Неизвестный портрет иоганна себастьяна баха экспонируется в берлине. Биография баха иоганна себастьяна

Главная / Бывшие

Оригинал взят у davydov_index в Бах и гениальный музыкант, и отец 20 детей!

21 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!

Бальтазар Деннер. Иоганн Себастьян Бах с сыновьями.

Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.

В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа - Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.

Иоганн Бах и его жена Анна Магдалена Бах.

В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.

Иоганн Христиан Бах, музыкант, самый младший сын композитора.

Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Умер Иоганн Себастьян Бах в 1710 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1984 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.

31 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!




Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.



В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.



Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа - Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.



В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.



Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.



Умер Иоганн Себастьян Бах в 1750 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1894 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.

Узнать, как мог выглядеть Иоганн Себастьян Бах , можно из нашего фотообзора.

Иоганн Себастьян Бах (родился 21 марта 1685 Эйзенах, Германия — умер 28 июля 1750 Лейпциг, Германия) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Цель музыки - трогать сердца.

Бах Иоганн Себастьян

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на просьбы Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре а капелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном и Брунсом в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705—1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. К тому же, начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл более 40 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших — Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.

В четверг, 13 марта, в Берлинском соборе (Berliner Dom) открывается специальная выставка "Действительно Бах!" ("Echt Bach!"). Об этом сообщается на сайте дома-музея Баха в Айзенахе , являющегося организатором экспозиции. Главная сенсация - выставленный там пастельный портрет Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach), созданный около 1730 года, местонахождение которого было неизвестно на протяжении последних 80 лет.

Обретение пропавшего портрета

Картина была приобретена музеем в Айзенахе за 50 тысяч евро из частного собрания еще в декабре 2013 года, но сперва ее предъявили экспертам, и лишь затем - общественности. Специалисты тщательно проанализировали анонимную работу и пришли к выводу, что это, скорее всего, настоящий прижизненный портрет великого композитора.

О существовании пастельного изображения Баха, выполненного с натуры, известно давно: сохранилось письмо сына Баха, композитора Карла Филиппа Эммануила Баха (Carl Philipp Emmanuel Bach), в котором тот пишет первому биографу отца, Иоганну Николаусу Форкелю (Johann Nikolaus Forkel): "Портрет отца выполнен пастелью. В Берлине я заказал его акварельную копию, поскольку сухие краски не выносят сотрясений при перевозке".

Достойный провенанс

Известно, что несколько позже Карл Филипп Эммануил настоял, чтобы именно этот портрет послужил основой для гравюры в книге Форкеля. Исследователи предполагают, что сын Баха передал портрет отца биографу. В начале XX столетия он уже хранился в собрании известного коллекционера и поклонника Баха Манфреда Горке (Manfred Gorke), который собрал множество автографов композитора и его учеников. В 1936 году Горке продал портрет берлинскому промышленнику Густаву Винклеру (Gustav Winkler), после чего след работы затерялся на долгие десятилетия.

Несмотря на веские доводы в пользу подлинности работы, абсолютной уверенности в том, что мы имеем дело именно с портретом Баха, у специалистов нет и не будет. Таким образом, единственным неоспоримо подлинным изображением Баха является знаменитый портрет 1746 года кисти Элиаса Готлоба Хаусмана (Elias Gottlob Haußmann), входящий во все энциклопедии.

Два других портрета композитора - относящийся к веймарским годам Баха портрет работы Иоганна Эрнста Ренча (Johann Ernst Rentsch) и картина Иоганна Якоба Иле (Johann Jakob Ihle), предположительно появившаяся во время пребывания композитора в Кётене, весьма вероятно также являются прижизненными портретами Баха (все три картины - на заднем плане заглавного снимка), но это все же окончательно не подтверждено.

После выставки в Берлине вновь обретенный портрет Баха займет место в экспозиции музея в Айзенахе.

Пожалуй, самый известный портрет в истории классической музыки с июня 2015 года снова находится в Лейпциге. Картина проделала долгий путь.

Портрет Баха работы Элиаса Готтлоба Хаусмана вернулся в Лейпциг

"Бах снова дома!" - радуются жители Лейпцига. В музее Баха (Bach Museum Leipzig ), расположенном в бывшем здании школы при церкви святого Фомы, где в свое время преподавал Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach ), появился новый сенсационный экспонат, и какой! Речь идет о единственном прижизненном портрете великого композитора, о котором абсолютно точно известно, что он является подлинником и что на нем изображен именно Бах (относительно других портретов существуют те или иные сомнения).

Портрет Баха, 1748 год

Кроме того, полотно работы немецкого художника эпохи позднего барокко Элиаса Готтлоба Хаусмана (Elias Gottlob Haußmann ) обладает высоким художественным качеством, Бах на нем - "как живой". Именно этот портрет в многочисленных копиях определяет иконографию Баха во всем мире.

Долгий путь домой

О том, что уникальный портрет вернется в Лейпциг, где он был написан более двух с половиной веков назад, стало известно еще в конце 2014 года. Тогда было оглашено завещание американского мецената Уильям Шайде, скончавшегося в ноябре прошедшего года. Предприниматель Шайде, музыкант-любитель и страстный поклонник Баха, завещал Баховскому архиву в Лейпциге картину, которую он сам приобрел на аукционе в 1952 году.

Джон Элиот Гардинер во время беседы DW

Передача, как сообщает архив Баха, состоялась в конце апреля в Нью-Йорке: бургомистру Лейпцига Буркхарду Юнгу (Burkhard Jung ) картину передала вдова покойного Юдит Шайде. На открытии Баховского фестиваля в Лейпциге 12 июня знаменитый портрет был впервые после 265 лет представлен общественности в Германии.

Важную роль в "репатриации" портрета Баха сыграл и знаменитый британский дирижер и тонкий знаток музыки Баха сэр Джон Элиот Гардинер. Именно он посоветовал Шайде передать картину в Лейпциг и лично участвовал в возвращении. Британского специалиста в области аутентичного исполнительства связывает с картиной уникальная семейная история.

Будучи ребенком, сэр Джон имел возможность ежедневно видеть эту картину, которая на протяжении нескольких лет находилась в доме его отца в графстве Дорсет. Ему картина была передана на сохранение ее прежним владельцем, еврейским беженцем из Германии, Вальтером Йенке (Walter Jenke ). "Я вырос на глазах у Иоанна Себастьяна Баха", - пошутил Гардинер в интервью немецкой радиостанции Deutschlandradio Kultur . Тогда взгляд Баха казался ему "чрезвычайно строгим". Он с благоговейным страхом проходил ежедневно мимо портрета. "Это было время, когда я наизусть учил баховские мотеты", - вспоминает Гардинер. Позднее он попривык к портрету и Баха на стене уже не боялся.

Вот он какой, Бах...

Как и было оговорено с заказчиком, Хаусман написал в свое время портрет Баха в двух экземплярах, в 1746 и 1748 годах. Более ранняя версия картины хранится в музее городской истории Лейпцига, но сильно пострадала в прошлом столетии от неправильной реставрации. Второму из портретов повезло больше, краски на нем буквально сияют.

Бах позировал Хаусману в возрасте примерно шестидесяти лет. Он одет в парадный камзол и держит в руках нотный лист с записью своего произведения "Canon triplex à 6 Voc: per J.S. Bach ". Некоторые из зрителей полагают, что художник натуралистично прорисовал тонки красные жилки на носу композитора, любившего табак и красное вино.

Стоимость портрета оценивается в 2,5 миллиона евро.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры