Нелюбимые корабли кайзера. Модернизация линейных кораблей кайзера Разделы этой страницы

Главная / Бывшие

Annotation

В книге рассказывается о германских линейных кораблях типов “Кайзер” и “Кениг”, составлявших основу флота Открытого моря. Эти корабли участвовали в знаменитом Ютландском сражении и приняли на себя основной артиллерийский удар Гранд-Флита, а в 1919 г. во избежание захвата их Англией были затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу.

Детально описываются морские операции первой мировой войны, в которых участвовали эти корабли, организация и система управления флота Открытого моря.

Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.

Валерий Борисович Мужеников

Проектирование

Устройство

На стапеле и в достройке

В учениях и походах

В Скапа-Флоу

Литература

Валерий Борисович Мужеников

Линейные корабли типов “Кайзер” и “Кениг”. 1909-1918 гг.

C-Пб.: Издатель Р.Р. Муниров, 2006. - 116 с.: илл.

ISBN 5-98830-018-9

Историко-культурный центр АНО «ИСТФЛОТ» Самара 2006 г.

Боевые корабли мира

на 1-й стр. линейный корабль “Фридрих дер Гроссе”;

на 2-й стр. линейный корабль “Маркграф”;

на 3-й стр. линейный корабль “Принц-регент Луитпольд”;

на 4-й стр. германские линейные корабли на учениях и стрельбах.

Текст: на 1 стр. Линейный корабль “Кайзер” в Ютландском бою.

Тех. редактор Ю. В. Родионов

Лит. редактор Н.С. Медведева

Корректор С.С. Пономарева

Проектирование

Ещё задолго до того, как в кайзеровском флоте полностью укомплектовали I-ю линейную эскадру, состоящую из линейных кораблей типа “Нассау” и “Гельголанд”, стало ясно, что линкоры типа “Дёйчланд” (1903-08 гг., 13191/14218 т, 2x2 280-мм, 14 170-мм, 18-19,1 уз.), входящие во П-ю линейную эскадру, как последний тип германских додредноутов, необходимо будет как можно скорее заменить на более современные корабли. Поэтому имперское морское министерство планировало построить третью серию из пяти линейных кораблей-дредноутов в качестве замены устаревших броненосцев береговой обороны и броненосцев IV класса. Из них четыре предполагали использовать для укомплектования линейной дивизии, а один оборудовать как флагманский корабль командующего эскадрой с учётом размещения личного состава штаба эскадры.

В 1907 г., ещё до завершения проектирования дредноутов типа “Гельголанд”, главное управление департамента проектирования начало разрабатывать варианты проекта линейного корабля третьей серии, выполнение которых закончили в 1909 г.

С военно-технической точки зрения вопрос о строительстве кораблей третьей серии проходил этапы согласования с морским министерством, руководством флота, главным управлением департамента проектирования во главе с вице-адмиралом Эйкштедом и военно-морскими инспекциями. Причём было заранее известно, что требования флота о повышении гарантированной броневой защиты и скорости хода при сохранении существующего калибра орудий, несмотря на все технические ухищрения, нельзя было осуществить на кораблях прежних размеров с паровыми машинами и при прежнем расположении башен главного калибра. Стало ясно, что строительство улучшенного типа дредноутов откладывать нельзя. Таким образом, Германия оказалась вынуждена и вполне готова к продолжению постройки новых типов дредноутов. Третья серия германских дредноутов типа “Кайзер”, проект которых разработали в 1907-09 гг. и построенных по программам 1909-10 и 1910-11 бюджетных годов, представляла собой совершенно новый тип линейных кораблей кайзеровского флота, заметно отличающийся от ранее построенных кораблей этого класса.

Если проекты дредноутов типа “Нассау” и “Гельголанд” являлись оригинальной разработкой немецких конструкторов, то проект дредноутов третьей серии имел свои прототипы, и его разрабатывали не на пустом месте.

Прототипами и образцами для подражания могли служить британские линейные крейсера типа “Инвинсибл” (17250/20420 т, 8 305-мм, 24,6-26 уз.), общую разработку проекта и рабочие чертежи которых закончили ещё 22 июня 1905 г., а в феврале 1906 г. заложили “Инфлексибл” как первый корабль серии. Схема расположения артиллерии главного калибра такого крупного корабля крейсерского типа с эшелонированным по диагонали расположением барбетов с башенными установками артиллерии главного калибра в средней части корпуса, стоящими довольно близко друг к другу, имела свои характерные особенности, хотя и не без недостатков. Но в любом случае она не отвергалась даже для проекта линейного корабля, поскольку вполне реализовалась при приемлемой длине и ширине корабля, которые в свою очередь зависели от потребного внутреннего объема корпуса для обеспечения надлежащего расположения зарядных и снарядных погребов, машинных и котельных отделений.

Расположение башенных установок на построенном позднее (март 1908 г. - сентябрь 1910 г.) первом германском линейном крейсере “Фон-дер-Танн” (19370/21300 т, 8 280-мм, 10 150-мм, 24,8-27,4 уз.), проект которого под индексом “F” разработали в департаменте проектирования военно-морского ведомства Германии в период с августа 1906 г. по июнь 1907 г., было принципиально схоже с принятым на британских линейных крейсерах типа “Инвинсибл”. Только в отличие от британских крейсеров на “Фон-дер-Танне” средняя башня правого борта располагалась впереди левой, что стало традиционным для немецких проектов, и их дальше разнесли друг от друга по длине корабля и установили ближе к диаметральной плоскости (ДП), поэтому, теоретически, каждая имела больший, чем у англичан, сектор обстрела на противоположный борт (75° против 30°). Внутри этого сектора при наличии четырех башенных установок “Фон- дер-Танн” имел такой же бортовой залп, как и линкор “Нассау” с его шестью башнями.

В период постройки “Фон-дер-Танна” в Германии спроектировали следующий тип линейного крейсера, и по этому проекту построили два корабля: “Мольтке” (январь 1909 г.-сентябрь 1911 г., 22979/25400 т, 10 280-мм, 12 150-мм, 25,5-28,4 уз.) и “Гебен” (август 1909 г. - июль 1912 г.), являвшиеся наиболее точными прототипами дредноутов типа “Кайзер”.

В Великобритании после постройки “Дредноута” (октябрь 1905 г. - октябрь 1906 г.) последовало строительство по программе 1906-07 бюджетного года серии однотипных с ним линкоров из семи единиц - три единицы проекта Х-4: “Беллорофоп” (3 декабря 1906 г. - 20 февраля 1909 г.), “Темерэр” (1 января 1909 г. - 15 мая 1909 г.) и “Сьюпэрб” (6 февраля 1907 г. - 9 июня 1909 г.) и четыре проекта К-2: “Сент-Винсент” (30 декабря 1907 г. - май 1909 г.), “Коллингвуд” (3 февраля 1908 г. - апрель 1910 г.), “Вэнгард” (2 апреля 1908 г. - 1 марта 1910 г.) и “Фудроянт”.

“Дредноут” и три линкора типа “Беллорофон” образовывали 1-ю дивизию Флота Метрополии, четыре типа “Сент-Винсент” - 2-ю. Германия ответила четырьмя дредноутами типа “Нассау” (июнь 1907 г. - апрель 1910 г.) и четырьмя типа “Гельголанд” (октябрь 1908 г. - май 1912 г.).

Однако “Фудроянт” по проекту К-2 англичане достраивать не стали. Переименовав его в “Нептун” и увеличив водоизмещение на 650 т, длину на 3 м и ширину на 0,3 м, достроили корабль (19 января 1909 г. - январь 1911 г.) по программе 1908-09 бюджетного года по новому проекту с таким расположением башен артиллерии главного калибра, что в определённом небольшом секторе все они могли стрелять на один борт. В таком виде “Нептун” вошёл в состав 2-й дивизии линкоров. За ним по обычной программе 1909 бюджетного года по такому же проекту построили “Колоссус” (8 июля 1909 г. - июль 1911 г.) и “Геркулес” (30 июля 1909 г. - август 1911 г.). Больше линкоров с таким расположением башенных установок англичане не строили.

Третья группа дредноутов Германии была представлена типом «Кайзер» (Kaiser-Klasse). К 1912 году на вооружении находилось пять линкоров. Как и предыдущие аналоги, они имели уникальную систему управления. Два параллельно расположенных руля обеспечивали хорошую мореходность и малый радиус циркуляции при повороте судна. Такое трепетное отношение к техническому состоянию обуславливалось необходимостью прохождения линейных кораблей по Кильскому каналу и через другие узкие реки.

Конструкция и вооружение

В отличие от британских дредноутов «Кайзер» обладал более высоким бортом. Длина судна составляла 172 метра. Максимальная осадка при полной загрузке достигала 9,1 м. В таком состоянии корабль мог пройти мелководные реки только в период приливов. При получении ранения и необходимости вернуться в родную гавань «Кайзер» должен был либо уменьшить нагрузку, тем самым снизив погружение нижней части судна, либо дождаться прилива.

Данный класс оснащался пятью поворотными башнями главного калибра – все предыдущие немецкие линкоры имели по 6 башен. При этом надстройки были размещены таким образом, что 4 пары тяжелой артиллерии могли стрелять одновременно по одной цели. В ряде случаев появлялась возможность работать всеми пушками главного калибра. Таким образом, «Кайзер» по силе удара приблизился к новому британскому « ».

В носовой части отсутствовал таран. Это говорило о том, что немцы уже не использовали тактику таранного боя. Предыдущий « » имел ровную верхнюю палубу. Новый дредноут обладал полубаком – носовой надстройкой, которая защищала судно от заливания в момент быстрого движения.

Все немецкие дредноуты включали два вида противоминных установок – средние 152-мм и легкие 88-мм пушки. Главный соперник – Великобритания, устанавливали только 102-мм орудия. Лишь «Айрон Дюк» впервые использовал калибр 152 мм.

В качестве защиты использовались плиты из никелевой стали, созданные по технологии Круппа. Толщина таких листов в некоторых местах достигала 400 мм, что превосходило показатели укрепления английских дредноутов. Общий вес брони составлял около 10 тонн, она занимала более 40% от всего водоизмещения судна.

Торпедное вооружение было сокращено до пяти 500-мм аппаратов.

Служба

Перед Первой мировой войной «Кайзеры» проходили многочисленные испытания и участвовали в учениях в Северном и Балтийском морях. В 1914 году дредноуты осуществили полугодовое путешествие по Атлантическому и Тихому океанам. Они посетили свои колонии в Африке, зашли в несколько портов Южной Америки. Летом того же года начали очередные учения в Северном море, которые переросли в реальные боевые действия по причине объявления войны. Первое время линкоры не участвовали в морских баталиях. Их основными задачами были следующие действия:

  • Патрулирование и разведка в поисках британских эскадр.
  • Обстрел вражеского побережья.
  • Прикрытие собственных более мелких кораблей, устанавливающих минные заграждения.

Боевой опыт 4 из пяти линейных кораблей «Кайзер» был получен в Ютландском сражении. Неприятель находился на расстоянии более 10 км. Но вооружение обеих сторон позволяло начать обоюдный обстрел. Немецкие дредноуты получили ранения, однако за короткий промежуток времени были отремонтированы и продолжили службу. Следующим знаковым боем стала операция «Альбион», где

Обзор нового линкора 4 уровня от VoodooKam.
Наконец вышли в свет новые с иголочки линкоры и я сегодня хочу вам рассказать о корабле, который не оставит равнодушным ни одного настоящего линкоровода и заслуживающего того, чтобы остаться навсегда в порту – гордость военно-морского флота Германии Kaiser-класс. Но перед тем, как начать рассказать о нем, необходимо получить общее представление о линкорах четвертого уровня.

С первого взгляда может показаться, что сильных черт у корабля не так уж и много, но при ближайшем рассмотрении каждого из компонентов я могу прийти к выводу о том, что на текущий момент это самый лучший ЛК4 и вот почему.

Выживаемость

В первую очередь хочется отметить чудовищное бронирование нашего дредноута. Он настолько бронирован, что его цитадель можно пробить только чудом. С крепостью Кайзера на 4 уровне может поспорить разве что буханка прошлогоднего чёрствого хлеба, при попытке надкусить который у тебя ломаются зубы вместе с челюстью. У него, прости Господи, 350-мм бронепояс и лютый слоеный пирог из внутренних скосов и бронеплит, не выбиваемые ничем орудийные башни. И при этом невозможно сказать, что он страдает от фугасных снарядов - особенность компоновки позволяет ему «съедать» своими бортовыми башнями фугасы, а сравнительно небольшая надстройка не получает излишнего урона. Лучшая на уровне ПТЗ позволяет нивелировать урон от авиационных и корабельных торпед, а повышенное количество ХП дает возможность как можно дольше существовать в бою. Разработчики не врали, когда обещали хтонические бронированные «танки» в игре. Кайзер полностью оправдывает подобное прозвище. Даже в ближнем бою ему почти невозможно нанести тяжелый урон снарядами меньше 305 мм, а фугасный урон способен навредить лишь случайным пожаром.

Вооружение

Это одновременно сильная и слабая сторона этого корабля. Достоинствами этого корабля можно назвать высокую кучность стрельбы в купе с повышенной скорострельностью. Опытные игроки по достоинству оценят возможность часто и, что немаловажно, метко закладывать полный бортовой залп с этого линкора, а, я напомню, бронирование позволяет светить боками и ничего не бояться. Так же калибр в 305 мм является оптимальным для доминации над кораблями младших классов, таких как крейсера и эсминцы. Первые отлично пробиваются и получают полный урон от ББ, а у вторых, благодаря быстрой перезарядке, имеют меньше времени для сближения на опасную дистанцию торпедирования.
Но одновременно с этим именно вооружение является главным недостатком корабля. Его бронебойные снаряды слишком слабы против линкоров-одноклассников и особенно против линкоров уровнем выше вплоть до беспомощности. Наблюдать за сражением двух инвалидов-Кайзеров может лишь очень стойкий человек (а сейчас такие бои встречаются на 4 уровне почти повсеместно). Одновременно с этим очень сильно мешает возможность бортовых башен стрелять на противоположный борт через корпус. Это конечно хорошо, что бортовая башня теоретически может принять участие в полном бортовом залпе, но на практике углы стрельбы на противоположный борт ничтожно малы и на практике сделать это чрезвычайно сложно, но при этом оперативно переложить орудие на свой борт не выйдет, оно будет двигаться одновременно вместе с кормовыми башнями, что может стать в некоторых ситуациях критическим недостатком корабля.

ПВО и ПМК

Про ПВО можно сказать только одно – она есть. Нет, правда. Корабль, который самолетов в глаза никогда не видел, действительно имеет хорошую группу ПВО на уровне с другой ПВО-баржей Вайомингом, а в некоторых её компонентах даже превосходя, например, в дальней ауре. На практике несмотря на рандомность ПВО в игре в отряде с другими ЛК4 выходит сбить от половины до всего вражеского авианалета авианосцев четвертого уровня, оглушенных от собственной безнаказанности, что, согласитесь, весьма неплохо.
Также важно отметить, что ПМК на этом корабле является лучшим на уровне. Дальность стрельбы, достойная кораблей средних уровней, приличный урон и возможность усилить перками обозначенные выше характеристики дают возможность быть наиболее опасным в ближнем бою корытом.
В заключение хочу сказать, что Кайзер являет собой самый лучший линкор для обучения игре на линкорах тех, кто всегда хотел, но боялся спросить. Тактика игры на Кайзере диктуется самой песочницей: ходи туда где тонко, бей тех, кого сможешь достать, не подставляйся под торпеды и авиацию, но его преимущества в ближней дистанции позволят игроку гораздо смелее выходить на ближний бой и таким образом стремительно пройти курс молодого бойца в школе «5 километров и ближе», а на хайлевеле за допущенные ошибки в речной потасовке не прощают. И это не говоря о том, насколько комфортным станет четвертый уровень для игры, после того как ажиотаж на новые линкоры схлынет и все пойдет своим чередом. Определенно рекомендую попробовать всем игрокам на этом классе эту машину.

Часть 1 Продолжаю выкладку кораблей японского флота в моей альтернативе «Мы наш, мы новый, флот построим…» В этой статья речь…

  • "Мы наш, мы новый, флот построим...". ЯПОНСКИЙ ФЛОТ. Часть 1.

    Добрый день уважаемые коллеги, Продолжаю выкладку кораблей из АИ «Мы наш, мы новый флот построим…» В этот раз никакого номера у…


  • Другие Орланы или альтернативные корабли Проекта 1144

    Данная АИ разработана как иллюстрация великолепной работе коллеги PaintFan08 выложенной на сайте DeviantArt. Поэтому не судите строго, пришлось…

  • Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

    Всем доброго времени суток. Предшествующая выкладка текста, посвященного модернизации отечественных броненосцев в мире «Спасителя…

  • Визуализация внешнего вида отдельных кораблей, описанных в мире «Снов Великого князя»

    Всем доброго времени суток. Хотел бы представить здешней общественности мои первые более или менее масштабные потуги на визуализацию облика…

  • Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича. Линкоры типа «Кайзер Карл»

    В 1913 году Флот Открытого моря получил первые линейные корабли вооружённые 15-и дюймовыми орудиями главного калибра. Эти корабли стали сильнейшими…

  • Суровая днепровская броня

    Реки - широкие полноводные реки, всегда являлись хорошими «естественными преградами», на которые могли опираться самые прочные…


  • Почему они уступали в дальности хода

    Как-то раз за обедом капитан первого ранга Тирпиц беседовал с кайзером Вильгельмом про развитие немецкого флота. Тирпиц излагал стройную и логичную концепцию. Иметь столько же колониальных кораблей, сколько есть у Великобритании, невозможно и неоправданно. Колонии Германии разбросаны по всему миру, почти не заселены и дают очень маленький вклад в государственный бюджет. Следовательно, океанский театр военных действий является второстепенным. С другой стороны, мы ведь помним войны с Данией, которые подошли к логическому завершению как раз тогда, когда датский флот утратил стратегическую инициативу. Англия, хоть и гораздо могущественнее Дании, концептуально на нее похожа. И тоже будет применять стратегию морской блокады, подвозя ресурсы из заморских владений, которых у Англии, кстати, существенно больше. С другой стороны, когда мы победим в континентальной части войны, для закрепления успеха потребуется установить блокаду Англии, высадить на острова десант и снабжать его всем необходимым. Для этого нужно на Северном море иметь флот сильнее и больше английского. В целом, это, как уже сказано, нереально. Но множество заморских владений - множество потенциальных театров военных действий, где нужно держать боевые корабли. Так что, казалось бы, нет ничего невозможного в достижении превосходства в отдельно взятом море. При словах "сильнее и больше" глаза кайзера загорелись багровым пламенем, и в этот момент он понял, что хочет иметь не средство защиты берегов, а Флот Открытого Моря.

    Изменившаяся в 1895-1897 годах идеология морской войны позволяла так легко жертвовать дальностью плавания. Сложнее всего для кайзера было свыкнуться с мыслью, что фраза "сильнее и больше" распространяется не на все. Доктрина Тирпица предполагала, что основой немецкого флота станут эскадры броненосцев, приспособленных к условиям Северного моря. Крейсера будут обслуживать эти эскадры. При этом проблемы с крупнокалиберными пушками и малой дальностью хода превращались из багов в фичи. Дело в том, что в Северном море не было ни больших расстояний, ни хорошей видимости, которые позволили бы англичанам реализовать преимущество по этим статьям. Но корабли в Циндао и на других базах превратились бы в смертников, потому что, строясь по остаточному принципу, во всем уступали бы британским. А уступки давались Вильгельму II с большим трудом, поэтому он требовал строить как линкоры, так и крейсера. В результате такой двойственности, политика правительства несла на себе печать неясности и нерешительности, что и получило свое отражение в боевых элементах задуманных тогда кораблей, например, упомянутого в первой части статьи крейсера "Бисмарк".

    Другой сложной задачей было протолкнуть идею соперничества с Англией через Рейхстаг, который был в курсе заветов экс-канцлера Бисмарка, и без которого не могли быть выделены обширные деньги на судостроительные программы. Помогла англо-бурская война. У Германии были экономические интересы в регионе, она снабжала буров оружием. Естественно, англичанами задерживались для досмотра не только корабли, которые везли оружие, но и вообще все немецкие корабли, огибавшие Африку. Сторонники колониализма преподнесли это как оскорбление. Еще бы, ведь перевозка груза из немецкого порта Гамбург в немецкий порт Дар-эс-Салам - внутреннее дело Германии. И в 1900 году принимается новый морской закон, который дает Тирпицу карт-бланш на реализацию его амбиций.

    Окончательный вид доктрины Тирпица известен также под названием "теории риска" и стал прообразом доктрины ядерного
    сдерживания. Не имея возможности содержать такой же большой флот, как Великобритания, Германия стремилась сосредоточить в Северном море достаточно сил, чтобы сделать для англичан операции против немецкого флота слишком рискованными и требующими предельного ослабления других театров. Таким образом, Германия сможет обезопасить свое побережье и станет ценным союзником для любого, кто захочет поколебать британское владычество на морях. В качестве "любого" виделась, например, Россия. В 1902 году, во время визита кайзера в Петербург имел место забавный эпизод, когда на его яхте был поднят сигнал: "Адмирал Атлантического океана приветствует адмирала Тихого океана". Довольно тонкий намек. А когда на Тихом океане Россия села в лужу, место гипотетического союзника заняли Соединенные Штаты, чьи интересы противоречили гораздо сильнее английским, чем германским. Ночным кошмаром правительства Великобритании стало бы сближение Германии с Францией, но это относилось к области фантастики.

    Что строилось по остаточному принципу

    Для обслуживания эскадры требовались корабли двух классов, которые у немцев уже были: "большой крейсер" и "маленький крейсер". Как мы помним, эскадра, лишенная фрегатов, слепа, беспомощна, если преследует противника, и находится в очень опасном положении, если избегает встречи с ним. Объем задач был столь обширен, что англичане использовали для этого три класса кораблей. При этом, в первое десятилетие ХХ века они почти полностью обновили свой крейсерский парк. Немцы, сосредоточившись на линкорах, не имея к тому же тех денег и верфей, что были у англичан, не могли так просто списать устаревшую бронепалубную армаду и были вынуждены исходить из того, что есть. "Маленькие крейсера" взяли на себя функции, которые в английском флоте исполняли "скауты" и "тауны". А именно: вести разведку для линейных эскадр, борьбу с легкими силами противника, уничтожать вражескую морскую торговлю, лидировать флотилии эскадренных миноносцев, нести службу стационаров в иностранных водах в мирное время, выступать в роли минных заградителей.

    Было совершенно очевидно, что "газели" не могут выполнять всех этих функций. И что другой корабль такого же водоизмещения тоже не сможет их все выполнять. Например, не может иметь достаточной для рейдерства дальности хода. Поэтому в 1905-1918 году немецкие "маленькие крейсера" постоянно увеличивались в размерах, превзойдя к концу войны "большие крейсера" 90-х. Сначала шла борьба за скорость и дальность хода, потом - за бронирование и вооружение. Гонка за двумя зайцами - "таунами" и "скаутами" - привела к тому, что "штадты", названные в честь городов Германии, уступали первым в огневой мощи (по прежнему 105-мм пушки главного калибра), а вторым - в экономической целесообразности. Плюс ко всему, их было очень мало, и многие крейсера, находясь к началу войны в колониях, были вскоре потеряны. На иллюстрации выше - "Бреслау", один из крейсеров "штадт"-серии.

    Что вписалось в доктрину Тирпица

    Что касается собственно эскадры, шансы сравняться в этом вопросе с англичанами у немцев, на момент принятия доктрины Тирпица, были довольно малы. Неравенство финансовых и промышленных мощностей, необходимость содержать большую армию - не единственные тому причины. Дело в том, что срок службы военных кораблей исчисляется десятками лет, и чем больше корабль, тем дольше он сохраняет отличную от нуля боевую ценность. В английском флоте на 24 эскадренных броненосца (и три дешевых броненосца "второго класса"), построенных в 90-е, приходилось около двадцати броненосцев, построенных в 80-е и 70-е годы и находившихся в строю до конца века. Немцы же, к моменту, когда кайзер Вильгельм беседовал с капитаном Тирпицем, имели в строю 4 броненосца, построенных в 90-е, 5 построенных в 80-е, и 9 - построенных в 70-е, в том числе за границей. В большинстве своем, это были броненосцы, которые англичане определили бы во "второй класс". К моменту принятия морского закона 1900 года, было построено еще пять. Соответственно, через двадцать лет, помимо построенного за грядущие годы, англичане имели бы 24-27 броненосцев, построенных в 90-е, а немцы - только 10.

    Однако в 1905 году случилось событие, нивелировавшее эту фору. В связи с изменившейся тактикой морского боя, новые дредноуты имели колоссальное преимущество перед кораблями прошлого десятилетия, и британская фора обесценилась. Обе страны начали ударными темпами строить корабли с "только большими пушками". Тенденция коснулась и крейсеров. Узнав, что англичане хотят построить крейсер, такой же, как "Дредноут", только с 234-мм пушками вместо 305-мм, немцы, испытывающие проблемы с крупнокалиберными орудиями (самым большим калибром у них был 280 мм), решили сделать уменьшенную копию своего нового линкора "Нассау", которая одновременно была бы продолжением линейки броненосных крейсеров. Получившийся "Блюхер" был "большим крейсером" нового поколения во всем, кроме одного: он нес "только большие пушки" в шести двухорудийных башнях, но это были привычные для немецкого флота 210-мм орудия . Наверное, мало кто кусал локти так, как кусал их Тирпиц, узнав, что это была дезинформация, и на английских линейных крейсерах стоят полноценные линкорные двенадцатидюймовки. До сих пор не понятно, к какому классу следует относить "Блюхер", переходный тип между броненосными крейсерами XIX века и линейными крейсерами XX века. Но с новым кораблем - SMS "Фон дер Танн" - немцы не подкачали.


    Боевое применение линейных крейсеров тогда виделось не только в крейсерских операциях, но и в эскадренном бою. Вдохновившись опытом Цусимы, военно-морские теоретики видели в том, что теперь принято считать шагом отчаяния, революционное решение. Вильгельм II, желая иметь в генеральном сражении как можно более многочисленный флот, требовал от своих кораблестроителей обеспечить новым крейсерам такую возможность. Как было известно со времен битвы при Ялу, для этого им требовалось полноценное бронирование. Чтобы при этом не проиграть в скорости, немцы вынуждены были сделать то, что англичанам мешали сделать предрассудки. Линейный крейсер "Фон дер Танн" оказался больше современного ему немецкого линкора "Нассау", незначительно уступая ему в бронировании. Орудий главного калибра на крейсере (280 мм) было меньше, но расположение башен на линкоре все-равно не позволяло задействовать больше восьми пушек одновременно - столько же, сколько было на "Фон дер Танне".


    С учетом всего этого, "Фон дер Танн" превосходил "Инвисибл" по всем статьям. Превосходил в скорости, потому что был больше. Имел, в отличии от своего английского конкурента, полноценное линкорное бронирование. Что касается орудий, то, в артиллерийской дуэли превосходство немца в броне нивелировало разницу в дальности эффективной стрельбы. То есть, 305-мм пушки "Инвисибла" были бы опасны для "Фон дер Танна" лишь на том расстоянии, на котором 280-мм пушки уже были бы опасны и для "Инвисибла". Кроме того, немецкие 280-мм пушки, за счет некоторых технических находок, придавали снаряду большую скорость, несмотря на равную длину в калибрах, и делали до трех выстрелов в минуту, в то время как англичане могли производить только 1,5-2. Что обеспечивало немцам преимущество в артиллерии как в эскадренном бою, так и при решении крейсерских задач, для которых, по мнению Тирпица, 280-мм пушек было совершенно достаточно. Схема расположения орудий на "Фон дер Танне" и "Инвисибле" была одинаковая: по одной башне в носу и корме, две в середине корпуса, расположенные диагонально. Но на немецком крейсере диагонально расположенные башни были разнесены на порядочное расстояние, за счет чего достигалась возможность одновременного использования восьми орудий в секторе 125 градусов с каждого борта. На "Инвисибле" они находились слишком близко, поэтому он мог давать восьмиорудийный бортовой залп только в секторе 30 градусов, и попытки делать это приводили к оглушению расчета второй башни воздействием дульных газов. После Фолклендского сражения, такую практику признали нежелательной.

    Гонка вооружений линейных крейсеров

    В следующей серии линейных крейсеров англичане разнесли бортовые башни подальше, обеспечив 70-градусный сектор стрельбы на противоположный борт, уступая "Фон дер Танну", но уже не так критично. Зато немцы линейным крейсерам "Мольтке" и "Гебен" добавили еще одну двухорудийную башню, что окончательно закрепило их преимущество в артиллерии - хороший пример того, как грамотный подход может перечеркнуть превосходство в средствах. При этом следует отметить, что немецкие линейные крейсера пока что были на несколько тысяч тонн больше, чем соответствующие им английские. Заметив это, англичане не стали стесняться с размерами, закладывая "кошачью" серию.

    Немецким оппонентом "кошек" стали "Зейдлиц" и три корабля типа "Дерфлингер" (на иллюстрации ниже). Последние наконец-то получили 305-мм пушки. Это было необходимо, ведь "Лайон" нес 343-мм пушки, что в сочетании с наконец-то появившейся нормальной броней делало его преимущество над немецкими линейными крейсерами первых серий и "Зейдлицем" подавляющим. А вот если сравнивать с "Дерфлингером", преимущество, причем существенное, было уже у немца. Броневой пояс "кошек" снаряды "Дерфлингера" могли пробить с расстояния 11 700 м. Толстую германскую броню новые английские пушки могли пробить с расстояния только 7800 м. Зато все башни у англичан теперь были расположены в одну линию, что обеспечивало хороший сектор обстрела на оба борта.


    "Дерфлингер" получился меньше "кошек", но при этом не уступал существенно в скорости и нес гораздо большую массу брони благодаря еще одному удачному техническому решению. Немцы наконец-то смогли в паровые машины. Причем за счёт применения котлов с трубками малого диаметра размеры котельных отделений были гораздо меньше, чем у британских крейсеров. Сравнив, скажем, "Лютцов" с "Тайгером", можно заметить, что у немца масса механизмов и брони составляет 14% и 35% от нормального водоизмещения. У англичанина, соответственно, 21% и 26%.

    Сравнивать немецкие крейсера того времени с английскими проще, чем с итальянскими и французскими. Потому что война их уже сравнила.


    На иллюстрации - германские линейные крейсера выходят в море перед битвой на Доггер-банке. Справа налево «Зейдлиц», «Мольтке» и «Дерфлингер».

    Стратегия войны в Северном море

    "Теория риска" себя не оправдала. Никакого второго флота, вместе с которым немецкий был бы способен сравниться с английским, не нашлось. Однако сам по себе немецкий флот к началу войны представлял собой грозную силу. В августе 1914 года Гранд Флит насчитывал 20 линкоров, к которым вскоре прибавились еще два, а Флот Открытого Моря - 14. При таком соотношении сил, качество кораблей и выучка экипажей не имели большого значения. Правда, Германия располагала также двадцатью броненосцами, но у Великобритании этого добра было еще больше, и восемь броненосцев типа «Кинг Эдвард» были приданы Гранд Флиту. Преимущество англичан в легких кораблях - эсминцах и крейсерах - было подавляющим. Весь этот флот был развернут еще до начала войны. По инициативе Черчилля, тогда первого лорда Адмиралтейства, ежегодные летние маневры были совмещены с пробной мобилизацией Третьего резервного флота. Маневры закончились как раз 23 июля, и корабли были рассредоточены по портам для демобилизации. Но провести ее не успели: первый морской лорд Луи Баттенберг почувствовал, чем дело пахнет. 26 июля флот был снова приведен в состояние повышенной готовности, и пробная мобилизация оказалась настоящей.

    Стратегия немцев была обусловлена соотношением сил и строилась на том, чтобы сперва ослабить вражеский флот путем действий миноносцев и подводных лодок, а также минными постановками. При этом легкие силы должны были получать непосредственную поддержку со стороны линейных крейсеров и прикрытие - со стороны линкоров, которые могли прийти на помощь в случае встречи с крупными силами противника. Только после того, как эти меры принесут результат, планировалось дать генеральное сражение. Предполагалось, что английский флот сам придет к Гельголандской бухте для осуществления ближней блокады, и станет уязвим. Однако, развитие техники сделало ближнюю блокаду невозможной. Линкоры и броненосцы не могли оставаться в море дольше недели из-за ограниченного запаса угля, а минные постановки и угроза ночных торпедных атак вынуждали их держаться подальше от берега.

    Поэтому англичане действовали хитрее. Гранд Флит базировался на Скапа Флоу, за пределами предполагаемой дальности ночного перехода немецких миноносцев и подводных лодок. А легкие крейсера и эсминцы зачищали Северное море от германских легких сил и минных заградителей. Успеху этих действий способствовало то, что у Германии была на Северном море всего одна морская база - в Гельголандской бухте, - глубина которой позволяла вывести в море тяжелые корабли только во время прилива. Тогда как английский флот располагал развернутой сетью баз в Ла-Манше и на побережье Северного моря, имевшей по отношению к Германии охватывающее положение. В результате, Флот Открытого Моря не имел должной свободы действий даже в Северном море, уже не говоря об Атлантике.

    Содержание линкоров действительно напрягало британскую экономику. Увы, Германии корабли обходились, конечно же, не дешевле. Может показаться, что, в результате морских амбиций Вильгельма II, Германия имела «на руках» несбалансированный флот, перекошенный в сторону тяжелых кораблей, пользы от которых было немного, при катастрофической нехватке легких. Этот вывод верен, если сравнивать с Британией или Японией, которые, как океанские державы, нуждались в большом количестве крейсеров. В той же Франции ситуация с этой компонентой была куда хуже. Вообще-то, кроме Германии, Британии и Японии, постройкой легких крейсеров для службы при линейных эскадрах в начале ХХ века занималась только Австро-Венгрия. Россия заложила несколько таких кораблей в 1913-14 годах, но достроить их не успела. Учитывая, что полностью пренебрегли этим классом кораблей как минимум США, Франция и Италия, следует признать такую несбалансированность общим недостатком флотов того времени, проистекавшим из концепции Sea Power .

    Прошмыгнуть под заграждениями

    Подводная лодка первоначально расценивалось как одно из средств воспрепятствования ближней блокаде, поскольку могла незаметно подобраться к крупным боевым кораблям и атаковать их. Действия вблизи берегов противника были затруднены тем, что сторожевые корабли, самолеты и наблюдательные посты очень быстро открыли бы присутствие лодки, эффект внезапности был бы утрачен, потенциальные цели смогли бы своевременно уклоняться от опасности, и командиру лодки следовало бы подумать скорее не о том, как нанести урон противнику, а о том, как унести ноги. С другой стороны, при поиске в открытом море, в отсутствие вспомогательных береговых средств, лодка могла была быть обнаружена только случайно. И чаще всего это не несло противнику никакой пользы, потому что субмарина могла легко сменить район дислокации. Недостатком поиска в открытом море было то, что, не имея сведений о намерении противника, найти цель тоже можно было только случайно. Поэтому для получения значимого результата требовалось задействовать очень большое количество подводных лодок.

    Поначалу немцы не имели такой возможности, рассчитывая на свои субмарины в сражении у Гельголандской бухты. Со временем стало ясно, что его не будет, а шансов проскользнуть в Атлантику и атаковать там торговые суда у подводной лодки побольше, чем у крейсера. Для преследования и уничтожения большинства грузовых кораблей даже скромных возможностей тогдашней подводной лодки - утлого суденышка с единственной пушкой и надводной скоростью около 15 узлов - было достаточно. Поскольку до войны субмарины вообще всерьез не воспринимались, никаких сколь-нибудь эффективных способов борьбы с ними придумано не было.

    Неограниченная подводная война и что из этого вышло

    Серьезным препятствием были обычаи того времени, в соответствии с которыми, нельзя было просто взять и потопить торговое судно в открытом море. При встрече с таким судном рейдер должен был приказать ему остановиться. Затем торговое судно подвергалось досмотру, и могло быть потоплено, если там есть военный груз, предназначенный для враждебной страны. Или если оно оказало сопротивление. Но даже в таком случае экипаж, пассажиры и судовые документы должны быть предварительно доставлены в безопасное место. В своей «дальней блокаде» Германии англичане делали все это и даже больше. Капитану судна, направлявшегося в Германию, предлагалось проследовать в английский порт и продать товары там - за хорошую цену. Нейтральные державы это целиком и полностью устраивало.

    Единственным безопасным местом, куда подводная лодка могла доставить экипаж потопляемого судна, были шлюпки, а, поскольку торпед было мало, и они стоили дорого, для потопления цели предпочтительно было использовать единственную на лодке легкую пушку - с близкого расстояния. Этот номер замечательно работал с невооруженными грузовыми кораблями. И англичане начали хитрить. Они разрешили своему торговому флоту использовать флаги нейтральных стран и устанавливать на борт оружие. Учитывая, что субмарина имеет единственную пушку, обычно 37-мм или 75-мм, и не может уйти под воду после первого же удачного попадания, для противостояния ей было достаточно не бог весть какого вооружения. Но англичане пошли еще дальше, и создали специальные корабли-ловушки, которые ходили в районе действия под видом торговых, а когда им приказывали остановиться, выкатывали на палубу орудия и расстреливали подводную лодку со словами: «такие глупые немцы».

    «Таких глупых немцев» это очень злило, и они топили корабли без предупреждения. Осознав неизбежность такого подхода, кайзер Вильгельм провозгласил «неограниченную подводную войну». Немцы, будто подслушав советы современных имперцев, угрожали топить любое судно, которое будет следовать в Англию.

    Как на это отреагировали нейтралы? Представьте себя президентом американской страны «С», которая торгует с двумя воюющими европейскими. Обе эти страны установили морскую блокаду друг-друга. Но страна «А» спокойно останавливает суда, идущие в «Г» и перекупает товары. Никаких убытков и минимум рисков. С другой стороны, страна «Г» просто топит без предупреждения все корабли, идущие в направлении «А». В том числе и те, что на самом деле направлялись как в «Г», так и в вовсе непричастные к войне страны «Д», «Н», «Ш» и другие. При этом, помимо убытков, гибнет прорва народу, потому что страна «Г» топит любые корабли, от сухогрузов с углем до пассажирских лайнеров. Итак, на месте президента страны «С», не поддержите ли вы в конфликте «А», чтобы поскорее прекратилось это безобразие?

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры