Избушка на курьих ножках в лесу. Сказка про избушку на курьих ножках

Главная / Бывшие

Сказка о избушке на курьих ножках, бабе Яге и царевиче не Иване.

"Сказка -- ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!"

Народная мудрость.

С лучилось то в стародавние времена, за тридевять земель в тридевятом царстве. Леса в то время были дремучие, болота не проходимые, зверья много разного водилось: волки, зайцы, медведи, лисы и другие зверушки. А правил той страной царь-государь по имении Березень Великий. И было у того царя детей тьма тьмущая. Царь и порой сам не помнил, как из них и кого зовут. Дошел до царя как-то слух, что поселилась в их лесах Баба по имени Яга. Сказывали, что зла она никому не делает, да не пристало людям рядом с нечистью жить. И позвал он тогда к себе одного из сыновей своих и говорит: -- Так, Иван... -- Не Иван я. - поправил сын, но царь лишь отмахнулся и продолжил -- Значит так, сынок. Пойди-ка ты через дремучий лес и найди-ка ты бабу Ягу, что людям покоя не дает, да избавь честной люд от невидали этакой. Сын поклонился отцу. -- Ступай с богом, Иванушка. - благословил государь. -- Да не Иван я. - снова поправил царевич. Но государь его не слушал, только помахал рукой на прощание. Стал царевич в путь дорогу собираться, да думу думать, как ему Ягу одолеть. Оседлал своего верного коня, приладил меч, да отправился в путь. Долго ли, коротко ли ехал он, но привела его дорога к речке. А речке той ни конца не края не видно: не в брод перейти, не в плавь переплыть. Даже мосточка худого, и того не сыщешь. Призадумался царевич. Вдруг слышит голос позади спрашивает: -- Чего призадумался, Иван-царевич? -- Не Иван я. - по привычке ответил он, и только потом обернулся. Видит, стоит девушка-красавица: глаза черные, губы алые, бровки ровные, щеки горят. На плече коса лежит с два кулака толщиной. -- А ты откуда тут взялась? - вопрошал царевич. -- Да вот гуляла, травки лечебные собирала. - ответила девушка. -- А как речку перешла? -- Речку-то? - переспросила она. - Так вот что тебя опечалило, ну так это я помогу. - заверила девушка. Вытащила из косы гребень, да как кинет его. И стал гребень мостом ладным через реку. -- Ну и ну! -изумился царевич. - Проси, что хочешь за помощь. -- Придет время попрошу. А сейчас ступай. - отвечала девушка. -- Ну что же. Тогда прощай. -- Прощай! - помахала голубеньким платочком она. А парень отправился дальше в путь дорогу. Долго ли коротко ли ехал он, да привела его дорога к чаще глухой - лесу дремучему. Спешился царевич, присел на большой камень у дороги да призадумался, как ему лес пройти. Слышит позади снова голос вопрошает: -- О чем призадумался, Иван Царевич? -- Не Иван я. - опять по привычке ответил он и вновь только потом обернулся. Видит стоит та же девушка-красавица, да улыбается ему. -- Вот и снова свиделись с тобой царевич. -- Вот те на! - удивился парень. - Что за чудо, снова ты? Как же красавица сюда быстрее меня добралась? -- А меня Леший батюшка довел быстрыми тропками. - отвечала она. -- Леший? - почесал царевич затылок. - А через лес провести может? -- Через лес? Давай у него спросим. Батюшка Леший, покажись! - крикнула она. -- Звала меня, девица-краса русая коса? - из под земли вырос низенький, сморщенный старичок, весь в листьях, а на носу у него росли три маленьких поганки. -- Батюшка Леший, проведи Ивана царевича через лес твой, а я уж в долгу не останусь! - просила девица. -- Да не Иван я. - в который раз сказал парень -- Провести. Ну это можно. - низким грудным голосом, точно медведь прорычал, ответил Леший. - Следуй за мной царевич. И провел хозяин леса царевича через вотчину свою. Вышел парень. Коня под уздцы вывел. Видит поляна перед ним. А на поляне той стоит на курьих ножках избушка, то даже не избушка, а хоромы белокаменные. Подивился царевич, да делать нечего, ясно ему сказали, Ягу изгнать надобно. Подошел он ближе к "избе", да как крикнет во весь свой молодецкий голос: -- Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом. Заскрипели хоромы, заворочались, да поворачиваться стали. -- Выходи Яга, биться будем. - снова крикнул царевич. Отворилась дверь, и видит парень, а на пороге та самая девица-красавица стоит. -- Ну здравствуй Иван царевич. -- Не Иван я. Так ты и есть Яга? -- Я. - подтвердила девушка. Вот и моя очередь настала тебя просить. Посмотрел царевич на коня, потом на меч, сплюнул под ноги и сказал: -- Проси. -- Возьми меня в жены, Иванушка, верной супружницей тебе стану. Лихо я не творила, людей лечила,зачем со мной сражаться? -- Тьфу ты, невидаль какая, да не Иван я! Ва-си-ли-й! - произнес по слогам царевичь. - Ну а тебя Яга, возьму в жены с большой радостью, понравилась ты мне за красоту твою, да сердце доброе. Мораль сей сказки такова, не все то зло, что Ягой зовется!

Прошлым летом мы посетили Горно-Алтайский ботанический сад. Было приятно прогуливаться по его дорожкам, осматривая диковинные растения. Но, вдруг за поворотом тропинки, показалась изба бабы Яги на курьих ножках.

Избушка избушка повернись к лесу задом

Так и захотелось сказать: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом”. Но не сказал, потому, что она и так стояла ко мне передом. А вот и хозяйка недалеко со своей метлой. А вдоль дорожки, ведущей к избушке бабы Яги, росли удивительные растения, посаженные работниками сада. Посмотрели на это сооружение, подивились выдумке персонала ботанического сада, сфотографировались на этом фоне и пошли дальше.

Но, вот уже дома, просматривая фото, подумалось: “А, что вообще означает баба Яга с её избушкой?” Порывшись в литературе, просмотрев множество страниц интернета, я пришёл к выводу, что это дело тёмное, вернее скрыто в сумраке прошедших веков. И учёные имеют по этому поводу множество различных мнений.

Баба Яга костяная нога

Ну, во первых, что мы знаем о главном персонаже? Это я говорю о бабе Яге, костяной ноге. Этого персонажа, по одной из версий звали вовсе не баба Яга, а баба Йога. Вполне возможно. Наберите слово йога и переведите в транслит, а затем обратно в русский. Что получилось? Правильно, получились бабки ёжки. баба Ёга затем трансформировалась в бабу Ягу. Так проще говорить. Попробуйте сами и убедитесь в этом.

А зачем переводить в транслит? А затем, что нам помогли в этом иностранцы. Ведь мы много слов иностранных принимаем в свой язык. И с Йогой – Ягой получилось также. Но обо всём по порядку.

В славянской культуре баба Йога или Йогиня–матушка – это богиня покровительница детей. А может быть это и не совсем мифологический персонаж. Так, вот эта богиня, а если не рассматривать как мифологию, женщина-ведунья или старуха ведунья странствовала по земле и собирала всех бездомных детей сирот.

А дальше? А дальше поджаривала их в печи и съедала на обед. Так мы знаем из сказки. А ведь в той же сказке сначала требовалось попавшего к бабе Яге помыть в баньке, накормить, дать отдохнуть. А вот когда он уснёт, то можно на лопату и в печь… Вот и детишек отмывали, кормили, одевали во всё чистое, укладывали спать…

Какая кровожадная! Именно так и думали иностранцы, наблюдая этот ритуал. На самом деле никто детей поджаривать и съедать на обед не собирался. Их оставляли на ужин! Шучу, конечно. Так проходил обряд очищения огнём. Ведь из этих детей в дальнейшем воспитывали жрецов и жриц!

А вот благодаря иностранцам, во времена крещения Руси, баба Йога, превратилась в кровожадную бабу Ягу. И вместо красавицы богини перед нами предстала худая, костлявая, старуха со спутанными волосами.

Избушка на курьих ножках

Теперь о том сооружении, что передо мной предстало за очередным поворотом тропинки в ботаническом саду. Избушка бабы Яги на курьих ножках на фото, смотрите и любуйтесь ниже. Кстати, здесь никаких куриных ног и нет, в отличие от иллюстраций к сказкам. И это соответствует действительности.

Потому, что с курицами эти ноги у избушки никак не связаны. Ведь изба стояла не на курьих ножках, а на курных! Непонятно? Вот, чтобы было понятно и придумали курьи ножки, вместо курных. Ведь так интереснее, сказочнее и непонятного слова нет. А что же тогда означают курные ножки?

Всё гораздо прозаичнее и практичнее, чем можно было подумать. Прообразом для избушки на куриных ножках послужили избушки, встречавшиеся в лесной глуши. Такие избушки ставили не на фундамент. Ну какой фундамент в те стародавние времена? Их ставили на пеньки деревьев.

Дерево срубалось на определённой высоте. Отрубались корни, на некотором удалении, чтобы пень заново не отрос. Затем пень обжигали или обкуривали , чтобы он слегка обуглился. Обработанное таким образом дерево долгое время не подвержено гниению. А также по таким пенькам не хотят лазать насекомые и всякие вредители. Отсюда и слово “курные ”.

А пеньки действительно похожи на куриные лапы. Голень куриной ноги – это сам пень, а торчащие от пня корни, которые оставлялись для устойчивости сооружения – пальцы — когти от лапки.

Описание избушки бабы Яги

Все смотрели сказки и мультфильмы про бабу Ягу. Сколько окон в избушке у бабы Яги? Так вот, у Ягулечки в избушке не было окон. Да и печи не могло быть. Ведь жильём страшной и злой старухи должно быть не менее страшное её жильё.

Вот её и поселили в те небольшие избушки на курных ножках, которые встречались в глухих и мрачных лесных чащах. А чтобы было ещё страшнее, учёные выяснили, что эти самые избушки служили погребальными домиками для умерших людей. После смерти туда и помещали или его прах от сожжения на костре, либо само тело.

В музее истории Москвы помимо всяких ложек-поварешек существует экспозиция, на которой представлена реконструкция так называемого «домика мертвых» дьяковской культуры.

Известно, что давным-давно на территориях верхней Волги, Оби и Москва-реки жили племена финно-угров - предки летописных Мери и Веси. Их культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (усадьба в Москве), которое было исследовано в 1864 г. Д.Я. Самоквасовым и в 1889-90 гг. В.И. Сизовым.

Долгое время оставался неизвестным погребальный обряд дьяковцев. Ученые изучили десятки памятников, но среди них не было ни одного могильника. Науке известны погребальные обряды, после которых от праха не остается практически ничего, либо захоронения не имеют внешних признаков. Шансы найти следы подобных погребений почти равны нулю или во многом зависят от воли случая.

В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время этот памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и в 1966 г. был найден еще один «домик мертвых», и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.

По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая постройка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг. В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.

Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее. Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в «домик мертвых», своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.

Как и в предыдущем случае, «домик мертвых» был обнаружен прямо на территории поселения, что достаточно странно для погребального сооружения. Впрочем, как считают исследователи, коллективная усыпальница могла быть устроена там тогда, когда городище уже не использовалось как поселение.

Но наиболее интересно то, что с этими «домиками мертвых» русские знакомы с самого детства...

ИЗБУШКА БАБЫ-ЯГИ

«Домик мертвых» - это та самая избушка Бабы-Яги, на тех самых куриных ножках! Правда, они на самом деле КУРНЫЕ. Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп или то, что от него осталось.

Избушка на курьих ножках в народной фантазии московитов была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста - маленького «домика мертвых». Домик ставился на опоры-столбы. В «домик мертвых» московиты складывали испепеленный прах покойного (как и хозяйка избушки Баба-Яга всегда хочет засадить Ивана в печь и изжарить его там). Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой московитов постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и в реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» московиты (славянизированные финно-угры) называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. Скорее всего, эти пеньки обкуривались, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.

В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».

Знаменательно и описание того, как старушка помещается в избушке: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печке Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Все описания и поведение злобной старушки отличаются канонической заданностью. Это не может не наводить на мысль о том, что мифологический персонаж так или иначе навеян реальностью.

Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего через щелку внутрь описанного выше небольшого «домика мертвых», где лежат останки погребенного? Но почему тогда Баба-Яга - женский образ? Это становится понятным, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.

РУССКИЕ - НЕ СЛАВЯНЕ

Российские ученые с завидным упрямством отстаивают фантазии о якобы «славянском» происхождении русских, а потому называют «славянскими» и сказки о Бабе-Яге, и обряд «домика мертвых». Например, известный специалист в области мифологии А. Баркова пишет в энциклопедии «Славянская мифология и эпос» (ст. «Верования древних славян»):

«Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).

Она узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.

Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Это выдумки, славяне к Бабе-Яге и ее «домику мертвых» не имеют никакого отношения.

И.П. Шаскольский писал в очерке «К изучению первобытных верований карел (погребальный культ) (Ежегодник музея истории религии и атеизма, 1957. М.-Л.):

«Для изучения первобытных верований наиболее интересны представления карел о погребальном сооружении как о «доме для мертвого». Такие представления имелись в древности у многих народов, но на карельском материале они могут быть прослежены особенно явственно.

Как уже сказано, в карельских могильниках в каждую могильную яму обычно помещался сруб из одного или нескольких венцов; сруб обычно был около 2 м длины и (если могила предназначалась для одного покойника) 0,6 м ширины. В некоторых случаях над срубом устраивалась дощатая крыша. При этом все сооружение вместе с крышей оставалось ниже поверхности земли. В открытых В.И. Равдоникасом могильниках XI-XIII вв. на реках Видлице и Тулоксе (у северо-восточного берега Ладожского озера), принадлежавших, по-видимому, карелам-ливвикам, также существовал обряд погребения в срубе, с той лишь разницей, что сруб с погребением не опускался в могильную яму, а помещался на поверхности земли, и над ним насыпался невысокий курган (В.И. Равдоникас. Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье Л., 1934, стр. 5.)

В наиболее развитой форме (встретившейся в нескольких могилах) это сооружение имело не только крышу, но и пол из досок, вместо пола на дне сруба иногда бывала разостлана звериная шкура или же настлан слой глины (подражание глинобитному полу). Это сооружение представляло собой прямое подобие обычного крестьянского дома; в таком «доме» должна была, очевидно, протекать загробная жизнь умершего.

Аналогичные представления прослеживаются в Карелии и по этнографическим данным.

В глухих районах северной Карелии в конце XIX в. можно было видеть на старых кладбищах небольшие бревенчатые «домики для мертвых», вынесенные на поверхность земли; эти домики представляли собой глухой сруб из нескольких венцов и были снабжены двускатной крышей. К коньку крыши часто был прикреплен резной деревянный столбик, в свою очередь имевший маленькую двускатную крышу. В некоторых случаях это сооружение находилось над могилами двух или нескольких родственников; тогда число столбиков конька указывало на число погребений.

Иногда этот столбик ставили рядом со срубом. С течением времени обряд, видимо, несколько упростился. Вместо сруба со столбиком над могилой стали воздвигать только один столбик, сделавшийся символом «домика мертвых».

Подобные могильные столбы с двускатными крышами и богатой орнаментацией были широко распространены в Карелии еще в XIX в. Во многих местах под давлением православного духовенства столбы были заменены новой формой надгробных памятников - крестами с двускатными крышами

Можно проследить и другую линию развития того же обряда. Уже в XII-XIII вв., вместо устройства целого «дома для мертвого», большей частью ограничивались символическим изображением этого дома в виде сруба из одного венца. Обычай опускать в могилу сруб из одного венца сохранялся в отдельных районах Карелии до конца XIX в. С той же лишь разницей, что срубом окружалось не одно захоронение, а все погребения одной семьи. В других районах вместо могильного сруба могилу стали окружать венцом из бревен, лежащим на поверхности земли. Находящаяся на Тикском кладбище могила легендарного карельского героя Рокача окружена на поверхности земли забором из девяти бревен, т. е. настоящим срубом».

Как видим, это традиции не «древних славян», а карелов и прочих финнов. Предки русских - финно-угры Московии - хоронили своих покойников в «домиках мертвых», что казалось диким для киевских князей, захвативших Залесье. Болгарские попы, приехавшие с киевскими князьями, боролись с этим обрядом, но все равно русские по сей день ставят погребальные кресты с двускатными крышами. Эта русская традиция четко отражает финское происхождение русского этноса.

Всем доброго вечера!

Сказка о избушке на курьих ножках, бабе Яге и царевиче не Иване.

«Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!»

Народная мудрость.

Случилось то в стародавние времена, за тридевять земель в тридевятом царстве. Леса в то время были дремучие, болота не проходимые, зверья много разного водилось: волки, зайцы, медведи, лисы и другие зверушки. А правил той страной царь-государь по имении Березень Великий. И было у того царя детей тьма тьмущая. Царь и порой сам не помнил, как из них и кого зовут. Дошел до царя как-то слух, что поселилась в их лесах Баба по имени Яга. Сказывали, что зла она никому не делает, да не пристало людям рядом с нечистью жить. И позвал он тогда к себе одного из сыновей своих и говорит: – Так, Иван... – Не Иван я. - поправил сын, но царь лишь отмахнулся и продолжил – Значит так, сынок. Пойди-ка ты через дремучий лес и найди-ка ты бабу Ягу, что людям покоя не дает, да избавь честной люд от невидали этакой. Сын поклонился отцу. – Ступай с богом, Иванушка. - благословил государь. – Да не Иван я. - снова поправил царевич. Но государь его не слушал, только помахал рукой на прощание. Стал царевич в путь дорогу собираться, да думу думать, как ему Ягу одолеть. Оседлал своего верного коня, приладил меч, да отправился в путь. Долго ли, коротко ли ехал он, но привела его дорога к речке. А речке той ни конца не края не видно: не в брод перейти, не в плавь переплыть. Даже мосточка худого, и того не сыщешь. Призадумался царевич. Вдруг слышит голос позади спрашивает: – Чего призадумался, Иван-царевич? – Не Иван я. - по привычке ответил он, и только потом обернулся. Видит, стоит девушка-красавица: глаза черные, губы алые, бровки ровные, щеки горят. На плече коса лежит с два кулака толщиной. – А ты откуда тут взялась? - вопрошал царевич. – Да вот гуляла, травки лечебные собирала. - ответила девушка. – А как речку перешла? – Речку-то? - переспросила она. - Так вот что тебя опечалило, ну так это я помогу. - заверила девушка. Вытащила из косы гребень, да как кинет его. И стал гребень мостом ладным через реку. – Ну и ну! -изумился царевич. - Проси, что хочешь за помощь. – Придет время попрошу. А сейчас ступай. - отвечала девушка. – Ну что же. Тогда прощай. – Прощай! - помахала голубеньким платочком она. А парень отправился дальше в путь дорогу. Долго ли коротко ли ехал он, да привела его дорога к чаще глухой - лесу дремучему. Спешился царевич, присел на большой камень у дороги да призадумался, как ему лес пройти. Слышит позади снова голос вопрошает: – О чем призадумался, Иван Царевич? – Не Иван я. - опять по привычке ответил он и вновь только потом обернулся. Видит стоит та же девушка-красавица, да улыбается ему. – Вот и снова свиделись с тобой царевич. – Вот те на! - удивился парень. - Что за чудо, снова ты? Как же красавица сюда быстрее меня добралась? – А меня Леший батюшка довел быстрыми тропками. - отвечала она. – Леший? - почесал царевич затылок. - А через лес провести может? – Через лес? Давай у него спросим. Батюшка Леший, покажись! - крикнула она. – Звала меня, девица-краса русая коса? - из под земли вырос низенький, сморщенный старичок, весь в листьях, а на носу у него росли три маленьких поганки. – Батюшка Леший, проведи Ивана царевича через лес твой, а я уж в долгу не останусь! - просила девица. – Да не Иван я. - в который раз сказал парень – Провести. Ну это можно. - низким грудным голосом, точно медведь прорычал, ответил Леший. - Следуй за мной царевич. И провел хозяин леса царевича через вотчину свою. Вышел парень. Коня под уздцы вывел. Видит поляна перед ним. А на поляне той стоит на курьих ножках избушка, то даже не избушка, а хоромы белокаменные. Подивился царевич, да делать нечего, ясно ему сказали, Ягу изгнать надобно. Подошел он ближе к «избе», да как крикнет во весь свой молодецкий голос: – Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом. Заскрипели хоромы, заворочались, да поворачиваться стали. – Выходи Яга, биться будем. - снова крикнул царевич. Отворилась дверь, и видит парень, а на пороге та самая девица-красавица стоит. – Ну здравствуй Иван царевич. – Не Иван я. Так ты и есть Яга? – Я. - подтвердила девушка. Вот и моя очередь настала тебя просить. Посмотрел царевич на коня, потом на меч, сплюнул под ноги и сказал: – Проси. – Возьми меня в жены, Иванушка, верной супружницей тебе стану. Лихо я не творила, людей лечила, зачем со мной сражаться? – Тьфу ты, невидаль какая, да не Иван я! Ва-си-ли-й! - произнес по слогам царевичь. - Ну а тебя Яга, возьму в жены с большой радостью, понравилась ты мне за красоту твою, да сердце доброе. Мораль сей сказки такова, не все то зло, что Ягой зовется!

Конец!

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных — то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы и т. п.

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма — вместилище души предка — в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры — те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.


Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры