Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания. Организационные мероприятия, которые снижают перегрузку детей, вносят

Главная / Бывшие

МБОУ Видновская СОШ №2

Ленинского муниципального района

Московской области

Создание условий преодоления перегрузки учащихся в основной и средней школе.

Выступление на педсовете

Дронниковой Е.И.,

учителя высшей категории

Когда говорят о школьной перегрузке, невольно вспоминается песенка о бедном первоклашке, который бьется над задачами, недоступными и кандидату наук. Характерен и припев песни: «То ли еще будет…».

Чего мы добиваемся, нагружая наших детей все больше и больше с каждым учебным годом?

С одной стороны - это насыщение учащихся знаниями, умениями и навыками, что и будет способствовать их успешной социализации. Одним словом - подготовка к взрослой, благополучной жизни.

С другой стороны - огромный поток информации, в котором ребенок зачастую просто тонет. Это постоянный контроль со стороны взрослых, требующих быть успешным во всем. Для большинства ребят это достаточно сложно, отсюда снижение самооценки, интереса к обучению, нежелание ходить в школу и, как следствие - стрессы и неврозы.

В таких условиях проблема сохранения здоровья детей России не только весьма актуальна, но вызывает особую тревогу. По данным психодиагностических исследований число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших – 5%; у 80 % школьников нарушена социальная адаптация (трудно войти в коллектив, наладить взаимоотношения со сверстниками, педагогами, недопонимание с родителями).

Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

Для сохранения, поддержания и защиты здоровья детей большое значение имеют следующие факторы:

  1. условия учебного труда (наличие рабочего места, лучше отдельной комнаты; всех школьных принадлежностей, необходимой литературы)
  2. психологический климат в семье и школе (единство требований семьи и школы, оценка поступков ребенка, а не его самого, развитие адекватной самооценки);
  3. режим дня. Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день, ночной сон не менее 8-10 часов, короткий отдых (20-30 мин.) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов-боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку, двигательная активность для девочек 4-9, для мальчиков 7-12 часов в неделю.)
  4. образ жизни семьи в целом (спокойная обстановка в семье, интерес к жизни друг друга, желание всегда прийти на помощь)
  5. состояние здоровья (наследственные и текущие заболевания)

При этом следует заметить, что стрессовые ситуации преследуют ребенка и в периоды «кризисного возраста» (6-7 лет, 12-14 лет, 17-18 лет) и в периоды адаптации (1 класс, 5 класс, 10 класс, переход в новую школу или класс), и в периоды сдачи экзаменов и ЕГЭ. Но само понятие «стресс» не является разрушающим, если сформировано правильное отношение к этому периоду, если есть поддержка близких и знающих людей, сформированы навыки прохождения стресса.

Очень важно знать индивидуальные особенности своего ребенка: как ученик воспринимает информацию, нужно ему один раз увидеть текст или необходимо услышать объяснения взрослого; достаточно ли развита долговременная память или нужны дополнительные упражнения; может ли ребенок достаточно долго удерживать внимание на уроке и при выполнении домашних заданий или ему требуются дополнительные перерывы.

Наиболее трудное время во все годы обучения - после 20 декабря и середина февраля.

1 спад работоспособности компенсируется каникулами (лучше, если с 25 декабря). В феврале предусмотрены каникулы только для 1-х классов, поэтому остальным ребятам требуется снизить нагрузку, усилить питание.

Годовая динамика работоспособности :

Первые месяцы обучения (адаптация)- вырабатывание

1 класс- 6-8 недель

2-4 классы до 3-4 недель

5 классы - увеличение до 4-6 недель

в последующие годы 2-3 недели

Объем домашних заданий должен четко соответствовать возрастным нормам, а также времени для его выполнения:

Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.

Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-40 минут делать 15-минутные перерывы, когда можно попрыгать на скакалке, постучать мячом, принять душ, поиграть в игры для снятия напряжения.

Поэтому еще раз хочется напомнить о мерах снятия нагрузки в домашних условиях:

  1. режим дня;
  2. смена вида деятельности (рисование, лепка, танцы, купание);
  3. прослушивание музыки;
  4. занятия спортом, посещение секций и кружков;
  5. посещение бассейна.

Жизнь сегодня строится на небывалых скоростях: многое нужно успеть в течение суток!

Нашим детям тоже трудно: необходимо приготовить все уроки, сходить в музыкальную школу, к репетитору или в кружок, в компьютерный класс, вынести мусор, купить хлеба, встретиться с друзьями и т.д. Надо не только все успеть, но сделать так, чтобы везде ты был одобрен, успешен…

А легко ли самому справить с нагрузкой, да еще, если родители в вечной погоне за заработком? И ребенок ищет спасения в окружающей среде, которая далеко не всегда благополучна. Отсюда уход из дома, фразы детей «меня никто не понимает», «я никому не нужен» и в итоге асоциальная компания, где «научат, как жить».

Чтобы не оставлять ребенка один на один с его проблемой, не усугублять ее, и не решать на уровне интуиции в учебных заведениях края работает более тысячи обученных специалистов (педагогов-психологов), к помощи которых и следует оперировать. Данная помощь оказывается бесплатно как для учащихся, так и для родителей. Да и самому знающему педагогу хотя бы раз приходилось обращаться к специалистам за консультацией. Также в крае работают 14 центров ППМС, где логопеды, психологи, неврологии дефектологии помогут родителям определить маршрут воспитания и обучения ребенка.

Наиболее важным моментом является выбор школы или класса для обучения. Так как никто не несет большей ответственности за ребенка, как сам родитель.

Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что родители, в силу амбиций, недостаточной осведомленности, а иногда и моды отдают ребенка со слабым здоровьем, логопедическими или психологическими проблемами в школы, классы повышенного уровня обучения, чем усугубляют проблемы ребенка и получают новые. Поэтому не следует делать поспешных выводов, а лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом.

На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери.

Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине.

Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить его на несколько дней, чтобы не перегружать память.


Уважаемые коллеги!

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения. В документах Министерства образования РФ (в Законе об образовании, в Конвенции о правах ребёнка, Концепции модернизации российского образования и др.) указывается, что «обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни и подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является - создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

С учётом новых подходов к выстраиванию стратегии образования, её ориентацию на воспитание здорового ребёнка, проблема здоровья рассматривается с различных точек зрения. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, учитывать все составляющие понятия здоровья в целом.

В исследованиях ряда авторов (Смирнов Н.К., Безруких М.М. и др.), по данной проблеме отмечается, что дети, обучаясь в режиме развивающего обучения, испытывают более высокие, чем по обычной программе нагрузки, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышая уровень их утомляемости и невротизации. На наш взгляд, проблема перегрузки учащихся в рамках развивающей парадигмы становится псевдопроблемой. Перегрузка школьников зависит не столько от количества, сколько от качества учебной деятельности. Говоря об объёме учебной нагрузки, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или объёме изученного материала. Нагрузка напрямую зависит от психологического отношения учащихся к процессу обучения: то, что интересно, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение, то где ребёнок не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект, даже при относительно скромных объёмах учебного материала. В этом смысле учебная нагрузка связана и с содержанием образования, и с используемыми предметными методиками и педагогическими технологиями, а также с индивидуальными особенностями детей.

В предлагаемом пособии Вы найдёте рекомендации по организации здоровьесберегающего обучения, использованию здоровьесберегающих технологий и преодолению перегрузки учащихся начальной школы, организации мониторинга за состоянием здоровья учащихся.

По-нашему мнению, только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Следует отметить, что нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, это многие из знакомых педагогам психолого-педагогических приёмов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Применение и использование технологий ещё не гарантия успеха, большую роль здесь играет личность учителя. Известно, что педагогическая практика – процесс творческий. Как отмечал А.А. Леонтьев, нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личности своих учеников.

Желаем Вам успехов!

Отправной точкой в процессе организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения для педагогов являются документы Министерства образования РФ, которыми педагогу необходимо руководствоваться.

О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной - 8%, в средней - 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза - психоневрологических отклонений, в 3 раза - патология органов пищеварения.

Причём отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразования России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

1. Приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 утверждён Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, определяющий максимальный объём учебной нагрузки обучающихся.

Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учётом её продолжительности:

Максимально допустимое количество часов в неделю при разной её продолжительности

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объём максимально допустимой нагрузки обучающихся.

Обязательная нагрузка обучающихся начальной школы для общеобразовательных учреждений региона определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую.

Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

Школьное расписание уроков следует строить с учётом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Для младших школьников основные предметы рекомендуется проводить на 2-3-м уроках, а наибольший объём учебной нагрузки должен приходиться на вторник или среду. Контрольные работы следует проводить на 2-4-м уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует (Применять «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

В сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности;

С октября - 4 урока по 35 минут каждый;

Со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов.

Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену.

3. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного, применения в учебном процессе устанавливается следующая:

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.

3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.

У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ШКОЛЫ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Перечислите основные недостатки конструкций из алюминиевых сплавов.

Стоимость алюминиевых конструкций в несколько раз выше стальных. Модуль упругости алюминиевых сплавов приблизительно в три раза меньше, чем стали. Поэтому угроза прогибов алюминиевых балок и ферм при прочих равных условиях в три раза больше, чем стальных. Поскольку коэффициент линейного расширения почти в два раза больше, то необходимо частое устройство температурных швов.

Также следует учесть, что в местах контакта алюминиевых сплавов с другими материалами легко возникает электрохимическая коррозия, поэтому поверхности, соприкасающиеся со сталью или бетоном, нужно обязательно изолировать (окраска или применение прокладок из пластмассы и других материалов).

Представление о ЗОТ может быть соотнесено с основными про­блемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся, для решения которых, собственно, и используются здоровьесберегающие технологии. К таким проблемам можно отнести следующие:

1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоя­нию переутомления;

2) «школьные стрессы»;

3) распространение среди учащихся вредных привычек, за­висимостей;

4) неправильная организация физической активности уча­щихся, профилактики гиподинамии;

5) питание школьников во время их пребывания в образова­тельном учреждении;

6) предупреждение патологических нарушений, непосред­ственно связанных с образовательным процессом (« школь­ных болезней»);

7) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;

8) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

9) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоро­вьесберегающих технологий.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранения и укрепления здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - мно­гоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая харак­теру решаемых задач и распределению сфер ответственности. В тра­диционном варианте можно выделить 3 уровня решения каждой из проблем: внутришкольный, включающий несколько аспектов, вне­школьный и общегосударственный.

Многие специалисты - педагоги, физиологи, медики, психоло­ги - считают учебные перегрузки главной причиной неблагополу­чия состояния здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гим­назиях, лицеях, школах с углубленных изучением нескольких пред­метов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благопо­лучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах).


Уже более 20 лет назад Алла Пугачева пела в известном хите о том, что «много задавать стали почему-то - нынче пятый класс хуже института». Уже тогда трудно было это оспорить, но проблема и в наши дни не только сохранилась, но и усугубилась. Более того, в школе появились новые, действительно необходимые предметы (ин­форматика, граждановедение, ОБЖ, валеология и другие), но объе­мы прежних программ практически не были сокращены, т.е. про­изошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного пяти­классника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций, приближается к 12 часам, а старшеклассника - подчас составляет 14-16 часов. При этом у выпускников резко по­вышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.

Проблема воздействия этих факторов на здоровье учащихся, не­посредственно связанная с целевой установкой школы, рассматри­вается главным образом на уровне школы. В этой связи можно выде­лить несколько аспектов решения этой проблемы.

Медико-гигиенические аспекты: усилия школы направлены на создание в классах и в школе в целом гигиенических условий, обес­печивающих оптимальную работоспособность учащихся и педаго­гов, состояние их психофизиологического комфорта. При несоответ­ствии этих условий требованиям СанПиНов быстрее наступает утом­ление, снижаются работоспособность и творческая продуктивность, повышаются затраты ресурсных сил организма школьника на вы­полнение требований учителя. Непосредственную ответственность за решение этих вопросов несут администрация школы и медицинс­кие службы (школы и Госсанэпиднадзора).

Финансово-экономические аспекты: решаются задачи изыска­ния средств и направления финансирования на оснащение школы и классов оборудованием, обеспечивающим поддержание необходимой для занятий и отдыха температуры в помещениях, создание опти­мальных условий экологии, воздушной среды, освещения, звуковой изоляции и т.п., а также финансовое обеспечение решения задач на других уровнях данной проблемы. Эти вопросы находятся в компе­тенции управления образования и директора школы, но важную роль могут (и должны) играть Совет школы и ее учредители.

Организационные аспекты: включают традиционную для шко­лы «магию» составления расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гиги­еническими требованиями, не ущемив интересов никого из учите­лей, а также выбор учебных программ, учебников, технологий, оп­тимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся. Ответ­ственные за эту работу - директор и завуч школы, научные органи­зации, курирующие школу.

Воспитательные аспекты связаны с формированием у школь­ников привычки и стремления трудиться так и в таких условиях, чтобы не наступало состояние переутомления. Важно выработать у учащихся разделяемую с учителем ответственность за свое психофи­зиологическое состояние, сформировать в их сознании связь между условиями учебной деятельности, достигаемыми результатами и сво­им здоровьем. Примером и организатором этой работы выступает учитель (особенно классный руководитель), а также школьный пси­холог.

Учебно-информационные аспекты связаны со стоящей перед шко­лой задачей обеспечить ученика знаниями, приемами, технология­ми, позволяющими с максимальной эффективностью решать учебные задания, добиваясь высоких результатов. В этой связи можно гово­рить о техниках понимания, запоминания, систематизации учебного материала и т.д., т.е. всего, что касается научной организации труда и применимо к условиям школы, урока. Даже при избыточном объеме учебных программ «средний» ученик сможет избежать переутомления, если будет владеть такими технологиями и получать в этом поддержку со стороны учителя. Речь идет о замене целевой установки образования «дать знания» установкой «научить учиться». Об этом много написано и сказано, поэтому здесь мы подчеркнем лишь здоро­вьесберегающий аспект этой стратегической проблемы образования.

Одна из задач - сформировать у школьников навыки ощущать (рефлексировать) наступление состояний утомления и переутомле­ния, по возможности предупреждать их возникновение и эффективно выходить из этих состояний. Это задача всего педагогического коллектива во главе с директором школы.

Психолого-педагогические аспекты предупреждения состояний переутомления связаны с работой учителя на уроке. Именно от его индивидуальной педагогической технологии зависит, в конечном сче­те, в каком состоянии выйдут ученики после урока, даже если этот урок последний: уставшими, утомленными, «измотанными» воздей­ствием учителя или бодрыми, удовлетворенными, поднявшимися на новую ступеньку образованности и самоуважения. По нашему мне­нию, именно от учителя, его воздействия на учащихся в наиболь­шей степени зависят направленность и величина вектора, интегри­рующего все воздействия школы на здоровье школьников. Поэтому этим вопросам в значительной степени посвящены материалы 2-го тома данной книги.

Профессионально-кадровые аспекты непосредственно связаны с предыдущими и определяют подготовленность учителя к работе, обязательным условием которой является профилактика состояний переутомления у учащихся. При этом сохраняется необходимость качественного выполнения учебной программы. Составной частью решения этой задачи является способность и умение учителя гра­мотно поддерживать свою работоспособность, не допускать собствен­ного переутомления. Личная ответственность учителя при этом со­четается с контролем со стороны директора школы.

Реализация индивидуального подхода к учащимся особенно важ­на в предупреждении состояний переутомления. Одна только необ­ходимость работать в несвойственном психофизиологическим воз­можностям организма темпе (для выраженных флегматиков, мелан­холиков) приводит к выраженному дистрессу и переутомлению. А сколько таких особенностей, которые необходимо учитывать про­фессиональному учителю! (Подробнее об этом - в главе, посвящен­ной учителю.)

Решать проблему переутомления в этом аспекте можно лишь при двух условиях: а) при методической оснащенности учителя, позво­ляющей ему предлагать учащимся разные по сложности задания, дифференцировать время на их выполнение, гибко подходить к оцен­ке результатов каждого учащегося, использовать формы и методы, не входящие в традиции классно-урочной системы (групповые мето­ды работы учащихся, их ролевое взаимодействие и т.д., что широко представлено в реестре современных педагогических техник и тех­нологий); б) при наполняемости классов в пределах 20 человек.

Уровень внешкольной поддержки и подкрепления связан в пер­вую очередь с участием родителей школьников в проводимой школой работе по уменьшению перегрузок учащихся. Это касается и коррек­ции стремления некоторых родителей нагрузить своего ребенка сверх меры различными занятиями (кружки, секции, занятия с частными педагогами, репетиторами и т.п.), и контроля со стороны родителей за соблюдением гигиенических условий выполнения школьником до­машних заданий, и организации отдыха детей. Научить своего ребен­ка эффективно отдыхать, чтобы потом иметь возможность так же эф­фективно, без ущерба для здоровья работать, - эту задачу родители могут грамотно решить только с помощью школы и при ее поддержке. С другой стороны, ученик, приходящий на занятия из дома уже в утом­ленном состоянии, создает дополнительные трудности для самого учи­теля, концентрирует на себе большую часть его внимания. Основная ответственность в этой нелегкой работе ложится на классного руко­водителя, социального педагога, завуча по внеклассной работе.

Есть и другой аспект работы школы, реализуемый на этом уров­не, - установление отношений сотрудничества с научными центра­ми, способными курировать проводимую в школе работу с точки зре­ния ее научной обоснованности, а также периодически проводить объективную оценку происходящих перемен.

Уровень общегосударственной поддержки связан с функцией школы как социального института, основной ячейки важнейшей государственной системы - образовательной. Призывая школьни­ков к социальной активности, воспитывая у них соответствующие черты личности, оценивая равнодушие как отрицательное качество, школа сама не должна оставаться безучастной к тому, что происхо­дит в стране, ждать, пока желаемые изменения произойдут без ее участия. Письмами в министерство и управление образованием, пред­ложениями, публикациями в СМИ, выступлениями по радио и теле­видению и т.п. педагоги школ могут существенно повлиять на пози­тивное решение тех кардинальных, стратегических вопросов, кото­рые отмечались выше. От многих решений на законодательном, нор­мативном уровнях зависит, придется ли школе, стремящейся изба­вить учащихся от перегрузок, идти вопреки существующим тради­циям и требованиям, работать на свой страх и риск или только гра­мотно выполнять то, что предписывают вышестоящие организации, внося необходимую творческую составляющую.

Результаты, получаемые от согласованной работы на всех уров­нях решения проблемы переутомления учащихся, эффективность этой работы обязательно должны отслеживаться по данным диагно­стики изменений, мониторинга.

При адекватном решении указанной проблемы достигается пре­дупреждение возникновения состояний переутомления у учащихся и педагогов вкупе с соответствующим снижением риска ухудшения здоровья школьников, в первую очередь - нервно-психического.

Проблема «школьных стрессов»

Эта проблема тесно связана с предыдущей. По сути состояния переутомления также являются дистрессом, но традиционно, ввиду своей значимости и специфичности для системы образования, выде­ляются в отдельную группу. К «школьным стрессам» можно отнес­ти патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим кли­матом в классах, конфликтами между учащимися, между учащими­ся и педагогами, дидактогенное воздействие учителей, а также не­правильно организованную систему проверки и оценки знаний уча­щихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирования, эк­замены).

Организационные аспекты этой проблемы решаются путем фор­мирования благоприятного психологического климата в школе в целом, в каждом отдельном классе, в педагогическом коллективе, для чего рекомендуется проводить разнообразные и доказавшие свою эффективность программы: дискуссии для решения спорных про­блем, социально-психологические тренинги, коллективные досуго­вые мероприятия и т.п. Положительную роль играет и открытие кабинета психологической разгрузки для учителей и учащихся. Но главная задача - правильная организация проверки знаний и сис­темы оценивания учащихся.

Для недостаточно профессионального и нравственного педагога эта ситуация представляет труднопреодолимый соблазн, когда уче­ник попадает в полную зависимость от учителя: можно «отыграть­ся» за плохое поведение школьника, за его недостаточную усидчи­вость, нелюбовь к предмету, а иногда и за не сложившиеся отноше­ния с родителями воспитанника. Результатом является не объек­тивная проверка усвоения учащимся нового материала, его способ­ности учиться, а оценка его поведения в состоянии стресса и прово­цирование фрустрации. Из теории психофизиологии и повседневной педагогической практики известно, что если для школьников с силь­ным типом нервно-психической организации такая ситуация может иметь тренирующее значение, то для большинства детей и подрост­ков подобный стресс, особенно при высоком уровне ответственности (экзамен), негативно влияет на состояние здоровья.

Освобождением детей с явной патологией от экзаменов пробле­мы не решить - необходима такая организация всей вертикали про­верочных процедур, которая и исключала бы состояние дистресса у школьников. В школе за это отвечают директор, врач и психологи. Поскольку главные действующие лица здесь - школьник и учитель, подробнее мы рассмотрим используемые в этих ситуациях техноло­гии в разделе, посвященном здоровьесберегающим технологиям в работе учителя.

Медико-профилактическими аспектами предусматривается: 1) выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от эк­заменов и выполнения наиболее трудных заданий; 2) готовность оказания необходимой медицинской (медикаментозной и психоте­рапевтической) помощи детям и педагогам в состоянии выраженно­го дистресса, купирование его последствий; 3) участие в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них пси­хологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; 4) по­мощь психологам и учителям в разработке и реализации коррекци­онных программ для учащихся группы риска в той их части, кото­рая может быть обеспечена в стенах школы. Главную роль в этом играет школьный врач.

Воспитательные аспекты связаны с задачами: 1) формирова­ния у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, ус­тановок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам; 2) воспитания у них привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при са­мом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;

3) формирования у школьников потребности находиться в оптималь­ном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы. (К сожалению, приходится констатиро­вать, что состояния умеренно выраженной дисфории с элементами недовольства всем происходящим, тревожности, агрессивности и т.п. становятся все более характерными, типичными для подростков. А это - мощная предпосылка к употреблению одурманивающих ве­ществ: алкоголя, наркотиков, проявлению агрессивности как в сек­суальных действиях, так и в противоправных поступках.)

Задачи, связанные с учебно-информационными аспектами, со­ставляют по сути единое целое с задачами предыдущего уровня. Это:

1) выработка у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникатив­ной ситуации; 2) выработка у школьников навыков и умений само­обладания, психофизической саморегуляции для использования этих качеств, в первую очередь при ответах учителю, выполнении конт­рольных работ, сдачи экзаменов; 3) обучение психологическим на­выкам эффективного преодоления деструктивных состояний - ди­стресса, депресии, дисфории и т.п. Ответственность за реализацию этих задач несут классный руководитель и школьный психолог.

Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и педагогического такта по отношению к учащимся с повышенным риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожнос­ти. У каждого учителя должна быть полная информация о таких учащихся класса, в котором он проводит занятия, и выработана индивидуальная тактика педагогического взаимодействия с такими учениками. Для грамотных действий, направленных на оптимиза­цию психологического климата класса, желательно проведение пси­хологами социометрии.

Для решения кадровых задач предполагается: 1) обеспечение школы психологами, способными грамотно осуществлять в школе анитистрессовые программы, проводить диагностику и на основе ее результатов выделять группы риска и проводить с такими учащими­ся как индивидуальную, так и групповую реабилитационно-коррек­ционную работу; 2) повышение квалификации (профессиональной подготовки) всех учителей в вопросах психологии, психогигиены, педагогической психотерапии; 3) целенаправленно заниматься оп­тимизацией психологического климата педагогического коллекти­ва. Сложно рассчитывать, что в атмосфере склок, недоброжелатель­ства, враждебности среди учителей удастся создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в отдельных классах. Это сфера ответственности директора школы и психолога, но во многих случаях целесообразно приглашение психологов «со стороны» для диагностики и проведения работы с педагогическим коллективом.

Экономические аспекты - это финансовая поддержка всех вы­шеозначенных мероприятий и программ, изыскание дополнитель­ных источников финансирования.

На уровне внешкольной работы социальным педагогом прово­дится выявление стрессогенных воздействий, оказываемых на уча­щихся в семье и ближайшим окружением (родственниками, друзья­ми, соседями). По мере возможности предпринимаются попытки нормализации неблагополучного эмоционально-психологического климата в семьях, корректировки круга постоянного общения школьника. Состоятельным семьям рекомендуется обращаться в платные службы семейной психотерапии.

Участие школы в реализации общегосударственных программ может осуществляться путем лоббирования, поддержки через СМИ и родителей учащихся развития службы практической психологии в системе образования, а также внесения изменений в организацию экзаменационных процедур в школах и при поступлении в вузы.

Изменения в уровне фоновой стрессированности учащихся и педагогов, частота возникновения выраженных дистрессов в процессе оценки уровня подготовленности школьников, безусловно, должны отслеживаться по результатам мониторинга, что легко достижимо, т.к. большинство анкет и тестов, связанных с оценкой здоровья, включают вопросы или целые разделы, касающиеся стресса, близ­ких к нему состояний и причин, их вызывающих.

В результате успешного решения этой проблемы на всех уровнях ее проявления удастся оградить здоровье школьников от разруши­тельного воздействия дистресса, связанного с образовательным про­цессом, а также сформировать у подростков готовность предупреж­дать и преодолевать без ущерба для своего здоровья различного рода стрессы, которые так характерны для современного общества.

МОУ «Кривозерьевская средняя общеобразовательная школа»

«Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся»

Подготовила: учитель начальных

классов Умряева Л.Н.

2013г.

Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависят от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Для предупреждения перегрузки младших школьников урок следует строить с учетом следующих психогигиенических рекомендаций.

1. Гигиенически правильная рациональная организация урока обеспечивается:

Плотностью урока - не менее 60 % и не более 75 – 80 %;

Оптимальной сменой видов деятельности (4 – 7);

Средней продолжительностью различных видов деятельности - не более 10 минут;

Частотой чередования различных видов деятельности - не позже, чем через 7 – 10 минут;

Количеством используемых методов и приемов преподавания - не менее 3-х;

Чередованием методов и приемов преподавания - не реже, чем через 10 – 15 минут;

Наличием эмоциональных разрядок (2 – 3);

Местом и длительностью применения ТСО - в соответствии с гигиеническими нормами;

Чередованием позы учащихся, которая чередуется в соответствии с видом работы;

Наличием, местом, содержанием и продолжительностью физкультминуток - при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 3 – 4 минуты;

Психологическим климатом с преобладанием положительных эмоций учащихся.

2. Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки);

насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);

эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.).

Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким.

Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов утомительности урока.

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.

3. Урок в 1 классе должен носить деятельностный характер с обязательной организацией практической деятельности учащихся. Монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий учителя недопустимо. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). На разных этапах урока может быть использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Оптимальная продолжительность непрерывного чтения в шесть лет не должна превышать 8 минут, в семь – восемь лет - 10 минут: непрерывного письма - до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока.

Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1 – 2 минуты, во II полугодии - 5 – 8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

4. При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:

3 – 5,минут – врабатывание;

10 – 15минут – период самой высокой работоспособности;

2 - 3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);

5 – 10 минут – период средней работоспособности;

Оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.

5. Специфика преподавания предметов «Мир вокруг нас», заключается в их практической направленности. Предпочтение необходимо отдавать предметным урокам, урокам-экскурсиям, целевым прогулкам, направленным на непосредственное наблюдение, чувственное восприятие учащимися окружающего мира, на выявление связей и взаимосвязей между отдельными явлениями в природе и на их основе - выяснению простейших закономерностей.

По результатам наблюдений проводятся обобщающие уроки, задача которых сводится к систематизации результатов наблюдений, к закреплению знаний, к выработке у учащихся умений делать выводы, осваивая приемы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, обобще¬ния и конкретизации. Экскурсии и предметные уроки - важнейшие форумы организации учебного процесса при изучении окружающего мира. Они способствуют формированию у детей диалектико-материалистического мировоззрения, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и интереса, мышления и памяти.

Преподавание предметов немыслимо без использования средств наглядности, способствующих усилению эмоционального восприятия школьниками учебного материала. Исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо прибегать в учебном процессе к игровым формам работы, которые позволят усвоить предметные знания и умения более эффективно и с наименьшими затратами.

Домашние задания

1 . В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.

Во 2 – 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

2. Перегрузку учащихся могут вызывать:

Чрезмерно большое домашнее задание;

Чрезмерно трудное домашнее задание;

Несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

Неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком гро-моздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужно¬го положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

3. Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания

не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах – 1,5 часа.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

4. Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

5. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

6. Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

7. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Методика проверки домашней работы учащихся должна.быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

Фронтальный контроль;

Выборочный контроль;

Взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

Самоконтроль учащихся.

Упражнение для глаз

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1 – 4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 – 4. Посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы посмотреть «вправо – вверх – влево – вниз», а затем вдаль на счет 1 -6. Проделать тоже, но «влево – вверх – вправо – вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4 – 5 раз.

Физкультурные минутки:

кратковременные перерывы на занятиях (1 – 3 минуты) для проведения физических упражне-ний, связанных с длительной статической позой учащихся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушений осанки;

они проводятся на начальном этапе утомления (8 – 20 минуте урока).

Требования: упражнения должны быть просты, знакомы и интересны детям, доступны для выполнения на ограниченной площади.

Физкультурные паузы:

комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями длительностью 5 – 8 мин.

Требования: проведение в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении; контроль за дозировкой физической и эмоциональной нагрузок; не допускать переутомления.

Выполнять упражнения учащиеся могут индивидуально или по группам.

Динамические перемены:

организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Требования: проведение после второго урока, длительность перемены 35 минут. Динамические перемены могут быть комплексными, фольклорными, сюжетными, игровыми.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры