Лагман и древние обычаи. Русский Туркестан

Главная / Бывшие

Дунгане являются потомками хуэйцзу, относящимся к китайскому этносу. Проживает этот народ на территории Средней Азии. Он имеет схожие с другими азиатскими народами традиции, уклад жизни. Однако есть и некоторые различия. Характерным отличием дунган от китайцев является то, что они исповедуют ислам.

Численность

Дунгане являются немногочисленной этногруппой, по сравнению с китайцами. Их насчитывается около 115 000 человек.

Где живут

Ареал расселения дунган распределяется таким образом:

  • Киргизия: 60 000;
  • Казахстан: 51 000;
  • Россия: 1 600.

Также некоторая часть дунган находится на территории Узбекистана.

Язык

Дунганский язык относится к китайской ветви сино-тибетской языковой семьи. Письменность сначала велась на основе арабских символов, затем - на латинице, позднее - кириллице.

Религия

Вероисповедание дунган - ислам суннитского толка. Это очень набожные люди, читающие Коран. Однако религиозных фанатиков среди них нет.

Дунганская мечеть

Название

Этноним «дунгане» имеет несколько версий происхождения. По одной из них, термин является трансформированным тюркским словом «турган», что означает «оставшийся». Легенды говорят о том, что дунгане произошли от потомков Тамерлана, оставшихся жить в Китае. Китайские исследователи рассматривают версию о происхождении термина от китайского «тунькэнь». Он обозначал жителей граничащих с Китаем земель, говорящих на их языке.

Внешность

Дунгане имеют все признаки монголоидной расы. У них округлые лица с узким разрезом глаз и пухлыми губами. Присутствует эпикантус. Нос у большей части представителей этноса несколько длиннее и крупнее, чем у китайцев. По сравнению с последними, они имеют более мускулистые, крепкие фигуры. У мужчин присутствует растительность на лице и теле. Ранее был обычай носить бороду и усы. Кожа смуглая, как у всех азиатов. Волосы черные, прямые, девушки заплетают их в косы. В целом народ довольно привлекательный.


История

Этногенез дунган довольно сложен. В формировании народа приняли участие тюркские народы, арабы монголы, китайцы. Известно предание, по которому китайский император позвал арабских воинов для защиты его страны от врагов. Для того, чтобы они остались жить на его земле, он дал им прекрасных китайских девушек. Те основали с ними семьи, от которых и пошли дунгане. Этой версии придерживается большинство историков, считая дунган потомками от браков персов и арабов с китайскими женщинами. Есть мнение, что на формирование этноса повлияла монгольская династия Юань. Население немонгольского происхождения называли «сэмужэнь» - люди с цветными глазами. К ним относили всех потомков от смешанных браков. Из этой группы монголы вербовали людей для управления китайскими подданными. Это объясняет, почему впоследствии среди дунган стало много торговцев, банкиров, управленцев. Сэмужэнь исповедовали ислам. После окончания правления Юань китайский император учредил закон, по которому монгольское население было обязано брать в жены китаянок. Так среди них распространился китайский язык. Однако попытка ассимиляции китайцами не удалась, так как ислам был величайшей духовной ценностью для дунган.

Известно, что народ хуэй (китайское название дунган) участвовал в восстаниях, происходивших при правлении династии Цин (середина 1800-х годов). Спасаясь от истребления, многие представители народа бежали на территорию Российской империи. Они расселились по Казахстану и Киргизии. Китайский император потребовал выдать беженцев, но получил отказ. Принятие российского подданства послужило причиной некоторого недопонимания. Власти запретили ранние браки, которые были приняты у дунган, а также обычай иметь длинные волосы у мужчин. Дунгане имеют много общего с культурой китайцев, однако их самосознание остается самобытным.


Жизнь

Традиционно дунгане занимались земледелием, садоводством. Среди сельских жителей широко распространено огородничество, выращивание домашних животных. Важную отрасль сельского хозяйства издавна занимало рисоводство. Применялись системы орошения полей, распределения воды по прорытым каналам. Выращивались пшеница, ячмень, просо, фасоль, кукуруза. Культивировали груши, яблони, абрикосы. Рис сеяли вручную, после всхода семян участок пропалывали. Рисовые поля заливались водой. Поле делилось на несколько участков, разделенных межами. Рис, пшеницу молотили на водяных мельницах. В качестве технических культур выращивали кунжут, лен, хлопок. Из них отжимали масло. Лен, хлопок шли на изготовление тканей. Существовали такие ремесла, как:

  1. Кузнечное дело.
  2. Производство ковров.
  3. Гончарство.
  4. Ткачество, шелководство.
  5. Вышивка.
  6. Изготовление ювелирных изделий.

Важную роль играло шелководство, хлопководство. С давних времен дунганам были знакомы ткачество, способы изготовления шелковых тканей, атласа, поплина, батиста. Материалы окрашивали вручную растительными веществами. После этого путем набивки или штамповки наносили рисунок. Из хлопковых тканей делали нательное белье, подкладочную ткань. Для нарядной одежды использовался шелк, атлас, сатин. Высокоразвитым видом ремесла является гончарное дело. Мастера изготавливали посуду, вазы, сосуды для вина, покрытые цветной глазурью. Существовало множество гончарных школ разных направлений. У каждого мастера имелся свой художественный стиль. Преобладающими мотивами являлись рисунки птиц, животных, цветов. Популярными были изображения граната, персиков, цветов яблони. Мастера также занимались гравировкой посуды, резьбой, штамповкой.


Ювелирные мастера изготавливали украшения из золота, серебра с применением драгоценных камней. Использовались такие камни, как: рубин, бирюза, изумруд. Широко применялись жемчуг, кораллы. Наблюдалось разделение труда по отдельным видам украшений. Например, существовали мастера по кольцам, серьгам, браслетам. По заказу богатых людей изготавливали украшения для конских сбруй, военного снаряжения. Камнями отделывали эфесы холодного оружия, ножны. Изготавливалось множество видов женских ювелирных изделий: нагрудные пелерины, подвески на голову, уши, нос, вставки для женских кос, объемные ожерелья. Драгоценные камни поставлялись из Индии, Ирана, России.

Традиции

Брачные союзы у дунган ранее заключались по выбору родителей. Существовали ранние браки, что характерно для азиатов. Девушек за мужчин другой веры замуж не выдают. Но мужчина-дунган может жениться на женщине другого вероисповедания. Их дети воспитываются как мусульмане. Свадебный обряд начинается со сватовства, затем договариваются о размере калыма. Невесте обеспечивают богатое приданое. На свадьбе гуляют не только родственники, но и все селение. Число гостей нередко достигает 500 человек. Свадьба длится 3 дня. Для невесты устраивают девичник, где она прощается с родными. Затем едут в дом жениха. Там молодым дарят подарки, поздравляют, танцуют, угощаются праздничной едой. Современные дунгане отмечают свадьбу с муллой, а затем регистрируются в ЗАГСе по российской традиции.
Дунгане отмечают традиционные мусульманские праздники. Это:

  1. Рамадан. Это священный для мусульман месяц, в течение которого соблюдается пост. Он начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца. Мусульмане считают этот период временем служения Аллаху.
  2. Ураза-байрам. Праздник прекращения поста, отмечается в конце Рамадана.
  3. Курбан-байрам. Праздник жертвоприношения. Посвящен пророку Ибрахиму, который остался верен религиозным убеждениям. Самый главный и любимый мусульманский праздник.
  4. Навруз. Этот праздник не имеет отношения к мусульманским обычаям, но его отмечают многие азиатские народы. Это новый год по астрономическому солнечному календарю. Его отмечают в день весеннего равноденствия.

Одежда

Национальный костюм дунган напоминает китайскую одежду. Основные элементы мужского костюма: белая бязевая рубашка без воротника, холщовые шаровары. Рубахи имеют свободный покрой, длинные прямые рукава без манжет. Их носят навыпуск. Поверх надевают кафтан прямого фасона, у которого также отсутствует воротник. В холодное время года носили стеганые ватой халаты с отложным воротником. Халат имеет широкую полочку, застегивающуюся на боковую застежку. Одежду подпоясывали широким поясом, который завязывали сзади. Головным убором служили небольшие шапочки с круглой тульей типа тюбетейки.

Женская одежда более разнообразна. Девушки так же носили костюмы, состоящие из шаровар и короткой рубахи с широкими рукавами. Застежку делали сбоку. Низ рукавов, воротник обрабатывали цветными лентами. Наверх надевается безрукавка с глубоким вырезом. Также среди дунган распространены платья в китайском стиле прямого кроя с воротничком-стойкой. Они имеют узкие рукава. Застежка традиционно делается по косой. Край полочки обрабатывают тесьмой или гарусом. Несмотря на простой крой, платья очень женственны, подчеркивают изящность женской фигуры. Другой вид платьев имеет халатообразный крой. Это просторная одежда с широкими рукавами без воротника. Края полочек отделывают широкими лентами контрастного цвета. Платье имеет широкий запах, застегивается на навесные петли.

Нарядную одежду шили из шелка, атласа, богато украшали вышивкой. Распространены зооморфные, растительные узоры: птицы, сидящие на ветках, уточки, гранаты, виноград, пионы, лотосы. Это символы богатства, долголетия, любви, верности. Особенно много вышивки на одежде и обуви невесты. Она вся покрыта символикой, отражающей счастливую жизнь, благополучие. На праздники поверх платья надевают наплечное украшение типа пелерины. Она состоит из нескольких десятков декоративных элементов, украшенных вышивкой и стразами. Пелерина покрывает всю грудь и плечи девушки, наверху доходит до шеи. Праздничную обувь шьют из шелковых тканей на подкладе. Сапожки украшают аппликацией, цветными узорами. Голову украшают обручем с подвесками, цветами.


Еда

Издавна основным продуктом питания дунган был рис. Также в рационе имеется большое количество овощей, присутствует мясо, мучные изделия. Однако рис все равно остается особым, самым важным продуктом дунганской кухни. Зачастую его готовят без соли, отварив на пару. Рис кладут в пиалы, в середину стола ставят гарнир из овощей, отварное мясо. Из овощей готовят острые закуски наподобие китайских. Традиционными видами овощей являются: морковь, свекла, репа, капуста. Во 2-ой половине 19 века кухня обогатилась такими продуктами, как сладкий перец, картофель, баклажаны, томаты. Дунганская кухня применяет большое количество специй, так же как и китайская. Широко используются лук, чеснок, перец чили, укроп, сельдерей, кориандр, имбирь, зира.

Для приготовления мясных блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. В качестве маринада и добавки к блюдам используется дунганский уксус. Он имеет темный оттенок, обладает резким запахом. К рису и мясным блюдам подаются мучные изделия. Дунганская кухня различает 6 основных видов теста. Одни замешивают на соленой воде с добавлением соды, другие - на животном жире. Из теста готовят лапшу, пирожки, чебуреки, а также хворост, другие сладости. Популярные блюда дунганской кухни:

  1. Лагман. Это густой жирный суп с мясом, овощами, лапшой. Существует множество вариаций его приготовления. Ингредиенты варят в большом казане на открытом огне. Для классического лагмана все нарезают крупными кусками.
  2. Мампар. Разновидность супа с клецками. Блюдо состоит из бульона с картофелем, морковью, луком, в который кладут кусочки теста.
  3. Острые баклажаны. Молодые баклажаны отваривают до мягкости, заправляют уксусом, красным перцем, оливковым маслом.
  4. Хошаны. Мучные изделия, по внешнему виду напоминают манты во фритюре. Готовятся из 2-х видов теста. Пресное смешивают с дрожжевым, начиняют рубленым бараньим мясом и салом. Обжаривают в масле.
  5. Фунчоза с овощами. Морковь, огурцы, сладкий перец режут соломкой, смешивают с оливковым маслом, лимонным соком, карри, соевым соусом. К ингредиентам добавляется рисовая лапша. Добавляют чеснок, кинзу, сверху посыпают кунжутом.
  6. Алкогольные напитки у дунган запрещены, это диктуется законами ислама. Важная роль отводится чаю. Различные сорта чая пьют с орехами, имбирем, сухофруктами, финиками. Существует азиатский рецепт чая с солью и молоком.


Имена

Вследствие того, что на этногенез дунган сильно повлияли арабские, тюркские, монгольские народы, среди этого этноса распространено большое количество имен разнообразного происхождения. Традиционными для мусульман являются имена пророка Мухаммеда и его приближенных. Также в ходу имена арабских халифов. Немало заимствований пришло уйгурских, китайских языков. Особенностью дунганского языка является то, что он обладает многотональностью. При этом лексическая система строится на повторяемости слогов. Эти черты языка дают возможность формировать большое количество имен на основе одного исходного. При формировании производного имени используются такие правила:

  • удвоение отдельных слогов;
  • присоединение суффикса к слову: -зы, -чже, эр. К примеру, Мэмэр обозначает мужское имя;
  • смягчение имени с помощью суффикса. Например, женское имя Фатур переводится как Фатимочка.

От каждого исходного имени образовывалось 20-30 производных. Поэтому сейчас наблюдается сильное многообразие современных имен. К примеру, от антропонима Мухаммед образованы такие имена, как: Мур, Мумузы, Мурданзы, Хава, Хагэр, Мэр. Из женского Фатима сложились такие имена, как: Фафар, Фамэр, Мэжезы, Мэмэ, Фатур.

Различают почетное имя и малое, или бытовое. Первое называется «чжинмин». Оно дается человеку по исламским нормам и представляет собой основное имя. Малое называется «щемир», так называют члена семьи в быту. Примеры образования щемир:

  1. Имя дается в честь события, произошедшего во временном отрезке, совпадающем с рождением ребенка: рождение или смерть его родственников, внутрисемейные происшествия, религиозные праздники.
  2. Мальчикам могут присваивать черты характера, девочкам - названия растений, животных, драгоценных камней (Санху - коралл, Шандан - лилия).
  3. Имянаречение по счету каждого родившегося ребенка - второй, третий, четвертый. При этом первого называли просто «сын» или «дочь».
  4. Присвоение имени по названию дня недели, в который родился ребенок (если он появлялся на свет с четверга по субботу, так как эти дни считаются счастливыми).

Иногда ребенку давали негативное имя (плохая черта характера, обозначение животного, считавшегося злым, некрасивым). Это делалось для того, чтобы отпугнуть злых духов. Число дунганских фамилий не настолько большое. Их предки принесли популярные китайские фамилии: Ли, Дан, Ма. Однако такое воспроизведение встречается редко. Чаще бывают 2-3-сложные фамилии. Часто они состоят из корня, к которому добавляется титул или должность. У современных дунган могут быть русские, европейские имена.


Известные люди

  1. Абдужалил Юнусов. Мастер спорта СССР по видам борьбы самбо, дзюдо, чемпион Спартакиады народов СССР 1983 года, признан лучшим дзюдоистом Киргизии.
  2. Майя Манеза. Тяжелоатлетка, выступающая за сборную Казахстана. Родилась в Киргизии, долгое время жила в Китае. 2 раза становилась чемпионкой мира, также она является чемпионкой Казахстана, Азиатских игр 2010 года.
  3. Зульфия Чиншало. Молодая спортсменка, заслуженный мастер спорта Казахстана. 2 раза завоевывала титул чемпиона мира по тяжелой атлетике. Также она чемпионка Казахстана, серебряный призер Азиатских игр 2010 года и Олимпийских юношеских игр в Сингапуре. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая молодая спортсменка за всю историю чемпионатов.

Знаменитым дунганским писателем является Шиваза Ясыр. Он участвовал в Великой Отечественной войне, награжден орденами и медалями. Написал несколько романов, множество стихов о людях военного времени. Манзус Ванахун является Героем Советского союза за участие в сражении на Курской дуге в годы ВОВ.

Характер

Путешественники и исследователи описают характер дунган как смелый, решительный. Мужчины вспыльчивы, могут бурно выяснять отношения. Китайцы считают их злыми и мстительными. Возможно, это следствие многолетней вражды между этими двумя народами. Дунгане отличаются выносливостью, упорством. У них есть стремление к цели, из их среды выходят хорошие бизнесмены, управленцы. Они очень общительные люди, любящие веселье, шумные компании.

Дунгане, происхождение этого народа. Дунгане - народ сложного этногенеза. Единого мнения о его происхождении у ученых пока не сложилось. Бесспорно, на наш взгляд, то, что первоначально он формировался на территории современного северо-западного Китая в Танскую (618-907 гг. н.э.), Сунскую (960-1279 гг.н.э.) и Юанскую (1271-1368 гг. н.э.) эпохи; то есть в VII-XIV вв. и под воздействием распространявшегося ислама. Среди самих дунган бытуют различные легенды об их происхождении, которые записывались дореволюционными исследователями В.П.Васильевым, В.Ф.Поярковым, а также советскими дунгановедами Г.Г.Стратановичем, Н.Н.Чебоксаровым, Х.Ю.Юсуровым и др. вот что рассказывает одна из наиболее распространенных легенд. В начале IX в. к китайскому императору Танской династии явился во сне человек с длинной белой бородой, в зеленом халате и чалме. Человек этот спас императора от напавшего на него чудовища и исчез. На утро, когда император вызвал придворного мага (суангуади) и рассказал ему о странном сновидении, тот, подсчитав на гадальных счетах, объявил, что императора выручил из беды великий пророк Ма (пророк Мухаммед), живущий далеко на западе, в Аравии. Выслушав суангуади, китайский император решил пригасить пророка к себе в Китай и с этой целью отправил в Аравию 300 своих людей. Пророк Мухаммед оставил их у себя, а взамен отправил 300 арабов (** согласно записанному указателю у сказителя Хия Ваахунова полному варианту было 3000 арабов) во главе с тремя своими учениками – Гэйсом, Вэйсом и Вангасом. Через них Мухаммед передал китайскому императору свое изображение, чтобы он посмотрел, но не вывешивал, иначе оно исчезнет. До столицы китайской империи посланцы Мухаммеда добрались во главе с Вангасом, а Гэйс и Вэйс погибли в пути из-за того, что сотворили чудо для спасения своих людей, которые должны были погибнуть без воды и топлива в пустыне. Китайский император с почестями принял посланцев пророка. Ему понравились их религия и обряды, и он разрешил распространять ислам в серединной империи. Через три года, когда пришельцы захотели вернуться домой, ссылаясь на то, что скучают по семьям, император устроил в столичном парке праздник, на который собрал самых красивых девушек со всех концов страны и велел арабам выбрать себе жен. Супружеский союз заключали по магометанской вере, а свадебные церемонии проводились по китайскому обычаю. Император велел своим сановникам в течении трех дней не принимать жалоб от родителей девушек, уведенных арабами. На четвертый же день, когда те пришли во дворец с жалобами, император объяснил им, что их дочери уже три дня являются женами арабов, и посоветовал родителям пойти проведать их. Родители девушек так и поступили. Видимо, оттуда пошел у дунган обычай сыдомян, по которому на четвертый день после свадьбы родители невесты идут в дом жениха и несут четыре пучка длинной нарезанной лапши, мяса, различные закуски. От этих браков, по легенде, и берут начало дунгане. Китаянки передали детям своим обычаи и язык, которые постепенно, в течении веков смешиваясь с традициями мусульман-арабов, сформировали дунганский национальный характер. Согласно другой легенде, распространенной среди тюркских народов, Чингисхан после возвращения из похода в Китай оставил там часть войска как опору своего владычества, поэтому их назвали «тургане» (оставшиеся), откуда и выводится этноним дунгане. По второму варианту той же легенды, которую сообщил русский исследователь А.К.Гейнс, Тамерлан после похода в Китай оставил часть своих войск охранять важный пункт по пути на Восток. Оставшиеся воины (монголы) обзавелись семьями, расселились по долинам рек Джунгарии и стали предками западных дунган. Южных и восточных дунган Гейнс считал более древними потомками уйгуров. Еще одно предание о происхождении дунган. Много лет тому назад в пределы Китая пришел отряд в две тысячи человек. Воины пришли с Запада. Одеты они были не так, как китайцы, были белы лицом и хотя знали по-китайски, но между собой говорили на никому не известном языке. Придя в город, они потребовали себе сначала земли, а потом китайских девушек в жены. Сильные воинственные пришельцы внушали китайцам страх, и они не посмели им отказать. Землю дали, но с девицами было труднее, так как ни одна из них добровольно не хотела выходить за них за- муж. Тогда начальник пришельцев отправился к китайскому губернатору и решительно заявил, что если им не дадут жен, они их сами добудут. Перепуганный губернатор подумал и сказал: «Скоро в городе будет большой праздник. На площади соберутся все женщины, которые займут три ряда стульев. В первом ряду будут девицы, их вы не берите, во втором будут сидеть замужние женщины, этих тоже не трогайте; наконец, в заднем - будут старухи и вдовы. Среди них вы найдете еще довольно много молодых и красивых. Вы их и хватайте, а потом будет уже ваше дело, как сохранить их за собой». Начальник воинов обещал так сделать. Настал день праздника. Весь город собрался на торжество. Женщины так и сидели, как сказал губернатор, Пришли и воины. У каждого под одеждой было спрятано оружие. Прогуливаясь перед зрительницами, они намечали себе невест. Самая красивая была в первом ряду, но некоторым нравились китаянки и из второго ряда. Когда выбор был намечен, начальник дал знак, и пришельцы бросились в ряды зрительниц. Китайцы пробовали их защитить, но отступили, увидев оружие. Тогда белые воины уже беспрепятственно схватили своих будущих жен и унесли их к себе. Пленницы скоро примирились со своей участью, примирились с похищением и их родственники. Потомки этих воинов почти совсем слились с китайцами, но все же их можно отличить даже и теперь - это дунгане. Они красивее и здоровее настоящих китайцев, и это происходит оттого, что белые пришельцы взяли только красивых и молодых. Китаеязычные мусульмане имеют разное происхождение. Ислам впервые проник в Китай при династии Тан (618-907 гг.) по двум не связанным друг с другом направлениям - северо-западному сухопутному, вдоль Великого шелкового пути, и юго-восточному морскому. В 742 г. императором Сюаньцзуном была основана мечеть в находившейся на Великом шелковом пути столице танской империи Чанъане - современном административном центре северо-западной пров. Шэньси городе Сиань (сейчас мечеть называется - Сиань цинчжэнь дасы, или «Большая сианьская мечеть»). Одновременно в портовых городах юго-восточного Китая, которые относятся к ареалу далеко отстоящих от современного пекинского диалекта южных диалектов китайского языка, начали селиться арабские и персидские торговцы. Позже, при монгольской династии Юань (1271-1368 гг.), выходцы из мусульманских стран (в числе т. н. «цветноглазые») занимали второе место в общественной иерархии после монголов и использовались на высоких государственных должностях. К середине или концу Минской эпохи китайский язык стал родным для мусульман почти повсеместно в империи (за исключением таких групп, как дунсяне или салары), и лишь ахуны (муллы) могли говорить и писать по-арабски и по-персидски. Чтобы передавать знания Корана и этих языков из поколения в поколение в китайскоязычной среде, была развита система исламских школ, с более или менее стандартной программой, получившие название цзинтан цзяоюй, то есть «образование в Доме Корана», формализацию которой обычно связывают с именем Ху Дэнчжоу, ахуна середины16 в. из Шеньси. Для облегчения обучения в исламских школах, появились две интересные системы письменности. С одной стороны, некоторые школы системы цзинтан цзяоюй (главным образом в Шэньси) стали использовать китайские иероглифы для объяснение произношения арабских слов ученикам, для которых китайская письменность была ближе, чем арабская. Это, однако, было сравнительной редкостью, так как большинство мусульман на северо-западе Китая были мало знакомы с китайской иероглификой, но обучались арабскому письму в медресе. В их среде получила распространение противоположная система, получившая название сяоэрцзин: использование арабского алфавита для фонетической транскрипции китайского языка. Начиная с середины XVII в., в первые десятилетия Цинского правления в Китае, суфизм начинает проникать в империю, под влиянием экспедиций кашгарского мюршида Аппак Ходжи в тогдашнюю провинцию Ганьсу (включавшую, в Цинские времена, и нынешний Цинхай). В XVIII в.духовные наследики Аппак Ходжи, ганьсуйские ахуны Ма Лайчи и Ма Минсинь провели годы в Аравии, и вернувшись на родину, создали суфийские братства, получившие названия «Куфия» и «Джахрия». Их названия происходят от арабских слов, отражающих наиболее заметное внешнее отличие их обрядности: повторение зикра про себя или вслух. Приверженцы Куфии и Джахрии играли большую роль в истории хуэйского (дунганского), дунсянского и саларского народа в течение последующих двух веков. Во время династии Цин хуэйцзу, как и другие мусульмане Китая, неоднократно участвовали в народных восстаниях, самым крупным из которых было Дунганско-уйгурское 1862-1877 гг. В результате разгрома восстания цинскими войсками во главе с Цзю Цзунтаном, карта расселения хуэйского населения претерпела значительные изменения. Хуэйцы некоторых районов понесло значительные потери (к примеру, более тысячи защитников Цзиньцзипу на севере Нинся, во главе со своим вождём, джахрийским мюридом Ма Хуалуном были убиты, после того как их крепость пала в 1871 г; подобная же резня около 7000 хуэйцев имела место и после падения Сучжоу) в 1873 г. Другие были переселены на новые места по соображениям государственной безопасности: например, повстанцы, отступившие из долины реки Вэй в южном Шэньси, были водворены на засушливые неплодородные возвышенности южного Нинся и прилегающих районов Ганьсу; мусульмане стратегически важного «Коридора Ганьсу», оставшиеся в живых после резни в Сучжоу, были перемещены в южное Ганьсу. Некоторые группы смогли найти приют в пределах Российской империи (дунгане). С другой стороны, руководители восстания в Хэчжоу - Ма Чжаньао и Ма Цяньлин - перешли на стороны цинских властей; впоследствии их дети и внуки играли немалую роль в управлении хуэйскими землями северо-западного Китая. В общем в любом случае происхождение дунган связано с проникновением ислама на территорию Северо-Западного Китая. Но если на территории Казахстана и Киргизии их называют дунганами, то на территории Китая их называют хуэйцзу (народ хуэй).

ДУНГАНЕ - народ в Центральной и Средней Азии. Населяют Киргизию, Казахстан и Узбекистан. Помимо этого в Китае живет большая группа хуэйцзу, которые являются родственниками этого народа. Само название дунгане произошло от тюркского слова «дунган». Дунгане оказались на территории Российской империи в конце 19 века, когда было разбито их восстание на северо-западе Китая.

Сейчас общая численность этого народа более 110 тысяч человек. Из них в Киргизии проживают 60 тысяч, а в Казахстане - 52 тысячи. В Узбекистане около 1 тысячи человек, примерно столько же дунган живет в России. Дунганский язык входит в сино-тибетскую языковую семью. Говорят также по-русски и на других языках тех стран, где живут. Пользуются кириллическим письмом. По религии являются сторонниками ислама, придерживающимися его суннитской ветви.

Дунгане - земледельческий народ. Заняты выращиванием овощей и рисоводством поливного типа. Также занимаются такой отраслью сельского хозяйства, как скотоводство. Представители народа разводят крупный рогатый скот и домашнюю птицу. Некоторые оставляют традиционное хозяйство, начинают участвовать в торговле или становятся промышленными рабочими. Следует отметить, что в прошлом именно дунгане способствовали развитию земледелия в этом регионе. Соседи-тюрки многому научились у них в этой области.

Характерны малые семьи, однако сохранились пережитки большой. Они проявляются в большом количестве связей, в которые вовлечен дунганин. Связи могут иметь родственный характер или существовать на уровне землячества. Традиция многоженства имела распространение в прежнее время, сейчас у дунган принята моногамия.

Для деревень характерна упорядоченная планировка. Дунгане строят жилище, возводя стены из кирпича-сырца, камня или глины. Внутри много комнат, дом окружает крытая галерея, на которую можно попасть из дома. Лежанка в спальне отапливается. Они используется не только для сна, но и для еды, сидения. Таково традиционное жилище народа дунган.

Как мужчины, так и женщины народа носят свободные штаны и куртку с застежкой на правой стороне. Отличием женской одежды является вышивка, которой нет на мужской. В наши дни дунгане в основном отказались от национальной одежды или носят лишь отдельные ее части.

Пища готовится на мучной основе, включает лапшу, кашу из риса и другие блюда. Овощи подают с мясом - говядиной, бараниной, курятиной. Мясо жарится на растительном масле. Известно много легких закусок и сладостей. Также дунгане едят много острого (лук, чеснок, перец, уксус). Употребление пищи всегда начинается с чаепития, а последним блюдом обеда является суп. Для еды используют заимствованные у китайцев палочки.

Народное искусство дунган включает устные предания и сказочные истории. Также дожила до нашего времени традиционная медицина. 20 век стал для дунган временем значительного культурного скачка. Они стали теснее общаться с соседними народами, что способствовало развитию общества, бытовой культуры, искусства. У дунган возникла профессиональная литература, появился класс интеллигенции.

Продолжение следует.

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Город Кульджа. Начало 1890-х.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, несмотря на интерес, возбужденный этим народом своим знаменитым восстанием. Вопрос этот, как слишком специальный, не может, конечно, здесь разбираться, — для полноты же изложения приводятся, однако, мнения некоторых авторов, занимавшихся исследованиями по этому поводу: Г. Гейнс. (О восстании мусульманского населения, или дунгеней, в Зап. Китае / Воен. сбор. 1866 г., VIII) считает дунган потомками уйгуров. Самое слово «хой-хой» он считает измененным «уй-гур», что отчасти подтверждается тем, что для изображения на китайском письме названия «хой-хой» нет особого знака, могущего объяснить происхождение этого слова, чем доказывается, что слово «хой-хой» есть позаимствованное из другого языка [по Реклю, под общим именем хой-хой обыкновенно смешивают всех китайских магеметан; прежде это наименование применялось к уйгурам. (Стр. 316, т. VII)].

А. Н. Куропаткин (Кашгария, стр. 128) упоминает о преданиях, относящих происхождение дунган то к эпохе Александра Македонского, то Чингиз-хана, то Тамерлана. Наиболее внимания, по его мнению, заслуживает предание о том, что дунгане суть мусульмане Восточного Туркестана, оставшиеся в Китае после покорения Чингиз-ханом Пекина и входившие в состав его войск. [Реклю указывает, что название «дунгане» имеет магометанское происхождение, и что смысл его обыкновенно переводят словом «отставшие» или «исключенные» (воины); впрочем, название это употребляется только для обозначения мусульман Северного и Северо-Западного Китая. Реклю с уверенностью говорит, что мусульмане Китая не составляют однородной этнографической группы. Уйгуры, татары и разные другие северные народцы, исповедовавшие западную религию, перешли в магометанство, вероятно, в эпоху Тамерлана, и это именно потомки несториан, под названием дунган, наводили страх на китайцев и подвергали опасности целость империи. (Стр. 324, т. VII)].

Н. Н. Пантусов (Война мусульман против китайцев, приложения, стр. 41) приводит предание, что дунгане произошли от браков с китаянками воинов Александра Македонского, предпринимавшего поход в Пекин из Самарканда, в результате которого сам Александр Македонский женился на дочери богдыхана и прожил в Китае три года.

Ф. В. Поярков, посвятивший себя исследованию дунган (Семир. обл. вед., 1901 г. № 55), ссылаясь на мнения известных синологов проф. Васильева и архимандрита Палладия, считает дунган теми же китайцами, изменившимися духовно и физически, благодаря принятию мусульманской религии.

Уместно также будет упомянуть о мнении покойного чугучакского консула г. Борнемана, объяснявшего слово «дунган» названием места их поселения Дун-Ган, т. е. Восточный Ган, или восточная часть провинции Ганьсу. [Мне пришлось слышать, однако, от миссионеров, живших долго в провинциях Ганьсу и Шеньси, что в восточной части первой из них почти нет дунган. Наиболее густые поселения дунган находятся близь г. Хе-чжоу и местности Салар в западной части Ганьсу и г. Си-ан-фу в южной части Шеньси].

Г. Е. Грум-Гржимайло (Описаше путешествия в Западный Китай, II т., стр. 65. 1897 г.) видит в дунганах потомков мастеровых и художников, насильно переселенных в Китай и Монголию, преимущественно при Чингиз-хане, из Самарканда, Бухары и других городов покоренного турано-иранского Запада.

В заключение позволю себе прибавить, что, наблюдая лично дунган в Илийском крае и беседуя с миссионерами, жившими подолгу в пров. Гань-су, вынес впечатление, что в дунганах, судя по наружности, есть примесь посторонней китайцам крови — трудно сказать, конечно, какой именно, так как история указывает многочисленные случаи, когда китайцы могли смешиваться с различными народами, исповедовавшими ислам.

По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Отсюда и объяснение слова «дунган» как испорченного китайцами тюркского слова «турган» — «оставшийся»; это предание довольно хорошо согласуется с известием Н. М. Пржевальского , выводящего дунган из Самарканда под предводительством имама Раббан в начале XV столетия и считающего новой родиной их г. Синин. Вообще, в преданиях дунган Самарканд играет значительную роль. Другая часть дунган (саларские [Салар — местность на правом берегу Желтой реки ниже Гуй-дуя /пров. Ганьсу/. — Грум-Гржимайло, стр. 131]) и хе-чжоуские), будто бы, произошли от отцов тюрков (вероятно, уйгуров). Название дунган употребляется собственно тюркскими народами Средней Азии и не известно ни дунганам, ни китайцам — те и другие для обозначения рассматриваемой народности употребляют слово «хой-хой», т. е. мусульманин.

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Они не фанатики, если религия их не преследуется. Их ахуны и муллы в мечетях читают Коран на арабском языке, хотя большинство молящихся не понимает смысла читаемого, ученые муллы излагают толкование Корана на китайском языке. Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.

Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, лоб выпуклый, зубы здоровые, глаза часто слегка выпученные. Лицо более круглое, чем продолговатое. Окружность груди на 6 мм более половины роста, вес и мышечная сила значительно больше, чем у китайцев. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Женская одежда также похожа на китайскую, обычая уродовать ноги у дунганок нет.

Дунганки. Кульджа, конец XIX в.

Пища дунган похожа на китайскую, но способ приготовления несколько другой; для бедного класса овощи составляют главнейший вид пищи; как мусульмане они не едят свинины, зато имеют несколько национальных блюд. Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова.

Браки у дунган заключаются по выбору родителей и в возрасте мужчины лет 18, женщины 15. Браки не допускаются между родственниками до 3 степени. Дочерей своих за немусульман в замужество не отдают, сами же на китаянках охотно женятся, но детей своих воспитывают в исламе. Свадебный обряд, как у всех мусульман, совершается муллами. За невесту уплачивается калым: в Илийском крае от 400— 1000 руб. Вообще, свадьба обходится от 500 до 3000 руб. Многоженство допускается; разводы довольно редки и имеют основательную причину. Положение женщины, в общем, довольно свободное и почетное, ходят дунганки с открытыми лицами. Дунгане отличаются строгостью семейных нравов и за преступления против них мстят смертью.

Обрезание совершается по мусульманским обычаям на 5 году.

Среди дунган грамотность очень развита, учатся не только мальчики, но и девочки. Школьные занятия схожи с китайскими, изучают также и мусульманские духовные книги и арабский алфавит. Главное основание воспитания — подчинение и повиновение родительской воле. Дунгане не любят выделять детей и живут большими семьями. Старший в семье главное лицо.

Похороны совершаются по мусульманскому обряду. Траур носят 40 дней. Траурный цвет белый, как у китайцев. Дунгане строго соблюдают правила своей веры, и мулла пользуется большим почетом и влиянием.

Дунгане занимаются, большею частью, хлебопашеством: почти исключительно они возделывают рис; славятся также как отличные садоводы, мясники и повара. Немало дунган занимается торговлей и извозом.

В сравнении с прочими народностями края дунгане менее болеют и более долговечны, чему способствует сравнительно гигиеническая обстановка, лучшая пища, здоровые занятия и простой образ жизни. Наиболее часто встречающаяся между ними болезнь — болотная лихорадка от возделывания риса.

В формировании этого российского народа религия сыграла определяющую роль. Потомки арабов и китайцев, дунгане были глубоко верующими мусульманами – и это посреди конфуцианско-даосистского Китая! Благодаря Российской империи дунгане спаслись от истребления.

Оставшиеся

Основным местом проживания дунган являются бывшие среднеазиатские республики СССР - Казахстан, Киргизия и Узбекистан. В России, по данным переписи 2010 года, насчитывается более 1600 представителей этого народа. Ближайшие родственники дунган – хуэйцзу – живут на их общей исторической родине - в Китае, который почти все дунгане покинули еще во второй половине XIX века.

О происхождении и появлении в Китае дунган есть несколько легенд. Наиболее романтичная гласит, что однажды китайскому императору приснилось чудище, которое пыталось его убить. Победить его смог только юноша в зеленых одеждах. В этой фигуре толкователи увидели символ ислама, который должен был защитить императора и его страну от врагов. Тогда правитель пригласил три тысячи арабских воинов, а чтобы удержать их, женил на прекрасных китаянках. Массовая свадьба прошла по канонам ислама, но с учетом местных традиций, а от этих браков и пошли дунгане.

Более суровая версия легенды уверяет, что арабские воины сами пришли на китайскую землю и взяли самых красивых девушек, пользуясь тем, что никто не в силах их остановить. Впрочем, как бы ни оценивали авторы легенд родство с чужаками-арабами, сам его факт признают все.

Однозначной версии нет и у происхождения названия народа. Одни исследователи считают, что оно связано с тюркским словом "турган" - "оставшийся". Другие уверены: оно появилось, когда дунгане переселялись в Россию и рассказывали, что пришли с востока, а это, якобы, на одном из китайских диалектов звучит как "дунган". В любом случае это имя народ получил уже в Средней Азии. Сами дунгане употребляли самоназвание "хой-хой" - "мусульманин". Так же их называли и китайцы.

Дефицит невест

Путь дунган в Российскую империю был связан с трагическими событиями. В 1862 – 1877 году этот народ поднял восстание, которое было жестко подавлено китайскими властями. Спасаясь от истребления, они бежали под покровительство России. Из исторических документов известно, что китайские власти требовали от российских выдать беглецов, но получили отказ. Русские, как всегда, встали на защиту несчастных и обездоленных людей.

Впрочем, на новом месте не обошлось без проблем и недопонимания. Например, дунганам запретили заключать браки в раннем возрасте (в Китае они могли создавать семьи браки начиная с 10 лет), а мужчинам – носить длинную китайскую косу. Этим запретам дунгане сопротивлялись с присущей им резкостью и вспыльчивостью, могли оружием угрожать. Российская империя получила весьма эмоциональных и не очень законопослушных подданных.

Однако, как бы ни упорствовали дунгане, на новом месте им пришлось частично изменить свой уклад жизни. Они действительно стали жениться позже. Но связано это было не только с требованиями властей, сколько с демографической ситуацией. В среднеазиатских землях, куда они переселились, женщин было меньше, чем мужчин, и размер выкупа за невесту существенно вырос. Собрать такую сумму быстро мог не каждый. Из-за этого дунгане стали жениться не только на своих, но и на местных девушках и сокрушались, что "русская" свадьба обходится им гораздо дороже.

По старинным обычаям

Свадебный обряд у дунган проходит по старинным обычаям. Ему всегда предшествовали сватовство, обмен подарками, девичник и оплакивание невесты. Во время самого торжества за девушку требовали выкуп, проходили различные ритуальные игры и борьба. Почти до середины ХХ века дунгане практиковали и умыкание невесты. Допускалось многоженство, впрочем, как и развод (правда, по уважительной причине).

В дунганской семье женщина пользовалась авторитетом и ходила с открытым лицом. Незамужние женщины могли и вовсе не покрывать голову. Девочки обучались грамоте наравне с мальчиками, изучали ислам, арабский алфавит. Детей с малых лет учили во всем беспрекословно подчиняться взрослым. Старший мужчина – несомненный глава семьи.

В целом дунгане отличаются любовью к чистоте и порядку. Они ревностно соблюдают правила гигиены, употребляют в пищу много овощей, так что их можно смело назвать приверженцами здорового образа жизни. Еще в XIX веке исследователи отмечали, что дунгане отличаются от соседей крепким здоровьем и долголетием.

Объединяющий лагман

Еще одна отличительная черта народа, замеченная всеми этнографами, - это особый пиетет по отношению к пище. Дунгане любят и готовить, и есть. С пищей у них связано множество традиций и обрядов.

Так, кандидатуру невесты будущая свекровь утвердит только тогда, когда убедится в ее умении готовить. На четвертый день после свадьбы к молодоженам отправляются родители супруги с подарками – четырьмя связками лапши, мясом и овощами. Из всего этого сразу же надо приготовить лагман. Считается, что для дунганской женщины одна из самых страшных оскорблений - назвать ее плохой кухаркой и хозяйкой.

Еду дунгане готовят только в отдельном помещении – "жуэфон". Там необходимо соблюдать едва ли не хирургическую чистоту. Немытую посуду ни в коем случае не откладывают на утро: ее сравнивают с покойником, которого не похоронили и оставили дома.

Основа дунганской кухни – лапша, рис, мясо и овощи. Только теста существует шесть основных видов, которые также делятся на подвиды. Дунгане очень любят чай и начинают с него любой прием пищи, а заканчивают супом. Громко стучать палочками или звенеть ложками во время еды строго запрещается: это может отпугнуть богатство. Хозяин дома не может встать из-за стола первым, а гость – отказаться от еды, попробовав ее. А еще дунгане хранят сладости, принесенные с праздников: по поверьям, они привлекают в дом счастье.

Едва ли не культовым блюдом для дунган является лагман. Они утверждают, что именно их народ сделал это кушанье популярным на весь свет, а его название происходит от дунганского слова "люмян" или "ламян" - "растянутое тесто". Одна из любимых легенд этого народа – как раз о повялении лагмана: три случайно встретившихся голодных путника просто бросили в вок то, что было у каждого – муку, сушеное мясо, редьку и специи. Получившееся блюдо якобы так понравилось приходившему мимо вельможе, что он наградил их. С тех пор путники были друзьями, не знающими бедности.

Сегодня дунгане готовят лагман и в будни, и в праздники, и он снова объединяет их за одним общим столом.

Мария Андреева

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры