Экранизации. Универсальный дополнительный практический толковый словарь И

Главная / Бывшие

Пронзительный взгляд, зловещий смех и красный плащ – классические атрибуты Мефистофеля. Демон, который точно знает, за какие блага человек продал бы душу, странствует по свету много веков. Принимая разные образы, мгновенно перевоплощаясь в тех, кому мы доверяем, зло делает очередной хитрый ход. Чтобы спасти бессмертную душу, важно вовремя заметить хитрую усмешку адского приспешника.

История создания

Демонология содержит много упоминаний о существах, подобных Мефистофелю. Рассказы о падших ангелах, стремящихся отомстить человеческому роду, встречаются у Джона Мильтона, и других. Легенды о демоне, заключавшем сделки в обмен на душу человека, рассказывались народами Европы задолго до изобретения письменности. Однако полноценный образ демона представлен только в драме «Фауст».

Но первым упоминанием Мефистофеля в классической литературе стало творение «Виндзорские насмешницы» (1609 год). Имя духа звучит там вскользь и не заостряет на себе внимания.

В 1808 году из-под печатного станка вышла трагедия «Фауст». создавал произведение в течение 60 лет, поэтому антипод – злой дух Мефистофель – получился реалистичным и вобрал в себя большинство известных фактов и афоризмов о дьявольском помощнике.


Перо Гете в музее Пушкина

Позже к образу Мефистофеля обратился . С творением русского писателя ознакомился сам Гете. Чтобы отблагодарить поэта, немец отправил Пушкину перо, которым пользовался для написания «Фауста».

Не утихают споры вокруг образа злого демона и его значения в литературе и философии. Историк религии Мирча Элиаде в книге «Мефистофель и андрогин» подробно разбирает влияние демона на жизнь человека:

«Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению - Жизни. Вместо движения, вместо Жизни он стремится навязать покой, неподвижность, смерть».

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.


Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

«Из духов отрицанья ты всех менее бывал мне в тягость».

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.


Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

«Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет».

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

«Цивилизация велит идти вперед;
Теперь прогресс с собой и черта двинул.
Про духа северного позабыл народ,
И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул».

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.


Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

«Посмотрим. Вот моя рука,
И скоро будем мы в расчете.
Вы торжество мое поймете,
Когда он, ползая в помете,
Жрать будет прах от башмака».

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.


Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

«Кто склонит слух свой к жалобе законной,
Отдаст мне право, купленное мной?
Как ты, старик, ты, опытом прожженный,
Ты проведен! Ты сам тому виной!»

Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».


Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.


В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась .


Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.


В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

  • Загадочный образ часто эксплуатируется в компьютерных играх, живописи и скульптуре. Дух отрицания часто ставится героем оперных остановок. В мире насчитывается около 8 музыкальных произведений, где поднимается тема Мефистофеля.
  • Имя Мефистофеля не упоминается в Библии. По мнению ученых, название персонажа состоит из двух слов и переводится как «распространяющий скверну».

  • Скульптура существа была установлена на доме Лишневского (улица Лахтинская в Санкт-Петербурге). В 2015 году памятник сбили кувалдой. Существует теория, что виновники варварства – организация «Казаки Петербурга».
  • Мефистофель – частый гость голливудских фильмов. , сыгравший восставшего вампира, упоминает демона в кинокартине «Мрачные тени».

Цитаты

«Я рад бы к черту провалиться, когда бы сам я не был черт!»
«Что было прежде, то и тут: весь мир, любя лишь игры и забавы, в конце концов - один огромный шут».
«Ад менее жесток, чем люди!»
«В угожденье богу злата край на край встает войной, и людская кровь рекой по клинку течет булата. Люди гибнут за металл, Сатана там правит бал».

Вызванный на землю известным доктором Фаустом, демон Мефистофель ответил строчкой из «Ключа Соломона»: «Зачем я вызван? Какое твое приказание?» («К чему шуметь? Я здесь к услуге вашей» - Гете, «Фауст»). Фауст не желал многого. Ученый, увлекающийся черной магией, он жаждал волшебной силы и знаний, превышающих все то, что можно было найти в книгах, прочитанных им. (Даже в книгах по черной магии.) Будучи доктором богословия и медицины, Фауст хотел выведать нераскрытые секреты природы и найти ответы на те вопросы, которых не касались ни вера, ни философия. К тому же, он штудировал книги по оккультизму на арабском, греческом и халдейском языках.

Этими книгами в то время увлекались многие священнослужители. Когда Фауст усвоил то, чему учили эти книги, он отправился однажды вечером в лес. Там, между девятью и десятью часами, он остановился в пустынном месте, где сходились четыре дороги. Нарисовал на земле три магических круга: внутренний - для себя, внешний - для демона, который ответит на его вызов. Сначала его заклинания подействовали на низших демонов, которые, облепив периметр магического круга, пытались, что-то непрерывно бормоча, запугать Фауста, чтобы он отказался от своего эксперимента. Но это не остановило ученого. В награду за упорство ему явился демон, согласившийся исполнить одно желание.

Мефистофель, чье имя пришло от греческого и означало «тот, кто не любит свет», был меланхоличный, но умный демон. Между ними было заключено соглашение: в течение двадцати четырех лет Мефистофель должен служить Фаусту и исполнять любые его желания. По истечении этого срока Фаусту придется полностью - душой и телом - отдаться во власть дьявола. Фауст подписал этот контракт своей кровью. Так Мефистофель стал служить ему. Доктор, проживший всю жизнь в бедности, вдруг неслыханно разбогател. Его поношенную одежду сменили шелк и бархат, дом наполнился редкими и дорогими вещами, стол ломился от великолепных кушаний и вин. Для плотских утех Фауст получил семерых прекрасных демониц. Жажда знаний наконец-то была полностью удовлетворена. В мгновение ока демон переносил его в любую точку мира, даже в Ад и Рай. Все двери для Фауста были открыты, секретов для него не было. Рассказы Фауста об увиденном еще долгие века передавались из поколения в поколение. Так однажды он вызвал тень Елены Прекрасной. Это событие навеки запечатлено Кристофером Марлоу в книге «Трагическая история доктора Фауста» («The Tragical History of Dr. Faustus») в строках: «Был ли это тот самый человек, опустивший на воду тысячи кораблей и испепеливший высочайшие башни Илиума?» В другой раз Фауст заставил явиться на землю призрак Александра Великого.

Для принцев и их придворных он устраивал обильные пиры, где яства подавали на золотой посуде. Строил Фауст великолепные замки с башнями и огромными воротами, которые впоследствии погибли в огне. Как-то раз в бою он, окруженный отрядом вражеских всадников, вызвал собственную конницу и моментально разоружил неприятеля. Однако неумолимо приближался срок развязки. В последний вечер Фауст созвал в свой дом множество гостей и устроил прощальный пир. И только в этот вечер он раскрыл приглашенным секрет своих удивительных способностей. А в полночь, запершись в комнате, стал ожидать бывшего слугу, который вскоре должен был превратиться в хозяина.

На улице поднялась страшная гроза, дождь хлестал по крышам, а окна стонали от ветра. Когда часы пробили двенадцать раз, гости услышали наверху, в комнате Фауста, страшный шум и звуки яростной борьбы. Но никто из приглашенных не осмелился подняться наверх. На следующее утро тело Фауста, изувеченное и окровавленное, было найдено на некотором расстоянии от дома. Оно было распростерто на земле, а душа, согласно сделке, отныне принадлежала Мефистофелю.

сразу же вспомнился Мефисто "Синий экзорцист"

Что такое "Мефистофель"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мефистофель МЕФИСТОФЕЛЬ (нем. Mephistopheles) - центральный персонаж трагедии И.-В.Гете «Фауст» (часть первая - 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии на ярмарках. В «Прологе на небесах» Бог аттестует М. как «плута и весельчака»: «Из духов отрицанья ты всех мене бывал мне в тягость». Сущность М. проявляется в отношении к людям, он не верит в их божественное подобие, считая, что человек слаб и испорчен, без вмешательства дьявольских сил творит зло и даже лучшие из людей подвержены порче. Поэтому М. соглашается на эксперимент с Фаустом, лучшим из людей, и не боится проиграть спор с Богом: «Посмотрим. Вот моя рука, и скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, когда он, ползая в помете, жрать будет прах от башмака». Встретившись с Фаустом, М. заключает с ним договор, соблазняя его благами жизни и безграничными возможностями. Гетевский дьявол - философ и интеллектуал, он знает людей, их слабости, его язвительные замечания в адрес человеческого рода говорят о его проницательности. Этому персонажу автор трагедии доверил многие свои мысли, хотя Гете, разумеется, нельзя отождествлять ни с Фаустом, ни с М. В истории Фауста и Маргариты М. играет зловещую роль, доводит девушку до гибели. Во второй части фигура М. менее заметна. В одном из эпизодов он выступает в облике уродливой Форкиады, в сцене с Еленой Прекрасной вообще отсутствует, ибо, по его собственным словам, «не вхож в языческий мир». В финале трагедии, когда Фауст обрел цель в жизни, М. опять чинит препятствия: устраивает пиратские вылазки на море, поджигает дом стариков Филемона и Бавкиды. М. уверен, что Фауст, признавший, что дожил до «прекрасного мгновения», в его руках. Однако душу Фауста ангелы уносят на небо, а М. признается, что проиграл: «Прожженный старый черт с такой закалкой сыграл к концу такого дурака!» Образ М. в исследованиях, посвященных трагедии, часто оценивался как второе «я» Фауста, как телесное воплощение его подсознания. На немецкой сцене образ М. всегда удавался актерам лучше, чем образ Фауста: протагонисты немецкой сцены на протяжении двух веков всегда исполняют роль М. Так повелось, начиная с актера-романтика Людвига Девриента (1827), традицию которого продолжил выдающийся немецкий актер Карл Зейдельман (1837). Лучшим М. в истории мирового театра стал Густав Грюндгенс, создавший образ дьявола-аристократа вселенского масштаба (1933). Лит.: Манн К. Мефистофель. М., 1970; Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986; Макарова Г.В. От Гамлета до Мефистофеля //На грани тысячелетий. М., 1995. Г.В.Макарова Образ гетевского М. был воплощен в музыкальной драматургии - в оратории Г.Берлиоза «Осуждение Фауста» (1846), операх Ш.Гуно»Фауст» (1853) и А.Бойто «Мефистофель» (1868). В драматической легенде Берлиоза сюжет Гете переосмыслен в духе романтических воззрений: М. получает власть над душой Фауста и ввергает его в преисподнюю. Благодаря гениальному эксперименту (слиянию элементов программной симфонии и оперно-ораториаль-ного жанра) образ М. очерчен размашисто, чрезвычайно смелыми интонационно-гармоническими красками и приемами звукописи, которые пробуждают воображение и достигают театрального эффекта без использования сцены как таковой. Образ М. в своей симфо-Ъической «наглядности» наименее материален, неуловим, призрачен. В «мраморно-статуарной» опере Гуно - лирической драме о Фаусте и Маргарите - отсутствует многогранность гетевского М. - воплощения воинствующего критицизма породившей его эпохи. М. - антитеза лирическим героям, типичное для романтических опер олицетворение сверхъестественных сил, дьявол «наивной и благоуханной» народной фантазии. Основное содержание М. - софистика, менторство, сочетание галантности и злой иронии, сарказма и скептической пародии на искренние порывы юных душ. Предусмотрительный и изворотливый, «вполне человек», М. творит зло будто по обязанности. И только Ф.И.Шаляпин, после многолетней работы над этим образом, выводит М. из-под власти музыки «засахаренного» Гуно, напоминая о его пугающем предназначении. М., вызванный воображением Бойто, по философскому содержанию наиболее близок к замыслу Гете. Во владение М., «блаженному детищу Хаоса», отданы земля и небо. М. - стихия, повелитель страстей, по собственной прихоти взявшийся служить человеку; не частица силы, но сама сила, которая, «стремясь ко злу, творит одно добро». Партия М. таит широкий диапазон перевоплощений: от монаха, скользящего серой тенью, до мрачно-величественного, вечного, как мироздание, владыки тьмы. Впервые всевластный инфернальный дух, «рафинированное зло» нашел конгениальное воплощение в искусстве Ф.И.Шаляпина, о котором композитор сказал: «Я никогда не думал, что так можно исполнять моего Мефистофеля». И.И.Силантьева

Мефистофель - (Mephistopheles, Mephisto) - взятое из народных сказаний название дьявола или злого, всеотрицающего... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мефистофель - (Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistophilus, возможно, греческого происхождения - «ненавидящий...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова мефистофель

мефистофель в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мефистофель

    Дьявол, выступающий в образе злого духа (в художественной литературе и в фольклоре народов Европы).

    Употр. как символ отрицания нравственных устоев и доброго начала в человеке.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мефистофель

МЕФИСТОФЕЛЬ (Мефисто) (нем. Mephistopheles) дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы; литературный персонаж немецкой народной книги "Повесть о докторе Фаусте..." (опубликована 1587), философской драмы "Фауст" И. В. Гете и др. произведений; спутник и искуситель Фауста, предлагающий ему власть, знания, земные блага в обмен на душу.

Мефистофель

(Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistophilus, возможно, греческого происхождения ≈ «ненавидящий свет», от me ≈ не, phos ≈ свет и phílos ≈ любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения ≈ от мефиц ≈ разрушитель и тофель ≈ лжец), наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном ≈ духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда ≈ его бунт против бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. В философской трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы немецкой народной легенды, М. ≈ искуситель и антагонист Фауста. К образу М. обращался А. С. Пушкин. М. ≈ чёрт у Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус») ≈ воплощение морального нигилизма. М. ≈ Воланд и его свита М. Булгакова («Мастер и Маргарита») ≈ гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки. Образ М. вдохновлял художников (Э. Делакруа, М. Врубель), композиторов (Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн).

Лит.: Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский, М.≈Л., 1958; Лакшин В., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, ╧ 6; Milner М., Le diable dans la littérature française, t. 1≈2, P., 1960; Kretzenbacher L., Teufelsbündner und Faustgestalten im Abendlande, Klagenfurt, 1968.

М. А. Гольдман.

Википедия

Мефистофель

Мефистофель - дьявол , образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. В 1587 году становится известен как литературный персонаж немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте …», приобретает широкую известность благодаря философской драме « Фауст » И. В. Гёте (часть первая - 1806, вторая - 1831).

Прилагательные «мефистофелевский» и «мефистофельский» означают - язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».

Мефистофель (значения)

Мефистофель , Мефисто :

  • Мефистофель (Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistophilus, Mephistos ) - один из духов зла.
  • «Мефистофель» - опера Арриго Бойто.
  • Мефистофель - золотой самородок, находящийся в Алмазном фонде России.
  • «Мефисто» - драма, экранизация романа Клауса Манна «Мефисто: история одной карьеры» (1936), Венгрия - ФРГ, 1981 год. Режиссёр - Иштван Сабо.
  • «Мефисто» - серия шахматных микрокомпьютеров, в конце 1980 - начале 1990 годов выигрывавших первенства мира среди микрокомпьютеров.
  • Мефисто (Mephisto ) - персонаж комиксов Marvel.

Мефистофель (самородок)

Мефисто́фель - название золотого самородка весом 20,25 граммов, проба 901,2.

Самородок хранится в Алмазном фонде России, уникален в художественном плане и является самым приметным экспонатом из-за поразительного сходства очертания самородка с профилем Мефистофеля. По результатам проведённой экспертизы было установлено, что самородок не был искусственно обработан.

Данный самородок является самым маленьким по массе из всех находящихся в хранилище Алмазного фонда.

Примеры употребления слова мефистофель в литературе.

Театрально наклонив свой лик провинциального Мефистофеля , Бабурин переждал овацию и радостные крики народных избранников, а затем приступил к прочтению второго документа, который был не менее жестким, чем первый.

Ответьте же мне, доктор Фауст,- послышался звучный голос Мефистофеля ,- не благоугодно ли будет вам выслушать мое заявление?

Во всем, что мы наблюдаем, виноват не только Фауст, но и сам Мефистофель , -- иносказательно, но вполне доходчиво говорил Мельников о графе Клейнмихеле и самом императоре.

Сбоку взглянув на Сергея, Косов, мрачно-замкнутый, медленно вынул из кармана брюк трубочку с вырезанной головой Мефистофеля , с железной крышечкой, сосредоточенно начал набивать ее табаком.

Навстречу Михайлову приподнялись длинный, с лицом презрительного Мефистофеля , корнет Краузе, штаб-ротмистр Тренев - бледный усатый офицер, какой-то купеческий сынок и незнакомый мрачный господин с всклокоченными волосами и дикими, почти ненормальными глазами.

Мефистофель Прекрасно, но о том не надо так крушиться: Коль скоро недочёт в понятиях случится, Их можно словом заменить.

В городе в ночную пору Мефистофель объявляет Фаусту, что с наступлением полночи истекает срок их договора.

Форкиада на просцениуме исполински выпрямляется, сходит с котурнов, снимает маску и покрывало и оказывается Мефистофелем , готовым, в случае надобности, объяснить пьесу в эпилоге.

Эльстира до его виллы, и вдруг, - так Мефистофель возникает перед Фаустом, - появились в конце улицы, точно простая ирреальная, дьявольская объективация темперамента, противоположного моему, объективация полуварварской жестокой жизнеспособности, которой совершенно была лишена моя слабость, моя повышенная, болезненная чувствительность, моя склонность к рефлексии, пятна той разновидности, которую нельзя ни с чем спутать, спорады животно-растительной стайки девушек, как будто не замечавших меня и в то же время, вне всякого сомнения, говоривших обо мне с насмешкой.

Мефистофель говорит ему, что адские муки так ужасны, что черти взошли бы на небо по ступенькам из ножей, если бы у них оставалась еще надежда.

И теперь этот пустозвон и выскочка Мефистофель с таким гордым и важным видом появился на Всемирном Шабаше со своим лже-Фаустом, словно уже получил в свои лапы неограниченную власть над обоими Мирами.

Туда полетят они - Фауст, Мефистофель , Гомункул - разыскивать легендарную Елену.

Мефистофель доставляет сюда бесчувственного Фауста в момент, когда Вагнер по таинственным рецептам мастерит Гомункула, который вскоре укажет Фаусту путь к Фарсальским полям.

Его горбоносый профиль принял насмешливое выражение, как у Мефистофеля , которому подсовывают поддельную индульгенцию.

Господь и архангелы, Мефистофель и прочая нечисть - не более как носители извечно борющихся природных и социальных сил.

Человека всегда влекло неведомое, а еще он хотел всегда осуществить свои желания, даже те, которые не укладываются в голове. Вот для таких целей ему нужна была поддержка высших сил, добрых или злых - не важно. Главное - это добиться своего. Такой была сделка Фауста с Мефистофелем.

Немного о докторе Фаусте

Если спросить у любого человека, кто сделку с Мефистофелем заключил, то в ответ можно услышать одно имя - Фауст, во многом благодаря поэме Гете, которую изучали все по школьной программе. Но на самом деле произведение немецкий классик писал на основе реальных фактов, то есть у его персонажа был настоящий прототип.

Иоханнес Фауст был колдуном и алхимиком, врачом и теологом, астрономом и всесторонним ученым. Родился он в Швабии, где и учился. В конце концов он добрался и до черной магии. Каким-то образом в его руки попала Седьмая книга Моисея. Доктор долго изучал эту черную Библию и решил все же попробовать повелевать темными силами. Наконец он совершил ритуал, Фауст и Мефистофель подписали сделку.

Спустя годы доктор будет раскаиваться, но соглашение с темными силами, подписанное кровью, расторгнуть нельзя. Чем ближе была расплата, тем хуже становилось у Фауста на душе.

Легенда о маге в искусстве

Итак, кто сделку с Мефистофелем заключил, мы уже знаем. Легенда была широко распространена в Европе в шестнадцатом веке. Ее часто ставили в кукольных театрах, англичанин Кристофер Марло создал свою версию драмы - «Трагическая история доктора Фауста». После написания Гете драмы «Фауст» сюжет попал в Россию, где его позаимствовал Пушкин. Шарлем Гуно в девятнадцатом веке была создана опера «Фауст». Почему деятели искусства обращались к проблеме знаменитого алхимика? Наверное, потому, что Фауст и Мефистофель заключали соглашение, над которым думали многие. Борьба добра и зла, взаимоотношение человека и природы, противоборство в душе - это всегда актуальная тема. Но за любые блага со временем придется платить. Пусть это время очень далеко, но оно настанет рано или поздно. И стоит ли плата тех мнимых удовольствий, решать нужно каждому самостоятельно.

Таинственный ритуал

Как прошла сделка с Мефистофелем? Легенда гласит, что Фауст совершил ритуал, описанный в книге магии. Доктор начертил в кабинете большой круг, пользуясь мелом и циркулем. В нем он нарисовал еще два круга поменьше, пространство которых заполнил ритуальными знаками. В полночь Фауст встал в центр и произнес заклинание. Внезапно появилось существо, напоминавшее обезьяну, которое доложило, что прибыло, чтобы служить ему. Но алхимик прогнал его и произнес другое заклятие. Тогда появилось другое существо, которое напоминало барана. Но и этого слугу Иоханнес прогнал, а сам продолжил читать заклятие. После третьего заклинания в кабинет вошел хромой человек, представившийся Мефистофелем.

Дьявол рассказал, что может дать Фаусту: путешествия в пространстве и времени, деньги, успех, любовь женщин, тайные знания. Это понравилось доктору, но сначала он спросил о плате за это удовольствие. Мефистофель хотел одного - подпись на пергаменте, которая предусматривала, что Фауст отдает ему свою душу. После определенного срока (24 года), во время которого Мефистофель будет беспрекословно служить человеку, душа доктора попадает в ад. Немного поколебавшись, Фауст согласился и подписал договор своей кровью. Сделка состоялась!

Характеристика Фауста

Сегодня известно о смерти доктора Фауста, того, кто сделку с Мефистофелем заключил. Профессор Виттенбергского университета однажды рассказал своим ученикам, что близится его смертный час. Он поведал им, что 24 года тому назад отдал свою душу дьяволу и теперь настал час расплаты. Студенты сочли Иоганна Фауста заболевшим, поэтому поспешили покинуть аудиторию. Но ночью крики «Убивают! Убивают!» заставили их вновь прибежать сюда. Они нашли бездыханное и обезображенное тело учителя в комнате, забрызганной кровью. Жил профессор примерно в 1480—1540 годах. Сначала он упорно занимался теологией, а потом бросил ее и начал изучать магию, нередко прорицал.

Гете рисует Фауста как человека высоких духовных стремлений, умного, деятельного, эрудированного. Он хочет служить людям, помочь им осуществить свои мечты, достичь гармонии. У него есть успешная врачебная практика, и он готов исцелять не только тела своих пациентов, но и их души. И подписывая договор кровью, он думает не только о себе, а обо всех людях на планете. Характеристика Фауста говорит о том, что он является человеком страстным и эмоциональным: он мгновенно увлекается красавицей Маргаритой.

Образ Мефистофеля

Характеристика Фауста и Мефистофеля помогает поглубже заглянуть в порядок вещей, разобраться в проблеме, которая имеет место. Дьявол - это неверие и отрицание всего хорошего. Но надо отдать ему должное: спутник Фауста - здравомыслящий, весьма рассудительный, умный, галантный. Внешне он выглядит так, как обычный человек. Но именно поведением он себя выдает. Мефистофель считает человека и его жизнь ограниченной, ничтожной. Он имеет на всякий случай циничное объяснение. Это и есть зло в понимании Гете, именно это он хотел донести до людей в своем произведении.

Другие действующие лица в поэме Гете

Итак, кто сделку с Мефистофелем заключил, мы знаем, нам известно также, какими были главные герои произведения Гете «Фауст». Но помимо них есть и другие герои: Маргарита, Господь Бог, Марта.

Господь Бог - это олицетворение света и добра, бесконечной любви, благодати. В прологе к поэме он спорит с чертом, утверждая, что человек посрамит сатану. Бог верит, что его творение выберет добро, истину, а не обманчивую благодать, обещанную дьяволом.

Маргарита - яркий и трогательный образ. Возлюбленная Фауста действительно хорошая: она целомудренная, стеснительная, честная, верит в Бога. Она много и тяжело работает и могла бы стать замечательной женой и матерью. Но она чувствует дьявольскую сущность и боится Мефистофеля. Фауст хоть и понимает, что погубит девушку, не может противиться желанию. Как результат - семья опозоренной Маргариты разрушается, гибнет брат от руки доктора, а сама она сходит с ума и топит ребенка. Но ожидая казни, она отказывается от помощи со стороны Фауста, которого очень любит, и просит Бога о спасении. Ее душа отправится в рай.

Чистая и добрая Маргарита - прямая противоположность Марте, которая в отношениях с Мефистофелем руководствуется рассудительностью и лицемерием.

«Фауст» и его философия

Поэма Гете написана по мотивам средневековой легенды о сделке человека и дьявола. Однако великий поэт внес в нее свое видение извечной проблемы - отношения добра и зла, морали и денег, необузданности в желаниях и умеренности, света и тьмы. Это сложное произведение, над которым он трудился более шестидесяти лет.

Несмотря на то что Мефистофель является отрицательным персонажем, он - именно то, без чего не может существовать жизнь. Без скептицизма, отхода от нравственных обычаев, от установленных правил невозможен прогресс как таковой. Это как раз тот случай, когда зло оказывается добром на самом деле. Фауст же - человек, тем, что имеет. Жаждет большего и, в конце концов, его получает. И пусть цена за это слишком высока, он сам понимает, что погубил себя и многих других, но цель достигнута: жизнь общества развивается. Доктор Фауст показывает, как в одном человеке уживаются противоречия, утверждая которым верил Гете.

Вместо послесловия

Действительно бессмертен, как Гамлет Шекспира. Он помогает взглянуть на сущность жизни, переоценить свои ценности, ведь достигнув всего, доктор остается неудовлетворенным. Но запоздалое раскаяние ничего не меняет: за все надо платить.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры