Города посещения мощей николая чудотворца. Где находятся останки николая чудотворца мирликийского

Главная / Бывшие

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Нет такого места на свете, где бы не слышали о Николае Чудотворце. Дети всей Европы ждут от него подарков на Рождество, называя его Санта Клаусом.

Но особое отношение к Николаю Чудотворцу у моряков. Житие Святителя описывает случай во время его паломничества в Палестину, когда он, будучи одним из пассажиров корабля, силой своей молитвы остановил жестокую бурю и со свойственной ему любовью воскресил молодого матроса, по неосторожности упавшего с мачты. Этим объясняется то, что мореходы традиционно считают святителя Николая своим Небесным Покровителем.

Даже мощи святого покоятся в старом портовом городе Италии – Бари. Бари возник еще в III веке до Рождества Христова. Уже при римлянах он был крупным морским портом на италийском побережье. Несмотря на то, что с незапамятных времен здесь произрастает виноград и растут оливковые рощи, жизнь Бари была связана, в первую очередь, с морем. И речь не только о рыболовстве и торговле. Как и любой порт, свою свободу и земное благополучие Бари должен был отстаивать с оружием в руках. Ведь желающих захватить этот удобно расположенный на побережье Адриатики город всегда было немало. В IX веке Бари на 20 лет был захвачен арабами и даже стал столицей Барийского эмирата.

Но город нуждался в могущественном Небесном Покровителе, который, прежде всего, защищал бы мореходов и охранял бухту морского порта. Издревле во всем христианском мире покровителем мореходов почитался святитель Николай Чудотворец, мощи которого в то время покоились в городе Миры Ликийские.

Барийцы мечтали видеть его мощи у себя. Им нужен был заступник на море. Однако владеть мощами святителя Николая было заветной мечтой не только жителей Бари, но и вечных их соперников на море – венецианцев, генуэзцев и жителей Амальфи.

Как же мощи святителя Николая попали в Бари? И почему в гробнице только часть мощей? Сведения об этом дошли до нас из двух основных исторических документов: хроник Никифора и архидиакона Иоанна.

В 1087 году большой, нагруженный торговый корабль покинул порт Бари и направился в Антиохию. В трюме корабля, кроме товара, было достаточно оружия. По дороге корабль зашел в Миры Ликийские, и мореходы под видом купцов провели рекогносцировку местности. В те неспокойные времена Иерусалим уже находился в руках мусульман, и самые разные военные отряды нападали на города и опустошали целые области Византийской империи.

Как только купцы оказались на улицах Мир Ликийских, стало понятно, что их замысел трудно будет осуществить. Город был «наводнен» турками. Они хоронили своего военачальника. Поэтому барийским купцам пришлось возвратиться на корабль ни с чем и уплыть в Антиохию.

Но торговали они там недолго, так как опасались, что как только отряд турок уйдет из Бари, город, скорее всего, некоторое время будет пуст и сможет стать легкой добычей для венецианцев и генуэзцев. Поэтому купцы спешили, и ветер сопутствовал им. Очень быстро они вновь оказались в порту Мир Ликийских.

Действительно, сойдя на берег во второй раз, барийцы находят город практически пустым. Турки покинули его, а местное население укрылось в горах. Только несколько монахов находились в храме, где пребывали мощи святителя Николая.

Руины храма святителя Николая в Мирах Ликийских (современный г. Демре, Турция)

Нам сейчас трудно представить, как все это было в XI веке. Это в наше время мощи почитаемых святых находятся на видном месте, а тогда они зачастую были надежно спрятаны. Поэтому найти храм, посвященный тому или иному святому, вовсе не значило найти его мощи.

Времени у барийцев было немного, в город осторожно возвращалось местное мужское население. Барийцы, уже какое-то время тщетно пытавшиеся найти мощи, начали нервничать. Они схватили нескольких монахов, оказавшихся в храме, связали и начали допрашивать с пристрастием. Возможно, один из мучимых братьев указал место, где находились мощи святителя Николая. Но известно также и то, что один из нападавших, по имени Маттео, проявил смекалку, увидев на полу в одном месте храма прекрасную мозаику. Это место он стал разбивать ломом, и пол поддался быстро. Под ним оказалось пустое пространство, куда и провалился грабитель, прямо в гробницу, обильно наполненную истекавшим от мощей миром. Вскрикнув от радости, он дал знак своим соратникам, и они, при свете нескольких факелов, начали лихорадочно укладывать мощи в заранее приготовленный для этого небольшой деревянный ящик.

Схватив святые мощи Угодника Божия, его икону и все, что попалось ценного под руку, барийцы спешно направились в порт. Там их отряд встретился с уже начинавшими сбегаться горожанами. Однако перевес оказался на стороне пиратов. Поэтому осиротевшим жителям Мир Ликийских оставалось только, как принято на Востоке, горестно восклицать и воздевать руки к небу. При этом барийские грабители тоже были христианами, и у них тоже было сердце. Они вернули христианской общине Мир Ликийских чудотворную икону.

После этого, с чистой совестью, спешно погрузив мощи на корабль, купцы-разбойники отплыли домой.
В Бари их встретили как героев. И этот день, 22 мая по новому стилю, значится в русском церковном календаре как «Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари».

Мощи святителя Николая были положены в собор, основную их часть сразу же спрятали под огромной плитой. Первое их исследование произошло только в 50-х годах XX века. Но об этом чуть позже.

Вторые мощи святителя Николая

Всего лишь спустя 8 лет после описанных событий, в 1095 году папа Урба н II благословляет начало первого Крестового похода.

Венецианцы также решили принять в нем участие. Но они не были бы венецианцами, если бы не пытались при этом преследовать свои цели. В напутственном слове венецианский патриарх Падорадо выразил надежду, что рыцари не только помогут освободить Гроб Господень, но и привезут в Венецию великие святыни, и желательно не только из Иерусалима, но и из Мир Ликийских. Так как мощи Покровителя моряков – cвятителя Николая обязательно должны находиться в Венеции.

Как же так? Ведь уже 8 лет мощи cвятителя Николая находятся в Бари, и это всем известно. Скоро об этом бесспорном факте будет упоминаться даже в русских источниках. Неужели в Венеции об этом не знали?

Дело в том, что венецианцы, не без оснований, полагали, что в Бари были перенесены не все мощи cвятителя Николая.

Существовала старая легенда. Византийский император Василий I Македонянин в IX веке уже намеревался перевезти часть мощей cвятителя Николая из Мир Ликийских в Константинополь. Для этого часть мощей отделили и положили в ковчег для транспортировки. Однако этого не произошло.

Поскольку накануне императору явился сам cвятитель Николай и запретил переносить его из Мир Ликийских. Император не решился нарушить наказ почитаемого им святого. Но легенда утверждала, что приготовленная часть мощей cвятителя Николая была надежно спрятана в другом месте храма.

Воодушевленные этой историей крестоносцы выступают в поход. По дороге в Иерусалим они направляются в Миры Ликийские, на поиски оставшихся там мощей cвятителя Николая.

Переодевшись в купеческие одежды, венецианские воины, проводят разведку в городе. Увидев, что жителей не так много, они, тем не менее, осторожничают. И гуляют по улицам как простые путешественники. Никто из жителей не знает, что тайный отряд уже находится в засаде и ждет благоприятного момента для нападения.

Бари. Фото pepsiline/www.flickr.com

Когда в храме осталось только четыре охранника, венецианский отряд врывается и начинает искать мощи, переворачивая все вверх дном. Испуганная охрана показывает разбитую гробницу и уверяет захватчиков, что именно оттуда жители Бари уже увезли мощи cвятителя Николая. Но венецианцы им не верят, они начинают пытать стражников. Говорят, один из них несколько раз взывал к жалости епископа Энрико Контарини, сопровождавшего диверсию. Но тот оставался глух к мольбам несчастного.

Однако через некоторое время он отдает приказ остановить пытки.

В благодарность за это один из стражей святыни показывает ему, где находится часть мощей дяди святителя Николая – Николая Патарского и священномученика Феодора. Большая часть венецианского отряда с этими святынями возвращается на корабль.

И, возможно, так и закончилась бы эта история, но несколько наиболее упорных венецианцев задержались в храме.

Если верить неизвестному венецианскому хронисту, они почувствовали в одном месте храма, где находилась фреска святителя Николая, тонкое благоухание.

От измученной стражи они узнали, что именно в этот старый предел по большим праздникам имел обычай заходить епископ Мир Ликийских и служить там литургию. Венецианцы вновь призывают своих товарищей с корабля. Они возвращаются в Церковь и начинают разбирать пол старого церковного предела. Сняв несколько слоев, они обнаружили медный ларец, где и находилась сокрытая императором Василием I часть мощей. На ларце была надпись по-гречески: «здесь почиет великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море». Храм наполнился благоуханием.

Обрадованные венецианцы, в благодарность святому Николаю и в утешение Мирам Ликийским, оставляют епископу города сто монет и малую частицу мощей святителя.

В этом храме на острове Лидо в Венеции они покоятся по сей день. Мощи хранятся в мраморном ковчеге над престолом в алтаре.

Истории эти произошли довольно давно. Но на целые столетия оставался открытым вопрос, у кого же все-таки находятся мощи святителя Николая? Ведь жители Венеции, равно как и жители Бари, на протяжении всех этих столетий уверяли: мощи целиком находятся именно у них. То есть либо в Бари, либо в Венеции.

Эту загадку решились разгадать в в 1953 году в Бари.

С этой целью в качестве главного эксперта для исследования мощей епископом города был приглашен профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино.

Результаты были поразительны, они полностью подтвердили описание обретения мощей Николая Чудотворца, они показали, что многие косточки, тонкие от времени, сильно повреждены из-за неудачного падения на них матроса Маттео.

Но самое поразительное, что официально была подтверждена мироточивость мощей. Тонкие косточки буквально плавали в мире.

Однако, тщательно разложив все косточки по порядку, Луиджи Мартино обнаружил, что значительной части мощей не достает.
Разумеется, первое подозрение о том, где находится вторая часть мощей, пало на Венецию.

Господь подарил долгие годы жизни профессору анатомии Луиджи Мартино, возможно, для того чтобы он завершил начатое в Бари. Ведь только в 1992 году состоялось самое тщательное исследование мощей святителя Николая в Венеции. Открыв ковчег, комиссия увидела множество разных костей, а так же камень черного цвета с надписью на греческом языке: «Мощи святого смиренного Николая».

Когда профессор Мартино тщательно исследовал и сопоставил результаты с ранее полученными в Бари, он пришел к следующему заключению: «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари».
Дальнейшая выписка из заключения комиссии гласит: «…венецианские останки, хотя и имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские».

Теперь все тайное стало явным.

Мы не хотели бы давать оценку описанным событиям. История тем и интересна, что, всматриваясь в ее глубину, можно увидеть особый промысл, который не заметен в реальном времени. Святыни находились на территории бывшей Византийской империи. Этой великой цивилизации сейчас уже нет на карте нашей планеты. И мы знаем, что огромное количество христианских святынь навсегда было потеряно вследствие османских завоеваний. Так, например, навсегда исчезли мощи святого равноапостольного Константина. Они были уничтожены, когда город был взят турками. Уже нет Великой Византии, но есть Турция – страна с многовековой мусульманской культурой. А в итальянские города Бари и Венецию, в христианские храмы к мощам святителя Николая и апостола Марка стекаются тысячи паломников со всего мира.

Материал создан на основе фильма телеканала «Культура» «Неизвестная Европа. Венеция и Бари: или морские разбойники»

Продюсер – Алла Плоткина

Режиссер – Алексей Пищулин

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) - Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья


Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая - слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.


В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы - Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный .
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Храм, построенный в честь великого святого в истории православия, Николая Чудотворца, расположенный в самом центре Москвы в Хамовниках, считается одним из наиболее значимых архитектурных творений. Его красота привлекает туристов со всего мира. Не менее интересна и история храма, культурные достопримечательности ему принадлежащие и процесс строительства.

Хамовная слобода: историческая справка

Ныне являющийся практически самым центром Москвы район Хамовники ещё в начале XVI века принадлежал к загородной территории нашей столицы. До этого времени в Хамовниках не было ни одной постройки, а вся обширная территория была отведена под выпас лошадей.

Коренные преобразования начались ближе к XVII веку. Первое возведённое на территории Хамовной слободы здание было Новодевичьим монастырём.

Благодаря ему, начался прирост населения в данной местности. Важно отметить, что сюда начали стекаться не только священнослужители, но и ремесленники , что способствовало развитию собственной культуры Хамовников.

Главным достоинством слободы были искусно вытканные полотна , такого замечательного качества, что регулярно поставлялись на царский двор. В честь этого ремесла и были названы Хамовники. Как известно, древнерусское название льна звучит как «хам», от него и произошло название слободы, а впоследствии и целого района самого крупно населённого города России.

Как строилась церковь Николы в Хамовниках

Поскольку Хамовная слобода занимала довольно-таки обширную территорию, ей полагалось иметь собственную церковь. Первое упоминание о богомольне восходит к далёкому 1625 году. В то время храм Николая Чудотворца был изготовлен из дерева и не обладал никакими особенностями, которые могли бы привлекать внимание. Немного позже, а именно спустя 32 года, здание перестроили, и на его месте теперь красовалась каменная церковь, исполненная в лучших традициях тех лет.

Своё сохранившееся и поныне название «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» постройка получила в 1677 году. А в 1629 году около церкви начали возводить ещё одно новое здание. Важно отметить, что к началу XVIII века архитектурный стиль в России претерпел значительные изменения, поэтому храм был подвержен значительной реставрации.

Под влиянием иностранных веяний строгий исконно русский стиль сменяется более ярким, живописным и в какой-то мере вычурным «дивным узорочьем». Его отличительными чертами являются живые краски, изразцы , исполненные в разных цветовых гаммах, обилие декоративных элементов и украшений. Церковь теперь не каменная, а кирпичная, поверх отделанная белым камнем, дополненная красивейшими изразцами красного и зелёного цветов.

Комплекс храма Святителя Николая в настоящее время

Храмовый комплекс выполнен в традициях своего стиля и включает в себя следующие здания:

  • церковь с пятью куполами;
  • трапезную;
  • приделы митрополитов московских Дмитрия и Алексия;
  • шатровую колокольню, находящуюся вблизи западного входа;
  • одну из самых больших и высоких колоколен в Москве - восьмикупольную, которая, к слову, является последней постройкой, исполненной в таком стиле.

Весь комплекс был освящён в 1682 году. Всё остальные незначительные пристройки появлялись по мере необходимости.

Значимые события

Для изучения интересны не только особенности архитектурного стиля, в котором исполнена церковь, но и история её существования и многочисленных возрождений.

Во время Первой Отечественной войны, когда Бонапарт наступал на нашу столицу, по планам русских полководцев вся Москва, в том числе и храм Николая Угодника, были отданы на сожжение и разрушение врагами.

Как можно понять, увечья, нанесённые этому несравненному архитектурному строению, были очень велики, а внутреннее убранство и вовсе практически полностью разрушили . После победы над французами, власти не спешили приступать к реставрации комплекса, и только в 1845 году половина ремонтных работы была завершена, а на стене появилась новая фреска. Полное же восстановление церкви приходится на 1849 год.

На этом, разумеется, многочисленные реставрации храма и его укрепление не закончилось. Работы искусных архитекторов проводились ещё три раза:

  • в 1896;
  • в 1949;
  • в 1972.

Несмотря ни на какие обстоятельства храм не прекращал свою работу. Всегда в него с радостью приходили верующие люди, чтобы стать частью красивейших богослужений.

Ближе к началу XIX века храмовая территория была ограждена металлическим забором, а после установили и кованые ворота, также являющиеся местной достопримечательностью.

В 1922 году произошло особенное событие в жизни всего комплекса: совершилось торжественное возвращение огромнейшего колокола, второго по величине, отлитого знаменитым Ладыгиным. Его вес составляет более, чем 108 пудов. Судьба остальных колоколов из первоначального набора, к сожалению, неизвестна. Часть из них была утеряна во время организованных советской властью гонений на церковь. В этот список входит и трехсотпудовый колокол, который был самым большим во всём комплексе.

Ещё одним печальным фактом является то, что во время гонений были изъяты многие иконы, золотые и серебряные принадлежности, которые не только были особенным украшениями церкви, но и имели большую культурную ценность.

Главная достопримечательность

В честь святыни, которой гордится не только храм, но и вся столица, назван весь левый придел. На древней иконе, убранной в золотую оправу, изображена Богородица с младенцем. «Споручница грешных» известна своей чудодейственной и исцеляющей силой. Она стала пожертвованием храму от одного богатого человека.

Он заметил, что во время произнесения молитвы перед «Споручницей грешных» на образе выделяются маленькие капельки благоухающей жидкости. Помазав себя этим маслом, вылечились многие люди, которые уже было потеряли всякую надежду. После того как икона оказалась во владении храма, на богослужения начали стекаться толпы людей, желающих получить благословение Божье. Всю свою силу образ показал во времена свирепствовавшей в Москве холеры, когда отчаявшиеся врачи мазали пациентов полученным миром, а те начинали крепчать прямо на глазах.

Храм в Хамовниках: расписание богослужений

Собор работает по следующему расписанию:

  • Богослужение начинается в семь часов утра.
  • Через 45 минут все желающие могут исповедоваться.
  • В восемь или немного позже продолжается литургия.
  • В пять часов прихожан ждут на .

Адрес храма: улица Льва Толстого, дом второй. Если вы добираетесь до святыни в первый раз, то ориентироваться следует по Фрунзенской набережной, а также по парку Культуры.

Городские фонтаны - это места притяжения жителей в жаркие летние деньки. Здесь приятно окунуться в прохладу и послушать шум струй. За последнее время в городах Московской области появились необычные тематические фонтанные композиции, непохожие на стандартные фонтаны в парках и на площадях. Редакция РИАМО выбрала 10 самых оригинальных фонтанов в разных районах Подмосковья.

Музыкальный фонтан в Реутове

Светодинамический фонтан был открыт в Реутове в 2006 году. Диаметр его чаши - 14 метров. В бассейне фонтана расположено 64 распылителя, которые создают водные потоки, высота центральной струи достигает 12 метров. Вечером вода в фонтане подсвечивается разными цветами, a струи двигаются под музыку. Например, в юбилей Петра Ильича Чайковского фонтан «вальсировал» под мелодии из самых известных произведений великого композитора.

«Первый бал Наташи Ростовой» в Подольске

Этот единственный в Подмосковье фонтан с вращающейся скульптурной композицией был открыт в 2015 году, к 223-летию Подольска. Скульптор изобразил танцующих Наташу Ростову и Андрея Болконского - героев романа Льва Толстого «Война и мир». Прообразами для скульптур стали актеры Людмила Савельева и Вячеслав Тихонов, исполнившие главные роли в киноэпопее Сергея Бондарчука. Фигуры плавно кружатся под звуки вальса, а вечером включается подсветка, которая расцвечивает струи воды.

«Парящий камень» в Балашихе

Этот фонтан совершенно не похож на водные конструкции, которые мы привыкли видеть в городских скверах и парках. Благодаря эффектному дизайну создается впечатление, что поток воды удерживает каменную глыбу на высоте более трех метров. Основание фонтана спрятано за мощными пенными струями, которые создаются множеством механических распылителей. A в темное время 30 прожекторов подсвечивают водные потоки.

Танцующий фонтан в Королеве

Этот интерактивный фонтан стал любимым местом отдыха у горожан и туристов наукограда. Любой желающий может зайти внутрь фонтана, пробежаться сквозь потоки воды или постоять среди танцующих струй, что особенно приятно в летний зной. Водная чаша, в отличие от классических фонтанов, находится ниже уровня земли. Работой фонтана управляют специальные программы, которые создают для зрителей красивое вечернее шоу. Струи, словно гейзеры, то поднимаются ввысь, то незаметно опускаются, переливаясь разными цветами.

Фонтан на озере в Дубне

Цветомузыкальный фонтан украшает парк в центре наукограда Дубна. Главная его особенность - расположение на водоеме. Струи воды устремляются вверх и падают к основанию, смешиваясь с озерной водой. Особенно красивое зрелище можно наблюдать вечерами, когда включается подсветка, и струи отражаются в озере, как акварельный рисунок.

Фонтан «Лилия» в Дмитрове

Это первый цветомузыкальный фонтан в Подмосковье, открытый в 2004 году возле городского дворца бракосочетаний. Его создатель - известный скульптор Александр Рукавишников. За игру струй воды отвечает специальная компьютерная программа. На огромных лепестках лилии можно насчитать 140 маленьких лягушек - символов города Дмитров. На закате, когда включается подсветка, фонтан особенно завораживает своей красотой. Водные потоки вокруг лилии напоминают языки пламени, a сама скульптура - сказочное растение.

Фонтан у дворца культуры в Сергиевом Посаде

Фонтан открыли в 2014 году в честь 700-летия Сергия Радонежского. Сооружение находится у ДК имени Ю. А. Гагарина. Старый фонтан, который практически не работал, a включался только по праздникам, полностью отреставрировали. Коммуникации заменили, установили светодинамическую подсветку и музыкальную программу, которая меняется в зависимости от времени суток. За два сезона фонтан успел стать любимым местом отдыха у жителей и гостей Сергиева Посада.

Фонтан «Ожидание» в Дмитрове

Еще один дмитровский фонтан, в котором реализована лягушачья тема. В центре композиции - фигуры четырех лягушек, которые ждут своих Иван-Царевичей. Одна из них изображена с заветной стрелой в лапах, a значит, она уже встретила своего принца. У горожан существует поверье, что если поцеловать одну из лягушек и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Лягушка считается символом Дмитрова, так как Юрий Долгорукий основал город в низине среди болот, и земноводные постоянно сопровождали жителей своим кваканьем. Недаром с давних времен горожан звали «дмитровские лягушечники».

Фонтан у театра в Мытищах

Городской фонтан расположен в центре театральной площади Мытищ. Основа сооружения - круглая чаша, которая напоминает хрустальную люстру, a рядом с ней находятся два прямоугольных бассейна. Фонтан оснащен современными механическими распылителями и светодинамической подсветкой. Струи воды в бассейнах постоянно двигаются в разных направлениях, создается впечатление, что режимы работы фонтана никогда не повторяются.

«Девочка-грибница» в Клину

История создания этого фонтана растянулась на целое столетие. Скульптуру девочки-грибницы создал русский скульптор Федор Каменский еще в конце 19 века. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже работу мастера наградили Большой серебряной медалью. В Клинский район скульптуру привез местный помещик Чернядев, который установил ее в своем имении в память о дочке, ушедшей в лес за грибами и пропавшей навсегда. Спустя много лет памятник нашли в пруду бывшего имения и установили в центре города. Однако после того, как бронзовую скульптуру попытались украсть, было решено отправить ее для сохранности в краеведческий музей. Девочка-грибница, которая украшает фонтан сегодня - точная копия знаменитой работы Каменского.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры