Смотреть что такое "Сету" в других словарях. Сету (сето) — красивые люди Традиции сету

Главная / Бывшие

Cето (сету) - малочисленный финно-угорский народ из Эстонии. Они близки к эстонцам, но в отличие от них, не лютеране, а православные. Местность, где живут сето, разделена российско-эстонской границей и исторически называется "Сетомаа".

Сегодня мы увидим, как живет этот народ на российской стороне, вернее как они жили три года назад (именно этот срок давности у первой части обзора) и как живут сету в Эстонии сегодня.

Музей забытого народа

Деревня Сигово недалеко от знаменитого Изборска в Псковской области. Здесь находится частный музей финно-угорской народности сето (псковской чуди), коренного народа здешних мест. В отличие от большинства музеев, здесь нет платы за вход и экскурсию, нет и злых, вечно обиженных на весь мир, бабок-смотрительниц. Здесь домашняя атмосфера, уют и интересные рассказы местных жителей.

Сегодня поговорим о сето, малой народности, даже не включённой в список проживающих в России национальностей.

Погубила сето советская власть. Ещё до войны, когда Печорский район Псковской области входил в состав независимой Эстонии, поселения сето были довольно обширны. Народ выделялся среди эстонцев и русских, носил национальные костюмы и говорил на своём, близком к эстонскому, языке. Своей письменности сето не имели, но выращивали лён, пряли пряжу, которую покупали даже англичане.

Потом пришла "цивилизация" - деревни укрупняли, переселяли селян в города, заставляли вступать в колхозы, а хутора наоборот уничтожали. Многие сето бежали в соседнюю Эстонию, где и сейчас их живут 6 тысяч. В России их осталось человек 150.

Эстонцы - ближайшие родственники сето. Но в отличие от прибалтов, сето православные. Точнее, "двоеверы": в религии сето православие переплелось с язычеством. Например даже после войны во многих хуторах рядом с иконой стояла фигурка главного бога сето - Пекки, напоминающая внешне снеговика.

Флаг сето

Частному музею лет 15. Создала его петербуржская учительница музыки Татьяна Николаевна Огарёва. Когда-то она приехала в сюда и вписалась в жизнь общины сето. По совету стариков, обеспокоенных вымиранием в России своего народа, она начала собирать вещи сето по окрестным деревням и создала музей.

Татьяна Николаевна - очень добрый и приветливый человек. К сожалению, когда я приехал в Сигово, она уезжала по делам в Печоры, но всё же минут 10 рассказывала про сето и музей, попросив даже водителя рейсового автобуса специально задержаться.

Т.Н.Огарёва с фотографией деда.
Фото с сайта http://pechori.ru/muzej-narodnosti-seto

Остальные фото мои.

1. Точнее, в Сигово два музея - государстнный и частный. Государственный - усадьба крестьянина сето - при мне был закрыт, но расстраиваться нечему: я заглянул в окна и не нашёл отличий от обычного краеведческого музея в любом городе.

Народу никого, в деревне тихо. Для большего проникновения к финно-угорским народам в машине включаю эстонское радио. Ловит отлично, до границы километров 10

2. Несмотря на то, что в музее пустынно, можно зайти во двор усадьбы, посмотреть постройки. Хутор не огорожен. Деревянных построек немного

3.

4. Хоздвор. Здания складывали из булыжника

5.

6.

7.Кладка поближе

8.

9. В самой деревне много домов из белого известняка. Явление для западной Псковщины обычное. Об этом я ещё скажу в посту про Изборск. А в целом в Сигово нет магазина, привозной хлеб. В райцентр - Печоры - нечасто ходит автобус. Работники музея живут обычной деревенской жизнью

10.

11. Сохранилось несколько старинных деревянных домов

12.

13. В одном из них живёт соседка Татьяныа Николаевны Огарёвой. Она и покажет нам частный музей сето

14.

15. Музей Огарёвой расположен в обычном сарае. Крыша в некоторых местах прохудилась, часть экспонатов в птичьем помёте. На зиму музей закрывается, вещи убирают от погибели в тепло

16.

17. Cоседка Татьяны Николаевны с внуком Колей. Входной платы нет, но приветствуется добровольное пожертвование

18. Лица сето. Как видим, в основном фамилии и имена неславянские. Одна из отличительных черт малого народа

19.

20. В сарае собраны предметы быта из хуторв сето, рассказывается о выращивании льна и плетении пряжи

22.

23. Часто национальные костюмы сето носили даже в будни

24. Национальные костюмы надеты и на несколько кукол, выполненных с лиц реально живших в 1950-х годах крестьян сето. В Эстонии до сих пор сето, носящие национальные костюмы, получают от государства доплату. Традиции малых народов, в отличие от нас, там чтут

25. Не знаю, как насчёт лиц крестьян, но лицо Путина угадывается очень хорошо

26. Коля показывает кантеле - музыкальный инструмент сето, похожий на гусли. Фолк-эпосы сето, похожие на карельскую Калевалу, были популярны в деревнях даже в послевоенные годы

27. Setomaa - земля сето. Вышивка окружена боговыми полотенцами, вышиваемыми крестьянами сето для ритуалов, праздников и украшений домов. Говорят, чем труднее был период в жизни сето, тем полотенце вышивалось темнее, от ярко красного к черному. Смотришь и понимаешь, какова была жизнь народа во второй половине XX века..

28. Детский велосипед

29. Религиозные сюжеты..

30. ..и языческие куклы-обереги

32.

Сето всегда мирно жили со славянами, всегда тянулись к России и были сторонниками православия. Однако сейчас, как и многие другие граждане, России они не нужны. Многие переехали еще в советскую Эстонию, остальные доживают свой век в деревнях, где нет даже магазинов...

Сетомаа - земля народа сето

Отделение сето от эстонцев началось 800 лет назад. После завоевания земель современной Эстонии крестоносцами (12 век) и падения русского города Юрьева (сейчас Тарту) часть сето бежала в псковские земли. Несмотря на то, что жить пришлось между православной Россией и католической Ливонией, сето долгое время оставались язычниками. Крестить народ решил Иван Грозный. Частично удачно, частично нет. Сето сохраняли некоторые языческие традиции, отчего русские называли их полуверцами.

Сето в национальных костюмах. Жаль, в таких нарядах они мне не попались. Надо будет приехать на какой-нибудь местный праздник, которых проводится достаточно много.
Открытка 1960 года, купленная на барахолке в Таллине

Численность народа росла до начала XX века, особенно быстро лет за 50 до революции. Назадолго до 1917 года сето достигли своего максимума - 21 тысячи человек. После этого пошёл спад, но до войны, когда практически вся Сетомаа была независимой Эстонией, жизнь сето была неплоха. Поселения этого народа были довольно обширны. Сето выделились среди эстонцев и русских, носили национальные костюмы и говорили на своём, близком к эстонскому, языке. Своей письменности сето не имели, но выращивали лён, пряли пряжу, которую покупали даже англичане.

Потом часть Сетомаа отошла Псковской обалсти. Селян заставляли переезжать в города, деревни укрупняли, создавали колхозы, уничтожали хутора. Многие сето бежали в соседнюю Эстонию, где и сейчас их живёт около 10 тысяч. В России же по переписи населения 2010 года осталось всего 214 сето.

1. Эстонская часть Сетомаа (по-эстонски - Setumaa, на языке сето - Setomaa) расположена на юго-востоке страны в двух уездах. Правда границы уездов Эстонии не зависят от поселений сето, и у этого народа есть своё объединение самоуправлений, находящееся вне уездных границ, – Союз волостей Сетомаа

2. Мы проедем по Сетомаа с севера на юг. По всему пути расставлены указатели с интересными местами, висят схемы маршрута и описания. Это указатель на местную часовню. Часовни сето необычны и немного отличаются от привычного нам вида

3. Большинство их на пути оказались деревянными и без куполов. Если бы не крест на крыше, подумал, что это обычный дом. Часовная св. Николая, 1709 года в селе Выыпсу.

Село Выыпсу выросло на пересечении торговых путей и известно с 15 века. Позже здесь появился порт, поскольку до Чудского озера отсюда около трёх километров. Сейчас это небольшое село, где живут примерно 200 человек.

Как было сказано выше, сето были "полуверцами". После крещения этого народа, язычество далеко не ушло. Даже после войны на некоторых хуторах рядом с иконами стояла фигурка языческого бога Пеко, внешне напоминаюшего снеговика. А жертвы святым камням, святым источникам и святым деревьям некоторые сето приносят до сих пор.
Пеко - бог плодородия. По эпосу он помогал Христу, а похоронен в Псково-Печёрском монастыре. Сето считают его главным религиозным центром. Хотя монастырь и расположен в России, до него от самой дальней точки Сетомаа всего километров 30.

5. Если точнее, это не Чудское озеро, а его южная часть - Псковское озеро (по-эстонски Пихква-ярв). Ещё мне нравится русское название окрестностей Чудского озера - Причудье. Романтика)

6. Народу вокруг никого, вода чистая. Поплыть бы куда-нибудь по озеру на плоту)

7. Правда с путешествием на плоту могут возникнуть сложности. По озеру проходит государственная граница. Скорее всего те острова вдали уже Россия

8. У сето есть свой флаг. Создан по образу скандинавских с добавлением местного орнамента. Что интересно, флаг висит на многих домах, а иногда даже рядом с эстонским вместо флага ЕС

Что касается языка сето, в Эстонии он считается частью диалекта эстонского. С этим соглашаются многие специалисты. Сами же сето считают свой язык самостоятельным. В 2009 году он был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как "находящийся под угрозой исчезновения".
В России же сето были внесёны в список коренных малочисленных народов страны только в 2010 году. До этого как бы считалось, что такого народа нет вообще.

9. Дальше едем в Микитамяэ. Село побольше предыдущих. Был бы я Петром I (его словам и действиям у нас приписывают много происхождений названий), то после этого поста село бы называлось Вежливое. Здесь живут вежливые и отзывчивые люди. Дети несколько раз здоровались с нами, незнакомыми взрослыми. А когда мы подошли к часовне, то откуда-то появился местный житель, желающий всё рассказать о ней и показать. Разумеется, бесплатно
Часовная св. Фомы - одна из самых старых в Эстонии деревянных построек и самая старая часовная сето. 1694 год

10. Как-то очень быстро дедушка раздобыл в администрации ключ, и мы пошли внутрь

11. Внутри скромно. Подсвечник, центральная и несколько "неглавных" икон. Службы здесь проводятся, часовня действует. Со слов сопровождающего узнаём, что почти в каждой крупной деревне сето раз в год проходит kirmas - большой деревенский праздник. В основном он связан с днём святого, в честь которого освящена часовня в том или ином селе

12. Церковь сето подчиняется Константинопольскому патриарху. Ещё оказывается, на Пасху сето не пекут куличи, а заменяют их пирогами с творогом и готовят специальный сыр

13. А такие била заменяют колокола

Раз уже сказал про праздники сето, то самым большим и главным является "День королевства сето". Даже название-то какое! Сето никогда не были независимыми, но раз в год становятся "самомстоятельным королевством". Проводится он летом. В этот день выявляют лучших мастеров по изготовлению сыров, вина, пива, лучших поваров, пастухов, танцоров. Особая отдельная традиция – выбор короля. Его выбирают очень справедливо: претенденты на почетное звание становятся на пни, а за ними выстраивается хвостом народ. Где больше хвост – там и король. Король издает свои указы. Это формальные законы на один день: чтобы все активно участвовали в конкурсах, улыбались и чтобы у каждого было хорошее настроение…

14. А дальше на нашем пути вдруг возникает граница. Оказывается у России здесь небольшой выступ в глубь Эстонии, похожий по форме на сапог. Пешком ходить здесь нельзя, висят предупреждающие о границе знаки и стоят столбики. Километра полтора едем по Родине. Запрета на движение велосипедов, мотоциклов, машин и автобсов нет, проезд свободный. Вдоль дороги идёт забор, в двух местах видел вспаханную землю

15. Село Обинитса, памятник песеннице. Песни у сето и сейчас очень популярны на праздниках. "Фишка" песни сето - выдумывается она местами "на ходу". Недавно песенная традиция сето leelo была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

16. Песенница смотрит куда-то вдаль. Мне она напомнила Бурановских бабушек. Кстати удмурты родственны сето, с ними поддерживается культурная связь, приезжают гости. Активно поддерживает сето и Культурный центр финно-угорских народов

17. В Обинитсе остановимся и на обед

18. Внутри должна быть национальная еда

19. Заходим. Стол, лавки, тканые половики

21. Вокруг много информации о сето и о других финно-угорских народах. Книга о часовнях

22. И наконец еда! Национальная кухня сето мне очень понравилась. Вкуно, сытно и необычно. Этот суп с одновременно с мясом и вяленой рыбой. Также добавляют овощи и перловку. Получилось замечательно.
Еще нам принесли домашний квас, мясо в горшочках и рулет с клюквой на десерт. Стоит всё 6 евро. Не везде за такую цену будет полный обед.

Традиции приготовления пищи в Сетомаа стараются сохранять. Есть даже мастерские, в которых обучают готовить. Например популярны мастреские, где готовят сыйр - местный творожный сыр

26. Интересные качели. Покататься бы на таких с девушкой-сето)

27. Здесь же в Обинитсе расположен музей сето. Точнее музеев в Сетомаа три, но два в день нашего приезда были закрыты. Жаль не удалось посмотреть усадьбу сето под открытым небом, но ничего. В Сетомаа стоит вернуться

28. Музей небольшой и милый. Совершенно не такой, как все привыкли думать о музеях (за что я многие тоже не люблю и стараюсь в них не ходить)

29. Снова флаг.
Отдельно надо сказать про погоду. Повезло) Солнце, капель и весна

30. В музее домашняя атмосфера. Орнаменту сето, как и другие многие народы, уделяли особое внимание. На разную одежду, для разных случаев и праздников он был свой. Умение хорошо рукодельничать иногда остаётся ключевым моментом при выборе невесты до сих пор

32. Национальный костюм сето тоже носят до сих пор. Чаще конечно на праздниках. Государство всячески поощряет национальные особенности сето. Выделяются деньги, помогают с организацией праздников. Раньше эстонцы недолюбливали сето, считая их ленивыми и "не совсем финно-уграми", но сейчас по словам местных народы стараются жить дружно

45. А где-то там недалеко - замок Вастселиина, про который я недавно писал отдельно

46. Церковь св. Иоанна у самой границы с Россией в селе Мийксе (Меэкси). Что интересно, построена в 1952 году, когда Эстония уже входила в состав СССР

47. Рядом на кладбище сохранился памятник и могила советских солдат, погибших во время Великой Отечественной. Скорее всего, звезду сверху сняли, но в остальном памятник не изменился. Место глухое, от политики далёкое. Чем мемориалу и повезло

48. Фамилии разобрать сложно, видны только даты смерти - август 1944-го. Похоже, рядовые погибли при освобождении этих мест от немцев

Разумеется, это не всё, что можно увидеть здесь. Например в маленькой деревеньке Верхулица разливают минеральную воду "Вярска". Рядом есть санаторий, где эта вода используется в лечебных процедурах. На границе с Россией есть пещеры (похоже, составляющие единое целое с Печорами). Правда попасть туда можно только по предварительной записи и с проводником, о чём я не знал.
В деревне Нопри, также недалеко от границы, производят отличный сыр. Ну и конечно же, вокруг везде красивая неиспорченная природа.

Въезжающие из России с обоих КПП ("Шумилкино - Лухамаа" и "Куничина Гора - Койдула") сразу же оказываются в Сетомаа. Отличные места, чтобы отдохнуть с дороги и что-нибудь посмотреть.

Сету (сето) проживают в Эстонии и России (Псковской области и Красноярском крае).

Сетомаа (эстонское - Setumaa, сето - Setomaa) — историческая область обитания народа сето, в буквальном переводе "земля сето". Разделена административно на две части: одна часть находится на юго-востоке Эстонии (в уездах Пылвамаа и Вырумаа), другая находится в Печорском районе Псковской области России.

В Эстонии Сетомаа состоит из четырёх волостей: Меремяэ, Вярска, Микитамяэ и Миссо. Волости Сетомаа образовали уникальное объединение самоуправлений, находящееся вне уездных границ - Союз волостей Сетомаа.

Печорский район - один из пограничных районов Псковской области. Его территория начинается на двадцать втором километре от Пскова и граничит с Эстонией и Латвией.

Площадь района составляет 1300 кв. километров. Численность населения - 26 тысяч человек, среди жителей района почти 1000 человек эстонской национальности, более 300 - принадлежат к народности сето. В Печорском районе представители сето проживают в 48 населённых пунктах и в городе Печоры.

Чтобы сохранить язык и культуру народа сето, в районе уже около 15 лет работает ЭКОС - этно-культурное общество сето. При поддержке Администрации Печорского района общество занимается организацией и проведением народных праздников. Уже 37 лет существует в районе фольклорный ансамбль сетоской песни деревни Кошельки, в Митковицкой библиотеке работает любительский клуб "Лээло", члены которого занимаются сбором старых народных песен, изучением традиций, организацией выставок народного творчества.

В Красноярском крае между реками Мана и Кан сето расселились в начале ХХ века. Сибирским центром "земли" сето является деревня Хайдак Партизанского района. Здесь до настоящего времени сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сето, значительно отличающихся от аналогичных групп сето из других регионов, в том числе и Псковской области. Всё это привлекает в д. Хайдак российских и зарубежных ученых.

В 2001 г. при местной школе стараниями учительницы Г.А. Евсеевой был организован национальный музей. А летом 2005 года при поддержке краевой грантовой программы в д. Хайдак впервые состоялся праздник "Сибирские сету".

Местные сету считают себя православными. В 1915 году здесь была построена Троицкая церковь.

Сето - потомки чуди-эстов. Отделение сето от эстонцев началось ещё в XIII веке. После завоевания Ливонии крестоносцами и после падения русского Юрьева (Дерпт, Тарту) часть сето бежала на восток, на псковские земли, где они долгое время сохраняли язычество. 3десь, находясь в зоне влияния православного Псковского государства, с одной стороны, и католического Ливонского ордена, с другой, на протяжении Средних веков финно-угорское население этноконтактной зоны эпизодически обращалось в христианство, но основная масса населения оставались язычниками.

Искоренение язычества у чуди, ижоры и води нужно относить в XVI веку, когда по приказу Ивана Грозного инок новгородский Илья исполнил эту миссию в 1534-1535 годах. Интенсивное же обращение в христианство чуди-эстов, живших на границе Ливонского ордена и бывшей Псковской феодальной республики, имело место лишь в ходе Ливонской войны во второй половине XVI века. Обращение их в православие укрепило основу формирования этноса сето.

Деятельность мощного религиозного центра - Псково-Печорского монастыря закрепило одно из основных отличий сето от эстонцев - принадлежность православному христианству.

Сето представляют собой сплав двух культур, в результате которого образовалась самобытная сетоская культура, достигшая своего расцвета в период Российской империи. В те времена сето обладали культурной автономией в границах Псковской губернии.

Русские иногда называли место проживания сето Сетукезией. Эстонское название этих земель - Сетомаа (Setomaa), или "земля сето".

После Тартуского мирного договора земли нынешнего Печорского района отошли к Эстонии. Таким образом, вся Сетукезия оказалась частью территории Эстонской республики. В 1944 году Печорский район вошёл во вновь созданную Псковскую область.

Граница между РСФСР И ЭССР рассекла территорию расселения сето на две части. Ощутимых последствий для этнокультурных контактов это не повлекло, так как граница имела статус административной. Население без труда могло её пересекать во всех направлениях. В то же время расколотая на две части Сетумаа так и не получила культурной автономии, поскольку чётких этнических границ, как это бывает в этнокультурных зонах, не было.

С обретением Эстонией независимости сообщество сето оказалось впервые в истории реально расколото на две части в связи с государственным статусом границы и введением визового режима между Эстонской республикой и Российской Федерацией.

Численность сето росла до начала XX века. С середины XIX века до начала XX века их численность выросла с 9 тысяч до 21 тысячи (своего максимума). После этого численность этого народа стала сокращаться. В 1945 году в псковской части Сетумаа численность сето составляла менее 6 тысяч человек.

Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала лишь 170 сето, среди которых 139 человек проживают в сельской местности и 31 человек - в г. Печоры. Однако согласно итогам той же переписи, в Печорском районе проживает 494 эстонца, из них 317- в сельской местности.

Следует принять во внимание то обстоятельство, что перепись населения России 2002 года - первая и пока единственная в мире после II Мировой войны перепись, фиксировавшая сето как самостоятельный этнос. Очевидно, что часть сето по традиции, идущей с советских времен, причислила себя к эстонцам. Поэтому реальная численность сето в Печорском районе несколько больше, чем показала перепись населения, и её можно оценить примерно в 300-400 человек.

По переписи 2010 года сето в Российской Федерации проживает 214 человек.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Сето. «Крестники богородицы», 2011


Общие сведения

Сету (сето, псковская чудь) — малочисленный финно-угорский народ, проживающий в Печорском районе Псковской области (с 1920 по 1940 гг. - уезде Петсери Эстонской Республики) и прилегающих районах Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа), до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа.

Точную численность сету установить трудно, так как данный этнос, не внесённый в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подвергся сильной ассимиляции; примерная оценка численности — 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами ирусскими.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность сету в России составила 214 человек (городское население — 50 человек, сельское — 164), по данным Периписи населения 2002 года, численность сето на территории России - 170 человек.

По этнолингвистической классификации народ сето относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Основой языка сето является вырусский диалект эстонского языка. Хотя сами сето считают, что обладают отдельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии.

Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия, и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их полуверцами , часто это наименование выступало в качестве этнонима.

Основу хозяйства, сложившегося у сето к середине XIX века, составляли пашенное земледелие и животноводство.Они выращивали зерновые, а из технических культур - лён, разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу. В тех волостях, где почвы были неблагоприятны для выращивания льна (сетуские деревни близ Псковского озера), крестьяне занимались гончарным производством.

У сето развито прикладное искусство: узорное ткачество, вышивка и вязание, плетение кружев. Характерно обилие вязаных шерстяных носков, перчаток, варежек.

Очерки

Pääväst! Mõistat sa kõnõlda seto keelen?

Добрый день! Вы говорите по-сетуски?

Итак, небольшой запас слов на сетуском языке у нас имеется. К нему добавим информацию о самом языке.

Сетуский язык относится к прибалтийской группе финно-угорских языков. В в 1997 году Выруский институт провел исследование в Сетумаа. Итоги таковы: 46% опрошенных назвали себя сетуками, 45% эстонцами. Язык, на котором говорят сету, опрошенные назвали сетуским языком. Оказалось, что на местном наречии говорит постоянно 50% опрошенных, 23% говорит иногда, 8% редко, остальные не говорят вообще. В среде ценящей сетускую культуру молодёжи был отмечен возврат к сетускому языку.

Сетумаа(Setumaa) — историческая область обитания народа сету, в буквальном переводе «земля сету». Разделена административно на две части: одна часть находятся в Эстонии (в уездах Пылвамаа и Вырумаа), другая находится в Печорском районе Псковской области на территории Российской Федерации.

В Сетумаа можно в магазине или прямо на улице услышать сетуский язык и понять, что разобрать его не так-то легко, хоть он и похож на эстонский.

Теперь, получив исчерпывающую предварительную информацию, можно погрузиться в историю и жизнь народа сету.

И начнём мы не с преданий старины глубокой, а со свадебного обряда. Через него, через этот обряд, можно всю жизнь сету узнать в мельчайших подробностях.

Сватовство происходило под вечер

Сетуская свадьба XIX веке была в свое время подробно описана известным лингвистом и фольклористом Якобом Хуртом (1839-1907).

Первый этап, или предсвадебный комплекс (самый протяженный во времени: от трёх-четырёх недель до двух-трёх месяцев), включал в себя сватовство, которому иногда предшествовала разведка - тайный осмотр хозяйства семьи невесты, дымничанье (окончательный сговор), обручение.

Бывали случаи, когда сватали по-тёмному: жених и невеста лишь на обручении и знакомились. Сватовство происходило под вечер.

Сваты приходили вместе с женихом. Во время сватовства испрашивали согласия родителей невесты и самой девушки на брак (согласие последней было нередко простой формальностью).

Первым символическим даром от парня, ещё не ставшего женихом, был головной платок. Бутылку вина, принесённую сватами, после совместного распития родители девушки, в случае их согласия, накрывали рукавицей или платком. Кроме того, каждому из пришедших хозяйка (мать) на прощание дарила по паре рукавиц.

Через несколько дней родители девушки отправлялись смотреть хозяйство жениха и знакомиться с будущей новой родней. Этот обычай получил название «дымничание» (сговаривание). Если люди и хозяйство не нравились дымникам (дескать, бедные они, грубые), то платок, подаренный парнем при сватовстве своей избраннице, возвращался обратно к жениху-неудачнику.

И это означало разрыв.

Если платок не возвращали, считалось, что сговор (дымничание) состоялся.

Примерно за неделю до венчания происходило обручение - «большое вино» (suur vino). Жених со своими родственниками и сватами опять приезжал в дом невесты. Собравшиеся девушки и женщины пели величальные песни, жених дарил своей суженой обручальное кольцо и деньги.

Собственно только после обручения парень и девушка официально становились в глазах общества женихом и невестой. Кстати говоря, именно с этого времени девушка-невеста начинала носить особую «плохонькую» одежду: белый платочек, рубаху без тканых украшений, белый сукман-сарафан или синий - китасник.

Многие пожилые женщины утверждают, что невеста переставала в этот период также носить и металлические украшения. Другие же дают понять, что ношение украшений не запрещалось. Но скромному поведению просватанной девушки должно было соответствовать и скромное убранство.

Когда обе стороны заканчивали подготовку к свадьбе и был определён её день, тогда невеста вместе с четырьмя-шестью подругами начинала обход родственников и соседей, которых она приглашала на прощание и на свадьбу.

Прощание происходило во дворе у крёстного отца или крёстной матери. Невеста в сопровождении своих подруг, обходя всех присутствующих «по кругу», кланялась и обращалась к каждому с особым причитанием, предназначенным только для этого гостя. Во время прощания невеста оплакивала саму себя, скорое расставание «навеки» со своей семьей, общиной, подругами и бывшим «сердечным другом».

Данный обычай свадебных причитаний - самый вариативный и эмоционально напряжённый. За два-три дня до венчания, а в XIX веке после венчания, но до свадебного пира, в дом жениха привозили постель невесты - будущее брачное ложе, которое невеста (её подруга) стелила в клети.

Сама невеста хранила молчание

Утром в день венчания невеста сидела под образами, одетая к венцу, рядом со своими крёстными отцом и матерью. Родственники, односельчане, подходя по очереди, пили за здоровье невесты, клали деньги на блюдо, стоящее перед ней.

Всё это происходило под непрерывные причитания родственниц и подруг, в то время как сама невеста хранила молчание.

Вскоре приезжала партия жениха с дружкой (truzka) во главе. Дружка с кнутом или посохом заходил в дом, откуда выводил невесту после родительского благословения, укрытую особым большим платком - покрывалом невесты (kaal, suurratt), и свадебный поезд отправлялся в церковь.

В первых санях, которыми правил дружка, ехала невеста со своими крёстными родителями, во вторых санях сидел жених. Пока происходило венчание, сундук с приданым (vakaga) перевозили в дом жениха. Возвращались от венца молодые вместе с дружкой уже в одних санях. Когда выходили из саней, то первым всегда шёл дружка, чертя в воздухе кнутом или посохом охранительные знаки - кресты. Если венчались в воскресенье, то после благословения молодых родителями жениха сразу же начинался свадебный пир.

На свадебном пиру молодую одаривали гости. Молодая, в свою очередь, одаривала родственников жениха, что знаменовало её вступление в новый род.

После одаривания молодых провожали в клеть - на брачное ложе.

Утро следующего дня начиналось с ритуала бужения (от глагола «будить») молодых. Будили дружка или крёстный отец молодой.

Затем на молодую надевали женский головной убор линик. Это означало её переход в новую социально-возрастную группу и начало нового этапа свадьбы, который продолжался обычно от одного до трёх дней.

Молодая при этом вновь одаривала свекровь и других новых родственников. После этого молодых вели в баню. В XX веке ритуальная баня приобрела характер шуточного действа. С этого момента начинались весёлые свадебные игры с шутками и озорством. В дымную баню пытались затащить крестных родителей, гостей. На свадьбе появлялись ряженые: кузнец, желающий подковать невесту, и другие «маски». На третий день всей свадьбой ездили в дом родителей молодой.

После завершения свадебного гулянья, свекровь впервые выводит молодую по воду к ручью или колодцу. Здесь молодая опять одаривает платком или рукавицами источник, из которого она берёт воду. Затем её отводят в хлев, где молодая должна положить полотенце или рукавицы на корову - одарить духа, хозяина хлева.

Многие черты свадебной обрядности сету роднят её с карельской, ижорской, другие - с эстонской, латышской. Однако основные этапы имеют общий местный межэтнический вариант свадебной обрядности. И он типологически близок к русской (православной) северо-западной традиции.

Терпелив рыбак, он знает, что удачу надо ждать

Отвлечёмся от обыденной жизни и послушаем сказку, которая очень похожа на песню. Из сказки «Айво и одноглазая щука» мы узнаём много интересного про национальный характер сету.

Айво в челноке однажды вышел в озеро под утро и большой поставил невод. Стало солнце подниматься, словно в зеркало, смотреться в синеву воды озёрной. Айво невод поднимает - ни одной рыбешки нет, даже маленькой плотвички, даже юркого ерша. Вновь пускает невод Айво в глубину озёрных вод.

Терпелив рыбак, он знает, что удачу надо ждать... Поднялось повыше солнце, синеву зазолотило в небесах и на воде. Снова тащит невод Айво. Снова в неводе улова никакого нет совсем, легок невод, как вначале. Ни салаки в нём, ни щуки, ни тяжёлых судаков. Айво в третий раз бросает, терпеливый, смирный Айво, свой надёжный, крепкий невод в глубину — и снова ждёт. И уже над головою светится-сияет солнце, темя жарко напекло.

В третий раз перебирает Айво невод — ни рыбёшки. Не сверкает чешуя, серебром не отливает сеть смолёная его... И тогда озлился Айво, терпеливый, смирный Айво, на Хозяина Воды, на Озёрного Владыку. Плюнул в воду, рассердясь, кулаком по водной глади стукнул, брызги полетели. И в сердцах он закричал: «Ты зачем, владыка Пейпси, рыбу в невод не пускаешь и не даришь мне улов?!

Я не первый год рыбачу, мы давно с тобою дружим, и всегда ты мне удачу посылал из глубины. И всегда уловом крупным, судаком и щукой были сети у меня полны. Я ж тебе всегда подарки очень щедрые дарил: перед каждою рыбалкой хлеб, завёрнутый в берёсту, а бывало, даже яства по волне к тебе пускал. А на праздник непременно я всегда хмельного мёда выливал горшочек в воду, чтобы ты повеселился... Чем тебе не угодил я, и на что ты рассердился? Что ты хочешь от меня?!»

И от слов горячих Айво гладь озёрная вскипела, волны вдруг забушевали, небо чёрной пеленою вдруг покрылось, гром ударил, поднялась большая буря. И челнок долблёный Айво буря к берегу помчала и ударила о камень, о прибрежную скалу, и разбила сразу в щепки. А рыбак и сам, как щепка, от могучего удара полетел он над водою и упал с такою силой, что сознанье потерял он.

И, как мёртвый, пролежал он до заката. Но очнулся, встал и вспомнил, что случилось, огляделся, отряхнулся... Видит — озеро спокойно, а у ног его лежит на песке большая щука.

«Вот спасибо. Водяной! — закричал оживший Айво, — ты разбил челнок мой верный, но меня в живых оставил, да ещё и с этой щукой я теперь домой вернусь!»

Потянулся Айво к щуке, что лежала и хватала воздух ртом своим зубастым. Взял её — и в изумленье тут же выронил. Была эта щука — одноглазой! Да, всего одним лишь оком на него смотрела рыба...

«Что за диво?! — прошептал он — Я ещё ни разу в жизни одноглазых рыб не видел...» Только в тот же миг опять бедный Айво изумился: щука вдруг заговорила! С человеческою речью одноглазая рыбёха обратилась к рыбаку, пасть зубастую разинув: «Ты меня послушай, Айво! А послушав, на свободу отпусти, отдай воде... Я — посланница владыки, что водой озёрной правит, озером Чудским владеет.

Он велел тебе сказать: слишком, Айво, ты зазнался, что в деревне и в округе ты удачливее всех в мастерстве рыболовецком, что всегда твой невод полон рыбой самою отборной. Всем ты хвастаешься, Айво, что с владыкою озёрным вы давно друзьями стали. Вот он и решил проверить, друг ему ты или недруг. Мало ты подарков даришь в благодарность Водяному. Что там хлеб и мёд хмелящий! Нет, поди-ка докажи ты, что тебе для Водяного ничего не жаль на свете — подари ему жену!

До утра пусти ко дну свою жёнушку родную, распрекраснейшую Марью, мать твоих пяти детей. Водяной давно уж знает, что во всём краю озёрном нет ни женщины красивей, ни хозяйки домовитей. Так отдай же до рассвета Марью в жёны Водяному! Пусть она ему послужит... А иначе — не видать никакой тебе удачи. Он тебе не только рыбы никакой не пустит в невод — он тебя совсем утопит... Эта буря — лишь задаток, лишь урок тебе, рыбак! Вот и всё я рассказала, что велел мне Водяной. А теперь меня на волю отпусти, рыбак, скорей...»

Бросил Айво щуку в воду, сел на камень и заплакал он горючими слезами. Долго плакал Айво бедный, хоть не плакал никогда он даже в детской колыбели... Как не плакать, если Марью больше жизни он любил. Только знал он про свирепый нрав озёрного владыки, знал, что тот не только может одного его оставить без улова, но и всех рыбаков из сёл прибрежных, а не то и всех погубит! Стоит пальцем шевельнуть — буйною водой затопит все рыбачьи наши сёла. Дед рассказывал — бывало в старые века такое... Нет, не шутят с Водяным, и нельзя ему перечить… «Только как же мне без Марью? — горько думал бедный Айво. — Без неё мне и не жить...»

И домой приходит Айво.

Ждать его давно устали все домашние. И спят. Дети спят, и дремлет Марью... На руки её берёт он и, слезами обливаясь, к озеру её несёт. Там он сел в челнок соседа и во мраке предрассветном вышел в озеро, с собою рядом усадив жену и держал её покрепче, чтоб она не просыпалась. Вышел Айво к середине полноводного простора, бросил весла, встал над лодкой, поднял на руки жену, поднял Марью, чтобы бросить в голубую глубину...

В этот миг на самой дальней кромке озера Чудского первый луч сверкнул рассветный и лицо уснувшей Марью осветил он, озарил...

И опять увидел Айво, как она была красива! И вскричал он: «Нет, Хозяин, Царь Озёрный, Водяной! Эту дань ты не получишь, я отдам тебе другую. Верный друг тебе нужнее, чем жена. Рыбак умелый, тайны озера Чудского я тебя не хуже знаю и помощником надёжным буду я тебе навек. Не отдам тебе я Марью — пусть она живёт на свете меж людьми, а я с тобою вечно буду под водою. Получай же ты меня!».

И как только бедный Айво, положив на днище лодки спящую свою жену, распрямился, изготовясь прыгнуть камешком на дно, — рыба из воды взметнулась, белой чешуёй сверкая, словно молния живая! Одноглазую, чудную Айво щуку в ней узнал. И единственным сверкая глазом тёмно-золотым, щука вновь заговорила: «Отправляйся, Айво, с миром к своему родному дому, увози с собою Марью. Ты озёрному владыке доказал рыбачью верность. Он тебе отныне верит. Знает он, что ты и жизни для него не пожалеешь... Так живи же долгий век!»

И ушла обратно в воду... И причалил Айво вскоре к мысу, к берегу родному. И тогда проснулась Марью и сказала в удивленье: «Ты зачем меня принёс к озеру, в челнок соседский усадил? Ведь свой — хороший, вот он, твой челнок надёжный, доверху забитый рыбой, новый невод рядом с ним!..»

И жене ответил Айво: «Не хотел тебя будить я и сюда принёс, чтоб снова мы, как в годы молодые, вместе встретили зарю!»

Жизнь, запечатлённая в песне

Красивая сказка, её действительно надо петь, а не рассказывать. Что же касается сетуского фольклора в целом, то до наших дней сохранилось богатейшее, поразительное по красоте и разнообразию народно-поэтическое творчество сету: песни, музыка, танцы, сказки, предания, пословицы, загадки, игры. Все календарные и семейные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сету запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком и образом.

Первооткрывателем сетуского фольклора был Фридрих Рейнхольд Крейцвальд, но крупнейшим собирателем и специалистом в области поэтического творчества сету является Якоб Хурт. Знаток сетуской культуры, он хотел издать «Книгу о сету», но, к сожалению, не сумел реализовать задуманное. Свет увидели только три тома «Песен сету» (1975 текстов песен), изданные в 1904 - 1907 годах Финским литературным обществом.

По наблюдениям Якоба Хурта, у сету была своя классификация песен. Они разделяли их на три группы:

1) старинные (wana laulu), «унаследованные с древних времен», песни сказочного, легендарного или мифологического, а также нравоучительного содержания, т.е. лиро-эпические; 2) очередные или порядковые (korra laulu) - все песни, которые переходят из поколения в поколение и повторяются из года в год, из жизни в жизнь, то есть трудовые, обрядовые, игровые; 3) суетные песни, то есть импровизации (tsorts laulu) - песни между прочим, в том числе и непристойные. Все они, будучи выражением душевного настроения, забываются столь же быстро, как они и возникают.

Хранительницами песенно-поэтических традиций сету в XIX веке были женщины, лучших из них, владеющих даром импровизации, в Сетумаа называли Матерями Песни. Игра же на музыкальных инструментах считалась исключительно мужским делом.

Как и у всех прибалтийско-финских народов, древнейшим и наиболее чтимым музыкальным инструментом у сету был каннель.

Каннель сделал Творец из можжевельника

По легенде, каннель сделал Бог из можжевельника. А все остальные музыкальные инструменты (дудку, флейту, свирель, рожок, скрипку, гармонь) изобрел для соблазна людей дьявол.

Сету верили, что заключенная в каннеле чудесная сила способна отогнать смерть. Во время Великого поста, когда всякий шум и веселье, даже озорство детей старше семи лет, запрещалось, игра на каннеле считалась богоугодным делом: каннель - прекрасный инструмент Иисуса (annel - illos Eessu pill).

В повествовательном фольклоре сету особо следует выделить сказку. Среди сету было много сказителей (сказительниц), обладающих умением развертывать фабулу. Здесь эстонские фольклористы записали самые длинные сказки. Характерно, что если сказка содержала стихотворные вставки, то сету действительно их напевали.

Предания не пользовались такой популярностью, как сказки, однако и их у сету сохранилось достаточно. Многие предания, зафиксированные этнографами XIX века, можно слышать и сегодня. Они почти не изменились. Например, предание о мужике, который пытался использовать для хозяйственных нужд Иванов камень.

Большая часть сетуских преданий носит локальный характер и связана с местными священными камнями, каменными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря.

Среди последних есть и предание о печерском богатыре, именуемом Корнилой. В этой своеобразной сетуской Калевале (правильнее сету-выруской, так как «печерский богатырь» является также героем сказаний у выруских эстонцев), кроме ратных подвигов, в числе деяний богатыря - строителя стен Печерского монастыря, замечательная кончина или бессмертие.

Предание рассказывает, что богатырь после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, пришел в монастырь и улегся спать, предсказав, что не восстанет от смертного сна до тех пор, покуда не начнется распря столь великая, что кровь хлынет через построенные им монастырские стены.

Это сетуское предание о печерском богатыре сопоставимо с эстонским преданием о богатырях Калевипоэге и Суур-Тыле и русскими легендами о преподобном Корнилии и святителе Николае.

Последний тоже, по утверждениям сету, лежит в Тайлове - самом заповедном сетуском приходе XIX века - и восстанет в час последней битвы.

Тематика песен и повествований у сету та же, что и у других земледельческих народов Восточной Европы. Но именно в фольклоре сету наиболее последовательно отразились характерные черты их социально-конфессиональной общности: групповое сознание православных крестьян-общинников, не испытавших помещичьего произвола.

А что с пословицами? В сборнике Eesti murded («Эстонские диалекты», Tallinn, 2002) опубликовано несколько пословиц и загадок сету (спасибо Сергею Бычко за перевод). Без них фольклорный космос сету был бы неполным.

üä ’ tunnus äü, ’ ’ tunnus ’ikkust. Хорошего ребёнка узнают в люльке, злую собаку узнают щенком.

ä ä ’, õõ ä ä purug’. В своём глазу не видишь бревна, а в чужом глазу увидишь и крошку.

Inemine om kur’i ku kõtt om tühi, pin’i om kur’i ku kõtt om täüz’.

Человек зол, когда мешок пуст, собака зла, когда мешок полон.

Koolulõ olõ ei kohutt.

Мёртвому не страшно.

И парочка сетуских загадок из этой же книги.

Kolmõnulgalinõ ait kriit’ti täüz’ - tatrigu terä. Четырёхугольный амбар полон мела (гречишное зерно).

Hõbõhõnõ kepp’, kullane nupp’ - rüä kõr’z’. Серебряный посох, золотой набалдашник (ржаной колос).

А ведь и правда, ржаной колос очень похож на серебряный посох с золотым набалдашником.

Этнографическая группа эстонцев на юго востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской обл. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

Этнографическая группа эстонцев на юго востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской области. Верующие православные. * * * СЕТУ СЕТУ, этническая группа эстонцев (см. ЭСТОНЦЫ), живут в Печорском районе Псковской области России и в юго восточных… … Энциклопедический словарь

Этническая группа эстонцев (См. Эстонцы), живущая на Ю. В. Эстонской ССР и в Печорском районе Псковской области РСФСР. Язык С. особое наречие выруского южноэстонского диалекта. Верующие православные. В материальной и духовной культуре С … Большая советская энциклопедия

сету - туес … Краткий словарь анаграмм

сету - ет. Түйенің не жылқының танауына белгі салу, жыру … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

- (санскр. R â ma setu = мост Рамы) воздушный мост, построенный для Рамы его полководцем Налем, сыном Вишвакармы, для переправы его армии в остров Ланку (Цейлон). Это название придается ряду скал в проливе между материком и Цейлоном, который… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

көсету - (Монғ.) көрсету. Ол көзіне к ө с е тп е й і н ш е сенбейтұғын адам (Монғ.) …

мүсету - (Түрікм.: Красн., Жеб., Ашх., Тедж.) қанағат ету, қанағаттану. Бұған да м үс е й т п е й с і ң бе? (Түрікм., Ашх.). Ол алдына отырғанды да м ү с е т п е й, нөмірлі орын табың деді («Қарабұғаз.», 7.06.1937) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

- (Setubal), город и порт в Португалии, на Атлантическом побережье, административный центр округа Сетубал. Свыше 80 тыс. жителей. Рыбоконсервная, химическая, машиностроительная, пробкообрабатывающая промышленность; виноделие. * * * СЕТУБАЛ СЕТУБАЛ… … Энциклопедический словарь

- (Setúbal), город в Португалии, в 41 км к ЮВ. от Лиссабона, на сев. берегу глубокого эстуария с выходом в Атлантический океан. 91 тыс. жителей (2001). На холмах левого берега находятся руины римского г. Сетобрига, который был разрушен в 412 г. н.… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Больше чем это , Несс П.. Сету Уэрингу остается жить считанные минуты - ледяной океан безжалостно бросает его о скалы. Обжигающий холод тянет юношу на дно... Он умирает. И все же просыпается, раздетый и в синяках, с…
  • Народ Сету. между Россией и Эстонией , Ю. В. Алексеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Исчезающие народы» – обычно так говорят о племенах, затерянных в лесах Амазонииили в долинах Новой…

К сожалению, об этой семье я знаю очень мало. Знаю, что живут в деревне Раково. Старшая в семья, хозяйка, Галина. Ее дети: Элли, Хельга, Лембит.

Сету (сето, псковская чудь) — небольшой финно-угорский народ, проживающий в Печорском районе Псковской области и прилегающих районах Эстонии, до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа. Основой языка считается южно-эстонский (вырусский) диалект. Говор сету воспринимается эстонцами как самостоятельный язык, отличающийся от эстонского языка.

На русской земле сету сохранили язычество, и только со строительством Псково-Печерского монастыря они приняли православие. В течение нескольких веков сету почти не изучали русский язык и, приняв православие в форме обрядов, но не духовной культуры, сохранили в своей вере много языческих элементов.

Расцвет самобытной культуры сету пришёлся на начало XX века , впоследствии численность народности сократилась в силу разных причин, в том числе и ассимиляции. Носителями культуры сету на настоящий момент являются люди не старше 50 лет.

Согласно последним исследованиям на территории Псковской области сейчас проживает 172 представителя народа сету. После 1991 года много семей сету переехало на постоянное место жительства в Эстонию, которая предоставила им экономические и политические преференции, склонила к переезду в Эстонию около тысячи представителей народа сету - жителей Псковской области. Наибольшая численность народа сету зафиксирована переписью 1903 года. Тогда их насчитывалось около 22 тысяч человек. В то же время была создана и культурная автономия сету. Происходило развитие школ сету, выпускалась газета, начала формироваться национальная интеллигенция. Благодаря развитию экономических связей выросло благосостояние народа сету. Основным видом деятельности стала качественная переработка льна, который пользовался большим спросом в скандинавских странах.

Характер сету и традиции

Крестьяне сету всегда были известны как люди, которые вели натуральное хозяйство и ничего не боялись. Нет обуви - сами сошьют, нет посуды - сами сделают, нет еды - сами вырастят, нет одежды - сами лен соткут и одежду скроят.

Свой язык сету хранили и оберегали. Разговор на этом языке велся дома, на переменках в школе, потому что в царское время школы были русские, но возможно было обучение немецкому и эстонскому языку. После войны в школах было два отделения: русское и эстонское.

Не было и учителей, которые преподавали бы на сету. Своей письменности сету никогда не имели, но язык сету никуда не уходил. Язык и традиции крестьяне сету передают из поколения в поколение уже много веков. Одной из таких традиций являются украшения из серебряных монет. Без этих украшений девушка даже не могла думать о замужестве.

Сету - очень суеверный народ. Они никогда не пускали в свой хлев людей с темными глазами, а людей в темных очках не подпускали даже близко. У них свои заговоры, свои обереги от сглаза, от дурного глаза. Красная кайма на сарафане оберегает от дурного глаза, звенящее серебро отгоняет нечистую силу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры