Как создать с нуля персонажа художественного произведения. Как придумать персонажа для книги? Построение персонажа

Главная / Бывшие

Каждый человек имеет любимый мультипликационный персонаж, но как они впервые появились на свет? Много исследований и любви уходит на создание общепризнанных символов.

Итак, сегодня мы дадим вам десять отличных советов по всему, что вам нужно знать о дизайне персонажей, используя удивительные примеры из Envato Market .

1. Выбор Темы

Начинать новый дизайн персонажа - это как смотреть на пустой холст. Это захватывающее, но страшно и может даже заставить дрожать ваши колени. Ключ к сохранению спокойствия в этот момент - это прежде всего выбор темы.

Смотрите, этот персонаж определенно на морскую тему ?

Что вы хотите, чтобы кто-то сразу увидел, почувствовал или понял, когда они смотрят на ваших персонажей? Позвольте этому чувству подпитывать общий вид вашей темы.

Начните с упрощения вашей темы в однословные ответы которые описывают персонажа. Такие слова, как вестерн, ретро, и футуристический все представляют различные периоды времени. На противоположной стороне спектра слова: всезнайка, холодный или злодейский показывают больше на стиль и характер.

Когда тема выбрана, составьте список деталей, которые помогут усилить ее. Отметьте все, что отлично подходит вашему персонажу.

Осень и животное - два отличных слова, которые помогут вам с темой для .

2. Разработка Предыстории

Закройте свои глаза. Представьте своего персонажа, проходящего через каждый этап своей жизни. С того момента, как они родились в вашем мире, до самого последнего свидания, в какой жизни вы ожидаете, что ваш персонаж будет жить?

Этот снеговик просто не мог бы существовать, не живя в холодном зимнем пейзаже.

Предыстория включает в себя всю основную информацию, которую вы должны знать. Чтобы создать его, погрузитесь в исследование разных мест, культур, профессий и т.д. Знакомство с вашим персонажем походит на создание нового лучшего друга. Вы должны знать абсолютно все о них, чтобы вы могли перенести предысторию в их дизайн.

Ниже приведен основной список вопросов, которые могут помочь вам в этом.

  • Где они живут?
  • Кто их родители?
  • Какая у них работа?
  • Кто их лучший друг?
  • Какую еду они любят?
  • Какой их любимый цвет?

Всем известно, что Спанч Боб Квадратные Штаны живет в ананасе и работает поваром в Krusty Krab. Итак, вы видите, какие подсказки вы можете получить из этих ответов?

Как это повлияло бы на ваших персонажей, если бы они были из США, в отличие от Испании? Или жили в разных климатах? Независимо от того, насколько глупо вы себя чувствуете, ответьте на все эти вопросы как можно лучше и даже добавьте дополнительные вопросы в список. Если вам нужна дополнительная помощь, начните с того места, которое вы знаете.

3. Дайте вашему персонажу имя и личность.

Привет меня зовут ___.

Ваш персонаж - это ваш ребенок. Вы буквально родили его из своего творческого сознания всего несколько минут назад, поэтому вполне естественно, что вы награждаете его подходящим именем.

У монстров тоже есть имена! Давайте назовем этого парня Тед.

Ваш персонаж выглядит как Салли, Джо или Спот? В наши дни имена малышей дико креативны, так почему бы не быть столь же творческими с вашими именами персонажей? Исследуйте происхождение, значение и правильное произношение, чтобы найти то имя, которое действительно подходит.

И когда вы наконец начнете рисовать их, продолжайте проверять, связан ли он все еще с этим именем. Может быть, ваш персонаж вместо «Стива» стал похож на «Стефана», поэтому, если нужно, убедитесь, что есть достаточно пространства для смены имени на подходящее.

Люди притягиваются к личностям. Вы видите себя или кого-то, кого знаете в своих персонажах? Так же, как с предысторией, убедитесь, что вы понимаете индивидуальность своего персонажа, от того, что ему нравится, до типа шуток, которые он мог бы произнести. В конце концов, чем больше вы знаете, тем лучше это в конечном итоге перерастет в действительно отличный дизайн.

4. Выберите вид. Человек, Животное или Нечто другое?

Принятие решения о том, включает ли ваш дизайн человека или животное, является довольно сложной задачей. Может быть, они ни то, ни другое, но вместо этого - розовый цветок-хиппи, или

Не каждый персонаж должен быть человеком или кем-то с планеты Земля. И в зависимости от вашей истории человек может даже не быть в хорошей форме. В конце концов, люди довольно одномерны, поэтому рассмотрите изменения, которые приходят на ум, когда вы выбираете новый вид.

Этот очаровательный дизайн обезьяны - такой милый какой только может быть!

Самое замечательное в животных заключается в том, что они могут быть и приятными, и свирепыми.

Если вы все еще не уверены, какими чертами должен обладать ваш персонаж, просто создайте свой собственный! Для того чтобы получить правильную анатомию, вы можете захотеть дать ему животные или подобные человеческим функции просто для удобства. В итоге, однако, все остальные детали зависят от вас, так что получайте удовольствие, исследуя, что вы можете придумать.

5. Высокий, Короткий, Худой или Рослый?

Вы когда-нибудь замечали, что помощники обычно меньше героя?

Как несправедливо, как это может показаться, это целенаправленное сопоставление позволяет зрителю видеть главного героя как более уверенного лидера, чем его меньшую копию.

Посмотрите, как большая голова и очки усиливают этот всезнающий взгляд в таком простом дизайне персонажа?

Удивительный способ добавить отличительную индивидуальность к своему персонажу - это исследование различных типов телосложения. Поскольку общество уже привязало определенные стереотипные черты личности к определенным формам и размерам, мы автоматически воспринимаем характер персонажа, по тому, как он выглядит.

Вот подсказка:

Нарисуйте голову отдельно от тела персонажа. Затем нарисуйте три разных типа тела и подставьте их к нарисованной голове. Какое из них выглядит лучше всего и почему?

Этот пример должен сразу показать вам силу выбора разных вариантов тел. Но не стесняйтесь идти против устоявшихся образов, чтобы не стать жертвой стереотипов.

6. Все о настроении: Цвета

Все цвета имеют смысл. Так что выбирайте мудро, чтобы придать настроение вашим дизайнам.

Обычно мы интерпретируем яркие цвета как счастливые и энергичные, тогда как более темные цвета хранят свою тайну. Красный - верный выбор для гнева и страсти. А зеленый имеет огромные связи с природой и деньгами.

Как вам нравятся цвета для этого дизайна клубничного монстра ?

Если вы не знаете какой цвет выбрать для вашего персонажа, попробуйте их все, пока не остановитесь на том, который работает. Экспериментируйте с цветами, также выбирая те, которые вы обычно не рассматривали. Сделайте крутого парня по-настоящему розовым или дайте бизнесмену синие волосы.

Выход за рамки нормы не только поможет усилить их внешний облик, но и сделает их более запоминающимися для вашей аудитории.

7. Создайте динамические позы

Я знаю, что ты хочешь, чтобы все было легко, но потерпи немного. Помимо стандартных видов спереди и сзади, попробуй создать динамические с широким диапазоном движения.

Вы можете узнать все о том, как чувствует себя герой или о том, что он может сделать, обратив внимание на их язык тела. Возьмите то, что вы узнали из своей предыстории, чтобы создать динамические позы.

Дизайн мышей с использованием динамических поз, чтобы показать их любовь к музыке.

Хороший вариант для начала - исследовать позы через фотографию. Фотографии по общим запросам много говорят о том, что автоматически приходит на ум при использовании определенного слова. Например, слово "релаксация" может показать человека, сидящего с перекрещенными ногами, подобно верхней левой мышке из приведенного выше примера.

Создание динамических поз особенно важно при профессиональном представлении работы. Пусть ваши персонажи прыгают с экрана и на колени вашего клиента с той же энергией, которую они излучают. Эти позы также показывают, что у вас есть невероятный диапазон и адаптируемость как художника, поэтому используйте динамические позы, чтобы показать свой замечательный талант!

8. Немного стиля? Одежда и аксессуары

Любите ходить по магазинам? Экономьте свои деньги и примеряйте свое неповторимое чувство стиля к моде персонажей!

Вы можете много рассказать о персонажах по тому, как они одеваются. Каждый персонаж, когда-либо созданный, известен своей «униформой». Не путайте с обычной рабочей одеждой, униформой вашего персонажа является общий наряд, который вы увидите, когда он его наденет.

Стиль этого крутого кролика прост, но запоминаем.

Создавайте каждую униформу с точностью. Обратите внимание на мелкие детали, такие как кнопки, швы и общий покрой. Может быть, ваш герой довольно непринужденно чувствует себя в удобной одежде или наоборот предпочитает красивый костюм и галстук.

Этот симпатичный маленький пряничный человек, например, использует простые линии красочной глазури для экипировки.

Когда что-то не получается, старайтесь все упростить. В конце концов, вам придется перекрасить и нарисовать этого персонажа еще много раз, так что вы можете выбрать одежду, которую легко воссоздать, независимо от угла.

9. Экспресс-эмоции персонажа

Сделай глупое лицо. Теперь нарисуй его. Как бы выглядел ваш персонаж с тем же выражением?

Выражение - это конечный инструмент коммуникации в дизайне персонажей. Если вы поймаете своего персонажа в любой момент дня, какое выражение будет на его лице?

Вот этот широкий спектр эмоций для этого фиолетового монстра.

Чтобы узнать больше о характерных эмоциях, возьмите старую школу, попробуйте традиционную технику, которую художники использовали с начала времен. Сядьте перед зеркалом и сделайте дюжину разных лиц, выражающих широкий спектр эмоций. Глаза, брови и рот имеют тенденцию демонстрировать эмоции довольно легко, поэтому изучайте эти области, чтобы определить разницу между каждым выражением.

Освоение эмоций позволяет вам на один шаг приблизиться к совершенствованию дизайна персонажей. Прежде чем вы это поймете, вы сможете создать множество выражений в мгновение ока!

10. Протестируйте альтернативные версии

Дизайн - это эксперимент. Возможно, ваш персонаж выглядел бы лучше в шляпе или совершенно другом наряде. Используйте свой первоначальный дизайн в качестве шаблона, чтобы вы могли проверить альтернативные версии.

Этот сет персонажей имеет полный набор дизайнов с различными нарядами и цветами.

Попросите кого-нибудь высказать свое мнение о вашем дизайне на этом этапе. Иногда мы так зацикливаемся, глядя на нашу собственную работу, что мы не можем видеть, чего не хватает. Все ли цвета в порядке? Нужна ли доработка прически? Второй набор глаз может заметить то, что вы пропустили.

Поиск образа персонажа - это интересное и ответственное занятие, особенно для тех, кто только начинает путь художника. Это инструкция для тех, у кого в голове только вертится образ, который он хочет нарисовать. Свой персонаж создается в несколько этапов. Лучше, если каждый из них вы будете прописывать на бумаге.

Итак, как поэтапно?

Этап 1. Общие черты

Здесь необходимо определиться с полом, возрастом, датой рождения и родом деятельности героя.

Прежде всего необходимо решить, кого мы хотим нарисовать. «Свой персонаж» может быть как пятилетней девочкой, так и семидесятилетним старцем. Определяясь с полом, помните о понятии социального воспитания, а также гендерной реакции на героя. Кроме того, существуют чисто женские черты характера, которые не свойственны мужскому населению.

Этап 2. Внешность персонажа

На этом этапе необходимо определиться с внешним образом персонажа: цвет глаз и волос, прическа, рост, вес, телосложение, наряд.

Цвет глаз и волос - очень деликатный вопрос. Но большинство художников советуют выбирать цвет волос в зависимости от рода деятельности и предполагаемого характера, а глаза делать контрастными или, наоборот, схожими по цвету с волосами.

Если рост и вес находятся в пределах нормы, то особой роли они не играют.

Этап 3. Характер персонажа

Характер персонажа лучше начать с темперамента: каким будет герой, которого мы хотим нарисовать? «Свой персонаж» может быть ярким и энергичным холериком, постоянно витающим в облаках меланхоликом, спокойным флегматиком или уравновешенным сангвиником. После этого необходимо проработать положительные и отрицательные черты характера героя.

В итоге у нас получается целостный образ, который легко нарисовать. Свой персонаж будет живее и оригинальнее, если вы позаботитесь о каждой детали его образа.

Сюда так же стоит включить все шрамы и особенности организма. Каждый большой или маленький шрам обладает своей историей и реакцией персонажа на эту историю, положительно или отрицательно, с иронией или настальгией. То же и с особенностями тела, большой объем легких – дольше бегает, больше извилин мозга – умнее, нет пальца на правой руке – возможно он неуклюжий;)

  • Даем имя

Эх, очень важный пункт на мой взгляд, но в тоже время логика отступает на второй план если ты хочешь назвать своего героя каким-нибудь крутым именем и плевать тебе на то, что имя тоже влияет на жизнь человека.

Давай подвергнем себя здавому смыслу и определимся так: если действия происходят в нашем мире и в наше время, то ты лезешь в справочник и выбираешь имя в соответствии с характером; если в нашем мире, но в прошлом даешь имена в соответствии с той эпохой и местом, можно без характера, но со смыслом; если в действия разворачиваются в фантастическом или фентезийном мире, то тут уже у тебя полная свобода выбора.

Если у тебя затыки с придумыванием имени, то хорошую помощь окажут различного рода географический, астрологические, биологические и другие справочники – открываешь их, находишь алфавитный указатель и преобразуешь название мест, терминов и явлений в имена своих героев.

  • История жизни

И моя самая любимая часть создания персонажа – это объединение всего описанного выше и создание из этого полноценную личность.

История, ну или биография персонажа эта та «смазка», которая позволит увязать одни черты характера с другими и сделать «оживить» героя твоей истории. В биографии так же стоит упомянуть и родителей и как они повлияли на персонажа, их личные качества, что-то наш объект мог перенять от них, от чего-то отказаться, что-то они могли заставлять его делать, как баловали, как наказывали т.д.

Если в поведении твоего героя есть какая-либо уникальная привычка или особенность, самое время для того что бы описать историю ее возникновения здесь, и сделать это как можно более ярко и запоминающимся для персонажа.

В общем и целом, имея подробно описанные черты из предыдущих пунктов ты уже готов создать «живую» и уникальную личность, аналогов которой пока нет. Можно провести небольшой тест, сделать все выше описанное для персонажа, затем взять одного из своих друзей и проделать те же самые шаги, а затем дать сравнить знакомым и сказать, что один из них придуман тобой, а другой настоящий человек. Вот и пусть думают кто есть кто, а ты и проверишь на сколько реального героя ты создал.

  1. Как подготовиться к рисованию комикса
  2. Как придумать мир комикса

P.S. Ребят, слушайте кто в курсе нет, мне вот второй десяток и я слышал что в это время, если у тебя скалеоз, осанку фиг выправишь. Но тут нашел «корректор» и возникло желание купить. Я когда занимаюсь бегом то спина жутко болит — надо исправлять. Кто-нибудь пробовал эти корректоры? Я вот хочу взять, да и возьму, но мне интересен успешный опыт своих читателей, пробовал кто? =)

На сегодня все, всем творческого настроения друзья!

К созданию персонажа необходимо подходить с особой серьезностью, особенно, если он становится вашим основным, и вы хотите развить его историю.

Как же создать оригинального персонажа?

:star: 1) Поймите, зачем он вам нужен.

Выберете отчего вы идете: от вселенной или от персонажа? Например, я изначально создал персонажа, затем вспомнил других, созданных мной ранее, и объединил в одну вселенную, создав им свой сеттинг, черты, влияющие на сюжет и прочее.

Стоит помнить, что, если вы начинаете с персонажей, то будет несколько сложнее, ибо, когда вы сначала знаете концепцию вселенной, вам будет легче вклинить в нее персонажей, ибо уже примерно понятно его место в сюжете. Здесь все индивидуально.

Не создавайте персонажа просто так, иначе вы забудете про него через время.

Не спрашивайте других, стоит ли его создавать. Если вы об этом думаете - начинайте собирать для него материал и начните разработку.

:star: 2) Зачем нужна вселенная для персонажа?

Подробней о том, как создать персонажа я рассказал .

Но зачем это надо?

Ваш персонаж должен иметь свое место в мире и основание. В любых фильмах, книгах и тд есть своя вселенная. У тех же марвел, например, все обосновано тем, что в их мире существуют супергерои, которые вынуждены всех спасать. Это концепция, а за этим идет сеттинг, герои,

:star: 3) Как создать внешность оса?

Легче тем, кто действует по форме. Злые персонажи более квадратные и угловатые. Но что делать реалистам или же тем, кто уже имеет свой стиль, не основанный на формах?

Если у вас возникают трудности с лицами, то возьмите прототип. В этом нет ничего постыдного. Например, моя коллега взяла за основу внешность МакЭвоя и шла от нее к чему-то оригинальному, хотя в нем все равно можно отдаленно узнать Джеймса. Или я брал за основу внешность Найла Андервуда, когда создавал и прорабатывал Вереска.

Беря за основу реального человека, вам будет В РАЗЫ легче рисовать персонажа, потому что очень часто можно просто открыть фото этого человека в интернете и порисовать.

Так же используйте форму или контрасты. Милый персонаж на самом деле плохиш (Мин Юнги - живой пример, честно, никогда бы не подумал). Или же большие агрессивных персонажей мафиози из аниме. Зачастую они большие, угловатые, похожи на квадрат. Иногда лысые. Или же коварный персонаж с острыми чертами лица и длинным острым носом.

Например, у моего Вереска довольно острый нос, острый подбородок и уголок на брови, указывающий на его эгоизм и довольно скверный харатер, чуть прикрытые, но все же зачастую добрые глаза, указывающие на усталость от бесконечной жизни и на то, что он не так уж и плох.Так же его частое снисходительное выражение лица указывает на его отношение ко всему.

:star: 4) Как создать характер персонажа?

Самое сложное - это характер. На него опирается внешность и отношение людей к нему.

Если вы создаете злодея, сделайте его мотив, убедите его в том, что он делает все правильно, только если у него нет определенной цели устроить геноцид, но с этим итак все ясно.

Зачастую в хороших фильмах, книгах, играх у главного злодея на самом не злодейские цели, если смотреть с его стороны. Таким образом, жнецы из Mass Effect не просто хотели поработить Млечный Путь, но и хотели изучить его, узнать. Люди на самом деле не лучше, ей богу, делают то же самое, но относительно того, что ниже.

Если вы не классицист, то персонаж не должен быть определенно добрым или определенно злым, а так же он не должен быть Мери Сью. Позже я расскажу об этом явлении подробнее со своей точки зрения.

Наделите персонажа хорошими и плохими чертами. Если герой главный, то сделайте ему мешающий добиться своей цели изъян, который он в итоге будет вынужден обходить или устранять. Это называется рост персонажа. Например, неумение работать в команде, или неумение обращаться с оружием, чрезмерная наивность, с ходом истории персонажа в будущем станут лидерскими качествами, или умением обращаться с инопланетным бластером, а наивность станет хладнокровием.

Не забывайте про то, что другие персонажи могут помогать вашему. Так, если персонаж не может побороть свою наивность, кто-то другой будет помогать ему.

Одежда так же помогает раскрыть персонажа. Об этом

1) СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ ПЕРСОНАЖ НЕ БЫЛ МЕРИ СЬЮ.

2) Одежда и внешность могут выражать характер, цели и мечты персонажа.

3) Персонаж не может быть полностью добрым или полностью злым.

4) Персонаж должен быть полностью уверен в своих убеждениях.

5) Можно брать за основу живых людей и менять их внешность под себя.

6) Ваши вселенная и персонаж никогда не будут полностью новыми, так что берите детали из других фандомов, но не копируйте все и полностью.

7) Если не получается пункт 6, возьмите и придумайте персонажа в вселенную другого фандома, например, Симпсоны, но не заставляйте в таком случае все вертеться воруг вашего персонажа, делая его Мери Сью.

Надеюсь, статья была полезна, и я вам чем-то помог.

Это относится ко всем героям - главным, второстепенным, эпизодическим, любых типажей и прочего. Конечно, хотелось бы назвать эту статью "Как гарантированно сделать персонажа интересным", но ни в одном творчестве нет универсальных приёмов - можно лишь наметить края дороги. Эти рекомендации должны помочь избежать классических ошибок, но успех, увы, приходит совершенно случайным образом.

Надо заранее сообщить, что нередко популярными становятся откровенно "неправильные" персонажи - достаточно вспомнить любого харизматичного протагониста известного фильма, книги или игры. Но большинство экониш уже прочно заняты, а поскольку человеческое мышление основано на сравнении нового со старым, лучше никого не копировать слишком явно - превзойти оригинал едва ли возможно.

1) Планирование. Персонаж живёт не в вакууме, он - часть окружающей его действительности, поэтому вынужден с ней взаимодействовать хоть как-то. В процессе создания его надо представлять в разных ситуациях - чисто бытовых, необычных, вовсе абсурдных, и внимательно смотреть, что с ним будет происходить. Это относится ко всему, что написано в следующих пунктах - каждую мелочь следует так проверить.

2) Достоверность. Если коротко - рояли в кустах ржавеют и портятся, и ничего хорошего на них сыграть уже не получится. Всякое событие должно опираться на что-то уже существующее и только на это. Сие касается и биографии героя, и его будущего. Генераторы вероятности, ясновидение и прочие способы обхода этого ограничения следует применять осторожно или искать такие способы компенсации, чтобы на самом деле задуматься - а не лучше ли оставить рояль в покое и обойтись другими средствами? Вообще же, обладатель чёрного пояса по двум десяткам боевых искусств легко может быть успешным по жизни физиком - за примерами далеко ходить не надо, среди реальных знаменитостей полно типичных "Мэри Сью". Возможности Альянса вообще позволяют всякому сотруднику приобретать любые качества и избавляться от недостатков, но все эти достижения - результат долгой и напряжённой работы, каждый этап которой легко отследить. Точно так же и с отдельными героями - всякий успех должен быть на чём-то основан с хотя бы минимальной достоверностью. Если причин нет, то и от всей ситуации лучше отказаться, так оно надёжнее. Скажем, учёный, в свободное время практиковавшийся в стрельбе и фехтовании, при появлении серьёзной угрозы таки будет незамедлительно эвакуирован и проявить свои бойцовские качества не сможет - для этого есть специально обученный персонал, а учёный, готовый рисковать собственной головой без необходимости, недостаточно умён, чтобы работать в Альянсе. Если же он обязан продержаться до прибытия помощи, долго выбирая, отбиваться или прятаться - тогда совсем другое дело.

3) Практичность. Это касается в основном внешности и экипировки, которые, вопреки распространённому заблуждению, могут быть какими угодно. Единственное, что нужно учитывать - есть ли смысл в той или иной детали. Плащ Бэтмена - не просто эффектная часть костюма, но также простенький дельтаплан и огнеупорный "щит". Но, как известно, от такой штуки может быть и куча проблем, потому что она может легко и непринуждённо за что-нибудь зацепиться - а это уже накладывает определённые ограничения на действия персонажа. Если польза сомнительна, от элемента следует отказаться вовсе, и без разницы, вреден он или нейтрален. Бэтменский костюм подчёркнуто пугающ - и этим его обладатель пользуется столь же эффективно, как и кулаками. А будет ли чёрный шлем с ушками полезен кому-то ещё? Едва ли, получится скорее смешно, чем страшно. Висящее на стене ружьё должно выстрелить, а если оно сделано из чистого золота и усыпано рубинами - стрелять как можно чаще и по разным целям, причём не хуже обычного, иначе выйдет печально. Альянс почти не ограничивает своих сотрудников в плане того, как им выглядеть, но униформа, амулеты и другие обязательные части экипировки нужны для конкретных, повседневных задач. С аномальными и прочими субъектами ситуация точно такая же - каждая черта внешности или несёт определённую практическую функцию, или работает на восприятие, или портит картину. Если же незачем, но хочется - не надо привлекать к ней внимание.

4) Разумность. Несмотря на всё обилие типов мышления, культур и индивидуальных особенностей характера, действия персонажа должны соответствовать его статусу. Деревенский дурачок волен совершать любые глупости, но заработать сколь-либо серьёзную репутацию, будь он хоть трижды талантливым, ему невероятно тяжело. Классический успешный бизнесмен даже веселится "солидно", со вкусом, и десятой дорогой обходит кабаки, а если обстоятельства всё же вынудят - будет стараться поддерживать статус всеми силами, порою даже себе во вред. Но представитель любого биологического вида, если он душевно здоров и осознаёт свои действия, никогда не станет намеренно создавать серьёзных проблем себе и окружающим, если без этого можно легко обойтись. Обычный взрослый человек не станет действовать, как подросток, и не кинется сломя голову в гущу событий, а сначала подумает, нельзя ли решить проблему с меньшими потерями и не лучше ли просто не вмешиваться. Кроме того, ситуация, когда "всё не то, чем кажется", в реальной жизни встречается лишь немногим реже, чем в мире Альянса, поэтому всегда надо отмерять семь раз прежде, чем резать. Иное уместно лишь в трёх случаях: сильные эмоции, слишком мало времени на обдумывание или одержимость бесами. Ошибки часто обходятся дорого, и всякий, кто несколько раз серьёзно обжёгся, станет гораздо осторожнее - а средства Альянса позволяют сразу настраивать поведение нужным образом, потому что статус сотрудника этой организации требует логичных действий в любой ситуации. Да, отказ от логики для достижения цели - тоже часть этого.

5) Неоднозначность. Не бывает ничего совершенно плохого и совершенно хорошего. Круче всего выглядит то, на что можно смотреть с обеих колоколен - это касается и персонажей, и событий с их участием, и всего остального. Даже Роршах из "Хранителей" со своим чёрно-белым, бескомпромиссным мышлением, в этом плане может рассматриваться и как герой, и как поганец. Альянс тоже совсем не белый и пушистый, хотя тёмных чёрточек в нём очень мало - именно потому, что действует разумно. Вообще, чем характер персонажа многограннее, тем лучше, и даже хрестоматийного паладина нетрудно превратить из "робота с одной мыслью" в полноценную личность.

Собственно, это всё, что нужно знать. Нет, правда - все остальные "правила" нарушаются сплошь и рядом без малейшего ущерба.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры