Описание картины девочка на шаре пабло пикассо. «Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина? Двое артистов резко контрастируют друг с другом

Главная / Бывшие

Пабло Пикассо покидает родину и поселяется в Париже. Его жизнь становится светлее, более насыщенная яркими красочными образами и «голубой период» его творчества сменяется «розовым».

Картина «Девочка на шаре» является первым творением и открывает новый цикл образов, созданных величайшим художником современного искусства.

Тема низших слоев общества, изгоев, актеров и циркачей была весьма популярна в изобразительном искусстве с приходом такого направления как натурализм.

Люди и места их обитания изображались откровенно и детально, быт разных верст населения изучался и отображался в искусстве. Произведения были в большей мере весьма пессимистичны.

Вероятно, в цирке и его актерах Пикассо больше всего заинтересовал контраст: яркие представления и жестокий быт после них, богатство цветов и красок и нищета артистов, невероятная популярность представления и любовь публики, граничащая с презрением, как к самым низшим слоям общества.

Одновременно, во время представлений можно было видеть и контрастные номера, в которых участвовали большие страшные животные и легкие воздушные гимнастки, огромные силачи, нелепые клоуны и ужасные карлики. В своей картине «Девочка на шаре» Пабло Пикассо постарался передать именно этот контраст – контраст во всем.

Профессию двух персонажей, что занимают практически все полотно, угадать весьма просто – это артисты цирка. Но они сейчас не дают представление, полное красок и огней.

Вероятно, они путешествуют от одного города к другому и остановились где-то в пустынной местности, где нет ни людей, ни домов, ни растений, ни животных. Лишь вдали прогуливается кто-то из артистов цирка с черной собакой, и белая лошадь пытается найти хоть какую-то растительность.

От такого пейзажа уныло у всех на душе, жизнь представляется весьма тяжелой, полной лишений и нищеты. За блеском и яркостью скрываются тяжелые голодные будни. Но мастерство нужно поддерживать, и артисты постоянно репетируют свои номера.

Огромный силач-атлет отдыхает, присев на куб, а девочка-подросток тренируется. Между этими двумя персонажами существует очень много различий. Он – огромный и могучий, с хорошо развитыми мышцами, она – тонкая и хрупкая, с изящными линиями и великолепной грацией.

Еще один контраст этих артистов цирка в том, что он сидит и отдыхает. Все его мышцы расслаблены и атлет является олицетворением спокойствия и основательности, в то время как поза девочки напряженная.

Она пытается устоять на большом шаре, и каждая клеточка ее тела находится в напряжении. Одновременно, чтобы подчеркнуть разницу между этим двумя полярными людьми, Пабло Пикассо помещает шар и куб.

Цветовая гамма картины также контрастна. Голубой цвет, предпочитаемый Пикассо в предыдущей серии картин, сквозит лишь в одежде девочки и атлета, а основу составляют различные оттенки розового.

Одна из самых известных картин Пикассо.


В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж.

Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов.

Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко

подействовало на молодого Пикассо.


При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом» .

Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903-1904 годах.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре» 1905 г. .
В творчестве Пабло Пикассо картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» ,

пришедший на смену «голубому» и еще сохраняющий в себе его отзвуки. .

Картина "Девочка на шаре" не относится к кубизму (как известно,Пикассо основоположник кубизма).

Действительно картина переходного периода. Классификация сложная, можно отнести к стилю модерн.

На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов.

В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач.

Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер.

Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие.

Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия.

Двое артистов резко контрастируют друг с другом.

С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на

Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия.

Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью

нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого

картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.

В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка.

Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей.

В ней есть также нужда, горе, болезни.

Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником.

Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки.

А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета.

Картина жива и очень динамична, как художник добился такой динамики?

Рассмотрим картину в деталях, и, не вторгаясь в компетенцию искусствоведенья, изучим визуальные решения.
Первое, на что можно обратить внимание - противопоставление молодости и пластичности девочки опыту и силе атлета. Шар, на котором девочка удерживает хрупкое равновесие противопоставлен кубическому цирковому реквизиту, на котором сидит атлет.

Таким образом есть контраст и конфликт - не только между двумя персонажами, но и двумя состояниями человека, происходящими с ним в течение его жизни, конфликт поколений.
Обратим внимание, что конфликт не заявлен художником в действиях персонажей, на картине взаимоотношения скорее родственные, возможно - это брат и сестра, девочка открыта, взгляд атлета спокоен.
Все это достаточно очевидно и общеизвестно.

Посмотрим еще внимательнее.
Девочка нарисована в холодных тонах, атлет - в теплых.
Обычно холодные тона визуально характеризуют персонажа отрицательным и, возможно, это выглядит странно для миловидной девочки, которую нарисовал великий художник. Но, если вспомнить свой подростковый период - разве не лезли мы на конфронтацию со взрослыми по всякому любому поводу? Разве не нарушали сложившиеся в обществе правила - формальные и неформальные? Это заложенный природой механизм, дестабилизирующий общественную систему в целом, но, одновременно, раздвигающий границы общечеловеческого восприятия.

В цветах, которыми нарисована девочка, есть тревожность. Это и ее страх потерять равновесие, и тревога атлета за девочку, и тревога старшего за будущее юных.

Пластичность девочки контрастно подчеркнута статичной, спокойной осанкой атлета. В изгибах девочки - не только желание удержать равновесие, но и импульсивность характера, готовность к играм и провокациям, во взгляде атлета - солидность и готовность подхватить, поддержать, в мышцах и самой позе атлета - сила и готовность к быстрым, ловким движениям.

Направление девочки - вперед, на зрителя, в будущее. Атлет сидит спиной к зрителю, взгляд зрелого человека обращен в прошлое.
Возникающее движение времени подчеркнуто маленькой девочкой в красном платье, она логически завершает время внутри картины - детство, юношество, зрелость.

Теперь проведем несколько экспериментов.

Использовав графический редактор, поменяем тон девочки в теплый…

а еще - уберем людей…


…и лошадь с заднего плана.

С каждым внедрением в исходный замысел художника внутренняя напряженность и движение картины заметно снижается. «Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь - это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру - еще одно важное движение, легкое и воздушное. Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.

Попробуйте в своем воображении убрать еще и красный бантик на голове девочки - картина «высохнет» окончательно.

После этого стоит еще раз оценить решения художника - внешне несложные - которые «зарядили» картину внутренней энергией, движением и пластикой.

источник

А вот ещё одно мнение...

Каждый в этой картине может увидеть что-то свое.

Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее.

Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины.

Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно.

Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах.

Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.

По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений.

Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре.

В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне
удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия.

Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем. Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему.

Место расположения акробатов - на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь.

Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого.

В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо."

СЕВЕРОВ А,С,

Изящная, миниатюрная «девочка на шаре» на картине Пабло Пикассо изначально была вовсе не девочкой

Картина «Девочка на шаре»
Холст, масло, 147 х 95 см
Год создания: 1905 год
Ныне хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

На Монмартре, в обиталище бедняков и богемы, испанец Пабло Пикассо чувствовал себя среди родственных душ. Он окончательно перебрался в Париж в 1904 году и по несколько раз в неделю пропадал в цирке Медрано, имя которому дал любимец городской публики клоун Жером Медрано, соотечественник художника. Пикассо подружился с артистами труппы. Иногда и его принимали за акробата-иммигранта, настолько Пикассо стал своим в цирковой среде. Тогда же он начал писать большую картину о быте артистов. Среди героев полотна были ребенок-акробат на шаре и наблюдающий за ним старший товарищ. Однако в процессе работы замысел радикально менялся: по данным проведенных в 1980 году рентгенографических исследований, художник несколько раз полностью переписывал картину. На получившемся в итоге полотне «Семья акробатов» подростка на шаре уже нет. Оставшийся в эскизах эпизод живописец превратил в другую картину меньшего размера - «Девочку на шаре». По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона, знавшего Пикассо, художник написал ее на обороте закрашенного мужского портрета из экономии, потратившись на холст и краски для «Семьи акробатов».

В России «Девочка на шаре» стала гораздо популярнее большой картины, с тех пор как была куплена в 1913 году меценатом Иваном Морозовым и оказалась в Москве. В Новороссийске в 2006-м акробатке с шедевра Пикассо поставили памятник.


Справа: Мальчик, балансирующий на шаре. Йоханнес Гётц. 1888 год

1 Девочка . Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году. И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.


2 Шар . Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Александр Бабин предположил, что шар, на котором балансирует акробатка, - это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.


3 Атлет . Ричардсон писал, что Пикассо, вероятно, позировал приятель из цирка Медрано. Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление - кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.

4 Розовый . Период с конца 1904 по 1906 год в творчестве Пикассо условно именуют «цирковым» или «розовым». Американский специалист по искусству XX века Э.А. Кармин объяснял пристрастие художника этому цвету тем, что купол в цирке Медрано был розовым.

5 Пейзаж . Искусствовед Анатолий Подоксик считал, что местность на заднем плане напоминает гористый испанский ландшафт. Пикассо изобразил не нанятых в стационарный цирк артистов, а часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине.


6 Цветок . В данном контексте цветок с его недолговечной красотой - символ мимолетности, краткости бытия.


7 Лошадь . В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков.


8 Семья . Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах, отмечала искусствовед Нина Дмитриева, труппа - идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире, где, подобно другим представителям богемы, считаются маргиналами.


9 Куб . Александр Бабин, приводя латинскую поговорку Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata («Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен»), писал, что статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.

Художник
Пабло Пикассо

1881 - родился в испанском городе Малага в семье художника.
1895 - поступил в Барселонскую школу искусств и ремесел.
1897–1898 - учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
1904 - переселился во Францию.
1907 - создал картину , в которой наметился поворот к кубизму и из-за которой пошли слухи, что художник сошел с ума.
1918–1955 - был женат на русской балерине Ольге Хохловой. В браке родился сын Пауло (Поль).
1927–1939 - роман с Мари-Терез Вальтер, дочерью модистки. У влюбленных родилась дочь Майя.
1937 - написал «Гернику», одну из самых известных антивоенных картин в мире.
1944–1953 - роман с художницей Франсуазой Жило, родившей ему сына Клода и дочь Палому.
1961 - женился на Жаклин Рок.
1973 - умер от отека легких на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви в Мужене, Франция.

Иллюстрации:Alamy / Legion-media, AKG / East News, National Gallery of Art

Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо

Небольшая, но яркая история по картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» дополняет новым глубоким смыслом известное на весь мир произведение.

У меня только и есть в жизни, что голова на плечах, мускулистое тело да сестрёнка Карменсита. Родители погибли при пожаре. Несчастный случай. Директор оставил нас при цирке. Пожалел.

Я сейчас силачом выступаю. А в юности звезд с неба не хватал. Носил лошадям воду, кормил собачек, продавал билеты. Зазывалой работал. Сестру в обиду не давал. Всегда от соседских мальчишек защищал. Она во мне души не чает. Поэтому сразу прибежала со своим горем.

Малой недавно тринадцать исполнилось. Грудь уже появляется. Она акробатка. Гибкая, тоненькая. Как лоза. Гнется, но не ломается.

Характер есть в ней.

А тут говорит, директор начал приставать в темном закоулке. Прижиматься, слова говорить всякие. Она испугалась. Вырвалась.

Я прямо в бешенство впал. Пошел к нему. Говорю, что ты, козел старый, совсем нюх потерял? Ты что к ребенку пристаешь? За грудки схватил. Пригрозил.
Он задыхаться стал, за сердце хвататься. Я отпустил. Плюнул, ушел.

А сегодня две лошади у нас слегли. И у меня предчувствие такое нехорошее… Уходить надо. Завтра получка. После нее и уйдем. Будет тяжело, но прорвёмся. В цирке оставаться нельзя.

Карменсита репетирует. А я не могу этого урода из головы выбросить. Всех гимнасток уже опробовал. Мало.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры