Пьеро и арлекин. Вечный любовный треугольник: Арлекин, Коломбина, Пьеро Арлекин и пьеро

Главная / Бывшие
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Это полотно совершено не типично для зрелого Сезанна, который, как казалось, оставил в прошлом и романтические образы, и «игровые» сюжеты. И тем не менее, в конце 1880-х годов он написал несколько картин, изображающих фигуры в ярких карнавальных костюмах. Эти картины явились откликом на юношескую страсть сына, увлекшегося любительским театром. Чаще всего на «театральных» картинах Сезанна присутствует лишь один персонаж; это полотно – исключение из правила. Арлекин в нем написан с сына Сезанна, а Пьеро – с его приятеля Луи Гийома. Судя по многочисленным подготовительным наброскам и этюдам, сделанным карандашом, акварелью и маслом, картина имела для Сезанна большое значение.
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/picture.php?id=126

Художник смотрит на своих героев, если определить его точку зрения в пространстве, слева и немного сверху. И туда же, влево, устремлен озорной взгляд скошенных глаз Арлекина. Он движется легкой скользящей поступью, передать которую художнику стоило немалых трудов. В других собраниях есть несколько картин Сезанна, датированных 1888-1890 годами, изображающих одного только Арлекина, идущего навстречу зрителю. Но именно в московской картине, благодаря контрасту с фигурой приостановившегося Пьеро и общему композиционному и цветовому решению, Арлекин действительно выходит из-под распахнувшегося занавеса прямо к зрителю. Его движение подчеркнуто линиями, идущими из глубины картины, – края стены, занавеси, тросточки у него под мышкой. Ступни Арлекина в узких черных туфлях поставлены одна за другой, край туфельки упирается прямо в нижнюю часть рамы, причем можно заметить складку, идущую в нижней части холста, которая свидетельствует, что холст был отогнут ради того, чтобы изменить первоначальный формат картины.

Маскарадные одежды Пьеро и Арлекина увлекли художника своей контрастной выразительностью: круглые поля шляпы, гофрированный воротник, подол и широкий рукав согнутой руки Пьеро вводят в картину очертания кругов и овалов. Складки свисающего просторного балахона Пьеро отмечают четкую вертикаль фигуры. С той же тщательностью Сезанн укладывал и выписывал складки белой салфетки в натюрмортах, о них же напоминает и цветастый рисунок ткани занавеси. Плотная живописная поверхность картины по-разному проработана кистью. Белый наряд Пьеро написан матово-рыхлым. Трико Арлекина, где в черный цвет ромбом добавлен синий, переливается и сверкает. Пол написан голубоватыми, розоватыми, коричневатыми оттенками, причем многие квадратики мазков легли на холст в виде ромбов, подчеркивая направленность вглубь, "к центральной точке", как писал Сезанн Бернару.

В отличие от плотной живописи всей картины, лица юношей написаны более жидкой краской, художник слегка касался кистью холста, чтобы передать румяные и свежие лица обоих персонажей. Некоторые исследователи творчества художника предполагают, что в картине содержится намек на дружеские отношения юных лет Золя и Сезанна и в ней будто бы дан ответ автору "Творчества", представившему Сезанна под именем Клода Лантье. Другие считают, что здесь воплотилась любовь художника к сыну, вера в то, что он, отличающийся от отца открытым, жизнерадостным характером, смело вступит в жизнь.

Вряд ли можно говорить об определенном зашифрованном подтексте "Пьеро и Арлекина". В худождественно-поэтической традиции это – образы людей искусства вообще, тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок, линий и звуков. Впервые картина Сезанна предстала перед публикой в 1899 году, когда после смерти Шоке распродавалось его собрание. Она была куплена крупнейшим торговцем произведений искусства Дюран-Рюэлем. В 1904 году на ретроспективной выставке Сезанна в Осеннем салоне в Париже картина произвела большое впечатление на многих художников. После этого она была приобретена С.И.Щукиным и впоследствии оказала влияние на русских художников.

Некоторые исследователи связывают картину "Масленица" с композициями Сезанна, изображающими игроков в карты. Оставляя в стороне обсуждение возможных подсознательных истоков обращения художника к этим композициям, отметим, что все пять вариантов "Игроков в карты" отличаются от московского шедевра тем, что запечатленные в них персонажи остаются глубоко погруженными в свою игру и не раскрываются так непосредственно, как Пьеро и Арлекин, выходящие к зрителю.

По материалам книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна" и послесловия К.Богемской. – М.: "Радуга", 1991. – 351 с.

АРЛЕКИН в искусстве

Арлекин (от итальянского Arlecchino, французский Arlequin, испанский Arlequin) - традиционный
персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского
площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой
(первым дзанни), Панталоне и Доктором.

Создан актером А. Ганасса во второй половине XVI века.


Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал.
Имя Арлекин происходит из старинных французских легенд, где фигурировал мрачный предводитель
сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin). В XIII веке его упоминает в «Игре о беседке» Адам де Аль,
а в XIV веке – Данте в «Божественной комедии», где Аликино - один из бесов.

Аликино и бесы рядом с Вергилием и Данте, Джованни ди Паоло, XV в.

Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев,
сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони,
Гоцци, Лесажа, Мариво, Мольера, Бомарше.
В начале XVII века это имя берет себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, игравший
при дворе второй жены Генриха IV, Марии Медичи. Именно от него пошла традиция называть этого
персонажа Арлекин. Его также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров).

Тристано Мартинелли в роли Арлекина (XVII в.)

Арлекин занимал в труппе положение второго Дзанни - простака, неотесанного увальня, запутывавшего
своими глупыми выходками интригу комедии. Носил костюм, покрытый многочисленными разноцветными
заплатами, обозначавшими бедность и скупость его обладателя.
В середине XVII века во Франции актер Доменико Бъянколелли изменил характер и костюм Арлекина
(поэтому во Франции Арлекина часто называли Домиником). В его исполнении Арлекин превратился
в первого Дзанни - хитрого, остроумного, злоязычного интригана, активно участвующего в развитии
действия.

Арлекин, рисунок Мителли (XVII в.)

Изменился и костюм Арлекина: он носит крестьянская рубаха и панталоны, заплаты на костюме приняли
форму правильных треугольников красного, желтого и зеленого цвета, тесно прилегающих друг к другу.
На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком (символ трусости). На поясе кошель. Обут
в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
На лице маска - черного цвета с огромной бородавкой на носу. Лоб и брови нарочито выделены, с
черными взъерошенными волосами. Впалые щеки и круглые глаза указывают на его обжорство.

Рисунок к пьесе «Арлекин, галантный посланник» (1685)

В XVIII веке актер Т. Визентини внес в трактовку роли Арлекина патетический элемент, заставив
зрителей парижских ярмарочных театров одновременно смеяться и плакать.

Актёр Т. Визентини с маской Арлекина, М. де Лятур (XVIII в.)

Дальнейшее развитие маски Арлекина происходило вне комедии дель арте. Во французских арлекинадах
конца XVIIначала XIX века Арлекин превратился из слуги в изящного любовника, счастливого
соперника Пьеро.

Арлекин, с гравюры XVIII в.

После Великой Французской революции у Арлекина появился свой жанр в европейском ярмарочном
театре - Арлекинада. Представление с простым сюжетом, где Арлекин был главным героем и
победителем, состояло из песен, танцев, буффонад, пантомим и шуточных драк.

Арлекин, статуэтка XVIII в.

В середине XIX века в судьбе Арлекина происходит новый поворот. Цирк выделился в самостоятельный
вид зрелищ, и на манеже появились клоуны - Белый (хозяин, производное от белого Пьеро) и Рыжий
или Август (слуга, прототипом которого был Арлекин).

РОМАНС КОЛОМБИНЫ
Мой Арлекин чуть-чуть мудрец,
так мало говорит,
мой Арлекин чуть-чуть хитрец,
хотя простак на вид,
ах, Арлекину моему
успех и слава ни к чему,
одна любовь ему нужна,
и я его жена
Он разрешит любой вопрос,
хотя на вид простак,
на самом деле он не прост,
мой Арлекин - чудак.
Увы, он сложный человек,
но главная беда,
что слишком часто смотрит вверх
в последние года.

А в облаках летят, летят,
летят во все концы,
а в небесах свистят, свистят
безумные птенцы,
и белый свет, железный свист
я вижу из окна,
ах, Боже мой, как много птиц,
а жизнь всего одна.
Мой Арлекин чуть-чуть мудрец,
хотя простак на вид, -
нам скоро всем придет конец -
вот так он говорит,
мой Арлекин хитрец, простак,
привык к любым вещам,
он что-то ищет в небесах
и плачет по ночам.

Я Коломбина, я жена,
я езжу вслед за ним,
свеча в фургоне зажжена,
нам хорошо одним,
в вечернем небе высоко
птенцы, а я смотрю.
Но что-то в этом от того,
чего я не люблю.
Проходят дни, проходят дни
вдоль городов и сел,
мелькают новые огни
и музыка и сор,
и в этих селах, в городках
я коврик выношу,
и муж мой ходит на руках,
а я опять пляшу.

На всей земле, на всей земле
не так уж много мест,
вот Петроград шумит во мгле,
в который раз мы здесь.
Он Арлекина моего
в свою уводит мглу.
Но что-то в этом от того,
чего я не люблю.
Сожми виски, сожми виски,
сотри огонь с лица,
да, что-то в этом от тоски,
которой нет конца!
Мы в этом мире на столе
совсем чуть-чуть берем,
мы едем, едем по земле,
покуда не умрем.

И. Бродский «Шествие».

В эпоху модерна Арлекин и Пьеро стали культовыми фигурами искусства декаданса. Их образам
придавали мистическое значение: одному приписывали вселенскую печаль, другому - игры со
смертью. Их внешность стала изысканно-элегантной.

Константин Сомов «Арлекин и Смерть»

Язвительный Арлекин и страдающий Пьеро вдохновили многих великих мастеров России, в том числе
М. Петипа, М. Фокина (Карнавал, Петрушка), И. Стравинского, С. Прокофьева, В. Мейерхольда
(Шарф Коломбины, Маскарад), Е. Вахтангова (Принцесса Турандот), А. Таирова (Ящик с игрушками,
Покрывало Пьеретты, Принцесса Брамбилла), К. Голейзовского (Трагедия масок), Б. Фердинандова
(Король-Арлекин), С. Радлова (Лекарь поневоле).
В XX веке в спектакле театра «Пикколо ди Милано» Арлекин, «Слуга двух господ» режиссер
Л. Стреллер использовал традиции театра масок (исполнитель роли Арлекина - Ферруччо Солери).
Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например,
немецкий Гансвурст.
Арлекин - один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями мировой
драматургии, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво, а в
русском театре, у Александра Блока. Широко известна сказка А. Толстого «Приключения Буратино»,
в которой Арлекин один из главных персонажей.

То ли вырвался шахматный зверь Арлекин,
То ли бог со стола обронил апельсин -
Что же мечется там неразрывным пятном
Среди зыбких равнин?
Наступает рассвет золотым сапогом,
Бьется в жаркой падучей звезда за окном,
Колокольчик дверной производит «дин-дин»
Ни по ком, ни по ком…
Разгорелось светило, вставая из вод,
Зазеркалье прошиб неожиданный пот,
Не увидеть теперь в помутневшем стекле
И намека на вход…

Поперхнулись кукушкой часы на стене,
Неподвижное тело лежит на спине:
Говорун без костей, обегающий рот -
Костеней, костеней!
Вот, как крикнул бы: «Сахара!» - если б умел
Обеззубленый конь, отошедший от дел,
Закричало окно, распахнув невзначай
Свой последний предел,
Вот и море, волнистое, как попугай,
Разбивая лицо о колдобины свай
Заполняет проем, за которым ты пел
И течет через край…

Р. Гамзов.

Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразныйфеномен европейского театра.

Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин" 1888

Бродячие комедианты, Ф. Гойя

Исповедь Арлекина. Моисей Фейгин

Арлекин с подружкой. П. Пикассо

Giovanni Domenico Ferretti . "Arlekin and Colombina "

Philipe Mercier. "Pierrot and Harlequin"

Watteau, Jean-Antoine (1684-1721). "Arlequin, Pierrot and Scapin"

Тема урока: Арлекино и Пьеро.

Цели: Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

Задачи урока

  • Обучающие:

Привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

Формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия музыки;

  • Развивающие:

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

Формировать компоненты музыкального слуха, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы;

  • Воспитательные:

Воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;

Способствовать формированию потребности в общении с музыкой.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Беседа по теме урока с одновременным просмотром презентации, слушанием музыки и рассказа учителя.

Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали забавные игрушки, в том числе и кукол. Из тряпочек, глины, фарфора, дерева, соломы, бумаги. Но это лишь малая часть огромного кукольного мира. Куклы известны с давних времен. С одними играли дома, с другими устраивали представления на улице. Это театральные куклы. У каждого народа есть свои куклы. У итальянского народа есть деревянная кукла Пиноккио. Какую ещё деревянную куклу вы знаете? (Буратино.)

Вам, конечно, знакома сказка о золотом ключике. Вспомните, какие куклы были в театре у Карабаса Барабаса (Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин).

Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями (показывает портрет Д. Д. Шостаковича). Перед вами портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – великого русского композитора. Он писал много серьезной музыки для взрослых. Но и о детях тоже не забывал. Для детей Шостакович написал сборники “Танцы кукол”, “Детская тетрадь”, произведения для детского хора, музыку к кинофильмам.

Мы послушаем одно из произведений Шостаковича для детей. Когда будете слушать попробуйте определить, какой у неё характер, настроение. (Слушают “Вальс – шутку” Шостаковича)

Беседа о жанре, характере произведения.

Итак, вот мы с вами и попали в старый театр Карабаса-Барабаса, где главные действующие герои-артисты – куклы. А вот и наш знакомый Арлекин. Мальчика Арлекина мы встретили ещё в в детстве. Помните?

"- Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия..." (А.Толстой «Буратино») .

А он, Арлекин, дубасил палкой друга Пьеро. Он – любит жизнь, смех, шутки. Может, его шутки немного грубы и обидны, но что делать? Он - такой. Он редко задумывается. Мудрость сваливается на него неожиданно, с возрастом. Но и тогда он продолжает смеяться, уже над собой.

Арлекин, правда, давно не мальчик. Он появился на свет 500 лет назад в Венеции. Вначале его называли Кола, Флауттино и даже Бураттино. А имя Арлекин, возможно, получил от имени беса Эллекина из этрусских легенд. На первых изображениях у Арлекина посреди лба красуется шишка - остаток рога. В южной Италии тогда же родился его брат - Пульчинелла. Оба - персонажи комедии масок, которую впоследствии назвали комедией дель арте (искусства, ремесла) . Это был первый профессиональный театр Европы.

Как на карнавале, действующие лица носили маски и имели при себе атрибуты, поясняющие их характер или профессию. Как на карнавале, они импровизировали, не имея текста пьесы. Действие перемежалось танцами, песнями и буффонными номерами с элементами акробатики. Сюжет был прост и наивен: две пары влюблённых хотели пожениться, старики были против, а слуги помогали влюблённым перехитрить стариков.

А зрители были в восторге. И не только итальянские: комедия быстро покорила всю Европу, а во Франции со временем стала национальным театром. Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля, в Англии - в Панча, в России - в Петрушку. Лопе де Вега, Шекспир, Мольер - все оказались под влиянием комедии масок.

Арлекин был одним из многих слуг, деревенским простаком, говорившим на бергамском наречии. Его лупили, обманывали, но он был себе на уме и очень злой. Носил он чёрную полумаску с длинным носом, широкополую шляпу, широкие холщовые рубаху и штаны, которые по скупости латал чем попало. За поясом у него был деревянный меч, не спасавший его от тумаков. К концу 16 века Арлекин изменился и стал похож на шута. У него появилась шапочка, украшенная заячьим хвостиком или лапкой (символом трусости), а иногда к ней пришивали бубенчики.

В 17 веке Арлекин продолжал меняться. Его костюм постепенно сужался, пока не стал обтягивающим, что говорило об увёртливости персонажа. Одежду ему целиком стали шить из треугольников красного, зелёного и жёлтого цветов. А на голове появилась щегольская треуголка. Его популярность так выросла, что он «поглотил» своего брата Пульчинеллу. Это сказалось на характере: Арлекин стал ловким интриганом. От деревенского косноязычия не осталось и следа, а сатирические шутки стали ещё злее и ядовитее.

Вот они, рядом Пьеро и Арлекин. Молодой Арлекин лупит бедного, нудного Пьеро палкой за его заунывные песни. За что же все-таки?
Арлекину свойственен грубость. Натура не очень тонкая, он обожает пошлые, но смешные анекдоты, крепкое вино, жирную пищу. Пьеро кривит тонкие губы: « Фи, фи, фи. Какая гадость!». Он пьет воду из чистейшего источника, следит за здоровьем и, при этом, подумывает о самоубийстве. Арлекин – фантазирует, придумывает смешные истории, Пьеро – скрывает правду. Арлекин не слушает сказки о чужих бедах. Пьеро охотно слушает и делится своими, может даже помочь, но внутри у него – холод. Его волнуют только собственные переживания. Пьеро – плачет, Арлекин – смеется. У Пьеро - все всегда плохо, а у Арлекина – полон дом гостей, даже если в это доме, нечего есть. У Пьеро всегда есть запас на «черный день», он вечно в ожидании этого дня. Арлекин всегда всем должен. Но это не значит, что Арлекин – хороший. Арлекин не пишет стихи, он говорит прозой, и говорит громко. У него неприятный смех. Он не следит за модой. Арлекин – лентяй и задира, грязнуля, но добродушный. Жаль, что его шутки смешат часто только его самого. Его палка – это только символ. Этакое орудие пытки для несчастного Пьеро.
Но мы знаем и другого Пьеро. Его не бьет Арлекин, потому что не интересно. Это - добрый Пьеро. Он так любит сладко поплакать не о чем, просто глядя не бледную, как он сам Луну.

Пьеро

Жизнь по спирали скручена хитро,
Но Солнце светит – в самый дальний угол,
Где белою вороною Пьеро
Среди веселья разноцветных кукол.

Я не смеюсь – обидчикам назло.
Улыбок не дарить – какая скука!
О, если б знали вы, как тяжело -
Сносить побои и насмешки кукол.

Нет больше пустоты в душе поэта!
Люблю, но не произнесу ни звука.
Сонеты я пою самой Пьеретте -
Моей наипрекраснейшей из кукол.

Так светел я – и грусть моя светла,
Как жарко страсть скрывать – ну, просто мука!
Сгорю дотла. Останутся зола,
Стихи и песни, добрые дела,
И слёзы на глазах весёлых кукол.

Арлекин снимает свой красный колпак с бубенчиками и шумно сморкается в него, размазывая слезы по лицу. А веселый Пьеро танцует менуэт и в ту минуту у него все хорошо. А вспомните себя… В нас поселились и живут, как соседи, Пьеро и Арлекин. Кто-то из них захватывает власть и тогда мы плачем или смеемся, а еще мы молимся, вопим о помощи, скрипим зубами от злости, бываем беспомощны и просто глупы. Трусим или, сметая все препятствия, идем к цели. Почти как эти два неразлучных персонажа: Арлекин и Пьеро – две стороны характера каждого человека – добро и зло, глупость и мудрость, радость и печаль.

Когда в 18 веке итальянская комедия дель арте прекратила существование, а маски переместились в кукольный театр, Арлекин зажил самостоятельной жизнью в других театрах. Его разговоры стали восторженными, а интриги заканчивались полной победой. Он стал изящным и счастливым. Пьеро появился уже во французском театре масок и был поначалу мельником в белых одеждах и с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху. С тех пор Арлекин и Пьеро стали вечными спутниками и противоположностями.

  1. Подведение итогов - рефлексия:
  • Что нового узнали на уроке?
  • Какой из героев, рассмотренных на уроке, вам нравится?
  • На кого из героев урока вам бы хотелось походить?
  1. Работа над вокалом. Разучивание песни.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Арлекин и Пьеро Урок музыки в 4 классе МБОУ «Костинская ООШ» Учитель: Черненко Н.В.

Арлекин Появился на свет 500 лет назад в Венеции. Вначале его звали Кола, Флауттино и даже Бураттино. Имя Арлекин, возможно, он получил от имени беса Эллекина из этрусских легенд.

Арлекин Арлекин был одним из слуг, деревенским простаком. Его лупили, обманывали, но он был себе на уме и очень злой. Носил он черную полумаску с длинным носом, широкополую шляпу, широкие холщовые рубаху и штаны, которые по скупости латал чем попало. За поясом у него был деревянный меч, который, однако не спасал его от тумаков. К концу 16 века Арлекин изменился и стал похож на шута. У него появилась шапочка, украшенная заячьим хвостиком или лапкой (символ трусости), а иногда к ней пришивали бубенчики.

Арлекин В 17 веке Арлекин продолжал меняться. Его костюм постепенно сужался, пока не стал обтягивающим, что говорило об увертливости персонажа. Одежду ему целиком стали шить из треугольников красного, зеленого и желтого цветов. На голове появилась щегольская треуголка. Это сказалось на характере: Арлекин стал ловким интриганом. Его шутки стали злее и ядовитее.

Роберт Шуман «Карнавал» - Сейчас вас ждёт встреча с гениальным композитором и его гениальным произведением. Услышав это произведение, русский композитор и критик Кюи писал: «Нужно было иметь талант этого композитора, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении. Это произведение композитор посвятил девушке, некой Эрнестине Фон Фрикен, занимавшей в это время воображение молодого композитора. - И как вы думаете, композитор мог назвать это произведение? Вы не догадаетесь, потому что только такой большой выдумщик, как Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Он именно так и назвал своё произведение «Карнавал». Но он ещё был человеком склонным мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен. - Сейчас вы услышите 2 пьесы. Мне было бы интересно узнать, как на ваш взгляд, к чему они близки- может это описание природы, какая-то ситуация происшедшая на карнавале, маски или философские раздумья. Поскольку на карнавале есть маски – то вы услышали 2 из них: Пьеро и Арлекин. А кто сможет рассказать характеры этих героев?

Послушайте пьесу Роберта Шумана «Арлекин» из фортепианного цикла «Карнавал».

Пьеро Пьеро – один из персонажей французского народного ярмарочного театра. Этот персонаж возник в середине XVII века и представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты печального любовника, неудачливого соперника Арлекина. Традиционный костюм Пьеро – белая рубашка с жабо и большими пуговицами, широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка.

Послушайте пьесу Роберта Шумана «Пьеро» из фортепианного цикла «Карнавал»

Арлекин и Пьеро Вот они рядом – Пьеро и Арлекин. Арлекин – неугомонный оптимист. Он любит жизнь, смех, шутки. Может его шутки немного грубы и обидны, но что делать? Он такой. Он редко задумывается. Мудрость сваливается на него неожиданно, с возрастом. Но и тогда он продолжает смеяться, уже над собой. Молодой Арлекин лупит бедного, нудного Пьеро палкой за его заунывные песни.

Арлекин и Пьеро В середине 19 века в судьбе Арлекина случился новый поворот. Цирк выделился в самостоятельный вид зрелищ, и на манеже появились клоуны – Белый (хозяин, получившийся из белого Пьеро) и Рыжий или Август (слуга, прототипом которого был Арлекин). Арлекин – фантазирует, придумывает смешные истории, Пьеро – скрывает правду. Арлекин не слушает сказки о чужих бедах, Пьеро охотно слушает и делится своими, но внутри у него – холод. Его волнуют только собственные переживания. Пьеро – плачет, Арлекин – смеется. У Пьеро всегда плохо, у Арлекина – полон дом гостей, даже если в его доме нечего есть. Арлекин – лентяй и задира, грязнуля, но добродушный. Жаль, что его шутки смешат часто только его самого.

Вот такие они – Арлекин и Пьеро – театральные куклы. Спасибо за внимание! До новых встреч!


Шедевры европейских художников Морозова Ольга Владиславовна

Масленица (Пьеро и Арлекин)

Масленица (Пьеро и Арлекин)

1888. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Герои полотна «Пьеро и Арлекин» - маски масленичного карнавала и итальянской комедии дель арте, а идея картины - сопоставление жизни активной и созерцательной; человека темпераментного и удачливого со слабовольным и неудачливым. Сезанн раскрывает оба характера через пластику фигур героев. Арлекин наделен упругой походкой, подчеркнутой подвижностью ромбовидного орнамента трико, обтягивающего его гибкое тело. Поза Пьеро, напротив, расслаблена, его белый балахон напоминает скорее хрупкий фарфор, чем мягкую ткань. Моделями для картины послужили Поль Сезанн, сын художника (в костюме Арлекина), и его друг Луи Гийом (Пьеро).

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ АНТОНИО И ПЬЕРО ПОЛЛАЙОЛО ФЛОРЕНТИЙСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ У многих, которые по своей душевной робости начинают с вещей незначительных, со временем вместе с умением настолько возрастает и смелость, и настолько возрастают их силы и мастерство, что,

Из книги Пикассо автора Пенроуз Роланд

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЬЕРО ДИ КОЗИМО ФЛОРЕНТИЙСКОГО ЖИВОПИСЦА В то время как Джорджоне и Корреджо величайшими почестями и славой возвеличивали Ломбардскую область, не скудела еще и Тоскана талантами, среди которых не последним был Пьеро, сын некоего Лоренцо, золотых дел

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Картины Пьеро Возникает, впрочем, сомнение: принадлежит ли честь такого "оживления света" самому Пьеро или же его учителю и вдохновителю - Доменико Венециано? К сожалению, личность последнего мастера, умершего в 1461 году, впервые заявившего о своем существовании письмом от

Из книги автора

Пьеро и его перспектива Пьеро один из первых живописцев, оставивших нам трактаты о перспективе (предшествующие его труду перспективные руководства принадлежат архитекторам - Брунеллески и Альберти). Это раскрывает перед нами всю пытливость натуры Пьеро, его строгий

Из книги автора

Арлекин на скамье подсудимых Парижский адвокат мэтр Гилерме ворвался к следователю, потрясая газетами: «Вы представляете, кого отправили в тюрьму Санте?! Это же - Анри Руссо художник, чье имя не сходит с газетных полос!» Следователь Буше оторвался от бумаг: «Месяц назад, в

Из книги автора

Арлекин Уже в ранние годы «голубого» периода в его работах появляется этот образ - юноша в костюме актера, приготовившийся к спектаклю, в котором он, судя по его хрупкому виду, всего лишь еще одна жертва, один из лицедеев, перенесших на сцену нравы отвергшего его общества.

Из книги автора

Пьеро делла Франческа (ок. 1420–1492) Крещение Христа Ок. 1450. Центральная часть полиптиха. Национальная галерея, ЛондонПьеро делла Франческа создает образ разумно устроенного прекрасного мира, где человек наделяется нравственной красотой и душевной силой. Взаимосвязанная

Из книги автора

Масленица Художник разворачивает перед зрителем живописную панораму масленичных гуляний. Чтобы атмосфера народного праздника выглядела полнозвучно, он выбирает вид сверху. По снежной дороге на холме проносятся сани: люди спешат вернуться домой после масленичных


Арлекин не любил Коломбину.
Коломбину любил Пьеро.
Коломбина лепила из глины,
Коломбина любила вино.
Коломбина читала романы.
Коломбина писала стихи.
Набивала монетки в карманы
И шаги ее были легки.
Коломбина смеялась беспечно,
Но глаза ее были грустны…
Не любила лишь слово “вечно”
В отношении вечной любви.
Коломбина любила быть милой,
И любила ходить в кино.
И любила она Арлекина,
А встречалась она с Пьеро. (с)


Federico Beltran Masses (1885-1949)

Geiger Richard. Pierrot and Columbine.

Однажды нас снимет в кино Тарантино.
Ты будешь Пьеро,
а я Коломбина.

Мы будем кататься на новой машине,
мой пьяный Пьеро,
и я - Коломбина.

Станет шедевром эта картина,
где ты - как Пьеро,
влюбленный в Мальвину.

Я сброшу с обрыва нашу машину,
уйду к Арлекино,
прикончу Мальвину,
смешаю коктейль - мышьяк и текилу,
себе только треть, тебе - половину..

Мы будем вдвоем шататься по Риму.
мой мертвый Пьеро.
и я. Коломбина. (c)

Geiger, Richard (1870-1945) - Pierrot and Columbine.

Эмиль Нольде. Женщины и Пьеро. 1917.

Ludovic Alleamu. Оседланный Пьеро.

Auguste Toulmouche (1829 - 1890).

Бегма Оксана. Пьеро флиртует с Коломбиной.

Federico Beltran Masses (1885-1949).

1888. Пьеро щекочет Коломбину до смерти. Adolphe Willette (1857-1926).

Pierrot`s Embrace by Guillaume Seignac.

ПЬЕРО:
Хай! Как дела? Как твое настроенье?
(смайлик в конце строки)
КОЛОМБИНА:
Ем абрикосовое варенье.
В чате одни дураки.


ПЬЕРО:
Хочешь, тебе принесу тортик с кремом?

КОЛОМБИНА:
Прости, не хочется врать.
Но ты как-то снова, дружок, не в тему.
Мне очень хочется спать.

ПЬЕРО:

Доброе утро. Как поживаешь?
(рисунок - солнце, цветы)
КОЛОМБИНА:

Может, пошел бы ты?

Грустный Пьеро вновь вино наливает,
А за окном - рассвет.
Сердце на сотню кусков разрывает
Бесчувственный Интернет.

КОЛОМБИНА:

Здравствуй, ты снишься уже мне три ночи.
Хотела вот поболтать.
АРЛЕКИН:
Я на свиданье спешу сильно очень.
Найди чем себя занять.

КОЛОМБИНА:

Милый, пойдем погуляем по крышам.
Будем созвездья считать.

АРЛЕКИН:
Я это тысячу раз уже слышал.
А ты с предложеньем опять.


КОЛОМБИНА:

Доброе утро. Как поживаешь?
(рисунок - солнце, цветы)

АРЛЕКИН:
Как поживаю? Отлично. А знаешь:
Может, пошла бы ты?


Пьеро не нравилось быть Арлекином.
Смеялась над ним детвора.
Но все еще нравилась Коломбина
И продолжалась игра.

Charles Lеandre. Pierrot Et Colombine.

Вы - милая, нежная Коломбина,
Вся розовая в голубом.
Портрет возле старого клавесина
Белой девушки с желтым цветком!

Нежно поцеловали, закрыв дверцу
(А на шляпе желтое перо)...
И разве не больно, не больно сердцу
Знать, что я только Пьеро, Пьеро?..

Вс.Князев
The Serenade - Leon Francois Comerr.

Pierrot si Colombina Iosif Iser.

Ильин Глеб Александрович (1889-1968).

Pierrot et Colombine. Pablo Picasso 1900.

Жером, Жан-Леон (1824-1904). Дуэль после маскарада. 1857. фрагмент.

Дуэль Пьеро и Арлекина -
Простой классический сюжет.
Ну, хватит плакать, Коломбина!
Поверь, он умер, как Поэт.

Дитя, ведь ты не виновата!
Нельзя винить за красоту...
Пьеро погиб. Какая плата
За то, что выбрал он мечту!

А победитель? Что с ним стало?
Теперь в плену. Совсем один.
Пьеро низвергнув с пьедестала,
В тюрьму был брошен Арлекин!

Не плачь. Не лей напрасно слёзы.

Но пой! Пляши! За серебро.

Ах, Коломбина! Слишком поздно...

Нет Арлекина. Нет Пьеро.
(с) Рина Кова

Thomas Couture (1815-1879).

Арлекин и Пьеро

Снимает маску Арлекин. Окончен карнавал.
Под утро дождь испортил грим, и шут смешить устал.
Рассветом наступает день - уже на полпути.
Разносит ветер с площадей цветное конфетти.
Погасла рампа, нем оркестр, и пуст огромный зал.
Усталый мим смывает грим. Он все, что мог, - сказал,
Он заигрался так всерьез всем тем, что не сбылось,
Но зал не видел этих слез и хохотал - до слез.
Стирает краску Арлекин, кривя усмешкой рот -
Так много рядом Коломбин, а он влюблен в Пьеро,
Чей грустный взгляд несовместим со звоном бубенцов...

И снова прячет Арлекин под маскою лицо.

@ Геннадий Нейман

Шухаев В.И. и Яковлев А.Е. (автопортреты "Арлекин и Пьеро", 1914).

Пабло Пикассо. Пьеро и Арлекин. 1970.

Watteau, Jean-Antoine (1684-1721) Arlequin, Pierrot and Scapin.

Рябчиков Владимир. Арлекин и Пьеро.

1927 Harlequin and Pierrot, double self-portrait - Сергей Судейкин.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин 1888.

О.Домье. Отдых комедиантов. 1860-е годы.

Montenegro, Roberto. Skull Pierrot (1945).

Монолог Пьеро:

Что ж ты сломана балерина,
Чьи шаги были ветра мягче?
Эх, разбилась моя Коломбина,
Жаль, она не могла иначе.

А она жила - полным вдохом…
А она была - редкой птицей…
Для меня она стала крахом,
Возрождением, тьмой, божницей.

Заведут уголовное дело
Об атласе и нежности кожи…
Я в шкафу ее спрячу тело,
Чтобы череп ласкать до дрожи…(c)

Pablo-Picasso Pierrot-et-Аrlequin 1920.

Leal da Cаmara (1876-1948) - Harlequin and Pierrot, фрагмент.

Harlequin and Pierrot - Andre Derain.

Сергей Шульга. Арлекин и Пьеро.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры