Екатерина шипулина инстаграм официальный. Денис мацуев впервые рассказал о дочери в программе ивана урганта

Главная / Бывшие

Очередным звездным гостем передачи Ивана Урганта стал известный пианист Денис Мацуев. Музыкант умудрился найти лазейку в своем напряженном графике, чтобы прийти на шоу "Вечерний Ургант" и свободно поговорить о работе и личной жизни.

ПО ТЕМЕ

Иван поздравил Дениса с отцовством и задал несколько вопросов о ребенке. Обычно Мацуев крайне уклончиво говорил на эту тему с журналистами, но теперь наконец перестал скрывать подробности. Так, выяснилось, что дочь, которую ему подарила балерина Екатерина Шипулина, было решено назвать Анной. По признанию Дениса, не взирая на большую занятость, ему удается совмещать работу и личную жизнь. Более того, он всегда спешит домой, где его ждут любимая женщина и дочка.

"У меня есть приход к тебе, и есть час на то, чтобы увидеть Анну Денисовну", – отметил Мацуев, дав понять Ивану Урганту, в каком тяжелейшем графике он живет. Как рассказал пианист, дочка уже научилась различать различные музыкальные произведения, ведь он старается привить наследнице вкус к хорошей музыке, а также развивать ее слух.

Мацуев рассказал о предпочтениях малышки. "Ее любимое произведение – "Петрушка" Стравинского. Ей очень не нравится второй концерт Листа", – сообщил пианист. После этого Мацуев показал, как дочка реагирует на его музыку, внезапно вскрикнув.

По признанию музыканта, если бы у него родился сын, он бы его назвал Спартаком. Денис является болельщиком одноименного футбольного клуба, тщательно следящим за всеми событиями, которые происходят в жизни команды. Можно только предположить, как Мацуев радовался победе "Спартака", который стал Чемпионом России. По словам Дениса, он полюбил футбол благодаря... бабушке.

Напомним, еще в сентябре 2016 года в Сети появилась информация, что прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина ждет ребенка от Дениса Мацуева. Однако ни пианист, ни танцовщица никак не отреагировали на сообщения. По некоторым данным, девочка родилась в конце октября. Шипулина быстро вернулась в форму и уже вовсю репетирует, о чем свидетельствуют ее фотографии в социальной сети Instagram. При этом свою частную жизнь Екатерина Предпочитает не афишировать.

Пианист-виртуоз, известный не только на территории России, но также и за рубежом, общественно-музыкальный деятель нашей страны, народный артист и лауреат множества премий – это все про Дениса Мацуева, простого молодого человека, родившегося в Иркутске в самой обыкновенной, но талантливой и музыкальной семье.

Сложно сказать какая у него национальность и кто именно из членов семьи оказал большее влияние на будущее Мацуева, однако достоверно известно одно – с самого детства для него был выбран действительно единственно верный путь, который в итоге и привел его к настоящему ошеломительному успеху и появлению огромного количества поклонников по всему миру, которые годами мечтают о встрече с ним.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Денису Мацуеву

С каждым годом все большее количество людей интересует у актеров и других известных личностей рост, вес, возраст. Сколько лет Денису Мацуеву также в интернете является популярным запросом. Поэтому стоит сразу отметить, в свои почти 42 года при росте в 198 см его вес составляет лишь 85 килограмм, что определенно свидетельствует о том, что он находится в отличной физической форме. Как было отмечено ранее, композитор родился на территории Иркутска.

Тринадцать лет назад именно этот город стал местом для организации фестиваля международного уровня под названием «Звезды на Байкале», который теперь по традиции проходит уже много лет именно в этом городе. С 2003 года Денис Мацуев стал известен в мире музыки также, как художественный руководитель форума молодых музыкантов, своеобразного конкурса под названием «Crescendo». Многие жители родного города Дениса Мацуева относятся к нему с невероятным уважением, ведь именно он – тот человек, который открыл концертный зал на 60 человек для родного города.

Биография Дениса Мацуева

В действительности биография Дениса Мацуева достаточно богата на самые различные события. Например, совсем недавно у известной оперной певицы Марии Максаковой был юбилей. Используя средства массовой информации Денис Мацуев и Мария Максакова в праздничный день обменялись любезностями.


Сразу же поклонников стал интересовать вопрос, что же связывает двух таких интересных личностей? В свою очередь Денис Мацуев в ответ на все свалившиеся на него вопросы сразу отметил: « С Марией мы знакомы уже много лет, примерно со школьной скамьи еще в музыкальной школе, которая была открыта при известной консерватории и поводов для сплетен никаких нет». Возвращаясь к вопросу биографии пианиста нельзя не отметить, что многие из поклонников Мацуева часто интересуются, кто же их любимый композитор по национальности. Однако Денис Леонидович такие вопросы обычно пропускает, лишь иногда отмечая: « Моя национальность – это сибиряк».

Личная жизнь Дениса Мацуева

На протяжении достаточно долгого времени личная жизнь Дениса Мацуева интересовала особенно всех его поклонников, поскольку несмотря на солидный возраст, он не спешил вступать в брак. Мацуев отмечал в интервью, что брак для него это:

  1. Доверие;
  2. Любовь;
  3. Уважение;
  4. Готовность прийти на помощь родному человеку двадцать четыре часа в сутки.

Сам же он на тот момент еще не встретил человека, который действительно оказался бы для него второй половинкой, а женитьба для него – это также не просто штамп в паспорте, а самая настоящая ответственность.


Однако спустя некоторое время в средствах массовой информации стало появляться огромное количество сообщений сначала о знакомстве Мацуева с примой-балериной из Большого театра, потом о том, что Денис Мацуев и Екатерина Шипулина расстались, однако осенью прошлого года вопреки всем сплетням у известного композитора и пианиста появился на свет ребенок от Екатерины.

Семья Дениса Мацуева

У Дениса действительно музыкальные родители во всех проявлениях. По всей видимости именно семья Дениса Мацуева в свое время и оказала большое влияние на его будущее. Папа – пианист и композитор, который практически все свое время посвящает написанию музыкального сопровождения для различных театральных постановок в Иркутске. Мама – преподаватель музыки.


С юного возраста родители старались развивать в мальчике как можно больше музыкальных навыков. Денис не только учился в школе искусств, но также и занимался дома, и ходил регулярно в музыкальную школу по классу именно фортепиано. Безусловно при таком раскладе никакого разговора о выборе будущей профессии перед Денисом и не было. С самого детства он был уверен, что станет известным пианистом.

Дети Дениса Мацуева

Совершенно неожиданно в прессе стали обсуждать то, есть ли дети Дениса Мацуева или же их брак с Екатериной не принес им пока наследников. Сначала большинству поклонников вопросы показались странными, однако позже они поняли, что здесь может быть только две причины, по которым поднялась эта тема:

  • у любимого композитора родился ребенок;
  • в семье Дениса Мацуева наступил разлад и пресса ищет причины.

К счастью, верным оказалось первое предположение. В октябре 2016 г в инстаграме Шипулиной появились сообщения следующего характера: «Катя, поздравляем вас», «Катя, вы настоящие молодцы! Здоровья Вам и растите красивыми».


Достаточно быстро в средствах массовой информации появилась тогда и информация о том, что причиной радости всех родственников и друзей семьи Мацуева стало рождение его дочки.

Дочь Дениса Мацуева — Анна

Безусловно, Мацуев – это тот человек, который сделал невероятный вклад в развитие филармонического искусства на территории нашей страны, однако теперь все свободное время для новоиспеченного папы занимает дочь Дениса Мацуева – Анна, которая судя по полученным снимкам, словно две капли воды, похожа на свою маму.


Дочь Дениса Мацуева — Анна фото

Стоит отметить, что Денис крайне не любит, когда в средствах массовой информации затрагивается его личная жизнь, семья и начинается обсуждение близких родственников, однако это обратная сторона медали известности и популярности, так что от этого ему однозначно никуда не деться и придется смириться с тем фактом, что его личность в прессе появляется достаточно часто.

Жена Дениса Мацуева — Шипулина Екатерина

В последние несколько лет жена Дениса Мацува – Шипулина Екатерина и он сам давали для прессы достаточно много различных оснований для появления сплетен. Уже больше десяти лет они находятся в браке, однако несмотря на это, появление информации о том, что у них наконец-то появится первенец буквально взбудоражило общественность. Никаких комментариев Мацуев не давал по этому поводу.

Жена Дениса Мацуева — Шипулина Екатерина фото

Собственно, Денис вообще не часто говорит о своей личной жизни и не любит когда, кто-то за него рассказывает подробности, касающиеся исключительно его семьи. Однажды во время интервью его спросили, был ли он в кого-нибудь влюблен до брака, однако даже на этот казалось бы простой вопрос, композитор ответить не пожелал, лишь слукавив, что его супругой является музыка, а любовницей – невероятный джаз.

Чем популярнее становится личность композитора, тем больше людей не верят в то что хорошие внешние данные были даны ему природой и ищут различные фото Дениса Мацуева до и после пластики, однако конечно ничего правдивого в тех снимках, которые им удается найти – нет.


В действительности Денис Мацуев на самом деле никогда не делал абсолютно никаких пластических операций. В различных интервью он отмечал, что его внешность – это то, за что он будет также вечно благодарен своим родителям, как и за то, что они помогли ему найти свой жизненный путь. Мацуев часто занимается спортом, что дает ему возможность постоянно находиться в отличной форме, и он советует всем своим поклонникам никогда не сидеть на различных диетах.

Инстаграм и Википедия Дениса Мацуева

Многие интересуются тем, какие подробности личной жизни скрывает инстаграм и википедия Дениса Мацуева, однако композитор строго отвечает, что у него абсолютно нет времени на то, чтобы делиться личными моментами из жизни своей семьи.


У него достаточно плотный рабочий график, каждый месяц большое количество перелетов, и если бы он активно вел еще социальные сети, то скорее всего ему пришлось бы в таком случае отказаться от некоторых из проектов, связанных с его творчеством. На такой шаг Денис Мацуев никогда не пойдет, так что пока есть возможность лучше продолжать наблюдать за жизнью любимого пианиста через инстаграм его супруги и не тревожить творческую личность по пустякам.

Прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина рассказала La Personne о премьере «Нуреева» и о творческом поиске.

Начнем с «Нуреева». Мнения о спектакле разделились: кто-то был в восторге, кто-то совсем не понял из-за чего шумиха. Интересно узнать ваше мнение, человека, который находился внутри этой работы.

Меня многие спрашивали о впечатлениях после премьеры, но мне сложно оценивать. Этот спектакль для меня уже как ребенок. Мы все, участники спектакля, с самого первого дня работали над этим балетом, иногда даже не очень адекватно относились к нему. Конечно, мы его полюбили, к концу нравилось уже все в нем.

Мне нравится этот спектакль.

Платье A La Russe Anastasia Romantsova

Вы танцевали монолог «Дива», где должны были рассказать историю двух див: Натальи Макаровой и Аллы Осипенко. Как выстраивали эти роли?

Все шло от Юрия Посохова, который такую правильную хореографию положил на музыку и текст. При постановке он исходил из писем, написанных этими балеринами, в частности, от слов и даже интонаций. Конечно, именно это сыграло большую роль. Думаю, именно хореография затрагивает самые тонкие чувства у зрителя и вызывает сильные эмоции.

На ваш взгляд, почему в наше время нет балетного артиста такого масштаба, как Нуреев?

Думаю, он был таким особенным человеком, своевольным и свободолюбивым. Сейчас артисты, возможно, боятся потерять работу, стабильность, хотя в наше время можно уехать за границу без проблем. Точного ответа не знаю. Он был одним из первых таких бунтарей. Сейчас тоже есть артисты эпатажные, скандальные, но сейчас это все уже неактуально. Прошло то время, когда это было интересно. Сейчас артисты стараются вести себя с достоинством, это и считается профессионализмом.

Когда творческий человек уходит в светскую жизнь – это мешает или нет, как вы думаете?

У Нуреева это было органично, он себя не заставлял. У многих такой образ – это часть имиджа. Я думаю, если это в удовольствие, почему нет?..

Платье A La Russe Anastasia Romantsova; Сапоги Zara

Когда смотришь ваш Instagram, складывается впечатление, что вы очень открытый человек. Но четко видно, что это внешняя сторона жизни. Это такая позиция не открывать личную жизнь напоказ?

Да. Личная жизнь на то и личная, чтобы оставаться за кадром. Когда люди выставляют напоказ свои отношения, свою семью и детей, чаще всего это выглядит неестественно. Есть в этом какая-то показуха.

Костюм и пальто A La Russe Anastasia Romantsova; Бархатные босоножки Prada; Сумка Zara

Вы учились в Пермском училище, но потом перешли в Московскую академию хореографии. Что подтолкнуло вас на этот шаг, амбиции?

На тот момент нет. Это было стечение обстоятельств, поскольку родители, будучи премьерами Пермского театра, были приглашены Брянцевым в Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Конечно, они согласились, и буквально через год нас мама забрала в московское училище. Очень здорово, что у меня был опыт обучения с разными методиками. В Москве я проучилась 4 года. Именно в Московской академии хореографии я почувствовала какие-то лидерские качества в себе, конечно, я хотела только в Большой. А куда еще?

Вы представляли себе, что когда-нибудь станете примой этого театра?

Наверное, нет. Я начинала со второго кордебалета, ходила в придворных, сидела на лавке. В общем, прошла все стадии.

Сложно, когда родители балетные?

С одной стороны, да. Они 24 часа в сутки говорят, что и как нужно делать. Это ты со временем понимаешь, что родители говорят правильные вещи. На самом деле, я очень благодарна им за то, что они не отбили желание к этому искусству.

Костюм и пальто A La Russe Anastasia Romantsova; Сумка Zara

За то время, что вы танцуете в театре сменилось много руководителей…

Это правда!

Платье А L Russe Anastasia Romantsova; Сумка Gucci (собственность Галины Улановой); Сапоги Zara

Какие вы посоветуете действия при смене руководства.

Да, это сложно. Ты вроде уже добился чего-то, а потом приходит другой человек и ты все доказываешь заново. У каждого руководителя свой взгляд, свои вкусы. Артист может быть прекрасен, но может не нравиться руководителю.

И как быть в такой ситуации?

Работать!

Что кроме балета есть в вашей жизни?

В последнее время стало меньше возможности сходить куда-нибудь, встретиться с друзьями, хотя я стараюсь найти время для встреч и драматического театра. Сейчас приоритет – это ребенок. От него даже уходить не хочется, если честно.

Хочется вернуться к нашей фотосессии в музее-квартире Галины Улановой. Мы не просто так вас пригласили именно в эту фотоисторию. Вы сейчас работаете с Надеждой Грачевой, которая была последней ученицей Галины Улановой. Расскажите, часто ли она делится с вами замечаниями Галины Сергеевны на репетициях?

Она очень душевно говорит о Галине Сергеевне. Их многое связывало, Надежда Александровна начинала свой путь в театре с ней и, конечно, Галина Уланова ей очень много дала в творческом плане. Ну и потом, она легенда!

Костюм и пальто A La Russe Anastasia Romantsova

Насчет замечаний, вот сейчас вспомнила, замечание о «Лебеде» Сен-Санса. В этом номере нет четкой системы, есть канва, и у каждой балерины свои руки и позировки. И вот, Надежда Александровна рассказывала, что Уланова в этом номере появлялась, не страдая сразу, как это делают большинство балерин. У нее была такая концепция, что лебедь появляется гордый, красивый, еще не трагичный. Он не умирает сразу.

И напоследок, что бы вы пожелали своим зрителям на Новый Год?

Конечно, крепкого здоровья! Жить и наслаждаться каждой секундой! Вдохновения и исполнения всех мечт! И непременно ходить в театр, наслаждаться, сопереживать и получать удовольствие!

Интервью Алиса Асланова

Фото Дарья Ратушина

Дизайнер A La Russe Anastasia Romantsova

Продюсер Екатерина Борновицкая

Стилист Ксения Воробьева

MUAH Алена Соболева

Благодарим Музей-квартиру Галины Улановой и Бахрушинский музей за содействие в организации съемки.

В «Спартаке» вы исполняете предводительницу куртизанок Эгину. Мужчины после спектакля откровенничали: «Шипулина ТАК танцует сцену соблазнения воинов! Хочется выбежать на сцену и немедленно заняться с нею сексом».

- Григорович ставил балет таким образом, что зрители сами должны обо всём догадаться. Это ведь не стриптиз-клуб - здесь нельзя допустить пошлости, вульгарности, балерина не должна переходить дозволенную грань. Раз мужчины так отзывались о моей Эгине, значит, мысль хорео-графа я до публики донесла. (Улыбается.)

- Хореограф Фокин говорил: «речь» тела балерины должна быть наполнена смыслом. А если вариация маленькая, попробуй-ка успеть «сказать»!

- В маленькую вариацию действительно нужно вложить много души, сил. К примеру, балет «Пахита». У каждой балерины - только минута-полторы, чтобы показать, на что она способна. А большие роли - отдельный разговор. В период подготовки ходишь как зомбированная, всё время продумываешь образ, движения, чтобы на сцене это были не пустые жесты… Даже взмах ресниц балерины неслучаен.

- Ваша мама, заслуженная артистка России Людмила Шипулина, была ведущей балериной. Сейчас она известный педагог…

- Иногда мне кажется, что моя мама больше мама её ученицам, чем мне. Говорит: «У моих девочек премьера, мне надо купить подарочки». - «Мама, кто твоя дочь?!» Со мной она бывает чаще учительницей. Строгая, волевая, никаких компромиссов. Самая ужасная критика исходит именно от мамы. Она говорит: если всегда хвалить, никакого прогресса не будет.

- Сейчас балерины практически делают вертикальный шпагат. Майя Плисецкая писала в своей книге, что в её время это считалось пошлым.

- Эстетика балета тогда была совсем другой. Педагог, балерина Большого Марина Семёнова ненавидела, когда кто-то из её учениц высоко поднимал ногу. Подходила и била по лодыжке. Тогда не крутили столько пируэтов, как сейчас, не так высоко прыгали. Мне кажется, этот прогресс связан с определёнными артистами. У кого-то от природы невероятный шаг. Такой артистке начали подражать. А потом уже пошло - кто выше, кто дальше, кто быстрее.

- Слышала от балерин: они не помнят дня, чтобы не болело тело...

- Балетные говорят: если у тебя что-то болит, значит, всё нормально, ты жив и надо идти работать. У меня был момент, когда безумно болело бедро. Чтобы с утра встать с кровати, я перекладывала ногу руками. Не могла ею пошевелить, сильно хромала. Кто меня видел, был в шоке: «Катя, ты что, пойдёшь работать в таком состоянии?» - «Да, сейчас выпью таблетку, расхожусь и к вечеру буду танцевать». Меня недавно проверяли профессора. Выяснилось, что в моих коленках рефлексов нет. Они бьют молоточком, а нога не дёргается. (Смеётся.) Есть современные балеты, где со всего размаху на коленку падаешь. Но, когда в раж входишь, не замечаешь боли. У многих из нас так называемый «привычный вывих». Подворачиваешь ногу, побрызгаешь лекарством, проглотишь таблетку - и вперёд.

Когда я только пришла в театр, была как пионерка. Температура 38°, а я иду танцевать. Оглядываюсь назад и понимаю: сейчас в таком состоянии я бы ни за что не вышла на сцену. А раньше был страх: что подумают, вдруг не поверят? Наверное, только с возрастом начинаешь беречь здоровье.

«Могу есть 24 часа в сутки»

- Я по себе знаю: если натрёшь ногу, настроение испорчено. А для балерины сценическая обувь - отдельная тема…

- Я сейчас танцую в американских туфлях. Они из пластмассы. Их можно стирать в стиральной машине. И по 3 месяца танцевать в одной паре.

- Спортсмены держат строгий режим - в питании, в распорядке дня. Что нельзя балерине?

- Не пойду с парашютом прыгать, если вечером спектакль. А вообще я эстремальный человек. Катаюсь и на водных лыжах, на коньках. У меня в багажнике - теннисные ракетки, футбольный мяч, коньки, кроссовки для фитнес-клуба, купальник для бассейна. Что касается еды, то мне повезло: пошла конституцией в маму. Могу есть 24 часа в сутки, и с весом всё нормально.

- Слышала, вы влюблены...

- Я уверена, что чувство влюблённости очень помогает. Когда человек любит, у него горят глаза, он с позитивным настроем идёт на работу, у него всё лучше получается.

Сейчас многие балерины спокойно рожают детей, а потом снова выходят на работу. Я с ребёнком тоже затягивать не собираюсь…

Досье

Екатерина Шипулина родилась в 1979 г. в Перми в балетной семье. Вместе с сестрой-близнецом Анной училась в Пермском государственном хореографическом училище. С отличием окончила Московскую государственную академию хореографии. Ведущая солистка Большого театра.

Екатерина Шипулина родилась 14 ноября 1979 года в городе Пермь. Выросла в семье артистов балета. Мать, Людмила Валентиновна Шипулина, выступала в Пермском театре имени П.И. Чайковского. Будущая балерина воспитывалась в строгости и бескомпромиссности.

С 1989 по 1994 года училась в Пермском государственном хореографическом училище, в 1994 году перевелась в Московской государственной академии хореографии. Выпускалась по классу педагога Людмилы Сергеевны Литавкиной.

В 1998 году Шипулину приняли в балетную труппу Государственного академического Большого театра. В театре сначала занималась под руководством педагогов-репетиторов М. Кондратьевой и Т. Голиковой, затем перешла к Надежде Грачевой.

В 2001 и 2003 годах участвовала в Международном фестивале классического балета имени Р. Нуреева, проходящем в городе Казань, Республика Татарстан. Танцевала Повелительницу дриад в балете «Дон Кихот».

Екатерина Шипулина в 2012 году, в рамках XII фестиваля классического балета имени А. Шелест исполнила партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» с труппой Самарского академического театра оперы и балета. Через два года исполнила заглавную партию в балете «Анна Каренина» на музыку П. Чайковского в постановке Б. Эйфмана с Санкт-Петербургским государственным академическим театром балета Бориса Эйфмана.

Репертуар балерины в Большом театре включает партии Ундины «Герой нашего времени» И. Демуцкого, Главной пары в балете «Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Б. Бриттена, Манон Леско в «Даме с камелиями» на музыку Ф. Шопена, Маркиза Сампьетри в «Марко Спада» на музыку Д. Обера, Флер де Лис в «Эсмеральде» Ц. Пуни и многие другие.

Репертуар Екатерины Шипулиной

1998
Гран-па, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Вальс - Апофеоз, «Щелкунчик», хореография Ю. Григоровича
1999
Подруга Жизели, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж.-Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева
Кобылица, «Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке Н. Андросова
Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
Царица бала, «Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского
Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева
Царь-девица, «Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке Н. Андросова
2000
Две пары, III часть «Симфонии до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
Жена Наследника, «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана
Фея Золота, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Река Конго и Жена рыбака, «Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта
Фея Сирени, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2-я вариация в картине «Грёзы Раймонды», «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2-я вариация в картине «Тени», «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2001
Мирта, «Жизель» - балеты в редакциях Ю. Григоровича и В. Васильева
Польская невеста, Три лебедя, «Лебединое озеро» П. Чайковского во 2-й редакции Ю. Григоровича
Гамзатти, «Баядерка», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2002
Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» П. Чайковского во 2-й редакции Ю. Григоровича
2003
Классическая танцовщица, «Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского
Генриетта, «Раймонда», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
Эсмеральда, «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети
Седьмой вальс и Прелюд, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
2004
Китри, «Дон Кихот»
Па-де-де, «Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина
Солистка IV части, «Симфония до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
Ведущая солистка, «Магриттомания»
Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
2005
Гермия, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мадельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера
Действие, «Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина
Солистка, «Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского
2006
Золушка, «Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов
2007
Солистка, «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп
Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
Гюльнара, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
Солистка, «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера
2008
Солистка, Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона
Солистка I части, «Симфонии до мажор»)
Жанна и Мирей де Пуатье, «Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена
Вариация, Гран-па из балета «Пахита», хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки
2009
Медора, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки (дебютировала на гастролях театра в США)
2010
Солистка, «Рубины» на музыку И. Стравинского, II часть балета «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина
Солистка, «Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
2011
Флёр де Лис, «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева
Флорина, «Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского
Солистка, Chroma Дж. Тэлбота и Дж. Уайта, хореография У. Макгрегор
2012
Солистка, «Изумруды» на музыку Г. Форе, I часть балета «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина
Солистка, Dream of Dream на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло
2013
Жизель, «Жизель» А. Адана в редакции Ю. Григоровича
Маркиза Сампьетри «Марко Спада» на музыку Д. Обера, хореография П. Лакотта по сценарию Ж. Мазилье
2014
Манон Леско, «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера
2015
Ундина, «Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Тамань», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников
2016
Главная пара, «Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Б. Бриттена, хореография Х. ван Манена

Награды Екатерины Шипулиной

1999 - II премия и серебряная медаль Международного конкурса артистов балета в Люксембурге.
2001 - II премия и серебряная медаль IX Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве.
2002 - молодёжная поощрительная премия «Триумф».
2004 - «Душа танца», премия журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда».
2005 - победитель конкурса «Золотая лира» в номинации «Женское лицо года. Творческая элита Москвы».
2009 - Заслуженная артистка Российской Федерации
2014 - премия Олега Янковского «Творческое открытие» (учреждена оргкомитетом фестиваля «Черешневый лес»)

11.11.2018

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры