Сочинение на тему чудо своими руками в повести алые паруса, грин читать бесплатно. Чудеса надо делать своими руками

Главная / Бывшие

Урок №3

Слайд 2

Тема урока:

Слайд 3

Цель:

Задачи :

1.обучать умению анализировать текст художественного произведения, по ключевым эпизодам и словам составлять характеристику главных героев произведения;

2. вызвать эмоциональные чувства от восприятия художественного слова;

3. развивать навыки работы с текстом, учить думать, обобщать, делать выводы и сопоставления;

4. подвести к выводу, что любой человек способен на высокие чувства и поступки;

Слайд 4

Эпиграф:

Оборудование:

Проектор

Иллюстрированный материал:

Компьютерная презентация

Ход урока.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Методы: исследование идискуссия, слово учителя, опрос.

I Организационный момент.

1 Приветствие.

2 Проверка готовности учащихся к уроку.

II Работа с классом.

1 Слово учителя.

Слайд 5

Начинается урок с чтения стихотворения Бориса Чичибабина «Памяти Грина»

(стихотворение читается под музыку Грига «Утро»):

Пришвин и – Александр Грин.

Подарен!

Пополам.

Сегодняшний наш урок называется так неслучайно. Мы продолжаем работать с произведением, которое не разрушает веру в человека, а поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни.

Давайте обратимся к нашему произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».

Итак, мудрый Эгль подарил девочке мечту, в которую она поверила всей душой. Она поделилась ею с отцом. Отныне она часто обращала свой взор в сторону моря – в надежде увидеть алые паруса.

Мы уже знаем, что в произведении есть родственная душа Ассоль. Это Грей.

Слайд 6

Что роднит их души?

(У него тоже есть мечта.)

Учитель:

Следующую нашу остановку мы сделаем в доме Грэя.

Какие чувства вы испытывали, когда читали книгу?

(Чувства: радость, удивление, огорчение, отвращение, жалость, восторг, гнев, грусть, нежность, веселье, надежда, разочарование, чувство ожидания, восхищение, ликование.)

Учитель:

Слайд 7

Если предыдущий урок был посвящен жизни Ассоль, то сейчас мы обратимся к образу Грэя. Сосредоточим внимание на главе II «Грэй».

Слайд 8

Хотелось бы вам дружить с таким человеком, каким был Грэй в детстве?

Какие поступки героя, совершенные в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника беззащитных?

Слайд 9

2) «-Я выпью его, - сказал однажды Грэй, топнув ногой.

Вот храбрый молодой человек! - заметил Польдишок. - Ты выпьешь его в раю?

Конечно. Вот рай!.. Он у меня, видишь? - Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку. Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в кулак. - Вот он, здесь!.. То тут, то опять нет...»

3) «Грэй замер. В то время, как другие женщины хлопотали около Бетси, он пережил ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам.

Очень ли тебе больно? - спросил он.

Попробуй, так узнаешь, - ответила Бетси, накрывая руку передником.

Нахмурив брови, мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жижи (сказать кстати, это был суп с бараниной) и плеснул на сгиб кисти. Впечатление оказалось не слабым, но слабость от сильной боли заставила его пошатнуться. Бледный как мука Грэй подошел к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек.

Мне кажется, что тебе очень больно, - сказал он, умалчивая о своем опыте. - Пойдем, Бетси, к врачу. Пойдем же!

Он усердно тянул ее за юбку, в то время как сторонники домашних средств наперерыв давали служанке спасительные рецепты. Но девушка, сильно мучаясь, пошла с Грэем. Врач смягчил боль, наложив перевязку. Лишь после того, как Бэтси ушла, мальчик показал свою руку».

4) «Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством. Грэй разбил каминными щипцами свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда все, что составляло около ста фунтов. Встав рано, когда бесприданница удалилась на кухню, он прокрался в ее комнату и, засунув подарок в сундук девушки, прикрыл его короткой запиской: „Бетси, это твое. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд“».

5) «Ему шел уже двенадцатый год, когда все намеки его души, все разрозненные черты духа и оттенки тайных порывов соединились в одном сильном моменте и, тем получив стройное выражение, стали неукротимым желанием. До этого он как бы находил лишь отдельные части своего сада - просвет, тень, цветок, дремучий и пышный ствол - во множестве садов иных, и вдруг увидел их ясно, все - в прекрасном, поражающем соответствии.

6) Какую роль сыграла в судьбе Грея картина, висящая над дверью библиотеки? Что на картине особенно восхитило Грэя? Давайте зачитаем.

Это случилось в библиотеке.

Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки.

Слайд 10

Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала».

Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу

изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены

стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль

шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт.

Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской

птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше

бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад,

чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно

к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый

свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее

была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она

выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил

ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но

заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к

чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались

ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство

костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела -- взмах вала;

без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал -- но что?

Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой

галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей

выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Вдруг показалось ему, что

слева подошел, став рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову,

как причудливое ощущение исчезло бы без следа. Грэй знал это. Но он не

погасил воображения, а прислушался. Беззвучный голос выкрикнул несколько

отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих

обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. Все это Грэй слышал

внутри себя. Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную

паутину фантазии; связь с бурей исчезла.

Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него

тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В

маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним,

Учитель:

Первые четыре события были такими событиями, в которых Грэй совершал какие-то действия, поступки во внешнем мире. Пятое событие - встреча с картиной - важнейшее событие внутреннего характера, которое направляет все движения души в одно русло. Грэй сумел установить «связь с бурей», своим воображением он словно бы оживил картину, очутился внутри ее.)

Текст Грина:

«Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Вдруг показалось ему, что подошел слева, встав рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. Грэй знал это. Но он не погасил воображение, а прислушался. Беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. Все это Грэй слышал внутри себя. Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии; связь с бурей исчезла».

Учитель:

(Подчеркнем: «Но он не погасил воображение, а прислушался». Мир может одарить человека приближением к чуду, но войти в него или остаться на твердом берегу рассудочности - решает сам человек. Это и есть важнейший внутренний поступок, тот душевный шаг, который сформировал сознание Грэя. Именно об этом он потом писал в письме к матери: «Я знаю. Но если бы ты видела, как я; посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я; приложи к уху раковину: в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я - все в твоем письме я нашел бы, кроме любви и чека, - улыбку...».)

Учитель:

Почему именно фигура капитана, изображенного на картине, стала воплощением жизненного идеала Грэя?

«В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом команды. Его характер определял досуги и работу команды. Сама команда подбиралась им лично и во многом отвечала его наклонностям. Он знал привычки и семейные дела каждого человека. Он обладал в глазах подчиненных магическим знанием...»

Учитель:

Слайд 11

Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решает стать капитаном?

К чему привела в итоге встреча с картиной? Что случилось, когда Грэю шел пятнадцатый год?

(Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грэй решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль.)

Учитель:

Как представлял он себе профессию капитана?

(«Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни…»

Учитель:

Какую речь приготовил для Грэя капитан «Ансельма»? Удалось ли ему произнести эту речь? Почему?

Какой представляла овдовевшая мать жизнь Грэя-капитана?

Учитель:

Слайд 12

- Какую характеристику своему капитану дает матрос Летика?

("Первый раз плаваю с таким капитаном: капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан. Впрочем, люблю его".)

Учитель:

Можно ли назвать Грэя романтическим героем?

(Да, можно. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей.)

Учитель:

Слайд 13

    Назовите основные черты характера Грея:

      сострадание, доброта;

      сам сделал свою судьбу.

Составление синквейна .

Давайте попробуем составить синквейны об Ассоль и Грее. Девочки напишут об Ассоль, а мальчики – о Грее.

Дети зачитывают составленные синквейны.

Учитель:

Итак, мы проследили судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грея. Чем близки эти герои? Что общего можно найти в героях, их жизни?

Слайд 14

Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.

В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец, оба они верят в мечту.

Итак, сама судьба свела героев. Вспомним тревожное чувство Грея накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром:

«С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрывы берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…».

Учитель:

Что же ведет их друг к другу?

(Мечта, они могут мечтать, верят в мечту.)

Учитель:

Теперь мы сделаем остановку в Лиссе.

Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея?

(Нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, «его как бы позвал кто-то». Ассоль неожиданно услышала «нечто, подобное отдалённому зову», и это привело её на берег.)

Учитель:

Когда пересекаются судьбы героев?

(Ассоль 17 лет, Грею 24 года. Случилось как в сказке: шел и нашел свою принцессу.)

Учитель:

Слайд 15

Слайд 16

Какой увидел Грей спящую Ассоль?

Какие чувства испытывает герой?

(Проснулось сильное чувство – любовь с первого взгляда.)

Слайд 17

Какое-то влечёт очарованье

Слайд 18

Учитель:

Почему Грей дал о себе знать столь необычным образом?

(Романтическая натура, Грею свойственно стремление к прекрасному, чудесному, необычному.)

Учитель:

Что значит кольцо для девушки? Как Ассоль отреагировала на его неожиданное появление?

(Для нее кольцо – знак близкого счастья. Этот факт вселяет уверенность в скорое предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами. Но теперь она не говорит о своем счастье даже отцу. Скажешь – улетит мечта, уйдет очарование. Она сбережет их в своем сердце.)

Учитель:

Где Грэй узнал историю про «Корабельную Ассоль»?

(В трактире Меннерса)

Учитель:

Почему Грэю захотелось воплотить в жизнь предсказание Эгля?

(Он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество и отверженность. Он чувствует душевное родство с этой девушкой.)

Учитель:

Каким образом Артур Грей претворяет мечту девушки в жизнь? Почему он это делает?

(Он умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Грей творит свою сказку, поэтому находит счастье и несет его другим.)

Учитель:

Давайте вспомним, как Грэй выбирает ткань для парусов. Какую ткань он выбрал?

Какие ассоциации вызывает у вас алый цвет? Назовите цветовой ряд, характеризующий все оттенки цветов ткани, предлагаемой Грею для парусов.

Слайд 19

(Работа со словом: пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов. – синонимы.

Использование синонимов – еще один стилистический прием, ведущий к более глубокому осмыслению идеи произведения и особенностей творчества писателя.)

Учитель:

Какой же цвет выбрал Грэй для парусов любви и счастья? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно могли бы выразить назначение алых парусов.

(“Совершенно чистый, полный благородного веселья и царственности цвет, гордый цвет» «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения.”)

Учитель:

Как назывался трехмачтовый галиот, купленный Грэем? Случайно ли название шхуны «Секрет»? Какую «нехитрую истину» открыл для себя Артур Грэй и поделился ею со своим помощником Пантеном?

(Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину – раскрывает главный секрет: Слайд 20

«...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».)

Учитель:

Как вы понимаете слова Грэя?

Учитель:

Слайд 21

- И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА.

(Вот и дождалась своего счастья Ассоль: на рассвете трогательная девочка, боясь, что ее не заметят, кричит: «Я здесь! Я здесь!» - и бежит навстречу шлюпке по воде.

«Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла».

Учитель:

Какие чувства испытывает девушка? Найдите подтверждение в тексте, зачитайте.

(«Она вздрогнула, откинулась, замерла», «Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю», «остановилась почти без сил» - потрясение.)

Учитель:

(Метафора.)

Учитель:

Что означает эта метафора?

(Сердце сжалось от счастья, затрепетало от радости.)

Учитель:

Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя?

(Да, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).

Учитель:

А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

(Обращаем внимание на угрюмую тревогу, злобный испуг: «Сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины».

«Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась совсем одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо».)

Слайд 22

Учитель:

Итак, герои встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?»

Учитель:

А какие слова произносит Ассоль?

(Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?)

Учитель:

Слайд 23

После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность. Последняя сцена - это торжество Алых парусов над пошлостью, приземленностью, торжествует мечта над серостью, обыденностью, торжествует любовь над ненавистью, страхом.

Учитель:

Каким должен быть человек, который умеет делать чудеса? Вот что сказал Польдишок в винном погребе: «Нужно одной ногой стоять на земле, другой – на небе». Как вы понимаете это выражение?

(С одной стороны, уметь мечтать, иметь «летящую душу», с другой – уметь осуществить мечту, а для этого нужны решительность, сила воли, твердый характер, и целеустремленность, и знания, и опыт.)

Учитель:

Слайд 24

Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех тех, кто прочитал эту повесть?

Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее.

В финале повести вновь море, корабль с алыми парусами. Символом чего являются алые паруса?

(Алые паруса – символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными руками.

Алый цвет – символ любви, сильного и прекрасного чувства.)

Учитель:

Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта (текст). А Грин своей повестью-сказкой говорит: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя»

Нужно верить своей мечте, нужно делать чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому что, “стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.” (Платон)

Учитель:

Вывод.

Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?

Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим, значит, владеть всем».

Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?

(Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.)

Звучит песня «Алые паруса» (исполняют все учащиеся)

Слайд 25

Ребята, надо верить в чудеса!


Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.

Итог урока.

Учитель:

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Скажите, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?

Завершаем урок мыслью К. Паустовского – воображение, мечта, надежда, помогает человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека: Слайд 26

«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умение мечтать и любить».

Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на то, что ваша вера будет вознаграждена!

Слайд 27

«В чём сила этой книги?

Прежде всего – в…»

Слайд 28

Звучит стихотворение С.Д.Липатниковой

Душа моя! Не измельчай и не остынь,
Я так хочу, чтоб ты осталась юной,
Пусть замечательный писатель Грин
Уводит нас в мир сказочный и лунный.

Махнёт закат алеющим платком,
Шальные ветры силы мне прибавят,
И я пройду сквозь трудностей заслон,
Чтобы открыть свои морские дали.

Слайд 29

Творческое домашнее задание.

Мини-сочинение:

«Какие черты характера героев повести вас привлекли?

Чему меня научили «Алые паруса»?

Используемая литература.

1 Журнал «Литература в школе» № 1- 2002 года.

К.Паустовский – Сказочник. Стр.1-2.

Е.О.Галицких - Александр Грин. Стр. 3-7.

В.В.Лисовская – Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить. Стр. 8-11.

Л.С.Скепнер – А.С.Грин в школьном изучении. Стр. 12-13.

Б.А.Макарова – Нужна ли юности романтика. Стр. 14-16.

2 Журнал «Литература в школе» № 2 – 2004 г.

Н.Н.Осанова – Александр Грин «Алые паруса». Стр. 40-41.

3 Журнал «Литература в школе» № 4 - 2004 года.

Л.П.Шумилина – Два урока по Грину. Стр. 44-45.

4 Журнал «Литература в школе» № 10 2005 года.

К. Паустовский – Из книги «Золотая роза». Стр. 3-4.

Е.О.Галицких – А.Грин и К.Паустовский: диалог о поэзии жизни. Стр. 4-7.

5 Журнал «Литература в школе» № 2- 2006 года.

Е.А.Шишкина – В тени алых парусов. Стр. 30-32.

7 Н.В.Егорова - Поурочные разработки по литературе – Москва «ВАКО»

8 Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова Литература в 8 классе – Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2001 г.

Просмотр содержимого презентации
«ГРЕЙ урок №3»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 8 классе выполнила учитель русского языка и литературы Никова Р. В.



Цель:

вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым.


Эпиграф:

Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственно.


Стихотворение Бориса Чичибабина «Памяти Грина»

Шесть русских прозаиков, которых бы

Взял бы с собой в пустыню, это:

Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,

Пришвин и – Александр Грин.

Какой мне юный мир на старость лет

Подарен!

Кто хочешь, приходи - поделим

Пополам.

За верность детским снам о как я благодарен

Бегущей по волнам и Алым парусам…


Ассоль

мечта








  • умение сопереживать чужому горю; воля сильная, ставит цели – достигает их; сострадание, доброта; у него был свой мир, каков он; живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»; идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…; сам сделал свою судьбу.
  • умение сопереживать чужому горю;
  • воля сильная, ставит цели – достигает их;
  • сострадание, доброта;
  • у него был свой мир, каков он;
  • живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»;
  • идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…;
  • сам сделал свою судьбу.

Выводы о том, что же объединяет этих людей:

Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы.

Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны.

И, в- четвертых, самое главное, они трудолюбивы и оба верят в мечту.




Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,

Что говорит не с чувствами – с душой.

Есть что-то в ней над сердцем самовластней

Земной любви и прелести земной.

Как сладкое в душе воспоминанье,

Как милый свет родной звезды твоей,

Какое-то влечёт очарованье

К её ногам и под защиту к ней.



Работа со словом:

пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов.







Песня «Алые паруса»

Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса И скрипка пропоёт над океаном. Не три глаза, ведь это же не сон. И алый парус, правда, гордо реет В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль дождалась Грея. С друзьями легче море переплыть И есть морскую соль, что нам досталась. А без друзей на свете было б очень трудно жить И серым стал бы даже алый парус. Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса И скрипка пропоёт над океаном.


Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умение мечтать и любить.

К. Паустовского


Стихотворение С.Д.Липатниковой

Душа моя! Не измельчай и не остынь, Я так хочу, чтоб ты осталась юной, Пусть замечательный писатель Грин Уводит нас в мир сказочный и лунный. Махнёт закат алеющим платком, Шальные ветры силы мне прибавят, И я пройду сквозь трудностей заслон, Чтобы открыть свои морские дали.


«В чём сила этой книги?

Прежде всего – в…»

Том, что она говорит о необходимости добиваться своей мечты;

В названии, так как алые паруса – символ сбывшейся мечты;

В любви и мечтах, в которые надо верить.



До свидания! Спасибо за урок.

Александр Грин (11.08.1880—8.07.1932) - настоящие имя, отчество и фамилия Александр Степанович Гриневский.

В своих произведениях Александр Грин ярко раскрыл мир мечты и любви, мир доброты и красоты человеческой души, мир, который учит - чудо рядом, в душе и сердце каждого человека.

Жизнь знает не время, а дела и события.

Все, что изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.

Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками.

Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем.

В течение дня человек внимает такому множеству мыслей, впечатлений, речей и слов, что всё это составило бы не одну толстую книгу.

Всякое счастье утратит половину своих блестящих пёрышек, когда счастливец искренно спросит себя: рай ли оно?

Надо верить тому, кого любишь, - нет высшего доказательства любви.

Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Не знаю, сколько пройдёт лет, — только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Многие ли люди верят в чудеса? Бытует мнение, что чудеса бывают только в детских сказках. Взрослея, люди часто теряют способность верить в чудо, удивляться ему. И совсем немногие верят в свою способность делать чудеса своими руками. К счастью, с героями повести-сказки А. Грина «Алые паруса» все произошло совсем не так.

С детства главная героиня повествования, Ассоль, отличалась от других детей. Ей сложно было найти друзей, ей так хотелось верить в чудо, в сказку. Не встречая понимания окружающих, Ассоль часто погружалась в иллюзорный, романтический мир, где живут настоящее рыцари и мечты сбываются. Она всей душой поверила старому Эглю, который сказал однажды, что ее ждет необычное и счастливое будущее.

Говорят, если очень сильно чего-то хочешь, это обязательно сбудется. Ассоль ни капли не сомневалась, что ее мечта о прекрасном незнакомце, который приплывет за ней под алыми прусами, осуществится. Неудивительно, что такая сильная мечта нашла своего талантливого исполнителя. Грэй – именно из тех людей, которые верят в себя, верят в мечту и знают, что счастье человека – в его собственных руках. Юный путешественник узнал о мечте Ассоль и сразу понял, что они с девушкой – родственные души. Поэтому, особо не раздумывая, он стал реализовывать мечту юной красавицы, чтобы сделать ее счастливой.

Был ли чудом поступок Грэя? Для Ассоль, несомненно, был. Конечно, юное девичье сердце не может не потрясти такое зрелище, как прекрасный корабль под алыми парусами. А Грэй оказался не только романтиком, но и человеком действия, способным на настоящие мужественные поступки.

Кто-то может сказать, что «Алые паруса» — не более чем красивая сказка, а кто-то увидит в ней руководство к действию. На самом деле, создавать чудеса своими руками совсем не сложно, нужно только захотеть сделать мир немного красивее и найти человека, способного увидеть это чудо. Удивительно, что некоторые люди настолько погрязли в повседневности, что даже в самом расчудесном чуде не увидят ничего не обычного. А для кого-то каждый новый день приносит небольшие чудеса: и нежный розовый рассвет, и чашка душистого травяного чая, и котенок, уютно прикорнувший возле батареи…

Я думаю, повесть-сказка «Алые паруса» учит читателя радоваться прекрасным вещам, которые окружают нас в повседневности, и верить в свою мечту. И, конечно, важно помнить о том, что каждый из нас способен сделать чудо своими руками на радость другим.

    • В 60–70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название «городская проза». Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской прозы героями были горожане, обремененные бытом, нравственными и психологическими проблемами, порожденными в том числе и высоким темпом городской […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • Известный лингвист и языковед Александр Потебня когда-то сказал: «Без образа нет искусства, в частности, поэзии» и оказался абсолютно прав. Ведь любое человеческое искусство – это мышление образами, использование эпитетов и метафор для создания символа в литературе, архитектуре, музыке, живописи и кинематографе. Люди, наделённые способностью размышлять, фантазировать, представлять иллюзии вместо реальности и мечтать, ещё с давних времён начали передавать свои знания и объяснения каких-либо загадочных или […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: «Вот эта книжка […]
    • Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
    • Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Одним из психологических моментов романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокое внимание писателя к чувствам и мыслям героев. Жизненный процесс и становится главной темой описания боя под Аустерлицем. Он показывает здесь личность человека так, что проступают неповторимые и единственные порывы души, которые и есть самое дорогое, и самое истинное в каждом из нас. И поразительнее всего то, что именно из этих многогранных деталей, из характерных подробностей создается реальная картина произошедшего. Жизнь и […]
    • Так еще по-летнему греет солнышко, но каждый день понемногу становится короче и прохладней. Земля покрывается мягким ковром из разноцветных опавших листьев, а в воздухе пьянительно пахнет высохшей травой и сырой от многочисленных дождей землей. Этот запах, такой знакомый с самого детства − запах осени. И вот уже все чаще небо затягивается серыми облаками, нагоняя тоску и ностальгию, а душу периодически окутывает какая-то легкая печаль, погружая в глубокие философские размышления. Осень − дама капризная и […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю. Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно‑поэтической […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века. Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же. И это – ещё не […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это […]
    • Велимир Хлебников принадлежал к поэтам-футуристам, был реформатором, искал новые пути в лирике, эпосе, прозе и драматургии. Его образы, творчество отличаются экспериментаторством в области языка, ритмики, словообразования. Новаторство поэта было столь непривычно, оригинально и индивидуально, что часто не позволяло литературоведам и читателям достойно оценить его деятельность как художника. Он просто видел мир иначе, чем окружающие, которых иногда шокировали его стихи. Взгляды Хлебникова на жизнь, историю, […]

  • Калифорния. Солнечный Санта Круз. Небольшая территория то ли фермы, то ли конюшни, то ли ярмарки на три дня оказалась зоной волшебства. Где люди не люди, машины не машины, а представления не представления, и общая атмосфера праздника, сказки и радости с первых минут пребывания затягивает и накрывает с головой.

    Где каждый волен быть тем, кем хочет. Где не важны ни статусы, ни толщина кошелька, ни степень привлекательности. Где меньше всего можно впечатлить кого-либо кубиками пресса, наращенными волосами или до мозолей узнаваемыми брендами.

    А вот костюмом единорога или звездной планеты ты определенно порадуешь окружающих, особенно, если сделал его своими руками.

    Это фестиваль UnsCruz или, как зовут его местные, Burning Man на траве. Это территория творчества и радости, самореализации, свободы быть собой и принимать других.

    Это место, где принцессой может быть не только очаровательная девочка, но и восьмидесятилетняя бабушка, и еще вопрос, чье появление вызовет больше восторга и поддержки у окружающих.

    Среди тут и там стоящих палаток, шатров, домов на колесах и прицепов ездят арт-машины. Догадаться, что это машины можно просто потому, что они ездят, но вообще-то, это паровозы, летающие тарелки, дирижабли, пироженки и драконы, акулы и зайчики.

    По ночам они переливаются разноцветными огнями, преображаясь до неузнаваемости. Как и люди, которые светятся и сияют то ли диодами на одежде, то ли просто от радости.

    Здесь с одинаковым восторгом качаются на качелях дети и бабушки, тетеньки и дяденьки, здесь в гамаке лежат огромные плюшевые медведи, а карусель, изнутри обшитая красным велюром, словно сошедшая с экрана декорация из Киндзадзы, сделана вообще-то папой для своих детей.

    Чистый поток творчества, которым люди рады друг с другом делиться. Кто как захочет и кто во что горазд. Привезти огромные пазлы или детали для тетриса, чтобы все желающие могли поиграть – конечно! Расставить ведра с раствором, чтобы все могли запускать огромные пузыри – непременно! Кормить только что приготовленными сэндвичами – с радостью! Катать на арт-машинах, строительство которых – долгий труд – ради того же и затевалось! И не брать за это ни копейки. Своими руками создавать действительность, в которую так приятно погрузиться с головой.

    Чего тут нет – запретов. Будь кем хочешь, делай что хочешь, пой, танцуй, валяйся на траве, крути огонь. Пока твоя деятельность не мешает другим людям и никому не угрожает – тебе рады. И ни при каких обстоятельствах не оставляй мусор. Его за тобой уберут, но гораздо приятнее это сделать самому.

    По началу как-то все хочешь увидеть, где обман, где подвох. Секрет в том, что его нет. Так просто бывает. Когда людям хочется делиться друг с другом радостью, когда дарить друг другу подарки так же приятно, как и их получать.

    Стоит ли брать на такой фестиваль с собой детей? Безусловно! Тем более, что это не пустыня, в которой тяжелые условия, а, по сути, большой пикник на лужайке.
    Лучший урок, который дети могут вынести – как завещал Грин – делать чудеса своими руками!

    Скептики, конечно же, скажут: да они там все просто упоротые! Но дело не в веществах, которые люди принимают внутрь, а в радости, что выпускают наружу. Так бывает, правда. Встречаются ли на таких мероприятиях нетрезвые люди – бывает. Но нет агрессивных, вот как-то совсем.

    Можно ли увидеть голых людей – конечно, это их способ самовыражения и освобождения. Шокирует ли это детей? Если честно, они этого не замечают. Кого волнует голый дядька, когда можно залезть на дирижабль, оседлать паровоз, прокатиться на космическом корабле или выпускать огонь из пасти дракона!

    И все это сделано людьми, простыми людьми, после работы, учебы, где-то между сдачей проектов, отчетностей и прочих ежедневных хлопот. Для чего? Да потому что

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры