Крепостное право в россии. "крепостное право" Фрагменты из презентации

Главная / Бывшие

    Слайд 1

    Крепостное право. Крепостное право – это такие законы, по которым большинство крестьян не могли покинуть своих господ и помещиков. По их законам земля принадлежала помещикам, а на ней работать должны крестьяне. Богатство помещика определялось по количеству «душ» - крестьян мужского пола(женщин за «души» не считали)

    Слайд 2

    Помещики делали со своими крестьянами всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

    Слайд 3

    Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крестьян крепостные художники, скульпторы, музыканты. Все они так же зависели от помещиков, как и те, которые работали на полях.

    Слайд 4

    Прасковья Жемчугова (крепостная актриса), ставшая графиней Шереметьевой

    Слайд 5

    Александр II - царь-освободитель Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии - Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».

    Слайд 6

    После Отечественной войны 1812 г. Многие ждали освобождения крепостных крестьян. Но это произошло только в 1861 году. В 1855 году Александр II взошёл на престол. Царём Александром II был подписан манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем. С именем Александра связано много изменений в стране.

    Слайд 7

    С именем Александра связано много изменений в стране. В России строились железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Солдаты стали служить не 25 лет в армии, а 6 лет. Создавались новые учебные заведения. Царствование Александра было прогрессивным для России. Он провёл важные реформы: Были созданы земства – местные выборные органы Возникло 20 тысяч народных училищ, женских учебных заведений - до 300. Возникло более 700 наименований газет и журналов. Увеличилась территория России на 355 000 кв. вёрст.

    Слайд 8

    Личность Александра была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений. От одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

    Слайд 9

    Работа по учебнику. Самостоятельно прочитайте статью «Петербург и Москва» на стр. 123-124. - Что изменилось в этих городах в ХIХ веке?

    Слайд 10

    Изменился городской быт. Улицы освещались сначала керосиновыми, а потом и газовыми светильниками. В конце XIX века появилось электрическое освещение.

    Слайд 11

    Конная железная дорога (конка)

    Слайд 12

    Крепостное право – это такие законы, по которым большинство крестьян не могли покинуть своих господ и помещиков. По их законам земля принадлежала помещикам, а на ней работать должны крестьяне. Богатство помещика определялось по количеству «душ» - крестьян мужского пола(женщин за «души» не считали)








    Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».


    После Отечественной войны 1812 г. Многие ждали освобождения крепостных крестьян. Но это произошло только в 1861 году. В 1855 году Александр II взошёл на престол. Царём Александром II был подписан манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем. С именем Александра связано много изменений в стране.


    С именем Александра связано много изменений в стране. В России строились железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Солдаты стали служить не 25 лет в армии, а 6 лет. Создавались новые учебные заведения. Царствование Александра было прогрессивным для России. Он провёл важные реформы: Были созданы земства – местные выборные органы Возникло 20 тысяч народных училищ, женских учебных заведений - до 300. Возникло более 700 наименований газет и журналов. Увеличилась территория России на кв. вёрст.




    Самостоятельно прочитайте статью «Петербург и Москва» на стр Что изменилось в этих городах в ХIХ веке?








    «Отмена крепостного права»

    Харисов Александр 101 группа


    1.Личность Александра II.

    2. Причины отмены крепостного права.

    3.Проекты крестьянской реформы.

    4.Основные положения крестьянской реформы.

    5. Недостатки реформы.

    6.Значение отмены крепостного права.


    Как, эти люди повлияли

    на формирование

    личности Александра II?


    « …Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»

    Причины отмены крепостного права.

    • Кризис феодально – крепостнической системы хозяствования.

    а) сокращение экспорта хлеба;

    б) рост крестьянских повинностей;

    в) 50 % дворян имели менее 20 душ крепостных.

    II. Рост крестьянских выступлений, возможность новой «пугачевщины».

    III. Военно – экономическая отсталость России, что показала Крымская война.

    IV. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.


    Какой вариант

    Александр II?

    Освободить крестьян и дать им землю за выкуп.

    Дать землю крестьянам без выкупа.

    Ничего не менять.

    Проекты крестьянской реформы.

    Отпустить без земли.




    Основные положения крестьянской реформы.

    а) Крестьяне получали личную свободу.

    б) Землю крестьяне должны были выкупать у помещика, 20% внести сразу, 80% выплачивать государству в течение 49 лет под 6% (выкупные платежи).

    в) Крестьянин в течение 9 лет до 1870 года не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину (временнообязанные крестьяне).

    г) Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, должны были вернуть излишки помещику

    (отрезки).

    д) земля выкупалась крестьянской общиной, выход из общины с землей был запрещен.


    Основные положения.

    Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные районы) колебался от 3 до 12 десятин.

    Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка.

    10 рублей в год.

    x= 10 x 100: 6 = 166р. 66коп.

    Изба стоила 30 – 40 рублей, лошадь 15 – 20 рублей.


    Кто какую выгоду получил от отмены крепостного права? Заполните:

    Кр?ес

    помещики

    Получали личную свободу (гражданские права)

    государство

    1. Сохраняли собственность на землю.

    2. Отрезки

    Крестьянский банк выдавал ссуды под 6% годовых

    3. Временнообязанные отношения.

    4. Выкупные платежи.


    Недостатки реформы.

    а) сохранилось помещичье землевладение.

    б) сохранилась община.

    в) высокие выкупные платежи.

    г) крестьянство осталось самым бесправным сословием.

    д) малоземелье крестьян.

    Стоимость крестьянской земли была оценена

    в 500 млн. рублей, заплатили же крестьяне

    1.5 млрд. рублей


    • Крестьяне - так как пришлось выплачивать выкупные платежи, нести временнообязанные отношения, потерять часть земли в виде отрезков.
    • Помещики – из-за потери контроля над крестьянами
    • Интеллигенция – ее не устраивали условия освобождения крестьян (понимали последствия)

    6.

    Проблема:

    С одной стороны, отмена крепостного права устранила главное препятствие на пути модернизации России, но с другой – условия освобождения вызвали резкое недовольство крестьян и значительной части образованного общества России


    Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/

    www.nemiga.info ..

    xn--www-5cd3cf5ba4g.uer.varvar.ru

    ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ПОНИМАНИЮ УЧАЩИМИСЯ ПРИЧИН И СУЩНОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

    • задачи:
    • 1. На основе анализа материалов учебника, сообщений, документов, презентации учащиеся должны систематизировать свои знания по теме.
    • 2. Продолжение формирования умений работы с учебным материалом: сравнение, обобщение, анализ, выделение главного.
    • 3. Продолжение формирования умения давать объективную оценку события, формирование уважительного и осознанного отношения к участникам и деятелям отечественной истории.
    ПЛАН
    • Краткая предыстория Великой реформы.
    • 19 февраля 1861 года. Воля.
    • Выкупные платежи. Временно-обязанное состояние.
    • Реакция крестьян на отмену крепостного права.
    • Значение Реформы
    • Рефлексия и контроль.
    ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ О ПРИВЕДЕННЫХ ОЦЕНКАХ РЕФОРМЫ
    • Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
    1. Краткая предыстория Великой реформы. ЗАДАНИЕ : 1. Кратко раскрой объективные причины Великой реформы 2. Сделай в тетради краткие (тезисные) записи о личностях повлиявших на реформу Павел I
    • В 1797 году император Павел I издал указ о трех-дневной барщине, правда формулировки закона оста-вались неясными, то ли закон не позволяет, то ли просто не рекомендует ис-пользовать крестьянский труд на барщине более трех дней в неделю
    • Александр I, как-то сказал: «Если бы образо-ванность была на более высокой ступени, я унич-тожил бы рабство, если бы даже это стоило мне жизни».
    • В 1803 году появил-ся указ «О вольных хле-бопашцах». Согласно это-му закону, помещики по-лучали право отпускать своих крестьян на волю в том случае, если это будет выгодно обеим сторонам.
    • Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разреша-лось освобождать без земли, предос-тавляя ее за вы-полнение опреде-ленных повинно-стей.
    ИТОГИ:
    • Указ Павла I помещики практически не исполняли.
    • За 59 лет действия закона Александра I помещиками было отпущено на свободу лишь 111.829 крестьян (по другим данным – 47000).
    • В результате действия указа Николая I в разряд обязанных крестьян перешло 27 тысяч человек.
    • Т.о. проблема крепостного права решена не была.
    • На повестке дня встал вопрос об освобождении с землею более 20 миллионов помещичьих крестьян.
    Александр II (1855 -1881)
    • Александр II создает Сек-ретный комитет «для об-суждения мер по уст-ройству быта помещичьих крестьян» под его личным председательством.
    • Комитет провел первое заседание 3 января 1857 года.
    С.С.Ланской,
    • Члены комитета согла-шались в том, что кре-постное право необходи-мо отменить, но предосте-регали от принятия ради-кальных решений (т.е. фактически предлагали ничего не менять).
    • Только Ланской, Блудов, Ростовцев и Бутков выска-зались за действитель-ное освобождение кре-стьян;
    Великий князь Константин Николаевич
    • Император ввел в состав комитета своего брата, великого князя Кон-стантина Николаевича, ко-торый был убежден в необходимости отмены крепостного права. Великий князь был личностью неординарной и благодаря его деятельному влиянию, комитет начал разработку мер. В частности, были созданы губернские комитеты.
    • С помощью гласности (кстати, это слово вошло в обиход именно в то время), дело сдвинулось с мертвой точки. В стране впервые открыто заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет перестал являться таковым, и в начале 1858 года был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. А к концу года комитеты уже работали во всех губерниях.
    Я.И.Ростовцев
    • В конце 1858 года стали наконец-то поступать отзы-вы из губернских комите-тов. Для изучения их пред-ложений и выработки об-щих и местных положений реформы были образованы две редакционные комис-сии, председателем кото-рых император назначил главного начальника воен-но-учебных заведений Я.И. Ростовцева.
    Н.А. Милютин
    • Генерал Ростовцев сочувст-венно относился к делу ос-вобождения крестьян. У него установились вполне довери-тельные отношения с Н.А. Милютиным, который по просьбе председателя прив-лек к деятельности комиссий либерально настроенных чи-новников и общественных деятелей, убежденных сто-ронников осуществления ре-формы Ю.Ф.Самарина, князя Черкас-ского, Я.А.Соловьева и других.
    • Им противостояли являв-шиеся противниками ре-формы члены комиссий, среди которых выделялись граф П.П.Шувалов, В.В. Апраксин и генерал-адъю-тант князь И.Ф.Паскевич. Они настаивали на сохра-нении за помещиками права собственности на землю, отвергали возможность пре-доставления крестьянам земли за выкуп, кроме слу-чаев обоюдного согласия, и требовали предоставления помещикам полноты власти в их имениях.
    • И.Ф.Паскевич
    • Уже первые заседания проходили в достаточно напряженной обстановке.
    • Заседание Редакционной комиссии
    Граф В. Н. Панин
    • Со смертью Ростовцева на его место был назначен граф Панин, что многими было воспринято, как свертывание деятельности по освобождению крестьян.
    • В. Н. Панин действит-ельно пытался исподволь, очень осторожно проводить уступки землевладельцам, ко-торые могли повлечь зна-чительные искажения проек-та.
    В небольшом по численности сотрудни-ков Главном комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства.
    • В небольшом по численности сотрудни-ков Главном комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства.
    • Министр финансов А.М.Княжевич, М.Н. Муравьев стремились уменьшить нор-мы земельных наделов.
    • Князь П.П.Гагарин, настаивал на освобо-ждении крестьян без земли.
    • В конечном счете образовалось абсолютное большинство сто-ронников проекта - пятеро чле-нов Главного комитета против четырех. Осталось утвердить его в Государственном совете.
    • М.Н.Муравьев
    Александр II
    • В Государственном совете утверждение проекта прохо-дило непросто. Только при поддержке императора ре-шение меньшинства полу-чало силу закона.
    • 19 февраля 1861 года, в ше-стую годовщину своего вос-шествия на Александр II под-писал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.
    2. 19 февраля 1861 года. Воля. 5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквах после обедни
    • Б.Кустодиев.
    • Освобождение крестьян.
    Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Задание: Используя текст «Положения…», объясните, что понимается под «личной свободой» МАНИФЕСТ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ПРЕДОСТАВЛЯЛ КРЕСТЬЯНАМ ЛИЧНУЮ СВОБОДУ.
    • Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения.
    3. Выкупные платежи. Временно-обязанное состояние. Задание: Используя документ, попробуй заполнить вторую колонку таблицы
    • Содержание
    • Сущность
    • Личная свобода крестьян
    • Ликвидация крепостного права
    • Отрезки
    • Часть крестьянского земельного надела (20-40%) переходил к помещику
    • Выкупные платежи
    • За оставшуюся землю
    • крестьяне вносили выкуп:
    • 20% от стоимости земли – сразу;
    • 80% - в рассрочку на 49 лет
    • “Временнообязанное” состояние
    • (существовало до 1881г.)
    • До внесения суммы выкупа крестьяне продолжали выполнять повинности (барщина, оброк) в пользу помещиков
    • Сохранялись феодальные пережитки:
    • помещичье землевладение
    • сельская крестьянская община
    • Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.
    Покажи районы в которых положение крестьян стало наихудшим. Почему?
    • 4. Реакция крестьян на отмену крепостного права.
    Задание: найдите объяснение приведенным ниже данным.
    • 1. В апреле 1861 г. взбунтовались крестьяне Чембарского и Керенского уездов Пензенской губернии. Центр, "самый корень бунта", ло словам губернатора, был в деревне Кандеевка.
    • Бунт охватил до 14 тыс. бывших крепостных и вошел в историю под названием "Кандеевское восстание" как самый громкий протест крестьян против реформы 1861 г.
    • 2. Одновременно с Кандеевским разгорелось другое восстание крестьян - в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.
    • Здесь тоже выдвинулся авторитетный вожак, своеобразный идеолог восстания - молодой бездненский крестьянин Антон Петрович Сидоров, вошедший в историю как Антон Петров.
    • Казанское дворянство, напуганное восстанием, объявило Антона Петрова "вторым Пугачевым" и требовало от Апраксина решительных мер. Апраксин пустил в ход оружие. Больше 350 крестьян были убиты и ранены. Антон Петров вышел к солдатам с текстом "Положений 19 февраля" над головой.
    • Александр II на донесении Апраксина о расстреле бездненских крестьян пометил: "Не могу не одобрить действий гр. Апраксина".
    • 3. 1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г. Вот сравнительные данные о количестве крестьянских волнений:
    • 1861 г. - 1859 1862 г. - 844 1863 г. - 509
    • Показательно, что до объявления реформы, с 1 января по 5 марта 1861 г., было всего 11 волнений, а с 5 марта до конца года - 1848
    • 4. К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил, путем расстрелов и массовых сечений розгами удалось отбить волну крестьянского протеста.
    • Достаточно сказать, что на подавление крестьянских волнений было брошено 64 пехотных и 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов.
    • 5. Значение Реформы
    Значение Реформы задание: объясните понятия выделенные фиолетовым цветом.
    • Итоги крестьянской реформы
    • Открывала путь
    • к развитию
    • буржуазных отношений
    • в России
    • Стала основой для развития революционного движения из-за незавершенности преобразований
    Развитие буржуазных отношений Указ Александра II об отмене крепостного права в 1861 году вызвал целый всплеск народовольческого движения, закончившийся покушением на самого императора.
    • 6. Рефлексия и контроль.
    Устно: 1.Назовите деятелей принимавших участие в решении крестьянского вопроса. 2. В чем на ваш взгляд заключалась проблема отмены крепостного права? 3. На каких условиях была проведена реформа? ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ (ПИСЬМЕННО) О ПРИВЕДЕННЫХ ОЦЕНКАХ РЕФОРМЫ
    • 1. Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
    • 2. Правительство приготовило мерзость
    • 3. Все, что можно было сделать для сохранения интересов дворянства - сделано
    Спасибо за внимание

    Слайд 1

    Анализ исторического документа

    Отмена крепостного права

    Слайд 2

    В чернозёмных губерниях - освобождение крестьян без земли или с маленьким наделом за большой выкуп. В нечернозёмных губерниях – освобождение с землёй, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина. Проблемный вопрос урока: Смог ли государственный проект освобождения крестьян удовлетворить требования помещиков чернозёмных и нечернозёмных губерний?

    Проекты освобождения крестьян

    Слайд 3

    Слайд 4

    Манифест об освобождении крестьян

    17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения Без выкупа крестьяне получали личную свободу и гражданские права

    Слайд 5

    Гражданские права

    Производить сделки с движимым и недвижимым имуществом Открывать торговые и промышленные предприятия Выступать от своего имени в суде Не подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда Переходить в другие сословия

    Слайд 6

    Земельные наделы

    От 3 до 12 десятин (в зависимости от региона России) – 1 десятина = 1,1 га Должны были выкупать у помещика До совершения выкупной сделки считались «временнообязанными», т.е. должны были выполнять прежние повинности: барщину и оброк.

    Слайд 7

    «Горькая» свобода

    Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой 6% капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

    Слайд 8

    Крестьяне выплачивали 20-25% выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму (80 – 75%) помещики получали из казны (деньгами и ценными бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение 49 лет. Полицейский и фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

    Слайд 9

    Размер выкупа

    10 р. . 100% : 6% = 166 р. 67 коп. _______________________________ 1 дес. _ 14,5 р. Величина выкупного надела – 8 дес. 14,5 . 8 = 116 р. – можно купить 8 дес. 166,67 – 116 = 50р. 67 коп. - переплата В течение 9 лет (до 1870 года) крестьяне не имели права отказаться от надела и покинуть сельскую общину.

    Слайд 10

    6% . 49 = 294% _______________________________ Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд. 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически уплачивали тройную сумму.

    Слайд 11

    Карикатура 1860-х годов на аграрные отношения в пореформенный период сопровождалась текстом: «Что ты, мужичок, на одной ноге стоишь? Да другую, вишь, поставить некуда. Везде вашей милости землица. Боюсь, еще за потраву судить будете».

    http://reforms-alexander2.narod.ru/about.html

    Слайд 12

    Задание для работы в группах:

    1 группа: Прочтите в § 70 учебника «Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников», составьте кластер сельского общества. 2 группа: Прочтите в § 70 учебника «Введение временнообязанных отношений», дайте определения понятиям «отрезки», «прирезки», «дарственный надел». 3 группа: Прочтите в § 70 учебника «Выкупные сделки и выкупные платежи», дайте определения понятиям «выкупная сделка», «круговая порука».

    Слайд 13

    Цифры при губернских городах показывают средний размер крестьянского надела (в десятинах) на наличную душу мужского пола в данной местности. ВОПРОС: почему средний размер крестьянского надела в чернозёмной полосе был значительно меньше?

    Слайд 14

    Крестьянские волнения

    Слайд 15

    Крепостное право пало. Крестьян "освободили" так, что свыше пятой доли крестьянской земли перешло к помещикам. За свои земли крестьяне были обязаны платить выкуп "освободителям". Крепостники получили от крестьян сотни миллионов рублей. Помещики размежевали землю так, что крестьяне остались то без выпасов, то без лугов, то без водопоя... Вчерашние крепостные вынуждены были находиться в кабале у помещиков.

    Слайд 16

    Над крестьянством стояли многочисленные начальники: земский начальник и становой, исправник и староста, старшина, урядник, волостной писарь. Они выколачивали подати, пороли розгами, измывались над крестьянами. Между тем на мужичке, на трудящемся человеке держалась экономическая, финансовая и политическая жизнь России.

    Слайд 17

    Тёмная доля

    Мрак на Руси непроглядно глубок. Край наш-бездонное море страданья!.. Рок подарил нас вопросами трудными; Пахари стонут над нивами скудными; Ходят бродяги зверьми бесприютными, С скорбными лицами, с взорами мутными, В лето ли знойное, в зиму ли снежную - Голодны, босы, с душой безнадежною... Темная доля... Острог да сума... Подати, розги... Поля худородные... Мучат и люди, и силы природные, Мучит проклятая тьма!.. Из стихотворения революционного народника С. С. Синегуба http://slovari.yandex.ru/dict/revoluc/article/re6/re6-0410.htm

    Слайд 18

    Домашнее задание.

    §70, в. 5 §71, в. 4, самостоятельно составить кластеры по теме «Государственные преобразования 60 – 70 гг. XIX века»

    Слайд 19

    Моделирование урока, возможности презентации (слайд для учителя)

    Использование презентации в режиме линейно-параллельного изучения. Использование отдельных слайдов в технологии критического мышления (работа с текстами) Использование ссылок на Интернет – ресурс для построения урока в интерактивном режиме.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры