Описание по картине н крымова зимний вечер. Сочинение по картине Н.П

Главная / Бывшие

Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" .

Цели и задачи:

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
  2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
  3. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
  4. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимний вечер)».
  5. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон.
  6. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы

Оборудование:

Презентация Power Point;

Раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто, разноуровневые задания).

Повторение:

Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста;

Ход урока:

  1. Вступление

А) Слово учителя. Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. Наша задача - познакомиться с особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине.

Б) Актуализация знаний. Что бы вы изобразили на своей картине «Зимний вечер»? Какие краски использовали на полотне? Где бы происходило действие вашего пейзажа? Легко ли передать на картине сумерки?

В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа , как поэт скромной русской природы. Сейчас мы прочитаем искусствоведческий текст И.Бортко и познакомимся с особенностью манеры письма Н.П. Крымова.

  1. Работа с текстом

Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня. И.Б. Порто.

1. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Прочитайте текст выразительно.

3. О чем этот текст? Какова его тема?

4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?

5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова).

6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает автор? (Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи).

7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова - живопись полутонов ).

8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).

9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).

10. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:

Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).

Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Подчеркните прилагательные с существительными, к которым они относятся

Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника - живопись полутонов? (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую).

Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-.

Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное ).

Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины) .

Обобщение.

Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.

  1. Работа с картиной

1. Рассматривание картины.

2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием ).

4. Какие признаки наступающего вечера вы видите? (Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).

Тени на снегу : длинные, предвечерние, лилово-голубые, густая тень от холма, длинная тень вдоль глубоко протоптанной тропинки.

О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега . Дома вы должны были работать со словарём и найти эпитеты, помогающие описать снег. (Белый, голубой, голубовато-серый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый, лилово-синеватый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, глубокий)

5. Работа по карточкам : В: описание неба;

С, Н: описание деревьев.

В вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).

Н, С вариант: Какими изображены деревья?

(Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).

6. Палитра художника.

Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).

Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).

7. Что мы видим в центре картины? Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

В чем особенность построения картины, ее композиции?

(Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины.

8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)

9. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).

10. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1. Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

2. Зима в изображении художника

а) Снег, небо, тени

б) Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

в) Палитра художника.

3. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.

Примеры сочинений


Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

Н. П. Крымов - известный русский художник, мастер лири­ческого пейзажа, выросший в семье живописцев. Он страстно любил природу, любил изображать ее, открывая ее тесные связи с человеком. Пейзажи Крымова исконно русские, они проник­нуты любовью художника к Родине, ее величавой и тихой приро­де. Особенно Крымов любил изображать зиму. Вот что писал об этом художнике И. В. Порто: «Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот пери­од: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым све­том заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настро­ение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о кото­ром он так часто говорил своим ученикам. В картинах это корот­кое по протяженности время как бы обостряет все существо при­роды, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густе­ют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожи­данными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений - и сумерки погасят эту красивую пору дня».

Такой пограничный сюжет, воспроизведение грани дня и ве­чера, мы видим и на картине И.П. Крымова «Зимний вечер», созданной в 1919 году. В центре сюжета ее - русская деревушка зимой. На переднем плане перед нами предстает огромная, за­порошенная снегом равнина. Мы видим небольшую речушку, скованную льдом и припорошенную снегом. На берегу ее - мел­кий кустарник, рядом с ним тихонечко притаились маленькие пташки, спасающиеся от морозов. Глубокий снег увенчан голубовато-лиловыми вечерними тенями, мягко ложатся на него лучи заходящего солнца. Мы словно ощущаем этот хрустящий под ногами снег, небольшой бодрящий морозец, славный, прозрач­ный воздух. «Картина построена по диагонали: надвигающаяся

тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, ве­зущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой». В центре картины мы видим окутанные снегом деревенские до­мишки. За ними возвышаются старые могучие рыжевато-коричневые деревья, мощные кроны которых устремлены взеленова- то-сизое небо. На заднем плане притаились два небольших до­мика, сельская церквушка, уходящий вдаль лес. Картина созда­ет удивительно настроение, передавая особое состояние покоя и умиротворенности, царящее в вечерней зимней природе. Глядя на этот пейзаж, я невольно вспоминаю стихи Фета:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Этому поэту было свойственно особое эстетическое воспри­ятие природы. Думается, также воспринимал природу и И. П. Крымов. В. Фаворский в воспоминаниях об этом художнике писал: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз раз­ной, в каждом пейзаже своей». Действительно, пейзаж этот уди­вительно музыкален. Мы словно погружаемся в тишину предве­чернего часа, нарушаемую лишь скрипом полозьев саней, везу­щих сено, да приглушенными ударами колоколов. До чего же хорош этот зимний угасающий день!

Художник в основном использует холодные тона и оттенки: нежно-голубоватый, зеленоватый, лиловый, сизый. Этот пейзаж создает настроение умиротворенности, радости, располагает к философскому размышлению.

Передо мной сейчас находится репродукция картины пейзажиста Крымова «Зимний вечер», по которой нужно написать сочинение. На картине автор изобразил настоящую русскую зиму, которая уже господствует полным ходом, окутав своим снежным покрывалом всю деревню.

Крымов Зимний вечер

Основная часть полотна на переднем фоне – это снег, который покрыл поле своими сугробами, спрятав осеннюю траву под пышным белоснежным одеялом. И только изредка виднеются верхушки небольших кустарников. На одном из них сидят птицы. То ли прячутся от хищников, то ли нашли там злачное местечко, где можно насытиться ягодами. Снег не блестит на солнце, и оно понятно, ведь солнце уже не светит ярко, оно уже низко над горизонтом.

На картине Крымова «Зимний вечер», среди сугробов, виднеются протоптанные тропинки, по которым ежедневно ходят сельчане. Как раз на одной из тропинок Крымов и изобразил небольшую группу людей, среди которых есть и ребенок. Наверное, они вышли на вечернюю прогулку, чтобы перед сном насытиться свежестью воздуха. Кто-то отбился от группы, засмотревшись на заходящее солнце.

На втором плане Крымов на картине «Зимний вечер» изобразил начало деревни. Мы видим старые небольшие деревянные домики, в окнах которых уже горит свет, а может это блики, которые отбрасывает солнечный свет. Крыши домов покрыты белоснежным снегом. Создается впечатление, будто дома надели белоснежные шапки.
Рядом с домами расположен амбар. Как раз к нему направляются две повозки, полностью загруженные сеном.

Рядом с деревней, немного левее, находится лиственный лес. Кроны деревьев пышные, видно, что этому лесу много лет. Из-за деревьев выглядывает колокольня, откуда по праздникам звучит звон, созывая всех сельчан на службу.

Работая над картиной Крымова «Зимний вечер» и ее описанием, хочется сказать и о своих эмоциях, которые вызывает во мне картина, и они приятные, хоть саму зиму я не люблю. На картине «Зимний вечер» видно, что ветра нет, а значит, даже в мороз, на улице приятно и хорошо. Глядя на работу, ощущаешь под ногами скрип снега, слышишь чириканье птиц. Природа постепенно погружается в ночную пучину, поэтому ощущается спокойствие, умиротворенность.

Цели.

Познакомить учащихся с произведением живописи. Развитие художественного воображения на основе описания картины, представлений, развитие письменной и устной речи. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.

Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

Оборудование: Репродукция картины “Зимний вечер” у каждого ученика.

Словарный диктант.

Голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло, лилово-голубые тени, заходящее солнце, обоз с сеном, зеленовато-серый, розово-лиловый

Вступление.

Сегодня наш урок посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. Совсем недавно к нам в гости заглянула зима, начался новый год.

Синим сумраком, легкой порошей, старой елочкой, сказкой, мерцаньем и треском свечей, и колючим морозцем, и россыпью звездных лучей.

Именно такой увидел зиму мастер пейзажной живописи Н.П. Крымов.

Мы с вами знакомились и говорили о живописи и пейзажах Крымова. Вы должны были дома подготовить сообщение о жизни Н.П. Крымова.

Ученик читает сообщение о художнике.

Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно связано с развитием русского изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией. Крымов был художником счастливой творческой судьбы, рано получившим признание. Пожалуй, редкий случай, когда произведение, написанное учащимся второго курса Училища живописи, ваяния и зодчества, приобреталось в Третьяковскую галерею.

Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в семье художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Петр Алексеевич рано заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию. После окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал, и в 1904 году был принят в числе первых. В те годы в училище был очень сильный и авторитетный состав преподавателей. Закончив в 1911 году училище, Крымов вступил на самостоятельный творческий путь зрелым, сложившимся художником. В 1910-е годы молодой художник продолжает разрабатывать в своем творчестве проблему пейзажа-картины.

Крымов прожил долгую, 74-летнюю жизнь, которая, казалось бы, прошла без видимых волнений и трагедий. Но в этом, наверное, особая внутренняя сила и душевная стойкость человека, на долю которого, как и людей его поколения, выпали три войны и три революции. Он является одним из лучших пейзажистов 20 века, который так же был известен и как теоретик живописи и как гениальный педагог (в 1919-1930 художник долгое время преподавал в Пречистенском практическом институте). Учителями этого художника были такие мастера как В.А.Серов и К.А.Коровин. Н. Крымов был противником каких-либо экспериментов в области искусства и благодаря этому он описывал всё живое, как оно есть.

Художник был последователем классического направления живописи сложившегося в 19 веке. Он попытался собрать воедино и обобщить это направление. У него было большое количество учеников, которых он обучал по собственной системе. И еще больше учеников выучились по его системе. Отличительной чертой этого художника было то что он прививал каждому своему ученику чувство индивидуальности. Крымов является настоящим приверженцем классического направления живописи, он оставил глубокий след в живописи 20 века в России.

Мы с вами уже рассматривали картины художника. Давайте вспомним их. (“Ветреный день”, “После дождя”, “Рассвет”, “Утро”)

Что изображает на своих картинах художник, что воспевает? (Он воспевает в своих пейзажах русскую природу, скромную внешне, но полную очарования)

Очень много картин Крымов посвятил зиме. Зима была любимым временем года. Какие это картины? (“Зимний вечер”, “Зимний день”, “Зима”, “Розовая зима”, “Зимний пейзаж”)

С натуры Крымов писал только летом. Зимние пейзажи написаны им по памяти, но не смотря на это, они очень достоверны. Он мог правдоподобно передать состояние природы, освещение. Зимние пейзажи Крымова могли бы дать подробный и звучный по цвету рассказ об этом времени года. Крымов никогда не стремился создать огромные полотна. Такова и картина “Зимний вечер”. В молодости это было связано с ограниченными средствами. В годы учебы художник нуждался. Он не имел денег на живописные принадлежности. Он пользовался теми красками, которые счищали со своих холстов состоятельные ученики. Позднее он говорил своим ученикам: “Совсем не обязательно писать огромные холсты широкими мазками. Можно писать одной маленькой кисточкой на маленьком холсте и красок потратит на копейку.” В зрелые годы большие размеры холста ничего добавить к индивидуальности мастера не могли. Его небольшие по размерам пейзажи всегда оставались монументальными.

Давайте обратимся к картине “Зимний вечер”. Рассмотрите внимательно картину.

Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова “ Зимний вечер”?

(На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.)

Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

(Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!)

Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите?

(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.)

В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

(Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.)

Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

(Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.)

Какими изображены деревья?

(На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.)

Опишите деревушку.

(Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.)

В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: “Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей”. Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?

(Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)

Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?

(Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.)

Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

(Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.)

Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. “Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде”, - говорил художник.

Составление плана.

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план.

Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

Зима в изображении художника:

Г) особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Написание сочинения-описания.

“Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...”.

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Заледеневшая речка на переднем плане тоже имеет свои оттенки. Лед, укрывший водоем, практически сливается со снегом, поскольку имеет такой же бледно-бирюзовый цвет. О том, что это река, говорят только кустарники и птицы, усевшиеся на них.

Такое различное соединение цветов снега как нельзя лучше раскрывают ту самую русскую морозную зиму, к которой привык каждый человек. Именно такого снега ждут каждый год, именно он придает миру одновременное ощущение холода, свежести, чистоты и праздничного настроения.

Небо у Крымова имеет особую колористику – оно одновременно салатового и песочного оттенка, которые удивительным образом гармонируют между собой. Небесный свод словно обнимает окружающий пейзаж и жизнь людей, демонстрируя потрясающую красоту природы. От такого пейзажа веет умиротворением и покоем, который создает гармоничное сочетание теплых и холодных красок. Как правило, такой необычный закат – это время морозного и одновременно теплого дня.

У Крымова снег пушистый и одновременно воздушный. Он несет в себе неброскую красоту и демонстрирует разнообразие русской зимы, в которой есть метели, есть морозные дни и оттепели. На картине «Зимний вечер» изображена та зима, которую любят многие – морозная, воздушная, добрая и невероятно очаровательная благодаря сочетанию цветов.

«Зимний вечер» - это достаточно гармоничный пейзаж, в котором чудесным образом переплелись несовместимые оттенки. Крымов мастерки передал природные красоты, сумел органично соединить их с жизненным укладом русской деревеньки. Этот фрагмент из привычной человеческой жизни, становиться «портретом» как всей России, так и родного края художника.

Описание картины «Зимний вечер» Н. Крымова

Каждый мазок кисти Н. Крымова – это очарование красоты природы, мастерство семейных традиций живописи и глубокая душевность. Сказать, о том, что художник любил свой край – это ничего не сказать. Он восхищался каждым мгновением, проведенном в нем.

Графические изображения и театральные декорации Крымова – нечто особое для мира искусства. Рано получивший признание, мастер был тем редким счастливчиком, чье полотно украсило Третьяковку еще во времена учебы. Все ранние и последующие работы художника дышат символизмом, чему немало способствовала работа оформителя журнала «Золотое руно». Его пейзажи – это не традиционное изображение природы, а гобелен, так похожий на тот, который ткали средневековые дамы. Его красочное марево напоминает мираж, облеченный в форму русской традиционной предметности и объемности изображения.

Картина «Зимний вечер» - одна из таких работ. Традиционный пейзаж средней полосы России – это реализм и символизм одновременно. Это та самая природа, которая неразрывно связана с жизнью людей. Крымов – один из немногих, кто умел рисовать «портреты» России в скромном, привычном для каждого зрителя, виде.

Передний план картины занимает река, покрытая льдом, вдоль которой находятся небольшие кустарники с облепившими их птицами. Солнце, скрывшееся за горизонтом – это задний фон, который и влияет на всю колористику полотна. Маленькие деревянные домики отражают свет уходящего солнца и горят своим собственным светом. Зима в самом разгаре – об этом сообщают многочисленные тропинки, что ведут к деревне.

Центральную часть картины занимает изображение людей, которые хотят попасть домой побыстрее. Теплая одежда свидетельствует о морозной поре, которая вызывает у зрителя звуковые ассоциации: кажется, что уже слышен скрип снега под обувь. Одна из женщин останавливается, то ли задумавшись о чем-то, то ли чтобы полюбоваться красотой зимнего пейзажа. В деревню направляются сани, которые везут сено для лошадей. Их всадники идут рядом, направляясь к амбару в одном из дворов.

На картине «Зимний вечер» нет общепринятого понятия «пейзаж», которое подразумевает природные виды. В контекст вписаны живые люди, что и придает полотну динамики и насыщает его жизнью. След человека здесь во всем: в протоптанной тропинке, в домах, в лошадях и фигурах, и даже в церкви на заднем плане картины. Дети, которые съезжают с горки на санках – это основной «двигатель», который, пусть и написан несколькими точками, но говорит о том, что зимняя жизнь не уныла, а красочна и динамична.

Левая часть картины – это еще один момент движения. Поселок, расположенный по диагонали, к которому двигаются повозки с сеном, говорит о том, что в нем кипит жизнь. Склоняющийся к вечеру короткий зимний день словно заставляет людей двигаться быстрее. Кофейного цвета деревянные домики, от которых веет теплотой, являются символом домашнего уюта на полотне Крымова. Церковь на косогоре с горящим золотым светом куполом, вселяет в людей надежду, придает гармонии и завершенности холсту.

Зимняя пора у Крымова – размеренная и тихая. Природа, погруженная с сон и ковер бело-голубого снега, казалось бы, должны наполнять все вокруг безмолвием, но этого не происходит. Есть человеческий фактор, который создает живой и одновременно слаженный быт вокруг себя.

Зрители могут вспомнить все строки русских классиков о зиме, и каждая из них отразит восприятие Крымовым зимнего вечера: он неспешен, умиротворен, размерен и неизбежен и вместе с тем имеет особое звучание. Его музыка погружает каждого человека в тихий предвечерний час, когда отчетливо слышен скрип полозьев, смех детей и приглушенные удары церковных колоколов.

Цветовое решение картины несколько необычно для изображения зимнего вечера. Крымов ведь тяготел к символизму, а эти люди всегда искали необычные способы изображения мира. Зеленоватый закат солнца придает необычности картины, но вместе с тем подчеркивает мягкость спускающихся сумерек. Снег, написанный художником, является уникальной игрой целой гаммы оттенков – от тона небесной лазури до светло-фиолетового колера. Цвета эти расположены по восходящей от левого нижнего угла, именно они меняют окраску снега, оставляя его девственно-белым на крышах. Такой переход неслучаен – он создает мелодичные и похрустывающие звуковые эффекты.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры