Годы правления святослава 1. Киевская Русь: правление князя Святослава

Главная / Ссоры

И княгини Ольги , родился в 942 году в Киеве. В возрасте трех лет уже стал формальным великим князем из-за смерти отца, но правление фактически осуществляла его мать. Княгиня Ольга правила государством и позже, потому что князь Святослав постоянно пребывал в военных походах. Благодаря последнему, Святослав прославился как полководец.

Если верить древнерусским летописям , Святослав был единственным ребенком князя Игоря и княгини Ольги . Он стал первым известным князем Древнерусского государства со славянским именем, до сих пор были имена скандинавского происхождения. Хотя есть версия, что имя Святослав представляет из себя славянскую адаптацию скандинавских имен: Ольга (Helga - мать Святослава) переводится с древнескандинавского как «святая», а Рюрик (Hrorek - дед Святослава) переводится как «великий, славный», - в раннем средневековье в северной Европе было нормальным давать имя ребенку по матери. Греки называли Святослава Сфендославосом. Византийский император Константин VII писал о Сфендославосе, сыне Ингора, сидящем в Немогарде (то есть Новгороде), что, кстати, противоречит русским летописям, гласящим, что Святослав все детство и юношество провел в Киеве.

Сомнительно также, что четырехлетний Святослав начал сражение княгини Ольги против древлян в 946 году, метнув в них копье.

Княгиня Ольга имела много планов в отношении сына - особенно она хотела крестить его, женить его на византийской принцессе (согласно доктору исторических наук Александру Назаренко), чтобы затем начать крещение Руси .

Все эти планы провалились, Святослав до самой смерти остался убежденным язычником. Он утверждал, что его дружина не будет уважать правителя-христианина. Кроме того, война интересовала молодого князя гораздо больше, чем политика. Летописи упоминали о «рабочем визите» Ольги и Святослава в Константинополь в 955 году, а также о посольстве к королю Германии Оттону I по вопросам крещения Руси.

Все три этих пункта планов княгини позже реализовал ее внук - Владимир Святославович (Великий).

Походы Святослава.

В 964 году Святослав со своим войском отправился на восток в сторону рек Волги и Оки. В 965 году он одолел хазар и волжских булгар, сокрушив таким образом Хазарский каганат и подчинив себе земли нынешнего Дагестана и окрестности. Тогда же под власть Киева перешла и Тмутаракань с окрестными землями (нынешняя Ростовская область) и Итиль (нынешняя Астраханская область).

В 966 году Святослав победил племена вятичей, населявших тогда обширные территории на месте современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Липецкой и Воронежской областей.

В 967 году между Византийской империей и Болгарским Царством разгорелся конфликт. Византийский император отправил посла с почти половиной тонны золота к Святославу и просьбой о военной помощи. Геополитические планы императора были таковы:

  • чужими руками захватить Болгарское царство, которое находилось на пересечении выгодных торговых путей в районе Дуная;
  • ослабить Русь как прямого конкурента и претендента на контроль торговли в Восточной Европе (Русь, кстати, уже была ослаблена войной с вятичами и Хазарским каганатом);
  • отвлечь Святослава от возможного нападения на крымские владения Византии (Херсонес).

Деньги сделали свое дело, и Святослав в 968 году отправился в Болгарию. Он успешно покорил большую часть ее владений, и обосновался в устье Дуная (том самом пересечении торговых путей), но в этот момент на Киев напали печенеги (не подослал ли их кто-нибудь ?), и князю пришлось вернуться в столицу.

К 969 году Святослав окончательно отбросил печенегов в степь, за земли разгромленного Хазарского каганата. Таким образом он практически полностью уничтожил своих врагов на востоке.

В 971 году византийский император Иоанн Цимисхий напал с суши и воды на столицу Болгарии и захватил ее. Потом его войска окружили Святослава в крепости Доростол и взяли его в осаду. Осада продлилась 3 месяца, обе стороны понесли значительный потери, и Святослав вступил в мирные переговоры.

В результате князь Киева и его войско беспрепятственно покинули Болгарию, получили запас провизии на 2 месяца, торговый союз Руси и Византии был восстановлен, но Болгария полностью отошла Византийской империи.

По пути домой Святослав перезимовал в устье Днепра, а весной 972 года отправился вверх по течению. При прохождении порогов он попал в засаду печенегов и был убит.

Напоследок стоит отметить, что, согласно летописям , Святослав имел нестандартную внешность - лысый с чубом, а также длинные усы и серьга в ухе. Некоторые историки считают, что именно у него запорожские казаки переняли стиль.

Князь Святослав Игоревич


Введение


Святослав Игоревич (942 - март 972) - князь новгородский, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец.

В византийских синхронных источниках именовался Сфендослав (греч. ?????????????).

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его "Александром (Македонским) нашей древней истории". По словам академика Б. А. Рыбакова: "Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии ".

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил примерно с 960 года. При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.


Ранние годы


В 964 г. великокняжеский стол занял Святослав Игоревич. Точно не известно, когда именно он родился, равно как не знаем мы почти ничего и о его детских и юношеских годах. Согласно "Повести временных лет", сын Игоря и Ольги появился на свет в 942 г. у немолодых уже родителей, - княгине Ольге было к тому времени 42-44 года. И, очевидно, был он не первым ребенком, в княжеской семье были еще дети (возможно, девочки или мальчики, умершие в детстве), но на момент смерти Игоря не было наследников мужского пола старше Святослава. Рассказывая о походе на древлян, в котором принимали участие Святослав со своим воспитателем Асмудом, летописец подчеркивает, что в 946 году княжич был еще настолько мал, что не мог как следует бросить копьё.

Существует также версия, что Святослав родился около 935 г., а значит, совершеннолетия достиг в середине 50-х годов X в. Подтверждением этой версии может служить тот факт, что отправляясь в 969 г. во второй болгарский поход, князь поручил Русь собственным сыновьям, двое из которых уже правили самостоятельно и были совершеннолетними. Из летописей известно также, что своему сыну Ярополку Святослав собственноручно привел жену, т. е. в 969 г. старший сын князя уже был женат.

Судьба молодого Святослава складывалась счастливо. Великим князем он стал еще в раннем детстве, получив соответствующее воспитание. Великолепно, владел различными видами оружия, был смелым и решительным, любил подолгу ездить верхом. Дружинники, часто выходцы из различных земель, рассказывали княжичу о богатых далеких странах. Покровителями и защитниками этих людей были языческие боги, освящавшие войну и насилие, захват чужих владений и человеческие жертвы; в то же время Перун, языческий бог-громовержец, был воплощением идеалов мужчины-воина.

Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава другой варяг - главный киевский воевода Свенельд.

Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга. С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Но Святослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга стала христианской, то Святослав оставался язычником - и в общественной жизни, и в быту. Так, скорее всего, все сыновья Святослава были от разных жен, ведь у славян-язычников было многоженство. Например, матерью Владимира была ключница-рабыня Малуша. И хотя ключница, державшая ключи от всех княжеских помещений, считалась важной персоной при дворе, ее сына-князя презрительно называли "робичичем" - сыном рабыни.

Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться". Святослав же не слушался мать и отговаривался: "Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?" Но Ольга любила своего сына и говорила: "Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день.

По-разному мать и сын понимали и свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабочена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, нимало не заботясь о Киевской Руси.


Военная деятельность


Святослав прославился как отважный, храбрый, опытный и талантливый полководец, деливший со своими дружинниками все тяготы изнурительной походной жизни. В "Повести временных лет", когда речь идёт о начале военной карьеры князя в 964 г., читаем: "Князю Святославу взрастьшю и взмужавьшю, нача воя евкупляти много и храбр бе так как и само храбр. И легко ходя, аки пардус, войны многие творяше. Ходя воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на угле испек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлаше и седло в головах. Такоже и прочий вой его вси бяху". Детальное описание внешности Святослава оставил византийский писатель Лев Дьякон: "...Среднего роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерны... В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась от одежды приближённых только чистотой".

Интересно, что Святослав предупреждал своих врагов о начале кампании: "И посылаше к странам глаголя: "Хочу на вы ити"".

Первыми, на кого "пошел" Святослав в, 964 г., были вятичи - славянское племя, проживавшее в верховьях Оки и Дона и платившее дань хазарам. Хазарский каганат, когда-то могучее государство, главный соперник Руси в Восточной Европе, в эпоху Святослава переживал далеко не лучшие времена, но все еще удерживал значительные восточноевропейские территории. Покорение вятичей неизбежно привело к столкновению с Хазарией и стало началом восточной войны 965-966 гг. Огнем и мечом прошел Святослав по землям волжских булгар, буртасов, ясов и касогов - давних союзников Хазарии. Во время этой кампании была захвачена хорошо укрепленная крепость Саркел, которую на Руси называли Белой Вежей, разгромлены хазарская столица Итиль на Нижней Волге, а также ряд городов на Каспийском побережье. Захватив богатую добычу, Святослав с триумфом возвратился в Киев. А Хазарский каганат, получив столь сокрушительный удар, через несколько лет вообще прекратил существование.

Важное значение Святослав придавал проблемам Балканского региона. Решал он их традиционно - с помощью военной силы. Толчком к новому походу стало прибытие в Киев византийского посла с просьбой о помощи в войне с Болгарским царством. Византийская империя, управляемая императором Никифором Фокой, находилась в весьма затруднительном положении, ей приходилось одновременно воевать на три фронта її помощь Киева была бы весьма уместной. Свое предложение "выступить в поход против болгар", император подкрепил богатыми дарами. По свидетельству Льва Дьякона, Святославу было выплачено 1500 кентинариев (около 455 кг) золота. Тем не менее, воспользовавшись византийскими деньгами, Святослав предпочел "подчинить и удержать страну для собственного пребывания".

Первый болгарский поход 967-968 гг. был успешным. Флот Святослава с 60-тысячным войском разгромил армию болгарского царя Петра в битве под Доростолом (современная Силистра) и, как сообщает летопись, "захватил городов 80 по Дунаю". Новые земли так понравились князю, что он даже хотел перенести свою столицу из Киева на Дунай, в городок Переяславец: -"...седе княжа в Переяславци, емля дань на Грецех". Здесь он хотел жить, собирая "от Грек Злато, поволоки (дорогие ткани. - Авт.), вино и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони". Осуществиться этим планам так и не удалось.

Разгром Хазарии, служившей на протяжении многих лет довольно сильным щитом против азиатских кочевников, имел неожиданные последствия: на запад ринулась орда печенегов, которые быстро захватили степную полосу и разместилась в непосредственной близости от Киева. Уже в 968 г., воспользовавшись отсутствием Святослава и поддавшись уговорам Византии, печенеги неожиданно напали на город, где "затворилася" Ольга с тремя сыновьями Святослава. Над Киевом нависла страшная угроза. Значительного воинского контингента в городе не было, и выдержать долгую осаду Киев не мог. В летописи сохранился рассказ об отважном юноше, который с огромным риском для жизни пробрался через вражеский лагерь и предупредил Святослава об опасности. Получив весть об осаде столицы, князь вынужден был срочно возвращаться из похода и выручать семью из беды. Однако далеко печенеги не ушли и до конца X в. стояли на Стугне, в 30 км от Киева, создавая постоянную военную угрозу.

Похоронив в 969 г. княгиню Ольгу, Святослав становится единовластным правителем Руси и наконец дает волю своим антихристианским настроениям. Начинается период ужасающих массовых репрессий, направленных как против христиан-иностранцев, так и христиан-русичей. Среди погибших был князь Глеб, которого считали неродным братом Святослава. Возможно, именно он сопровождал Ольгу в ее путешествии в Константинополь и был тем таинственным племянником, который упоминается в источниках. За веру Святослав преследовал как представителей элиты, в том числе своих родственников, так и рядовых христиан: количество убитых достигло нескольких тысяч. Ненависть князя распространилась и на христианские храмы, в частности в Киеве были разрушены церкви Святой Софии и Святого Николая на Аскольдовой могиле, построенные Ольгой.

Поквитавшись с христианами и фактически передав управление Русью своим сыновьям, Святослав собирает новое войско и осенью 969 г. отправляется во второй болгарский поход. Поначалу кампания складывалась довольно успешно: в 970 г. ему удалось подчинить почти всю Болгарию, захватив её столицу и "едва не дойти к Царюграду". С невиданной ранее жестокостью князь расправляется с местными жителями-христианами. Так, захватив Филиополь, он истребил 20 тысяч болгар-христиан, то есть практически все население города. Неудивительно, что в дальнейшем удача отвернулась от князя. В битве при Аркадиополе он впервые в жизни получил сокрушительное поражение и вынужден был отойти и закрепиться в Доростоле. Военная инициатива переходит к Византии, решившей положить конец присутствию русичей на Балканах.

Весна 971 года ознаменовалась началом наступления войск нового византийского императора Иоанна I Цимисхия на болгарскую столицу Преслав. 14 апреля она была захвачена, болгарский царь Борис вместе с семьей попал в плен, а остаткам русского гарнизона пришлось бежать в Доростол, где размещалась ставка Святослава. Именно здесь и развернулись важнейшие события болгарской войны. Выдержав почти трехмесячную осаду, 21 июля Святослав вышел на бой под стены города. Изнурительная битва, в которой погибло около 15000 русов, была проиграна. Большие потери понесли и войска императора. Однако сдаваться Святослав не собирался, хотя и понимал безнадежность своего положения - к военным неудачам добавился голод. Не мог князь и отступить на Русь - византийский флот перекрыл устье Дуная.святослав князь военный русь

В конце июля император наконец согласился начать предложенные Святославом переговоры, которые завершились подписанием крайне невыгодного для Руси мирного договора (текст этого соглашения приводится в "Повести временных лет"). Договор лишал Русь почти всех преимуществ, добытых предыдущими князьями, в частности Киев отказывался от претензий на византийские владения в Крыму. Черное море перестало быть "Русским". Вместе с тем, император гарантировал дружине Святослава беспрепятственный проход домой и обещал предоставить продовольствие на обратный путь. Восстанавливались также торговые отношения между государствами.

После подписания договора Святослав еще довольно долго находился на Балканах и лишь осенью отправился на родину. По дороге русское войско разделилось: одна часть, во главе с воеводой Свинельдом, двинулась по суше, а сам князь "с малом дружини" и военной добычей поплыл по Дунаю и Черному морю к Днепру. Однако на днепровских порогах его поджидали печенеги, предупрежденные посланцем Цимисхия Феофилом Евхаитским о возвращении ослабленного противника. Святослав не отважился на битву и остался зимовать в Белобережье, в устье Днепра. Изможденное голодной и холодной зимовкой русское войско весной 972 г. все же двинулось к Киеву, но так и не смогло прорваться через пороги. Святослав погиб в бою от печенежской сабли, а из его черепа, как сообщает легенда, хан Куря приказал сделать украшенный золотом кубок и "пьяху в нем", надеясь перенять лучшие качества побежденного врага.

Таким стал последний путь князя Святослава, мужественного воина и полководца, больше похожего на былинного богатыря, чем на мудрого и дальновидного государственного деятеля.


Образ Святослава в искусстве


Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию "Ольга" Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создаёт пьесу, посвящённую жизни Святослава. В картине И. А. Акимова "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях ("Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих" ).

В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. В это время К. В. Лебедев пишет картину, иллюстрирующую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием. В начале XX века Е. Е. Лансере создаёт скульптуру "Святослав на пути к Царь-граду". Святославу посвящено стихотворение Велимира Хлебникова, исторический роман "Святослав" (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть "Черные стрелы вятича" В. В. Каргалова. Яркий образ Святослава создан Михаилом Казовским в его историческом романе "Дочка императрицы" (1999). В романах Александра Мазина "Место для битвы" (2001) (окончание романа), "Князь" (2005) и "Герой" (2006) подробно описан жизненный путь Святослава, начиная от сражения сдревлянами (946 год), и заканчивая смертью в 972 году в сражении с печенегами.

Святославу Игоревичу посвящён музыкальный альбом "За солнцем вслед" (2006 год) пэган-метал группы Butterfly Temple. Группа "Иван Царевич" - "Иду на Вы!" Песня повещена победе Святослава над Хазарским каганатом. Образ Святослава используется в песне "Ранним утром" группы "Калинов Мост". Так же группа "Реанимация" посвятила песню гибели князя под названием "Погибель Святослава".

В 2003 году в издательстве "Белые альвы" вышла книга Льва Прозорова "Святослав Хоробре. Иду на Вы!". В последующие годы книга неоднократно переиздавалась.

Портрет Святослава используется в эмблеме ультрас футбольного клуба "Динамо" (Киев), название "Святослав" носит также печатное издание болельщиков киевского "Динамо".


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Великий князь, который навсегда вошел в историю Руси как князь воин. Мужеству и самоотверженности князя не было придела. О Святославе Игоревиче сохранилось не очень много сведений, даже дата его рождения точно не известна. Летописи донесли до нас некоторые факты.

  • Князь Святослав Игоревич (храбрый). Родился в 942 году, погиб в марте 972.
  • Сын князя Игоря и княгини Ольги.
  • Князь новгородский 945-969 г.
  • Великий князь киевский с 964 по 972 г.

Первый раз имя Святослава упоминается в летописи, описывающей события 945 года, когда мать Святослава княгиня Ольга направилась с войском к древлянам мстить за смерть мужа князя Игоря. Святослав был совсем ребенком, но принял участие в сражении. Участие его было символическое и заключалось в следующем. Святослав сидя на коне находился впереди киевской дружины. По воинской традиции того времени именно князь должен был начать бой. Святослав и начал — бросил копьё. И не важно что оно не улетело далеко, факт заключался в том, что князь дал начало битве.

Святослав получил именно воинское воспитание. В качестве его наставника упоминается Асмуд. Полководческому искусству вести войны обучал Святослава главный киевский воевода Свенельд.

С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Хоть князь и был киевский, в столице сидеть он не любил. Внутренние дела государства его не увлекали. Зато походы были для него всем. Пишут, что разделял быт с простыми дружинниками, ел вместе со всеми, не имел в походе никаких особенных удобств.

Дружина Святослава, необремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников, и более того, перед походом посылал неприятелю предупреждение.

Конец Хазарского каганата

Первый большой поход Святослав и пожалуй самая известная его победа пришлись на 964-65 год. Существовало тогда в низовьях Волги сильное иудейское государство Хазарский каганат, который обложил славянские племена данью. Дружина Святослава вышла из Киева и направилась в земли вятичей, которые в ту пору платили хазарам дань. Киевский князь повелел вятичам платить дань Киеву, а не хазарам.

Святослав направил свои дружины против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Волжская Булгария — тоже мощное государство — была вынуждена откупиться данью киевскому князю и дала согласие пропускать русских купцов через свою территорию.

Побеждая во всех битвах, князь сокрушил захватил и разрушил столицу иудейской Хазарии город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе. На берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае — город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.

Как Византия погубила князя киевского

За Волжскими походами 964-966 гг. последовали два Дунайских похода Святослава. В ходе их Святослав предпринял попытку создать огромное русско-болгарское царство с центром в Переславце на Дунае, которое в геополитическом плане могло стать серьезным противовесом Византийской империи.

Первый поход в Болгарию случился в 968 году. На тот момент его повел туда долг чести — договор с Византией, заключенный в 944 году еще князем Игорем . Связался Святослав с Европой, в итоге и погиб . Но это было позже.

Посол византийского императора Никифора Фоки по имени Калокир призвал Святослава в Болгарию якобы для защиты интересов его императора. На само же деле расчет был в том, чтоб столкнуть между собой Русь и болгар, дабы ослабить обе державы.

Переяславец

Святослав с 10-тысячным войском разгромил в три раза превосходившее по численности войско болгар и захватил город Малую Преславу. Этот город Святослав назвал Переяславцем. Святослав даже хотел перенести столицу в Переяславец из Киева, мотивируя это тем, что этот город находится по середине его владений. Но у Византии были другие планы, о которых Святослав видимо не знал.

Император Никифор Фокой подкупил печенежских вождей, согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. Из Киева удалось послать известие Великому князю, который оставив часть своей дружины в Переяславце, поспешил в Киев и разбил печенегов. Через три дня княгиня Ольга умерла.

Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями:

  • Ярополка посадил княжить в Киеве,
  • Олега послал в Древлянскую землю,
  • Владимира — в Новгород.

Сам же вернулся на Дунай.

Византия затягивает петлю

Пока князь был в Киеве, в Переяславце поднялось восстание, и болгары выбили русских дружинников из города. Князь никак не мог смириться с таким положением дел, и опять повел войска на запад. Он разгромил войско царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Весной 970 года Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя.

Дружинам его оставалось всего лишь четыре дня пути по равнине до Царьграда. Здесь и произошла битва с византийцами. Святослав победил, но потери были велики и князь принял решение дальше не идти, а, взяв с греков «дары многие», вернулся назад в Переяславец.

В 971 году война продолжилась. В этот раз византийцы хорошо подготовились. На Болгарию со всех сторон двинулись заново подготовленные византийские армии, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русские к Дунаю. Последним оплотом стал город Доростол, где войско Святослава оказалось в осаде. Более двух месяцев византийцы осаждали Доростол.

22 июля 971 года произошел последний бой. Надежды выжить у русских уже особо не было. Бой был очень упорным, и многие русские воины погибли. Князь Святослав вынужден был отступить обратно в Доростол. И решил русский князь заключить мир с византийцами, поэтому советовался с дружиной: «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань – этого с нас и хватит. Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И воины согласились, что князь их говорит правильно.

Святослав начал переговоры о мире с Иоанном Цимисхием. Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо.

Последний поход

Не смотря на явное превосходство византийцев в силе, Святослав сумел заключить мир с греками. После чего он вместе с дружиной отправился на Русь по рекам в ладьях. Один из воевод предупредил князя: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его.

А византийцы печенегов то известили, намекнув на большие богатства, которые везет с собой князь Святослав. Когда Святослав подошел к порогам, оказалось, что прохода нет. В бой князь не вступил, а решил переждать и остался зимовать.

С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но таки попал в засаду и погиб. Печенеги никуда не отступили, а ждали упорно. Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так погиб князь Святослав Игоревич. Случилось это в 972 году.

  Князь Святослав был объявлен правителем Киевской Руси после гибели своего отца — великого князя Киевского Игоря , с которым за произвол при взимании дани жестоко расправились древляне. Однако управлять государством ему пришлось лишь после кончины его матери — княгини Ольги .

Русь в это время представляла собой подвластные Киеву отдельные земли, где обитали восточнославянские, финно-угорские и другие племена, которые платили ему дань. При этом механизм взаимодействия центра и подчиненных ему территорий еще не вполне сложился. Государство занимало огромное пространство, где многие волости управлялись племенными вождями, хотя и признавшими верховную власть Киева, но продолжавшими жить по своим законам.

Еще при жизни отца Святослав вместе со своим дядькой-кормильцем Асмудом был отправлен на княжение в Новгородскую землю. После смерти князя Игоря правительницей Руси при малолетнем наследнике стала княгиня Ольга. Она смогла заставить служить себе великокняжескую дружину, возглавляемую могущественным воеводой Свенельдом . С ее помощью она жестоко подавила бунт древлян, уничтожив фактически всю родоплеменную верхушку и старейшин этого племени. Хотя Святослав был еще ребенком, он, наряду с опытными воинами, переносил все тяготы военного похода на столицу древлянской земли — Искоростень, который был захвачен и предан огню.

Показав силу великокняжеской власти, Ольга совершила объезд русских земель и занялась их устроением. Она организовала погосты для сбора дани и установила уроки — определенного размера выплаты с населения, что стало первым проявлением государственного устройства Руси.

Княгиня Ольга придерживалась мирной внешней политики, и это способствовало экономическому укреплению страны. Приняв святое крещение в Константинополе, она хотела распространить православие в собственной стране, но ее попытки натолкнулись на сопротивление языческой партии, во главе которой стоял князь Святослав. В 962 году он оттеснил Ольгу от управления страной. Святослав взял курс на расширение границ государства и начал проводить завоевательную политику, вынашивая планы создания русской державы с центром на Балканах.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  964 г. Начало государственной деятельности князя Святослава.

  964 г. Военный поход князя Святослава против вятичей.

  965 г. Обретение Волжской Булгарией независимости от хазар.

  965 г. Разгром Святославом Хазарского каганата, буртасов и Волжской Булгарии.

  966 г. Подчинение вятичей власти Киева и наложение на них дани.

  967 г. Приезд в Киев посла византийского императора Калокира.

  967 г. Война Святослава с Болгарией за Подунавье. Взятие им 80 городов, в том числе Доростола и Переяславца. Княжение Святослава в Переяславце. Наложение им дани на греков.

  968 г. Покорение Святославом Игоревичем вятичей.

  969 г. весна — Нападение печенегов на Русскую землю. Осада ими Киева. Возвращение Святослава в Киев.

  969 г. — Начало княжения Владимира Святославовича в Новгороде.

  969 г. 11 декабря — Убийство византийского императора Никифора Фоки. Вступление на императорский престол Иоанна Цимисхия.

  970 г. Великий князь Святослав разделил русские земли между сыновьями, передав Киев Ярополку, Древлянскую землю — Олегу, а Новгород Великий — Владимиру.

  970 г. 30 января — Смерть болгарского царя Петра и вступление на престол Бориса II.

  970 г. Война Святослава в Болгарии в союзе с венграми против Византийской империи.

  970 г. Повторное взятие Святославом Переяславца.

  971 г. 23 апреля — 22 июля Осада войска Святослава византийской армией в крепости Доростол. Поражение Святослава.

  971 г. Заключение Святославом унизительного мира с Византийской империей.

  971 г. Отъезд князя Святослава в Переяславец-на-Дунае.

  972 г. весна — Гибель великого князя Киевского Святослава на днепровских порогах.

Святослав получил должность и звание великого полководца в возрасте примерно трех лет. Его отец, прямой потомок первого Рюрика Игорь, был убит древлянами, но он сам оказался слишком мал, чтобы возглавить государство. Потому до самого совершеннолетия в Киеве управлялась его матушка – Ольга. Но всякому приходит свой срок, и Святослав Игоревич тоже оставил свой неизгладимый след в истории, о чем мы и поговорим сегодня.

Биография князя Святослава: история великого воина

Если положиться на сведения, данные нам древнерусскими летописями, то Святослав был единственным сыном Игоря, прямого наследника первого Рюрика, по сути являясь его внуком. Матерью мальца была княгиня Ольга, которая имеет довольно смутное происхождение. Многие считают, будто она является дочерью Олега, прозванного Вещим, другие называют варяжской принцессой Хельгой, а третьи вообще разводят руками, думая, будто она была обычной псковской крестьянкой. Точно выяснить, в каком году она произвела на свет Святослава не представляется возможным, есть только несколько разрозненные указания из древних свитков.

Согласно Ипатьевской летописи, рождение Святослава приурочивается к 942 году, как раз в то время, когда Игорь принес поражение после неудачного похода в Византию. Однако ни в «Повести временных лет», ни в Лаврентьевском списке подобных сведений. Историков озадачивает тот факт, что столь важное событие было упущено летописцами, как несущественное. В литературных произведениях порой называется и другая дата – 920 год, но доверять им, как историческим источникам нельзя.

Все предки великого князя Святослава носили скандинавские (варяжские) имена, он стал первым, которого назвали по-славянски. Однако историки и тут искали подвох. К примеру, Василий Татищев отыскал византийские свитки, в которых имя это читалось, как Сфендославос (), из чего он сделал вывод, что это соединение греческого варианта Свен или Свент и русского окончания -слав. Со временем, первая часть имени трансформировалась в вариант Свят (святой).

Личные качества и детство князя

Отыскать первое упоминание имени Святослава документального плана можно в договоре, который его отец Игорь составил с Византией в 944 году. По разрозненным сведениям, Рюрикович был убит древлянами за непомерную жадность в 945 или даже в 955 году, но первая дата кажется более вероятной. После этого, супруга Игоря и мать будущего князя Ольга, выждала еще год и отправилась в военный поход, чтобы отомстить своим мятежным подданным.

Согласно дошедшим до нас преданиям, сынишка в это время тоже был с нею. «Повесть временных лет» гласит, что он размахнулся и бросил тяжелое копье, которое пролетело между ушей коня и упало к его ногам. Так и началось истребление древлян за убийство князя. Мальчик действительно рос воинственным и смелым, находясь при этом постоянно при матери. Он воспитывался не няньками да мамками, а сокольничими и дружинниками.

Стоит сказать несколько слов и о внешности молодого и отважного князя, все помыслы которого направлены были исключительно на военные достижения, походы, сражения и великие победы. Знаменитый византийский историк и писатель Лев Диакон пишет, что видел Святослава на ладье, вместе с подданными. Он сидел на веслах, как и остальные, не гнушаясь тяжелой работы, если это было нужно. Тот же источник пишет, что он был среднего роста, со светлыми, голубыми глазами. Голова его было гладко выбрита, только на макушке торчал клок светлых волос, признак княжеского рода.

Диакон пишет, что это был молодой мужчина крепкого телосложения, коренастый и красивый, несмотря на слегка хмурое выражение лица. В одном ухе Святослав носил золотую серьгу, украшенную карбункулом, нос его был курнос, а над верхней губой пробивались ранние усы. Русский профессора Сергей Соловьев считает, что у него была редкая борода и две косы, заплетенные на скандинавский манер.

Правление князя Святослава

Считается, что до самого начала правления в Киеве, Святослав постоянно был со своей матерью Ольгой, но это не стыкуется с некоторыми историческими сведеньями. Византийский император того времени Константин VII Багрянородный отмечал, что в Новгороде в 949 году правил «Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Потому многие считают, что молодой князь был посажен на престол этого города еще задолго до безвременной смерти отца. Однако со сроками это никак не согласуется. Есть свидетельства того же императора, будто Святослав был в посольстве Ольги во время ее визита в Константинополь в 957 году.

Начало княжения

Мать юного князя Святослава Игоревича, великая княгиня Ольга, рано прониклась византийской культурой. Приблизительно в 955-957 годах она приняла крещение, отправившись для этого в Царьград, где для данных целей ей даже был выделен собственный епископ. После этого она неоднократно просила сына последовать ее примеру, но он был убежденным язычником и только посмеивался над матерью, считая, что на нее просто блажь нашла. Да и ко всему, среди языческого воинства едва ли удалось бы заслужить авторитет христианину.

Как уже упоминалось, Лев Диакон говорит, что в посольство Ольги в Царьграде входили и люди Святослава, однако даров они получили очень мало, даже меньше, чем ее рабыни на первом приеме. Во время второго визита имя наследника вообще не упоминается. Советский историк и филолог считает, что все намного банальнее. Он говорит, что Святослав приехал сватать греческую принцессу, в чем ему вежливо, но вполне доступно было отказано. Потому после первого приема он просто убрался восвояси, так и ставшись до конца жизни язычником.

История князя Святослава довольно запутанна и туманна, но его отношение к христианству в целом прослеживается прекрасно. Первый миссионер и архиепископ Адальберт Магдебургский пишет, что в 595 году королева ругов Ольга прислала посольство к Оттону I Великому, королю германскому, где и обсуждались вопросы повального крещения Руси. Тот не преминул тут же послать епископа со свитой, но миссия их в Киеве в 961 году завершилась ничем, то есть полным провалом.

Это может свидетельствовать о том, что у власти на то время уже была не Ольга, убежденная христианка, а ее упрямый отпрыск. Следующие сведения уже касаются 964 года. Знаменитый Нестор в своей «Повести…» рассказывает о том, каким храбрым и сильным воином был князь Руси Святослав, каким уважением пользовался среди своей дружины и какой славой покрыл себя перед народом.

На троне: достижения и военные походы

Приблизительно в 960-961 годах хазарский царь Иосиф жаловался в письме сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту, будто ведет нескончаемую и упорную войну с русами, которую ни выиграть, ни завершить никак не может. Он считал, что, не пуская их по морю к Дербенту, защищает все исламские земли, вкупе с мусульманской верой, так как эта армия может завоевать и Багдад. Действительно, за предыдущие годы русские успешно починили практически всех хазарских данников – восточно-европейских славян. Русы желали получить стратегический Керченский пролив и Поддонье, потому война была явно неизбежна, и никакой Иосиф не мог встать у них на дороге.

  • Поход в Хазарию.

Согласно данным «Повести…» в 964 или 965 году великий князь Святослав выступил в сторону Оки и Волги. По пути он встретил вятичей, но не стал покорять их и обкладывать данью, так как по всей видимости, преследовал иные цели. В следующем году он подошел вплотную к Хазарии, а именно к Белой Веже (Саркел, сегодня находящийся под водой Цимлянского водохранилища). Хазары выступили навстречу князю со своим каганом и потерпели сокрушительное поражение. Была разграблена русскими столица Хазарии, город Итиль, Семендер и многие другие выше по течению Волги.

Удалось Святославу покорить также ясов, что их угров, и касогов. Арабский путешественник и географ того времени, Абуль-Касим Мухаммад ибн Хаукаль ан-Нисиби называет среди «трофеев» князя еще и Волжскую Булгарию в 968 или 969 годах. Ему удалось сокрушить крепкий до того Хазарский каганат, тогда же к Руси присоединился город Тмутаракань. По некоторым данным, русские стояли в Итиле вплоть до 980 года. Но еще до этого, в 966 году были все-таки покорены вятичи, с наложением на них дани, о чем пишет «Повесть временных лет».

  • Недоразумения с Болгарским царством.

Начиная с 967 года меж Византией и Болгарским царством неожиданно разгорелся конфликт, причины которого историки трактуют по-разному. В том же году или спустя год император греков Никифор II Фока решил подлизаться к Святославу и отправил к нему посольство. Оно везло щедрые дары, историк говорит, о почти половине тонны золота (15 кентинариев), не считая всего остального. Основной целью этого было, по всей видимости, сокрушение Болгарского царства, при этом чужими руками, как бы и не принимая в этом особого участия.

Глава посольства в Киев Клокир со Святославом вопросы «порешал» и договорился не только о завоевании Болгарского царства, но и о том, что тот поможет ему отобрать византийский престол. В 968 году русские войска вошли в Болгарию и выиграли решающую битву под Доростоле (Силистра), хотя саму крепость взять не удалось. Зато удалось захватить более восьми десятков других укрепленных городов. Он устроил свое поселение в Переяславце, что на реке Дунай, куда ему привезли и дары от греков.

Но тут пришли вести, что мятежные печенеги, зная, когда князя нет в городе, осадили Киев и Святославу Игоревичу пришлось спешно возвращаться домой. Российский историк Анатолий Новосельцев считает, что подбить кочевников на такой шаг могли хазары, но и византийское вмешательство полностью исключать нельзя, ведь эта страна всегда отличалась нечистоплотными решениями для своей пользы. Князь с конной дружиной легко отогнал толпы печенегов обратно в степь, но оставаться дома не захотел, даже несмотря на смерть горячо любимой, хоть и зачастую порицаемой, матери, великой княгини Ольги, впоследствии признанной святой.

Географически Переясловец, который так полюбил князь Святослав Игоревич, определить очень сложно. Многие считают, что это городок-порт на Дунае, под названием Переслав или Переслав Малый. Татищев приводит свидетельства, будто в то время, пока Святослав пугал печенегов по Киевом, его наместнику в Переясловце Волку приходилось постоянно обороняться от набегов болгар, что опять же свидетельствует о близости болгарской столицы Преслава Великого. Там же есть данные, что при последней битве киевскому князю удалось захватить и самого болгарского царя Бориса.

  • Византийская война.

Посидеть спокойно в Переясловце Святославу не удалось, хотя и не того он был склада человек, чтобы просто остаться на месте. Его тянуло в битву, в сражение, завоевывать для себя и народа славу и богатства, которые не забудут вовеки веков. Уже в 970 году он заключил сделку с болгарами, уграми (венграми) и печенегами, что подчинялись ему, и напал на историческую область Фракию, принадлежащую Византии. Лев Диакон говорит, что на стороне киевского князя было более тридцати тысяч ратников, в то время как греческий полководец Варда Склир мог располагать не более, чем двенадцатью тысяч воинов.

Русское воинство подошло очень близко к Царьграду (Константинополь) и встало в осаду Аркадиополя. Там сперва были окружены и перебиты печенеги, вслед за ними болгары и только потом разгромлена и дружина Святослава. Так говорит Диакон, но «Повесть временных лет» трактует события несколько иначе. Она гласит, что великий князь подошел по самые стены столицы, не стал нападать, а лишь взял богатую дань.

Вопреки ранним ожиданиям, Византия осталась очень недовольной оккупацией русскими болгарских владений. Вместо слабенького христианского соседа, греки получили сильного, мужественного и отважного язычника, который не готов был останавливаться на достигнутом. Вступивший во власть в 969 году император Иоанн I Цимисхий стал готовиться к войне с русами, понимая, что договорным путем с ними решить вопросы никак не получится. Ранней весной 971 года лично правитель в сопровождении пяти тысяч воинов перешел Балканские горы, а основная часть армии следовала следом, под началом знаменитого евнуха Василия Лакапина.

В Переясловце узнали об ударном отряде Иоанна довольно поздно, потому пришлось укрываться за стенами города, хотя на то время там стояла дружина их восьми тысяч ратников. Это было роковой ошибкой, так как подоспела подмога византийцев и они взяли город приступом. Тогда погибло много воинов-руссов, а Волку и его соратникам удалось спрятаться в крепости дворца царя Симеона. Святослав, который как раз был на подходе, попытался отбить город, но ему это не удалось. Он был взят в осаду в знаковом месте – крепости Доростола, откуда все начиналось и спустя три месяца изнурительных стычек и голода стал искать мира. Он отдал Византии Болгарию, а сам был отпущен восвояси, с условием восстановления собственного отца от 944 года (военно-торговое соглашение).

Личная жизнь и смерть великого воина Святослава Игоревича

Правление князя Святослава наполнено военными подвигами и победами. Он сам, словно и не знатного рода, брал в руки оружие и сражался всегда в первых рядах. Однако не помешает рассказать немного и о том, каким же он был в быту, имел ли детей и какое наследие оставил после себя этот человек. Он всегда стоял на своем, отстаивал веру предков, охранял пределы государства и старался как можно больше расширить их, потому даже настолько далекие потомки, как мы с вами, могут по заслугам оценить его вклад в историю великой Киевской Руси.

Семейная жизнь: резиденция, браки и дети

О свадьбах-женитьбах великого князя киевского есть очень мало информации у летописцев того времени. Видимо, особого внимания он этому моменту не уделял, а больше был занят военным делом. Политика князя Святослава более была направлена вовне, чем внутрь страны, это тоже сыграло свою роль. Основной резиденцией его считается Киев, но все же появлялся там правитель довольно редко. Он не любил свою столицу и лучше чувствовал себя на воле, к примеру, в том же Переясловце, где знал, что все под контролем.

«Повесть временных лет» цитирует его слова, будто пишет он матери, зовущей его домой, что «не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце», «куда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы». Однако имеется сведения, по крайней мере, о трех сыновьях.

  • Ярополк Святославович (955 года рождения), князь киевский (972-978 годы), князь новгородский (977-978 годы).
  • Олег Святославич (955 года рождения), князь древлян (970-977 годы).
  • Владимир Святославич, известный также как Владимир I, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир Святой (около 960 года рождения), князь новгородский (970-988 годы) и киевский (978-1015 годы).

Ни имен, ни указаний на родство матерей первых двух отпрысков история не указывает. Зато уже о матери Владимира известно кое-что. Звали ее Малуша Любечанка и была она не знатного рода, а служила ключницей у матери Святослава Ольги, когда еще была совсем дитя. После этого была отдана в наложницы князю. По легенде, именно ее брат стал прототипом для создания образа русского богатыря Добрыни Никитича.

Византийский хронист и чиновник девятого века Иоанн Скилица говорит еще об одном брате Владимира, по имени Сфенг, который в 1016 году якобы помогал грекам подавлять мятеж Георгия Цула в Херсонесе. Однако русский историк Александр Соловьев считает, что речь идет вовсе не о еще одном сынке Святослава, а о его внуке, сыне Владимира Мстиславе Храбром, князе Тмутараканском и Черниговском.

Предательство и смерть отважного воина

После заключения сепаратного мира с Византией, Святослав с войском был благополучно отпущен домой, куда он и отправился, погрузившись на ладьи. Однако, понимая, что он никогда не оставит греков в покое, император приказал оповестить кочующих вокруг Киева печенегов о возвращении его в окружении очень малочисленного войска. Хазарский каганат был наголову разгромлен, а пути на Восток открыты, хитрые византийцы не могли упустить такой шанс.

Князь в 971 году подошел к Днепру и хотел подняться по нему в Киев, но воевода, имя которого сохранилось в «Повести…», как Свенельд, предупредил, сто выше над порогами стоят печенеги, готовые уничтожить остатки дружины Святослава. Однако подойдя к порогам по суше, он и тут не избежал битвы, так как на него напал печенежский князь Куря, что и убил сына Игорева. Те же сведения подтверждает византиец Лев Диакон. Он говорит, что русскому воинству была устроена засада паценаками (печенегами).

Великий русский историк Николай Карамзин, впрочем, как и все его последователи, считают, что именно греки убедили печенегов напасть на русичей и убить их. Они опасались растущей мощи и влияния Киевской Руси. Если проанализировать трактат Константина Багрянородного «Об управлении империей», то можно найти строки, в которых открытым текстом пишется, что следует подружиться с паценаками, для совместной борьбы с уграми (венграми) и русскими. Нестор-летописец приписывает гибель Святослава оттого, что он ослушался воли родительской и не принял крещение, как велела ему Ольга. Однако подобное развитие событий является крайне маловероятным.

Увековечение памяти в народе

Личность великого воина князя Святослава Игоревича привлекла деятелей искусства далеко не сразу, хотя военных песен о нем современники помнили много. Русские поэты и художники вытащили образ славного воителя, смелого и неподкупного, отряхнут от вековой пыли и использован во времена русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Ведь все это снова происходило на Дунае, несложно было провести аналогию. К примеру, в картине Ивана Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показано все метание души воина, между семьей и долгом перед государством.

К девятнадцатому веку интерес к фигуре Святослава несколько поутих. Однако в 1843 вышла повесть Александра Фомича Вельтмана «Райна, королевна болгарская», о болгарских войнах князя. На заре двадцатого века была возведена скульптура «Святослав на пути к Царь-граду», созданная Евгением Лансере, русским скульптором-анималистом. Образ упрямого князя использовался уже в наши дни неоязычниками, в качестве примера стойкости взглядов и мировоззрения. Памятники Святославу Игоревичу есть в Киеве, Мариуполе, Серпухове, Запорожье.

Не слабый резонанс вызвал один из памятников к 1040-летию разгрома Хазарского каганат, который сперва планировалось поставить в Белгороде, но в итоге он был воздвигнут в деревне Холки. Все дело в том, что скульптор Вячеслав Клыков изобразил на щите поверженного хазарина шестиконечную звезду Давида, в чем усмотрели антисемитизм. В итоге щит поменяли, а саму скульптуру поставили в селе, чтобы не мозолила глаза. Святослав также является символом ультрас футбольного клуба «Динамо» из Киева. Они даже выпускают газету с тем же названием.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры