Методика рокича ценностные ориентации интерпретация. Методика Ценностные ориентации (М.Рокич)

Главная / Бывшие

Шкалы: терминальные и инструментальные ценности

Назначение теста

М.Рокич различает два класса ценностей:

. терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.

Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция к тесту

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Тест

Список А (терминальные ценности):

1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3. здоровье (физическое и психическое);
4. интересная работа;
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15. счастливая семейная жизнь;
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17. творчество (возможность творческой деятельности);
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость).

Обработка и интерпретация результатов теста

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Методика «Ценностные ориентации» Милтон Рокич

Описание методики

Целью теста является выявление содержательной стороны направленности личности.

Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» направлен на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Данная методика позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты.

Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» основан на прямом ранжировании списка ценностей. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные по 18 пунктов каждый. Терминальные ценности или ценности-цели определяются им, как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

Именно эти ценности указывают, что для человека особенно важно и значимо, и в чем его смысл жизни. Инструментальные ценности или ценности-средства – это убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Респонденту предлагают набор карточек или список ценностей, которые необходимо распределить по порядку значимости лично для него.

Наиболее значимая ценность должна занимать первое место, соответственно, наименее важная останется последней. Конечный результат представляет систему ценностей испытуемого.

Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» широко применяется в профориентации, при консультировании по вопросам карьерного роста, при диагностике командной сплоченности, корпоративной культуры и т.д.

Процедура проведения

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция

Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Модификация процедуры исследования

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

    «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

    «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

    «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»

    «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

    «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

    «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»

    «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Интерпретация результатов

Респонденту предъявляют последовательно два списка ценностей – терминальные и инструментальные. Ему необходимо проранжировать все ценности в порядке личной значимости. Таким образом, наиболее важная ценность будет на первом месте, а наименее значимая останется и займет восемнадцатое место.

Результаты теста Рокича указывают на структуру ценностных ориентаций человека, помогают определить наиболее важные принципы, которыми человек руководствуется в жизни, его отношение к себе, к близким, к сотрудникам, к работе, и к миру в целом.

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

Группы терминальных ценностей

«Конкретные» и «абстрактные»

Конкретные ценности

Место в жизни

Абстрактные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

Жизненная мудрость

Здоровье

Красота природы и искусства

Интересная работа

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Познание

Развитие

Общественное признание

Свобода

Продуктивная жизнь

Счастье других

Счастливая семейная жизнь

Творчество

Удовольствия

Уверенность в себе

Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Профессиональная самореализация

Место в жизни

Личная жизнь

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

Любовь

Интересная работа

Наличие хороших и верных друзей

Общественное признание

Свобода

Продуктивная жизнь

Счастливая семейная жизнь

Развитие

Удовольствия

Группы инструментальных ценностей

Этические ценности, ценности общения, ценности дела

Этические ценности

Место в жизни

Ценности общения

Место в жизни

Ценности дела

Место в жизни

Ответственность

Воспитанность

Аккуратность

Высокие запросы

Жизнерадостность

Исполнительность

Независимость

Непримиримость к недостаткам

Образованность

Самоконтроль

Терпимость

Рационализм

Широта взглядов

Чуткость

Честность

Твердая воля

Эффективность в делах

Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Индивидуалистические ценности

Место в жизни

Конформистские ценности

Место в жизни

Альтруистические ценности

Место в жизни

Независимость

Воспитанность

Терпимость

Непримиримость к недостаткам

Самоконтроль

Чуткость

Рационализм

Широта взглядов

Смелость в отстаивании своего мнения

Твердая воля

Ценности самоутверждения, ценности принятия других

Ценности самоутверждения

Место в жизни

Ценности принятия других людей

Место в жизни

Высокие запросы

Самоконтроль

Независимость

Терпимость

Непримиримость к недостаткам

Чуткость

Образованность

Широта взглядов

Смелость в отстаивании своего мнения

Честность

Твердая воля

Эффективность в делах

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

    в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;

    при консультировании по вопросам карьерного роста;

    в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);

    при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;

    при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;

    при изучении мотивационной сферы сотрудников;

    при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;

    при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Бланк для ответов

Фамилия, имя, отчество

Перечень А

Терминальные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

Здоровье (физическое и психическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

Наличие хороших и верных друзей

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Счастливая семейная жизнь

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

Творчество (возможность заниматься творчеством)

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

Перечень Б

Инструментальные ценности

Место в жизни

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

Исполнительность (дисциплинированность)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Смелость в отстаивании своего мнения

Чуткость (заботливость)

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Честность (правдивость, искренность)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает 2 класс а ценностей:
1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция.

Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.
Работайте неспеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива , товарищей по работе);
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2) воспитанность (хорошие манеры);
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16) честность (правдивость, искренность);
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость).
Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы.

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
6. ...через 5 или 10 лет?
7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо увидеть индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Процедура проведения

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция

Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Модификации процедуры исследования

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
  2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
  3. «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
  4. «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
  5. «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
  6. «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
  7. «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Интерпретация результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

Группы терминальных ценностей

«Конкретные» и «абстрактные»

Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Группы инструментальных ценностей

Этические ценности, ценности общения, ценности дела

Этические ценности Место в жизни Ценности общения Место в жизни Ценности дела Место в жизни
Ответственность Воспитанность Аккуратность
Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность
Независимость Непримиримость к недостаткам Образованность
Самоконтроль Терпимость Рационализм
Широта взглядов Чуткость Смелость в отстаивании своего мнения
Честность Твердая воля
Эффективность в делах

Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Ценности самоутверждения, ценности принятия других

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  • при консультировании по вопросам карьерного роста;
  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Стимульный материал

Бланк для ответов

См. также

Литература

  1. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 – 29.

(модификация Е.Б. Фаталовой)

Ценностные ориентации человека, определяющие его поведение и деятельность образуются из системы ценностей, уникальной и неповторимой для каждого человека. Ценностные ориентации влияют на определение смысла жизни и формирование жизненных целей и планов.

Инструкция: «Перед Вами список из 12-ти ценностей. Просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Необходимо по 10-ти балльной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни. Наиболее значимые следует оценивать в 8-10 баллов; просто значимые – 5-7 баллов; нейтральные – 3-4 балла; совсем незначимые – 1-2 балла».

    Активная, деятельная жизнь.

    Здоровье.

    Интересная работа.

    Переживание прекрасного в природе и искусстве.

  1. Материально-обеспеченная жизнь.

    Наличие хороших и верных друзей.

    Уверенность в себе (отсутствие сомнений).

    Познание (возможность расширения своего образования, кругозора).

    Свобода как независимость в поступках и действиях.

    Счастливая семейная жизнь.

    Творчество.

Обработка результатов: по данным теста можно составить своеобразный ценностно-ориентационный портрет: главное в моей жизни – 1 и 2; 3,4,5 и 6 – украшают мою жизнь; 7 и 8 были бы желательны; в своей жизни я могу обойтись без 9 и 10; 11 и 12 – я думаю, не стоит делать целью своей жизни.

Проективная методика исследования личности «Рисование кружков».

Цель: символическое задание на выявление социального «Я», того как испытуемый сознательно и бессознательно представляет себе систему «Я и другие». Определение самооценки.

Инструкция:

1 задание.

Нарисуйте цепочку из восьми одинаковых кружков:

Каждый кружок – это знакомый Вам человек. Выберите и обозначьте кружок, обозначающий Вас.

2 задание.

Нарисуйте пять одинаковых кружков:

3 задание.

Выберите из двух кружков под чертой тот, который обозначает Вас.

4 задание.

В вершинах равностороннего треугольника поместите кружки, обозначающие знакомых Вам людей (это могут быть члены одной группы – семьи, класса и т.п.). Разместите где-нибудь четвертый кружок, обозначающий Вас (внутри треугольника, вне его, на линии, рядом с другим кружком – где угодно).

5 задание.

Нарисуйте три цепочки по восемь одинаковых кружков. Каждый первый кружок в каждой цепочке обозначает знакомого Вам человека, проставьте их инициалы. Выберите в каждой цепочке свой кружок и пометьте их.

6 задание.

Внутри большого круга разместите как угодно 2 кружка, один из которых – Вы, другой – человек, который для Вас много значит. Обозначьте кружки.

Анализ:

    задание. Определение самооценки человека. Чем левее расположен кружок собственного «Я», тем выше самооценка человека. 1-й слева – завышенная, 2-й – высокая, 3-4-й – средняя с тенденцией к завышению, 5-6-й – средняя с тенденцией к занижению, 7-й – низкая, 8-й – заниженная.

    задание . Определение силы «Я». Подчиненность, равенство или превосходство по отношению к авторитетной фигуре. Верхний кружок – ощущение собственного превосходства над авторитетным для испытуемого человека (авторитетный человек выбирается самим испытуемым!). Нижний кружок – подчиненность авторитетной фигуре. Кружок «Я» расположен на одном уровне с авторитетной фигурой слева – равенство и партнерство с авторитетной фигурой, при чем испытуемый ощущает себя ведущим в данном партнерстве. Расположение кружка «Я» справа на одной линии – ощущение себя равным авторитетной фигуре, но ведомым в данном партнерстве.

    задание . Определение индивидуализации, т.е. переживание внутреннего сходства или отличия с другими людьми. Конформность и нонконформизм. Незаштрихованный кружок – ощущение себя подобным другим людям, «одним из…», заштрихованный – склонность к индивидуализации, переживание себя как уникальной, ни на кого не похожей личности.

    задание. Социальная заинтересованность, восприятие себя частью группы или отдельно от других. Внутри треугольника – восприятие себя частью группы, частью целого. Вне – отдельное, самостоятельное, независимое состояние. На линии – двойственное положение: внизу – высокая зависимость человека от данной группы, слева – личная сила и высокая самооценка, переживание собственной значимости для данной группы и позиция ведущего в ней, справа – желание дистанцироваться от данной группы. Если испытуемый ставит кружок своего «Я» в вершину – подчеркивание своей значимости для данного социума. Если кружок «Я» - в центре треугольника – высока вероятность эгоцентризма. Близость кружка «Я» к одному из кружков в вершинах треугольника говорит о близости испытуемого с данным человеком.

    задание. Включение или не включение себя в «Мы». Чем больше кружков между «Я» и другими людьми, тем слабее чувство «Мы». Чем ближе кружки друг к другу, тем сильнее выражено чувство «Мы». Если круг собственного «Я» расположен максимально далеко от кружка другого, это говорит о значимости этого человека для испытуемого, но при этом чувство «Мы» с этим человеком отсутствует.

    задание. Показатель эгоцентризма. Чем «Я» ближе к центру, тем выше эгоцентризм. Если в центре круга находится другой, а кружок «Я» находится на его орбите, то можно говорить о центрации на интересах другого. Положение «Я» слева относительно кружка значимого человека интерпретируется как ощущение собственной силы, ценности большей, чем у него – ощущение себя ведущим в данной паре. Положение «Я» над кружком другого интерпретируется как чувство собственного превосходства над ним. Положение «Я» справа относительно другого интерпретируется как ощущение значимости данного человека, ощущение себя ведомым в данной паре. Положение «Я» под другим – говорит об ощущении своей подчиненности и о превосходстве другого. Близость кружков друг к другу – ощущение психологической близости и чувства «Мы» с данным человеком. Расстояние между кружками – ощущение психологической дистанции, собственной самостоятельности.

Шкала Адлера. Исследование самооценки способом шкалирования. Определение уровня притязаний.

Цель: определение уровня притязаний, адекватности притязаний и самооценки, исследование чувства собственной недостаточности (теория личности А.Адлера).

Инструкция:

Отметьте на шкале 1 насколько процентов успешным Вы себя ощущаете, по сравнению с другими людьми, той социальной группы, к которой Вы принадлежите.

Отметьте на шкале 2, насколько процентов, на Ваш взгляд, Вашу успешность оценивают окружающие.

Отметьте на шкале 3 каким мог бы быть Ваш абсолютный максимум, если бы в Вашей жизни были все возможности и средства, необходимые для достижения цели.

Отметьте на шкале 4 на сколько процентов Вы преуспеете через 5 лет.

Отметьте на шкале 5 на сколько процентов успешным Вы бы хотели быть уже сейчас.

1. 0% 50% 100%

2. 0% 50% 100%

3. 0% 50% 100%

4. 0% 50% 100%

5. 0% 50% 100%

Анализ:

Чувство недостаточности определяется по величине расхождения между оценками по шкале 1 (как оценивает себя в целом в настоящем) и шкале 5 (желаемая успешность). Легкая степень чувства собственной недостаточности – 4-12%. Если разница между шкалами 1 и 5 достаточно велика – 30% и более, то важно учитывать реакцию, поведение человека, испытывающего сильное ощущение личностной недостаточности.

Значительная разница (>12%) между шкалами 1 (как оценивает себя в целом в настоящем) и 2 (как оценивают окружающие, по мнению самого испытуемого) с преобладающими значениями по шкале 1 говорит о внутреннем переживании чувства недостаточности, не признанности окружающими. С преобладающими значениями по шкале 2 - о боязни не соответствовать ожиданиям окружающих, не оправдать надежды.

Преобладание значений по шкале 3 (абсолютный максимум при максимуме возможностей) над шкалой 1 (как оценивает себя в целом в настоящем) более чем на 20% и более свидетельствует об экстернальном локус-контроле, перекладывании ответственности за свою жизнь и успешность на внешние обстоятельства.

Позитивный взгляд на будущее, уверенность в своей успешности определяется по преобладанию значений по шкале 4 (успешность через 5 лет) над шкалой 1 (как оценивает себя в целом в настоящем).

При анализе следует учитывать поведение испытуемого, его реакцию, отношение к чувству собственной личностной недостаточности. Отношение человека к расхождению между шкалами 1 и 5 – реальной успешностью и желаемой может восприниматься философски, а может быть личной драмой и восприниматься испытуемым как катастрофа. При анализе очень важно учитывать позицию испытуемого; уровень самооценки в целом; целостность или разорванность самооценки; степень разрыва реальной и желаемой самооценки, причины.

Моторная проба Шварцландера. Исследование уровня притязаний.

Цель: определение уровня притязаний.

Под уровнем притязаний обычно понимают стремление личности к достижению целей той степени сложности на которую человек ощущает себя способным. Несоответствие возможностей уровню притязаний может стать причиной различных конфликтов как внутренних, так и межличностных.

Инструкция:

Вам предлагается выполнить задание, определяющее Вашу моторную координацию. Необходимо поставить как можно больше крестиков в квадратах одной из секций за 10 секунд. Впишите в верхнюю левую большую ячейку первого прямоугольника (УП 1) то количество крестиков, которое, Вы сможете, по Вашему мнению проставить за 10 секунд. Вписали? Начали!

Далее экспериментатор засекает время, затем испытуемому предлагается сосчитать проставленные крестики и вписать результат в левую нижнюю большую ячейку первой секции (УД 1). Затем испытуемому предлагается снова вписать в верхнюю ячейку второй секции (УП 2) предполагаемое количество крестиков, которое он сможет проставить за 10 секунд. При проведении третьей попытки время выполнения задания втайне от испытуемого сокращается до 8 секунд (испытуемому говорится, что прошло 10 секунд). Это задание обращено к анализу целевого расхождения.

Анализ:

Средняя величина целевого отклонения (уровень притязаний – УП) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний и уровня достижений (УД):

ЦО = УП 2- УД1)+(УП 3-УД 2)+(УП 4- УД 3)

УП 1, УП 2, УП 3, УП 4 – уровни притязаний (сколько испытуемый предполагает поставить крестиков за 10 секунд) в различных сериях эксперимента, вписывается в верхние левые ячейки секций.

УД 1, УД 2, УД 3, УД 4 – уровни достижений (сколько реально поставлено крестиков в данной секции) вписываются в нижние левые ячейки секций.

Стандарты целевого отклонения.

5 и выше – нереалистически высокий уровень притязаний;

4,99 – 3 – высокий уровень притязаний;

2,99 – 1 – умеренный уровень притязаний;

0,99 – (-1,49) – низкий уровень притязаний;

(-1,5) и ниже – нереалистически низкий уровень притязаний.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры