Позднее творчество Горького: проблема героя. Еще о г

Главная / Бывшие

М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые сопровождали его творчество на всем протяжении. Это, прежде всего, идея активной личности, ведь Горького всегда интересовала жизнь в ее брожении. В произведениях вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. Этой теме посвящены и романтические, и реалистические произведения начального периода.
Ранние романтические вещи Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей, Опираясь на традицию русской литературы, Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к свободе. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия. Герой-повествователь - носитель общественного сознания реального мира. Ему противостоит мир романтических героев - опять же красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”. В произведении ставится проблема этической направленности романтической личности. Романтический герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе Лар-ры, который открыто нарушил закон человеческой жизни и наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко Горький воплотил образ вождя народных масс. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”. Данко - герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. Здесь писатель реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой: у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, был широко привлекаем официальной идеологией. Однако у Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в особом жанре - песнях (“Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”). На одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание. Это проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием, во многом развитая и в реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека “дна”, опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции. Если ранее люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у Горького все иначе. Его босяки - это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. И отвергающие именно мир обывательской обыденности, пошлости. Пример этого можно видеть в рассказе “Коновалов”. Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя есть профессия, он прекрасный пекарь, им дорожит хозяин пекарни. Но Коновалов одарен живым умом и беспокойным сердцем, ему мало просто сытого существования. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного: “Не живешь, а гниешь!” Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни герой чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве писателя. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел - например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем”.
Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе творчества подметил явление, которое стало одной из проблем послереволюционной российской жизни: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Так судьбы и характеры героев молодого Горького актуальны по сей день.

Сочинение

По яркому и точному слову Л. Леонова, рубеж XIX и ХХ в. пересекла «тройка» великих русских писателей: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и А. М. Горький. В этой тройке «коренником» был Л. Толстой, но именно Горькому, самому молодому из них, суждено было перекинуть, как мост, идею литературного служения из XIX в ХХ век. Он стал живущим в современности классиком и для тех, кто почтительно признавал это, и для тех, кто рьяно это отрицал.

Ново, ярко и смело прозвучало слово молодого Горького. Пессимизму, социальному цинизму, усталости от жизни он противопоставил идею свободы, подвига: «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед».

«Настало время нужды в героическом» — так определил писатель общественную потребность, на которую ответил созданием романтических образов сильных, гордых и страстных героев, противопоставленных «скучным людям» (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»).

Создавая образы таких героев, Горький не боялся «приукрашивать» жизнь, используя художественные приемы, найденные романтиками-предшественниками. Это и описание исключительной личности в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчеркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика.

Начиная с самых первых произведений, в творчестве Горького звучит вопрос «как жить?» Он становится одним из основных в рассказе «Старуха Изергиль» (1895). Каждый герой произведения — Ларра, Данко, Изергиль — личность яркая, возвышающаяся над обыденностью. Но оказывается, что наличия качеств сильной личности еще недостаточно для положительного отношения к ней. Гораздо более важно то, на достижение каких целей направлена эта сила.

В противопоставлении и сопоставлении героев произведения утверждается идея подвига во имя общего счастья. Герой одной из легенд — Ларра, сын женщины и орла — наказан за свою гордыню страшной карой: он обречен на вечную жизнь в одиночестве. От имени древнего народа его судят старейшины, олицетворяющие мудрость извечных законов единения, уважения, человечности.

В самоотверженном служении людям — смысл жизни Данко, подтверждающего вывод Изергиль о том, что «в жизни всегда есть место подвигам». Тяготы пути, ропот и непонимание людей, их страх и ужас — все довелось преодолеть Данко, освещавшему путь своим горящим сердцем. Любовь к людям и жалость к ним дают силы герою.

Атмосферу испытаний усиливает пейзаж, детали которого символичны. Смрадное болото, непроходимый лес, гроза олицетворяют то «страшное, темное и холодное», что есть в жизни и в самом сознании человека, а ширь степи, сияние солнца — «свободную землю», свет души, к которым всегда стремится человек. Таким образом, пейзаж в рассказе не только создает атмосферу «сказочности», необычности, но и служит способом выражения обобщенно-философского смысла произведения.

Та же проблема — проблема смысла жизни — находится в центре «Песни о Соколе» (1895). В этих двух произведениях много общего. В основе их композиции лежит антитеза: Ларра — Данко, Уж — Сокол. Противопоставлены два миропонимания, два разных отношения к жизни. Естественно поэтому контрастен и пейзаж, сопровождающий героев, и отношение к ним. В обоих произведениях использована форма сказок, легенд, и все изображаемое наполнено глубоким философским подтекстом.

Воплощением памяти и мудрости народной становятся рассказчики — старуха Изергиль, пастух Рагим. Немало общего в стиле произведений. Изображение героев, по словам Горького, «повышено в тонах и красках», что достигается обильным использованием эпитетов, сравнений, разнообразных повторов («…под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу», «они шли, пели и смеялись», «высоко в горы вполз Уж… высоко в небе сияло солнце», «дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни»).

Особую эмоциональность повествованию придает явно выраженная ритмизация прозаической речи: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» (ямб). Чеканность фразы, ее афористичность — еще одна отличительная особенность произведений М. Горького.

Романтически окрашенное, преувеличенно восторженное воспевание «героя подвига» лишь усиливало в писателе тягу к изображению реальной жизни реального человека". В ней он видел «комариную жизнь обыкновенных людей», которую ненавидел, и «великое дело незаметно маленьких людей». Горький нашел в среде «маленьких людей» героев необыкновенных, с особым благородным строем души, с чувством внутренней свободы. Ими оказались босяки, выброшенные на обочину жизни, на самое ее дно, но, вопреки обстоятельствам, сохранившие «жемчужины нравственных качеств».

Один из первых примеров такого героя дан в раннем рассказе «Челкаш» (1895). Реалистически нарисована открывающая произведение картина порта. И в то же время перед нами возникает обобщенный образ мира, враждебного человеку, поработившего и обезличившего людей.

В портрете главного героя, именем которого назван рассказ, черты романтические (подчеркнуто сходство с диким и сильным хищником) соединены с реалистической детализацией: «в… буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки…» Жизненную основу имеет конфликт двух героев, но решен он романтическими приемами.

Сквозная мысль всего творчества Горького — о «пестроте» человеческих характеров, о том, что одни — «скучные люди», «родятся стариками», неспособными понять истинную красоту жизни, а другие, свободные и мужественные, эту красоту олицетворяют или, во всяком случае, вносят в жизнь «бродильное начало», звучит в этом произведении.

Темы и образы ранних произведений М. Горького отвечали на запросы массового демократического сознания читателя, появившегося в России в конце XIX в. и ждавшего от искусства отражения всех своих чаяний. Герои раннего Горького не только отвечали этим требованиям, но и решали идею преодоления векового гнета, были воплощением личностной свободы.

М. Горький входит в русскую литературу 90-х годов ХIХ века. Вхождение его было очень ярким, он сразу вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей, принадлежавших к элитарному кругу, личность видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на протяжении всего творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. М. Горький вырабатывает новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествующих лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и . Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В рассказе «Макар Чудра» очевидна авторская установка на разрушение традиционных представлений о миропорядке, добре и зле. Созданная в начале рассказа вполне реалистическая картина постепенно трансформируется в антиподовые реальности. Макар Чудра из «старого цыгана» превращается в некое подобие языческого бога, которому известны иные истины. Форма вставленного рассказа о Лойко и Раде не случайно напоминает притчу — самый популярный жанр в Библии. Важную роль в раскрытии авторской позиции играет образ рассказчика: под впечатлением услышанного от Макара Чудры он воспринимает мир по-иному, слышит рокот с моря — гимн сильным и красивым людям, способным жить свободно, не повинуясь ничьей воле. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее — как торжество жизни и воли. В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный для романтизма мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорится: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». Ему противостоит мир романтических героев — красивых, сильных, : «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Взаимоотношения романтического героя и окружающих его людей. Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.

Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан был вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как аллегория: путь людей к лучшей, справедливой жизни — из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства».

Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще почти пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящего сердца).

Однако у Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в особом жанре — песнях («Песня о Соколе»; «Песня о Буревестнике»).

Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы и не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокол, ныне Центроуж»).

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, обывательским сознанием. Эта проблема развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.

53. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека «дна», опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества». В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели ХIХ века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше такие герои вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.

Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов». Уже в самом начале произведения писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную живым умом натуру. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного существования: «Тоска оно, канитель: не живешь, а гниешь!» Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!» Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее в конце концов, трагически погибая. Сродни ему и другой герой Горького из рассказа «Супруги Орловы «. Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».

М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни ХХ века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни.

Сегодня проблемы, поставленные писателем М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры