Ковбойский день рождения. Ковбойская вечеринка для взрослых у вас дома Ковбойская вечеринка оформление

Главная / Бывшие

Данный сценарий день рождения в «ковбойском стиле» рассчитан на детей от 6-ти до 8-ми лет. «Ковбойская» тематика скорее подходит для Дня Рождения сына, чем дочери, но некоторым девочкам сценарий со «стрелялками» и «индейцами» тоже придётся по душе. По сценарию праздник проводится дома (в квартире), но его можно адаптировать для проведения в любом другом помещении или даже на улице.

Подготовка к Дню Рождения

Приглашаем гостей

Составив список гостей, которые будут приглашены на торжество, можно приступить к изготовлению приглашений, которые следует вручить каждому из них заблаговременно.

«Wanted»

Мы предлагаем распечатать на принтере найденные в интернете и отредактированные с помощью графического редакторп листовки «Wanted» («Разыскивается»), которые часто показывают в американских вестернах. Желательно, чтобы вместо фотографии преступника на каждом листе был изображён портрет гостя или именинника в ковбойской шляпе. Под изображением можно написать такую фразу: «…(имя) разыскивается для участия в праздновании Дня Рождения ковбоя!».

На другой стороне листа можно написать ещё несколько предложений, например: «Быстрый (сильный, грязный, белый и т.д.) …(имя гостя)! 15.12.2013 (дата празднования) ты должен явиться на ранчо Жаровых (фамилия семьи) по адресу: …(адрес). Не опаздывай и не забудь захватить с собой свой пистолет и шляпу! Намечается празднование Дня Рождения Зоркого Глаза («кличка» именинника)».

Однако можно придумать и другие оригинальные приглашения для гостей, например:

  • Текст приглашения можно написать на открытках, по форме напоминающих кактус, подкову, пистолет или шляпу.
  • К любой открытке или листочку можно прикрепить декоративные элементы, связанные с «ковбойской» тематикой, например: игрушечный жетон шерифа (звезда из пластика), патрон (пластиковый, но напоминающий настоящий), перо (снятое с «убитого индейца») и пр.
  • Приглашение может напоминать древний свиток, который можно связать бечёвкой и закрепить игрушечным значком шерифа.

Праздничный декор помещения и реквизит для ковбойского праздника

Организаторам Дня Рождения обязательно заранее нужно украсить помещение, в котором будет проводиться праздник, ведь «ковбойская вечеринка» без декораций не получится.

Несколько советов по созданию атмосферы «дикого запада»:

  • Если вечеринка проводится дома, то указатели с надписями («Салун», «Банк», «Ранчо Зоркого Глаза», «Шериф», «Прерия») следует повесить в прихожей. Подробнее об указателях читайте ниже.
  • Конь – вот лучший друг любого ковбоя! Поэтому игрушечными, нарисованными, слепленными, купленными и хэн-мэйд лошадками можно украсить стены, полки, полы комнат. Лошадей в квартире должно быть как можно больше, чтобы каждый ребёнок смог выбрать себе как минимум одну картинку с конём или одну игрушечную лошадку.
  • По сценарию понадобятся восемь игрушечных бычков (подробнее читайте ниже).
  • Для украшения помещения, в котором будет проводиться торжество, подойдут практически любые предметы, которые так или иначе связаны с «ковбойской» тематикой: кактусы (из воздушных шаров, настоящие или игрушечные), ковбойские шляпы, подковы (игрушечные), постеры с изображениями ковбоев, лошадей, индейцев, прерий, каньонов и пр.
  • Диск с музыкой кантри или этническими индейскими песенными мотивами.
  • Изображения кактусов, которые нарисованы или распечатаны на плотной бумаге или картоне. Кроме кактуса на картинках должны быть нарисованы животные, но не полностью, а лишь частично (должно создаться впечатление, что это животное спряталось за кактусом, поэтому должна быть видна только его задняя часть, уши, хвост, копыта, лапы, но ни в коем случае не морда).
  • Полиэтиленовые пакеты коричневого или чёрного цвета (по одному пакету на гостя).
  • Ножницы.
  • Пластиковое ведро, таз или любая другая большая ёмкость, в которую можно налить воду (например, надувной бассейн для детей).
  • Шоколадные «золотые монетки».
  • Повязка для глаз из непрозрачного материала.
  • Дуршлаг.
  • Ковбойские шляпы и шейные платки (по паре на человека).
  • Шесть мешочков из непрозрачного материала. На каждом мешочке написана одна из букв, которые вместе составляют слово «ковбой». В каждый мешочек нужно положить «сюрприз», например: в мешочек, на котором написана буква «к», нужно положить предмет, название которого начинается с этой буквы (например: карандаш, кисточка, конфета и пр, аналогично нужно поступить с другими мешочками).
  • Верёвка или лассо.
  • Самодельный «конь», которого можно сделать из стула, табуретки или ведра: для этого к одному из вышеперечисленных предметов прикрепляют «голову» коня, сделанную из цветного картона, гриву и хвост из пакли или искусственных волос. Если у организаторов праздника есть в наличии большая игрушечная лошадка (в холке достигающая плеча восьмилетнего ребёнка), то она, конечно, подойдёт для торжества гораздо больше, чем стул с «гривой».
  • Игрушечные пистолеты (по одному на гостя).
  • «Лошадиный хвост» – кусок пакли, привязанный к дротику для дартса.
  • Оригинальный «портрет» лошади, нарисованный на ватмане: на листе нужно изобразить «вид сзади», но без хвоста.

Встреча гостей и подготовка к вечеринке

Детей по очереди встречает ведущий (взрослый) и раздаёт им ковбойские шляпы и платки. Показывает, как нужно носить эти вещи и рассказывает, зачем ковбоям нужны платки: «Друзья, я сейчас расскажу, зачем настоящему ковбою нужен шейный платок. Дело в том, что ковбои очень быстро скачут на своих лошадях по прериям и каньонам и горячий песок сыпется им в лицо. Шейные платки прикрывают лица ковбоев от песка».

После того, как все дети надели шляпы и платки им можно раздать пакеты и предложить из них сделать ковбойские жилетки с бахрамой. Прежде чем дети приступят к изготовлению, ведущий должен показать ребятам, как можно сделать из пакета жилетку.

Мастер-класс: «Ковбойская жилетка из пакета»

  1. В днище пакета нужно сделать прорезь для головы (по центру).
  2. По бокам пакета (по боковым «швам») нужно сделать две дырки для рук.
  3. Следующее действие: решив, с какой стороны будет передняя часть жилетки, а с какой – спина, нужно сделать вертикальный разрез до горловины в передней части так, чтобы получились две половинки.
  4. Жилетка практически готова и её уже можно даже примерить, но низ жилетки выглядит не привлекательно (особенно, если у пакета есть ручки) и его следует ровно подрезать. Затем низ можно украсить бахромой (сделав много вертикальных надрезов ножницами).

Совет : жилетку также можно сделать из бумажного пакета. Детям понравится разрисовывать такие жилетки фломастерами, карандашами или украшать наклейками. Также детям понравится идея украсить руки и ноги временными цветными татуировками.

Затем уже «готовых» к празднику ребят ведущий ведёт в гостиную или др. комнату, в которой накрыт стол. Это помещение дети легко могут найти и сами, если будут идти в ту сторону, в которую направлен указатель «Ранчо Зоркого Глаза». За столом дети могут сидеть на стульях «верхом».

Сценарий детской вечеринки в «ковбойском» стиле

Во время застолья ведущий обращается к детям с такими словами: «Дорогие гости! Добро пожаловать на ранчо … (имя именинника), которого ещё называют Зорким Глазом! Сегодня этому храброму ковбою и нашему хорошему другу исполнилось 8 лет! Поздравляем! Да, кстати, у меня для вас есть загадка! Этим утром Зоркому глазу бывалый ковбой Грязный Джо подарил восемь бычков! Кто-нибудь сможет догадаться, зачем он подарил именно быков Зоркому Глазу, а не слонов, например?».

В конечном итоге (или благодаря подсказкам ведущего) дети догадываются, что «cow» (с англ.) – это «корова», а «boy» (тоже с англ.) – «мальчик». Если объединить два слова вместе получается «cowboy» – ковбой.

Ведущий : «Молодцы, я рад, что вы всё-таки догадались! К сожалению, все быки разбежались и мы не можем их найти, но надеюсь, что храбрые ковбои и лучшие друзья Зоркого Глаза помогут найти их и вернуть на ранчо! Седлайте лошадей! Только придумайте имена своим коням (предлагает выбрать каждому гостю одну из игрушечных или нарисованных лошадок, которыми украшена квартира)».

Игра: «Оседлай лошадь»

Ведущий ставит посреди комнаты стулья (каждому участнику, кроме одного, по стулу) и предлагает детям поучаствовать в интересной игре.

Правила игры : игра по правилом всем известных « ». Под музыку ребята должны водить хоровод вокруг стульев до тех пор, пока музыка не выключится. Как только это произойдёт, все участники должны быстро сесть на стулья «верхом». Тот игрок, который не успел занять один из стульев – выбывает. После этого ведущий убирает один стул и включает музыку, а дети опять начинают водить хоровод до следующей «музыкальной паузы». Второй «раунд» и все последующие проводится также, как и первый, до тех пор, пока не останется один участник, сидящий «верхом» на одном стуле. Этот игрок и становится победителем.

Поздравив победителя, ведущий выносит и отдаёт детям одного игрушечного бычка.

Ведущий : «Ребята! Молодцы! Теперь благодаря вам у нас есть один бычок, и я знаю, где находится следующий. Индеец по имени Хитрый Лис украл его и мы должны вернуть бычка обратно. Для этого нам нужно тоже стать хитрыми и научиться говорить одно, а делать другое: так мы запутаем индейца, и он вернёт нам бычка!».

Игра: «Путаница»

Ведущий : «Играть в эту игру совсем несложно: я говорю, что нужно делать, а каждый из вас делает всё наоборот. Становитесь в один ряд и начнём».

Команды ведущего:

  1. Руки опустить вниз (дети должны поднять руки вверх).
  2. Руки поднять вверх (опустить вниз).
  3. Сесть на корточки (подпрыгнуть вверх).
  4. Подпрыгнуть вверх (присесть).
  5. Вытянуть вперёд правую ногу (вытянуть назад левую ногу).
  6. Вытянуть вперёд левую ногу (вытянуть назад правую ногу).
  7. Развести руки в стороны (скрестить руки на груди).
  8. Скрестить руки на груди (развести в стороны).
  9. Прижать голову к груди (запрокинуть голову назад).
  10. Запрокинуть голову назад (прижать к груди).
  11. Растопырить пальцы «веером» (сжать кулачки).
  12. Повернуться налево (повернуться направо).
  13. Повернуться направо (повернуться налево).

Вначале ведущий читает команды и подсказывает детям, какие движения нужно совершать. Он может сам выполнять эти движения, а может и просто говорить команды вслух. Показав все 13 движений, он формирует из участников круг (как в хороводе) и включает музыку. Детям он предлагает потанцевать, периодически выполняя команды, которые он будет произносить вслух. Те игроки, которые не справляются с задачей и выполняют не те движения – выбывают. Выигрывает ребёнок, который не сделает ни одной ошибки.

После игры ведущий выключает музыку и говорит: «Ковбои, как хорошо танцуете! Я узнал, что Хитрый Лис спрятал бычка на ранчо! Представляете, какой наглец?! Помогите найти его!».

Ребята находят бычка в комнате.


Игра: «Золотоискатели»

Ведущий : «Ковбои! Теперь нам нужно вернуть обратно третьего бычка, которого украл Золотоискатель: он не смог добыть золото и решил украсть быка. Мы можем добыть золото сами и обменять его на бычка. Сейчас мы попробуем научится добывать золото».

Ведущий ставит посреди комнаты тазик с водой (или ведро), а в него кидает шоколадные конфеты в форме «золотых монет». Затем он строит детей в шеренгу и по очереди каждому из них завязывает глаза и даёт дуршлаг, которым они должны постараться выловить как можно больше монет из ёмкости с водой. В конце игры ведущий подсчитывает количество монет, которое досталось каждому игроку и определяет победителя: им становится тот, кто выловил больше всего «монеток». Победитель получает в качестве приза несколько десятков «монеток», а остальные конфеты ведущий забирает и при этом говорит детям: «Молодцы, у всех получилось добыть хоть чуть-чуть золота. Теперь я смогу обменять эти золотые монеты на бычка».

Игра: «Животное возле кактуса»

Ведущий возвращается к детям с третьим бычком и говорит им: «Золотоискатель отдал бычка! Ура! Теперь наш путь лежит через дикую прерию, где растут кактусы и живут страшные хищники. Настоящие ковбои должны знать о том, что рядом находится хищник, заблаговременно, иначе голодный зверь может съесть его или его коня. Сейчас я буду показывать карточки, на которых будут нарисованы кактусы. Задача каждого участника этой игры, которая называется «Животное возле кактуса» – разглядеть зверя, который спрятался за кактусом, определить, является он хищником или травоядным, а также угадать, как он называется».

Ведущий достаёт карточки с нарисованными кактусами и показывает по одной из них ребятам. Он может засчитывать (и записывать) правильные ответы каждого участника и, таким образом, определить победителя, который даст наибольшее количество правильных ответов. В конце игры можно вручить победителю какой-нибудь приз.

Какие животные могут прятаться за кактусами:

  1. Слон.
  2. Заяц.
  3. Жираф.
  4. Олень.
  5. Крокодил.
  6. Корова.
  7. Тигр.

Ведущий : «Ура! Поздравляю! Все справились с заданием и теперь смогут пересечь прерию без угрозы для жизни. А вот и четвёртый бычок, которого я тоже нашёл за кактусом (показывает ребятам игрушку)!».

Игра: «Шляпы с призами»

Ведущий : «Теперь мне понадобятся шестеро добровольцев. Ребята (обращается к добровольцам), сложите свои шляпы, пожалуйста, вот сюда (ведущий показывает рукой на пол). Представьте, что пока мы скакали на лошадях по прериям, эти шляпы сдуло сильным ветром».

Правила игры : ведущий рассказывает детям о том, что в шляпах лежат мешочки, на которых написаны буквы из слова «ковбой». Дети по очереди должны угадывать, какие «сюрпризы» могут быть спрятаны в них. Если кто-то из них догадывается о том, что, например, в мешочке с буквой «о» лежат очки, то он получает эти очки в подарок, а владелец шляпы забирает шляпу и снова надевает её. В конечном итоге все «сюрпризы» достаются самым сообразительным ребятам, а «ковбои», которые остались без шляп, снова надевают их.

Ведущий : «Я рад, что на вечеринку пришли такие сообразительные ковбои. Я узнал, что пятый бычок спрятался на балконе! Поэтому нам следует пойти на балкон и поискать там его».

Дети с ведущим находят пятого бычка и возвращаются «на ранчо».

Игра: «Аркан»

Ведущий : «Друзья, скажите, а умеете ли вы пользоваться такой длинной верёвкой, которую носят с собой все настоящие ковбои? Догадались, о чём я? Да, конечно, я говорю о лассо, которым ковбои когда-то могли обездвижить врага или поймать убегающий скот».

После этого ведущий показывает детям, как из верёвки можно сделать аркан (или показывает им готовое лассо) и даёт задание детям: они должны по очереди пытаться заарканить стул, к которому прикреплена голова «коня» из картона, грива и хвост из пакли (или игрушечную лошадь, если она есть). У каждого участника этой игры есть три попытки. Выигрывают те, у кого все три попытки были удачными.

После игры ведущий отдаёт гостям ещё одного бычка (шестого) со словами: «Ребята, я рад, что все смогли сегодня потренироваться в ловле лошадей арканом. И пока вы тут упражнялись, я нашёл шестого бычка: он, оказывается, стоял тут неподалёку и ел траву».

Игра: «Ковбойская реакция»

Ведущий : «Мы должны вернуть на ранчо последнего бычка – седьмого. И я знаю, у кого он – у Шерифа, который рассчитывает на то, что храбрые ковбои всегда придут к нему на помощь, ведь в округе живёт много беззащитных мирных жителей. Сегодня я показал, как нужно пользоваться лассо, также я думаю, что все присутствующие умеют быстро бегать и метко стрелять. Но вот как реагирует на возникшую угрозу жизни нынешняя молодёжь, и насколько быстро она сможет принять необходимые меры в опасной ситуации? Сейчас мы это и узнаем. Ребята, мы будем играть в «Ковбойскую реакцию»».

Ведущий приводит детей в другую комнату, на которую показывает указатель с надписью «Шериф». Там он надевает ковбойскую шляпу и прикрепляет к груди шерифский значок (игрушечную пластиковую звезду). После этого он говорит детям: «Как все уже догадались: я и есть Шериф. Становитесь в круг, а я возьму вот этот мяч (берёт мяч и показывает его детям) и стану в центр круга. Правила игры «Ковбойская реакция»: я бросаю любому из вас мяч и называю какое-нибудь слово. Если слово ассоциируется с чем-то опасным, то этот мяч ловить не стоит, а если прозвучавшее слово не связано ни с чем опасным, то его нужно поймать. Тот ковбой, который не смог поймать мяч или поймал мяч тогда, когда его не нужно было ловить – выбывает из игры. В конечном итоге останется только один ковбой, обладающий самой быстрой реакцией. Он и выигрывает. Начнём!».

«Шериф» может произносить такие слова, например: койот, племя, костёр, пожар, пистолет, взрыв, кузнечик, конь, бизон, кот, вирус, бандит, танк, поезд, волк, чума, топор, перо, орёл, сковорода.

После игры ведущий награждает небольшим призом победителя и отдаёт детям игрушечного быка.

Ведущий .: «Какие всё-таки замечательные ковбои пришли на вечеринку к тебе на ранчо сегодня, Зоркий Глаз (обращается к имениннику)! А сейчас давайте пойдём и подкрепимся, ведь нам нужно вернуть назад восьмого бычка, нам нужно набраться сил!».

Игра: «Разборка в полдень»

После праздничного застолья ведущий предлагает детям сыграть ещё в одну игру, чтобы вернуть последнюю игрушку имениннику.

Правила игры:

Ведущий формирует из участников две команды с равным количеством игроков и строит их в две шеренги вдоль двух параллельных друг другу стен помещения. Затем участники обеих команд поворачиваются спинами к шеренге команды-соперницы. Каждый ребёнок в руках держит игрушечный пистолет.

По сигналу ведущего (на счёт «пять») участники обеих команд оборачиваются и наводят дула игрушечных пистолетов на детей, стоящих в противоположной, по отношению к ним, шеренге. Те дети, на которых не навели дула – выбывают из игры. Побеждает та команда, чьи участники (или участник) остались стоять последними.

Примечание:

Игроки имеют право, пока ведущий считает до пяти, меняться местами в шеренге своей команды.

После игры ведущий отдаёт детям восьмого бычка.

Игра: «Хвост лошади»

Ведущий вешает на стену или на дверь ватман с лошадиным «портретом» («вид сзади»). После этого он объясняет гостям правила игры: участники по очереди, с завязанными глазами, должны брать в руки дротик для дартса с привязанным к нему куском пакли («хвост» лошади), и пытаться прикрепить этот «хвост» так, чтобы нарисованная лошадка наконец-то обзавелась настоящим хвостом. Выигрывает тот, кто закрепит «хвост» там, где нужно.

Если этих конкурсов недостаточно – дополнительные тематические игры и конкурсы можно найти в сценарии « »

03 декабря 2016
День рождения или другой радостный повод? Самое время попробовать устроить ковбойскую вечеринку! Скажите об этом своим друзьям и оглянуться не успеете, как они все придут к вам в коже и шляпах!

Сегодня у вас есть так много источников вдохновения!

Ковбойские фильмы все еще в моде (например, Джанго Освобожденный)

Потертые джинсы, кожаные ботинки и модные ременные пряжки найти очень легко

Всегда легко найти треки таких исполнителей, как Kelly Clarkson и LeAnn Rimes

Предлагаем Вам способ организации ковбойской вечеринки в шесть этапов.

Шаг 1. Приглашение

Найдите фотографию каждого из приглашенных и сделайте подобие объявления о розыске, которое можно увидеть в фильмах. Можно использовать фразы типа «Разыскивается! За самую обладенную прическу» или «Кто-нибудь видел красотку? Вознаграждение 1000$»

Распечатайте приглашения и используйте зажигалку, чтобы опалить их по краям и придать оттенок старости и выжжености солнцем. Можно придумать и что0-то другое, например, сделать приглашения в форме шляп или шерифских значков.

Шаг 2. Идеи для костюмов

Одеваться в стиле вестерн - это ОЧЕНЬ весело. Примеров для подражания можно найти очень много в ковбойских фильмах.

Придумайте разные образы: ковбои, бандиты, буйволы, старейшины, городские шерифы, бандиты и грабители. И знайте, даже обычных шляп хватит для того, чтобы настроение у всех гостей взлетело просто мгновенно.

Шаг 3. Идеи украшения для ковбойской вечеринки.

Превратите свою комнату в настоящий бар или салун. Сделайте барную стойку с пивом, поставьте маленькие столики со стульями вокруг. Выделите комнату или место на улице для перестрелок!.. Из водяных пистолетов

Развесьте по стенам лассо из веревок.

Поставьте вешалку для шляп, развесьте ружья и револьверы (лучше искусственные или разряженные). Здорово будет найти где-нибудь томагавк, но держите его так, чтобы никто не достал J

Распечатайте большие версии ваших приглашений и тоже развесьте

Сделайте освещение желтым и полуинтимным, как в баре

Купите надувные кактусы, или расставьте по комнате настоящие

Накройте поверхности мягкими коричневыми и белыми покрывалами, чтобы создалось сходство с коровьими шкурами

Найдите большую лошадь качалку с седлом, на которой все смогут качаться, умирая от смеха, и фотографироваться

Шаг 4. Развлечения

Загадки по ковбойским фильмам: Напишите на бумажках названия фильмов по теме, смешайте их в шляпе. Игрок достает бумажку и все должны угадать его фильм. Это могут быть такие фильмы, как «Дикий дикий запад», «Горбатая гора» и «Великолепная семерка»

Ковбойский танцпол: Пусть гости танцуют! Можно использовать следующие треки.

  • Jolene - Dolly Parton
  • Come Monday - Jimmy Buffett
  • Achy Breaky Heart - Billy Ray Cyrus
  • The River - Garth Brooks
  • I Don’t Feel Like Dancing - Scissor Sisters
  • Stand By Your Man - Tammy Wynette
Водяная перестрелка: Это можно устроить или в отдельной комнате, или во дворе. Вам понадобится стена, шесть пустых пивных банок и водяные пистолеты. И устраивайте соревнование на меткость! В процессе наверняка кто-то попадет в другого гостя и все может закончиться веселой перестрелкой и мокрыми футболками.

А стреляя по банкам, можете для интереса утяжелить их, положив в них теннисные шарики. Если будете играть не на улице, запаситесь полотенцами.

Выучите вместе тематический танец. Отличное обучающее видео можете найтипо названию «Line Dancing for Beginners DVD - Learn with Lynne»

Шаг 5. Идеи для закусок.

Тут для своих ковбоев можно приготовить традиционные американские блюда!

Например:
- бифштекс, куриные ножки, жареные цыплята
- Попкорн и бобы
- Кукурузные початки и салат из томатов
- Тако, начо, бурито
- Яблочный пирог, мороженое
- Коктейли и пиво.

Шаг 6. Подарки на память и призы за игры.

Пусть каждый унесет с вашей вечеринки что-то памятное, например:
- ковбойскую шляпу
- пластиковый значок шерифа
- печеньки в форме шляп и звезд
- диск с музыкой в стиле вестерн - водяной пистолет.

Вы хотели бы оказаться на коне, ощутить задор и бесшабашность настоящих ковбойских приключений, зарядиться энергией Дикого Запада, узнать тайну древних инков и станцевать самый романтический танец под музыку в стиле кантри? Тогда этот сценарий ковбойской свадьбы именно для вас!

Приглашение на свадьбу

Приглашение на свадьбу в ковбойском стиле может быть в виде открытки, с изображенной на ней ковбойской парочкой, в виде картонного силуэта ковбойской шляпы, в виде игрушечного кольта с привязанной шнурком картонной ковбойской шляпой-открыткой. Текст приглашения на ковбойскую свадьбу в стиле вестерн.

Все названия могут быть изменены на индивидуальные, подходящие конкретной паре молодоженов. Подробное описание дресс-кода или иллюстрации костюмов ковбойской эпохи - на обороте приглашения.

Дорогие друзья! Мы женимся!

В честь этого события мы получили с планеты Харакум от некоего таинственного профессора свадебный подарок - один прыжок во времени и пространстве. Мы решили разгадать тайну древних инков. Приглашаем и вас вместе с нами (дата свадьбы) после торжественной регистрации (адрес ЗАГСа, время) отправиться в 19 век на Дикий Запад и посетить древний городок (название кафе или ресторана) в прериях, на границе с Индейской резервацией (адрес). Чтобы оказаться на коне и во всеоружии в нашем путешествии, не забудьте надеть наряд настоящего ковбоя и его дамы, а можете представлять закон в лице шерифа или вступить в ряды отважных индейцев.

Путешествие лучше совершать налегке, поэтому приносите ваши пожелания и поздравления в конвертах! А вашим пропуском в путешествие во времени станет алая роза.

И помните, за каждым поворотом в этот день вас ждут сюрпризы и неизвестность!

Дресс-код

Непременными атрибутами ковбоя считаются: ковбойская шляпа, рубашка в клетку, красный шейный платок, огромная металлическая пряжка на ремне, джинсы, сапоги с загнутыми кверху носами, лассо и обязательно кольт. Подруга ковбоя в ситцевом платье или джинсовой одежде, корсете. К ковбойской теме можно отнести и таких персонажей, как индейцы, шериф, знатные леди в платьях 19 века и танцовщицы кордебалета.

Жених и невеста во время официальной части могут быть в нарядах в стиле 19 века, а для ковбойской вечеринки переодеться: жених - отважный ковбой (имя жениха) из рода (фамилия жениха), а невеста исполняет роль прекрасного цветка весны (время рождения и имя невесты) из индейского племени (фамилия невесты).

На стилизованной ковбойской свадебной вечеринке можно использовать песни из к/ф «Человек с бульвара Капуцинов» и, конечно же, музыку в стиле кантри. Основные музыкальные инструменты этого стиля - гитара, банджо, скрипка, которые эффектно будут звучать в живом исполнении.

План свадебного дня по-ковбойски

Утро. Романтическая встреча молодоженов в красивом месте, где пройдет их свадебная фотосессия. Официальная регистрация в ЗАГСе.

День. Прыжок во времени и пространстве. Пикник на ранчо или прогулка на лошадях по каньону, родео и другие ковбойские состязания.

Вечер. Ковбойская вечеринка в салуне.

Пикник на ранчо или конная прогулка по каньону

Гостям предлагают переодеться в ковбойские наряды, перенестись на добрую пару сотен лет назад, принять участие в состязаниях и отведать стейк с кровью в духе настоящего вестерна. Символом перемещения во времени и пространстве может стать музыка и песочные часы. Процесс перенесения во времени лучше провести перед входом на ранчо. Каждому гостю одевается какой-нибудь аксессуар эпохи и вручается холщовый мешочек, куда можно складывать добытые в состязаниях золотые монеты. Монеты всегда можно обменять на более ценные трофеи от только что поженившейся ковбойской парочки. Всюду расклеить объявления об охватившей город золотой лихорадке и о предстоящем аукционе. В конце вечера бармены Джо и Джо проведут аукцион, на котором ковбои смогут завладеть ценными трофеями: эксклюзивный диск с музыкой кантри и автографами влюбленной парочки, несущий удачу кусок шкуры дикого койота в виде меховых тапочек, уникальная коктейльная карта из ковбойского салуна. Состязания наездников и настоящее родео могут состояться с участием самих гостей или как показательное выступление.

Состязание в ловкости и силе проходит между гостями: два участника встают на длинную плоскую доску, получают по мешку с соломой и пытаются сбить им соперника с доски.

Можно организовать соревнование в сбивании кнутом банок, метании подков и в стрельбе из лука (игрушечного).

Старшее поколение может уютно расположиться в креслах, под пледом, наблюдая за состязаниями. Острый соус, мясо на огне, лимонад и виски приветствуются! Можно приготовить необычное ковбойское блюдо в котле - Чили кон карне.

На 6 порций:

2 банки консервированной фасоли;

900 г помидоров, очищенных от кожуры;

900 г говядины;

4 ст. л. растительного масла;

2 луковицы, мелко порезанные;

1/2 - 1 ч. л. острого порошка чили;

1 ст. л. паприки;

2 ст. л. сахара;

3 зубчика чеснока, раздавленных;

600 мл куриного или говяжьего бульона;

сметана, кориандр.

Секрет приготовления блюда в том, чтобы тщательно обжарить лук.

Порезать помидоры, мясо на кубики 1-2 см, приправить солью и перцем. Нагреть половину масла в большой сковороде с толстым дном и накалить. Обжарить половину мяса в течение 10 мин. до коричневой корочки, достать шумовкой и обжарить вторую половину. Соединить с луком, чили, паприкой, сахаром и обжаривать 8-10 мин. до золотистого цвета. Смешать с чесноком, помидорами, бульоном и фасолью. Довести до кипения, тушить, не накрывая крышкой, на самом маленьком огне в течение 1 - 1.5 часа, пока мясо не станет нежным. Подавать со сметаной и кориандром.

Всё снимают мастера синематографа!

Ковбойская свадебная вечеринка

Когда солнце начинает садиться за край диких прерий, всех приглашают отдохнуть в салун на настоящей ковбойской вечеринке в честь свадьбы знаменитой самой влюбленной парочки Дикого Запада. Но не только веселье и отдых ждет гостей. Удалось напасть на след загадочного племени Сиу, которое является по легенде хранителем тайны древних Инков, обладателям которой сулит пророчество бесконечное счастье. Предстоит найти это племя и разгадать тайну.

Оформление свадебной вечеринки в стиле вестерн

Дерево, кожа, кактусы, лошади и виски - основная тема, которую можно использовать для создания атмосферы Дикого Запада. В ход можно пустить всё: таблички-указатели на деревянных дощечках, подковы, колеса от телеги, лошадиную сбрую, кактусы на столах вместо обычных цветов. На стене можно растянуть шкуру, о которой будет рассказана ведущим отдельная легенда - кто прикоснется к этой шкуре дикого койота, того всю жизнь будет преследовать удача. В качестве сувениров можно выдавать меховые тапочки, сшитые в индейском племени Фортуната из куска этой волшебной шкуры дикого койота.

Не забудьте открыть для ковбоев синематограф и покажите немое кино, например, историю знакомства молодоженов.

В салуне стоит подавать виски со свадебной именной этикеткой и затейливые ковбойские напитки на основе молока, лимонада и сока под необычными названиями: телячья радость, телячье пойло, душа ковбоя, огонь индейских прерий и т.д. Помимо меню в ковбойском стиле, на стенах салуна можно вывесить сальные шуточки и анекдоты про ковбоев.

Обращения к жениху и невесте исключительно в духе Дикого Запада: жених - отважный ковбой (имя жениха), гроза Дикого Запада из рода (фамилия жениха), невеста - прекрасный цветок весны (время рождения невесты и имя невесты) дочь вождя индейского племени (фамилия невесты). Молодожены - знаменитая самая влюбленная парочка Дикого Запада. Родителей молодоженов можно нарядить и представить как шерифа и вождя индейского племени. Ведущий призывает гостей использовать ковбойские словечки и пожелания в стиле вестерна: клянусь кровожадным койотом, главное шляпа была бы цела, пора промочить горло, желаем вам обширных прерий и жирных бизонов, полных золотом кошельков, богатых трофеев, выносливых мустангов, богатого ранчо, плодородных земель, зеленых пастбищ, трубки мира со всеми.

Родители встречают молодоженов фасолевым пирогом - символом дома, плодородия и богатой жизни. Молодожены угощают всех гостей и приглашают их промочить горло.

Побывав на ковбойском ранчо, все окунулись в настоящую ковбойскую жизнь, но чтобы не оплошать в нашем путешествии во времени, стоит вспомнить некоторые тонкости мира вестерна и кантри. Викторина на ковбойскую тематику.

Застольная игра

Почему у ковбойских сапог острые носы и высокий каблук?

Ковбои объезжали диких лошадей, а потому нужен был сапог с острым носом, который легко проскальзывал в стремя, и высокий каблук, чтобы хорошо там держался.

Что такое чапсы?

Кожаные чехлы на джинсы.

Зачем ковбою кожаные чехлы на ноги?

Кожаные чехлы на брюки были изобретены, чтобы колючий кустарник и острые ветки не рвали одежду, когда ковбой гнался за бычком в зарослях.

Какого цвета чаще всего были шейные платки ковбоев?

Шейные платки почти всегда были красного цвета.

Как использовали ковбои шейный платок?

Обычно шейным платком закрывали лицо, чтобы уберечься от пыли, особенно когда ковбой ехал позади перегоняемого стада или табуна. Еще им перевязывали раны, подвешивали сломанную руку, процеживали через него воду для питья, защищали шею от солнца.

Что такое стетсон?

Первые хорошие шляпы для ковбоев начал делать Стетсон, и скоро его имя стало синонимом для слова «широкополая ковбойская шляпа».

Что такое бакеру?

Техасский ковбой.

Что такое стир реслинг?

Вид одиночного родео, когда ковбой должен завалить молодого бычка на землю.

Что такое салун?

Кто такой рэнглер? Имеенно это слово используется для названия знаменитой марки джинс.

Рэнглер - ковбой, осваивающий ремесло, присматривающий за запасным табуном лошадей.

Перед началом ковбойских состязаний - игр и конкурсов - можно зачитать послание от найденного последнего потомка племени Сиу. Послание в виде собранных на нитку разных предметов, костей, перышек, веточек и т.д. Прошедшему испытания, самому храброму и чистому сердцу будет указан путь к тайне древних Инков. Всех гостей приглашают помочь разгадать тайну древних Инков и приступить к испытаниям.

Накручивание хвоста быку

К стене крепится 3 плаката с изображенным быком, но без хвоста. Трем участникам-ковбоям предлагается с завязанными глазами прикрепить хвосты быкам. Перед тем, как приступить к выполнению задания, участников несколько раз разворачивают, чтобы запутать.

Метание томагавков

Конкурс с игрой в дартс. На мишени в секторах распределяются звания: самый меткий, самый пьяный, начинающий стрелок, гроза дикого запада и т.д.

Конкурс на красноречие и лучший тост с огненной водой

Поздравления друзей и родных ведущий объявляет в течение всего вечера, как конкурс на лучший тост с огненной водой в ковбойском стиле. Пример: просторных прерий и жирных бизонов вам!

Остроглазый Билли

Вызываются 2-3 ковбоя. У каждого из них трубочка для «плевков» бумагой и таз. Самым остроглазым Билли будет признан тот, кто больше раз попадет бумагой в тазик. Можно осложнить задачу и завязать глаза. Можно использовать для этого конкурса картонные трубочки и пластмассовые шарики из детской игры.

Ловля дикого мустанга. Закидывание лассо

Ковбои становятся в одну линию. Перед ними выставляются пластиковые бутылки, которые обклеиваются нарисованными дикими мустангами. Ковбои накидывают на них лассо. Кто больше поймает бутылок с помощью лассо - самый ловкий ковбой.

Конкурс на самое страстное сердце. Признание в любви по-техасски

Для участия вызываются только супружеские пары. Можно использовать манок: кто отметил ситцевую годовщину - 1 год со дня свадьбы, кто отметил бумажную годовщину - 2 года, кто отметил кожаную свадьбу - 3 года и т.д. Если заранее собрать информацию о гостях, будет интереснее и активнее проходить конкурс. Супружеским парам поручается приготовить признание в любви по-техасски своим супругам и использовать слова, которые написаны на листках. Слова: мустанг, стрелок, кольт, родео, салун, синематограф, дикий койот.

Конкурс на самую лучшую память и самую смешную легенду прерий

Застольная игра между командами - кто больше вспомнит анекдотов про ковбоев, индейцев, лошадей. Специальный приз за самый смешной из них.

Синематограф

Снимаем кино для синематографа: оживляем анекдоты про ковбоев и индейцев. Ведущий или выбранный из гостей режиссер руководит съемкой и выбирает актеров. Выбранный из гостей костюмер одевает актеров. Оператор снимает на любительскую камеру. Суфлер подсказывает реплики. В течение музыкальной паузы фильм монтируется и проводится показ на экране. Всем гостям выдаются памятные афиши самого знаменитого вестерна, собравшего миллионы долларов в прокате. Для афиши используется заготовка, куда вставляются имена участников постановки.

Конкурс самый меткий стрелок

Задача - показать себя настоящим стрелком и самым быстрым ковбоем. Нужно выхватить из кобуры кольт, покрутить его на пальце и обезвредить противника. Сделать это необходимо сразу после сигнала и быстрее своего противника. Но для начала стоит хорошенько потренироваться и прицелиться. Ковбоям выдают игрушечные кольты, с помощью которых проводится тренировка, затем вручается настоящее оружие - водяные пистолеты. Как альтернатива - стрелять не в друг друга, а по горящим свечкам - кто быстрее потушит.

Конкурс Мисс Дикий Запад и Мистер Дикий Запад

Конкурс костюмов. Кто одет как истинный житель Дикого Запада. Приз за самый оригинальный костюм. Жюри выбирается из присутствующих гостей. Каждый участник конкурса придумывает себе имя в духе вестерна и демонстрирует свой костюм под музыку кантри. Жюри оценивает конкурсантов аплодисментами.

Самые активные участники всех соревнований вызываются на дружескую ковбойскую танцевальную дуэль. Победителю откроется путь к тайне древних инков.

Ковбои соревнуются в умении танцевать со шляпой. Приз за самый оригинальный танец. Для танца можно приготовить лошадь, которая передается как эстафета танцующему. Лошадь - голова игрушечного коня на палке.

Сценарий стилизованной вечеринки

«Дикий Запад»

Леницкая Наталья Александровна

учитель английского языка

Исилькуль, 2017

Целевая аудитория : ученики старших классов общеобразовательной школы.

Реквизит: ватман, краски, плакаты « Wanted », « Saloon », «Комната для ковбоев», «Комната для девушек ковбоев», пригласительное обьявление, лента 2 х цветов, скотч, цветная бумага, шерстяные нитки, веревка, красная широкая лента, CD диски, мелкие призы, «Трубка мира», «Ловец снов», ковбойские шляпы, жилеты, сапоги, подтяжки, костюмы индейцев, лук и стрелы, игрушечные пистолеты, две головы лошади, большой фонарь, нарисованные кактусы, фигура ковбоя в человеческий рост (для фото дня), музыкальные нарезки, запись голосов.

Действующие лица:

Ковбои, девушки ковбоев, ковбой Джо, Индеец из племени Команчи, Вождь племени Команчи, Индеец Зоркий Глаз, Кеньти (дочь Вождя), Викимэк (подруга Джо, исполняет песню), Сантари (подруга Джо, проводит викторину), Гадалка, помощники из зрительного зала.

Ход мероприятия

Сцена 1

Техас. Вечер. Салун. Звучит веселая музыка, ковбои отдыхают после тяжелого дня, раздаются шутки и смех. Вдруг открывается дверь, все затихают в недоумении, на пороге индеец из племени Команчи.

Ковбой: Что тебе надо здесь? Ты бессмертный или два века наметил себе?

Индеец : Пусть выйдет тот, кто похитил дочь вождя Акила из племени Команчи!!! У меня для него послание!!

Джо: Ну я!! Что надо твоему вождю?

Индеец: Акил просил передать тебе, о бледнолицый, что если к рассвету его прекрасная Кеньти не вернется домой, племя объявит вам войну, и снимет скальп с каждого из вас! Кеньти должна выйти замуж за Зоркого глаза.

Джо: Вот как! А что, вариантов больше нет? Может я смогу выиграть в честном бою возможность взять в жены прекрасную Кеньти?

Индеец: Погоди, о, бледнолицый! Я свяжусь с вождем! (достает мобильный телефон, звучит запись разговора с вождем племени).

Индеец: Хайло, Неба!

Переводчик: Приветствую тебя, о Вождь!!

Вождь: Нэрви Кая!

Переводчик: Приветствую тебя, брат!

Индеец: Джо пухато кая като кия в аки ек Кеньти.

Переводчик : Джо спрашивает, может ли он в честном бою завоевать руку и сердце прекрасной Кеньти!?

Вождь: Хан исо ван до бакута кики.

Переводчик: Да. У него есть такая возможность. Пусть в полночь приходит к столетнему кактусу. Я буду его ждать.

Индеец: Тэка уст диденка.

Переводчик: Хорошо, я передам.

Индеец: Великодушный Акил дает тебе шанс, в полночь ждем тебя возле столетнего кактуса!!

Ковбои успокаивают Джо: Мы не оставим тебя одного!

Индеец: Подождите! Я, уточню у вождя! (звонит вождю, тот дает разрешение на командное соревнование)

Индеец: Хайло, Неба!

Переводчик: Приветствую тебя, о, Вождь!

Вождь: Нерви Кая!

Переводчик: Приветствую тебя, брат!

Индеец: Джо пухая нато ки ани тим каки сакака.

Переводчик: Джо спрашивает, может ли он позвать своих друзей на помощь?

Вождь: Бинам….. Хот хэм этхал уст эвдор энд ду.

Переводчик: Нуууу…. Хорощо, пусть приводит своих друзей.

Индеец: Аутхэнд, далатар.

Переводчик: Хорошо, передам.

Весь разговор Индейца и Вождя звучит в звукозаписи

Индеец прощается и уходит. Тишина. Ковбои подбадривают Джо. Один рекомендует сходит и спросить совета у гадалки.

Сцена 2

Гадалка и Джо

Гадалка : Зачем пришел?

Джо: Мне предстоит тяжелый бой, пришел спросить твоего совета.

Гадалка: Девушку украл? Разве в школе не говорили, что воровать нехорошо?!

Джо : Но, мы любим друг друга!

Гадалка: Ох, любовь, любовь!! Сводишь ты с ума буйные головы! Подожди, посмотрю в «Огненном шаре».

Не беспокойся, прояви выдержку и терпение! А также все свои театральные способности, вождь не так прост как кажется, он придумал для тебя много различных заданий, если не растеряешься, то прекрасная Кеньти станет твой женой. А твои друзья тебе помогут.

Сцена 3

Джо возвращается в салун. Друзья окружают его, расспрашивают, звучит музыка, ковбои танцуют танец, на заднем плане меняют декорации.

Звучит музыка «Кантри», ковбои танцуют танец

Сцена 4

Развилка у столетнего кактуса. Племя Команчей ждет похитителей.

Вождь, Зоркий глаз и сестры Кеньти.

Вождь: Смотрю не струсил, значит будем проводить соревнования. Как тебя зовут?

Джо: Джо!

Вождь: Где твои помощники? Зоркий глаз, зови своих.

Джо свистом зовет друзей.

На сцене появляется Гадалка.

Зоркий глаз: Это еще кто?

Гадалка: Я верный помощник влюбленных пар. А ты, что, испугался?

Зоркий глаз: Нет. Посмотри, сколько у меня помощников! (показывает на зрительный зал)

Вождь: Вот мое первое испытание!

«ИЗГОТОВЬ ЛАССО». Для этого конкурса понадобится столько же веревок, сколько участников. Задача участников состоит в том, что им из веревки нужно сделать лассо для себя. Побеждает тот, кто быстрее сделает лассо, оно обязательно должно затягиваться.

Джо и ковбои это одна команда, Зоркий глаз приглашает желающих из зала. Звучит веселая музыка, команды изготавливают лассо.

Далее проводится конкурс
«ЛОВЛЯ ЗВЕРЯ». Для этого конкурса понадобится лассо, сделанное в предыдущем конкурсе. Перед каждым участником на расстоянии трех-пяти метров ставится стул. Этот стул будет зверем, которого должны заарканить ковбои. То есть задача участников конкурса заключается в том, что они должны накинуть на стул свое лассо и поймать стул. Идеально, если участники смогут с помощью лассо притянуть стул к себе. Побеждает тот, кто быстрее остальных заарканит зверя.

Вождь: Молодцы!!! И Ковбои и Индейцы!! Переходим к следующему конкурсу! Приведите мне чистопородных лошадей! Ваш следующий конкурс:

«ДИКИЕ СКАЧКИ». В игре задействован «конь» и девушка-наездница. Пара, которая быстрее всех «доскакала» до финиша, может получить конфету!

Подводят итоги конкурса.

Вождь: «В ЯБЛОЧКО» . Мишень и дротики.

Подводят итоги конкурса.

Вождь: «ДИКИЕ ПЛЯСКИ» .

Участники разбиваются на пары и готовятся танцевать. Хотя, сделать это будет очень сложно! Ведь музыкальные композиции должны менять одна другую в режиме нон-стоп, а пары-участники так же должны без малейшего промедления реагировать на смену музыки сменой партнера. Причем, есть одно существенное условие: партнеры первоначально сформированной пары до конца звучания музыкального коллажа не должны снова встретиться в танцевальном па.

Подводят итоги конкурса.

Вождь: Джо, ты действительно молодец! Ловкий, смелый, отличный наездник, а может быть ты, еще и петь умеешь?

Джо: Нет, о Великий Акил, но моя подруга детства Викимэк с удовольствием исполнит для тебя песню.

Викимэк исполняет песню « Sweet Dreams » на английском языке.

Вождь: Хорошо. И здесь вопросов нет! Но вот что ты мне можешь рассказать о нашем народе?

Джо: И снова мне на выручку придет моя школьная подруга Сантари!

Сантари проводит викторину с залом, задает вопросы об индейцах, правильно ответившему, вручается сладкий приз.

Вождь: Ну и последнее испытание, проведем танцевальный батл между ковбоями и индейцами.

Проходит заранее подготовленный батл между ковбоями и индейцами.

Подводят итоги батла.

Вождь: Молодец, Джо. Я разрешаю взять в жены мою любимую дочь Кеньти. Приведи ее сюда и я дам свое благословение.

Джо приводит Кеньти, Вождь благословляет их. Кеньти исполняет песню «One Republic: Apologize»

Заключительный зажигательный парный танец «Кантри».

По вопросам подобранного музыкального сопровождения обращаться panylenitskaya @ mail . ru

Предлагаем провести тематическую вечеринку в стиле «Техас – Дикий Запад Вход только для ковбоев». Такой праздник особенно подойдет Вам, если аудитория деток как раз попадает под возраст от 6 до 9 лет.

Необыкновенные приключения юных рейнджеров, придется по нраву всем мальчишкам, да и девчонкам.

Пригласительную сделайте как объявление о розыске в стиле Wanted. Предлагаем примерный текст:

Рейнджер по имени Иван! Убедительно просим прийти на сбор всех ковбоев, место встречи – ранчо, адрес: ______.

С целью отпраздновать именины крутого ковбоя Владимира Кармановича, которого знают как Орлиный Глаз.

Будь на чеку – возьми свой кольт!

Добавить оригинальности помогут шерифские звездочки, их можете купить в магазинах. Прикрепите их на пригласительные с помощью двустороннего скотча или клея.

Декорируем помещение

Одним из главных элементов декора будут служить шляпы и ковбойские платки, которые повязываются на шеи.

Расскажите предысторию того, что платки одевали на лицо, чтобы защитить себя от сильного раскаленного ветра и песка, когда были песчаные бури. Покажите, как правильно их завязывать, детки могут поэкспериментировать и потренироваться.

Еще можно заняться коллективным творческим делом – смастерить те самые, ковбойские жилеты, а материалом послужит полиэтиленовые пакеты. Выберите темного цвета: желательно темно-коричневого или песочного оттенка.

На первом этапе взрослый дает инструкцию, как выполнить необычную поделку:

  1. Делаем 1 отверстие для горла;
  2. Сделать 2 отверстия для рукавов;
  3. Теперь нужно рассечь переднюю часть пополам, примерьте длину – её можно подрезать.
  4. Декорируем низ – делаем бахрому. И маркерами раскрашиваем / разрисовываем свои жилетки.

Теперь можно всех пригласить к праздничному столу, стулья – это наши лошади. Пусть каждый выберет ту, какая масть ему больше нравится, и пока на время, оседлать коня.

Праздничный сценарий.

Дети за столом, ведущий начинает.

— Многоуважаемые рейнджеры и рейнджерши, ковбои и ковбойши, мы рады вас здесь сегодня видеть! Позвольте считать наше собрание открытым!

Сегодня, на повестке дня веселые именины, всеми известно Владимира, также мы его знаем по прозвищу Орлиный Глаз.

Нашему главнокомандующему имениннику сегодня 7 лет, самый старый ковбой нашего ранчо Джо с раннего утра уже подарил ему 7 прытких коней! Кто-нибудь знает, а почему именно кони?

Пока дети строят догадки, взрослые могут подсказать, что ковбой в переводе с англ. – это пастух.

Так вот, когда старый Джо вручил подарок, 7 коней, они оказались очень прыткими и разбежались все. Нужна срочно ваша помощь: отыскать и вернуть всех лошадей на ранчо. Поможете?

Тогда вперед! По коням! Которых вы выбрали, только дайте им клички, чтобы не перепутать в погоне.

Ковбои придумывают клички, самым оригинальным вручите маленькие презенты.

Игра «Захомутай лошадку»

Расставляем стулья в круг, выдержите расстояние между ними, чтобы легко можно было сесть верхом. Игра проходит под музыку, пока звучит – детки танцуют вокруг стульев, как только прекратилась – ковбои седлают коня. С каждым разом, количество стульев уменьшается, кому не хватило места, тот выбывает. Так до победителя. В качестве приза – вынесите фигурку лошадки (той самой, сбежавшей).

Ведущий:

Здорово! Одного коня мы нашли. Нам поступила информация, что следующего коня своровали хитрые индейцы. Отправляемся по их следам. Правда вот незадача, следы они постарались запутать, на то они и хитрые. Но ведь мы всё равно умнее, и не дадим себя спутать. Сделаем всё как раз наоборот. Испытаем вашу внимательность и осторожность.

Игра «Путанно-запутанно»

Ведущий праздника объясняет правила игры. Он будет произносит фразы-команды, но ребятам нужно будет выполнять всё в точности да наоборот. Например, звучит команда: «Всем встать» — дети садятся и т.д.

Фразы-команды:

  • Руки вверх (руки вниз);
  • Руки вниз (руки вверх);
  • Поднимите высоко правую ногу (поднять левую);
  • Поднимите высоко левую ногу (поднять правую);
  • Сядьте (стоять);
  • Стойте (сесть);
  • Склоните голову направо (склонить налево);
  • Склоните голову налево (склонить направо);
  • Сожмите кулаки (развернуть ладони).

Как только дети выучили команды, образуют круг. Звучит зажигательная музыка. Танцуют все. В любое время ведущий произносит фразу-команду и внимательно следит, все ли сделали верно – следует фраза противоположная.

Кто допустил ошибку – выходит из круга. Победа за тем, кто остался один – ему и вручается вторая лошадка.

Ведущий:

Третьим конем завладел кладоискатель. Этот сезон был у него невезучим, он собрался вернуться домой, но с пустыми руками было стыдно ехать, и он нашел выход – увести нашего коня.

Вернет он наш лошадку в том случае, если найдет золото, поможем ему в поисках.

Игра «Кладоискатели»

Для этой игры вам нужно приготовить небольшую ёмкость с водой, сито и несколько золотых фантиков.

Данное золото погружаем в ёмкость с водой (нужно чтобы они не тонули).

Задание: детям завязываем глаза, даем в руки сито и просим выловить сколько золота за одни раз, сколько получится. Так все по очереди. По итогам считаем всю добычу. После чего ведущий отправляться производить обмен золота на угнанную лошадь. Возвращается уже с 3им конем.

Ведущий:

Следующим этапом нашего спасательного приключения станет пустынная степь – прерия, где находятся большое количество кактусов. Возле каждого кактуса таяться всевозможные животные. По силам ли вам отгадать всех животных?

Игра «Кто-кто возле кактуса?»

Для данной игры приготовьте картинки с изображением кактусов, возле- или за- ними должен быть виден элемент, какая-то часть задуманного животного. Например, слон, тигр, лиса, лягушка, заяц, обезьянка, ящерица, коршун.

Ведущий демонстрирует картинки, кто чаще всех отгадывал верно – награждаем призом – 4ой лошадкой.

Ведущий:

Вот внезапно подул сильный ветер, что же это? Песчаная буря! Ваши шляпы сдуло – верните их мне.

Когда дети отдают шляпы, ведущий раскладывает их на полу или столе. В каждую шляпу кладет мешочек, на котором написана одна из букв ид слова «КОВБОИ». В заветном мешочке находится маленький подарочек на ту букву, что написана на мешке. Например, К – краски, О – орел (игрушка) и т.д.

Задача детей угадать / предположить, что находится в мешочке. Кто угадал – того и приз, и шляпа.

Как только всё отгадали, ведущий подсказывает, где запрятан пятый конь (например, на зеркале в прихожей).

Ведущий:

Буря позади! Но пока вы доставали свои шляпы, ваши лошадки снова разбежались. Хочу подсказать вам одним из способов, как их поймать. Истинные ковбои пользуются лассо. Кто знает, что это такое?

Игра «Верёвка»

С помощью ведущего, ребята учатся делать скользящую петлю. После стоит потренироваться заарканить какой-нибудь предмет, например, стул, небьющеюся бутылку, наполните её песком, для утяжеления.

Все предметы украсьте, чтобы они были похожи на лошадь – сделайте гриву, или хвост, или просто приклейки изображение лошади.

Теперь можно устроить соревнование, каждому даем по 2-3 попытки, кто чаще попадал в цель – того победа.

В конце игры можно отдать пятого коня, он оказывается был совсем недалеко, в прерии щипал траву.

Ведущий:

Нашу последнюю лошадку забрал себе шериф Уокер. Он готов её вернуть, только при условии, что вы всегда готовы прийти на помощь мирным жителям и шерифу. Для начала он желает вас проверить, насколько вы способные.

Умеете вы арканить? (да)

Можете ли вы метко стрелять? (да)

А быстро бегать? (да)

А хороша ли ваша реакция и что вы знаете об опасности? Вот это сейчас и проверим.

Игра «Реакция ковбоя»

Наш ведущий переодеваться на время в шерифа – для этого ему нужны фуражка и звезда на грудь.

Приглашаем ребят в круг. Шериф находится в центре с мячом.

Задание: шериф бросает мячик участникам и произносит слова, если это слово обозначает опасность – мяч нужно оттолкнуть, если безопасность – словить. Ошибка карается удалением из круга. Попросите также детей, объяснить, что он понимает под тем или иным «опасным» словом.

Примерные слова: бой, бык, пастух, лошадь, револьвер, сапоги, стрельба, зорро, шпоры, цветы, бешеный бык, корова, болото.

Седьмая лошадь возвращается от шерифа.

Ведущий:

Молодцы! Вы такие смелые, ловкие, сильные рейнджеры! Помогли разыскать потерянных 7 лошадей, которых подарил старик Джо.

Теперь именинник всех просит пройти на обед.

Дополнительные игры, после вкусного обеда.

Игра «Разборка гангстеров и неуловимых ковбоев»

Раздаем всем игрушечные пистолеты. Выстраиваем детей в две колонны друг напротив друга. Просим отвернуться. Шериф считает до шести. Как только он произносит «шесть» все поворачиваются и друг к другу лицом и прицеливаются пистолетом, на кого прицел не попал – тот выбывает.

Игра длиться до тех пока не останется на кого «охотиться». Он считается победителем.

Пока ведущий считает, ребятам можно делать перестановки внутри команды, дабы намеренно запутать, кто где находится.

Игра «Где же хвост у лошади?»

Распечатываем картинку лошади, но без хвоста. Причем нужно распечатать так, чтобы место, где должен располагаться хвост было видно.

Крепим картинку на стену. Участникам завязываем глаза, даем в руки картинку с хвостом (сверху прикрепите кусочек скотча) и просим ребенка приколоть в нужное место хвост лошади.

Победа того, кто оказался ближе к цели.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры