимание того, что счастливая судьба человека находится в его собственных руках.

Тяжело – потому, что описывать своими словами мировоззрение Коэльо – труд неблагодарный. Ведь в этом случае русская пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» превращается в «лучше один раз прочитать самого Коэльо, чем сто раз то, что о нем пишут». Поэтому иногда я буду давать слово самому Мастеру, чтобы лучше донести его видение смысла жизни.

Данная статья – это возможность вернуть долг величайшему писателю, который пробудил во мне то о чем я ранее и не подозревал. В жизни нужно не только брать, но и отдавать. Когда мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, изучаем статьи и другие материалы с помощью которых меняется наше мировоззрение, меняемся мы, то в такие моменты мы берем.

Спасибо что есть люди, которые творят ради того, чтобы сделать жизнь других людей лучше. Коэльо – это тот человек, который привил мне данную философию. Жить ради себя самого глупо, ничтожно, бездарно и не интересно. Жить ради других, помогать людям, быть полезным – это главное.

Я хочу отдать должное Паоло Коэльо. Уверен, что найдутся люди, которые еще не читали его книги. Если эта статья заставит вас прочитать его уникальные творения, то будем считать, что мы квиты)))

Кто же такой этот Пауло Коэльо?

Общий тираж его романов, изданных на всех языках, превысил 100 миллионов экземпляров! Его книги переведены почти на 70 языков и опубликованы в 150 странах.

Самый известный роман Коэльо – «Алхимик» – уже приобрел статус современной классики. Эта притча нашего времени разошлась по свету 60 млн. копиями!

На этом рекорды «Алхимика» не заканчиваются – как самое переводимое (67 языков) произведение при жизни автора и самая продаваемая книга в истории Бразилии, он был внесен в книгу рекордов Гиннеса.

И хоть имя Пауло Коэльо не значится в списке Forbes среди самых обеспеченных писателей (там можно встретить другие имена, такие, как Стивен Кинг и Даниэла Стил), зато его цитируют президенты!

Барак Обама в ходе визита в Рио-де-Жанейро в речи об укреплении двусторонних дружеских отношений, процитировал роман Коэльо «Валькирии»: «Силой нашей любви и нашей воли мы можем изменить нашу судьбу и судьбы многих других людей».

Пауло Коэльо удостоен множества влиятельных международных наград, является членом Бразильской литературной академии (ABL).

Успех бразильского писателя претендует на звание феномена массовой культуры. Его романы читают представители разных слоев населения, обоих полов, и в возрасте от мала до велика. По словам Коэльо, то, что его истории объединяют людей, доставляет ему большую радость.

Обратите внимание на то, что в рубрике Истории успешных людей в основном встречаются бизнесмены, которых можно увидеть на .

Коэльо, как вы успели заметить, не бизнесмен, не миллиардер. Тем не менее, его пример, его история заслуживает пристального изучения. Когда мы говорим об успехе, то зачастую успешные люди у нас ассоциируются с олигархами и миллиардерами.

Успех в жизни многих людей ассоциируется с большими деньгами. ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО. Не обязательно быть богатейшим человеком на планете, чтобы быть успешным. Хотя Коэльо нельзя считать бедным человеком, он вполне обеспечен. Его успех лично для меня ассоциируется с призванием.

Он нашел себя в этой жизни, хотя ему было нелегко и вы узнаете подробнее об этом ниже. Ему пришлось пройти через серьезные испытания. И популярным автором он стал можно сказать в почтенном возрасте. Я его уважаю именно за это.

Сколько раз ему приходилось проверять свою веру на прочность? Но он точно знал, чего хочет и шел к своей мечте до последнего.

Его успех основан на желании помочь людям стать лучше. Ведь многие богатые люди шли к своим целям напролом по головам других людей. Не каждый думал о том, чтобы строить свой успех за счет успеха других людей. А Коэльо шел именно этой дорогой…

В чем же секрет успеха Коэльо? Он сумел разгадать смысл жизни?

Может, он сумел найти алхимическую формулу, превращающую жизненные неурядицы в удачи? Скорее всего, так и есть, ведь биография Коэльо полна трудностей и проблем – он был и пациентом психлечебницы, и наркоманом, и жертвой пыток…

И сейчас, наталкиваясь в интернете на собственную биографию, Пауло Коэльо задается вопросом «неужели я и есть этот человек?».

А началось все в Рио-де-Жанейро, когда 24 августа 1947 года в семье инженера Педро и его супруги Лижии родился наследник Пауло.

В семь лет Коэльо-младший пошел в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, и в это же время у него появляется странное, на взгляд родителей, желание – стать писателем.

Вероятно, маленький Пауло, как и герой его произведения «Подобно реке» (2006), так отвечал маме на предложение сначала выучиться на инженера, а потом писать в свободное время:

« – Нет, мама, я хочу быть только писателем, а не инженером, пишущим книги».

А-а-а-а…подумать только, он лелеял свою мечту с 7-ми лет и не отказался от нее!

Свою детскую мечту Коэльо осуществил почти 30 лет спустя, в 38 лет, и на то были свои причины.

Родители всячески отговаривали сына от идеи стать писателем. Для спокойной жизни в Бразилии в условиях военной диктатуры 60-ых гг. больше подходила «настоящая» профессия – юриста или инженера. Уступая давлению со стороны родителей, Пауло поступает в университет Рио-де-Жанейро, на юридический факультет; однако вскоре бросает учебу.

Родители не представляют, что делать с малоуправляемым и асоциальным сыном, нарушающим принятые нормы поведения. Мать и отец Коэльо принимают решение поместить сына в психиатрическую больницу.

Так в 17 лет Пауло Коэльо испытал на себе электрошок. Он убегает из клиники, но его водворяют туда обратно. Он делает еще одну попытку побега, некоторое время скитается, примыкает к движению любительского театра, но возвращается домой из-за безденежья. Вскоре Пауло вновь становится пациентом «психушки». Всего Коэльо прошел три курса лечения.

Испытания, которые он перенес за эти годы, помогли Коэльо умело описать чувства главной героини романа «Вероника решает умереть» (1998). Через год после публикации романа в Бразилии, на пленарном заседании были зачитаны отрывки из «Вероники…».

Этот роман послужил катализатором в деле принятия бразильским конгрессом закона «О запрещении насильственной госпитализации», который до этого обсуждался в стране несколько лет.

В 2009 году в прокат выходит экранизация романа; режиссером ленты стала Эмили Янг, а роль главной героини сыграла Сара Мишель Геллар.

В своих интервью Коэльо признается, что не держит зла на родителей, ведь обвинения и обиды ни к чему не приводят. Он сумел примириться со своим прошлым, и считает его частью жизненного путешествия.

После третьего курса лечения, родители Коэльо смиряются с тем, что «обычной» работой Коэльо заниматься не будет.

Пауло присоединяется к движению хиппи, увлекается произведениями английского оккультиста Алистера Кроули, принимает наркотики. В те годы он нелегально выпускает журнал «2001» (вышло всего два номера), в котором затрагивались вопросы духовности.

Коэльо много путешествует, он побывал в Мексике, Боливии, Перу, Северной Африке. Он вспоминает, что всего со 100 долларами в кармане проехал всю Европу. Да, это было настоящее время хиппи.

В 1972 году он возвращается на родину и начинает писать песни для бразильских исполнителей, в том числе и для популярного рок-певца Рауля Сейхаса. В результате их последующего (с 1973 по 1982) плодотворного сотрудничества, Сейхас становиться настоящей звездой!

В 1973 году Пауло и Рауль становятся членами организации «Альтернативное общество». Бразильские военные посчитали этот проект вредительской деятельностью (в организации практиковалась чёрная магия, пропагандировалось право человека на самовыражение и отрицались ценности капитализма), и в 1974 году заключили предполагаемых членов группы, включая Коэльо, его жену и Сейхаса, под стражу.

В тюрьме Коэльо не раз пытали, и он признается, что вел себя недостойно. Пауло так боялся подвергнуться очередным пыткам, что даже не отвечал жене, когда, проходя мимо ее камеры, слышал ее просьбу сказать хоть слово. Это привело к разрыву их отношений, она даже запретила Коэльо называть ее по имени.

«Самое плохое то, что, когда ты зол, ты начинаешь реагировать, когда тебе страшно, ты не реагируешь, ты просто принимаешь. Мне понадобилось много лет, чтобы преодолеть этот страх», – вспоминает писатель.

Чтобы спасти свою жизнь и выйти из тюрьмы, Коэльо заявляет о своём сумасшествии, начинает неадекватно себя вести. Его признают невменяемым и отпускают.

Пауло Коэльо п отребовался ни один год, чтобы воспоминания о том ужасе отпустили его. Хотя физически он был свободен, какое-то время еще продолжал жить страхами, которые создает жизнь за решеткой.

Сейчас, в качестве посланника мира ООН, писатель делает все, что в его силах, для запрета пыток.

Писатель признается, что смог преодолеть собственные страхи, и очень ценит в себе взращённую смелость, называя ее одной из главных своих добродетелей.

После этого этапа в своей жизни Коэльо переключается на «обычную» жизнь. Он находит работу в фирме звукозаписи «Полиграм», где и встречает свою будущую жену Сиссу. В 1977 году они едут в Лондон, где Коэльо надеется поймать писательское вдохновение. Однако попытка не увенчалась успехом, и, спустя год, пара возвращается в Бразилию.

Коэльо устраивается в очередную фирму звукозаписи «CBS Records», где придумывает сюжеты к фильмам и сериалам. Однако оттуда его увольняют без объяснений.

Примерно в то же время Пауло разводится с женой и встречает свою старую знакомую Кристину Оитисию и вскоре они женятся.

Этот брак оказывается стабильней предыдущих – в настоящий момент супруги по-прежнему вместе.

Ключ счастливой супружеской жизни, по словам Коэльо, заключается в том, чтобы чувствовать себя свободными и при этом доверять друг другу.

Во время совместной поездки по Голландии, Пауло Коэльо встречает члена католической группы RAM, который стал его учителем и вернул в христианство. Эта встреча носила судьбоносный характер, и сильно повлияла на его жизнь.

События того времени Коэльо частично описывает в своем произведении «Валькирии» (1992), где именует эту загадочную личность как «Джей» (от лат. J).

По совету своего Учителя, в 1986 году Коэльо проходит священный «Путь Сантьяго», дорогу средневековых паломников к могиле апостола Иакова, главная часть которой пролегает в Северной Испании.

Позже все происшедшее с ним на этом пути Коэльо опишет в «Дневнике Мага» (1987), своей первой книге.

Через год свет увидел второй роман бразильца – «Алхимик» (1988). Кстати, именно с этого произведения началось мое знакомство с работами Коэльо.

Добиться воплощения своей судьбы - это един­ственная подлинная обязанность человека» – вот основная мысль этого произведения

Какие слова, вы только вдумайтесь в них. Повторите их несколько раз, чтобы всем телом и разумом прочувствовать смысл…

«Только одно делает исполнение мечты невозможным - это страх неудачи», – утверждает писатель в этой притче.

Однако сразу после публикации, роман не вызвал особого интереса, продажи не достигли и десятой части ожидаемого объема.

Коэльо искренне полагал, что «Алхимик» заслуживает большего внимания, и поэтому не сидел, сложа руки, а активно действовал. Вместе с супругой они рассылали экземпляры книги влиятельным людям в бразильских СМИ, давали интервью, читали лекции. Коэльо приходит в более крупное издательство «Рокко», и первый тираж «Алхимика» в этом издательстве быстро раскупается.

Коэльо попадает в два списка бестселлеров – «Дневник мага» лидировал в номинации «нон-фикшн», а «Алхимик» - в «художественной литературе».

Далее последовал лавинообразный успех – люди сметали книги с прилавков, тысячами собирались по всей стране слушать автора на встречах с читателями, устраиваемые Коэльо. Но, как заверяет Коэльо, ажиотаж на «Алхимика» не был искусственно создан издателями.

Секрет успеха Коэльо объясняется тем, что он не побоялся, уже будучи взрослым, воплотить свою детскую мечту – стать писателем.

Вдумайтесь в эти слова! Не побоялся воплотить свою детскую мечту!

  • Во-первых, сколько из нас не то что бояться воплощать мечты. Сколько из нас их просто не имеет?
  • Во-вторых, сколько из нас пытается воплотить “не свои мечты”? Помните как родители Коэльо пытались сделать из Пауло инженера? Ради этого они не побоялись упечь его в психушку! Черт побери, сколько родителей пытается сделать это со своими детьми? Пусть не каждый пытается сдать свое чадо в психушку, но ведь находят другие методы, чтобы “сломать” ребенка, прогнуть его под свою волю, под свое видение будущего…
  • В-третьих, сколько из нас даже имея мечты НЕ имеет должной воли для ее воплощения? Как быстро мы отказываемся от своих целей, стоит нам столкнуться с первыми испытаниями?

Этим объясняется магнетизм Коэльо. Даже сейчас, когда я пишу эти строки по моей коже бегут мурашки, а внутри не спокойно…

Тоже самое происходит, когда я читаю его книги. Они затрагивают крайне важные вещи и не могут оставить человека равнодушным.

Писатель признается, что никогда не дает подробных портретов героев и описаний деталей, из-за чего читатель способен гораздо больше себе представить сам. По этой причине своих читателей Коэльо называет соавторами.

В то же время СМИ решили обозначить происходящее как «моду на Коэльо», которая скоро пройдет. Критики обвиняли писателя в конъюнктурности и простоте.

Коэльо удачно отшутился по этому поводу в романе «Подобно реке», где сформулировал долг «настоящего» писателя («оставаться непонятым современниками») и его отличительные чертысловарный запас простого смертного насчитывает 3 тысячи слов; настоящий писатель никогда их не употребляет: в словаре имеется еще 189 тысяч слов, предназначенных для таких особенных людей, как он»).

Нелестные отзывы, впрочем, не оказали воздействия ни на бразильских читателей, ни на иностранных, среди которых немало известных людей.

«Прекрасная работа о магии, мечтах и сокровищах прямо за порогом », – так отзывается об «Алхимике» .

Успех «Алхимика» не ограничивается литературной сферой, он был поставлен на сценах всех материков. В 2011 году за экранизацию этого произведения взялся большой поклонник Коэльо – актер Лоуренс Фишборн (Морфеус из фильма «Матрица»).

Я с нетерпением хочу увидеть данный фильм, ведь “Алхимик” стал одной из отправных точек в моем стремлении найти себя и жить той жизнью, которую требует мое нутро.

В 1988 году, после выхода «Алхимика», духовный учитель Пауло Коэльо «Джей» отправляет его с супругой на 40 дней в паломничество в пустыню Мохаве, США.

Следующими его книгами становятся «Брида» (1990), «Мактуб» (1994), «На берегу Рио Пьедра села я и заплакала» (1994), «Пятая гора» (1996), «Книга Воина света» (1997).

В 1996 году Коэльо назначают особым советником программы ЮНЕСКО «Духовные точки соприкосновения и межкультурные диалоги».

В этом же году писатель с супругой основывают Институт Пауло Коэльо, который помогает пожилым людям и обездоленным детям Бразилии. Он содержится исключительно за счет литературных гонораров писателя.

Осенью 1998 года Пауло совершает турне по Азии и странам Восточной Европы. В этом же году он становится вторым самым продаваемым автором в мире, по версии журнала «Лире».

В 1999 году Французское правительство присваивает ему звание кавалера Национального ордена Почётного легиона.

В мае 2000 году Пауло посещает Иран и становится первым с 1979 года немусульманским писателем, приехавшим в страну в рамках официального визита. Однако в 2011 году, без объяснения причин, в Иране запрещают книги бразильского писателя.

В 2000 году в свет выходит роман «Дьявол и сеньорита Прим», последующими книгами становятся «Одиннадцать минут» (2003), «Заир» (2005), «Ведьма с Портобелло» (2006), «Алеф» (2010).

В 2008 году публикуется роман «Победитель остаётся один» – произведение в необычном для автора жанре детективного триллера с элементами гламура. Главный герой романа – русский бизнесмен, а главная мысль книги – о том, как манипулируют нашими мечтами и как мы сами усложняем свои жизни.

Возможно, национальность героя подсказало писателю его «паломничество по России» 2006 года, где в рамках официального визита он посетил Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Байкал, Владивосток и др. города.

Путешествуя на поезде по Транссибирской магистрали, писатель осуществил свою давнюю мечту – более 20 лет назад, еще в 1982 году, он задумал посетить Сибирь, заказал даже билеты, но обстоятельства не сложились.

Коэльо признался, что русские просторы «помогают душе открыться». А будучи на озере Байкал, писатель даже искупался в ледяной воде – температура воды достигла отметки всего плюс 4 градуса!

Сейчас Коэльо по-прежнему любит путешествовать, даже домов у писателя несколько: часть времени в году супруги Коэльо проводят во Франции, часть – в Рио-де-Жанейро. Бразилию писатель считает самой удивительной страной, где деление на мирское и священное отсутствует, где люди не стесняются верить в духовное начало.

Сейчас Коэльо удается за год сочетать три состояния – «много людей» (встречи с читателями, журналистами, издательствами), «отдельные встречи» (встречи в Бразилии со старыми друзьями) и «почти никого» (размеренная жизнь в маленьком селении в Пиренеях, где он переоборудовал для жилья старую мельницу). Это разнообразие доставляет Коэльо большое удовольствие.

«Я знаю, что знаменит. Может, в настоящее время я самый читаемый писатель в мире, но самую знаменитую книгу современности написал не я. Это книга о Гарри Поттере», - шутит писатель.

По его словам, заработанных денег ему хватит на три инкарнации, поэтому, кроме пожертвований в Институт, Коэльо выделяет средства на исследования по палеонтологии в Бразилии, спонсирует переводы бразильских классиков на другие языки.

Коэльо зарегистрирован в

Пауло Коэльо - бразильскийпрозаик и поэт.

В семь лет он был отправлен в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, где впервые проявляется его желание писать книги.

Его отец был инженером, поэтому его с детства настраивали идти по стопам отца. Однако, у юноши были другие планы на жизнь – он твердо решил стать писателем. Родители восприняли это как протест и это привело к тому, что в возрасте 17 лет Пауло Коэльо попал в психиатрическую клинику. Через три года его выпустили после трех попыток побега.

Его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжал заниматься театром и журналистикой.

Выйдя из клиники, Коэльо становится хиппи, основывает подпольный журнал «2001», на котором обсуждались проблемы духовности, Апокалипсис. Кроме того Пауло писал тексты анархических песен. Рок-группа Raul Seixas сделал эти тексты такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Он продолжает искать себя: работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии.

Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывают и подвергают пыткам.

Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений.

В 1970 году начал путешествовать по Мексике, Перу, Боливии, Чили, Европе и Северной Африке.

Через два года Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи для песен, ставших потом очень популярными, работая с известными бразильскими исполнителями, такими как Рауль Сейшас.

Сейчас он живёт со своей женой, Кристиной, в Рио-де-Жанейро, в Бразилии, и в Тарбе, во Франции.

Пауло Коэльо удостоен множества влиятельных международных наград, является членом Бразильской литературной академии (ABL).

Пауло Коэльо известные книги

  • «Паломничество» или «Дневник мага» / O Diário de um Mago , 1987, рус. пер 2006
  • «Алхимик» / O Alquimista , 1988, рус.пер. 1998
  • «Брида» / Brida , 1990, рус. пер. 2008
  • «Валькирии» / As Valkírias , 1992, рус. пер. 2011
  • «Мактуб» / Maktub , 1994, рус. пер. 2008
  • «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала» / Na margem do rio Piedra eu sentei e chorei , 1994, рус. пер. 2002
  • «Пятая гора» / O Monte Cinco , 1996, рус.пер. 2001
  • «Книга воина света» / Manual do guerreiro da luz , 1997, рус.пер. 2002
  • «Любовные письма пророка», 1997, никогда не переводилась на английский
  • «Вероника решает умереть» / Veronika decide morrer , 1998, рус.пер. 2001
  • «Дьявол и сеньорита Прим» / O Demônio e a srta Prym , 2000, рус.пер. 2002
  • «Отцы, сыновья и деды» / Histórias para pais, filhos e netos , 2001
  • «Одиннадцать минут» / Onze Minutos , 2003, рус.пер. 2003
  • «Заир», 2005 / O Zahir , рус.пер. 2005
  • «Ведьма из Портобелло» / A bruxa de Portobello , 2007, рус.пер. 2007
  • «Победитель остаётся один» / O Vencedor Está Só , 2008, рус.пер. 2009
  • «Алеф», 2011
  • «Манускрипт, найденный в Акко», 2012
  • «Подобно реке»,2006
  • «Любовь. Избранные высказывания»
  • «Адюльтер», 2014

Где впервые проявляется его желание писать книги. Желание стать писателем не нашло понимания у его семьи, поэтому под их давлением он поступает на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро, но вскоре бросает учёбу и больше занимается журналистикой. В итоге разногласия между ним и семьёй шли по нарастающей, в конце концов семнадцатилетний Паулу был принудительно помещён в частную психиатрическую клинику для курса лечения. Ни лечение электрошоком из-за проявившейся шизофрении , ни второй курс лечения не изменили его уверенности в себе - и тогда он сбежал из клиники, скитался некоторое время, в итоге вернулся домой. Через год он примкнул к движению любительского театра, который в Бразилии 60-х годов стал массовым явлением - не только явлением искусства, но и социального протеста. Театрально-протестная активность для Коэльо закончилась в лечебнице, откуда он снова сбежал, но безденежье вынудило его вновь вернуться домой. В итоге после третьего курса лечения его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжал заниматься театром и журналистикой.

Сейчас он живёт со своей женой Кристиной, в Рио-де-Жанейро , в Бразилии, и в Тарбе , во Франции.

Работы

В 150 странах мира было продано более 86 миллионов книг Пауло Коэльо, переведённых на 67 языков . Он получил множество литературных премий в разных странах, включая Францию (La Legion d’Honneur) и Италию (Grinzane Cavour). Список его романов включает «Алхимика» , основанного на «Истории о двух мечтателях» Борхеса , и проданного общим тиражом более 11 миллионов экземпляров, переведённых на 41 язык мира, положившего начало фильму, снимаемому Лоуренсом Фишборном , поклонником Коэльо. Кроме того, им написано «Паломничество» (лёгшее в основу компьютерной игры, разработанной компанией Arxel Tribe), «…» и «Валькирии» . Многие книги писателя попали под запрет в Иране , о чём Коэльо лично сообщил в своём официальном блоге , с конфискацией 1000 копий, впоследствии всё-таки допущенных к печати.

Его произведения входили в список самых продаваемых книг не только в Бразилии , но и в Великобритании , США , Франции , Германии , Канаде , Италии , Израиле , Финляндии и Греции . «Алхимик » до сих пор остаётся самой продаваемой книгой в истории Бразилии и упомянут в Книге рекордов Гиннесса . Коэльо является автором самых продаваемых книг на португальском языке .

Критика

Несмотря на весь этот успех, многие бразильские критики считают его незначительным писателем, чьи работы слишком просты. Некоторые из них также называют его работы «коммерческими» и ориентированными на рынок. Его избрание в Литературную академию Бразилии оспаривается многими бразильцами.

Стилизации в духе Коэлью присутствуют в книгах Анхеля де Куатьэ .

Известная российская телеведущая и сценарист Авдотья Смирнова сказала о нём следующее :

Раздражение, которое Коэльо вызывает у любого мало-мальски литературно искушённого читателя, объясняется прежде всего его1 необычайной серьёзностью, гусиной какой-то важностью - скука смертная, на весь роман ни одной шутки, ни одной улыбки, ни одной остроты. Я имею в виду не хиханьки-хаханьки, остроты в литературе бывают какие угодно - фонетические, философские, выворачивающие идиомы; но вот так, без единой даже тени жонглирования, без малейшего артистизма, без намёка на игру ума, так настоящая литература не случается. Между тем именно эта серьёзность и делает Коэльо таким популярным писателем.

Книжки

  • «Паломничество» или «Дневник мага » / O Diário de um Mago , , рус. пер
  • «Алхимик » / O Alquimista , , рус.пер.
  • «Брида » / Brida , , рус. пер.
  • «Валькирии » / As Valkírias , , рус. пер.
  • «Мактуб » / Maktub , , рус. пер.
  • «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала » / Na margem do rio Piedra eu sentei e chorei , , рус. пер.
  • «Пятая гора » / O Monte Cinco , , рус.пер.
  • «Книга воина света » / Manual do guerreiro da luz , , рус.пер.
  • «Любовные письма пророка », , никогда не переводилась на английский
  • «Вероника решает умереть » / Veronika decide morrer , , рус.пер.
  • «Дьявол и сеньорита Прим » / O Demônio e a srta Prym , , рус.пер.
  • «Отцы, сыновья и деды » / Histórias para pais, filhos e netos ,
  • «Одиннадцать минут » / Onze Minutos , , рус.пер.
  • «Заир », / O Zahir , рус.пер.
  • «Ведьма из Портобелло » / A bruxa de Portobello , , рус.пер.
  • «Победитель остаётся один » / O Vencedor Está Só , , рус.пер.
  • «Манускрипт, найденный в Акко »,
  • «Мата Хари. Шпионка » / The Spy , , рус.пер.

Экранизации

  1. Вероника решила умереть - яп. Veronika wa shinu koto ni shita , реж.: Кей Хория; 2005
  2. Вероника решает умереть - англ. Veronika Decides to Die ; реж: Эмили Янг ; ; IMDb:

В 2014 году на экраны вышел фильм «Пилигрим: Паоло Коэльо», который рассказывает нам о жизненном и творческом пути писателя . В российском прокате он появился в марте 2015 года.

Напишите отзыв о статье "Коэльо, Пауло"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Коэльо, Пауло

«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…
Графиня пожала плечами.
– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г"афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г"афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво"ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п"ощайте, г"афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.

Пауло Коэльо (Паулу Куэлью, порт. Paulo Coelho) - знаменитый бразильский писатель и поэт. Опубликовал в общей сложности 15 книг - романы, комментированные антологии, сборники коротких рассказов-притч. В России прославился после издания «Алхимика», долго остававшегося в первой десятке бестселлеров. Общий тираж на всех языках превышает 60 миллионов. Восприятие Коэльо неоднозначно и колеблется от неумеренного восхваления до полного уничижения. Родился в Рио-де-Жанейро в благополучной семье инженера Педро и Лижии Коэльо. В семь лет он был отправлен в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, где впервые проявляется его желание писать книги. Желание стать писателем не нашло понимания у его семьи, поэтому под их давлением он поступает на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро, но вскоре бросает учёбу и больше занимается журналистикой. В итоге разногласия между ним и семьёй шли по нарастающей, в конце концов семнадцатилетний Пауло был принудительно помещён в частную психиатрическую клинику для курса лечения. Ни лечение электрошоком, ни второй курс лечения не изменили его уверенности в себе - и тогда он сбежал из клиники, скитался некоторое время, в итоге вернулся домой. Через год он примкнул к движению любительского театра, который в Бразилии 60-х годов стал массовым явлением - не только явлением искусства, но и социального протеста. Театрально-протестная активность для Коэльо закончилась в лечебнице, откуда он снова сбежал, но безденежье вынудило его вновь вернуться домой. В итоге после третьего курса лечения его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжал заниматься театром и журналистикой. В 1970 начал путешествовать по Мексике, Перу, Боливии, Чили, Европе и Северной Африке. Через два года Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи для песен, ставших потом очень популярными, работая с известными бразильскими исполнителями, такими как Рауль Сейшас. Как он признаётся в одном из интервью, в это время он познакомился с работами противоречивого английского мистика, Алистера Кроули, повлиявшими на их сотрудничество. Оно распространилось не только на музыку, но и на планы создания «Альтернативного общества», которое должно было стать общиной анархистов в штате Минас-Жерайс, основанной на идее Кроули: «Делай что хочешь - таков весь закон». Бразильские военные, пришедшие к власти в результате переворота 1964 года, посчитали этот проект подрывной деятельностью и заключили всех предполагаемых членов группы под стражу. Известно также, что во время пребывания в тюрьме Коэльо и Сейшаса пытали. Выйти из тюрьмы Коэльо неожиданно помогло прошлое: его признали невменяемым и отпустили. После событий, описанных в «Валькириях», Коэльо покинул Общество. Позднее, в Голландии, он встречает личность (называемую им «Джи» (лат. J) в «Валькириях», «Паломничестве» и на его сайте «Воин Света»), которая изменила его жизнь и посвятила в христианство. Он стал членом католической группы, известной как RAM (Regnus Agnus Mundi), где «Джи» был его «Учителем». В 1986 году он прошёл Дорогой Сантьяго, старинным испанским путём паломников, и описал позднее всё произошедшее в книге «Дневник Мага». Сейчас он живёт со своей женой, Кристиной, в Рио-де-Жанейро, в Бразилии, и в Тарбе, во Франции.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры