Русский менталитет и иммиграция: какие страны близки нам по менталитету? Какой в России больше менталитет: европейский или азиатский.

Главная / Бывшие

Россия, безусловно, является по истокам своей культуры европейской страной. И со времён Петра I, если не Ивана Грозного, Россия видела своей миссией утверждение себя в качестве европейской державы.

Что до "азиатского менталитета", то это вообще непонятно, что такое. Сам термин "Азия", как и удивительную науку востоковедение, вообще-то придумали европейцы: до начала колониальной эпохи арабы и японцы, например, вряд ли думали о том, что их объединяет некая общность под названием "Азия". Так что, говоря об Азии, нужно уточнять, какие именно культуры гигантского континента мы имеем в виду.

Русские, конечно же, веками жили по соседству с мусульманскими народами, имеют огромную границу с Китаем, но очень мало что из этих культур проникло в нашу: разве что тюркизмы, про этимологию которых мы давно забыли и воспринимаем как родные, а также китайский чай (напиток и название). Разумеется, с системообразующим влиянием на нашу культуру Западной Европы это не сравнится.

Основная проблема с Вашим вопросом в том, что он в российском дискурсе политизируется до крайности. «Европа» и «Азия» рассматриваются как некие полюса общественного устройства, которым приписываются те или иные неизменные во времени свойства: например, Европе – «индивидуализм», свобода рынка, демократическое и децентрализованное устройство государства, а Азии – «коллективизм», политическая централизация, самоотречение во имя государства и в то же время некий идеал «социальной справедливости» (как правило, крайне размытый и без указания конкретных гарантий члену общества, в то время как родина современной концепции социального государства – как раз-таки Европа).

Азиатские политики, конечно, не брезгуют использовать мифологию такого типа для оправдания своих целей: скажем, лозунг «Азия для азиатов» был одним из главных для Японии во Второй мировой войне, и в бывших европейских колониях он часто падал на благодатную почву: так, именно японские оккупанты сыграли ключевую роль в развитии индонезийского национализма. Однако, в Китае, где колониалистов непосредственно до оккупации не было, а также на Филиппинах, где американский протекторат пользовался популярностью, японцам пришлось столкнуться с сильным националистическим сопротивлением (это вдобавок к тому, что везде было коммунистическое сопротивление).

Но всё же, по ряду причин, эти построения несостоятельны. Во-первых, в тех концептах и идеалах, которые приписываются «Востоку», нет ничего специфически азиатского. Достаточно почитать консервативных немецких мыслителей начала ХХ века, чтобы понять, что идеи наших «почвенников» вполне себе в резонансе с западной мыслью определённого направления (ныне, к счастью, почти вымершего). Всё, в чём они обличали Запад (понимая под ним Великобританию и Францию, а также США) и за что превозносили Германию, в полной мере совпадает с тем, что сегодня говорят и пишут российские мыслители (с заменой Германии на Россию, конечно). Вот на эту тему превосходная статья профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия Травина ()

Во-вторых, стоит отметить, что подобный вопрос является предметом дискуссий и рассуждений, пожалуй, только в России. Страны Восточной Азии, такие как Япония, Южная Корея, Тайвань, в последние десятилетия являются демократическими государствами с развитой рыночной экономикой. Разумеется, эти страны – отнюдь не кальки с США, у них есть свои характерные черты, но эти особенности рядом не стоят с советским и российским «особым путём». Финляндия или Италия, скажем, тоже во многих важных аспектах политики и экономики не похожи на Америку, но мы же в своём сознании их не исключаем из «Запада» за это.

Из сказанного можно сделать вывод, что не стоит тратить силы на обсуждение вопросов «цивилизационной принадлежности», «загадочной души» и т.п. Во-первых, культуры со временем меняются и смешиваются, и в век глобализации это происходит особенно быстро. Во-вторых, очень многое из того, что возникло в Европе, отлично приживается за её пределами (демократия, национализм, римское право), что говорит о проницаемости культурных границ для действительно фундаментальных концепций.

"Наш менталитет не так уж сильно отличается от западного, и нам легко понять европейцев", - думаем мы, а при общении часто поражаемся их манерам. А уж как они поражаются нашим!.. Любителям путешествий и тем, кто ведет с иностранцами дела и часто ездит в командировки, стоит заранее познакомиться со стилем общения таких, казалось бы, близких европейцев, чтобы никого ненароком не обидеть. Или не обидеться самим.

Финны

Наши северные братья финны очень сдержанны в общении и не любят тратить время на пустые разговоры. Разговорить финна при первой встрече практически невозможно, и даже искренние попытки пообщаться и познакомиться могут закончиться полным провалом. Они неохотно вступают в общение с незнакомцами, и особенно с иностранцами. А если говорят на иностранном языке, то тщательно контролируют правильность своей речи, поэтому паузы в разговоре неимоверно длинны.

Молчание - золото. Это одна из особенностей коммуникации у финнов. Вам может показаться, что собеседник вас просто игнорирует.

Для финнов характерен медленный темп речи и четкость артикуляции, негромкий голос, скупая мимика, почти полное отсутствие жестов.

Финны немногословны; зато они никогда не перебивают собеседника, выслушивают его до конца, не задают вопросов, не спорят на публике, свое несогласие высказывают деликатно.

Вообще все жители Скандинавии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Северной Германии и Северной Франции по темпераменту холодны, сдержанны, упрямы, скупы на слова, чужды всякому панибратству, самостоятельны.

Их характерные черты: уверенность в себе, правдолюбие, здравый смысл, лояльность к власти, любовь к порядку.

Англичане

Обмен рукопожатиями принят только при первой встрече, в дальнейшем англичане довольствуются простым устным приветствием.

Не забывайте улыбаться англичанам - они отмечают отсутствие улыбок на лицах русских людей, как самую странную нашу особенность и трактуют ее негативно.

Мало что может вывести англичанина из себя. Сдержанность, контроль над своими чувствами - таковы жизненные принципы этого народа.

Не ждите от англичан бурной реакции. Знаменитая английская чопорность, стремление скрыть эмоции, сохранить лицо - это следствие строгого воспитания. В тех случаях, когда представитель темпераментной латинской расы или душевной славянской будет захлебываться от восторга или рыдать слезами умиления, англичанин скажет: "lovely" - "мило", и это будет равноценно по силе проявления чувств.

Шумное и экспрессивное поведение других вызывает у англичан неприязнь и непонимание. Им чужды чрезмерное проявление эмоций и сентиментальность.

Кстати, если британец вас терпеливо слушает, это еще не означает, что он с вами согласен.

Немцы

Жители Германии хотят, чтобы их стремление к правде и справедливости вызывало уважение, и удивляются, когда это воспринимается в лучшем случае как бестактность. "В конце концов, - размышляет немец, - если я вижу, что вы заблуждаетесь, не мой ли долг поправить вас? Почему я должен делать вид, что мне нравится ваша жуткая рубашка, вместо того, чтобы высказать все, что я о ней думаю?" Но иностранцы, похоже, не способны оценить это.

Немцы очень экономны и расчетливы, поэтому о финансах не принято говорить ни в каком контексте, это личное дело каждого. Среднестатистический немец всегда организован, пунктуален, мечтает о порядке, соблюдает законы.

Французы

Французы очень общительны, их трудно чем-либо смутить. Они любят как бы выставлять себя на показ и в общественных местах чувствуют себя гораздо лучше, чем дома. Обожают банкеты, фуршеты, приемы и прочие публичные мероприятия.

Однако существенный недостаток состоит в том, что французы абсолютно убеждены в собственном превосходстве - общественном, моральном и индивидуальном - над всеми остальными народами мира. Вступать в дискуссии на эту тему категорически не советуем, спор может закончиться бурным конфликтом и взаимными оскорблениями.

Стремление к новшествам у французов сочетается с любовью к этикету. Он очень "правильные", стараются соблюдать все нормы и предписания. Они свято чтят Право, Закон, Конституцию и любят вводить новые неписаные правила во все сферы жизни - литературу, искусство и тот же этикет.

Другие европейцы

Жители Сербии, Боснии, Хорватии, Албании, Греции, Австрии склонны к открытому проявлению своих настроений. Они горды, отважны, честны, воинственны, хранят приверженность национальному укладу жизни, обычаям и народному искусству.

Испанцы, португальцы, итальянцы по темпераменту весьма яркие, экспрессивные, энергичные, переменчивые в настроении, любящие жизнь, склонные к переменам, увлекающиеся, находчивые и быстро схватывающие идеи.

Известный российско-американский политолог Николай Злобин написал интереснейшую заметку в "Российской газете", посвященную данной теме. В ней он рассказывает о некогда состоявшемся разговоре с видным американским юристом:

В общем, возвращаясь к нашему разговору о различиях в ментальности русского и западного человека на примере принципа верховенства закона, следует сделать очевидный вывод: положить данный принцип в основание русского миропорядка - значит извратить всю нашу природу, все наше естество. Значит поставить крест на русских как цивилизационном явлении и превратить нас в жалкую копию какого-нибудь пуританина из Новой Англии. Нормально, да? Из Мити Карамазова сделать "добропорядочного" лавочника-бюргера. Я уж не говорю про Алешу.

Да идите вы лесом.

P.S.
Особый интерес лично у меня вызывает тот факт, что описанная разница в менталитетах - это не веяние последнего десятилетия, или даже двух-трех десятилетий, когда Постмодерн во весь голос заявил о себе миру. Нет, это всё уже давно укоренилось в сознании западного общества, выпестовано в юридических школах, проникло в правосознание населения. "Что? Справедливость? Садись, два. Закон - вот высшая справедливость". Получается, это то, что культивировалось в западном обществе на протяжении многих десятилетий и даже столетий. То есть даже в те эпохи, когда это общество все еще считалось христианским и само себя таковым считало.

Интереснейшая ведь тема для серьезного культурологического исследования. Сравнить как Православие, Католичество и Протестантизм повлияли в этом аспекте на формирование личности и мировоззрения в тех обществах, где они доминировали. В принципе, уже сейчас можно сделать вывод, что именно Православие не позволило сформировать в русском сознании представление о невозможности Справедливости (Правды) как всеобщей идеи. А вот католичество и протестантизм - позволили.

Вот вам и ответ на вопрос, чье понимание христианства ближе к Евангелию и Христу.

А вы не замечали, как актуально сейчас выражение "европейский менталитет"..а? Нет?

Вот каждый "уважающий себя и свой кошелёк" мужчина, при любых спорах на тему того кто и кому должен, как световой меч вытаскивает аргумент "у меня европейский менталитет". Стоит и сотрясает воздух этим аргументом, потому что сотрясать то больше и нечем...кроме как языком своим брехливым.

В понимание этих индивидуумов, обладать европейским менталитетом - платить только за свои развлечения. И всё. На этом всё. Разделение обязанностей? Vad? Какие обязанности? Вы о чем? Только право на оплату своих счетов. Ты мне не жена, детей у нас нет, плати за всё сама, вообще за всё, даже, за то что тебе даром не нужно. Подарки? А зачем? А что ты мне подаришь? А на такую же сумму или как вообще?

Про европейский менталитет эти люди слышали, видимо, от бабушек у подъезда. Знания о нём трепетно передавались посредством сарафанного радио.

Эти же люди называют Европу "Гейропой"; с пеной у рта осуждают Кончиту Вурст; бесятся от системы налогообложения; называют европейцев идиотами, потому что те привыкли оплачивать покупки в интернете, тв..и прочее. Называют жизнь в Европе скучной, а женщин страшными; поездки на автобусах - лоховством; экономию - бредятиной..ну, в общем, да..они прям европейцы-европейцы.

Весь, весь их европейский менталитет упирается только в оплату счёта в ресторане. ВЕСЬ. Всё, этим он начинается и заканчивается.

Эй, мои любимые олигархи, встрявшие с ипотекой по самое не балуй..Подойдите сюда, сядьте..Я вам расскажу маленький секрет. В ЕВРОПЕ МУЖЧИНЫ ПЛАТЯТ ЗА ЖЕНЩИН! Шах и мат! Не хочет женщина работать? Она не работает, обеспечивает её мужчина, конечно без излишеств, но обеспечивает. Мужчина, который не муж. Ведёт он её в кафе или ресторан, оплачивает счёт он. (нет, ну есть и свои особенности: немцы не любят, когда не доедают, вот так вот. Просто потому что оплатили, а ты не ешь). Хочет он увидеть девушку, а та живёт в Нарнии? Он покупает билет ей САМ, из своих личных кровных. Или сам едет и опять же оплачивает всё везде сам и за себя и за неё.

Это просто ахуеть. Идите и засуньте свои речи про свой европейский менталитет в своё анальное отверстие..и оставьте там.

Сохранено

А вы не замечали, как актуально сейчас выражение "европейский менталитет"..а? Нет? Вот каждый "уважающий себя и свой кошелёк" мужчина, при любых спорах на тему того кто и кому должен, как световой меч вытаскивает аргумент "у меня европейский менталитет". Стоит и сотрясает воздух этим аргу...

"/>

Попробую разложить по полочкам, так как я это понимаю.

Часто в общении с друг другом, когда мы обсуждаем малознакомого человека, возникает вопрос - "А он как, нормальный?". Ответы бывают разные - "да, вполне", "мне кажется он не совсем адекватен", "жесть, лучше с ним не общаться". Как мы это определяем? Как правило это характеристика поведения и, я бы сказал, похожести на нас. Для народов в целом это можно назвать менталитетом. Что же такое европейский менталитет? Что для нас является нормой?

1. Европейцы по поведенческому типу НЕ рефлексивны. Их поступки основаны на логике мышления - т.е. сначала думаем, потом делаем. Антиподом такого поведения являются люди, поступки которых основаны на эмоциональном порыве: увидел девушку в короткой юбке - схватил за руку; толкнул прохожий (случайно) - удар в ответ; идёт разговор на повышенных тонах - уже повод звать земляков на подмогу и т.д. Вежливость по отношению друг к другу является нормой для европейца, для азиата зачастую это признак слабости.

2. Из первого пункта вытекает второй - возможность самоограничения, основанного на здравом смысле. Именно эта черта позволяет европейским народом жить в состоянии свободы и демократии. Знать меру - очень важная черта, которая позволяет человеку оставаться человеком. Тут конечно нужно понимать, что любой человек подвержан соблазнам и если постоянно вдалбливать ему что, допустим, пьянство - это норма, самоограничение на данную область снимается. Чтобы ПРИМЕНЯТЬ здравый смысл, нужны ЗНАТЬ - что полезно, а что вредно. Именно поэтому - воспитание, образование - очень важно для европейца, нужно быть, в прямом смысле, вооружённым знаниями.

3. Цивилизованный быт. Это то что видно на поверхности. Едим за столом, а не на полу. Моем руки перед едой. Следим чтобы одежда была чистой, да и пол частенько пылесосим. Можно конечно обойтись и без этого, но... это как то не так будет, гости не поймут, окружающие косо смотреть будут - им будет рядом с вами неприятно.

4. Жизненные цели. Не смотря на стремление к обустроенному быту, для европейца это не является самоцелью. Если, скажем, для араба в Египте основная цель в жизни - это купить дом и привести туда жену, то для европейского менталитета более характерны устремления к победе в чём то - в спорте, в политике, в карьере, в войне. Дом и семья несомненно играют важную роль, но они расцениваются как само собой разумеещееся. Однако этот пункт скорее относится к мужскому полу.

Итак вот 4 пункта, которые, на мой взгляд, определяют европейский менталитет. Кто не согласен, готов поспорить.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры