Мюзикл “Алые Паруса” в Театре мюзикла. Отзывы о: алые паруса (российский академический молодежный театр (рамт)) Постановка алые паруса

Главная / Бывшие

Однажды старый собиратель легенд поведал восьмилетней девочке, что спустя годы на корабле с алыми парусами приплывёт за ней знатный человек и увезёт с собой. Девочка поверила и ждала, а через семь лет слова старика сбылись. Это повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. Истории почти век и в наше время она зазвучала по-новому в мюзикле Максима Дунаевского «Алые паруса» в КЦ «Москвич». Не случайно постановку называют легендарной, в ней собран звёздный состав начиная от авторов либретто Андрея Усачёва и Михаила Бартенева до знаменитых столичных актёров Марии Иващенко и Георгия Колдуна.Постановка немного отличается от оригинала, добавлены новые сюжетные линии и герои, хотя основная мысль сохранена. Здесь не стоит ждать розовой романтики, как в книге, здесь больше суровая реальность приморской деревушки. Нет ярких красок, а все жители представляют собой тёмную серую массу, единственным удовольствием которой является выпивка в кабаке. В самом начале происходит довольно жёсткая сцена надругательства над Мэри (мамой Ассоль), Меннерс старший пышет злобой, он сильно швыряет бедную женщину и кажется это очень больно. Видя такую агрессию хочется встать на защиту, но зрители бессильны. Сюжет удерживает внимание на всём протяжении мюзикла: тяжёлые прощания с умершими Мэри и Мэнерсом старшим, необходимость заработать денег чтобы вызволить Лонгрена из тюрьмы приводит Ассоль в кабак и публичный дом, свадьба с Меннерсом младшим и появление Грея. Для кого-то постановка может видеться мрачной, ну а мне очень понравилась, даже больше чем книга. У Грина показана 50/50 история Ассоль и Грея, а здесь больше история Меннерса младшего, влюблённого и страдающего от неразделённого чувства. Он готов на всё, даже быть униженным, лишь бы только Ассоль была с ним, его проникновенная ария вызывает бурю чувств. Ну почему Грею так легко досталась любовь девушки? Мне кажется Меннерс больше достоин её.Красивых декораций на сцене тоже нет, есть статичный деревянный маяк и шесть мостиков-качелей. За счёт этого на передний план выходит музыкальная и хореографическая составляющая. 30 вокальных номеров исполняются вживую сильными голосами, а артисты акробатического ансамбля изображают волны и ветер так, что сомнений не остаётся. В конце обязательно появятся алые паруса, они словно внесут краски в эту серую жизнь и дадут надежду, что всё может стать лучше, если искренне мечтать и верить.Я бы ещё раз посмотрела мюзикл, только его очень редко показывают в КЦ «Москвич».

Вера Верная отзывы: 4 оценок: 18 рейтинг: 13

Были в воскресенье на дневном спектакле. Масса впечатлений! С первых же секунд возникает чувство удивления, как только декорация начинает «оживать», и оно не проходит до конца спектакля. Сначала поражаешься масштабам мюзикла, а потом – его сложности. И это в противовес мелодиям, которые наоборот – легкие и запоминающиеся. Впрочем, чего еще стоило ждать от Дунаевского - автора стольких кинохитов?

Мосты, которые постоянно то поднимаются, то опускаются, сначала даже испугали. Уж очень внушительно смотрятся. При этом поражает, что актеры совершенно спокойно ходят по ним.

Очень непривычно было видеть такие костюмы! Это нечто среднее между кибер-панком и «Звездными войнами». То есть сказка осталась сказкой, только превратилась из всем известного советского фильма в модный такой блокбастер.

Прекрасные «волны и ветер» - паркур и акробатика! Таких трюков не было, пожалуй, нигде. И при этом они органично вписаны в сюжет.

Очень мощная работа ансамбля! Все хоровые моменты звучат очень сильно. Из солистов выделю Ассоль и обоих Меннерсов.

После номера с поднимающимся лифтом и лучами маяка, растаял полностью!

Valentina Romanova отзывы: 3 оценок: 3 рейтинг: 10

Не стоит терять время! Тем более не водите своих детей, если не хотите испортить им ощущение сказки, чистоты и непорочности! От "Алых Парусов" А. Грина не осталось ничего. Ассоль в этой постановке не иначе как меркантильная девица, одетая, как Пеппи Длинный Чулок (в лосинах и полосатом трикотажном платье) , которая просто бегает из одной части сцены в другую, без каких-либо на то причин..персонаж Грей появляется на полминуты в середине спектакля и потом уже в самом конце, о его жизни и характере мы не узнаем ничего и прекрасным принцем ты его не видишь, но выставить Лонгрена простым пьянчугой, алкашом, поющему: "бутылка из-под виски, годится для записки", которому потом как будто абсолютно все равно на свою дочь- преступление это просто. Образ Меннерса, напротив, один только он вызвал сочувствие, но, в общем, он как раз и сыграл свою роль убедительно. Единственное, что хочется отметить-это интересная музыка Дунаевского. Актерской игры как таковой не заметили. Костюмы непонятные. Эгля сделали с дредами, костюм Ассоль и ее матери Мэри будто купили на рынке, причем, в сцене, где Мэри "раздирают"в трактире Мэннерса, актрису становится по-настоящему жалко, ведь видишь ее, простите, трусы, а коленки разодраны в кровь..мне кажется, это ненормально. Введен образ Хозяйки Маяка, которую лучше бы назвали хозяйкой борделя. Номер с участием ее и кучей девушек в боди с более чем откровенным разрезом, я думаю, что в Мулен Руж и то скромнее будут, крайне непонятен, вообще мне непонятно это стремление опошлить такую сказку. Зачем в мюзикл введено столько детей, которые танцуют с бумажными бородами и реплики которых не слышны и неясны, тоже не знаю. Концовка сделана "а-ля" счастливая, но ощущение сказки нету, какое-то стыдливое чувство, разочарование и радость за Мэннерса, что ему не досталась такая "сумасшедшая", как она сама себя называет неоднократно (а в этом мюзикле одни сплошные повторения слов и фраз) , Ассоль, которой нужны только паруса и больше ничего не интересует. Ничего истинно русского постановке не заметила, одна какая-то пародия. Наверное, основное, что хотелось выделить, я выделила..просто жалко, что "русский мюзикл" может показать только пошлость и низость. В подобном случае, не нужно было упоминать здесь возвышенное произведение Грина. Очень жалко(

Gogolgipsy The-First отзывы: 1 оценок: 4 рейтинг: 8

Если Вы читали Александра Грина "Алые паруса", то Вам не сюда:)
"Это" (эта постановка) - что угодно, но не "Алые паруса", "это" - не сказка о чистоте и возвышенной любви, а жалкая пародия, базирующая на низменных инстинктах. Ужасная постановка, вызывающее чувство омерзения и недоумения. И дело не в артистах, многие, но далеко не все, работали профессионально, не в техническом решении (оно как раз на высоте), не в "спорной" работе костюмеров, а в больном и глубоко порочном сознании людей извративших саму основу данного произведения.
НЕ ХОДИТЕ С ДЕТЬМИ-ПОДРОСТКАМИ, "ЭТО" - их может нравственно покалечить.
Сожалею о потраченном времени.
P.S. Музыка Дунаевского - прекрасна! Жаль, что теперь она связана с подобной трактовкой.

Екатерина Борисова отзывы: 26 оценок: 33 рейтинг: 129

Вчера я сходила на мюзикл «Алые паруса».
Все что я хочу сказать не относится ни к музыке М. Дунаевского, ни к артистам, так как они прекрасно справились со своей работой. Накопилось много вопросов к постановочной группе этого мюзикла. Ощущение, что у авторов мюзикла, когда то убили мечту. Вы взяли светлую и романтичную сказку Грина, которая повествует о любви, надежде, добром и светлом, а превратили ее в негативную, развратную и грязную историю. Я не увидела «Алых парусов», я увидела «Квартал Красных Фонарей».
Действительно, все крутиться, на мой взгляд, вокруг борделя. Сначала мать Ассоль пришла просить помощи у рыбаков, а те в свою очередь, надругались над ней до такой степени, что та свихнулась. Моряки – это особая категория людей, они, конечно, и выпивают, и могут подкатывать к женщине, но именно эти люди знают, что такое жизнь и что такое смерть, ведь их работа очень опасна, и если у кого то из их товарищей случается беда, они не оставляют этого человека, а стараются помочь ему. То, что представляли собой моряки в этой постановке, это просто отвратительно!
Ассоль, будучи ребенком по совету «доброго волшебника» приходила постоянно на маяк. Эта девочка создала себе изначально «мечту о любви», но позднее эта мечта превратилась в галлюцинацию. Ассоль даже говорит: «Он держал меня за руку, живой, настоящий...». Думаю, что во всем виноват отец. Вместо того, чтобы нести ответственность за дочь он выбрал «бутылку», т.е спился, а позднее попал в тюрьму. В результате Ассоль, сначала приходит в тот кабак, в котором издевались над ее матерью, и создается ощущение, что с ней произойдет то же, что и с ее матерью. Затем ей предлагают работу в борделе. Когда Грей приплывает, ему говорят сутенеры, что он сможет найти свою мечту лишь в борделе. И конечно! Он встречает там Ассоль! Какая «романтика», не правда ли? Ассоль решает выйти замуж за Менерса. Кстати, как персонаж этот парень, мне понравился больше всего. Он способен измениться. Он говорит Ассоль о том, что она не будет ни в чем нуждаться, о том, что он будет любить ее, о том, что сошьет ей алые паруса, будет для нее Греем и увезет ее из этого города. Так вот, Грей. Ему говорят сутенеры о том, что Ассоль ждала белого капитана на алых парусах. И как вы думаете что он делает? Он покупает красный шелк в борделе. И он приплывает на этом шелке из борделя к Ассоль, которая уже почти вышла замуж за Сына Менерса. Тот, как человек любящий, отпускает ее к Грею. Будут ли Грей и Ассоль счастливы в этой истории, не знаю, скорее всего нет, ибо он будет гулять на лево, а она его ждать.Не правда ли «чистая» сказка?... Отвратительные костюмы моряков, которые были похожи на мешки, обилие таких цветов как серый, черный и коричневый создавали угнетенное настроение.
В зале было много детей и подростков. У меня сердце кровью обливалось, когда я думала о том, какой урок эти дети вынесут из всего увиденного. Многие люди уходили во время антракта, я тоже хотела, но наивно полагала, что все исправится в финале...
Нет, спектакль хороший, но он для определенной публики. Он для людей, считающих, что все вокруг лишь грязь и разврат.
Этот мюзикл не для меня. Место в котором живут эти герои, точно не место в котором живу я, а я живу по ту сторону от маяка и нас разделяет море, «пена да вода».

Olga отзывы: 20 оценок: 20 рейтинг: 18

Согласна с теми, кого мюзикл разочаровал. Смотрела его на сцене театра Н.Бабкиной. Из нежной и чистой сказки А.Грина получился современный пошлый сериал из 2-х актов. В нём есть всё, что нужно по законам этого жанра. Бедная сиротка, выросшая в среде, где её никто не понимает, пьяный, но любящий папа, который обвиняет свою дочку-красавицу в своей загубленной жизни и толкает обиженного полуподростка в лапы к коварному богачу. Тот же папа, но раскаявшийся в содеянном и буйно вырывающий свою любимую дочку из вертепа и посаженный за это, о бедный "Робин Гуд", в тюрьму. И опять же эта недалёкая красавица-дочка, не нашедшая ничего умнее, как заработать деньги на выкуп своему папе в местном борделе, ну а потом можно и замуж за богача (папа кстати даже и не спорит, спасибо доча, умеешь решать проблемы за великовозрастного эгоиста). И вот тут удача - в борделе, хозяйка которого на фоне мрачных декораций в своём белом наряде прям чистый ангел, заезжему очередному богачу, правда теперь красавцу и тоже в белом, ну совсем по чистой случайности завернувшему к продажным женщинам, видимо полюбоваться красотой, сватает свою "новенькую". Красавец в белом очарован и мгновенно помогает торговцам обогатиться на продаже алого шёлка. И в окружении этого алого сияния весь в белом утаскивает свою любовь с первого взгляда из-под венца другого богача. Да, забыла, там ещё мотыляется по сцене святой отец, разочарованный в Боге, но по-прежнему служащий Богу (делать больше видимо ничего не умеет), просящий себе игрушку - ЗНАМЕНИЕ. Вот дай - и поверю... Фоном для милого сериальчика служат серые костюмы, гнусненькие лица-зомби, слабый мужской вокал. Депрессивный настрой мюзикла чуть сбавляет прекрасная музыка М.Дунаевского. Мастерство - оно того...его не унизишь. Мой мнение, что если у тебя в душе нет ничего светлого и ты не умеешь радоваться жизни - иди создавай сериалы про маньяков-убийц, не лезь в калашный ряд. Последний штрих, подтанцовка - мальчики с голыми торсами (они кстати действительно хорошо владеют своим телом) - их кубики на животе мило прорисованы краской - в каждой детале мюзикла - ложь.


2011 Орёл
2012 Пермь
2012 Новосибирск
2012 Вологда
2013 Москва (премьера)
2014 Тур по России
2016 Иркутск

История создания [ | ]

Идея постановки мюзикла принадлежит композитору Максиму Дунаевскому . По его словам, музыкальный материал, состоящий из 27 номеров, был создан им всего за три дня . Первый вариант постановки в режиссёрстве Алексея Бородина был представлен публике 24 января 2010 года на сцене «РАМТа ». Эта постановка идёт здесь по сей день.

Выдержав значительную паузу, мюзикл вернулся в Москву в феврале 2015 года . На этот раз прокат осуществлялся в театре «Русская песня ». После этого состоялся второй тура в северной столице, а затем проект отправился на гастроли в Сочи .

Сюжет [ | ]

Акт I [ | ]

Персонажи [ | ]

Оркестр [ | ]

В оригинальной версии оркестр в мюзикле отсутствует. Исполнение партий происходит под минусовые фонограммы .

Саундтрек [ | ]

Зрители [ | ]

Зрительская оценка московской версии мюзикла на сайте журнала «Афиша » составляет 4,5 звезды из 5 .

Награды и номинации [ | ]

Екатеринбургская постановка [ | ]

Год Премия Категория Номинант(ы) Результат
2012 «Музыкальное сердце театра » «Театр музыкальной комедии » Номинация
и Андрей Усачёв Победа
Евгений Загот Победа
Максим Дунаевский Победа

Новосибирская постановка [ | ]

Год Премия Категория Номинант(ы) Результат
2012 «Музыкальное сердце театра » «Глобус » Номинация
Алексей Людмилин Победа
2013 «Золотая маска » «Глобус » Номинация
Алексей Людмилин Победа
Нина Чусова Номинация

Пермская постановка [ | ]

Год Премия Категория Номинант(ы) Результат
2012 «

сначала новые

Для нас с 13-ти летней дочерью "Алые паруса" оказались пока что худшим спектаклем в РАМТе. При этом мы не захотели уйти во время антракта, но вполне можно было бы и не приходить на эту постановку.

Спектакль не для романтиков и не для поклонников творчества Грина. Дело даже не в изменении сюжета и введении сомнительных режиссерских находок типа первой встречи Ассоль и Грея в публичном доме "Маяк" или окрашивания Греем парусов в алый цвет вином из этого же заведения. (Хотя, конечно, последующее поднятие этих парусов над всем зрительным залом можно считать определенным намеком...)
Проблема в общем настрое спектакля и странных образах главных героев.

Ассоль - не нежная и романтичная девушка, мечтающая о любви, а сильная и резкая пацанка, то влезающая в драку мальчишек, то поющая в кабаке, то решившая наняться в публичный дом, а в итоге после неудачной попытки самоубийства, давшая согласие на брак с Меннерсом-сыном.

Мы очень хотели поверить в то, что Ассоль 4 года мечтает о любви, каждый день зажигая путеводный маяк для половины своей души, но Рамиля Искандер максимально убрала из образа любые намеки на романтичность. Ее Ассоль, что в 12, что в 16 лет одинаково угловата и резка, сутула и одета в одни и те же обноски.

Она в образе и ребенка и девушки одинаково шмыгает носом и демонстративно вытирает сопли рукавом. Единственное, что намекает на возраст - прекрасный голос, диссонирующий с образом. Возможно, конечно, это намек на то, что главная героиня "на лицо ужасная, но добрая внутри". Дочка в шоке от РАМТовского образа.

А вся история Грея изложена в одной песне. Его роль в спектакле просто никакая. Поверить в его любовь к Ассоль невозможно.

Единственный сильный образ в спектакле - Меннерс-сын. Денис Баландин бесподобен! Вот он как раз искренне любит Ассоль. Он принимает ее любой и готов ради нее на все. Пожалуй только он, да и его отец (Алексей Веселкин) делают эту постановку живой. Их чувствам веришь, в отличие от чувств Лонгрена, Ассоль и Грея.

Интересна сценография спектакля. Конструкция-трансформер в центре впечатляет, сцена со светящимся в темноте призраком Меннерса-старшего ужасает, а алые паруса над залом в конце восхищают. Но даже это не дает постановке достаточно энергетики и не создает эффекта погружения. Впрочем, так как спектакль достаточно мрачный, то может и хорошо, что эти тьма и грязь не затягивают...

Также эта постановка не для людей с идеальным музыкальным слухом. Это что-то типа мюзикла, но, к сожалению, не все актеры умеют петь. Даже я (со слабыми музыкальными способностями) иногда слышала, как они фальшивят.

После спектакля мы с дочерью специально перечитали отзывы о спектакле на этом сайте. Сложилось ощущение, что с некоторыми людьми мы были на разных постановках...
В любом случае, думаю, что подросткам (и взрослым), которые любят "Алые паруса" Грина и верят в чудеса, на этот спектакль вряд ли стоит идти!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры