Этапы создания интеллектуальной карты. Интеллект-карты

Главная / Бывшие

«Ментальная карта… Опять эзотерика?» - подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно.
Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.

Что такое интеллект-карты
После первой встречи с картами прошло несколько месяцев. Я планировала свое время: звенел таймер Pomodoro, работала матрица Эйзенхауэра, календарь пополнялся делами и раскрашивался в разные цвета. Но было ощущение, что есть еще какой-то классный метод, только вспомнить его не могу.

И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.

Интеллект-карты и я
Эти штуковины эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью карт мои коллеги составляют семантические ядра, проектируют карту сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю.

Где можно пользоваться картами

1. Работа с информацией (презентации, выступления)

Что делаю я
С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.

Что делать вам
Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.

2. Обучение и запоминание

Что делаю я
То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.

Что делать вам
Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы.
Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.

3. Мозговой штурм.

Что делаю я
Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.

Что делать вам
Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.

4. Принятие решений.

Что делаю я
Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка).
Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.

Что делать вам
Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.

5. Планирование.

Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.

Что делаю я
Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress .
И тут вылез жирный такой недостаток карт - их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.

Что делать вам
В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.

Почему выигрышна именно такая форма
Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Неважно, планируете ли вы юбилей или организовываете командную работу над проектом, все основные данные можно уместить на одном большом листе.

Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.

Плюсы и минусы интеллект-карт
О недостатках я уже писала – нет взаимосвязанности со сроками.

А теперь о достоинствах.

Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты.
Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки.
Удобно помечать уже пройденные пути.
Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.

Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.

Как строить карты
Принципы рисования карт

В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.

12 советов по рисованию карт

1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.

Сервисы для интеллект-карт
Если вы не любите рисовать от руки (и очень зря!), то выбирайте платные или бесплатные программы для рисования карт на компьютере. Они отличаются дизайном, способами экспорта изображений, возможностью подключать To-do List, совместимостью с платформами.
Я пользуюсь онлайн-сервисом MindMeister. Он совмещается с Meistertask (планировщиком). Плюс можно подключать платные PRO-пакеты. Данные хранятся на облаке, поэтому я могу с любого ноута подгружать карты. Яркий, много возможностей для творчества, интуитивно понятный в управлении. Шаблоноы есть, не знаю, кому как, мне пока хватает.

Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты - это инструмент действительно классный, рекомендую.

Доброго времени, Уважаемые читатели и гости блога!
Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы узнаете из этой статьи.

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни? В этом случае вам точно стоит познакомиться с майндмэппингом!

Небольшой план статьи:

  • Что такое ментальная карта?
  • Как создаются интеллект карты?
  • На что обратить внимание при майндмэппинге
  • Виды программ для создания ментальных карт
  • Применение ментальных карт в жизни.

Что за зверь такой?

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы .

Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика. В этой статье ты увидишь примеры таких карт.

Одна из моих карт, план на месяц:

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.

Как это делается?

Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!

В этом плане использование ментальных карт очень удобно, когда нужно разобраться в собственных мыслях и желаниях.

Вы можете фиксировать все что угодно, все ассоциации и всплывающие мысли, без проблем структурируя информацию на основную и вытекающую: цельная картина сложится сама собой.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Компьютерные программы

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

Вот некоторые из них:

iMindMap — именно эту программу я использовал раньше, очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее.

Но она имеет существенный минус — большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно, я на бумажные перешел, а в примерах мои старые карты…

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.

Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

Применение интеллект карт

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала

Как в школах, вузах и на различных курсах, так и при самообразовании. Имеет смысл отказаться от привычных линейных конспектов и перейти на ментальные карты.

С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс овладевания материалом идет быстрее.

К тому же, это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у тебя уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала.

А поскольку в срезах информации ты оформляешь все темы и подтемы как многоуровневую систему, у тебя не будет уходить время на долгий поиск и расшифровку материала.

Поэтому майндмэппинг является достойной альтернативой.

2. Анализ жизненных ситуаций

Когда бывает сложно понять, что нужно делать, какой выбор совершать и какие действия предпринимать, майндмэппинг также приходит на выручку.

Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон , разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности.

3. Самопознание

Трудно определяться с профессией, профилем учебы, да и вообще жить в современном мире, если ты сам не знаешь, что можешь и чего хочешь.

Карты ума позволяют аккуратно проанализировать свои эмоции, чувства и вкусы, помогая выявить порой неожиданные причины настоящего положения вещей.

4. Саморазвитие

С помощью ментальных карт довольно удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям. Это также помогает организовать свое время и распределение усилий, не позволяя укрыться от внимания мелочам, игнорирование которых часто приводит к убыткам.

5. Планирование

Я довольно часто составляю план в виде карты, например практически каждая статья на блоге начинается с составления плана статьи, более подробно об этом можно .

Ну а составленный план на месяц вы можете посмотреть на примере выше, там как раз изображен план на декабрь, правда 2014 года…

А мы ведь стремимся к успеху, верно? Никогда не сдавайся, и пусть интеллект карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

На этом думаю пора заканчивать, всего доброго!

  • GTD ,
  • Управление проектами ,
  • Фриланс
  • «Ментальная карта… Опять эзотерика?» - подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно.
    Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.

    Что такое интеллект-карты
    После первой встречи с картами прошло несколько месяцев. Я планировала свое время: звенел таймер Pomodoro, работала матрица Эйзенхауэра, календарь пополнялся делами и раскрашивался в разные цвета. Но было ощущение, что есть еще какой-то классный метод, только вспомнить его не могу.

    И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.

    Интеллект-карты и я
    Эти штуковины эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью карт мои коллеги составляют семантические ядра, проектируют карту сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю.

    Где можно пользоваться картами

    1. Работа с информацией (презентации, выступления)

    Что делаю я
    С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.

    Что делать вам
    Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.

    2. Обучение и запоминание

    Что делаю я
    То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.

    Что делать вам
    Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы.
    Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.

    3. Мозговой штурм.

    Что делаю я
    Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.

    Что делать вам
    Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.

    4. Принятие решений.

    Что делаю я
    Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка).
    Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.

    Что делать вам
    Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.

    5. Планирование.

    Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.

    Что делаю я
    Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress .
    И тут вылез жирный такой недостаток карт - их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.

    Что делать вам
    В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.

    Почему выигрышна именно такая форма
    Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Неважно, планируете ли вы юбилей или организовываете командную работу над проектом, все основные данные можно уместить на одном большом листе.

    Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.

    Плюсы и минусы интеллект-карт
    О недостатках я уже писала – нет взаимосвязанности со сроками.

    А теперь о достоинствах.

    Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты.
    Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки.
    Удобно помечать уже пройденные пути.
    Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
    На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.

    Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.

    Как строить карты
    Принципы рисования карт

    В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.

    12 советов по рисованию карт

    1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
    2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
    3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
    4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
    5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
    6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
    7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
    8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
    9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
    10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
    11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
    12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.

    Сервисы для интеллект-карт
    Если вы не любите рисовать от руки (и очень зря!), то выбирайте платные или бесплатные программы для рисования карт на компьютере. Они отличаются дизайном, способами экспорта изображений, возможностью подключать To-do List, совместимостью с платформами.
    Я пользуюсь онлайн-сервисом MindMeister. Он совмещается с Meistertask (планировщиком). Плюс можно подключать платные PRO-пакеты. Данные хранятся на облаке, поэтому я могу с любого ноута подгружать карты. Яркий, много возможностей для творчества, интуитивно понятный в управлении. Шаблоноы есть, не знаю, кому как, мне пока хватает.

    Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты - это инструмент действительно классный, рекомендую.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя английского языка.

    Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

    Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

    Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

    СЛАЙД с изображениями.

    Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так:

    11

    Сократ сказал: “

    I cannot teach anybody anything . I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

    Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
    Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова

    Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

    Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшиекартографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

    Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты.

    Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

    Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

    Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

    Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “

    How to Mind Map ”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

    Правила создания интеллект-карт:

    • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
    • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
    • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
    • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
    • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
    • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
    • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
    • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

    Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей, поднявшихся на сцену на 2 группы, в центре доски расположить символ воды, подписать словом “

    water ”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).

    Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

    Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.

    Пример созданной учителями интеллект-карты:

    11

    Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать. Задание учителям английского языка: “Составьте рассказ по теме “Вода”.

    Спасибо за прекрасные эссе.

    Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

    Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

    Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

    Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

    Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

    Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

    1) работы с лексическим материалом:

    • введение новой лексики
    • закрепление новой лексики
    • контроль лексики.

    2) работы с грамматическим материалом.

    Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике

    Happy English . ru )

    3) работы с текстовым материалом.

    Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

    4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

    Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

    5) При подготовке к ЕГЭ в части С.

    6) представления результатов проектной деятельности.

    Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

    В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

    По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

    Например:

    • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;
    • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
    • на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.

    Учащиеся могут

    , как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

    Сегодня я покажу вам, как легко можно составить интеллект-карту с помощью программы

    iMindMap . Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.

    Пример составления интеллект-карты по теме

    My friend ” с помощью программы
    iMindMap .

    11

    11

    Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.

    Творите сами и вместе с детьми!!!

    В силу специфики своей деятельности я постоянно отслеживаю появление и развитие инструментов наподобие методики построения . Естественно, и за ПО, реализующим методики, тоже слежу. Мне казалось, что я знаю все эти программы. Но iMind Map очень удивила меня. Во-первых, потому что слона-то я и не заметил. Во-вторых, потому что программа намного лучше аналогов именно с точки зрения стимуляции мышления.

    Впрочем, неудивительно - программа сделана и находится под патронажем основателя данной методики Тони Бьюзана. До сего момента я пользовался самым продвинутым и раскрученным решением - Mind Manager от компании Mindjet. Я продолжаю им пользоваться, когда нужно создать структуру. Но если мне нужно найти решение или поразмышлять, именно iMind Map - то что нужно. Что же такого особенного в этой программе?

    Методика построения интеллект-карт основана на визуализации и структурировании мышления. А значит, то, как выглядит карта, имеет решающее значение. Любая интеллект-карта - это дерево. Дерево имеет ствол и ветки, отходящие от него. Чем дальше от ствола, тем тоньше становятся ветки - этот простой принцип визуализации позволяет отобразить ход мыслей в правильном порядке.

    Каждая ветка - это отдельное направление или мысль, которую вы развиваете. Чем тоньше участок ветви, тем более новым, свежим или детальным он является по отношению к основной мысли.

    По умолчанию все основные ветви дерева имеют разные цвета. Это тоже немаловажно и позволяет отделить одну мысль и ход её развития от другой, при этом сохраняя общую структуру. Цвет и форму веток можно менять по своему усмотрению.

    В принципе, с ветками очень удобно работать. Их можно перетаскивать, растягивать, можно менять их форму. Два режима рисования определяют, как будет нарисована ветвь: автоматически или от руки. Рисуя от руки, вы сможете придать ветке любую форму. Кроме того, можно даже изменить рисунок самой ветви. Например, сделать его в виде дороги или стрелки. Визуализация ветви - визуализация мысли.

    Ветви могут быть также двух типов: простая (линейная) и в виде прямоугольника. В первом варианте текст располагается на самой ветви. Во втором случае текст находится внутри прямоугольника. Представление ветви в виде прямоугольника очень удобно для отображения ключевых мыслей и комментариев.

    Ветви можно соединить между собой, для этого существуют отдельные стрелки.

    Для усиления визуализации можно использовать изображения. Их можно размещать на самой ветви, назначать в качестве базовой точки ветви или просто расположить в любом месте. Помимо картинок, ветви можно маркировать значками, выбор которых весьма велик в iMind Map. Кстати, кроме добавления файлов с картинками, можно набросать изображение и сразу добавить его на карту. Просто бесценная функция для мозгового штурма.

    Мегакруто то, что в iMind Map можно добавлять блок-схемы прямо в интеллект-карту. Мне этого очень не хватает в том же MindManager. Каждый элемент схемы может быть соединён с любым элементом всей карты.

    Очень классно работает функция автоматического наведения порядка. Одно нажатие, и карта приобретает оптимальный вид с точки зрения отображения и размещения элементов. Так что не стоит беспокоиться о беспорядке при работе с картой.

    Отдельно стоит рассказать о способах представления карты.

    Вид проекта

    Как и многое другое ПО для интеллект-карт, iMind Map позволяет преобразовать ветви в задачи. А целиком карта представляет собой единый проект. Для того чтобы было удобнее работать с картой с точки зрения управления проектом, предусмотрен отдельный вид. В данном случае ветви карты представлены в виде списка с указанием сроков, длительности и процента завершения.

    К слову, iMind Map работает с сервисом для ведения задач Drop Task . Не сказал бы, что вид проекта сам по себе принесёт большую пользу, но ведение небольших проектов в таком режиме вполне возможно. А вот в связке с Drop Task - совсем другое дело. Очень рекомендую обратить внимание на сам сервис и попробовать его в связке с iMind Map. Выглядит всё необычно, очень и очень круто. Но это, наверное, тянет на отдельную статью.

    Карта 3D

    Очень необычный режим представления. Программа преобразует вашу карту в трёхмерное изображение, которое можно вращать по вашему усмотрению. Казалось бы, всего лишь визуальная фишка. Но нет. Представление крайне удобно для проведения и акцентирования внимания на той или иной ветви, мысли, задаче. Необычно, интересно, добавляет изюминку - словом, мне понравилось.

    Режим текста

    В данном режиме интеллект-карта представляется в виде структурированного текста. Подпункты можно сворачивать и разворачивать. Такой вид, к примеру, очень удобен для работы с выстраиванием текста. Количество вложенных подпунктов бесконечно. Можно сначала набросать структуру текста в виде карты с пометками основных тезисов и идей, а затем перейти в режим текста и уже . Картинки и значки в данном виде тоже отображаются. Ещё этот вид очень удобен для подготовки к проведению презентации и работы с тезисами.

    Режим презентации

    Такого эффектного и эффективного режима презентации нет ни в одной программе-аналоге. Интеллект-карта - это целая история. iMind Map в режиме презентации позволяет рассказать эту историю так и в том порядке, в котором вы решите. Перед запуском презентации вы можете настроить порядок отображения ветвей, комментарии к ним, виды переходов от одной ветви к другой и многое другое. Вы можете настроить переходы по щелчку клавиш или задать время показа каждой ветви. Можно даже зациклить презентацию, чтобы она показывалась постоянно, - режим киоска.

    Программа предлагает набор шаблонов представления презентации, что делает её создание ещё проще. Масштабирование, переходы, акценты на ветвях - всё это делается буквально в пару кликов. В результате получается очень качественный продукт. Моя оценка - пять из пяти.

    Режим очерёдности ветвей

    Похож на текстовый режим и представляет из себя структурированный текст. Но цель данного режима состоит именно в определении очерёдности ветвей. В этом режиме вы определяете, в какой последовательности ваши идеи будут представлены на карте и в . То есть вы можете это сделать как в режиме карты, просто перетаскивая ветки, так и в данном режиме, изменяя уровни ветвей в виде текста. На самом деле очень удобно.

    Резюме и некоторые фишки

    • Единственное ПО, полностью соответствующее принципам построения интеллект-карт и визуализации процесса мышления.
    • Разработано при поддержке основателя методики Тони Бьюзана.
    • Очень удобная работа по построению и изменению интеллект-карты.
    • Интеграция с Drop Task позволяет вести нехилые проекты.
    • Гибкие настройки отображения и презентации.
    • Построение интеллект-карт превращается в увлекательный процесс.
    • На сайте ThinkBuzan можно пройти бесплатное онлайн-обучение по построению интеллект-карт.
    • Программа работает на разных платформах: Windows, Mac OS X, iOS, Android.
    • Встроенная оптимизация отображения карты работает просто волшебно.
    • Лучшее ПО для подготовки презентаций на основе интеллект-карт.
    • Возможность добавления блок-схем на карту.
    • Полностью на русском.

    В заключение

    На мой взгляд, iMind Map - лучшая программа по построению интеллект-карт. Единственная программа в своём роде, которая стимулирует . Очень советую попробовать, благо есть триал-версия. Недавно программа была дополнена новыми фишками и обновлена до 8-й версии. Но об этом в следующий раз. У меня все. ;)

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры