Кто такие казахи. Этногенез казахов

Главная / Бывшие

Республика Казахстан находится в центре Евразии, большей частью территориально находится в Азии и меньшей в Европе. Земли Казахстана омываются Каспийским морем, а граничат с Китаем, Уралом, Сибирью, Средней Азией и Нижним Поволжьем.

Многонациональный Казахстан начал формироваться еще в 15 веке, когда процветало Казахское Ханство. Он сложился благодаря созданию нации, в состав которой входили тюрские монгольские племена.

Народы населяющие Казахстан

В Республике Казахстан проживает около 17 950 000 человек. На сегодняшний день казахи являются основным населением этих территорий, численность который составляет 63.1% от всего населения.

И все же Казахстан многонациональная республика. Здесь проживают представителя других наций, которые сохраняют культуру своего народа и в то же время чтят историческую культуру коренных жителей. Численность русских жителей составляет 23,7%, украинцев - 2,1%, узбеков - 2,9%, татар - 1,3%, уйгуров - 1,4%, немцев - 1,1%. Помимо всех перечисленных народов здесь живет еще около 4,5% людей других национальностей.

Большая часть населения Казахстана являются городскими жителями - около 60%. При этом самыми густозаселенными городами являются Алматы (каз.яз.), также название Алма-Ата (1 806 833 чел. на 2018 год ), на втором месте столица Астана (1 035 537 чел. на 2018 год ), а третье место по количеству жителей занимает город Шымкент (1 005 996 чел. на 2018 год ).

Культура и быт народов Казахстана

(Традиционная юрта )

Говоря о Казахстане в первую очередь стоит поблагодарить этот народ за то, что они сохранили до наших дней юрты. Юрты появились довольно давно, в них проживали тюрские племена. Благодаря казахскому народу, мы можем видеть их и сегодня.

Если говорить о повседневной жизни казахского народа, можно сказать, что основой их хозяйства, конечно, является скотоводство. На протяжении долгих времен скот был для казахов всем: едой, транспортом, накоплениями, одеждой. С помощью скотоводства казахи добывали молоко, из которого готовили молочные продукты, а после могли их продать. Из верблюжьего молока, которое также было доступно для казахов изготавливали различные продукты, полезные для здоровья. Обычное коровье молоко было источником сыров, айрана, творога, курта и других продуктов.

Верблюды были привычным и обыденным скотом для населения, при этом люди отдавали предпочтение именно двугорбым. Для того, чтобы они были выносливы, хозяева вызывали жажду у верблюда, добавляя ему в пищу соль. Если верблюд сыт и напоен, а выпить он может 50 литров воды, на нем можно перевозить тяжелую кладь в течение 6 и даже 10 дней. Поэтому верблюды были очень востребованы казахским народом.

Национальной одеждой казахов является кочевая одежда, изготовленная из шерсти животных - верблюжьей, овечьей и козьей. Эта одежда не отличается особой красочностью, но она удобна и символична для казахского народа.

Традиции и обычаи казахского народа

(Древний танец )

Традиции и обычаи Казахстана уходят своими корнями в глубокую языческую древность. Каждый праздник Казахстана очень яркий, красочный, веселый и чарующий. Даже свадебный обряд в Казахстане проходит с необычной изюминкой. Сватовство и сама свадьба должны проходить в определенные дни. Прежде чем жених увидит невесту, гонцы жениха отправятся на разведку к будущему тестю. Потом жених сможет увидеть суженую, но за определенную плату - калым. Как только мужчина войдет в дом будущей жены, ему придется пройти еще несколько испытаний и только потом он сможет начать официальную подготовку к свадьбе.

Самым ярким праздником у казахов является праздник Наурыз - день рождения весны. По древним календарям этот день празднуется в Новый год. Весну встречали в чистых убранных домах, в красивых одеждах и с переполненными едой столами. Казахи считают, что если весна войдет в чистый и уютный дом, они принесет удачу и счастье его жителям. Сегодня этот праздник отмечается 22 марта.

Праздник Дастархан - праздник вежливости и дружелюбия. В этот день казахи открыты и гостеприимны, как никогда. Люди готовы впустить в свои дома любого гостя, путника и незнакомца, накормить его, напоить и дать кров. В этот день люди знакомятся между собой, приглашают на чаепитие соседей и простых прохожих. Если гость уйдет голодным и не совсем веселым, значит хозяева не смогли сохранить атмосферу праздника в своих стенах.

КАЗАХИ

Этнос и нация, коренное население Казахстана

Казахи издавна проживают в смежных с Казахстаном районах Китая, России , Узбекистана , Туркмении , а также на западе Монголии

  • Исторически состояли из трех крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза
  • Язык - казахский, входящий в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков
  • Казахи - тюркского происхождения, относится к туранской расе (также известна под названием южносибирская), считающейся переходной между европеоидной и монголоидной расами

История

  • Казахи имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана . В число древних предков казахов входили ираноязычные племена саков, массагетов, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии.
  • Ш-П века до н.э. - на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н.э. на Западе от Аральского моря жили ираноязычные аланы, также оказавшие влияние на этногенез казахов.
  • Начиная с V-VI веков - с возникновением и расширением тюркского каганата, начинается процесс тюркизации ираноязычных племен насеявших территорию современного Казахстана .
  • VI-VП века - племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана , находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (тюргеши, карлуки и др.).
  • В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа:
    • VШ век - Тюргешский каганат
    • VШ-X века - Карлукский каганат
    • IX-XI века - объединения огузов
    • VШ-XI века - объединения кимаков и кыпчаков
      • Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана , получившие название Дешт-и-Кипчак
  • X-XП века - этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов
    • В начале XП века - территория Казахстана подверглась вторжению киданей, которые впоследствии смешались с местным тюркоязычным населением
  • В начале XШ века - на территорию современного Казахстана с востока из регионов современной Монголии и с Алтая переселились племена найманов и кереитов
    • Последовавшее затем военные действия на территории Средней Азии и восточного Туркестана привело к интенсивным процессам перколации, перемещения, дробления и объединения племён различного происхождения
    • около середины XV века - на развалинах Золотой Орды в её восточной части возникает казахское ханство
  • К XV веку - казахская нация окончательно формируется в централизованное национальное государство
  • Казахский народ исторически сложился из трех групп жузов, каждый из которых выражал прежде всего общенациональные интересы:
    • Старший жуз - Семиречье, включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, шапрашты, сары-уйсин и др.
    • Средний жуз - в основном племена аргын, найман, кыпчак, керей, конырат, уак
    • Младший жуз - состоял из племенных объединений:
      • алим-улы - роды шомекей, карасакал, торт кара, шекты, кете
      • Бай-улы - роды адай, алаша, жаппас, бериш, шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз
      • жети-ру - роды жагал-байлы, кердери и др.
  • начало XIX века - из Младшего жуза выделилась и ушла за реку Урал Внутренняя или Букеевская Орда
  • начало XX века - формальное разделение по жузам фактически исчезло
  • начало 1930-х годов - массовый голод случился в результате репрессивной сталинской сельскохозяйственной политики, проводимой в Казахстане первым секретарем Казкрайкома ВКП(б) Филиппом Голощекиным и заключавшейся в насильственном отборе скота у коренного населения. Оставшись без средств к существованию, погибли около полутора миллионов жителей республики, сотни тысяч бежали в Китай
    • Частично эта катастрофа признаётся и советскими источниками. По официальным данным, согласно Перепись населения СССР 1926 года, казахов насчитывалось 3,968 млн.чел., а согласно переписи 1939 года - уже всего 3,1 млн.чел. Существует мнение, что доверять данным этой переписи нельзя, так как, чтобы скрыть чудовищные последствия голода, данные неоднократно переделывались и фальсифицировались
    • Согласно всероссийской переписи 1897 года, численность граждан Российской Империи , указавших в качестве родного киргиз-кайсацкий (казахский) язык, составляла 4,08 млн.чел., что было меньше всего лишь примерно на 3 млн.чел., чем все остальные народы Средней Азии вместе взятые (с учётом 3 млн. жителей российских протекторатов Бухарского эмирата и Хивинского ханства, не охваченных переписью. Если бы не этот голод, население современного Казахстана могло бы быть значительно больше, чем в действительности.
  • В настоящее время Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов, вынужденно или добровольно покинувших территорию страны, либо оказавшихся за пределами её современных границ после национально-государственного размежевания в Центральной Азии, и их потомков, проживающих в других странах (употребляется термин оралманы )
    • Всего за последние два десятилетия в Казахстан переехало, по официальным оценкам, до 1 млн. этнических казахов
    • В настоящее время реализуется программа «Нурлы кош» на 2009-2011 годы, (дословный перевод «светлая кочевка», «светлый переезд»). Программа утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126. Данная государственная программа для рационального расселения и содействие в обустройстве: этническим иммигрантам; бывшим гражданам Казахстана , прибывшим для осуществления трудовой деятельности на её территории; гражданам Казахстана , проживающим в неблагополучных районах страны.
  • Этноним появился в XV веке, когда в 1460 году, недовольные жесткой политикой хана Узбекского улуса Абу-л-хайра султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом - «Казак»(Казактар"), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твердое к, но в современной русской грамматике укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх) объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Половецкая степь|Дешт-и-Кыпчака, образовав единое Казахское ханство (1465-1729) от Иртыша до Итиля (Волги). В царской России нынешних казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками. Первоначально этноним "казах" закрепился в форме "казак" в 1925 году после переименования Киргизской АССР в Казакскую АССР, а в форме "казах" после преобразования Казакской АССР в Казахскую ССР .

Население

  • Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах». Наиболее обоснованной к настоящему времени является следующая этимология:
    • В переводе с древнетюркского слово «казак» означает «свободный , независимый человек, удалец, искатель приключений»
  • Общая численность казахов - св. 14 млн.чел.
    • Казахстан - 10,5 млн.чел.
    • Китай - 1,4…1,5 млн.чел.
    • Узбекистан - 0,8…1,1 млн.чел.
    • Россия - 654 тыс.чел.
    • Монголия - 140 тыс.чел.
    • Туркмения - 40…90 тыс.чел.
    • Киргизия - 39 тыс.чел.
    • Турция - 15 тыс.чел.
    • Афганистан - 13 тыс.чел.
    • Иран - 12 тыс.чел.
    • США - около 10 тыс.чел.
    • Таджикистан - 900 чел.
    • Франция - 10 тыс.чел.
    • Германия - 7 тыс.чел.
    • Италия - 4 тыс. чел.
  • Численность казахов и их доля в населении России постоянно увеличивалась. Несмотря на то, что в приграничных регионах казахи проживают компактно, в РФ не издаются газеты и журналы на казахском языке, отсутствует также и среднее образование на казахском языке, но имеется несколько десятков школ, где казахский язык преподаётся как отдельный предмет
    • Астраханская область остается субъектом Российской Федерации , наиболее активно сотрудничающим с Казахстаном , есть всего одна школа в Алтайском крае , где на казахском языке ведётся преподавание по программе казахстанского отдела народного образования и по казахстанским учебникам

Религия

  • Традиционная религиозная принадлежность - мусульмане -сунниты с влиянием суфийского учения Ахмада Ясави .
    • Мазхаб - мусульманская правовая школа имама Абу Ханифа
    • также есть незначительные группы шиитов - имамитов
  • Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи в конце Х века.
    • Например, ислам был уже в Империи Караханидов в конце ХХ века.
    • В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов.
    • Например, обряд обрезания - суннет/сундет, совершает подавляющая верующая часть казахов, по мусульманским обрядам хоронятся почти все казахи. Хотя следует отметить, что лишь определенная часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования.
    • В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей , в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман .
  • Распространение ислама среди кочевников было не таким активным как среди оседлого населения тюркских народов , так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия.
    • Так ислам принял Хан Золотой Орды Берке (1255-1266) и Хан Узбек (Озбек) (1312-1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди казахов внес основатель суфийского ордена Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан .
  • Тенгрианство возникло естественным историческим путём на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и её стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы, вечного неба над головой и почитанием духов предков. Тюрки поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Тенгрианская вера давала тюркам-кочевникам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя её частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. Всё было взаимосвязано, и тюрки-кочевники бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озёрам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.

Язык

  • Древние тюркские народы , впоследствии ставших предками, в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Следует отметить, что в период с V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Ещё при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде , международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке .
  • Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XШ-XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому.
  • С XШ и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык - «тюрки », который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии.
  • Ученые впервые обнаружили памятник древнетюркской рунического письма на территории современной Хакасии. Позднее - на территории Тувы, Монголии, Алтая , Казахстана , Таласа (Киргизия) и др.
  • Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Археологические экспонаты с образцами древнетюркского рунического письма хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.
  • Рунический алфавит состоял из 24 букв и словоразделительного знака
    • к VШ веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака.
    • Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем.
  • Языком надписей, выполненных на древнетюркском руническом письме был орхоно-енисейский язык (получивший название по рекам Орхон в Монголии и Енисей в России), который относился к карлукской группе тюркских языков и предшествует узбекскому языку.
  • По мере распространения и укрепления ислама начала X века всё большее распространение начинает получать арабский алфавит.
    • Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи.
    • Основными центрами распространения арабской письменности среди тюркских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Болгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился ещё в X-XI века
    • Исламизация большинства казахов и восприятие грамотной частью населения арабской графики произошли в XVШ веке.
  • 1912 год - Ахмет Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Он исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «ЖАНА ЕМЛЕ (Новая орфография) », до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
  • В советский период в Казахстане в политических целях был осуществлен перевод казахского алфавита на:
    • латинскую графику (1929)
    • кириллицу (1940)
  • В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведётся обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику:
    • «Латинская графика доминирует сегодня в коммуникационном пространстве», заявил президент Н.Назарбаев, выступая перед Ассамблеей народов Казахстана . «Нужно вернуться к вопросу о переходе на латиницу казахского языка», сказал он делегатам, представлявшим различные этнические группы Казахстана .
  • Для современных казахов характерно двуязычие:
    • 75% казахов Казахстана свободно говорят по-русски
    • 81% казахов в Киргизии свободно говорят по-русски
    • 98% казахов в России свободно владеют русским
  • Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.
  • В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов национальной политики Нурсултан Назарбаев.

Кухня

  • Основные блюда - мясные. Одно из популярных казахских блюд называется «ЕТ (Мясо) » , это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как бешбармак , из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста (камыр ). Также популярны:
    • куырдак - жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.
    • кеспе или салма - лапша
    • сорпа - мясной бульон
    • ак-сорпа - молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом
  • К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы:
    • казы - колбаса из конины, делится по степени жирности
    • карта
    • шужык
  • Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса ), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.
  • Популярными блюдами являются:
    • сiрне - приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем
    • палау - плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови
  • Из рыбных блюд наиболее известен коктал - нанизанная на ветки ивы, жареная на углях, заправленная овощами рыба
  • Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.
  • Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков:
    • кумыс - кислое кобылье молоко
    • шубат - кислое верблюжье молоко
    • сут - коровье молоко
    • айран - кефир
    • каймак - сметана
    • кiлегей - сливки
    • сары-май - сливочное масло
    • сузбе - творог
    • катык - среднее между простоквашей и творогом
    • Курт - высушенный солёный творог
    • иримшык - сушеный творог из овечьего молока
    • шалап или ашмал - жидкий йогурт и др.
  • Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски - это крепкий чай со сливками, также, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире - 1,2 кг в год на человека.
    • Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 гр на душу населения.
  • К известным сладостям относится шертпек - это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.
  • Основные разновидности традиционного хлеба:
    • баурсаки - жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста
    • шельпек и таба-нан - тонкие лепешки жареные в кипящем масле
    • тандырный - лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком
    • таба-нан (таба - сковорода) - хлеб, испеченный на углях, тесто печется меж двух сковород
    • шек-шек - чак-чак
    • тандыр-нан - хлеб, испечёный в печи-тандыре
      • Наиболее распространёнными являются баурсаки, так как они легко готовятся в походных условиях - в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом шёлковом пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау - зимовья).
    • Также: талкан, жарма, жент, балауыз, балкаймак

Виды спорта

  • Байга - скачка на расстояние 10…100 шакырым (один «шакырым» - приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру » - «звать»)
  • Аламан-байге - скачки на длинные дистанции (40 шакырым)
  • Кунан-байге - скачки молодых лошадей - двухлеток
  • Жорга-жарыс - скачки иноходцев
  • Кыз куу (погоня за девушкой) - догонялки на лошадях между девушкой и парнем
  • Кокпар - козлодрание - борьба конников за тушу козла
  • Тенге алу - подними монету на скаку и прочая джигитовка
  • Сайыс - борьба, сидя на лошадях
  • Казахша курес - национальная казахская борьба
  • Тогыз кумалак - девять шариков - настольная игра
  • Асык - игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки)
  • Буркут-салу - соколиная охота до первой дичи
  • Жамбы ату - стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади
  • Тартыспак - командная верховая игра на стаскивание с лошадей

Традиции

  • Современный Казахстан переживает период национального возрождения и возрождение национальной государственности
  • Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого»

Источники

  • «Национальный состав и владение языками, гражданство»

Народ, коренное население Казахстана. Общая числ. К. более 9,4 млн. чел., в т.ч. в Казахстане 6540 тыс. чел. Живут также в Узбекистане (807 тыс. чел.), в Российской Федерации (636 тыс. чел.), в Туркмении, Киргизии, на Украине и в Таджикистане, в Китае 1150 тыс. чел., в Монголии 125 тыс. чел., в Афганистане 40 тыс. чел., в Турции 25 тыс. чел. и т.д. Говорят на казахском яз. тюрк. группы алтайской семьи. Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Этногенез К. происходил в условиях длит. взаимодействия разнородных кочевых племен. В этногенезе важную роль сыграли прежде всего субстратные индо-иран. племена эпохи бронзы. В 1-м тыс. до н. э. Казахстан - зона обитания ираноязычных сакских племен. В 1-й пол. 1-го тыс. н. э. Происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и др. тюркоязычных племен на терр. Казахстана. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных племен с сер. 1-го тыс. (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.). В 9-11 вв. политич. гегемония в Казахстане принадлежала огузам, кимакам и карлукам. В 11-13 вв. терр. Казахстана входит в зону формирования кыпчакской этнокультурной общности. В сер. 12 в. в Семиречье проникают кидани (каракитаи), а в нач. 13 в. - найманы и кереиты. Этот период по антропологическим материалам Казахстана является ранним этапом становления характерного фенооблика для казахов. Последовавшие затем монг. завоевания и вхождение терр. Казахстана в состав монг.-татарских гос-в (Кок-Орда, улус Сибана, Моголистан и др.) оказали значит. воздействие на этнич. процессы, вызвав перемещение, дробление и объединение разл. племен и народностей, в ходе к-рых монголы полностью ассимилировались местным тюрк. населением. в кон. 14- нач. 15 вв. большинство тюрко-язычных племен Казахстана (кыпчаков, аргынов, найманов, карлуков, канглы, кереитов) вошли в состав Узбекского и Ногайского ханства. С возникновением Казахского ханства во 2-й пол. 15 в. произошло завершение этногенетич. процесса, сформировалась казах. этнич. общность. В ее составе сложились три хозяйственно-культурных объединения - жуза, каждый из к-рых включал группу племен и занимал обособленный р-н: Семиречье - Старший жуз (улу жуз), Центр. Казахстан - Средний жуз (орта жуз) т Зап.Казахстан - Младший жуз (киши жуз). В 1731 добровольно вошли в состав России К. Младшего жуза, в 1740 - К. Среднего и части Старшего жуза; присоединение Казахстана к России завершилось в 60-е гг. 19 в. В состав РСФСР в 1920 была образована Кирг. АССР, переим. В 1925 в Казах. АССР, к-рая в 1936 преобразована в Казах. ССР. С 1991- Респ. Казахстан.

Традиц. занятие - полукочевое и кочевое скотоводство (овцеводство, в осн. грубошерстных курдючных пород, кр. рог. скот, коз), в т.ч. коневодство и верблюдоводство, базировавшееся на круглогодичном пастбищном содержании скота. Радиус перекочевок достигал 1000-1200 км. Каждая кочевая группа имела строго определенные пастбища и кочевые пути. Пастбищные угодья разделялись по сезону: зимой располагались в осн. на юге - при меридиональном кочевании, в речных долинах и предгорной полосе - при вертикальном кочевании; летом - соответственно в степной и лесостепной зонах и в горах. Земледелие (поливное) носило вспомогательный характер. В последующие годы интенсификация скотоводства, а также сокращение пастбищных территорий (в результате рос. колонизации) и развитие земледелия приводили к оседанию части кочевников.

Традиц. ремесла у женщин - прядение овечье и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитье золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин - ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи.

Традиц. поселения - аул. Осн. вид традиц. жилища - юрта (сохраняет подсобную роль). При перекочевках она перевозилась во вьюке в разобранном виде. Были широко распространены зимние постоянные жилища: каменные шошала, или тошала, и юртообразные постройки из дерева, плетня, дерна и камыша, а также землянки (жертоле, или казба уй).

Традиц. муж. одежда состоит из рубахи, штанов и бешмета - узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верх. одежда - халат (шапан); у богатых К. халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом. Непременная часть муж. одежды - кожаный пояс. Головной убор мужчин - тюбетейка, поверх нее надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак - зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.

Традиц. жен. одежда - рубахи-платье, штаны хл.-бум. платье - темное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин - нагрудник из сукна и др. тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Жен. головные уборы различались в зависимости от плем. принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) - высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек - род капюшона из белой хл.-бум., реже шелковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.

Основу традиц. питания с весны и до осени составляло молоко, в осн. в сквашенном виде (катык или айран - из овечьего и коровьего молока, кумыс - из кобыльего), сыр; с ноября - мясные и растит. продукты.

Основа традиц. социальной организации - кочевая община, главой ячейки к-рой была малая семья с патриархальными устоями. Брак патрилокальный. Были распространены обычаи левирата и сорората. Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма.

У К. сохраняется богатый фольклор (песни, эпич. сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов - акынов). Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос («Кобланды», «Козы-Корпеш» и «Баян-Слу» и др.) и сказания.

Национальность казахи

В основном казахи расселены в Или-казахском автономном округе, Мулэй-казахском и Баликун-казахском автономных уездах Синьцзян-Уйгурского автономного района, меньшинство - в Аксай-казахском автономном уезде провинции Ганьсу.

Казахи говорят на казахском языке, который относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Казахский язык имеет два диалекта: юго-западный и северо-восточный.

Казахская письменность возникла во второй половине XIX в., дважды реформировалась в Советском Союзе, а в 1954 г. была переработана в Китае и в настоящее время основана на арабской графике.

Большинство казахов исповедуют ислам.

Казахская нация имеет древнюю историю. Древними предками казахов были усуни, которые в эпоху Хань населяли территории к югу и северу от Тянь-Шаня (II в. до н.э. - II в. н. э.). В последствии важную роль в этногенезе казахов сыграли тюрки (середина VI в. н.э.), древние племена гэлоулу, хуэйху (X в.-XII в.), кидани (XII в.), кереиты, найманы, цинча (XIII в.). Впервые название нации появилось в середине XV в., когда казахи создали Казахское ханство. Согласно народным преданиям казахов, “казах” означает: “белый гусь”. Некоторые считают, что название нации произошло от древних китайских названий племен “гэса”, “эса”, “кэса”, другие объясняют название “казах” как “воин”, “вольный человек”, “беглец”. За исключением незначительного числа занимающихся сельскохозяйственным производством, большинство казахов занимаются скотоводством. Живут они в живописных степях. Жизнь и работа казахов не обходятся без лошадей. Каждый казах может похвастаться превосходной ездой на лошадях и гордится тем, что нация казахов - “нация наездников”. Гордость казахов - знаменитые скакуны Или, которые благодаря своей красоте и великолепию более 2000 лет назад были названы императором Хань Уди “небесными скакунами”.

Исторически состояли из трёх крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза.

Язык - казахский, входящий в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков.

Казахи - народ тюркского происхождения, имеющий сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. Древними предками казахов являлись саки, массагеты, гунны, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В III-II вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй (канглы). В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы. В VI-VII вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (тюргеши, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (VIII век) и Карлукский (VIII-X вв.) каганаты, объединения огузов (IX-XI вв.), кимаков и кыпчаков (VIII-XI вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. В X-XI веках на западе Казахстана существовали ханства половцев, состоявщих из племен кыпчаков. В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В XIII веке была образована Золотая Орда: территория от Чёрного моря до Азовского моря, территории Каспийского и Аральского бассейнов. После распада Золотой Орды в её восточной части около середины XV веке возникло Казахское ханство. Но междуусобные войны, сепаратизм, интриги внешних и внутренних врагов привели к дроблению и ослаблению Казахского ханства. К XV веку окончательно формируется централизованное казахское государство, в которое влились почти все казахские рода, объединенные одним языком и культурой. Во времена Есим-Хана в 1625 году присоединились некоторые найманы, кочевавшие во владениях Хивинского ханства, а в 18 веке присоединились коныраты с кочевьев Бухары.
Женшина-казашка в свадебном наряде на лошади.

Казахский народ исторически сложился из трёх групп жузов:

Старший жуз (Семиречье) - включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншыкылы, шапрашты, уйсин, ошакты, ысты;
Средний жуз - в основном племена аргын, найман, кыпчак, керей, конырат, уак, таракты;
Младший жуз - состоял из племенных объединений алимулы (роды шомекей, карасакал, каракесек, торткара, шекты, кете), Байулы (роды адай, алаша, жаппас, алтын, [[берш /бериш]], шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жетиру (роды жагалбайлы, кердери, тама, табын, телеу, рамадан, керейт).

В Младшем жузе в начале XIX век царским правительством России была создана и поддерживалась Внутренняя, или Букеевская Орда.

По сведениям 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», киргиз-кайсаки (то есть казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областях общей численностью 3 млн человек.

К началу XX века казахи ещё не сложились в единую нацию. Как пишут В. И. Бушков и Л. С. Толстова, этническая консолидация казахской народности ещё не была завершена. Среди казахов к началу XX века насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечал, что отдельные лица из киргиз-кайсаков (тогдашнее русское название казахов) иногда обозначают свою национальность общим именем «хасак», но чаще определяют её поименованием того рода, к которому они себя считают принадлежащими.

Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века.
Почтовая марка с изображением традиционных казахских костюмов и юрты
Голод 1932-1933 годов

Голод в Казахстане в 1932-1933 гг., Малый Октябрь

Массовый голод случился начале 30-х годов в результате репрессивной сталинской сельскохозяйственной политики, проводимой в Казахстане первым секретарём Казкрайкома ВКП Филиппом Голощёкиным и заключавшейся в насильственном отборе скота у коренного населения. Оставшись без средств к существованию, погибли около полутора миллионов жителей республики,сотни тысяч бежали в Китай. Частично эта катастрофа признаётся и советскими источниками. По официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов насчитывалось 3,968 млн человек, а согласно переписи 1939 года - уже всего 3,1 млн человек. Существует мнение, что доверять данным этой переписи нельзя, так как, чтобы скрыть чудовищные последствия голода, данные неоднократно переделывались и фальсифицировались. Согласно всероссийской переписи 1897 года, численность граждан Российской империи, указавших в качестве родного казахский язык, составляла 4,08 миллиона человек, что было меньше всего лишь примерно на 0,1 миллиона, чем все остальные народы Средней Азии вместе взятые (без учёта 1 млн жителей российских протекторатов Бухарского эмирата и Хивинского ханства, не охваченных переписью), см. Перепись населения Российской империи (1897). Если бы не голод, население современного Казахстана могло бы быть значительно больше, чем сейчас.
Репатриация этнических казахов в Казахстан

Нурлы кош

В настоящее время Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов, вынужденно или добровольно покинувших территорию страны либо оказавшихся за пределами её современных границ после национально-государственного размежевания в Центральной Азии, и их потомков, проживающих в других странах (употребляется термин оралманы). Всего за последние 2 десятилетия в Казахстан переехало, по официальным оценкам, до 1 миллиона этнических казахов.

В настоящее время реализуется программа «Нурлы кош» на 2009-2011 годы, (каз. Нұрлы көш дословный перевод «светлая кочёвка», «светлый переезд»). Программа утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126. Данная государственная программа Республики Казахстан для рационального расселения и содействие в обустройстве: этническим иммигрантам; бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан; гражданам Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны.
Этноним «казах»

Этноним «Казах» появился в XV веке, когда в 1460 году, недовольные жёсткой политикой хана Узбекского улуса (основной татарский улус Золотой Орды, не путать с современными узбеками), Абу-л-хайра, султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом - «Қазақ» («Қазақтар»), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твёрдое Қ, но с 1936 года в современной русской орфографии было установлено правописание «казах». После дробления восточной части Улуса Чагатая государства Могулистан, Казахский улус усилится за счет могулийских родов Могулистана.

В царской России нынешних казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками, чтобы не путать с русскими казаками. Неправильное употребление до революции этнонимов «казах» и «киргиз» было связано с ошибками некомпетентных авторов и администрации. Ещё в 1827 году А. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют». Первоначально этноним «казах» закрепился в форме «казак» в 1925 году в Советской России после переименования Киргизской АССР в Казакскую АССР, а в форме «казах» после преобразования Казакской АССР в Казахскую ССР.

Существующие версии происхождения значения слова «казах»:

Слово «казак» означает «свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений».

Численность

Общая численность казахов - св. 14 млн человек.

Казахстан - 10,5 млн чел.
Китай - 1,4 - 1,5 млн чел.
Узбекистан - 0,8 - 1,1 млн чел.
Россия - 648 тыс. чел.
Монголия - 102 тыс. чел.
Туркменистан - до 40 тыс. чел.
Киргизия - 39 тыс. чел.
Иран - 3-4 тыс. чел.
Таджикистан - 900 чел.

Казахи в Китае

В настоящее время в Китае казахов проживает в два раза больше чем в РФ - около 1,4 млн.человек. Основная масса казахов проживает в СУАР (около 1,25 млн человек), где для них создана система национальных автономных образований: большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном округе (ИКАО); также проживают в Баркёль-Казахском автономном уезде в составе округа Хами и Моры-Казахском автономном уезде (в составе Чанцзи-Хуэйского автономного округа). Кроме указанных автономных образований в китайской провинции Ганьсу имеется Аксай-Казахский автономный уезд. Казахи в Китае относятся к малочисленным этносам, имеющим государственный статус.

В СУАР КНР имеются школы с преподаванием на казахском языке, издаётся более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работает 3 телеканала, которые вещают 7 дней в неделю.

На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение «Одна семья - один ребёнок».

Казахи в России

Численность казахов и их доля в населении России постоянно увеличивалась. В приграничных регионах казахи проживают компактно. В Астраханской области издаётся газета на казахском языке («Ак арна»), в ряде рагионов имеется несколько десятков школ, где казахский язык преподаётся как отдельный предмет, есть одна школа в Республике Алтай, где на казахском языке ведётся преподавание по программе казахстанского отдела народного образования и по казахстанским учебникам, но при этом среднее образование на казахском языке в России отсутствует.

Казахи в Узбекистане

Религия
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане

Традиционная религиозная принадлежность - мусульмане-сунниты. Традиционный мазхаб (мусульманская правовая школа) имама Абу Ханифа, акыда (вероубеждение) на основе учение имама Абу Мансур аль-Матуриди (одна из 3 классических суннитских акыд).

Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи в конце Х века. Например ислам был уже в Империи Караханидов в конце 10 века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет / сундет) совершает подавляющая верующая часть казахов, по мусульманским обрядам хоронятся почти все казахи. Хотя следует отметить, что лишь определённая часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.
Мечеть имени Машхура Жусупа

Распространение ислама среди кочевников было не таким активным как среди оседлого населения тюркских народов, так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам принял Хан Золотой Орды Берке (1255-1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312-1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Тенгрианство

Тенгрианство возникло естественным историческим путём на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и её стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы, вечного неба над головой и почитанием духов предков. Тюрки поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевлённое. Тенгрианская вера давала тюркам-кочевникам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя её частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. Всё было взаимосвязано, и тюрки-кочевники бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озёрам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.
Язык и письменность

Казахский язык, Казахская письменность

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственниками казахов являются каракалпаки, ногаи, татары. Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Древние тюркские народы, впоследствии ставшие предками в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Следует отметить, что в период с V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Ещё при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке. Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII-XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому. С XIII и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык - «тюрки», который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии.

Учёные впервые обнаружили памятник древнетюркского рунического письма на территории современной Хакасии. Позднее - на территории Тувы, Монголии, Алтая, Казахстана, Таласа (Киргизия) и др. Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Археологические экспонаты с образцами древнетюркского рунического письма хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.

Рунический алфавит состоял из 24 букв и слово разделительного знака, к VIII веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и слово разделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Языком надписей, выполненных на древнетюркском руническом письме был орхоно-енисейский язык (получивший название по рекам Орхон в Монголии и Енисей в России), который относился к карлукской группе тюркских языков и предшествует узбекскому языку.

По мере распространения и укрепления ислама начала X в. всё большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи. Основными центрами распространения арабской письменности среди тюркских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Булгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился ещё в X-XI вв. Исламизация большинства казахов и восприятие грамотной частью населения арабской графики произошли в XVIII веке.

В 1912 году Ахмет Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Он исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

В советский период в Казахстане в политических целях был осуществлён перевод казахского алфавита на латинскую графику (латинизация, 1929), а затем был осуществлён ещё один перевод уже на кириллицу (кириллизация, 1940). В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведётся обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику.

«Латинская графика доминирует сегодня в коммуникационном пространстве», заявил президент Н.Назарбаев, выступая перед Ассамблеей народов Казахстана. «Нужно вернуться к вопросу о переходе на латиницу казахского языка», сказал он делегатам, представлявшим различные этнические группы Казахстана.

Для современных казахов характерно двуязычие. Так 75 % казахов Казахстана свободно говорят по-русски, в Киргизии свободно говорят по-русски 81 % казахов, а в России 98 % казахов свободно владеют русским. Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.

В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов национальной политики.
Быт и культура

Казы - деликатесное конское мясо

Основные блюда - мясные. Одно из популярных казахских блюд называется «Ет» (мясо), это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как бешбармак, из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста (камыр). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы - казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.

Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)

Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» - нанизанная на ветки ивы, жареная на углях, заправленная овощами рыба.
Куырдак - традиционное казахское мясное блюдо

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски - это крепкий чай со сливками, также, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире - 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

К известным сладостям относится «шертпек» - это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки - жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки жареные в кипящем масле - шельпек; «таба-нан» - лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандырный - лепёшки испечённые в тандыре.. Наиболее распространёнными являются баурсаки и шельпеки, так как они легко готовятся в походных условиях - в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом шёлковом пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау - зимовья).

Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак»
Национальные виды спорта

Памятная монета Казахстана «Кыз Куу» из серии «Национальные обряды и игры», 2008

Байга - скачка на расстояние 10 - 100 шакырым (один «шакырым» - приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» - «звать»).
Аламан-байге - скачки на длинные дистанции (40 шакырым).
Кунан-байге - скачки молодых лошадей - двухлеток.
Жорга-жарыс - скачки иноходцев.
Кыз куу (погоня за девушкой) - догонялки на лошадях между девушкой и парнем.
Кокпар - козлодрание (борьба конников за тушу козла).
Тенге алу - подними монету на скаку и прочая джигитовка.
Сайыс - борьба, сидя на лошадях.
Казахша курес - национальная казахская борьба.
Тогыз-кумалак - девять шариков (настольная игра).
Асык - игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки).
Буркут-салу - соколиная охота до первой дичи.
Жамбы ату - стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
Тартыспак - командная верховая игра на стаскивание с лошадей.

Казахские традиции

Современный Казахстан переживает период национального возрождения и возрождение национальной государственности.

Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».

Каза́хи (каз. қазақтар /qɑzɑqtɑr/; ед. қазақ /qɑzɑq/) - этнос и нация, коренное население Казахстана. Кроме того, широко расселены в приграничных областях Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Монголии, являясь коренным населением (национальным меньшинством) этих стран. Исторически состояли из трех крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза. Язык - казахский, относящийся к тюркской группе языков.

Происхождение и история

Казахи - народ тюркского происхождения, относится к Туранской расе (также известна под названиями Южно-Сибирская, Тураноидная, Туранско-Тюркский антропологический тип), считающейся переходной.

Казахи имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. В число древних предков казахов входили племена саков, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В 3-2 вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В 6-7 вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (Тюргешский каганат, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (8 в.) и Карлукский (8-10 вв.) каганаты, объединения огузов (9-11 вв.), кимаков и кипчаков (8-11 вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов (10-12 вв.). В начале 12 в. территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В начале 13 в. в Казахстан из Монголии и с Алтая проникли остатки разгромленных Чингисханом племён найманов и кереитов. Последовавшее затем монгольское завоевание Средней Азии и Казахстана привело к интенсивным процессам перколации, перемещения, дробления и объединения племён различного происхождения. На развалинах Золотой Орды в её восточной части около середины 15 в. возникает казахское ханство. К 15 веку казахская нация окончательно формируется в централизованное национальное государство.

Казахский народ исторически сложился из трех групп жузов, каждый из которых выражал прежде всего общенациональные интересы: Старший жуз (Семиречье) включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, сары-уйсин и др.; Средний жуз - в основном племена аргын, найман, кипчак, керей, конграт; Младший жуз - состоял из племенных объединений алим-улы, бай-улы (роды адай, алаша, жаппас, бериш, шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жети-ру (роды жагал-байлы, кердери и др.). Из Младшего жуза в начало 19 в. выделилась и ушла за р. Урал Внутренняя, или Букеевская Орда. Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу 20 века.

Казахское ханство

Исторически территорию нынешнего Казахстана населяли кочевники-скотоводы. При этом имелось также развитое земледелие, преимущественно в южных частях степи.

Этноним «казах»

Этноним «Қазақ» закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке, когда племёна под предводительством султанов Жанибека и Керея, в конце 50-х годов XV века, перекочевали с берегов Сырдарьи в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу. Эти племена стали именовать себя «Қазақ»(Қазақтар"), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твердое Қ, но в современной русской грамматике укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх) объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака, образовав единое Казахское ханство (1465-1729) от Иртыша до Итиля (Волги).

Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях.

Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»:

1) В переводе с древнетюркского слово «казак» переводится как «свободные», «вольные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины». На сегодняшний день считается в среде этнографов наиболее распространенной версией.

2) Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).

3) Есть мнение, что этноним «казак» происходит от имени кипчаков кыуса́к, куса́к, кубса́к, кипча́к, кып ша́к, что дословно означает жёлтый сак (то есть жёлтокожий), и которые сами носили прозвища сары (жёлтый) и куба́/кума́ (куман).

4) Самоназвание происходит от сочетании слов "Ка" и "Сак", т.к. по китайскому диалекту слово "Ка" означает - "Великий". Из этого выходит, что "Казах" - "КаСак" происходит от слов "Великий Сак". Есть еще похожие слова "КаХан"-"КаГан"-"Великий Хан" и "КаГанат"-"КаХанат"-"Великое Ханство".

Казахи Горного Алтая

В настоящий момент казахи проживают практически во всех регионах (государствах) Горного Алтая. В Алтайском крае проживает около 10 тыс. казахов (общая численность, количество проживающих в горных районах неизвестно), в Республике Алтай проживает около 12 тыс. казахов, большая часть которых обосновалась в Кош-Агачском районе , в Китае проживает около 1,5 миллиона казахов (общее кодичество, количество в горных районах Алтая неизвестно), в Монголии - около 140 тысяч (большая часть в районе хребта Монголский Алтай).


В Казахской юрте (Горный Алтай, фото С. Борисова начала ХХ века)

Во время установления границ между Китаем и Россией произошло дробление тувинского, казахского и частично алтайского этнического ареала. Так, например, известно, что в районе озера Канас в КНР живет небольшая группа теленгитов.

Особенно сильному дроблению подверглись казахи Среднего Жуза - родовые объединения кара-кереев, абак и ашеймайлов. Они кочевали в бассейне Кобдо до вершин Булгуна, Саксая, поддерживали тесные связи с казахскими родами, проживавшими на территории современного Казахстана, и алтайскими в районе

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры