Дориан грей. Отрывки из "портрета дориана грея", писанного оскаром уайльдом

Главная / Бывшие

План

1. История создания романа. Философия гедонизма и ее выражения в произведении.

2. Тема искусства, основная проблематика романа.

3. Идейно-композиционная роль образа лорда Генри.

4. Тема красоты. Сущность трагедии Дориана Грея.

5. Характер образа художника в романе.

6. Парадоксы и их значение в произведении.

Задача для подготовительного периода

1. Объясните символическое значение портрета Дориана Грея.

2. Проследите пути нравственного падения героя.

3. Подумайте над вопросом:

o Цена, которую заплатил Дориан за вечную молодость и красоту: не высокая она?

4. Составьте логическую схему по произведению.

Литература

1. Кривизна Т. Что знал о красоте О. Уайльд? // "ЗЛ". - 2006. - № 7 (455). - С. 15-21.

2. Булъваренко Л. Прекрасный принц с уродливой душой (О. Уайльд "Портрет Дориана Грея" 10 класс) // "ЗЛ". - 2006. - № 7. - С. 13-14.

3. Свечкарев И.Б. Учимся интерпретации художественного текста (Урок-исследование по роману О.Вайльда "Портрет Дориана Грея") // Всемирная литература. - 2003. - № 12. - С. 30-32.

4. Новик С. М. Уайльд и его роман "Портрет Дориана Грея". 10 класс // Зарубежная литература. - 2003. - № 6. - С. 32-33.

5. Стамати Т. В. Формировать самостоятельность и независимость эстетических суждений (Конспект урока по роману А. Уайльда "Портрет Дориана Грея") // Всемирная литература. - 2004. - № 8. - С. 26-29.

6. Удовиченко Л. Н. Афоризмы писателя как средство осмысления его творчества. Итоговый урок по роману О.Вайльда "Портрет Дориана Грея" // Всемирная литература. - 2005. - 33. - С. 19-22.

Инструктивно-методические материалы

Эстетизм - это собирательное название литературно-художественных течений, представители которых отстаивали эстетические особенности искусства (красоту). Он возник в Англии в конце XIX в., Как реакция на строгий стиль викторианской эпохи. Художественным фактором зарождения таких взглядов стала идея "искусства ради искусства", существовавшей еще с античных времен. Эстетизм был противовесом реализма, который обращал внимание на социальные проблемы. На его формирование повлияли философские идеи Джона Рескина и Уолтера Патера. Самый яркий представитель - Оскар Уайльд.

Эстетическая теория изложена в книге "Замыслы" (1891). Диалогический вступление в нее - "Закат искусства лжи" - стал манифестом этого течения. В нем шла спор о кризисе в искусстве и пути выхода из нее. Искусство было самодостаточным и самоценным эстетическим явлением, которое не имело корней в действительности и не несло в себе никаких моральных установок. "Картина не имеет никакого другого смысла, кроме собственной красоты", - заявил Уайльд.

Из всех произведений писателя наиболее полно воплотил в творческую практику постулаты эстетизма интеллектуальный роман "Портрет Дориана Грея".

"Портрет Дориана Грея" исследователи назвали одним из самых загадочных произведений Оскара Уайльда.

Произведение написано в 1890 году. Прозаик писал его по заказу одного американского журнала в рекордно короткий срок - не более, чем за две недели, потому что заключил пари, что способен создать роман именно в такой срок. Замысел: однажды в мастерской своего друга, художника Бэзила Уорда, О. Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством внешности. В предисловии к произведению автор определил главную цель романа: вечность и величие над жизненного искусства.

В июля 1890 году роман опубликовали в американском журнале "Липпинкотс Мансли Мэгазин". Он имел много общего с произведением Ч. Метьюрина "Мельмонт -блукач", где также рассматривался таинственную связь между судьбой героя и его портретом. Также источниками романа стали произведения: Жюрис -Шарля Тюисмена "Наоборот", Гете "Фауст", Бальзак "Шагреневая кожа", Гофман "Крошка Цахес", Гоголь "Портрет".

Критические отзывы на произведение носили, почти без исключения, очень резкий характер, даже с требованием подвергнуть запрету книгу, а автора - судебной ответственности.

По формальным признакам "Портрет Дориана Грея" - это "роман воспитания", ведь писатель изложил историю Дориана Грея, который построил свою жизнь, воплощая определенные идеи. Фактически произведение - это моральная притча о молодом человеке, который ставил к жизни, как к эксперименту и пренебрегала общечеловеческими нормами морали.

Черты импрессионизма в романе:

1. композиция концентрировала не в действия, непосредственном жизни и его объяснении, а на различиях восприятия действительности различными персонажами;

2. персонажам предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему, участником или свидетелем которых они стали;

3. "изысканность" описаний в романе;

4. пейзажи стали фоном восприятия героя, сам герой будто растворился в окружающей красоте

Черты символизма в романе:

1. фабула произведения перекликался с центральным тезисом символизма о несоответствии видимого сущности;

2. портрет приобрел символическое значение: он стал проявлением сущности, изобразить которую, воплотить в конкретную форму лишь интуитивно мог истинный художник;

3. на стилевом уровне - непосредственное употребление парадоксов

Предисловие к книге состояла из 25 афоризмов и различных высказываний Т. Флобера, которые, впрочем, стали оригинальными в Уайльда. Содержание афоризмов раскрыл в сюжете романа. По мнению автора, искусство стремилось раскрыть себя и утаить художника, отразить не жизнь, а зрителя (читателя). Художник - не моралист, ибо искусство стояло вне морали, ему разрешено изображать все. Вообще, искусством стало тем, что не дает никакой пользы.

Тема романа: тема искусства и красоты.

Проблематика: соотношение красоты внешней и внутренней; мораль и искусство; отношения жизни и искусства.

Для романов конца XIX в. традиционно на первый план выдвигала идея, а образы воплощали тот или иной ее аспект. Лорд Генри, художник Бэзил Голуорд и его натурщик Дориан Грей воплотили эту идею в жизнь.

Имя персонажа Дориан с английского означает "дорический", искусствоведческий термин для обозначения древних памятников классической античности.

Действие романа разворачивалось в современной автору Англии, но писатель мастерски ввел в него фантастические, мистические элементы, которые приблизили его произведение к готических романов.

Произведение построено на интересном замысле: на редкость красивый юноша Дориан Грей мечтал о том, чтобы молодость и красота никогда его не оставляли. Художник Бэзил Голуорд создал портрет Грея, который имел волшебную способность - на нем отражались все порочные моменты жизни героя, тогда как сам он сохранял чистый юношеский вид, с годами красота его только расцветала.

Три разных персонажи романа выражали разное отношение к жизни. Циничный лорд Генри Уоттон, старший товарищ Дориана Грея, исповедовал культ наслаждения, для него не существовало никаких моральных ценностей. Он заверил Грея в всесильности красоты и молодости. У него холодная душа, потерявшая нравственные идеалы.

Лорд Генри, как изящный эстет, любил в красоте, делал ее источником наслаждения. Его можно назвать теоретиком и идеалом эстетизма. Этот образ также трактовали как "образ змея-искусителя", поскольку его слова Дориан воспринял как программу действий, реализовал их на практике и распространил среди "золотой молодежи". Лорда Генри нельзя считать холодным экспериментатором, поскольку он предсказал последствия и честно предупредил о них Дориана. Впрочем, он равнодушен к тому, почему не хватает изысканности, и в жизни, и в смерти искал только красоту. Лорд Генри - идеолог красоты, поэтому писатель поставил эту фигуру вне требований морали и этики. Создателями прекрасного стали Бэзил Голуорд и актриса Сибилла Вейн. Они воплотили идею самоотверженного служения искусству. В отличие от лорда Генри, художник Голуорд - создатель красоты. У него горячее, чуткое сердце, которое он вложил в свое искусство. Между этими двумя героями главный герой романа - Дориан Грей, за душу которого боролись. Юноши привлекла гедонистическое теория лорда Генри, и под его влиянием он предался наслаждению. Ради удовлетворения своих потребностей не остановился ни на чем, поскольку уверен, что счастье человека не зависело от моральных принципов.

Но влияние лорда Генри ослаб, когда юноша влюбился в молодую 17-летнюю актрису Сибиллу Уэйн. Дориан не называл ей своего имени, а для влюбленной девушки он просто Прекрасный принц. Лорд Генри холодно воспринял это увлечение героя, хотя считал, что оно ему нужно в качестве первого сексуального опыта. Он уверен, что скоро Дориан сам оставит девушку ради какой-то другой претендентки.

Лорд Генри оказался прав. Впоследствии Дориан бросил актрису, но он даже и не думал, что это приведет к трагическим последствиям: Сибилла покончила жизнь самоубийством, так как не смогла перенести измены любимого.

Так состоялось первое моральное падение Дориана, после чего тот заметил смену на портрете - появление перекошенного рта. Но Дориан панически боялся только старости. Убедившись, что с какой-то причине старел только портрет, а сам он оставался долгие годы молодым, спрятал шедевр подальше, чтобы не видеть его настоящем виде. Он все ниже опускался морально к тому моменту, когда убивает художника Голуорд. И тогда Дориан увидел, что на портрете на руках появилась кровь, а лицо стало искривленным и ужасным.

Он решил уничтожить портрет - единственное доказательство грехов. Дориан проколол портрет, но когда на шум вбежали слуги, то увидели на стене волшебный портрет Дориана, а на полу мертвого старика, и только по кольцах на руках они узнают своего хозяина.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Дориана Грея

Пагубное влияние лорда Уоттона, певца красоты, зла, демона-искусителя

Пробуждение Бэзилом Голуорд марнославности, эгоистического желания остаться вечно молодым

Жизненный выбор

"Наслаждаются, временем, пока юные... Живите своей жизнью! Тем замечательным жизнью, что у вас есть. Ничего не пропустите, ищите всегда все новых впечатлений! И не бойтесь никого. Новый гедонизм - вот что нужно нашему возрасту. Вы могли бы стать его наглядным символом "

"Если бы это я мог остаться век молодым, а старел портрет... Я отдал бы за это даже душу!"

"Вечной молодости, сладостей, изящных и сокровенных, неистовых веселья и еще яростнее грехов - всего этого испытывает он. А портрет будет нести бремя его души"

Бэзил Голуорд - одна из модификаций образа автора в романе. Его изображен таким, каким хотел быть сам писатель. Голуорд талантлива не столько интеллектуально, сколько интуитивно. Присущая художникам способность провидеть и отражать это в своем творчестве стала роковым бременем для Бэзила. Он болезненно чувствовал Красоту, ее неизбежность, вневременность. Прекрасное - вечное, поэтому полотна Голуорд бессмертны, как и изображенные на них герои. А сам художник внешне некрасивый. Уайльд подчеркнул разительный контраст между некрасивость персонажа и красотой его души, инстинктивной отвращением к безнравственности и зла как высших форм Уродства. Бэзил оказался у Дориана Грея в самые драматические моменты его жизни с лучшими по юноши намерениями. И каждый раз его действия приводили к непоправимому: художник стал невольным виновником знакомства юноши с лордом Генри, провоцируя того своим нежеланием подвергать неустойчивую психику молодого человека губительному влиянию великосветского льва; он создатель магического портрета, так совершенно передал красоту и внутреннюю сущность главного героя, который фактически изменил, а впоследствии и заменил оригинал; добровольно жертвуя Дориану свое творческое я, художник в конце спровоцировал того на убийство, а затем на самоубийство. Захваченный юношей, Бэзил средствами живописи передал то, чего не мог сформулировать о себе сам Дориан. В то же время Бэзил даже не догадки вав, что станет виновником трагедии Дориана и собственной. Фатальность, мистика окраску сюжетной линии Голуорд-Грей заключалась в этой неотвратимости духовного разрушения и гибели как главного героя, так и художника, который принес в жертву реальном чувству Искусство. В конце концов Бэзил погибает от рук монстра, пробудившийся в душе Дориана, который решил показать художнику обновленный портрет.

Лорд Генри Уоттон в романе предстал как "Принц Парадокс". Лорду нравилось манипулировать юношей, ставить на нем психологические эксперименты.

Таким образом, герои романа выражали разное отношение к жизни.

Вывод к роману:

1. Человек без совести и без души не могла существовать;

2. Мир духовности человека надо формировать не настоящим развлечениями, а вечными ценностями;

3. Богатство материальное и богатство души - разные понятия Основные мысли автора по поводу романа:

1. Раскрыть себя и притаиты художника - к этому стремится искусство;

2. Нельзя безнаказанно нарушать нормы человеческой жизни;

3. Потеря моральных убеждений ведет человека к гибели

Особую роль в романе сыграло использование парадоксов. Поразило не только количество парадоксальных афоризмов, но и их неожиданность. Например, Уайльд утверждал: "Художник не стремится ничего доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины". Лорд Генри также изложил свою теорию "нового гедонизма" в форме парадоксальных афоризмов: "Да трогала и смущала музыка. Но влияние музыки менее выразительный... Она-то творит в человеке не нов мир, а скорее новый хаос.

А здесь - слова! Сами слова! Но какие моторные! Какие ясные, выразительные, жестокие! От них не уйдешь. И к тому же - в них неуловимые волшебство! Эти слова, казалось, оказывают ощутимой формы туманным бредом, и звучит у них своя музыка, такая же сладкая, как в виолы или лютни. Сами слова! Но ведь есть что-нибудь такое реальное, как слова? ».

Роман Оскара Уайльда, как и жизнь писателя, вызывал множество споров и противоречивых суждений. Каких только эпитетов ни было удостоено произведение, где «аморальный» и «развращающий» - еще довольно скромные.

Именно поэтому характеристика образа Дориана Грея - занятие довольно сложное. Этот персонаж неоднозначен, и многие видят лишь одну из его сторон, тогда как другие остаются в тени.

О романе

Произведение было создано и издано в эпоху, не терпевшую вольностей. Сразу после его выхода в среде критиков и литераторов разгорелось пламя полемики. Многие считали, что произведение необходимо уничтожить, а его автора подвергнуть наказанию и даже заключению. Однако роман был понят и принят читателем.

Принципы эстетизма и гедонизма, провозглашенные в романе, стали настоящим манифестом, но и вызвали негатив и протест. Гнев ученой публики немного утих, когда то тут то там стали появляться отзывы и здравые мысли, что автор не восхваляет, а осуждает своего героя и показывает, к чему приводит такой образ жизни.

Почему характеристика главного персонажа вызывает сложности?

Характеристика образа Дориана Грея - один из наиболее спорных вопросов о произведении Уайльда, так как герой очень неоднозначен. В нем переплетается повседневное и мистическое, темное и светлое. Портрет как зеркало души, портрет как наказание, и на его фантастическом фоне развивается судьба Дориана, который, как и его создатель, запутались в собственной паутине ошибочных суждений и мнимых ценностей.

История создания

Характеристика образа Дориана Грея будет не полной без почти мистической предыстории создания и главного героя, и романа.

Оскар Уайльд был самобытным творцом своих произведений и героев. Все его образы не появлялись из ниоткуда, а были созданы самой жизнью. Так вышло и с его единственным опубликованным романом, история замысла которого интересна не менее самого произведения.

Писатель был другом известного в то время лондонского художника Бэзила Уорда. Однажды, проводя время за приятными беседами в его мастерской, писатель увидел очень красивого юношу. Пораженный красотой натурщика, писатель произнес целую печальную речь о том, как неумолимо время, которое вскоре оставит свой след на прекрасном лице юноши. На это художник полушутя сказал, что будет каждый год рисовать портрет мальчика, чтобы вместо него «старели» портреты.

План характеристики образа Дориана Грея

Воссоздать образ Грея будет легче и нам, и читателям при наличии плана.

Классическая схема характеристики в литературе - это внешность, характер, поступки, свое мнение. Но, так как мы говорим о необычайном герое, стоит поступить по-иному.

  1. Грей до встречи и лордом Генри.
  2. Влияние лорда на Дориана.
  3. Портрет и вседозволенность.
  4. Гибель Сибилл и первые перемены.
  5. Вечная молодость и мнимая безнаказанность.
  6. Осознание чар портрета.
  7. Попытки измениться.
  8. Убийство художника как апогей разрушений.
  9. Попытки избавиться от портрета и финал.

Дориан Грей - кто он?

Цитатная характеристика образа Дориана Грея - довольно сложное задание, так как трудно выделить наиболее важные моменты. Роман - как песня - каждое слово в нем на своем месте и несет свою функцию. Поэтому мы дадим характеристику, соответственно созданному плану.

До встречи с Генри юноша не осознавал власти своей красоты и, что еще хуже, ее скоротечности. Влияние Гарри отравляет его душу сомнениями и тревогами. В мастерской Холуорда он произносит как заклинание наполненную горечью речь, которую заканчивает фразой: «О, если б вместо меня старел этот портрет!» Каким-то магическим образом так и происходит. С этого момента красивый юноша больше не стареет. Но что принесет ему эта вечная молодость?

Первым проступком Дориана становится его отторжение любящей его юной актрисы Сибилл. Неожиданные повороты - яркая особенность романа «Портрет Дориана Грея». Характеристика образа Дориана Грея серьезно меняется с этого момента. Он узнает о гибели бывшей возлюбленной, но он совершенно не тронут этим. И в тот же вечер ему суждено увидеть перемены на портрете - лицо скривилось в зловещей жестокой ухмылке. Теперь портрет - это судья и палач Дориана. Его жизнь знаменуется чередой разбитых женских сердец и метаний по притонам. Там он хочет забыть об ужасе, таящемся в зловещем портрете.

Когда Грей осознает, что падать больше некуда, он пытается измениться. Но попытки не ведут к спасению. В порыве страха, что его тайна будет раскрыта, он убивает художника.

Последний роман в его жизни с чистой, искренней девушкой и показательно благородное обхождение с ней дает Дориану надежду, что все еще можно изменить. Но портрет непреклонен, душу, отравленную ядом, уже не изменить. В порыве отчаяния Грей вонзает нож в портрет, но падает сам с пронзенным сердцем.

Характеристика образов («Портрет Дориана Грея»)

Кроме Грея, в романе очень интересен образ лорда Генри. Многие критики ассоциируют его с самим Уайльдом. Лорд остроумен и циничен. Он проповедует поклонение наслаждению в чистом виде. Однако счастлив ли он? Скорее нет, лорд пресыщен вседозволенностью, и мало что приносит ему истинное удовольствие и наслаждение.

Неоднозначен и художник Бэзил. Он живет в своем творчестве и только им. Его творение убьет его, но от этого не станет менее гениальным. Художник-творец, создатель, из-под пера которого появилось чудо, - таким видит автор настоящего человека искусства.

Характеристика образа Дориана Грея дана выше, и мы не будем останавливаться на ней здесь.

Ирландский философ

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд

Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde

Английский философ, эстет, писатель, поэт ирландского происхождения. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода.

П ортрет Дориана Грея

Единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. В жанровом отношении представляет смесь романа воспитания с моральной притчей. Существует в двух версиях – в 13 главах и в 20 главах. Стал самым успешным произведением Уайльда, более 30 раз экранизировался.

По жанру «Портрет Дориана Грея» - это conte philosophique, интеллектуально-аллегорическая повесть, столь популярная в эпоху Просвещения, однако написанная с позиций декадентства конца века. В Дориане Грее, главном герое романа, угадываются черты нового Фауста. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, именно он на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного и талантливого юношу в порочное чудовище. Под роль Маргариты попадает Сибилла Вейн, новый Валентин - Джеймс Вейн. Как известно, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость.

Г лавные персонажи

Дориан Грей - юноша, наделённый невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нём сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник и развратник. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.

Бэзил Холлуорд - художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Другими словами, он является проигравшим ангелом-хранителем Дориана Грея.

Лорд Генри - аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.


Сибила Вэйн - актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С любовью в её душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к её гибели.

Джеймс Вэйн - брат Сибилы, моряк. Человек военной выправки, практически потерявший смысл жизни после самоубийства Сибилы. Находит упокоение в желании мести.


К раткое содержание романа “Портрет Дориана Грея”

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона - эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомлённого гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн - «девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой тёмными косами. Глаза - синие озера страсти, губы - лепестки роз»; она с поразительной одухотворённостью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощённым чудом - «Прекрасным Принцем», снизошедшим с заоблачных высот. Её возлюбленному неведомо, что в её жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс - внебрачные дети, плоды любовного союза, в своё время связавшего их мать - «замученную, увядшую женщину», служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.

Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощённая радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь «играть влюблённую - это профанация!» - считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнёров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: «Вы убили мою любовь!»

Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри - «не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн». Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жёсткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель - лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора - психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго заворожённый ею («казалось, тяжёлый запах курений поднимался от её страниц и дурманил мозг»), Дориан в последующие двадцать лет - в повествовании романа они уместились в одну главу - «все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души». Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолётных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатлённый на холлуордовском же портрете, пылящемся в тёмном углу. Изумлённому Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика. Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за своё нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила - вещественное доказательство содеянного им злодейства.

Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом «дне» Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить её обидчику.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но - не от всевидящего ока холлуордовского портрета. «Портрет этот - как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить», - приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, ещё более опустошённый и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже… духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что «всякое преступление вульгарно».

Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мёртвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своём сияющем величии.

Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

В очередной раз перечитывая Портрет Дориана Грея, я подчеркивал для себя огромное влияние главных героев романа друг на друга. И вот наконец-то решился написать более-менее разверный анализ или даже характеристику искусного манипулятора человеческих эмоций лорда Генри .

Что мы знаем о лорде Генри?

– типичный английский аристократ, любитель наслаждений, роскоши и “богатой жизни” во всех её смыслах.
Однако критики одноголосно провозглашали лорда Генри двойником Уайльда. Как и писатель, главный герой является горячим сторонником эстетизма, красоты, он остроумен, любит сыпать острыми словечками и парадоксами.

А согласны ли вы с такими словами Бэзила к лорду Генри: «Ты любишь всех – потому-то равнодушен к каждому»?

Мне кажется, Бэзил ошибался. Лорд Генри сам объяснил это: «Я очень бережно различаю людей. Друзей себе я выбираю только красивых, приятелей – только кротких, врагов – только умных.

Особенно не помешает осторожность, когда выбираешь врагов. Среди моих противников нет ни одного глупца, все они люди развитого интеллекта и поэтому умеют должным образом ценить меня». Даже больше: лорд Генри – тонкий психолог и очень хорошо разбирается в людях; он сразу пленит их. Так произошло с .

Какие мысли лорда Генри посеяли сомнения в душе Дориана?

Ответ прост: мысли привели к тому, что он готов был продать все ради молодости? Лорд Генри сказал Дориану о быстротечности времени и бренности красоты: «Красота – это одна из великих истин мира, как солнечный свет, как весенняя пора, как отражение в водах той серебряной скорлупы, что мы называем месяцем. Красота – это вне всяких сомнений божественное право на главенство. Она делает принцами тех, кто ее имеет.

Так, мистер Грей, боги были щедры к вам. Но что они дают, то скоро и забирают. Перед вами лишь несколько лет жизни настоящего, богатейшего, разнообразного! А когда ваша юность пройдет и красота вместе с ней, – тогда вы вдруг откроете, что для вас не осталось побед, или же вынуждены будете удовлетворяться благими победами, которые память о прошлом сделает еще более горькими, чем поражение. Каждый месяц вы все ближе к тому ужасному будущему.

Время – ревнивое, оно посягает на ваши “розы и лилии”. Ваше лицо станет желтоватым, щеки позападають, глаза потускнеют. Вы будете невероятно страдать. О, наслаждайтесь юностью». Эти слова глубоко упали в душу Дориана и психологически подготовили его поступок…
А можно ли сказать, что лорд Генри поставил опыт над Дорианом Греем? Думаю, да. Но самое страшное, что юный Дориан согласился, даже не раздумывая над последствиями.

Почему лорд Генри выбрал именно Дориана?

Главная причина кроется в неимоверной красоте Дориана. Даже когда он увидел портрет Дориана, лорд Генри сказал: «Судя по портрету, твой таинственный юный друг имеет волшебную красоту, следовательно, он никогда не думает. Он – прекрасный бездумное существо, которое должно быть с нами всегда: и зимой, когда у нас нет цветков, чтобы любоваться, и летом, когда мы нуждаемся в чем-то, что охладило бы мозг».

На прошлом уроке Вы меня почти убедили в том, что в лице лорда Генри в романе выступает не кто иной, как сатана. Также сильно пошатнулась моя благосклонность к этому персонажу .
Что мешает вам после после таких убеждений так же относиться к лорду? От того, что он является в романе дьяволом, он не теряет своей индивидуальности и ценности.

я уже не смогла душить в себе симпатию к герою, изрекающему их «томным мелодичным голосом».
Во первых, зачем её душить, а во вторых в этом то вся и суть, что тёмная сторона человеческой души всегда тянется к этому.

А какой резон делать самого мудрого и остроумного в романе персонажа негативным?
Как какой? А как же "зло всегда привлекательно"?

Долго размышляла над идеей, что Гарри – дьявол, и почти с ней согласилась, но моё понимание немного отличается.
Прочитав всё сочинение, я если честно толком не поняла. Вы всё таки считаете лорда Генри воплощением дьявола в романе или нет?

Во-первых, если в произведении в открытую не говорится, что определенный герой является представителем тёмных сил, то, наверное, не стоит так категорично об этом заявлять.
Если бы мы ставили все произведения под этот принцип, то нам вообще было бы сложно что-либо заявлять о произведениях. Оскар Уайльд тем и хорош и за это мы его и любим, что очевидное прячется под слоем игры слов и образов.

Для меня лорд Генри – некое злое начало в книге, которое предлагает, но, ни в коем случае, не навязывает.
Всё правильно. Дьявол никогда не навязывает, так же как и Бог. Он только предлогает. Дальше всё зависит от человека. Какой выбор он сделает.

Вот и получается, что Зло гораздо привлекательнее, притягательнее Добра, потому что Добро – слабое…
На первый взгляд может так показаться. Добро не стремится понравится. Оно такое, какое есть. Оно тоже предлогает, н не цепляется клещами как зло. Почему так сложно услышать совесть? Потому что у неё тихий голос. Но скверные мысли всегда чёткие и громкие.

«Искусить» его лорд Генри решил, когда понял, что Холлуорд любит Дориана… Вот и соперничество Добра и Зла.
Вот ещё одно доказательство в пользу тёмной сущности лорда. Дьявол всегда соперничал с Богом. Ему всегда было важно доказать Богу, что Ему незачто любить людей, что они все как одни - ничтожество. Но Бог всегда любил людей независимо от их испорченности. Я думаю Холлуорд всё понимал о Дориане и всё равно любил.

Кстати, по Вашей теории, к Грею «подкатывает» Князь Тьмы, но, в таком случае, имеем ли мы право порицать или винить Дьявола в том, что он нашёл себе новую жертву? Ведь это его «профессия»!
Странное утверждение. Конечно, дьявола за что-то винить глупо, ибо это бесполезно. Весь этот треугольник "душа человека - поле битвы добра и зла" развёрнут как книга. Мы просто наблюдаем то, что происходит каждый день. Здесь лишние обвинения и порицания. Мы будто смотрим спектакль про самих себя и делаем выводы.

Далеко не в каждой душе так буйно прорастало бы зерно, посеянное Генри.
На его месте мог оказаться любой. Просто есть души и люди, которые воспринимают всё глубже и потому подверженный влиянию со стороны добра или зла больше. Но я не думаю, что от этого Дориан делается особенным.

Дориан, слабая натура, охотно принимает моральную тиранию сильной личности, так что, сам он во всём и виноват.
Это бесспорно.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры