Назначен музыкальный руководитель и главный дирижер большого театра. Дирижеры советской эпохи Главный дирижер большого

Главная / Бывшие

При новом главном дирижере в ГАБТе будут рады Гергиеву и решатся на трехлетнее планирование

http://izvestia.ru/news/564261

Большой театр обрел нового музыкального руководителя и главного дирижера. Как и предсказывали «Известия» , утром в понедельник Владимир Урин вывел к журналистам 36-летнего Тугана Сохиева.

Перечислив разнообразные достоинства молодого маэстро, гендиректор ГАБТа объяснил свой выбор, в том числе соображениями гражданского характера.

— Для меня было принципиально важно, чтобы это был дирижер российского происхождения. Человек, который мог бы общаться с коллективом на одном языке, — рассуждал Урин.

Глава театра говорил также о сходстве вкусов, обнаружившемся между ним и новым музыкальным руководителем.

— Важно было понять, какие принципы исповедует этот человек и каким он видит современный музыкальный театр. Несмотря на очень серьезную разницу в возрасте между мной и Туганом, наши взгляды очень похожи, — заверил гендиректор.

Туган Сохиев сразу ответил взаимностью на комплименты Владимира Урина.

— Приглашение было для меня неожиданным. И главное обстоятельство, которое убедило меня согласиться, — это личность нынешнего директора театра, — признался Сохиев.

Контракт с Туганом Сохиевым заключен на срок с 1 февраля 2014 года по 31 января 2018 года — почти до конца директорского срока самого Урина. Последний подчеркнул, что договор подписан напрямую с дирижером, а не с его концертным агентством.

Из-за многочисленных обязательств на ближайшие месяцы и годы новый музыкальный руководитель будет входить в курс дел постепенно. По словам гендиректора, до конца текущего сезона Сохиев будет ежемесячно приезжать в Большой на несколько дней, с июля начнет репетиции, а в сентябре дебютирует перед публикой ГАБТа.

Всего в сезоне-2014/15 дирижер представит два проекта, названия которых пока не разглашаются, а полномасштабную работу в театре он начнет еще на сезон позже. Объемы деятельности Сохиева в 2014, 2015 и 2016 годах подробно расписаны в контракте, заявил Владимир Урин.

— С каждым месяцем я буду здесь всё чаще, — пообещал Сохиев. — Ради этого стану сокращать по максимуму западные контракты. Я готов отдавать Большому театру столько времени, сколько нужно.

Владимир Урин дал понять, что не ревнует новоиспеченного коллегу к его зарубежным оркестрам, нынешние ангажементы с которыми истекут только в 2016 году. Более того, гендиректор считает, что «контракты нужно продлять, но в меньшем объеме».

Даты из далекого будущего стали лейтмотивом пресс-конференции. Урин признался в амбициозном замысле, который некогда манил и его предшественника Анатолия Иксанова: расширить репертуарное планирование в Большом до трехлетнего периода. Эта затея, в случае успеха, может стать настоящим спасением для театра: ведь именно «близорукость» планов ГАБТа не позволяет ему приглашать перворазрядных звезд, чьи графики расписаны минимум на 2-3 года вперед.

Отвечая на вопросы художественного толка, Туган Таймуразович представал человеком умеренным и осторожным. Он еще не решил для себя, что лучше — репертуарная система или stagione. Он интересуется балетной частью жизни ГАБТа, но не намерен вмешиваться в деятельность Сергея Филина («К онфликтов не будет», — вставил Владимир Урин). Он будет выводить оркестр Большого из ямы на сцену, чтобы «добавить театру блеска», но, кажется, не собирается делать упор на симфонические программы, как Валерий Гергиев.

Имя Гергиева — влиятельного покровителя Сохиева в годы начала его международной карьеры — стало еще одним рефреном пресс-конференции. Хозяин Мариинки обретает всё новые форпосты в ведущих российских театрах: два года назад его питомец Михаил Татарников возглавил Михайловский театр, теперь пришла очередь Большого.

С Туганом Сохиевым Гергиева объединяет не только малая родина (Владикавказ), но и alma mater — Санкт-Петербургская консерватория, класс легендарного Ильи Мусина (на вопрос «Известий», верит ли он в существование петербургской школы дирижирования, Сохиев ответил: «Ну я же перед вами сижу»).

— Принимая решение, я советовался с близкими людьми: с мамой и, безусловно, с Гергиевым. Валерий Абисалович отреагировал очень позитивно, за что я ему благодарен. Это была бы мечта для Большого театра, если бы Валерий Абисалович нашел время здесь дирижировать. С сегодняшнего дня мы уже можем говорить с ним об этом, — заявил Сохиев.

Справка «Известий»

Уроженец Северной Осетии, Туган Сохиев избрал дирижерскую профессию в 17 лет. В 1997-м он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, успев два года поучиться у Ильи Мусина, затем перешел в класс Юрия Темирканова.

В 2005-м он стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а с 2008-го и по сей день возглавляет этот знаменитый французский коллектив. В 2010 году Сохиев стал совмещать работу в Тулузе с руководством Немецким симфоническим оркестром в Берлине.

В качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев уже выступал почти со всеми лучшими оркестрами мира, включая Берлинский и Венский филармонические, амстердамский Консертгебау, Чикагский симфонический, оркестр Баварского радио и другие. В списке его оперных завоеваний проекты в нью-йоркской «Метрополитен-опера», мадридском «Театро Реал», миланском «Ла Скала» и хьюстонской «Гранд-опера».

Сохиев регулярно дирижирует в Мариинском театре. Неоднократно гастролировал в Москве, но в Большом театре еще никогда не работал.

Новым музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра, по информации «Известий», станет Туган Сохиев. Официальные источники в ГАБТе не подтверждают назначение до понедельника, когда гендиректор театра Владимир Урин представит дирижера коллективу Большого и журналистам.

На экстренный поиск нового лица Большого театра у Урина ушло ровно семь недель — срок небольшой, учитывая крайнюю сложность переговоров с востребованными музыкантами посреди сезона. 36-летний Туган Сохиев еще в начале декабря прошлого года упоминался в числе наиболее вероятных кандидатов.

Уроженец Владикавказа, Сохиев избрал дирижерскую профессию в 17 лет. В 1997-м он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, успев два года поучиться у легендарного Ильи Мусина, а затем перешел в класс Юрия Темирканова.

Его международная карьера началась в 2003 году в Валлийской национальной опере, однако уже на следующий год Сохиев оставил пост музыкального руководителя — как сообщали СМИ, из-за разногласий с подчиненными.

В 2005-м он стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а с 2008-го и по сей день возглавляет этот знаменитый французский коллектив. В 2010 году Сохиев стал совмещать работу в Тулузе с руководством Немецким симфоническим оркестром в Берлине. Намерен ли дирижер прервать контракт с каким-либо из этих коллективов, или будет делить время между тремя городами, пока неизвестно.

В качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев уже управлял почти всеми лучшими оркестрами мира, включая Берлинский и Венский филармонические, амстердамский Консертгебау, Чикагский симфонический, оркестр Баварского радио и другие. В списке его оперных завоеваний выступления в нью-йоркской «Метрополитен-опера», мадридском «Театро Реал», миланском «Ла Скала» и хьюстонской «Гранд-опера».

Сохиев постоянно дирижирует в Мариинском театре, с главой которого, Валерием Гергиевым, его связывает давняя дружба. Неоднократно гастролировал в Москве, но в Большом театре еще никогда не выступал.

Источники «Известий» в ГАБТе сообщают, что часть оркестрового и оперного коллективов хотела видеть своим новым лидером штатного дирижера Большого театра Павла Сорокина. Однако Владимир Урин сделал выбор в пользу международной звезды.

С приходом Сохиева между крупнейшими театрами страны, Большим и Мариинским, появится любопытная параллель: оба творческих коллектива будут возглавлять выходцы из Северной Осетии и наследники петербургской дирижерской школы, ученики Ильи Мусина.

Решать неожиданную и острую кадровую проблему Владимиру Урину пришлось после того, как 2 декабря прежний главный дирижер Большого театра Василий Синайский подал заявление об увольнении, не завершив подготовку к важнейшей премьере оперы «Дон Карлос» Верди. Свой демарш Синайский объяснил невозможностью работать с новым гендиректором — «ждать уже просто было нельзя», заявил он «Известиям» |

БОЛЬШОЙ ТЕАТР России государственный академический (ГАБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 года академический. История Большого театра восходит к 1776 году, когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических». В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время - в «воксале» во владении графа А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и П. В. Урусова.

После пожара Оперного дома в 1780 году в том же году на улице Петровка за 5 месяцев возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма - Петровский театр (архитектор Х. Розберг; смотри Медокса театр). С 1789 года он находился в ведении Опекунского совета. В 1805 году Петровский театр сгорел. В 1806 году труппа перешла в ведение Дирекции московских императорских театров, продолжала выступать в разных помещениях. В 1816 году был принят проект перестройки Театральной площадь архитектора О. И. Бове; в 1821 году императором Александром I утверждён проект нового театрального здания архитектора А. А. Михайлова. Так называемый Большой Петровский театр в стиле ампир построен Бове по этому проекту (с некоторыми изменениями и с использованием фундамента Петровского театра); открыт в 1825 году. В прямоугольный объём здания был вписан подковообразный зрительный зал, сценическое помещение по площади равнялось залу и имело большие кулуары. Главный фасад был акцентирован монументальным 8-колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, увенчанным скульптурной алебастровой группой «Квадрига Аполлона» (размещена на фоне полуциркульной ниши). Сооружение стало главной композиционной доминантой ансамбля Театральной площади.

После пожара 1853 года Большой театр восстанавливался по проекту архитектора А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта), строительство завершено в 1856 году. Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Большого театра приобрела черты эклектизма. В таком виде театр сохранился до 2005 года, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек (зрительный зал вмещает свыше 2000 человек). В 1924-59 годах работал Филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 году в бывшем императорском фойе открылся концертный зал - так называемый Бетховенский. В годы Великой Отечественной войны часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941-42 годы), часть давала спектакли в помещении филиала. В 1961-89 годах некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. Во время реконструкции (с 2005 года) основного здания театра спектакли идут на Новой сцене в специально построенном здании (по проекту архитектора А. В. Маслова; функционирует с 2002 года). Большой театр включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Н. Н. Афанасьева, А. А. Аронова.

Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность директоров императорских театров - И. А. Всеволожского (1881-99 годы), князя С. М. Волконского (1899-1901 годы), В. А. Теляковского (1901-1917 годы). В 1882 году проведена реорганизация императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани, 1882-1906 годы), главного режиссёра (А. И. Барцал, 1882-1903 годы) и главного хормейстера (У. И. Авранек, 1882-1929 годы). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1861-1910 годы). В дальнейшем главные дирижёры Большого театра: В. И. Сук (1906-33 годы), А. Ф. Аренде (главный дирижёр балета, 1900-24 годы), С. А. Самосуд (1936-43 годы), А. М. Пазовский (1943-48 годы), Н. С. Голованов (1948-53 годы), А. Ш. Мелик-Пашаев (1953-63 годы), Е. Ф. Светланов (1963-65 годы), Г. Н. Рождественский (1965-1970 годы), Ю. И. Симонов (1970-85 годы), А. Н. Лазарев (1987-95 годы). Главные режиссёры: В. А. Лосский (1920-28 годы), Н. В. Смолич (1930-1936 годы), Б. А. Мордвинов (1936-40 годы), Л. В. Баратов (1944-49 годы), И. М. Туманов (1964-70 годы), Б. А. Покровский (1952-55, 1956-63, 1970-82 годы). Главные балетмейстеры: А. Н. Богданов (1883-89 годы), А. А. Горский (1902-24 годы), Л. М. Лавровский (1944-56, 1959-64 годы), Ю. Н. Григорович (1964-95 годы). Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926-1936 годы), М. А. Купер (1936-44 годы), М. Г. Шорин (1944-58 годы), А. В. Рыбнов (1958-88 годы), С. М. Лыков (1988-95 годы, художественный руководитель хора в 1995-2003 годах). Главные художники: М. И. Курилко (1925-27 годы), Ф. Ф. Федоровский (1927-29, 1947-53 годы), В. В. Дмитриев (1930-41 годы), П. В. Вильямс (1941-47 годы), В. Ф. Рындин (1953-70 годы), Н. Н. Золотарёв (1971-88 годы), В. Я. Левенталь (1988-1995 годы). В 1995-2000-е годы художественный руководитель театра - В. В. Васильев, художественный руководитель, сценограф и главный художник - С. М. Бархин, музыкальный руководитель - П. Феранец, с 1998 года - М. Ф. Эрмлер; художественный руководитель оперы Б. А. Руденко. Управляющий балетной труппой - А. Ю. Богатырёв (1995-98 годы); художественные руководители балетной труппы - В. М. Гордеев (1995-97 годы), А. Н. Фадеечев (1998-2000 годы), Б. Б. Акимов (2000-04 годы), с 2004 года - А. О. Ратманский. В 2000-01 годах художественный руководитель - Г. Н. Рождественский. С 2001 года музыкальный руководитель и главный дирижёр - А. А. Ведерников.

Опера в Большом театре. В 1779 году в Оперном доме на Знаменке поставлена одна из первых русских опер - «Мельник - колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1.1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780 год), «Скупой» (1782 год), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783 год) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780-82 годы) и французской (1784-1785 годы) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова, М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили. Свыше 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью Верстовского - инспектора Дирекции императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828 год), «Вадим» (1832 год), «Аскольдова могила» (1835 год), «Тоска по родине» (1839 год). В 1840-е годы поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842 год) и «Руслан и Людмила» (1846 год) М. И. Глинки. В 1856 году вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е годы отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865 год) и «Рогнеда» (1868 год) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859 год, 1865 год), с 1869 года шли оперы П. И. Чайковского. Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой оперной сцене «Евгения Онегина» (1881 год), а также других произведений Чайковского, опер петербургских композиторов - Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, с дирижёрской деятельностью Чайковского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов - В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов конца 19- начала 20 веков: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина, А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров, П. А. Хохлов. Этапной для Большого театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904-1906 годы). Расцвет Большого театра в 1901-17 годах во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и А. В. Неждановой, К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, К. А. Коровина и А. Я. Головина.

В 1906-33 годах фактическим главой Большого театра был В.И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922 год; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923 год; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927 год) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1920-1930-е годы спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин, на сцене пели В. В. Барсова, К. Г. Держинская, Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925 год), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929 года), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930 год); в 1935 году поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В конце 1940 года поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссер С. М. Эйзенштейн). Последняя предвоенная постановка - «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918-22 годах в Большом театре функционировала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского.

В сентябре 1943 года Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940-50-е годы ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы - Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 года с Большим театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, свыше 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959 год), «Семён Котко» (1970 год) и «Игрок» (1974 год) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972 год), «Отелло» Дж. Верди (1978 год). В целом для оперного репертуара 1970-х - начала 1980-х годов характерно стилевое многообразие: от опер 18 века («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1979 год; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983 год), оперной классики 19 века («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979 год) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977 год; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982 год). В лучших спектаклях 1950-70-х годов пели И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, Т. И. Синявская, В. А. Атлантов, А. А. Ведерников, А. Ф. Кривченя, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан, Ю. А. Мазурок, Е. Е. Нестеренко, А. П. Огнивцев, И. И. Петров, М. О. Рейзен, 3. Л. Соткилава, А. А. Эйзен, дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности главного режиссёра (1982 год) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 года осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже» (режиссер Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» (режиссер Г. П. Ансимов) Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне (режиссер Е. В. Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссер С. Ф. Бондарчук). С конца 1980-х годов оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Орлеанская дева» Чайковского (1990 год, впервые на сцене Большого театра), «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова. Среди постановок - совместная российско-итальянская работа «Князь Игорь» А. П. Бородина (1993 год). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.

В 1995-2000-е годы основа репертуара - русские оперы 19 века, среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945 года, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссер Г. П. Ансимов; обе 1997 года), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998 год, режиссёр Б. А. Покровский). По инициативе Б. А. Руденко исполнены итальянские оперы («Норма» В. Беллини; «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти). Другие постановки: «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло; «Набукко» Дж. Верди (режиссер М. С. Кисляров), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (немецкий режиссёр И. Херц), «Богема» Дж. Пуччини (австрийский режиссёр Ф. Мирдита), наиболее удачная из них - «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (английский режиссёр П. Устинов). В 2001 году под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» Прокофьева (режиссер А. Б. Титель).

Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001 годы): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» и «Фальстаф» Дж. Верди; «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа). Возросло количество новых оперных постановок, среди них: «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Турандот» Дж. Пуччини (все 2002 года), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (2003 год; аутентичное исполнение), «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003 год; впервые в Большом театре), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (впервые в Большом театре) и «Летучий голландец» Р. Вагнера (обе 2004 года), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005 год).

Н. Н. Афанасьева.


Балет Большого театра
. В 1784 году в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 году в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони). Репертуар включал их собственные постановки и переносы спектаклей Ж. Ж. Новерра. В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 века наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского, возглавлявшего балетную труппу в 1812-39 годах. Он ставил спектакли различных жанров, в том числе на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821 год). Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор, работавшей в Большом театре в 1823-39 годах и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ф. Тальони, музыка Ж. Шнейцхоффера, 1837 год, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская, Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850-е годы австрийской танцовщицы Ф. Эльслер, благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).

С середины 19 века романтичные балеты стали терять своё значение, несмотря на то, что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-е годы - А. И. Собещанская. На протяжении 1860-90-х годов в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861-63 годах работал К. Блазис, получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-е годы были балеты А. Сен-Леона, перенёсшего из Санкт-Петербурга «Конька-Горбунка» Пуньи (1866 год). Значительным достижением стал «Дон Кихот» Л. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869 году. В 1867-69 годах осуществил несколько постановок С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера, и др.). В 1877 году приехавший из Германии известный балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком 1-й (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880-90-е годы хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин. К концу 19 века, несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: стоял даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 году сокращённой вдвое. Причиной тому были отчасти малое внимание к труппе (считавшейся тогда провинциальной) Дирекции императорских театров, неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве начала 20 века.

В 1902 году балетную труппу Большого театра возглавил А. А. Горский. Его деятельность способствовала возрождению и расцвету балета Большого театра. Хореограф стремился насытить спектакли драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902 год), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910 год), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913 год), большое значение имели также переделки классических балетов («Дон Кихот» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана). Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин, В. А. Каралли, А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, с ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров, танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров.

1920-е годы в России - время поисков новых форм во всех видах искусства, в том числе и танца. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 году К. Я. Голейзовский поставил на сцене Филиала Большого театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана. Официально признанным достижением Большого театра считалась постановка В. Д. Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» на музыку Р. М. Глиэра (1927 год), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии).

С конца 1920-х годов роль Большого театра - теперь столичного, «главного» театра страны - возрастала. В 1930-е годы сюда переводят из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской, А. М. Мессерером, М. М. Габовичем. В репертуар были включены балеты «Пламя Парижа» В. И. Вайнонена и «Бахчисарайский фонтан» Р. В. Захарова (оба на музыку Б. В. Асафьева), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в постановке Л. М. Лавровского, перенесённый в Москву в 1946 году, когда в Большой театр перешла Г. С. Уланова. Начиная с 1930-х годов и до середины 1950-х годов основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. К середине 1950-х годов жанр драматического балета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремящихся к преобразованиям. В начале 1960-х годов Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты («Геологи» Н. Н. Каретникова, 1964 год; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1965 год). Новым словом стали спектакли Ю. Н. Григоровича. Среди его новаторских постановок, созданных в сотрудничестве с С. Б. Вирсаладзе: «Каменный цветок» Прокофьева (1959 год), «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965 год), «Щелкунчик» Чайковского (1966 год), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968 год), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975 год). Эти масштабные, остродраматические спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения - экспрессивного, подчас высокопарного. В 1960-1970-е годы постоянными исполнителями в балетах Григоровича были ведущие артисты Большого театра: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Б. Фадеечев, М. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, А. Б. Годунов и др. С конца 1950-х годов балет Большого театра начал регулярно выступать за рубежом, где приобрёл широчайшую популярность. Последующие два десятилетия - период расцвета Большого театра, богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого и притом интернационального зрителя. Однако преобладание постановок Григоровича привело к однообразию репертуара. Старые балеты и спектакли других хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. Труппа перестала нуждаться и в характерных танцовщиках, и в мимистах. В 1982 году Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет - «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, В. Боккадоро, Р. Пети. В 1991 году в репертуар вошёл балет «Блудный сын» Прокофьева в постановке Дж. Баланчина. Тем не менее, до середины 1990-х годов репертуар почти не обогащался. Среди спектаклей, поставленных на рубеже 20-21 веков: «Лебединое озеро» Чайковского (1996 год, постановка В. В. Васильева; 2001 год, постановка Григоровича), «Жизель» А. Адана (1997 год, постановка Васильева), «Дочь фараона» Ч. Пуньи (2000 год, постановка П. Лакотта по мотивам Петипа), «Пиковая дама» на музыку Чайковского (2001 год) и «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра (2003 год; оба - хореографа Пети), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2003 год, хореограф Р. Поклитару, режиссёр Д. Доннеллан), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (2004 год, хореограф Дж. Ноймайер), «Светлый ручей» (2003 год) и «Болт» (2005 год) Шостаковича (хореограф А. О. Ратманский), а также одноактные балеты Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина и др. Среди ведущих танцовщиков 1990-2000-е годы: Н. Г. Ананиашвили, М. А. Александрова, А. А. Антоничева, Д. В. Белоголовцев, Н. А. Грачёва, С. Ю. Захарова, Д. К. Гуданов, Ю. В. Клевцов, С. А. Лунькина, М. В. Перетокин, И. А. Петрова, Г. О. Степаненко, А. И. Уваров, С. Ю. Филин, Н. М. Цискаридзе.

Е. Я. Суриц.

Лит.: Погожев В. П. 100-летие организации императорских московских театров: В 3 кн. СПб., 1906-1908; Покровская 3. К. Архитектор О. И. Бове. М., 1964; Зарубин В. И. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993. М., 1994; он же. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки балетов на русской сцене. 1825-1997. М., 1998; «Служенье муз...». Пушкин и Большой театр. М., ; Федоров В. В. Репертуар Большого театра СССР 1776-1955 годы: В 2 т. N.Y., 2001; Березкин В. И. Художники Большого театра: [В 2 т.]. М., 2001.

Многолетняя тоска по сильной дирижерской руке, чуть притухавшая с разнообразными назначениями, опять вступила в Большом театре в фазу обострения. За две недели до премьеры оперы Верди «Дон Карлос» (фактически первой полноценной оперной премьеры сезона) свой пост покинул музыкальный руководитель и главный дирижер Василий Синайский, который, собственно, вел эту постановку. Сейчас на сайте театра имя музыкального постановщика отсутствует. Вся надежда на приглашенного на эту продукцию второго дирижера, американца Роберта Тревино.

Но и дальше надо как-то жить. Вряд ли новый директор Владимир Урин будет пробовать экспериментальные форматы, как его предшественник Анатолий Иксанов, какое-то время продержавшийся вообще без главного дирижера, а только с дирижерской коллегией. Так что опять встает вопрос - кто? Харизматичный, с крепкими нервами, не боящийся публичности, светскости и масс-медиа, не уставший, с западными горизонтами, но и пониманием российской специфики. И чтоб хоть какая-то альтернатива Гергиеву..

Туган Сохиев

Родился во Владикавказе (1977), окончил питерскую консерваторию у Ильи Мусина. С2005 г. работает в Мариинке. С2008 г. - музыкальный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы. С2010 г. - главный дирижер Немецкого симфонического оркестра, то есть второго оркестра Берлина. Все признаки звездного взлета. В Большом театре не дирижировал.

Александр Лазарев

Родился в Москве (1945). Окончил Московскую консерваторию. В 1987-1995 годах был главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра, и это время частью коллектива до сих пор воспринимается как золотая эпоха. Больше, чем кто-либо, олицетворяется с «былым величием». Сотрудничает со многими западными оркестрами. В 2012 году поставил в Большом оперу «Чародейка».

Александр Ведерников

Родился в Москве (1964). Окончил Московскую консерваторию. Работал в БСО Владимира Федосеева. В 1995-2004 гг. возглавлял московский оркестр «Русская филармония». 2001-2009 гг. - музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра, где числился реформистом. Расстался с театром не полюбовно, хотя в 2011 году вернулся продирижировать балетом на музыку Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии». В настоящее время имеет в основном западные ангажементы.

Владимир Юровский

Родился в Москве (1972), в1990 г. переехал в Германию, где и окончил образование. Рано и успешно начал дирижерскую карьеру. С 2001 по2013 г. - художественный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля. С2007 г. - главный дирижер Лондонского филармонического оркестра. С2011 г. - художественный руководитель ГАСО. До этого много сотрудничал с РНО Михаила Плетнева. Пламенный просветитель. Кумир продвинутой московской публики. В прошлом сезоне дебютировал в Большом театре с оперой «Руслан и Людмила», но разногласия не позволили ему работать там дальше.

Дмитрий Юровский

Младший брат Владимира Юровского. Родился в Москве (1979), в1990 г. переехал в Германию. Дирижированию обучался в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера в Берлине. С2011 г. - главный дирижер Королевской Фламандской оперы в Антверпене, а также московского оркестра «Русская филармония». На гастролях в Лондоне и Мадриде дирижировал «Евгением Онегиным» Большого театра.

Теодор Курентзис

Родился в Афинах (1972), в 1994 г. приехал в Петербург учиться дирижированию у Ильи Мусина. В 2004-2011 гг. возглавлял Новосибирский театр оперы и балета. С 2011 г. - Пермский театр оперы и балета. Из Новосибирска в Пермь с ним переехала часть музыкантов из созданного им оркестра Musica Aeterna . Революционер. Гуру. Борец с мейнстримом. В Большом выпустил две работы - «Воццека» и «Дон Жуана», но, похоже, они с театром не сошлись характерами.

Василий Петренко

Родился в Санкт-Петербурге (1976). Окончил хоровое училище и питерскую консерваторию. Незаметно работал в Питере, но как только начал западную карьеру - заставил о себе говорить. С2005 г. - главный дирижер Ливерпульского оркестра. С2008 г. - главный дирижер Национального юношеского оркестра Великобритании. С этого сезона - главный дирижер Филармонического оркестра Осло, после которого уже можно допрыгнуть и до коллектива класса А. Единственная должность на родине - главный приглашенный дирижер Михайловского театра, с первой же постановкой попал только что в список номинантов «Золотой маски». С Большим театром не работал.

Дирижер Туган Сохиев, в настоящее время являющийся музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы и Немецкого симфонического оркестра Берлина, стал музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на заявление гендиректора ГАБТа Владимира Урина.

Василий Синайский, занимавший пост музыкального руководителя и главного дирижера ГАБТа с 2010 года, покинул театр в начале декабря 2013 года по собственному желанию. Премьерные спектакли оперы "Дон Карлос", которыми должен был дирижировать Синайский, представили Роберт Тревиньо и Джакомо Сагрипанти.

"Я говорил, что мы до 1 февраля определимся с нашим новым музыкальным руководителем. Как вы знаете, в начале декабря Василий Серафимович Синайский покинул стены Большого театра, поэтому в середине сезона нужно было определяться. Хочу его (нового музыкального руководителя) представить - Туган Таймуразович Сохиев. Он один из самых востребованных дирижеров на Западе, он возглавляет оркестр Капитолия Тулузы и Немецкий симфонический оркестр Берлина", - сказал Урин.

Гендиректор ГАБТа отметил, что у дирижера очень плотный график, и есть другие контрактные обязательства. "Мы договорились о том, что Туган будет входить постепенно в дела театра, - сказал Урин. - Сейчас он улетает в Филадельфию, его контракты будут выполняться. До конца сезона он будет появляться в Москве. Реально он начнет работать и встанет за пульт в следующем сезоне. В следующем сезоне он осуществит два проекта".

Урин подчеркнул, что новый музыкальный руководитель очень молод, и у него нет опыта работы в таком театре, как Большой. "Но я счел это не самым главным. Валерий Гергиев возглавил Мариинский театр в 33 года", - сказал он.

"Важно было понять, что наши взгляды очень похожи, мы совпадаем с тем, как понимаем Большой театр. Что очень важно, потому что нам вместе принимать решения", - добавил гендиректор.

Сохиев объяснил, почему принял решение возглавить театр, хотя его график очень плотный. "Очень неожиданное было предложение, я долго думал. Самое главное, что меня убедило возглавить этот один из великих театров мира, это серьезная и ответственная задача. Личность нынешнего директора театра, который ясно понимает, как должен театр развиваться. Когда есть команда, с которой можно строить театр, это очень много", - сказал дирижер.

Дирижер сказал, что должен будет сокращать свои западные контракты. "Я сохраню свои отношения с оркестрами, с которыми я работаю. Но год от года я буду все больше входить в работу Большого театра. По возможности, я буду проводить здесь как можно больше времени, потому что это единственный путь наладить работу и наметить дальнейшие пути развития", - пояснил он.

Урин отметил, что после вхождения музрука в работу, они намерены наметить планы оперной труппы на ближайшие три года.

Сохиев отметил, что оперный репертуар ГАБТа должен включать самую разнообразную музыку: "Большому театру не стоит зацикливаться на определенных композиторах, репертуар должен быть очень большой. Такие возможности и такие таланты - я не думаю, что мы должны ограничиваться только русской или только французской оперой".

О своих музыкальных предпочтениях Сохиев сказал: "Я все люблю".

Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе (тогда Орджоникидзе). Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории в классе легендарного профессора Ильи Мусина. В 2002 году Сохиев дебютировал в Уэльском национальном оперном театре ("Богема"), а в 2003 году - в нью-йоркской Metropolitan Opera ("Евгений Онегин"). В том же году дирижер впервые выступил с лондонским оркестром "Филармония", концерт стал началом долгосрочного сотрудничества Сохиева с этим коллективом. В 2004 году на фестивале в Экс-ан-Провансе он продирижировал оперой "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. С 2005 года Сохиев активно сотрудничал с Мариинским театром, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер "Путешествие в Реймс", "Кармен" и "Сказка о царе Салтане".

В 2008 году дирижер стал музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы, где до этого на протяжении трех лет был главным приглашенным дирижером. С 2010 года он также возглавляет Немецкий симфонический оркестр Берлина.

В настоящее время дирижер активно гастролирует по всему миру. В сезоне 2012-2013 Сохиев дебютировал с Чикагским симфоническим оркестром и оркестром лейпцигского Гевандхауса, а также продолжил свое сотрудничество с Венским и Роттердамским филармоническими оркестрами. Среди его театральных работ - "Борис Годунов" в Венской государственной опере и балеты Стравинского в Театре Капитолия Тулузы. Народный артист республики Северная Осетия-Алания.

Туган Сохиев. Фото – Кирилл Каллиников

Скандал вокруг балета «Нуреев» может испортить репутацию российского Большого театра, который будет участвовать в финском Оперном фестивале в городе Савонлинна. Главный дирижер и музыкальный руководитель театра Туган Сохиев говорит, что вопросы, касающиеся балета, стоит задавать директору театра.

Главный дирижер московского Большого театра Туган Сохиев все еще верит в художественную свободу своей труппы, хотя недавний перенос премьеры балета «Нуреев» нанес урон репутации легендарного дома балета и оперы, который принимает участие в Оперном фестивале в финском городе Савонлинна.

Нуреев - легендарный танцор и гомосексуал. Утверждается, что министр культуры задумался о том, не будет ли балет нарушать закон, запрещающий «пропаганду гомосексуализма» среди несовершеннолетних. Закон уже применялся, например, для запрета гей-парадов.

«Спросите у генерального директора, который принимал решение о переносе премьеры балета. Я отвечаю за музыку»,

Напоминает Сохиев.

Редакция Helsingin Sanomat договорилась взять интервью у генерального директора Владимира Урина позже. Сохиев может рассказать только то, что слышал сам.

«Насколько мне известно, проект, поставленный в студии, было сложнее перенести на большую сцену. Для балета «Нуреев» были приглашены хороший композитор, блестящий хореограф, интересный постановщик.

Им, вероятно, требуется дополнительное время, и, насколько я знаю, премьера должна состояться уже до нового года, хотя изначально речь шла о следующем мае, так как у них много другой работы»,

Сказал он.

Сохиев отвечает за оперные постановки «Иоланты» и «Евгения Онегина» на музыку Петра Чайковского. 25 июля 2017 зрители смогли насладиться одноактной оперой «Иоланта».

«Во времена композитора балет «Щелкунчик» и оперу «Иоланта» показывали в один вечер. Тогда готовили театральные вечера, которые длились по 4-5 часов. Мы, в свою очередь, представляем отрывки из «Щелкунчика», которые отражают в данном варианте постановки скрытые аспекты «Иоланты»,

Отмечает дирижер.

На сцене крепости Олавинлинна появятся символические «черная» и «белая» комнаты.

«В Москве они также двигаются и объединяются, но в Олавинлинне это невозможно. Для этого представления мы сделали специальные новые и простые декорации»,

Рассказывает Сохиев.

Показ оперы «Евгений Онегин» состоится 26 июля. К сожалению, будет представлена концертная версия оперы, как это было сделано недавно в рамках Экс-ан-Прованского оперного фестиваля.

«На самом деле, концертное исполнение тоже возможно. Евгений Онегин» - необычная опера. Композитор представляет в ней серию лирических фрагментов. Это более камерная музыка, чем многие себе представляют»,

Говорит дирижер.

Большой театр упоминался в заголовках газет еще четыре года назад, когда тогдашнему руководителю театра плеснули в лицо кислотой. В нападении обвинили артиста балета.

«Это произошло, к счастью, до того, как я занял свой пост. Насколько я понимаю, речь шла о личном конфликте, который стал проблемой для всего театра. Теперь у нас хорошая здоровая атмосфера»,

Говорит Сохиев.

Сохиев отвечает и за оперное представление, которое должны посетить президенты России и Финляндии 27 июля, и произносит соответствующие ситуации вежливые слова: «Замечательно, что столетие Финляндии можно отметить подобным образом в кругу соседей».

Сохиев работает в Москве пять месяцев в году. Одновременно он остается и дирижером оркестра Тулузы во Франции. Он принимает участие в самых значительных событиях - например, приезжает на филармонические концерты Берлина и Вены.

«И на выступление Симфонического оркестра Финского радио! Дел много, но я постараюсь попасть и в эту любимую мной страну, чтобы дирижировать оркестром в 2019 году»,

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры