Речь в которой человек выделяет свою особую. Человеческая речь

Главная / Психология

Язык складывается на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к определенной народности, а также отчасти под влиянием языков и речи других народов. На протяжении длительного многовекового периода исторического развития в процессе речевого общения людей создаются национальные языки. При всей общности понятий речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей психической деятельности.

Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение - важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.

Речь - это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка.

Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык - это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний. Речевая деятельность - это процесс общения людей посредством языка. Речь - это язык на службе у конкретного человека. Таким образом язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления - общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. Язык - это всегда продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.

Язык - это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли.

Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудового, революционного опыта многих поколений. Новорожденный застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди. В процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения.

Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К так называемым «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено.

Речь тесно связана с мышлением. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрывная связь речи и мышления проявляется в значении слова. Каждое слово относится к определенному предмету и называет его. Называя предметы, слово как бы заменяет их и тем самым создает условия для специальных действий или операций над предметами в их отсутствие, т.е. над их заместителями, или знаками. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким образом, обобщающее логическое мышление невозможно без речи.

Речь воздействует на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения, как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.

Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать близость пищи, опасности и т.д. Голосовые реакции животных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.

Единство трудовых действий порождало единую для всех членов коллектива звуковую систему, с помощью которой первобытные люди обозначали орудия труда, свои действия, явления природы. Вначале человек обозначал речевыми звуками лишь то, что достигалось его чувственным опытом. В речи не было слов для обозначения широких обобщений, отвлеченных понятий, ибо человек еще не мог обобщать так, как это он делал позже. Однако с усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов. Это породило первые обобщения и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и познания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий - высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.

Большое значение имеет смысловая сторона речи, она находит
выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.

Функции речи.
Речь выполняет несколько функций: коммуникативную, или функцию сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.

Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Коммуникативная функция речи непосредственно связана с сигнификативной: если слушатель не понимает обращенной к нему речи, сообщение бессмысленно, оно не несет в себе никакой информации, оно перестает быть для данной личности сообщением.

Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя словом конкретный предмет (эту сосну), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится названный объект мысли (сосну вообще, дерево вообще). Это происходит потому, что каждое слово обобщает. Значение слова, точно так же, как и морфологический состав его, обусловлены историей развития языка. Изменения значений слов и грамматических форм речи зависят от ряда исторических условий развития общества.

Функция выражения проявляется в том, что говорящий, сообщая что-либо другим людям, выражает посредством интонаций голоса - убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств - свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость улавливаются слушателями по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде. Выразительность речи непроизвольна, хотя и может быть преднамеренной, управляемой.

Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение - все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей.

Анатомо-физиологические основы речи.
Для того, чтобы лучше понять патогенетические механизмы нарушения речи, нужно иметь представление о ее анатомо-физиологических механизмах. Различают периферический и центральный механизмы речи.

Произношение звуков речи обеспечивается периферическими механизмами - функцией голосовых связок, органов речевой артикуляции и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные механизмы, главным образом различные отделы коры больших полушарий головного мозга.

При звучании устной речи необходимо учитывать различия в тембре. Тембр речи играет роль в ее выразительности, эмоциональной окрашенности. При некоторых заболеваниях тембры речи и звука существенно меняются, например, при отдельных эндокринных заболеваниях. При неправильных положениях периферических органов речи страдает артикуляция. У ребенка в начальном периоде развития речи неправильное положение органов речи при произношении звука ведет к физиологическому косноязычию.

Физиологические механизмы речи сложны. В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга - двигательный, слуховой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи.

Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхательной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, приводящие в движение легкие), голосовой (гортань как продолжение дыхательного горла), артикуляционной (глотка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо). Каждая из этих систем выполняет определенные функции в образовании звуков. Мышечная деятельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обратно по эфферентным и афферентным нервам, которые связывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного анализатора.

Речевая деятельность человека имеет условно-рефлекторную природу. Физиологически речь означает образование и функционирование второсигнальных условных рефлексов. Слово как раздражитель особого рода выступает при этом в трех формах: как слышимое, видимое (написанное) и произносимое. Движение речевого аппарата, как уже сказано, наблюдается во всех трех случаях.

Звуковым элементом слова является фонема - специфический речевой звук, обладающий смыслоразличительной функцией. Например: если сравнить слова «мул», «мыл», «мол», «мал», то можно заметить, что речевые звуки (фонемы) у, ы, о, а - не только различны по качеству (звучат по-разному), но и меняют смысл слов, в состав которых они входят. Фонемы д, т, п также меняют смысл соответствующих слов «день», «тень», «пень».

Формирование фонем достигается деятельностью артикуляционного аппарата, в частности, резонаторов (рот, глотка, полость носа). В резонаторах звук усиливается или ослабляется, часть обертонов заглушается, другая часть выделяется сильнее. После такой обработки звуков образуются фонемы и форманты - разновидности фонем. Гласные звуки образуются в результате беспрепятственного прохождения звуковой волны через всю полость рта. Согласные звуки образуются в случае преград, создаваемых языком, зубами, мягким и твердым нёбом; так мы получаем губные, зубные, гортанные, шипящие, свистящие и другие согласные звуки. Носовые звуки «м» и «я» образуются в связи с деятельностью носового резонатора вместе со всей артикуляционной системой. Наиболее подвижным элементом артикуляционной системы является язык, принимающий участие в образовании почти всех фонем.

Звуки, сливаясь, образуют слоги и слова. Соединения слов в предложения, а соединения предложений - в более сложные комплексы, образуют речевой поток.

Слова и предложения объединяются согласно правилам грамматики. Вне деятельности коры головного мозга речевой процесс невозможен. Речь несет информацию коре головного мозга, но эта информация не локализуется в мозговом конце одного какого-либо анализатора. Она вызывает нервные процессы и в других анализаторах. Деятельность второй сигнальной системы всегда означает согласованную работу слухо-речевого, зрительно-речевого и речедвигательного анализатора.

Виды речи.
Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Устная речь.
Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определенных заболеваний. Например, больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или крайне медленно, с элементами скандирования. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В основе его часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли и т.д.

В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.

Показателем развития речи является активный словарь - запас слов, которые употребляет человек в своей речи. Пассивный словарь - это запас слов, которыми человек сам не пользуется в общении с людьми, но способен понять в чужой речи.

У некоторых больных речь становится обедненной. Так нередко бывает при поражениях лобных долей мозга, при агрофических заболеваниях мозга (Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.), имеющим монологический характер.

Письменная речь.
Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать.

Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письмо и чтение, развитие которых является важнейшей задачей школы, начиная с первых дней обучения ребенка, раздвигает его умственные горизонты и является важнейшим средством приобретения и сообщения знаний. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо - значит хорошо уяснить это и запомнить.

Письменная речь, по сравнению с разговорной речью, имеет свои особенности. Развитие письменной речи неразрывно связано с развитием самого речевого процесса. Письмо требует известной перестройки мыслительного и речевого процессов. Только на относительно высоком уровне развития письменной речи человек может строить ее так, что она по форме мало отличается от устной речи. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Почерк в известной степени зависит от типа личности, от ее состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об особенностях личности, об эмоциональном состоянии писавшего.

Внутренняя речь.
Кроме экспрессивной речи, выделяется внутренняя импрессивная речь. Можно сказать, что это речь про себя и для себя. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регулировании поведения. Внутренняя речь очень важна для процесса мышления, но ее нельзя отождествлять с мышлением.

Значение и смысл внутренней речи определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми. В связи с тем, что внутренняя речь не служит общению, она может быть значительно сокращенной, несколько другой структуры, чем громкая речь, в ней большую роль играют чувственные представления.

При исследовании речи человеку предлагают повторять слова, простые и сложные предложения. Нарушения артикуляции обнаруживаются при повторении особо сложных для артикуляции фраз. Следует использовать названия часто и редко встречающихся предметов и их изображений, пересказ рассказа или описания сюжета картины, письмо под диктовку. Понимание речи можно проверять, давая простые и сложные словесные инструкции, которые больным следует выполнять.

«Речь - это канал развития интеллекта

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Н.И. Жинкин

Речь имеет очень большое значение в жизни человека. С ее помощью мы общаемся друг с другом, познаем мир. Речевая деятельность для человека и общества имеет огромное значение. Это среда обитания человека. Так как без общения человек не может существовать. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Таким образом, общество достигло высокого уровня цивилизации, полетело в космос, спустилось на дно океана.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя -- средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог -- двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык -- это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же -- это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

речь психология малый группа

Первые зачатки речи появились еще у человека умелого около 2 млн лет назад. По крайней мере небольшая часть полушария, ответственная за речь, у него имелась. Однако гортань гомо габилиса была развита слабо, и издавать он мог самые примитивные звуки. Современная же человеческая речь - это форма общения людей посредством сложных языковых конструкций. С ее помощью человек выражает свои мысли, чувства и переживания, показывает свое психологическое состояние. Под влиянием речи формируются сознание и мировоззрение личности современного человека.

Как устроен артикуляционный аппарат

За создание звуков голоса и речи у человека отвечает артикуляционный аппарат. Он включает в себя губы, зубы, мышцы языка, мягкое и твердое нёбо, носоглотку и гортань. Именно в гортани находятся наши голосовые связки, которые под воздействием вдыхаемого воздуха вибрируют, в результате чего и появляется звук. Голосовые связки вибрируют стремительно, совершая от 80 до 10 000 колебаний в секунду. Громкость голоса зависит от силы, с которой связки могут выталкивать воздух.

Центры управления речью

Словарный, а точнее звуковой, запас нашего предка - человека умелого - был очень бедным и примитивным

Область мозга, контролирующая речь и ассоциативное мышление (способность человека создавать мысленные связи между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями), находится у правшей в левом полушарии, а у левшей - в правом. В этой области расположен двигательный речевой центр, который контролирует артикуляционный аппарат. Рядом находится и чувствительный речевой центр, ответственный за расшифровку звуковых сигналов, поступающих из ушей. Эти два центра соседствуют с участками, координирующими слух и позволяющими понимать речь окружающих людей.

Речь

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание .

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков , включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения . Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Свойства речи:

  1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

См. также

Литература

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.

Ссылки

  • Николаев А. И. Значение понятий «речь» и «язык» в литературе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Интеллект
  • Язык

Смотреть что такое "Речь" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    речь - речь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    РЕЧЬ - РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… … Толковый словарь Ушакова

    речь - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия


К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимики, зрительного контакта) это самое универсальное средство, так как речь точнее всего передает смысл сообщения. Именно с ее помощью и получают информацию, «упакованную» в ту или иную речевую конструкцию, в текст. Не случайно нашу эпоху называют эрой «человека говорящего». В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды - их восприятием. В отличие от них несловесные средства коммуникации называются невербальными, или языком телодвижений.
Специалисты по общению подсчитали, что современный деловой человек за день произносит примерно 30000 слов или более 3000 слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесной информацией, помогающей осмыслить речевой текст.
Речевое общение - это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка - комплекс фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения ими своих мыслей, чувств, желаний и намерений. Любой национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как: литературный язык; просторечные слова и выражения; территориальные и социальные диалекты; жаргоны.
Литературный язык - это образец, его нормы считаются обязательными для носителей языка. Просторечие может быть охарактеризовано как отклонение от литературной нормы, оно может возникать по разным причинам, но главным образом из-за недостаточного владения литературным языком. Как правило, это язык малообразованных людей. Территориальные диалекты (местные говоры) - устная разновидность языка ограниченного числа людей, живущих ца одной территории. Социальные диалекты определяются социальной, сословной, профессионально-производственной, возрастной неоднородностью общества, а жаргон включает сленг и язык арго. Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, профессионально-деловой, научной, педагогической и культурной жизни. В профессиональном взаимодействии преобладает официально-деловой его стиль.

К основным функциям языка в общении относятся: конструктивная - формулировка мыслей, компановка сообщения;
коммуникативная - функция обмена информацией; эмотивная - выражение самооценки, переживаний, отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию общения;
конативная - выражение в речи говорящего его установки на собеседника, стремления на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений с целью оказания влияния на другого.
Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение. Речь как внешнее проявление языка - это последовательность ее единиц, организованная и структурированная по своим законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Речевой акт - элементарная единица речевого общения, которую говорящий высказывает в непосредственной ситуации общения со слушающим собеседником. Речевая деятельность - специализированное употребление языка в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения, а речевая коммуникация - это информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности. В отличие от языка речь можно оценить как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т.п.
Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) - это говорение и написание, а два другие - в восприятии текста и заложенной в нем информации - слушание и чтение.


Следует помнить о трех главных различиях между устной и письменной речью:

В речевом общении участвуют двое и более людей. Общение непосредственно с самим собой (говорение вслух при отсутствии собеседника) называется аутокоммуникацией и считается неадекватным в связи с тем, что процесс общения всегда предполагает партнера, требует взаимодействия, взаимопонимания, обмена информацией.
В зависимости от намерений собеседников (сообщить или узнать что-то важное, выразить оценку, отношение, побудить к чему- либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по
какому-то вопросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты. В практике педагогического общения, в соответствий с обучающими, развивающими или другими целями и задачами, специалисты используют самые различные высказывания во всем многообразии их типов - сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, вопрос, ответ, критическое замечание, реплика, комплимент, предложение, выводы, резюме.
Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) - это желание одного человека вступить в общение (в контакт) с другим, партнером или собеседником. Структура коммуникативного взаимодействия развивается, как отмечалось в главе 1, в соответствии с прохождением информации по коммуникативной цепи: отправитель - кодирование сообщения - движение по сенсорным каналам с помощью вербальных и невербальных средств, символов и знаков - декодирование - получатель. Речь в этой деятельности приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста.
Контекст (или ситуация) (от лат. contextus - тесная связь, соединение) - это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие, сопровождаемое нашим речевым актом по поводу определенной ситуации.
В практике замечено, что аудитория может скорее простить выступающему оговорки, чем нелогичность изложения. Этот факт связан с тем, что нашему сознанию свойственно во всем искать систему, порядок. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Выделим три распространенные его формы.
Понятие - форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления, составляющие его содержание. Понятие характеризуется также объемом - совокупностью относящихся к нему предметов или явлений. Например, содержание понятия «цветок»: полевое или садовое растение разнообразной формы, окраски и запаха. Объем этого понятия чрезвычайно велик: он охватывает всевозможные виды полевых, садовых, комнатных, вьющихся и т.п. растений.
Суждение представляет собой форму мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями. .
Умозаключение - цепочка суждений, последнее из которых - заключение - становится новым знанием, выведенным из уже известных суждений, называемых посылками.
Основные требования логики, предъявляемые к любому устному выступлению, таковы: определенность, ясность высказывания; последовательность изложения; непротиворечивость излагаемых фактов и комментариев; обоснованность суждений, аргументаций и контраргументаций.
На начальном этапе организации речевой коммуникации необходимо ввести предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании собеседника путем периодического напоминания, уточнения, акцентирования внимания. Тема отвечает на вопрос « О чем мы говорим?». Речевое мастерство педагога предполагает также искусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или комментария до публичной лекции, речи, доклада, информационного сообщения. При этом важно не только владеть разнообразными жанрами публичного выступления, но и правильно определить форму выступления.
Доклад - это публичное выступление на совещании, собрании или конференции, представляющее собой развернутое сообщение на определенную тему. В нем излагаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех проблем и решений, которые были обозначены вначале. Доклад предполагает обсуждение, дебаты, критику и дополнения, новые положения. Такое сообщение может осуществляться как в научном, так и в публицистическом стиле. На научно-практической конференции зачастую используются стендовые доклады или доклады с мультимедиа.
Информация (или лекция) включает, как правило, точные сведения о ситуации в организации, в стране, в мире, о протекающих процессах, требующих информированности, отклика или принятия решений. Сюда относятся сообщения о положении дел, о конкретных проблемах и трудностях, о ситуации, сложившейся на данный момент; представление нового фактического материала, сведений; передача взгляда оратора на проблему, на ее основные характеристики.
Рассказ о ситуации является повествовательным последовательным изложением каких-нибудь значимых событий, которое осуществляется чаще всего в публицистическом стиле.
Речь как публичное выступление представляет собой обращение к слушателям по определенному поводу, в определенных обстоятельствах, отражающее личные соображения выступающего, облеченные в соответствующие языковые формулировки и обусловленные определенными целями. В практике педагогического взаимодействия наиболее уместны публичные, презентационные и ритуальные речи, их информационная и убеждающая формы.
Как заметил Марк Туллий Цицерон, оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью. А если ум овладел предметом, замечает Сенека, то слова сами приходят. Слова приходят, если предмет наполняет душу. Если ум овладел темой, то слова приходят сами по себе.
Чтобы прийти к успеху, педагог должен всегда помнить о том, что любое утверждение, прозвучавшее в том или ином выступлении, следует логически обосновать. В этом ему помогут такие понятия, как тезис, аргументация и демонстрация.
Тезисом обычно называют четко сформулированную и высказанную мысль, требующую обоснования. Тезис отвечает на вопрос «Что мы доказываем?». Формулировка тезиса должна исключать всякую возможность иного его понимания. Он должен быть предельно конкретным и кратким.
Тезис подкрепляется аргументами, или доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос «Чем доказываем?». Основанием доказательства могут быть совокупность фактов; статистические данные; теоретические положения; веские аргументы; ссылка на признанные авторитеты, например: юридические нормы; статистика; суждения, основанные на профессиональном или житейском опыте, и пр.
Третий элемент обоснования - демонстрация - показывает, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос «Как доказываем?». Она показывает ход наших рассуждений. Доказать что-либо можно и непосредственно, путем наблюдения, собранных фактов, и с помощью рассуждений, т.е. логических умозаключений.
При всех видах, будь то доклад или лекция, выступающие не должны отклоняться от предмета, темы, рационального изложения материала. Им требуется:
а) пользоваться логически безупречной аргументацией и доказательствами;
б) раскрывать причинно-следственные и условно-следственные связи;
в) разумно и прагматически структурировать информацию;
г) выделять ключевые слова, позиции и положения в изложении;
д) продумать начало и конец выступления;
е) демонстрировать высокую речевую культуру.
Совет. Всегда говорите так, чтобы ваша речь напоминала живое общение, и тогда вы сможете избежать сухого «лекторского» тона, который неизменно утомляет слушателей. Всегда думайте о том, как сделать, чтобы вас поняли, для чего используйте разные виды информации одновременно для всех сенсорных каналов слушателей: рассказывая, продемонстрируйте то, что важно, визуально подействуйте на чувства.
В речевом общении, как правило, различают два вида целей, которые может преследовать инициатор общения (говорящий), - ближайшая цель, т.е. то, что непосредственно выражает говорящий, и более отдаленная долговременная цель. Основными разновидностями ближайшей цели являются:
интеллектуальная цель, направленная на передачу или получение информации, оценку событий, выяснение позиций, форму-
лировку суждений, развитие проблемы, для комментария, критики и пр.; "
цель, связанная с установлением характера отношений: продолжение или прерывание взаимодействия, поддержка или опровержение позиций партнера, побуждение к действию, к участию в той или иной акции.
За ближайшими целями собеседника часто стоит целевой подтекст (подспудная цель), углубляющий взаимодействие и делающий его более сложным. Подтекст - это неявный смысл речевого сообщения, осознаваемый собеседниками лишь в контексте общения.
Признаки подтекста могут скрываться: в содержании речи; в характеристиках ее звучания (тон, сила голоса, паузы, смешки и пр.); в невербальных характеристиках поведения (позы, дистанционная организация пространства взаимодействия, мимика, жесты).
Та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющими ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.
Известен случай, который произошел с английским драматургом Б. Шоу. Оркестр в ресторане играл шумно и не очень хорошо. Б. Шоу спросил у официанта: «А играют ли музыканты по заказу?». - «Конечно». - «В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в покер». Суть остроты в том, что слово «игра» имеет не одно толкование; кроме того, здесь имеется явный намек на плохую игру музыкантов: посетитель готов заплатить, лишь бы оркестр замолк.
По характеру передачи и приема информации можно выделить три вида подтекста: действительный подтекст - скрытый смысл имеет место и воспринят; скрытого смысла в сообщении не было, но он был приписан, т. е. подтекст мнимый", скрытый смысл был, но остался незамеченным - пропущенный подтекст.
Для педагогического общения важно следующее:
а) если собеседник не сумел раскрыть содержание подтекста, он рискует не понять партнера; если кто-то не понимает намека, то его оценка в глазах собеседника снижается;
б) юмор, ирония, сарказм выступают как своеобразный способ проверки собеседника на живость ума, на «адекватность», на то, что он из «нашего лагеря»;
в) обнаруженный намек на подтекст не является гарантией понимания самого подтекста.
Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - подтекстогенно. С понятием подтекста соприкасается понятие редуцированного диалога - обмена «свернутыми», краткими, как бы пунктирными репликами. Обычно их используют между собой собеседники, понимающие друг друга с полуслова. В педагогической практике такое общение распространено в среде коллег и руководителей, проработавших вместе много лет.
Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи педагога, в умении найти наиболее точное, а следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.
Культура речи предполагает: знание норм литературного языка; умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения; выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, тропы (слово в переносном значении), метафоры (скрытое сравнение, образы явлений, о которых идет речь), фигуры (особые построения фраз), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д., и таких, как средства внеязыковые (жесты, мимика, интонации, паузы, позы, дистанции и пр.).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры