Когнитивно поведенческая терапия — помогает или нет? Общие характеристики поведенческой терапии.

Главная / Бывшие
Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Общие характеристики поведенческой терапии

Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов (G. Terence, G. Wilson, 1989). Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения – психологическая модель, которая фундаментально отличается от психодинамической модели психического заболевания. Второе положение: приверженность научному методу. Из этих двух основных положений вытекают следующие:

1. Многие случаи патологического поведения, которые прежде рассматривались как болезни или как симптомы болезни с точки зрения поведенческой терапии, представляют собой непатологические «проблемы жизни». К таким проблемам относятся, прежде всего, тревожные реакции, сексуальные отклонения, расстройства поведения.

2. Патологическое поведение является в основном приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение. Его можно лечить, применяя поведенческие процедуры.

3. Поведенческая диагностика в большей степени сосредоточивается на детерминантах настоящего поведения, чем на анализе прошлой жизни. Отличительным признаком поведенческой диагностики является ее специфичность: человека можно лучше понять, описать и оценить по тому, что он делает в конкретной ситуации.

4. Лечение требует предварительного анализа проблемы, выделение в ней отдельных компонентов. Затем эти специфические компоненты подвергаются систематическому воздействию поведенческих процедур.

5. Стратегии лечения разрабатываются индивидуально к различным проблемам у различных индивидов.

6. Понимание происхождения психологической проблемы (психогенеза) несущественно для реализации поведенческих изменений; успех в изменении проблемного поведения не подразумевает знания его этиологии.

7. Поведенческая терапия основана на научном подходе. Это значит, во-первых, что она отталкивается от ясной концептуальной основы, которая может быть проверена экспериментально; во-вторых, терапия согласуется с содержанием и методом экспериментально-клинической психологии; в-третьих, используемые техники можно описать с достаточной точностью для того, чтобы измерить их объективно или чтобы повторить их; в-четвертых, терапевтические методы и концепции можно оценить экспериментально.

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭРИКСОНОВСКОЙ ТЕРАПИИ Цели психотерапии Эриксоновская психотерапия очень тесно переплетена с гипнозом. Я хотела бы остановиться на ее структуре и подчеркнуть некоторые отличия от других видов терапии. Цель любой психотерапии, и в первую очередь

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Характеристики ЗРЛ Согласно DSM-III-R (АРА, 1987, р. 354), существенная особенность ЗРЛ состоит в «тотальном паттерне зависимого и покорного поведения, возникающем в ранней взрослости и проявляющемся в разных контекстах» (см. табл. 13.1). Эти люди неспособны или не хотят принимать

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Глава 7 Интеграция поведенческой терапии

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Теоретические основы поведенческой терапии Современная поведенческая психотерапия не ограничивается приложением принципов и процедур классического и оперантного обусловливания к лечению клинических проблем. Различные подходы в поведенческой терапии отличаются

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Общие характеристики поведенческой терапии и ее цели Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов. Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения человеческого поведения –

Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

Применение поведенческой терапии 1. Тревожные состояния. Клинические исследования в различных странах показали, что поведенческая терапия эффективна при лечении фобических расстройств, более того, поведенческая терапия является лечением выбора при фобиях. Главной

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Техники ландшафтной арт-терапии автора Корт Беверли

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

7.3. Структура и общие характеристики волевых качеств П. А. Рудик отмечал, что «…изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Глава II. Общие характеристики типов К изучению психологических типов людей необходимо относиться как к любому серьезному делу. Чтобы распознавать типы, следует, во-первых, вооружиться точным знанием о том, как выглядит и ведет себя каждый из них.А во-вторых, найти опору,

Из книги автора

Глава первая Определение системной поведенческой психотерапии Системная поведенческая психотерапия – это система практик, которая основана на КМ СПП и реализуется пациентом под руководством психотерапевта, с непосредственным участием психотерапевта, а также

Из книги автора

Глава вторая Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии (КМ СПП) представляет собой технологическую основу психотерапевтической деятельности, то есть является инструментом, служащим

Из книги автора

Часть вторая Концептуально-теоретический базис системной поведенческой психотерапии Рождение на свет научного открытия представляет собой поистине странное явление: ученый исследует некие данности, получает определенный набор фактов, далее подыскивает некую

Из книги автора

2.1. Аналоги ландшафтной арт-терапии в деятельности психиатрических учреждений. Использование ландшафта в арт-терапии Идеи о благотворном влиянии окружающей среды на психическое здоровье человека использовались при обустройстве психиатрических клиник Европы и

Из книги автора

2.2. Методы арт-терапии и креативной терапии, применяемые при травматическом стрессе и постстрессовых расстройствах При оказании арт-терапевтической помощи переживающим травматический стресс и постстрессовые расстройства может быть использована как индивидуальная,

Из книги автора

Цели поведенческой терапии Поведенческая терапия стремится к тому, чтобы в результате лечения пациент приобрел так называемый коррективный опыт научения. Коррективный опыт научения предполагает приобретение новых умений совладания (копинг-умений), повышение

Поведенческая психотерапия — одно из ведущих направлений современной психотерапии, опирающийся на положения поведенческой психологии. Известно, что 70% психотерапевтов в США использует как основной вид терапии именно поведенческую. Термин "поведенческая психотерапия " используется с 1953 г. . Но методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые можно рассматривать в качестве предшественников современной поведенческой психотерапии, появились во втором десятилетии XX в. Они вошли в литературу под названием методов условнорефлекторной терапии, в основе которой лежит теория И.П. Павлова . Затем теория инструментального или оперантного обусловливания (Е. Торндайк, Б. Скинер ) подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и закреплении поведения. В 60-е годы на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (А. Бандура) . Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения (в дальнейшем это привело к появлению концепции самоэффективности). Современная трактовка термина "поведение", на которое опирается поведенческая психология, включает не только внешне наблюдаемые характеристики, но и эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления.

В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека . Все психические и эмоциональные расстройства, по мнению сторонников поведенческой психотерапии, возникают из-за нарушений процессов адаптации человека к окружающей среде, которые, в свою очередь, возникают из-за неправильных стереотипов поведения.

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение новому, адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия, выхода из конфликтов и т.д.). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребёнка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом — типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определённых навыков.

В поведенческой психотерапии подчёркивается взаимосвязь поведения и среды . Отклонения в нормальном функционировании, выбор неправильного поведения чаще всего подкрепляется каким-либо явлением из внешней среды. Например, ребёнок капризничает и просит мать дать ему конфету. В какой-то момент матери надоедает слушать его капризы, и она выполняет просьбу ребёнка. Что происходит в этом случае? Она сама подкрепляет нежелательное поведение ребёнка. И таких примеров в нашей жизни больше, чем кажется на первый взгляд. В поведенческой психотерапии сформулированы следующие правила подкрепления , которые могут быть полезны при воспитании ребёнка, построении взаимоотношений с близкими людьми и т.д.

  1. Система подкреплений не должна быть противоречивой . Не следует подкреплять нежелательное поведение, а потом наказывать из-за него.
  2. Подкрепления должны быть ориентированы на потребности субъекта . Люди, умеющие делать подарки и всегда знающие, что подарить своим близким, неизменно пользуются большим на них влиянием.
  3. Подкрепление должно быть своевременным и отмечать любой малейший прогресс . Например, родители, наказывая за плохую учёбу, отбирают у сына возможность пользоваться компьютером. Через некоторое время в его оценках появляются не одни двойки, а тройки и даже одна четвёрка. Родители решают, что пока не будет стойких четвёрок, никаких послаблений сыну не видать. Через некоторое время оценки мальчика становятся прежними. Неподкрепленное усилие тут же сходит на нет.
  4. Позитивные подкрепления должны преобладать над наказаниями. Основной причиной неэффективности наказаний является то, что оно не информирует, что надо делать. Оно не даёт человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим.

Методы поведенческой психотерапии проникли во многие области и применяются в обучении индивидуальным видам спорта, в дрессировке животных, компьютерных обучающих программах, тренинге взаимодействия родителей с детьми. Поведенческая психотерапия на протяжении долгих лет продолжает оставаться одним из самых популярных и бурно развивающихся методов психотерапии.

Проводя условно знак равенства между понятиями «поведен­ческая» и «бихевириальная поведенческая» психология и психоте­рапия, мы исходим, во-первых, из дословного перевода (английское слово behavior переводится на русский язык какповедение ), а во-вторых, цель нашей работы - ознакомление с общими основами главных направлений и возможностями применения (пусть весьма ограниченного, но несомненно важного) этих знаний и некоторых технических приемов в психолого-педагогической практике, а не теоретические попытки обосновать собственные направления.

Целью бихевиористской, или, как иногда пишут, бихевириальной психотерапии является именно изменение поведения от той модели, которая не помогала справиться с неврозом или другой психологической проблемой (а возможно, и порождала их), к мо­дели поведения или отдельным поведенческим умениям и навы­кам, способным вывести человека из фрустрационного тупика.

Клиент с помощью психотерапевта находит эти модели пове­дения и отрабатывает их настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех си­туациях, которые ранее порождали вышеупомянутые неврозы и психологические проблемы.

Многие из этих знаний и навыков могут быть успешно примене­ны не только по отношению к другим, но и к себе самому, так как практически каждый человек страдает если не выраженными невро­зами, то по крайней мере какими-то психологическими проблема­ми, с которыми может справиться и самостоятельно, но более ус­пешно это происходит при наличии специальных знаний и уже дос­таточно проверенных в психотерапевтической практике приемов.

Хотя основателем бихевиоризма как психологического направ­ления по праву считается Джон Уотсон, многие, и в первую очередь американские бихевиористы, считают, что не меньшее влияние на развитие бихевиоризма оказали условно-рефлекторная теория и «поведенческие» эксперименты над животными И.П.Павлова.

Влияние Павлова на развитие бихевиоризма не отрицают и сами американские родоначальники бихевиоризма и зародив­шейся на его основе бихевириальной (поведенческой) терапии Б.Ф.Скиннера.

Идеи и экспериментальные работы Б.Ф.Скиннера внесли мно­го нового не только в классический бихевиоризм как в психоло­гическое направление, но и в психотерапию, распространяющую­ся на лиц, страдающих неврозами, и просто на людей, желающих изменить, устранить или, напротив, приобрести определенные навыки, умения и поведенческие реакции в быту и для конкретных видов профессиональной деятельности.

Б.Ф.Скиннера по праву считают родоначальником бихевиори­стски ориентированного обучения (в процессе которого удельный вес теоретических знаний и формирования практических навыков резко изменился в сторону практики).

В отличие от психоанализа, занимающегося психическими состояниями, бихевиоризм и особенно радикальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера акцентирует свое внимание на поведенческих ре­акциях и их экспериментальном изменении до нахождения и за­крепления нужных моделей (в основном приспособительных на­выков и умений).

Нередко можно встретить утверждения, что Скиннер, как и би­хевиористы, считает сферы сознания и бессознательного не за­служивающими внимания. Это ошибочное, поверхностное сужде­ние, вызванное нескрываемым критическим отношением бихевиористов к научной достоверности психоаналитических толко­ваний, а также тем, что бихевиористы часто переносили на объяс­нение механизмов поведения человека закономерности, выявлен­ные на опытах с животными.

Напротив, Скиннер, как и другие классики бихевиоризма, счита­ет, что эти проблемы сознания и бессознательного настолько серьез­ны и так трудно поддаются научному анализу, что правильнее иметь дело с их внешними проявлениями в виде поведенческих реакций, изучать эти реакции и в тех случаях, когда они оказываются неэффек­тивными для решения проблем клиента или даже их усугубляющими.

Итак, признав научно недостоверными существовавшие мето­ды анализа и объяснения психических состояний человека, бихе­виористы сделали своим «знаменем» формулу «S - R »,где S обо­значает стимул (определенный положительный или отрицатель­ный раздражитель), аR обозначает поведенческую реакцию чело­века или животного на данный раздражитель.

При этом важность сознания, бессознательного и субъектив­ные понятия не отрицаются (как ошибочно считают даже многие психологи), они просто не рассматриваются как не имеющие (в отличие от поведения) объективного измерения. Поведение же считается объективно наблюдаемым феноменом и, каким бы сложным или странным оно ни казалось, может иметь объектив­ные критерии и методы наблюдения, исследования и коррекции.

Скиннер не игнорирует такое понятие, как личность, но опреде­ляет его с точки зрения бихевиоризма, то есть как «сумму паттер­нов» (определенных типов, «целостных совокупностей поведенче­ских реакций») поведения, а не как «изолированную самость».

В соответствии с вышеприведенной формулой бихевиоризма (S- R)различные ситуации вызывают различные паттерны реак­ций. При этом различия в поведенческих реакциях на одни и те стимулы определяются индивидуальными генетическими разли­чиями в предыдущем опыте и в генетической истории. То есть, еще раз предостерегая от вульгарного упрощения бихевиоризма, подчеркиваем, что даже самый радикальный его представитель Б.Ф. Скиннер не упрощал толкования поведенческих реакций и считал их зависящими от многих скрытых факторов, в том числе от генетических особенностей, но не считал их проблемой, по­сильной для объективного научного исследования (по крайней мере на современном уровне состояния науки). Однако он и его последователи предпринимали попытки определенного толкова­ния генетической истории по паттернам поведенческих реакций.

О глубине подходов Скиннера говорит то, что, относясь с глу­боким уважением к идеям И.П.Павлова и особенно к организа­ции его экспериментов, он утверждал, что нельзя упрощенно объ­яснять поведение не только человека, но и животных лишь с по­зиции условно-рефлекторной теории.

Если И.П.Павлов открыл механизм образования условных ре­акций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым услов­ным сигналом, то Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемого оперантного обусловливания. Можно сказать, что принцип оперантного обусловливания (кстати, по аналогии с принципом психического детерминизма, только по отношению не к психическим состояниям, а к поведению) подразу­мевает, что никакое поведение, в том числе то, которое на первый взгляд не вписывается в схему ожидаемого ответа на стимул, не является случайным или необъяснимым. Просто эти причины могут не лежать на поверхности, однако их надо искать как в предыдущем опыте клиента, так и в его генетической истории, комбинация ко­торых оперантно (действенно) обусловила данное поведение.

Остальное близко к схеме выработки условного рефлекса в экспериментах И.П.Павлова. То есть правильные или желатель­ные (по условиям эксперимента) поведенческие реакции поощря­ются (получают определенный вид положительного подкрепле­ния), а неправильные или ошибочные порицаются (испытуемый получает определенный вид «наказания»).

Как было установлено Павловым и подтверждено многочис­ленными экспериментами бихевиористов, положительные санк­ции закрепляли требуемую модель поведения, а отрицательные снижали вероятность поведенческих реакций (ответов), за которые следовало «наказание» (отрицательный подкрепляющий стимул).

Однако повторяем, что Скиннер считал необходимым при ана­лизе такого поведения рассматривать не просто схему S - R (стимул - реакция), а предусматривать то, что данная реакция еще и оперантно обусловлена предыдущим опытом и генетической историей испытуемого.

Первичными положительными и отрицательными «подкрепителями» правильных или ошибочных ответов считаются физиче­ские вознаграждения от которых животное, ребенок, а иногда и взрослый человек получает физическое удовольствие и физиче­ское наказание (неприятные физические ощущения различного рода интенсивности).

Некоторые исследователи к отрицательным «подкреплениям» относят фрустрацию от неполучения ожидаемого положительно­го подкрепления. Эту схему, кстати, использовал выдающийся дрессировщик Филатов, постоянно научно экспериментировав­ший под консультативным руководством И.П.Павлова. При дрессировке медведей он правильное выполнение задания под­креплял положительным стимулом (давал кусочек сахара), а при невыполнении или неправильном выполнении задания не прибе­гал к прямому наказанию, а лишь не давал ожидаемый кусочек сахара. То есть использовал косвенное наказание в виде фрустрации от недополучения положительного подкрепления.

Кстати, такую схему используют многие воспитатели и роди­тели, иногда приходя к ней самостоятельно, когда отсутствие по­ощрения ребенка является для него косвенным наказанием.

Не будем здесь вдаваться в нюансы этой системы, которая, как и любые хорошие идеи, может быть доведена до абсурда, когда родители приучают ребенка хорошо себя вести или хорошо учиться, подменяя более кропотливый процесс формирования личностных установок и духовных потребностей материальными поощрениями или угрозой не купить обещанное.

Здесь мы логично переходим ко вторичным «подкрепителям». Они действуют по той же схеме, что и первичные «подкрепители», но уже на другом уровне и обычно представляют собой так назы­ваемые нейтральные стимулы. Здесь уже фигурирует не физиче­ское, а материальное удовлетворение потребностей и даже обе­щание такого удовлетворения.

Важной частью теории и практики бихевириальной терапии по Скиннеру являются так называемые объяснительные фикции, то есть функции определенного вида неосознанного или сознательно неосознаваемого самообмана.

Среди основных объяснительных фикций Скиннер называет такие, как: автономный человек, свобода, достоинство, творчест­во . Он считает их иллюзорными, но необходимыми для самоут­верждения человека.

Действительно, человек - существо социальное, вынужденное считаться с требованиями общества или быть им отвергнутым, но и тогда он вынужден считаться с какими-то людьми и обстоятель­ствами. То есть его автономия , как и свобода, - понятия весьма относительные, но важные для его самосознания.

Достоинство (оценка себя и других) определяется не самостоя­тельно самим человеком, даже если ему так кажется, а под осозна­ваемым или неосознанным влиянием критериев и ценностей того социума, к которому он принадлежит или хотел бы принадлежать.

Творчество , каким бы спонтанным оно ни казалось самому твор­цу, тоже оперантно обусловлено его внешними условиями и внутрен­ними потребностями, которые (как мы уже говорили) в свою очередь зависят от его предыдущего опыта и генетической истории. (Мы не говорим здесь о творчестве, которое осознанно выполняется как оп­ределенный заказ, а лишь о тех случаях, когда оно воспринимается как свободное, ни от чего и ни от кого не зависящее.)

Скиннер утверждает, что все это лишь объяснительные функ­ции, отрицающие спонтанность и источники, не вытекающие из сферы жизненного опыта.

Повторяем, что генетическую историю он тоже выводит из жизненного опыта предыдущих поколений данной популяции и конкретного индивидуума.

Надо сказать, что бихевиоризм вырос из философии прагма­тизма, и Скиннер, последовательный и, более того, радикальный бихевиорист, прямо указывает, что его (с позиции прагматика) больше интересует не психическое состояние человека, а его пове­дение (так как именно оно может быть эффективно или неэффек­тивно для индивидуума и общества), а в самой сфере поведения ему более интересно управление этим поведением, нежели его предсказание.

Возражая тем, кто считал, что его подходы к управлению по­ведением человека при их полной реализации дадут рычаги управления людьми в руки тиранов, которые «механизируют» общество, он писал: «...мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлени­ем, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Пер­вый шаг к защите от тирании - это максимально возможное обна­ружение техники управления...»

Ставя основной задачей поведенческой терапии формирова­ние наиболее эффективных (для решения конкретной личной или профессиональной проблемы) поведенческих навыков и умений путем их рефлекторного положительного подкрепления, Скиннер исходил из убеждения, что наказание любого вида не­эффективно тем, что оно информирует наказуемого о том, чего не надо делать, но не сообщает, что и как делать. Таким обра­зом, наказание не позволяет индивидууму выработать правиль­ных адаптационных навыков и умений, необходимых для пре­одоления фрустрирующей (его или других) ситуации. Поэтому для обучения эффективны только положительные стимулы, под­крепляющие правильные поведенческие реакции, а отрицатель­ные (наказания), не показывая новых моделей поведения, выну­ждают индивидуума рано или поздно (в прямой или завуалиро­ванной форме) возвращаться к прежним (неэффективным или даже вредным) моделям поведения.

В качестве примера неэффективности наказания для выработки правильного поведения Скиннер приводит тюремное заключение, которое показывает крайне низкий процент исправлений даже в наиболее цивилизованных странах.

Награждение, использование различного вида поощрений представляет собой, по мнению бихевиористов, значительно бо­лее эффективный путь научения правильным или необходимым моделям поведения. При этом происходит необходимая управ­ляемая селекция (отбор) и закрепление наиболее эффективных паттернов поведенческих реакций.

Можно сказать, что бихевириальный психотерапевт работает не с болезнью (психологической проблемой, неврозом), а с ее симптомами (внешними проявлениями в неправильном или не­достаточно эффективном поведении).

Одна из наиболее первостепенных задач при проведении пове­денческой терапии - осознание так называемой неугрожающей обстановки, максимальное приближение ощущения защищенно­сти и комфорта клиента.

Не секрет, что большинство людей, обращающихся к психоте­рапевту, чувствуют себя неуверенно, незащищенно и оттого не могут полностью раскрыться для доверительного контакта и партнерства. А без этого терапевтическая работа не становится сотрудничеством и, значит, не соответствует основному принципу бихевиористской терапии.

Это должна быть не просто атмосфера доверия к психотерапев­ту, а атмосфера полной раскрепощенности, возможности без стеснения спонтанно выразить беспокоящие клиента эмоции в плаче, смехе, совершенно откровенных признаниях даже в том, что кажет­ся неприличным, например в различных сексуальных фантазиях. Клиент должен быть уверен, что психотерапевт не только (пусть даже про себя) не осудит его и не сочтет неполноценным, а напро­тив, оценит его доверие, правильно поймет сам и растолкует клиен­ту причины беспокоящих его проблем и с искренним желанием начнет сотрудничество по решению этих проблем.

Однако, создавая такую атмосферу полной раскрепощенности и спонтанности, психотерапевт должен выражать ее понимание, но не поощрение, постепенно начиная переводить клиента с этих, хотя и естественных, но неэффективных, способов поведения к формиро­ванию правильных поведенческих умений и навыков, направлен­ных на конструктивное решение проблемы, и поощряя (положи­тельно закрепляя) каждый успех клиента в этом направлении.

Часто на первом этапе бихевириальные психотерапевты пред­лагают клиенту освоить технику психорегуляции с помощью ме­тода прогрессивной мышечной релаксации по Э.Джекобсону . Этот метод, состоящий из последовательного напряжения и расслабле­ния различных мышечных групп и концентрации внимания на разнице в этих ощущениях, осваивается довольно быстро (быстрее, чем аутотренинг по И.Шульцу) и сразу дает почувство­вать клиенту, что он способен к эффективному обучению приемам и навыкам, которые предлагает ему психотерапевт. Это вселяет в него уверенность, что и более серьезные задачи - по плечу. Пом­ните (и напоминайте клиенту) высказывание древних: «Даже ма­ленькая победа над собой делает человека намного сильнее». К тому же техника прогрессивной релаксации пригодится при ос­воении других, более сложных, поведенческих навыков.

Когда психоэмоциональное состояние клиента при решении болезненной для него проблемы будет нарастать и грозить выйти из-под контроля, он (клиент) сначала по команде терапевта, а за­тем уже самостоятельно определяя нужный момент, резко пере­ключает свое внимание на технику прогрессивной релаксации и (при хорошем ее освоении) в считанные минуты переключается, отходит от болевой точки, к преодолению которой он оказался пока не готов. Затем работа снова продолжается.

Кроме того, выработка навыков психомышечной релаксации помогает лучше справиться с различными недостатками излишне­го или неадекватного психоэмоционального напряжения для пре­одоления застенчивости, обретения уверенности в быту, на рабо­те, при публичных выступлениях и т.п.

Наибольшее распространение среди групп поведенческой те­рапии получили так называемые группы тренинга умений . Такие группы можно назвать курсами программированного обучения. Но не обучения школьным или университетским предметам, а обучения поведенческим реакциям, умениям, необходимым для решения бытовых или профессиональных проблем клиента, а также для повышения его профессиональной эффективности.

Наиболее популярными (по крайней мере в США) «группами умений» являются:

Группы снижения тревожности и обретения (повышения) уве­ренности в себе;

Группы планирования карьеры (где не только строятся пла­ны, но и отрабатываются алгоритмы и необходимые психологи­ческие профессиональные навыки достижения конечной цели);

Группы принятия решений (сюда идут люди, страдающие от нерешительности или от принятия непродуманных, спонтанных, переменчивых решений и неумения их реализовать);

Группы родительских функций (мало любить своих детей, важно уметь реализовать свою любовь на пользу, а не во вред тем, кого ты любишь);

Группы коммуникативных умений (для лиц, имеющих труд­ности или ошибки в общении) и т.д.

В таких группах весьма быстро снимается смущение и не возни­кает чувства ущербности, так как собравшиеся вокруг тебя объеди­нены той же самой или аналогичной проблемой и тоже не могут с ней справиться самостоятельно. Помните указание А.Адлера на то, что лучшее лечение от своих неврозов и проблем - это переклю­чение внимания с собственной персоны на помощь другим в ре­шении этих проблем? Применение групп тренинга умений исклю­чительно широко: от обучения кандидата в гуБёрнаторы преодоле­нию нерешительности в публичных выступлениях до обучения дер­жанию чашки с чаем при восстановлении двигательных функций.

Главный процесс в группах поведенческой терапии - это процесс обучения. Так, при терапии взаимоотношений осваиваются такие навыки коммуникаций, которые не провоцируют защитных реак­ций того, к кому вы обращаетесь, у него не возникает инстинктив­ного желания либо отгородиться от общения, либо отреагировать на него в той или иной мере раздражительно, агрессивно. При этом терапевт сначала показывает, а затем предлагает начать воспроиз­водить и совершенствовать четыре вида поведенческих умений:

Осознание и совершенствование выражения коммуникатив­ных чувств, связанных с вашим положительным отношением к коммуникатору и вызывающих («провоцирующих») соответ­ствующее его отношение к вам;

Эмпатический ответ (эмпатия - это способность к эмоцио­нальному сопереживанию, ощущению чувств и настроений другого человека). На этом этапе происходит обучение все более глубо­кому и сочувствующему пониманию внутреннего состояния дру­гого человека и выражению этого понимания коммуникатору;

Последовательное переключение образа действия - от сфор­мировавшегося навыка выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу (эмоциональному сопереживанию);

Фасилитация (содействие-поддержка) - подготовка к обуче­нию другим вышеперечисленным навыкам после того, как вы са­ми их достаточно освоили и убедились в их эффективности.

Несмотря на наличие общих принципиальных схем деятельно­сти групп тренинга умений, следует выделить как относительно самостоятельный такой вид тренинга умений, который называет­ся структурированно обучающая терапия.

Тренинги такого вида применяются для развития социальных умений (необходимых для эффективной жизнедеятельности в раз­личных бытовых и профессиональных группах и сообществах). Сюда в первую очередь входят умения планировать и умения пред­упреждать причины возникновения стресса.

Тренинг в таких группах включает моделирование и прогнози­рование социальных ролей, отработку коммуникативных взаимо­действий и обратной связи (получения информации о правильно­сти или ошибочности в освоении навыков) и перенос приобретен­ных умений в реальную группу, для которой эти навыки и отраба­тывались.

Несмотря на широкое распространение самых разнообразных групп тренинга умений, наибольшей популярностью на протяже­нии многих лет пользуются группы тренинга уверенности в себе . Здесь отрабатываются: умения осознавать и выражать свои чувства, потребности и экспектации (ожидания); умения уверенно общаться: не стесняться обращаться с просьбой даже к малознакомым людям, не обескураживаться, получая отказ, и самому не бояться в опреде­ленных случаях ответить отказом, не чувствуя вины, уметь отстаи­вать свои законные права, делать и принимать комплименты и т.д. (Далее мы скажем об этом несколько подробнее.)

К основным правам, которые следует научиться свободно и ес­тественно отстаивать и использовать, относятся:

Право быть одному

Право отказаться от ненужного или нежелательного для вас в данный момент общения, не чувствуя при этом смущения и вины.

Право на независимость

Независимость в решениях и поступках в тех случаях, когда вы не связаны договорами и объективными , а не оправдывающими вашу нерешительность обязательствами.

Право на успех

Не стесняться проявлять свои способности, дающие вам чест­ное преимущество над другими.

Право быть выслушанным и серьезно воспринятым

Право на то, чтобы вас внимательно выслушали и серьезно от­реагировали на вашу просьбу или мнение (на реализации этого права трудно настоять, оно завоевывается правильной «поста­новкой себя». Как писал Киплинг: «Будь прям и строг с врагами и друзьями. Пусть все, в свой час, считаются с тобой».)

Право получить то, за что платишь

Это право получить оплаченные вами товары и услуги в соот­ветствии с их наименованием и необходимым качеством.

Сюда же можно включить и право на справедливую оплату за результаты своей деятельности. (Этот пункт особенно трудно реа­лизовывать в современной России, но вы не должны забывать о своих правах и должны на них настаивать - иначе вы не получите даже того, что получат другие, находящиеся в таком же положении).

Право иметь права

То есть от вас должно веять спокойной уверенностью в том, что вы знаете свои права и не намерены от них отказываться.

Речь идет не только о юридических правах, но и о праве вести себя уверенно и независимо, даже если это кому-то и не нравится, особенно тем, кто привык к вашему нерешительному и зависимо­му поведению.

Право отвечать отказом на просьбу

Не чувствуйте себя виноватым, если считаете ваш отказ обос­нованным.

При этом надо быть готовым спокойно аргументировать свой отказ, даже если причины его субъективны.

Одновременно надо быть психологически открытым для обсу­ждения, а возможно и принятия контрдоводов собеседника.

Право просить то, чего хочешь

Это, разумеется, не значит, что любой ваш каприз, несправед­ливое или невыполнимое (по объективным обстоятельствам) же­лание должны быть удовлетворены. Но вы имеете право выска­зать любую просьбу, так же как и тот, к кому вы обратитесь, име­ет право отказать вам по объективным причинам, и к этому тоже надо быть готовым.

Сейчас любая американская газета самого маленького город­ка или района пестрит объявлениями, призывающими собраться вместе лиц, которым хотелось бы выработать или исправить те или иные поведенческие навыки и умения. Во многом это напоминает группы самопомощи, начавшиеся с обществ анонимных алкоголиков и распространившиеся в настоящее время практически на все проблемы, с которыми люди помогают справиться друг другу.

К тому же в таких группах восполняется прогрессирующий в нашем обществе дефицит общения (феномен «одиночества в толпе») - люди, лично обеспокоенные одной проблемой (у кого чего болит...), внимательней слушают друг друга и искренне, а не из формальной вежливости, дают человеку «излить душу», поразмышлять вслух, «что же делать», подсказать советом, про­явить заботу друг о друге, принять достойно отказ.

Право совершать ошибки и отвечать за них

Не каждая инициатива приносит успех, но «не ошибается тот, кто ничего не делает».

Весь наш жизненный опыт складывается по методу «проб и ошибок». Если этого не осознать и все время бояться ошибиться, то ваши идеи, способности, а может и жизнь в целом, останутся нереализованными.

Главное уметь просчитывать цену возможной ошибки, влияние ее на права других людей и быть готовым нести за нее личную от­ветственность.

Право не быть напористым

Это типичный американский пункт, так как американцы с дет­ства «замучены» призывами к напористости.

К сожалению, и в нашей стране родители или супруги нередко «замучивают» требованиями, вроде бы правильными, но объек­тивно не соответствующими нашему темпераменту (а это базовый, малоизменяемый фактор), характеру или данному состоянию. Это создает ощущение еще большей неуверенности и ущербности несо­ответствия требованиям . Поэтому здесь важно помочь найти ин­дивидуальный стиль деятельности и показать возможности наи­лучшей самореализации, исходя из индивидуальных особенностей.

Для развития умений осознавать, реализовывать и отстаивать свои права в данных группах применяются специальные упражне­ния. Обычно к таким упражнениям, развивающим уверенность в себе, относятся:

Активное смотрение: выработка умения не стесняясь, уверен­но, но спокойно (без робости и вызова) смотреть в глаза собесед­нику, делая акцент не на уверенность взгляда, а на выражение в нем активного внимания равного партнера;

Развитие умений искренне (не формально-вежливо) делать комплименты и без смущения, с уверенной (не снисходительной и не униженной) благодарностью принимать их;

Раскрепощение естественного (не зажатого, но и не бескон­трольно-невоспитанного) выражения своих чувств;

Развитие умения первым вступать в беседу и вести ее (упражнения в этом, как и в предыдущем пункте, включают эле­менты упражнений из риторики, в необходимых случаях коррек­тируются произношение, дикция, грамотность, темп и другие компоненты речи с дополнениями мимикой и жестами).

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные принципы бихевиоризма и поведенче­ской терапии.

2. Какой вклад в поведенческую психотерапию внесло учение И.П.Павлова?

4. Опишите упражнения групповой поведенческой терапии.

ПРАКТИКУМ

Несмотря на то, что большинство упражнений в группах тре­нинга умений в традициях бихевиоризма направлены на коррек­цию внешних поведенческих проявлений, определенное внимание уделяется и формированию «внутренних» навыков, таких, как умение останавливать чрезмерное самоосуждение и «самокопа­ние», формировать в своем сознании позитивный образ собствен­ного Я и т.д.

Как уже говорилось, одним из наиболее популярных (особенно в США) видов групп тренинга умений являются группы тренинга уверенности в себе.

Приведем несколько типичных упражнений для таких групп.

Разговор

Умение вести разговор наиболее информативно показывает степень уверенности человека и одновременно тренирует эту уверенность. Участники распределяются по парам и начинают обмен вопросами и ответами.

Учитывая, что собравшиеся в подобную группу люди нелегко вступают в контакты, упражнение нужно начинать с наиболее лег­кого обмена вопросами и ответами. Это должны быть так назы­ваемые открытые вопросы, которые отличаются общим характе­ром и не требуют точного ответа. Например, вы спрашиваете: «Как дела?» (открытый вопрос), на который может быть дан также открытый ответ: «Ничего, так себе, спасибо, неплохо» и т.п.

После того как такой поверхностный разговорный контакт обра­зовался и постепенно стал все более легким для участников диалога, они постепенно переходят к более закрытым (конкретным) вопросам. Например: «Как вы себя чувствуете сейчас?» На этот вопрос может быть дан сначала такой же открытый ответ, а затем руководитель просит отвечать поконкретнее и поподробнее опи­сывая свое самочувствие.

Важно следить за постепенной подготовкой каждого участника к переходу на все более конкретные вопросы и наконец на вопро­сы, ответы на которые требуют от него преодоления некоторого смущения.

Слишком быстрый переход к таким вопросам может вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. (Такой прием иногда при­меняется опытным психотерапевтом в психокоррекционных группах, но не считается удачным для групп тренинга уверенности.)

Сначала один участник спрашивает, другой отвечает. Затем (минут через десять) они меняются ролями. Потом переходят к обмену вопросами и ответами, все более конкретизируя их.

Обсуждение успешности и трудностей диалога может прово­диться как после каждой его фазы, так и по результатам всех раз­говоров в целом. Начинать это упражнение желательно с наибо­лее удобными (наименее смущающимися) партнерами, которых выбирают сами участники. В последующем (на этом или на сле­дующем занятии) следует менять партнеров, так чтобы в конеч­ном итоге каждый участник «потренировал» свою уверенность (или точнее - преодоление неуверенности) в беседах со всеми участниками группы. Желательно, чтобы в группе каждый сумел поговорить с каждым.

Это упражнение, как и большинство других упражнений пове­денческой терапии, проводится на протяжении многих занятий до достижения нужного эффекта, оцениваемого не только психоте­рапевтом, но и каждым участником группы, который оценивает не только свою успешность, но и других членов группы, тем самым подбадривая их («положительное подкрепление»).

Релаксация (расслабление)

Сначала маленькое теоретическое вступление.

Это упражнение очень важно не только для данного, но и для всех видов психотерапии.

Неуверенность всегда связана с определенным уровнем тре­вожности, а та, в свою очередь, с определенным уровнем эмоцио­нальной напряженности, а последняя, в свою очередь, с опреде­ленным уровнем общей или локальной мышечной напряженности, зажатости.

В соответствии с различными видами психомышечной релак­сации может быть «прокручен» и обратный механизм. Расслабле­ние мышц снижает эмоциональную напряженность, тревожность и неуверенность.

Для этого могут применяться различного вида методы психоре­гуляции: расслабление мышц одновременно со словесным само­внушением (аутотренинг по И.Шульцу и т.п.), также без слов, а лишь на контрасте ощущений напряжения и расслабления мышц (по Э.Джекобсону и т.п.). Не отрицая вредности словесного само­внушения, следует отметить, что процесс хорошего овладения аутотренингом требует достаточно длительного времени для об­разования и закрепления условно-рефлекторных связей между словом и ощущением.

Второй вариант - концентрация на различии в ощущениях напря­женных, а затем резко расслабленных мышц -дается почти сразу.

Так как в группах тренинга уверенности в себе упражнения на расслабление играют не основную, а подчиненную роль, то в большинстве случаев применяется второй вариант. Разумеется, если кто-то дополнит его мысленным словесным самовнушением расслабления, это еще более усилит эффект.

А теперь само упражнение.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь максимально расслабить все мышцы.

Сделайте вдох.

Задержите дыхание.

Теперь напрягите мышцы ног.

Сильно, сильнее, как можно сильнее.

Резко расслабьте их одновременно с полным выдохом.

Прочувствуйте как можно более четко разницу в ощущениях максимального напряжения и максимального расслабления.

После нескольких спокойных вдохов-выдохов повторите то же самое с мышцами рук в целом или по частям (кисти, предплечья, плечи), полностью сосредоточив внимание на разнице ощущений напряженных и расслабленных мышц.

Так же можно напрягать и расслаблять любые мышцы (живота, груди, спины, лица). Причем упражнение на каждую группу мышц следует проводить несколько раз, до максимально полного прочувствования разницы напряжения и расслабления.

Цель этого упражнения - не только научиться расслабляться и тем самым снижать тревожность и неуверенность, но и научиться переключать внимание на мышечные ощущения со своих психо­логических проблем и комплексов.

Репетиция

Придумайте сами себе сценарий сцены, где вы должны быстро проявить решительность в ситуациях, в которых это у вас плохо получается. Ну, например, ответить отказом на просьбу приятеля выпить или сделать то, что вам неприятно и не нужно, но вы не знаете, как отказать.

Затем выберите себе партнера. Объясните ему роль убеди­тельного и настойчивого (или жалобного) приставалы и разыграй­те сцену.

Зная, что это всего лишь игра, вам будет легче отказать ему, а повторяя эти упражнения многократно с разными партнерами и со сменой ситуаций, вы сможете довести умение говорить «нет» до определенного автоматизма, и вам будет легче сделать это в ре­альной жизни.

Обсуждение каждого такого упражнения и поощрение вашего прогресса другими участниками укрепит вашу уверенность. Очень важно заранее предупредить всех участников группы, что после успешного тренировочного освоения этого и других упражнений не всегда удается быстрый перенос полученных навыков в реальную действительность.

Когнитивно-бихевиоральная (когнитивно-поведенческая психотерапия) терапия – такой комплексный подход и других психологических сложностей, который сочетает в себе элементы и методы поведенческой терапии, подкреплённые когнитивной оценкой и переосмыслением.

Итак, если речь идёт о самой терапии, то сперва стоит затронуть основную проблематику когнитивно-бихевиорального подхода. Данное направление изучает восприятие личностью той или иной ситуации на основании своего мышления.

А способ мышления, в свою очередь, зависит от того, как человека «научили думать». Одним словом, если изложить вкратце подход сторонников упомянутого направления, то можно вспомнить народную мудрость: «не судите по себе». Личность воспринимает иных людей, взаимодействие с ними и жизнь вообще, исходя их способов своего мышления. А эти способы являются заложенными. И если они не эффективны, пессимистичны, неадекватны или деструктивны, то, соответственно, и поведение они спровоцируют такое же.

Рассмотрим примеры. Женщина жалуется на то, что не может устроить свою личную жизнь. При этом, её мать, сама перенёсшая личную трагедию постоянно внушает дочери, что «все мужчины ненадёжные, им только одно и нужно». Естественно, что, знакомясь с очередным молодым человеком, описываемая клиентка уже ищет «подвох», стремиться «раскусить» в чём же очередной избранник её подведёт. И что получается? В очередной раз «находит изъян». Восприятие мира и упомянутого спутника изначально деструктивно, естественно, что и к конструктивным отношениям оно привести не может.

Одним словом, если человек привык видеть себя «бедным-несчастным», то он и будет себя так вести. Если девочки с детства внушалось, что она толстая, некрасивая и никому не нужная, она так себя и ощущает, и ведёт. Если мальчику говорилось, что он глупый и «кончит жизнь на помойке», он боится пробовать, потому что внутренне уже готов принять поражение.

И это очень серьёзные вещи, которые можно назвать подсознательными установками и которые очень часто становятся серьёзным препятствием на пути к достижению цели, продвижению по службе, устройству семейного счастья и многому другому позитиву, которым наполнен окружающий мир.

Возвращаясь к первому примеру, допустим, что с помощью других методов, было выявлено ею самой, что модель её поведения исходит из чужого негативного опыта. Но, у кого научиться правильному и конструктивному поведению? Как перестать «видеть подвох даже там, где его ещё нет?» Когнитивно-поведенческая терапия направлена не на сам разбор проблематики и её проработку, а на изменении качества продуктивного мышления. Одним словом, клиента стараются научить «мыслить по-новому», взглянуть на привычные вещи с другой, позитивной стороны.

Помните, как в фильме «Служебный роман», на замечание о невозможности «раскусить» главного героя, он ответил, что как раз «кусать» его и не нужно. Наверное, это самый яркий пример. Научиться видеть позитивные стороны и перспективы, которые учат, в свою очередь, искать способы, дают развитие личности. В противном случае мы ищем себе оправдания.

Кто работает в подобном русле?

К основным бихевиоральным терапиям можно отнести:

Главный принцип когнитивно-бихевиористического подхода

Самым главным вопросом, который остаётся к рассмотрению, это как раз сам принцип научения упомянутому конструктивному мышлению. Изначальная модель Г. Айзенка сводилась к методу лечения психических расстройств прямым положительным подкреплением.

Например, у пациентов с сильным нарушением поведенческих реакций, был введён «метод жетонов». За то, что больной самостоятельно оделся, убрал или помылся, ему выдавался жетон, который можно было обменять на вкусности. Однако, такой прямой поведенческий подход резко критиковался многими специалистами, поскольку не учитывал при этом личностные переживания пациента и построение прочных закреплённых поведенческих схем было фактически похоже на дресировку.

Однако, начиная с 20-х годов прошлого века ряд исследователей доказывают важность когнитивной переработки окружающей действительности. То есть, человек не просто отвечает простым действием на раздражитель, он строит свою модель и вырабатывает своё отношение к окружающей действительности. А это отношение уже может расцениваться окружением как конструктивное или деструктивное.

Поэтому чистую бихевиоральную терапию встретить сложно, чаще применяются техники, базирующиеся на практике стимул – реакция. Однако, к ним обязательно присоединяется процесс переосмысления и построения отношения к происходящему, то есть – когнитивный процесс, порождая когнитивно-бихевиоральную терапию в различных вариациях.

Можно говорить о нескольких основных подходах, делающих ставку на большее или меньшее использование явных таких техник:

В виде примера чистой методики, использующий стимул и научение, изменяющее отношение к этому стимулу, можно предложить технику Вольпе по торможению страха. Упомянутая техника проходит в три этапа:

  • выделение пугающих стимулов (например, поездка в метро, потому что там закрытое пространство, много людей, угнетающая обстановка и т.д.);
  • обучение методу мышечной релаксации, которая погружает человека в состояние полного покоя и блаженства;
  • поэтапное введение пугающего стимула на фоне отработанной релаксации. Например, сначала пациенту просто показывают картинки метро, контролируя состояние. Затем предлагают себя в нём представить, следя за тем, чтобы внешние проявления: пульс, потоотделение и другие признаки не выдавали состояние стресса, а клиент продолжал проводить релаксирующие мероприятия. И на окончательном этапе клиент с психотерапевтом могут спуститься в уже реальный метрополитен, без явных критических состояний человека.

Существует и противоположный подход, когда человека намеренно помещают в ситуацию значительной конфронтации, чтобы массированное переживание своих худших опасений, спровоцировало «прорыв» и резкое изменение закрепившихся методов.

Стоит отметить, что такие методы требуют большую мотивированность и стрессоустойчивость. Например, клиент, который склонен списывать свои неудачи на состояние здоровья ставится в ситуацию, когда ему прямо продуцируется, что он «больной немочь». Считается, что такое явное «упрощение» ситуации и её нагнетание могут вызвать внутренний протест, который и перевернёт всю деятельность и отношение к ней.

А. Бандура был сторонником нескольких других интересных подходов. Упомянутые подходы базировались на трёх принципах:

  • социальное научение;
  • наблюдение;

Например, на базе концепции социальных научений, клиенту предлагается действовать в трудной для него ситуации. Это позволяет моделировать возможные варианты поведения. Причём моделирование может быть в негативный и позитивный исход. А видеозапись позволяет взглянуть на свои реакции со стороны. Таким образом, снимается опасения за ситуацию в реальной жизни.

Например, ситуация страха перед руководителем и неумение отстоять свои права, предъявить свои успехи, может быть обыграна в различных вариациях. Например, что именно пугает в шефе: выругает, уволит. Хорошо, это случилось, что далее? Смена работы. Сейчас вам комфортно в офисе? Нет. Выход? Смена работы. То есть и в худшем случае, и в сложившейся обстановки выход один. Напряжение несколько уменьшается, так как оказывается «худший случай» равнозначен нынешнему. А если всё будет не так? И здесь клиент начинает моделировать.

Работа может проводиться в группе, поэтому клиент так же отслеживает модели других людей, примеряет их на себя, замечает свои же страхи и ошибки. В конечном итоге должна сформироваться проработанная модель поведения. Которая позволит клиенту с большей выгодой для себя и меньшим стрессом проходить подобные ситуации в реальной жизни.

Сильные и слабые стороны такого подхода

Заметим ещё раз, что в этих случаях мы не докапываемся до причин выработки такой поведенческой реакции, которые было бы необходимо выявить при работе в другой технике, мы не выявляем его детские страхи и комплексы, не изменяем отношения к родителям, не восполняем недостающие ощущения, прорабатывая базовые потребности. Мы просто работаем с конкретными навыками.

В этом и есть основной плюс и минус данного подхода. Острые травмирующие события зачастую настолько переиначиваются нашей психикой для возможности простого выживания и сохранения психического равновесия, что на глубинные изменения многие пациенты идут очень тяжело. А это выливается, во-первых, в длительность терапии, во-вторых, клиентам, пришедшим с определённой проблемой зачастую тяжело понять: как это относится к его детским страхам или иным переживаниям.

Одним словом, если человеку сложно или страшно общаться с руководителями, ему не совсем понятно зачем разбирать его тяжёлые отношения с доминантным и жестоким отцом. Куда понятнее проработать моделируемые, но такие «реально понятные» и «возможно встречаемые» ситуации. Тем более, что время самой терапии, как правило, в разы меньше.

Тем не менее, многие клиенты в последствии осознают, что дело не только в общении, например, с руководителем, а проблема более общая: «когда я хоть как-то зависим или в подчинении, я ничто». А это «аукается» и в личной, и в более масштабной общественной сфере, тогда он приходит к иной форме терапии, например психоанализу или символдраме. Но, наверное, в этом и смысл существования разных подходов: клиент выбирает ту, которая наиболее приемлема и продуктивна ему в данный момент.

Была разработана в 60-х годах XX века американским психиатром Аароном Беком. Основная идея этой формы терапевтического лечения заключается в убеждении, что мысли, эмоции и поведение человека взаимно друг на друга влияют, создавая модели поведения, которые не всегда уместны.

Человек, под влиянием эмоций, закрепляет определенные формы поведения в отдельных ситуациях. Иногда копирует поведение других. Реагирует на различные явления и ситуации так, как к этому привык, часто не осознавая того, что вредит другим или себе.

Терапия нужна тогда, когда поведение или убеждения не являются объективными и могут создавать проблемы для нормальной жизни. Когнитивно-поведенческая психотерапия позволяет обнаружить это искаженное восприятие реальности и заменить его нужным.

Когнитивно-поведенческая терапия – для кого

Когнитивно-поведенческая терапия лучше всего подходит для лечения расстройств, основанных на тревожности и депрессии . Это терапия очень эффективна, и поэтому чаще всего используется в лечении пациентов с фобиями, страхами, эпилепсией, неврозами, депрессией, булимией, компульсивными расстройствами, шизофренией и посттравматическим стрессом.

Психотерапия – это наиболее часто используемый метод лечения психических расстройств. Может быть единственной формой работы над психикой пациента или дополнять медикаментозное лечение. Особенностью всех видов психотерапии является личный контакт врача с пациентом. В психотерапии применяются различные подходы, в частности, психоанализ, гуманистически-экзистенциальная терапия, когнитивно-поведенческий подход. Когнитивно-поведенческая терапия считается одной из наиболее изученных клинически форм терапии. Её эффективность была доказана многими исследованиями, поэтому врачи часто пользуются этим проверенным методом психотерапии.

Курс когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на текущих проблемах, – главное, что здесь и сейчас. В лечении, чаще всего, не обращаются к прошлому, хотя есть исключительные ситуации, когда это неизбежно.

Продолжительность терапии – около двадцати сеансов , один или два раза в неделю. Сама сессия не длится обычно больше, чем один час.

Одним из наиболее важных элементов успешного лечения является сотрудничество психотерапевта с пациентом.

Благодаря когнитивно-поведенческой терапии возможно выявление факторов и ситуаций, которые дают эффект искаженного восприятия. В этом процессе следует выделить:

  • стимул , то есть конкретную ситуацию, которая вызывает действие пациента
  • специфический способ мышления пациента в конкретной ситуации
  • чувства и физические ощущения , которые являются последствием специфического мышления
  • поведение (действия) , которые, по сути, представляют собой пациента.

В когнитивно-поведенческой терапии врач пытается найти связь между мыслями, эмоциями и действиями пациента. Он должен проанализировать сложные ситуации и найти мысли, которые ведут к неправильной интерпретации действительности. Одновременно, необходимо внушить пациенту иррациональность его реакций и дать надежду на возможность изменения восприятия мира.

Когнитивно-поведенческая терапия – методы

Эта форма терапии использует много поведенческих и когнитивных методов. Одним из них является, так называемый, сократовский диалог . Название происходит от формы общения: терапевт задаёт вопросы пациенту. Делается это таким образом, чтобы сам пациент обнаружил источник своих убеждений и тенденций в поведении.

Роль врача – задать вопрос, выслушать пациента и обратить внимание на возникающие в его высказываниях противоречия, но таким образом, чтобы пациент сам пришёл к новым выводам и решениям. В сократовском диалоге терапевт применяет много полезных методов, таких как парадокс, зондирование и др. Эти элементы, благодаря соответствующему применению, эффективно влияют на изменение мышления пациента.

Помимо сократовского диалога, врач может использовать другие методы влияния, например, перенос внимания или рассеяние . В процессе терапии врач учит также методам противодействия стрессу. Всё это для того, чтобы сформировать у пациента привычку адекватного реагирования на условия стрессовой ситуации.

Результатом когнитивно-поведенческой терапии является не только изменение поведения, но и осознание пациентом последствий введения этих изменений. Всё это для того, чтобы он сформировал в себе новые привычки и реакции.

Пациент должен уметь соответственно реагировать на негативные мысли, если такие появятся. Успех терапии заключается в выработке у человека соответствующих реакций на эти стимулы, которые ранее приводили к неправильной интерпретацией.

Преимущества когнитивно-поведенческой терапии

В пользу когнитивно-поведенческой терапии говорит, прежде всего, её высокая эффективность, уже неоднократно подтвержденная клиническими исследованиями.

Преимуществом этого вида лечения является развитие самосознания пациента, который после терапии достигает самоконтроля над своими поведением.

Этот потенциал остается в пациенте также после окончания терапии, и позволяет ему предотвращать рецидивы его расстройства.

Дополнительным преимуществом терапии является улучшение качества жизни больного. Он получает стимул к деятельности и более высокой самооценке.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры