Кратко о творчестве Тургенева. Иван Тургенев — краткая биография

Главная / Бывшие

Биография и эпизоды жизни Ивана Тургенева. Когда родился и умер Иван Тургенев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, изображения и видео.

Годы жизни Ивана Тургенева:

родился 28 октября 1818, умер 22 августа 1883

Эпитафия

«Уходят дни. И вот уж десять лет
Прошло с тех пор, как смерть к тебе склонилась.
Но смерти для твоих созданий нет,
Толпа твоих видений, о поэт,
Бессмертием навеки озарилась».
Константин Бальмонт, из стихотворения «Памяти И. С. Тургенева»

Биография

Иван Сергеевич Тургенев был не только одним из величайших русских писателей, буквально при жизни ставших классиками отечественной литературы. Он стал ещё и самым знаменитым русским писателем в Европе. Тургенева уважали и почитали такие великие люди, как Мопассан, Золя, Голсуорси, он подолгу жил за границей и был своего рода символом, квинтэссенцией самых лучших черт, которыми отличался русский дворянин. Притом литературный талант Тургенева ставил его на одну ступень с величайшими писателями Европы.

Тургенев был наследником богатого дворянского рода (по матери) и потому никогда не нуждался в средствах. Юный Тургенев учился в Петербургском университете, затем отправился завершать образование в Берлин. Будущий писатель был впечатлён европейским укладом жизни и огорчён разительным контрастом с российской действительностью. С тех пор Тургенев подолгу жил за границей, возвращаясь в Петербург лишь наездами.

Иван Сергеевич пробовал себя в стихах, которые, впрочем, не казались современникам достаточно хорошими. Но как о превосходном писателе и настоящем мастере слова Россия узнала о Тургеневе после выхода в «Современнике» фрагментов его «Записок охотника». В этот период Тургенев решил, что его долг – бороться с крепостным правом, и потому уехал вновь за границу, так как не мог «дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел».

Портрет И. Тургенева кисти Репина, 1879 г.


Вернувшись в Россию в 1850 г., Тургенев написал некролог Н. Гоголю, вызвавший крайнее недовольство цензуры: писателя выслали в родную деревню, запретив ему жить в столицах в течение двух лет. Именно в этот период, в деревне, был написан знаменитый рассказ «Муму».

После осложнения отношений с властью Тургенев переехал в Баден-Баден, где быстро вошёл в круг интеллектуальной европейской элиты. Он общался с величайшими умами того времени: Жорж Санд, Чарльзом Диккенсом, Уильямом Теккереем, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Анатолем Франсом. К концу жизни Тургенев стал безусловным кумиром и на родине, и в Европе, где продолжал жить постоянно.

Иван Тургенев скончался в пригороде Парижа, Буживале, после нескольких лет мучительной болезни. Только после смерти врачом С. П. Боткиным была обнаружена истинная причина смерти — миксосаркома (раковая опухоль позвоночника). Перед похоронами писателя в Париже прошли мероприятия, на которых присутствовали более четырёх сотен человек.

Иван Тургенев, фотография 1960-х гг.

Линия жизни

28 октября 1818 г. Дата рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
1833 г. Поступление на словесный факультет Московского университета.
1834 г. Переезд в Петербург и перевод на философский факультет Петербургского университета.
1836 г. Первая публикация Тургенева в «Журнале Министерства народного просвещения».
1838 г. Приезд в Берлин и учёба в Берлинском университете.
1842 г. Получение степени магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете.
1843 г. Публикация первой поэмы «Параша», высоко оцененной Белинским.
1847 г. Работа в журнале «Современник» вместе с Некрасовым и Анненковым. Публикация рассказа «Хорь и Калиныч». Отъезд за границу.
1850 г. Возвращение в Россию. Ссылка в родную деревню Спасское-Лутовиново.
1852 г. Выход книги «Записки охотника».
1856 г. В «Современнике» публикуется «Рудин».
1859 г. В «Современнике» публикуется «Дворянское гнездо».
1860 г. В «Русском вестнике» публикуется «Накануне». Тургенев становится членом-корреспондентом императорской Академии наук.
1862 г. В «Русском вестнике» публикуются «Отцы и дети».
1863 г. Переезд в Баден-Баден.
1879 г. Тургенев становится почётным доктором Оксфордского университета.
22 августа 1883 г. Дата смерти Ивана Тургенева.
27 августа 1883 г. Тело Тургенева перевезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище.

Памятные места

1. Дом № 11 по ул. Тургенева в Орле, городе, где родился Тургенев; ныне — музей писателя.
2. Спасское-Лутовиново, где находилось наследное имение Тургенева, ныне — дом-музей.
3. Дом № 37/7, стр. 1 по ул. Остоженка в Москве, в котором Тургенев жил у матери с 1840 г. по 1850 г., бывая в Москве. Ныне — дом-музей Тургенева.
4. Дом № 38 по наб. реки Фонтанки в Петербурге (доходный дом Степанова), где Тургенев жил в 1854-1856 гг.
5. Дом № 13 по Большой Конюшенной улице в Петербурге (доходный дом Вебера), где Тургенев жил в 1858-1860 гг.
6. Дом № 6 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге (ранее — гостиница «Франция»), где Тургенев жил в 1864-1867 гг.
7. Баден-Баден, где Тургенев прожил в общей сложности около 10 лет.
8. Дом № 16 по наб. Тургенева в Буживале (Париж), где прожил много лет и умер Тургенев; ныне — дом-музей писателя.
9. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Тургенев.

Эпизоды жизни

В жизни Тургенева было много увлечений, и зачастую они находили отражение в его творчестве. Так, одно из первых закончилось появлением в 1842 г. незаконнорожденной дочери, которую Тургенев официально признал в 1857 г. Но самым известным (и самым сомнительным) эпизодом в личной жизни Тургенева, который так и не обзавёлся собственной семьёй, были его отношения с актрисой Полиной Виардо и его жизнь с супругами Виардо в Европе в течение многих лет.

Иван Тургенев был одним из самых страстных охотников в России своего времени. При знакомстве с Полиной Виардо его рекомендовали актрисе как «славного охотника и плохого поэта».

Живя за границей, с 1874 г. Тургенев участвовал в так называемых холостяцких «обедах пяти» — ежемесячных встречах с Флобером, Эдмоном Гонкуром, Доде и Золя в парижских ресторанах или на квартирах писателей.

Тургенев стал одним из наиболее высокооплачиваемых писателей страны, что вызывало неприятие и зависть у многих — в частности у Ф. М. Достоевского. Последний считал несправедливым столь высокие гонорары при и без того великолепном состоянии Тургенева, которое досталось ему после смерти матери.

Заветы

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

«Наша жизнь не от нас зависит; но у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга».

«О чём бы ни молился человек - он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: „Великий боже, сделай, чтобы дважды два - не было четыре!“»

«Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, - никогда не придется начинать».


Документально-публицистический фильм «Тургенев и Виардо. Больше, чем любовь»

Соболезнования

«И всё-таки больно… Слишком многим обязано русское общество этому человеку, чтобы с простою объективностью отнестись к его смерти».
Николай Михайловский, критик, литературовед и теоретик народничества

«Тургенев был и по своему духу коренной русский человек. Разве с безукоризненным совершенством, доступным кроме него, может быть, одному только Пушкину, он не владел гением русского языка?»
Дмитрий Мережковский, писатель и критик

«Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу».
Джон Голсуорси, английский прозаик и драматург

Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Родители Ивана Тургенева

Отец его - Сергей Николаевич , отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом". Женитьба этого разорившегося жуира на немолодой, некрасивой, но весьма богатой Варваре Петровне Лутовиновой была исключительно делом расчета. Брак был не из счастливых и не сдерживал Сергея Николаевича (одна из его многочисленных "шалостей" описана Тургеневым в повести "Первая любовь"). Он умер в 1834 г., оставив трех сыновей - Николая, Ивана и скоро умершего от эпилепсии Сергея - в полном распоряжении матери, которая, впрочем, и раньше была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом.

Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия (представителей его Тургенев изобразил в "Трех портретах" и в "Однодворце Овсяникове"). Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и личной судьбой своей. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке "Смерть" (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее, а когда она подросла, стал преследовать гнусными предложениями. Пешком, полуодетая спаслась она к дяде своему, И.И. Лутовинову, жившему в селе Спасском - тому самому насильнику, о котором рассказывается в "Однодворце Овсяникове". Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ. Все сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде.

Детство Ивана Тургенева

Сквозь созданную ею среду "побоев и истязаний" Тургенев пронес невредимо свою мягкую душу, в которой именно зрелище неистовств помещичьей власти, задолго еще до теоретических воздействий, подготовило протест против крепостного права. Жестоким "побоям и истязаниям" подвергался и он сам, хотя считался любимым сыном матери. "Драли меня, - рассказывал впоследствии Тургенев, - за всякие пустяки, чуть не каждый день"; однажды он уже совершенно приготовился бежать из дому. Умственное воспитание его шло под руководством часто сменявшихся французских и немецких гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение; члены семьи говорили между собою исключительно по-французски.

Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров, изображенный им, в лице Пунина, в рассказе "Пунин и Бабурин".


До 9 лет Тургенев прожил в наследственном Лутовиновском Спасском (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии). В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. Из учителей своих Тургенев с благодарностью вспоминал о довольно известном в свое время филологе, исследователе "Слова о Полку Игореве", Д.Н. Дубенском (XI, 200), учителе математики П.Н. Погорельском и молодом студенте И.П. Клюшникове, позднее видном члене кружка Станкевича и Белинского, писавшем вдумчивые стихотворения под псевдонимом - Ф - (XV, 446).

Студенческие годы

В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. И научный, и общий уровень Санкт-Петербург ского университета был тогда невысокий; из своих университетских наставников, за исключением Плетнева, Тургенев в своих воспоминаниях никого даже не назвал по имени. С Плетневым Тургенев сблизился и бывал у него на литературных вечерах. Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму "Стенио" , по собственным словам Тургенева - "совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду". На одной из лекций Плетнев, не называя автора по имени, разобрал довольно строго эту драму, но все-таки признал, что в авторе "что-то есть". Отзыв ободрил юного писателя: он вскоре отдал Плетневу ряд стихотворений, из которых два Плетнев в 1838 г. напечатал в своем "Современнике". Это не было первым появлением его в печати, как пишет Тургенев в своих воспоминаниях: еще в 1836 г. он поместил в "Журнале Министерства Народного Просвещения" довольно обстоятельную, немножко напыщенную, но вполне литературно написанную рецензию - "О путешествии ко святым местам", А.Н. Муравьева (в собр. соч. Тургенева не вошла). В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента.

После окончания университета

Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Ему не столько приходилось "усовершенствоваться", сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был "зубрить" элементарную грамматику этих языков. В Берлине сгруппировался в это время кружок даровитых молодых русских - Грановский, Фролов, Неверов, Михаил Бакунин, Станкевич. Все они восторженно увлекались гегельянством, в котором видели не одну только систему отвлеченного мышления, а новое евангелие жизни.

"В философии, - говорит Тургенев, - мы искали всего, кроме чистого мышления". Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденнейшим "западником". К числу лучших влияний берлинской жизни принадлежит сближение Тургенева с Станкевичем, смерть которого произвела на него потрясающее впечатление.

В 1841 г. Тургенев вернулся на родину. В начале 1842 г. он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии; но в Москве не было тогда штатного профессора философии, и просьба его была отклонена. Как видно из опубликованных в "Библиографе" за 1891 г. "Новых материалах для биографии И.С. Тургенева", Тургенев в том же 1842 г. вполне удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра в Петербургском университете. Ему оставалось теперь только написать диссертацию. Это было совсем не трудно; для диссертаций словесного факультета того времени не требовалось солидной научной подготовки.

Литературная деятельность

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. Он печатает небольшие стихотворения в "Отечественных Записках", а весной 1843 г. выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов), поэму "Параша". В 1845 г. выходит тоже отдельной книжкой другая поэма его, "Разговор"; в "Отечественных Записках" 1846 г. (N 1) появляется большая поэма "Андрей", в "Петербургском Сборнике" Некрасова (1846) - поэма "Помещик"; кроме того, мелкие стихотворения Тургенева разбросаны по "Отечественным Запискам", разным сборникам (Некрасова, Сологуба) и "Современнику". С 1847 г. Тургенев совершенно перестает писать стихи, если не считать несколько небольших шуточных посланий к приятелям и "баллады": "Крокет в Виндзоре", навеянной избиением болгар в 1876 г. Несмотря на то, что выступление на стихотворное поприще было восторженно встречено Белинским, Тургенев, перепечатав в собрании своих сочинений даже слабейшие из своих драматических произведений, совершенно исключил из него стихи. "Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, - говорит он в одном частном письме, - и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм - но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете".

Это суровое пренебрежение решительно несправедливо. У Тургенева не было крупного поэтического дарования, но под некоторыми небольшими его стихотворениями и под отдельными местами его поэм не отказался бы поставить свое имя любой из прославленных поэтов наших. Лучше всего ему удаются картины природы: тут уже ясно чувствуется та щемящая, меланхолическая поэзия, которая составляет главную красоту тургеневского пейзажа .

Поэма Тургенева "Параша" - одна из первых попыток в русской литературе обрисовать засасывающую и нивелирующую силу жизни и житейской пошлости. Автор выдал замуж свою героиню за того, кто ей полюбился и наградил ее "счастьем", безмятежный вид которого, однако, заставляет его восклицать: "Но, Боже! то ли думал я, когда исполненный немого обожанья, ее душе я предрекал года святого благодарного страданья". "Разговор" написан отличным стихом; есть строки и строфы прямо лермонтовской красоты. По содержанию своему эта поэма, при всем своем подражании Лермонтову - одно из первых в нашей литературе "гражданских" произведений, не в позднейшем значении обличения отдельных несовершенств русской жизни, а в смысле призыва к работе на общую пользу. Одну личную жизнь оба действующие лица поэмы считают недостаточной целью осмысленного существования; каждый человек должен совершить какой-нибудь "подвиг", служить "какому-нибудь богу", быть пророком и "карать слабость и порок".

Две другие большие поэмы Тургенева, "Андрей" и "Помещик" , значительно уступают первым. В "Андрее" многоглаголиво и скучно описывается нарастание чувства героя поэмы к одной замужней женщине и ее ответные чувства; "Помещик" написан в юмористическом тоне и представляет собой, по терминологии того времени, "физиологический" очерк помещичьей жизни - но схвачены только внешние, смехотворные ее черты. Одновременно с поэмами Тургенев написал ряд повестей, в которых тоже очень ярко сказалось лермонтовское влияние. Только в эпоху безграничного обаяния печоринского типа могло создаться преклонение молодого писателя пред Андреем Колосовым, героем повести того же названия (1844). Автор выдает нам его за "необыкновенного" человека, и он действительно совершенно необыкновенный... эгоист, который, не испытывая ни малейшего смущения, на весь род людской смотрит как на предмет своей забавы. Слово "долг" для него не существует: он бросает полюбившую его девушку с большей легкостью чем иной бросает старые перчатки, и с полной бесцеремонностью пользуется услугами товарищей. В особенную заслугу ему вменяется то, он "не становится на ходули". В том ореоле, которым молодой автор окружил Колосова, несомненно сказалось и влияние Жорж Занд, с ее требованием полной искренности в любовных отношениях. Но только тут свобода отношений получила весьма своеобразный оттенок: то, что для Колосова было водевилем, для страстно полюбившей его девушки превратилось в трагедию. Несмотря на неясность общего впечатления, повесть носит на себе яркие следы серьезного таланта.

Вторая повесть Тургенева, "Бретер" (1846), представляет собой авторскую борьбу между лермонтовским влиянием и стремлением дискредитировать позерство. Герой повести Лучков своей таинственной угрюмостью, за которою чудится что-то необыкновенно глубокое, производит сильное впечатление на окружающих. И вот, автор задается целью показать, что нелюдимость бретера, его таинственная молчаливость весьма прозаически объясняются нежеланием жалчайшей посредственности быть осмеянной, его "отрицание" любви - грубостью натуры, равнодушие к жизни - каким-то калмыцким чувством, средним между апатией и кровожадностью.

Содержание третьей повести Тургенева "Три портрета" (1846) почерпнуто из семейной хроники Лутовиновых, но очень уж в ней сконцентрировано все необыденное этой хроники. Столкновение Лучинова с отцом, драматическая сцена, когда сын, стиснув шпагу в руках, злобными и непокорными глазами смотрит на отца и готов поднять на него руку - все это гораздо более было бы уместно в каком-нибудь романе из иностранной жизни. Слишком густы также краски, наложенные на Лучинова-отца, которого Тургенев заставляет 20 лет не говорить ни единого слова с женой из-за туманно выраженного в повести подозрения в супружеской неверности.

Драматическом поприще

Рядом со стихами и романтическими повестями, Тургенев пробует свои силы и на драматическом поприще. Из его драматических произведений наибольший интерес представляет написанная в 1856 г. живая, забавная и сценичная жанровая картинка "Завтрак у предводителя" , до сих пор удержавшаяся в репертуаре. Благодаря, в особенности, хорошему сценическому исполнению пользовались также успехом "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Провинциалка", "Месяц в деревне".

Автору особенно был дорог успех "Холостяка". В предисловии к изданию 1879 г. Тургенев, "не признавая в себе драматического таланта", вспоминает "с чувством глубокой благодарности, что гениальный Мартынов удостоил играть в четырех из его пьес и, между прочим, пред самым концом своей блестящей, слишком рано прерванной карьеры, превратил силою великого таланта, бледную фигуру Мошкина в "Холостяке" в живое и трогательное лицо".

Расцвет творчества

Несомненный успех, выпавший на долю Тургенева на первых же порах его литературной деятельности, не удовлетворял его: он носил в душе сознание возможности более значительных замыслов - а так как то, что пока выливалось на бумагу, не соответствовало их широте, то он "возымел твердое намерение вовсе оставить литературу". Когда, в конце 1846 г., Некрасов и Панаев задумали издавать "Современник", Тургенев отыскал у себя, однако, "пустячок", которому и сам автор, и Панаев настолько мало придавали значения, что он был помещен даже не в отделе беллетристики, а в "Смеси" первой книжки "Современника" 1847 г. Чтобы сделать публику еще снисходительнее, Панаев к скромному и без того названию очерка: "Хорь и Калиныч" прибавил еще заглавие: "Из записок охотника" . Публика оказалась более чуткой, чем опытный литератор. К 1847 г. демократическое или, как оно тогда называлось, "филантропическое" настроение начинало достигать в лучших литературных кружках высшего своего напряжения. Подготовленная пламенной проповедью Белинского, литературная молодежь проникается новыми духовными течениями; в один, два года целая плеяда будущих знаменитых и просто хороших писателей - Некрасов, Достоевский, Гончаров, Тургенев, Григорович, Дружинин, Плещеев и др. - выступают с рядом произведений, производящих коренной переворот в литературе и сразу сообщающих ей то настроение, которое потом получило свое общегосударственное выражение в эпохе великих реформ.

Среди этой литературной молодежи Тургенев занял первое место, потому что направил всю силу своего высокого таланта на самое больное место дореформенной общественности - на крепостное право. Поощренный крупным успехом "Хоря и Калиныча"; он написал ряд очерков, которые в 1852 г. были изданы под общим именем "Записок Охотника" . Книга сыграла первоклассную историческую роль. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое она произвела на наследника престола, будущего освободителя крестьян. Обаянию ее поддались и все вообще чуткие сферы правящих классов. "Запискам Охотника" принадлежит такая же роль в истории освобождения крестьян, как в истории освобождения негров - "Хижине дяди Тома" Бичер-Стоу, но с той разницей, что книга Тургенева несравненно выше в художественном отношении.

Объясняя в своих воспоминаниях, почему он в самом начале 1847 г. уехал за границу, где написано большинство очерков "Записок Охотника", Тургенев говорит: "...я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право . Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва".

Категоричность Тургенева, однако, относится только к внутренним мотивам "Записок Охотника", а не к исполнению их. Болезненно-придирчивая цензура 40-х годов не пропустила бы сколько-нибудь яркий "протест", сколько-нибудь яркую картину крепостных безобразий. И действительно, непосредственно крепостное право затрагивается в "Записках Охотника" сдержанно и осторожно. "Записки Охотника" - "протест" совсем особого рода, сильный не столько обличением, не столько ненавистью, сколько любовью.

Народная жизнь пропущена здесь сквозь призму душевного склада человека из кружка Белинского и Станкевича. Основная черта этого склада - тонкость чувств, преклонение пред красотой и вообще желание быть не от мира сего, возвыситься над "грязной действительностью". Значительная часть народных типов "Записок Охотника" принадлежит к людям такого покроя.

Вот романтик Калиныч, оживающий только тогда, когда ему рассказывают о красотах природы - горах, водопадах и т. п., вот Касьян с Красивой Мечи, от тихой души которого веет чем-то совершенно неземным; вот Яша ("Певцы"), пение которого трогает даже посетителей кабака, даже самого кабатчика. Рядом с натурами глубоко-поэтическими "Записки Охотника" выискивают в народе типы величавые. Однодворец Овсяников, богатый крестьянин Хорь (за которого Тургенева уже в 40-х годах упрекали в идеализации) величественно спокойны, идеально честны и своим "простым, но здравым умом" прекрасно понимают самые сложные общественно-государственные отношения. С каким удивительным спокойствием умирают в очерке "Смерть" лесовщик Максим и мельник Василий; сколько чисто романической обаятельности в мрачно-величественной фигуре неумолимо честного Бирюка!

Из женских народных типов "Записок Охотника" особенного внимания заслуживают Матрена ("Каратаев" ), Марина ("Свидание" ) и Лукерья ("Живые Мощи" ) ; последний очерк залежался в портфеле Тургенева и увидел свет лишь четверть века спустя, в благотворительном сборнике "Складчина", 1874): все они глубоко-женственны, способны на высокое самоотречение. И если мы к этим мужским и женским фигурам "Записок Охотника" прибавим удивительно-симпатичных ребятишек из "Бежина Луга" , то получится целая одноцветная галерея лиц, относительно которых никак нельзя сказать, что автор дал тут народную жизнь во всей ее совокупности. С поля народной жизни, на котором растут и крапива, и чертополох, и репейник, автор сорвал только красивые и благоухающие цветы и сделал из них прекрасный букет, благоухание которого было тем сильнее, что представители правящего класса, выведенные в "Записках Охотника", поражают своим нравственным безобразием. Господин Зверков ("Ермолай и Мельничиха" ) считает себя человеком очень добрым; его даже коробит, когда крепостная девка с мольбою бросается ему в ноги, потому что по его мнению "человек никогда не должен свое достоинство терять"; но он с глубоким негодованием отказывает этой "неблагодарной" девке в разрешении выйти замуж, потому что его жена останется тогда без хорошей горничной. Гвардейский офицер в отставке Аркадий Павлыч Пеночкин ("Бурмистр" ) устроил свой дом совсем по-английски; за столом у него все великолепно сервировано и выдрессированные лакеи служат превосходно. Но вот один из них подал красное вино не подогретым; изящный европеец нахмурился и, не стесняясь присутствием постороннего лица, приказал "насчет Федора... распорядиться". Мардарий Аполлоныч Стегунов ("Два помещика" ) - тот совсем добряк: идиллически сидит на балконе прекрасным летним вечером и пьет чай. Вдруг донесся "до нашего слуха звук мерных и частых ударов". Стегунов "прислушался, кивнул головой, хлебнул, и, ставя блюдечко на стол, произнес с добрейшей улыбкой и, как бы невольно вторя ударам: чюки-чюки-чюк! чюки-чюк! чюки-чюк!". Оказалось, что наказывают "шалунишку Васю", буфетчика "с большими бакенбардами". Благодаря глупейшему капризу злющей барыни ("Каратаев"), трагически складывается судьба Матрены. Таковы представители помещичьего сословия в "Записках Охотника". Если и встречаются между ними порядочные люди, то это или Каратаев, кончающий жизнь трактирным завсегдатаем, или буян Чертопханов, или жалкий приживальщик - Гамлет Щигровского уезда. Конечно, все это делает "Записки Охотника" произведением односторонним; но это та святая односторонность, которая приводит к великим результатам. Содержание "Записок Охотника" во всяком случае, было не выдумано - и вот почему в душе каждого читателя во всей своей неотразимости вырастало убеждение, что нельзя людей, в которых лучшие стороны человеческой природы воплощены так ярко, лишать самых элементарных человеческих прав. В чисто художественном отношении "Записки Охотника" вполне соответствуют великой идее, положенной в их основание, и в этой гармонии замысла и формы - главная причина их успеха. Все лучшие качества тургеневского таланта получили здесь яркое выражение. Если сжатость составляет вообще одну из главных особенностей Тургенева, совсем не писавшего объемистых произведений, то в "Записках Охотника" она доведена до высшего совершенства. Двумя-тремя штрихами Тургенев рисует самый сложный характер: назовем для примера хотя бы завершительные две странички очерка, где душевный облик "Бирюка" получает такое неожиданное освещение. Наряду с энергией страсти, сила впечатления увеличивается общим, удивительно-мягким и поэтическим колоритом. Пейзажная живопись "Записок Охотника" не знает себе ничего равного во всей нашей литературе. Из среднерусского, на первый взгляд бесцветного, пейзажа Тургенев сумел извлечь самые задушевные тона, в одно и тоже время и меланхолические, и сладко-бодрящие. В общем, Тургенев "Записками Охотника" по технике занял первое место в ряду русских прозаиков. Если Толстой превосходит его широтой захвата, Достоевский - глубиной и оригинальностью, то Тургенев - первый русский стилист.

Личная жизнь Тургенева

В его устах "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык", которому посвящено последнее из его "Стихотворений в прозе", получил самое благородное и изящное свое выражение. Личная жизнь Тургенева, в то время, когда так блестяще развертывалась его творческая деятельность, складывалась невесело. Несогласия и столкновения с матерью принимали все более и более острый характер - и это не только нравственно его развинчивало, но приводило также к крайне стесненному материальному положению, которое осложнялось тем, что все считали его человеком богатым.

К 1845 г. относится начало загадочной дружбы Тургенева с знаменитой певицей Виардо-Гарсия. Неоднократно были сделаны попытки пользоваться для характеристики этой дружбы рассказом Тургенева: "Переписка", с эпизодом "собачьей" привязанности героя к иностранной балерине, существу тупому и совершенно необразованному. Было бы, однако, грубой ошибкой видеть в этом прямо автобиографический материал.

Виардо - необыкновенно тонкая художественная натура; муж ее был прекрасный человек и выдающийся критик искусства (см. VI, 612), которого Тургенев очень ценил и который, в свою очередь, высоко ставил Тургенева и переводил его сочинения на французский язык. Несомненно также, что в первое время дружбы с семьей Виардо Тургенев, которому мать целых три года за привязанность к "проклятой цыганке" не давала ни гроша, весьма мало напоминал популярный за кулисами тип "богатого русского". Но, вместе с тем, глубокая горечь, которою проникнут рассказанный в "Переписке" эпизод, несомненно имела и субъективную подкладку. Если мы обратимся к воспоминаниям Фета и к некоторым письмам Тургенева, мы увидим, с одной стороны, как права была мать Тургенева, когда она его называла "однолюбом", а с другой, что, прожив в тесном общении с семьею Виардо целых 38 лет, он, все-таки, чувствовал себя глубоко и безнадежно одиноким. На этой почве выросло тургеневское изображение любви, столь характерное даже для его всегда меланхоличной творческой манеры.

Тургенев - певец любви неудачной по преимуществу. Счастливой развязки у него почти ни одной нет, последний аккорд - всегда грустный. Вместе с тем, никто из русских писателей не уделил столько внимания любви, никто в такой мере не идеализировал женщину. Это было выражением его стремления забыться в мечте.

Герои Тургенева всегда робки и нерешительны в своих сердечных делах: таким был и сам Тургенев. - В 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии Даль, хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантически. Кончилось дело тем, что прослужив года 1 1/2, Тургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку. В 1847 г. Тургенев вместе с семейством Виардо уехал за границу, жил в Берлине, Дрездене, посетил в Силезии больного Белинского, с которым его соединяла самая тесная дружба, а затем отправился во Францию. Дела его были в самом плачевном положении; он жил займами у приятелей, авансами из редакций, да еще тем, что сокращал свои потребности до минимума. Под предлогом потребности в уединении, он в полном одиночестве проводил зимние месяцы то в пустой даче Виардо, то в заброшенном замке Жорж Занд, питаясь чем попало. Февральская революция и июньские дни застали его в Париже, но не произвели на него особенного впечатления. Глубоко проникнутый общими принципами либерализма, Тургенев в политических своих убеждениях всегда был, по собственному его выражению, "постепеновцем", и радикально-социалистическое возбуждение 40-х годов, захватившее многих его сверстников, коснулось его сравнительно мало.

В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян.

В 1852 г. на него неожиданно обрушилась гроза. После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный Мусин-Пушкин, "о таком писателе преступно отзываться столь восторженно". Единственно для того, чтобы показать, что и "холодный" Петербург взволнован великой потерей, Тургенев отослал статейку в Москву, В.П. Боткину, и тот ее напечатал в "Московских Ведомостях". В этом усмотрели "бунт", и автор "Записок Охотника" был водворен на съезжую, где пробыл целый месяц. Затем он был выслан в свою деревню и только благодаря усиленным хлопотам графа Алексея Толстого года через два вновь получил право жить в столицах.

Литературная деятельность Тургенева с 1847 г., когда появляются первые очерки "Записок Охотника", до 1856 г., когда "Рудиным" начинается наиболее прославивший его период больших романов, выразилась, кроме законченных в 1851 г. "Записок Охотника" и драматических произведений, в ряде более или менее замечательных повестей: "Дневник лишнего человека" (1850), "Три встречи" (1852), "Два приятеля" (1854), "Муму" (1854), "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856). Кроме "Трех встреч", которые представляют собой довольно незначительный анекдот, прекрасно рассказанный и заключающий в себе удивительно-поэтическое описание итальянской ночи и летнего русского вечера, все остальные повести нетрудно объединить в одно творческое настроение глубокой тоски и какого-то беспросветного пессимизма. Это настроение теснейшим образом связано с унынием, которое охватило мыслящую часть русского общества под влиянием реакции первой половины 50-х годов (см. Россия, XXVIII, 634 и сл.). Доброй половиной своего значения обязанный идейной чуткости и уменью улавливать "моменты" общественной жизни, Тургенев ярче других своих сверстников отразил уныние эпохи.

Именно теперь в его творческом синтезе создался тип "лишнего человека" - это до ужаса яркое выражение той полосы русской общественности, когда непошлому человеку, потерпевшему крушение в сердечных делах, решительно нечего было делать. Глупо заканчивающий свою умно начатую жизнь Гамлет Щигровского уезда ("Записки Охотника"), глупо погибающий Вязовнин ("Два приятеля"), герой "Переписки", с ужасом восклицающий, что "у нас русских нет другой жизненной задачи, как разработка нашей личности", Веретьев и Маша ("Затишье"), из которых первого пустота и бесцельность русской жизни приводит к трактиру, а вторую в пруд - все эти типы бесполезных и исковерканных людей зародились и воплотились в очень ярко написанные фигуры именно в годы того безвременья, когда даже умеренный Грановский восклицал: "благо Белинскому, умершему вовремя". Прибавим сюда из последних очерков "Записок Охотника" щемящую поэзию "Певцов", "Свидания", "Касьяна с Красивой Мечи", грустную историю Якова Пасынкова, наконец "Муму", которую Карлейль считал самой трогательной повестью на свете - и мы получим целую полосу самого мрачного отчаяния.

Далеко не полные собрания сочинений Тургенева (нет стихотворений и многих статей) с 1868 г. выдержали 4 издания. Одно собрание сочинений Тургенева (со стихами) было дано при "Ниве" (1898). Стихотворения изданы под редакцией С.Н. Кривенко (2 издания, 1885 и 1891). В 1884 г. Литературный фонд издал "Первое собрание писем И.С. Тургенева", но множество писем Тургенева, рассеянных по разным журналам, еще ждут отдельного издания. В 1901 г. вышли в Париже письма Тургенева к французским друзьям, собранные И.Д. Гальперин-Каминским. Часть переписки Тургенева с Герценом издана за границей Драгомановым. Отдельные книги и брошюры о Тургеневе напечатали: Аверьянов, Агафонов, Буренин, Былеев, Венгеров, Ч. Ветринский, Говоруха-Отрок (Ю. Николаев), Добровский, Michel Delines, Евфстафиев, Иванов, Е. Кавелина, Крамп, Любошиц, Мандельштам, Мизко, Mourrier, Невзоров, Незеленов, Овсянико-Куликовский, Острогорский, J. Pavlovsky (фр.), Евг. Соловьев, Страхов, Сухомлинов, Tursch (нем.), Чернышев, Чудинов, Юнгмейстер и другие. Ряд обширных статей о Тургеневе вошел в собрания сочинений Анненкова, Белинского, Аполлона Григорьева, Добролюбова, Дружинина, Михайловского, Писарева, Скабичевского, Ник. Соловьева, Чернышевского, Шелгунова. Значительные выдержки как из этих, так и из других критических отзывов (Авдеева, Антоновича, Дудышкина, Де-Пулэ, Лонгинова, Ткачева и др.) даны в сборнике В. Зелинского: "Собрание критических материалов для изучения произведений И.С. Тургенева" (3-е изд. 1899). Отзывы Ренана, Абу, Шмидта, Брандеса, де Вогюэ, Мериме и др. приведены в книге: "Иностранная критика о Тургеневе" (1884). Многочисленные биографические материалы, рассеянные по журналам 1880-х и 90-х годов, указаны в "Обзоре трудов умерших писателей" Д.Д. Языкова, выпуск III - VIII.

Иван Тургенев - один из величайших классиков мирового масштаба. Благодаря его творчеству русская литература в XIX веке стала популярна за рубежом. Более того, художественная система, созданная Тургеневым, оказала влияние на западноевропейский роман.

Много интересного можно рассказать о литературном творчестве этой выдающейся личности . Но в сегодняшней статье мы поговорим о Тургеневе не как о писателе, а как о человеке с интересной и яркой биографией. Как прошли ранние годы прозаика? Где родился Тургенев? В каком городе он создал самые свои известные произведения?

Происхождение

Писатель был представителем древнего дворянского рода. Его отец, Сергей Николаевич, некогда служил в кавалергардской полку. Вел беспечный образ жизни, слыл красавцем, любил жить на широкую ногу. Вероятно, человеком был довольно практичным, потому как в 1816 году женился на Варваре Лутовиновой - наследнице огромного состояния. В небольшом населенном пункте, где родился Тургенев, у этой дамы имелась огромная усадьба. Сейчас там государственный музей, о котором речь впереди.

Когда родился Тургенев? Будущий писатель появился на свет в 1818 году. Спустя двенадцать лет отец его ушел из семьи - выгодный брак оказался несчастливым. В 1834 году Тургенев-старший умер.

Мать классика была женщиной непростой. В ней удивительным образом уживались крепостнические привычки с прогрессивностью взглядов. Деспотизм все же преобладал в ее манере воспитания. Выше уже сказано было, в каком году родился Тургенев. Варваре Лутовиновой к тому времени исполнилось 25 лет. Было у нее еще двое сыновей - Николай и Сергей, умерший в раннем возрасте от эпилепсии.

Эта женщина подвергала побоям не только крепостных, но и собственных детей. При этом дала каждому из них прекрасное образование. В семье говорили исключительно по-французски. Но и к русской литературе мать будущего писателя была неравнодушна.

Где родился Тургенев

В десяти километрах от Мценска находится небольшой населенный пункт под названием Спасское-Лутовиново . Сейчас здесь музей-заповедник, посвященный жизни и творчеству писателя.

Родовое имение Лутовиновых , где родился Тургенев, имеет долгую интересную историю. Одному из представителей старинного дворянского рода село Спасское было пожаловано Иваном Грозным в XVI столетии. Населенный пункт, где родился Тургенев, городом назвать нельзя. Это небольшое селение, известное сегодня благодаря усадьбе, переоборудованной в XX веке в музей. История имения Лутовиновых изложена ниже. Вернемся к жизни и творчеству создателя «Вешних вод» и других замечательных книг.

Ранние годы

В матушкином имении будущий писатель прожил до девяти лет. Примечательно, что любовь к литературе ему привил крепостной камердинер. Этот человек, к слову, стал прототипом одного из персонажей Тургенева. В 1822 году семья отправилась в Европу. Спустя пять лет Тургеневы поселились в Москве.

В возрасте 15 лет Иван поступил на словесный факультет, где обучались в ту пору также Белинский и Герцен. Однако Московский университет не довелось окончить Тургеневу Ивану Сергеевичу . Где родилась идея стать писателем? Это произошло в Санкт-Петербурге, куда семья переехала после поступления старшего сына в гвардейскую артиллерию. Иван Тургенев перешел в местный университет на философский факультет. Здесь он и решил связать свою жизнь с литературой. Однако изначально хотел стать не писателем, а поэтом.

Начало творчества

А в 1834 году Иван Тургенев учился на третьем курсе философского факультета. В это время и состоялся его литературный дебют. Он написал драматическую поэму, затем показал свое сочинение преподавателю. Профессор словесности отнесся довольно строго к произведению молодого автора. Правда, ответил, что в поэме «что-то есть». Эти, казалось бы, нейтральные слова и побудили Тургенева написать ещё ряд поэтических произведений. Некоторые из них были опубликованы в журнале «Современник».

За границей

Университет Тургенев окончил в 1836 году. Вскоре получил степень кандидата. В 1838 году уехал в Германию, где активно изучал древние языки, посещал лекции по греческой и римской литературе. Тургенев познакомился с Жуковским, Кольцовым, Лермонтовым. С последним было всего несколько встреч, которые, хотя и не привели к тесному общению, оказали определённое влияние на Тургенева.

Пребывание за границей оказало сильное влияние на творчество писателя. Тургенев пришел к выводу, что вывести Россию из мрака, в который она погружена, способно лишь усвоение основ общечеловеческой культуры. С тех пор он стал убежденным «западником».

«Вешние воды»

В 1839 году сгорел дом, в котором родился Тургенев. В каком городе писатель в это время находился? Он проживал тогда во Франкфурте-на-Майне . Узнав о пожаре, вернулся домой. Но вскоре опять покинул родину. В Германии однажды он встретил девушку, которая произвела на него сильное впечатление. Вернувшись в очередной раз домой, писатель засел за роман, который после публикации приобрёл всемирную известность. Речь идет о книге «Вешние воды».

Признание

В сороковые годы Тургенев сблизился с Анненковым и Некрасовым. В это время он принимал активное участие в деятельности литературного журнала «Современник». В одном из номеров были опубликованы «Записки охотника». Успех произведения оказался огромным, что вдохновило Тургенева на создание других рассказов.

Тургенев был ярым противником крепостного права, что, по мнению многих биографов, и вынуждало его так часто покидать Россию. Однако в 1848 году, во время пребывания в Париже, он стал свидетелем революционных событий, которые, как и полагается, сопровождались кровопролитием. С тех пор он навсегда возненавидел слово «революция».

На начало 50-х годов пришелся расцвет творчества Тургенева. Уже были опубликованы такие произведения, как «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне». Писатель работал также над переводами Шекспира и Байрона. В 1855 году Тургенев снова в России. Незадолго до его приезда ушла из жизни Варвара Лутовинова. Увидеться с матерью в последний раз писателю не удалось.

Ссылка

В начале пятидесятых Тургенев нередко наведывался в Петербург. После смерти Гоголя он написал некролог, который не пропустила цензура. Тогда писатель отправил свою заметку в Москву, где ее удачно опубликовали. Властям не понравился некролог, автор которого слишком открыто восторгался создателем «Мертвых душ». Тургенева отправили в ссылку в Спасское-Лутовиново .

Правда, существует предположение, что причиной недовольства властей послужила вовсе не заметка, посвященная смерти Гоголя. В России многим не нравился чрезмерный радикализм взглядов прозаика, его подозрительно частые поездки за границу, сочувственные рассказы о крепостных крестьянах.

С коллегами-писателями Тургеневу не всегда удавалось найти общий язык. Известно, что из журнала «Современник» он ушел из-за конфликта с Добролюбовым. Тургенев предпочитал общаться литераторами-западниками, к которым некоторое время принадлежал и Лев Толстой. С этим писателем Тургенева связывали дружеские отношения. Однако в 1861 году между прозаиками произошла ссора, которая едва не закончилась дуэлью. Тургенев и Толстой не общались на протяжении 17 лет. Непростые отношения у автора «Отцов и детей» были также с Гончаровым и Достоевским.

Спасское-Лутовиново

Усадьба, которая некогда принадлежала матери Тургенева, находится в Мценском районе. После смерти Варвары Лутовиновой писатель уступил брату московский дом и доходные поместья. Сам же стал владельцем родового гнезда , где провел ранние годы. В ссылке Тургенев находился до 1853 года, но после освобождения возвращался не раз в Спасское. В усадьбе его навещали Фет, Толстой, Аксаков.

Последний раз в родовом имении Иван Тургенев побывал в 1881 году. Скончался писатель во Франции. Наследники вывезли из усадьбы почти всю мебель. В 1906 году она сгорела. А спустя 12 лет оставшееся имущество Ивана Тургенева было национализировано.

Иван Сергеевич Тургенев (Турге́ньев) (28 октября 1818, Орёл, Российская империя - 22 августа 1883, Буживаль, Франция) - русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Считается одним из классиков мировой литературы.

Биография

Отец, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), был отставным полковником-кирасиром. Мать, Варвара Петровна Тургенева (до замужества Лутовинова) (1787-1850), происходила из богатой дворянской семьи.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. Любопытно, что прадеды были причастны к событиям времён Ивана Грозного: известны имена таких представителей этого рода как Иван Васильевич Тургенев, который был ясельничим у Ивана Грозного (1550-1556); Дмитрий Васильевич был воеводой в Каргополе в 1589 году. А в Смутное время Пётр Никитич Тургенев был казнён на Лобном месте в Москве за то, что обличал Лжедмитрия I; прадед Алексей Романович Тургенев был участником русско-турецкой войны при Анне Иоанновне.

До 9 лет Иван Тургенев жил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, купив дом на Самотёке.

Первым романтическим увлечением юного Тургенева была влюблённость в дочь княгини Шаховской - Екатерину. Имения их родителей в Подмосковье граничили, они часто обменивались визитами. Ему 14, ей 18. В письмах к сыну В. П. Тургенева называла Е. Л. Шаховскую «поэткой» и «злодейкой», поскольку не устоял против чар молодой княжны и сам Сергей Николаевич Тургенев, счастливый соперник своего сына. Эпизод намного позже, в 1860 году, возродился в повести «Первая любовь».

После того, как родители уехали за границу, Иван Сергеевич сначала учился в пансионе Вейденгаммера, затем - в пансионе директора Лазаревского института Краузе. В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Здесь в то время обучались Герцен и Белинский. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет на философский факультет. Его другом стал Тимофей Грановский.

Групповой портрет русских писателей - членов редколлегии журнала «Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский, 1856

В то время Тургенев видел себя на поэтическом поприще. В 1834 году им была написана драматическая поэма «Сте́но», несколько лирических стихотворений. Молодой автор показал эти пробы пера своему преподавателю, профессору российской словесности П. А. Плетнёву. Плетнёв назвал поэму слабым подражанием Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть». К 1837 году им написано уже около ста мелких стихов. В начале 1837 года происходит неожиданная и короткая встреча с А. С. Пушкиным. В первом номере журнала «Современник» за 1838 год, который после смерти Пушкина выходил под редакцией П. А. Плетнёва, с подписью «- - -въ» напечатано стихотворение Тургенева «Вечер», которое и является дебютом автора.

В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Во время путешествия на корабле случился пожар, и пассажирам чудом удалось спастись. Опасавшийся за свою жизнь Тургенев попросил одного из матросов спасти его и пообещал ему вознаграждение от своей богатой матери, если тому удастся выполнить его просьбу. Другие пассажиры свидетельствовали, что молодой человек жалобно восклицал: «Умереть таким молодым!», расталкивая при этом женщин и детей у спасательных лодок. К счастью, берег был недалеко.

Оказавшись на берегу, молодой человек устыдился своего малодушия. Слухи о его трусости проникли в общество и стали предметом насмешек. Событие сыграло определённую негативную роль в последующей жизни автора и было описано самим Тургеневым в новелле «Пожар на море». Поселившись в Берлине, Иван взялся за учёбу. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, дома он занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Здесь он сблизился со Станкевичем. В 1839 году он возвращается в Россию, но уже в 1840 году вновь уезжает за границу, посетив Германию, Италию и Австрию. Под впечатлением от встречи с девушкой во Франкфурте-на-Майне Тургеневым позднее была написана повесть «Вешние воды».

Анри Труайя, «Иван Тургенев» «Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину… Как это объяснить? Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое. А вы как думаете? Послушайте-ка, в молодости у меня была любовница - мельничиха из окрестностей Санкт-Петербурга. Я встречался с ней, когда ездил на охоту. Она была прехорошенькая - блондинка с лучистыми глазами, какие встречаются у нас довольно часто. Она ничего не хотела от меня принимать. А однажды сказала: «Вы должны сделать мне подарок!» - «Чего ты хочешь?» - «Принесите мне мыло!» Я принес ей мыло. Она взяла его и исчезла. Вернулась раскрасневшаяся и сказала, протягивая мне свои благоухающие руки: «Поцелуйте мои руки так, как вы целуете их дамам в петербургских гостиных!» Я бросился перед ней на колени… Нет мгновенья в моей жизни, которое могло бы сравниться с этим!» (Эдмон Гонкур. «Дневник», 2 марта 1872 года.)

Рассказ Тургенева на ужине у Флобера

В 1841 году Иван вернулся в Лутовиново. Он увлёкся белошвейкой Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь Пелагею (Полину). Дуняшу выдали замуж, дочь осталась в двусмысленном положении.

В начале 1842 года Иван Тургенев подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность.

Самым крупным напечатанным произведением этого времени стала поэма «Параша», написанная в 1843 году. Не надеясь на положительную критику, он отнёс экземпляр В. Г. Белинскому в дом Лопатина, оставив рукопись слуге критика. Белинский высоко оценил «Парашу», через два месяца опубликовав положительный отзыв в «Отечественных записках». С этого момента началось их знакомство, которое со временем переросло в крепкую дружбу.

Осенью 1843 года Тургенев впервые увидел Полину Виардо на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Затем на охоте он познакомился с мужем Полины - директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом - Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине. Среди массы поклонников она особо не выделила Тургенева, известного более как заядлый охотник, а не литератор. А когда её гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж против воли матери, без денег и ещё неизвестный Европе. В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, а в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь покидает страну: он едет в Берлин, затем в Лондон, Париж, турне по Франции и опять в Санкт-Петербург.

В 1846 году участвует в обновлении «Современника». Некрасов - его лучший друг. С Белинским едет за границу в 1847 году и в 1848 году живёт в Париже, где становится свидетелем революционных событий. Сближается с Герценом, влюбляется в жену Огарёва Тучкову. В 1850-1852 годах живёт то в России, то за границей. Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии.

Полина Виардо

Не имея официального брака, Тургенев жил в семействе Виардо. Полина Виардо воспитывала внебрачную дочь Тургенева. К этому времени относятся несколько встреч с Гоголем и Фетом.

В 1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета». Позднее он пишет такие произведения, как «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Провинциалка», «Месяц в деревне», «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Завтрак у предводителя» (1856) и т. д. «Муму» он написал в 1852 году, будучи в ссылке в Спасском-Лутовинове из-за некролога на смерть Гоголя, который, несмотря на запрет, опубликовал в Москве.

В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника», который в 1854 году был выпущен в Париже. После смерти Николая I одно за другим публикуются четыре крупнейших произведения писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Первые два были опубликованы в некрасовском «Современнике». Следующие два - в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.

В 1860 году в «Современнике» вышла статья Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой довольно жёстко критиковались роман «Накануне» и творчество Тургенева вообще. Тургенев поставил Некрасову ультиматум: или он, Тургенев, или Добролюбов. Выбор пал на Добролюбова, который впоследствии стал одним из прототипов образа Базарова в романе «Отцы и дети». После этого Тургенев ушел из «Современника» и перестал общаться с Некрасовым.

Тургенев тяготеет к кругу литераторов-западников, исповедующих принципы «чистого искусства», противостоящего тенденциозному творчеству революционеров-разночинцев: П. В. Анненкову, В. П. Боткину, Д. В. Григоровичу, А. В. Дружинину. Недолгое время к этому кругу примыкал и Лев Толстой, который некоторое время жил на квартире Тургенева. После женитьбы Толстого на С. А. Берс Тургенев обрёл в Толстом близкого родственника, однако ещё до свадьбы, в мае 1861 года, когда оба прозаика находились в гостях у А. А. Фета в имении Степаново, между двумя литераторами произошла серьёзная ссора, едва не закончившаяся дуэлью и испортившая отношения между писателями на долгие 17 лет.

«Стихотворения в прозе» . Вестник Европы, 1882, декабрь. Из редакционного вступления явствует, что это название журнальное, а не авторское

С начала 1860-х годов Тургенев поселяется в Баден-Бадене. Писатель активно участвует в культурной жизни Западной Европы, завязывая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых или корреспондентов Фридрих Боденштедт, Теккерей, Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюстав Флобер. В 1874 году в парижских ресторанах Риша или Пелле начинаются знаменитые холостяцкие обеды пяти: Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева.

И. С. Тургенев - почётный доктор Оксфордского университета. 1879 год

И. С. Тургенев выступает как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских писателей, он сам пишет предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, а также к русским переводам произведений известных европейских писателей. Он переводит западных писателей на русский язык и русских писателей и поэтов на французский и немецкий языки. Так появились переводы произведений Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Юлиане Милостивом» для русского читателя и произведений Пушкина для французского читателя. На какое-то время Тургенев становится самым известным и самым читаемым русским автором в Европе. В 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 году он удостоился звания почётного доктора Оксфордского университета.

Застолье классиков . А. Доде, Г. Флобер, Э. Золя, И. С. Тургенев

Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. Он пишет роман «Дым» (1867 год), вызвавший много споров в русском обществе. По отзыву автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку - особенно сбоку». Плодом его напряжённых размышлений 1870-х годов стал самый крупный по объёму из романов Тургенева - «Новь» (1877).

Тургенев дружил с братьями Милютиными (товарищ министра внутренних дел и военный министр), А. В. Головниным (министр просвещения), М. Х. Рейтерном (министр финансов).

В конце жизни Тургенев решает примириться со Львом Толстым, он объясняет значение современной русской литературы, в том числе творчества Толстого, западному читателю. В 1880 году писатель принимает участие в пушкинских торжествах, приуроченных к открытию первого памятника поэту в Москве, устроенных Обществом любителей российской словесности. Писатель скончался в Буживале под Парижем, 22 августа (3 сентября) 1883 года от миксосаркомы. Тело Тургенева было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище при большом стечении народа.

Семья

Дочь Тургенева Полина воспитывалась в семье Полины Виардо, и в зрелом возрасте русским языком уже не владела. Вышла замуж за фабриканта Гастона Брюэра, который вскоре разорился, после чего Полина при содействии отца скрывалась от мужа в Швейцарии. Поскольку наследницей Тургенева была Полина Виардо, дочь после его смерти оказалась в затруднительном материальном положении. Умерла в 1918 году от рака. Дети Полины - Жорж-Альбер и Жанна потомков не имели.

Память

Надгробный бюст Тургенева на Волковском кладбище

Именем Тургенева названы:

Топонимика

  • Улицы и площади Тургенева во многих городах России, Украины, Белоруcсии, Латвии.
  • Станция московского метрополитена «Тургеневская»

Общественные учреждения

  • Орловский государственный академический театр.
  • Библиотека-читальня имени И. С. Тургенева в Москве.
  • Музей И. С. Тургенева («дом Муму») - (Москва, ул. Остоженка, 37, стр. 7).
  • Школа русского языка и русской культуры имени Тургенева (Турин, Италия).
  • Государственный литературный музей имени И. С. Тургенева (Орёл).
  • Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» имение И. С. Тургенева (Орловская обл.).
  • Улица и музей «Дача Тургенева» в Буживале.
  • Русская общественная библиотека имени И. С. Тургенева (Париж).

Памятники

В честь И. С. Тургенева установлены памятники в городах:

  • Москва (в Бобровом переулке).
  • Санкт-Петербург (На Итальянской улице).
  • Орёл:
    • Памятник в Орле.
    • Бюст Тургенева на «Дворянском гнезде».
  • Иван Тургенев является одним из главных персонажей трилогии Тома Стоппарда «Берег Утопии».
  • Ф. М. Достоевский в своём романе «Бесы» изображает Тургенева в виде персонажа «Великого писателя Кармазинова» - крикливого, мелкого, практически бездарного писателя, считающего себя гением и отсиживающегося за границей.
  • Иван Тургенев обладал одним из самых больших мозгов из когда-либо живших людей, чей мозг был взвешен:

Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей; а когда после смерти И. С. Тургенева Поль Бер и Поль Реклю (хирург) взвесили его мозг, то они нашли, что он до такой степени превосходил весом наиболее тяжелый из известных мозгов, именно Кювье, что не поверили своим весам и достали новые, чтобы проверить себя.

  • После смерти матери в 1850 году коллежский секретарь И. С. Тургенев получил в наследство 1925 душ крепостных крестьян.
  • Канцлер Германской империи Хлодвиг Гогенлоэ (1894-1900) называл Ивана Тургенева лучшим кандидатом на должность премьер-министра России. Писал о Тургеневе: «Сегодня я говорил с самым умным человеком России».

Годы жизни: с 28.10.1818 по 22.08.1883

Русский писатель-прозаик, поэт, драматург, член-корреспондент Петербургской Императорской Академии наук. Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Родился Иван Сергеевич в г. Орел. Отец его происходил из старинного дворянского рода, был отменно красив, имел чин полковника в отставке. Мать же писателя была напротив – не слишком привлекательна, далеко не молода, зато очень богата. Со стороны отца это был типичный брак по расчету и семейную жизнь родителей Тургенева сложно назвать счастливой. Первые 9-ть лет своей жизни Тургенев провел в семейном поместье Спасское-Лутовиново. В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. В Петербургском университете Тургенев познакомился с П. А. Плетневым, которому показал некоторые из своих поэтических опытов, которых к тому времени накопилось уже немало. Плетнев, не без критики, но одобрил творчество Тургенева, а два стихотворения даже были напечатаны в "Современнике".

В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Иван взялся за учёбу. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. В Россию писатель вернулся только в 1841 году, а в 1842 выдержал экзамен на степень магистра философии в Петербургском университете. Для получения степени Ивану Сергеевичу оставалось только написать диссертацию, однако к тому времени он уже охладел к научной деятельности, посвящая все больше времени литературе. В 1843 году Тургенев по настоянию матери поступил на государственную службу в Министерство внутренних дел, однако, не прослужив и двух лет, подал в отставку. В том же году в печати появляется первое крупное произведение Тургенева – поэма «Параша», заслужившая высокую оценку Белинского (с которым Тургенев стал впоследствии очень дружен). Значительные события происходят и в личной жизни писателя. После ряда юношеских влюбленностей он серьезно увлекся швеей Дуняшей, которая в 1842 году родила от него дочь. А к 1843 году относится знакомство Тургенева с певицей Полиной Виардо, любовь к которой писатель пронес через всю жизнь. Виардо была к тому времени замужем, и ее отношения с Тургеневым были довольно странными.

К этому времени мать писателя, раздраженная его неспособностью к службе и непонятной личной жизнью, окончательно лишает Тургенева материальной поддержки, писатель живет в долг и впроголодь, сохраняя при этом видимость благополучия. При этом Тургенев начиная с 1845 года мотается по всей Европе то вслед за Виардо, то вместе с ней и ее мужем. В 1848 году писатель становится свидетелем Французской революции, во время своих разъездов близко знакомится с Герценом, Жорж Санд, П. Мериме, в России поддерживает отношения с Некрасовым, Фетом, Гоголем. Между тем наступает значительный перелом в творчестве Тургенева: с 1846 года он обращается к прозе, а с 1847 им не написано практически ни одного стихотворения. Более того, впоследствии, составляя свое собрание сочинений, писатель совершенно исключил из него поэтические произведения. Основным трудом писателя в этот период являются рассказы и повести, составившие «Записки охотника». Вышедшие отдельной книгой в 1852 году, «Записки охотника» привлекли внимание как читателей, так и критики. В том же 1852 году Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя. Петербургская цензура некролог запретила, тогда Тургенев послал его в Москву, где некролог был напечатан в "Московских Ведомостях". За это Тургенева выслали в деревню, где он прожил два года, пока (в основном стараниями графа Алексея Толстого) не получил разрешения вернуться в столицу.

В 1856 году выходит первый роман Тургенева «Рудин» и с этого года писатель вновь начинает подолгу жить в Европе, возвращаясь в Россию лишь изредка (благо к этому времени Тургенев получил значительное наследство после смерти матери). После публикации романа «Накануне» (1860) и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» происходит разрыв Тургенева с «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети». Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В начале 60-х годов отношения Тургенева и Виардо вновь налаживаются, до 1871 года они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. На склоне жизни Тургенев пишет свои знаменитые «стихотворения в прозе», в которых представлены почти все мотивы его творчества. В начале 80-х годов у писателя обнаруживают рак спинного мозга (саркому) и в 1883 году после продолжительной и мучительной болезни Тургенев скончался.

Информация о произведениях:

По поводу некролога на смерть Гоголя, председатель Петербургского цензурного комитета Мусин-Пушкин высказался следующим образом: "о таком писателе преступно отзываться столь восторженно".

Перу Ивана Тургенева принадлежит самое короткое произведение в истории русской литературы. Его стихотворение в прозе «Русский язык» состоит всего из трёх предложений

Мозг Ивана Тургенева, как физиологически самый большой из измеренных в мире (2012 грамм), внесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Тело писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище. Похороны проходили при огромном стечении народа и вылились в массовое шествие.

Библиография

Повести и рассказы
Андрей Колосов (1844)
Три портрета (1845)
Жид (1846)
Бретёр (1847)
Петушков (1848)
Дневник лишнего человека (1849)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры