Сонечка Мармеладова: характеристика героини романа "Преступление и наказание". Сочинение: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание Главные черты сони мармеладовой

Главная / Бывшие

Образ Сонечки Мармеладовой занимает важное место в композиции романа, помогает раскрыть его идею. Девушка также оказывает огромное влияние на всю судьбу главного героя – Родиона Раскольникова, помогает ему понять заблуждения, и, в конце концов, нравственно очиститься.

Впервые мы узнаём о Соне со слов её отца, который рассказывает про несчастную дочь, вынужденную пожертвовать собой ради семьи – самых близких её людей, - которым, если бы не заработки Сонечки, пошедшей «по желтому билету», нечем было бы себя кормить.

Родион, человек с чуткой и доброй от природы душой искренне жалеет девушку, но её история подталкивает его к преступлению. Жесток мир, где таким, как Соня, приходится губить себя, и где старуха-процентщица живёт и процветает, сидя на чужих деньгах! Но он ошибается, утверждая, что она, как и он (уже после совершения Родионом преступления), погубила себя, перейдя черту («ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою»). Но Соня, в отличие от Раскольникова, не погибает нравственно, ведь «переступила» она из безграничного христианского сострадания и милосердия. Раскольников же в первую очередь хотел проверить свою теорию: узнать «тварь дрожащая» он или «право имеет». Родион тянется к Соне, как к человеку, который, как и он сам, находится по ту сторону нравственных законов, и в то же время, не понимает, как ей, живущей в грязи, бесчестье и позоре удаётся излучать столько добра и сохранять прямо-таки детскую чистоту души. А вот Соне-то и некогда мучиться угрызениями совести или совершать самоубийство, тогда как другие страдают (необходимо переложить весь груз страданий на себя!). Именно в желании помочь всем и каждому, а также в вере – спасение героини. Забота Сонечки Мармеладовой не обходит стороной и Раскольникова: именно она помогает ему возродиться, заставляет поверить в Бога и отказаться от губительных идей, приняв простые христианские ценности («их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»).

Вообще, весь образ Сони сам по себе опровергает теорию Раскольникова. Ведь всем (и Родиону) ясно, что Сонечка – не «тварь дрожащая» и не жертва обстоятельств, ничто не властно над её верой и над ней самой, ничто не может по-настоящему сломить или унизить героиню, и даже

«грязь обстановки убогой» к ней не липнет. Сама Соня, её взгляды, поступки не вписываются в теорию Родиона. Такая же, по мнению Раскольникова, как и он, она, тем не менее, не отрезана от общества, напротив, все её любят, и даже «грубые, клейменые каторжные», снимают шапки и кланяются со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».

Таким образом, Достоевский воплощает в Соне идеал добра и сострадания. Писатель показывает нам всю силу искренней любви к Богу и качеств, которые порождает эта любовь в сердце любого человека.

Соня Мармеладова - героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. соня раскольников самопожертвование

Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова - ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми - жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня - его дочь от первого брака - живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования, раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца. Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой - ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды - осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова - их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос - она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба - отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня - «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир - библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» - не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением - и каторжные отвечают ей взаимностью. Соня Мармеладова - один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

В романе Достоевского «Преступление и наказание», как и в каждом романе, существует много различных героев. Главный из них - Раскольников - изучает остальных, создаёт на основе своих рассуждений теорию, у него появляется некое убеждение, которое и толкает его к преступлению. В появлении у него этого убеждения, а, стало быть, и в совершении им этого преступления виноваты все герои, с которыми он общался: ведь они же были такими, какими их видел Раскольников, на их основе он формировал свою теорию. Но их вклад в создание убеждений Раскольникова малоэффективен, так как происходит случайно, нечаянно. Зато намного больший вклад второстепенные герои романа вносят в осознание Раскольниковым неправильности своей теории, которое побудило его к тому, чтобы признаться во всём народу.

Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати, худенькая, небольшого роста. Жизнь очень жестоко относилась к ней, так же, как и к её родным. Она рано потеряла отца и мать. После смерти матери её семья пришла в бедственное положение, и ей пришлось идти на панель, чтобы прокормить себя и детей Катерины Ивановны. Но её дух был настолько сильным, что не сломился даже в таких условиях: когда мораль человека разлагается, мала вероятность удачи в жизни, существование становится всё тяжелее и тяжелее, дух сдерживает гнёт окружающей среды и, если у человека дух слабый, он не выдерживает и начинает пропускать негативную энергию вовнутрь, портя душу. Дух же Сони очень сильный, и в условиях всех невзгод её душа остаётся чистой, и она идёт на самопожертвование.

Чистая, нетронутая душа в ней очень быстро находит в душах других людей все изъяны, сравнивая их со своей; она с лёгкостью учит других убирать эти изъяны, потому что сама их периодически убирает из своей души (если каких-то изъянов у неё ещё не было, она их искусственно на время для себя создаёт и старается почувствовать, что ей говорят делать инстинкты). Внешне это проявляется в её способности понимать других людей и сострадать им. Она жалеет Катерину Ивановну за её глупость и несчастность, своего отца, умирающего и раскаивающегося перед ней. Такая девушка привлекает внимание многих людей, заставляет (в том числе и себя) уважать себя. Поэтому Раскольников решил рассказать о своей тайне именно ей, а не Разумихину, Порфирию Петровичу, или Свидригайлову.

Он подозревал, что она мудрее всего оценит обстановку и примет решение. Он очень хотел, чтобы кто-то ещё разделил с ним страдания, хотел, чтобы кто-то помог ему идти по жизни, сделал за него некоторую работу. Найдя такого человека в Соне, Раскольников не ошибся с выбором: это была прекраснейшая девушка, которая поняла его и пришла к выводу, что он такой же несчастный человек, как и она, что Раскольников не зря пришёл к ней. И такая женщина ещё называется «девица отъявленного поведения». (Тут Раскольников и понял неверность его теории в этом). Именно так её называет Лужин, сам являясь подлым и эгоистичным, не понимая ничего в людях, в том числе и в Соне, что она ведёт себя унижающим для себя образом только из сострадания к людям, желая им помочь, подарить хотя бы на мгновение ощущение счастья.

Всю жизнь она занимается самопожертвованием, помогает другим людям. Так, она помогла и Раскольникову, она помогла ему переосмыслить себя, что и его теория неверна, что совершил он преступление зря, что ему необходимо в нём покаяться, признаться во всём. Теория была неверна, так как она основывается на разделении людей на две группы по внешним признакам, а те редко выражают всего человека. Ярким примером является та самая Соня, бедность и унижение которой не отражают полностью всю сущность её личности, самопожертвование которой направлено на помощь другим бедствующим людям. Она очень верит, что воскресила Раскольникова и теперь готова разделить с ним наказание на каторге. Её «правда» заключается в том, что, чтобы прожить жизнь достойно и умереть с чувством, что ты был великим человеком, нужно любить всех людей и жертвовать собой ради других.

Сколько существует человечество – столько и существует вопрос о добре и зле. Что есть правильным, а что стоит предавать осуждению – проблемы, которые часто поднимаются в художественных произведениях. Над этой сложной материей задумался и Федор Достоевский, известный классик русской литературы.

В своем романе «Преступление и наказание» он размышляет от имени героев, на что же имеет право человек, может ли один человек решать судьбу другого.

В центре событий – главный герой . Он наделен пытливым умом, острым чувством справедливости. Подражая романтическим героям, он создает теорию о том, что один человек имеет право расправиться с другим, если тот всего лишь вошь на теле общества. Убеждая себя в том, что он не тварь дрожащая, а право имеет, Раскольников расправляется со старухой-процентщицей. Он долго мучается, пытаясь поверить в то, что это не было преступлением, а справедливым судом. Однако в романе есть героиня, которая смогла достучаться до его совести.

Эта героиня – Сонечка, бедная и скромная девушка. Она является дочерью чиновника Семена Мармеладова, который спился и не мог больше содержать семью. Через постоянное пьянство его даже увольняют с работы. Кроме родной дочери у него есть молодая жена и ее трое детей. Мачеха не была злым человеком, и не было у нее ненависти к Сонечке, но будучи женщиной вспыльчивой и раздраженной из-за бедности, она часто упрекала падчерицу.

Когда она поняла, что не будет уже толку от ее мужа, то подталкивает Сонечку на позорный поступок ради семьи. А как могла помочь девушка, не имеющая талантов, практически необразованная? Вначале она пыталась честно трудиться, но с работы ее выгнали, даже не заплатив. Тяжелая мужская работа не была посильной маленькой очень худенькой девушке. Единственное, что у нее было – это своеобразная хорошенькая внешность. Ее тоненькое, худенькое, востренькое личико выглядело почти детским, а большие голубые глаза привлекали к себе внимание. Она была не велика ростом и очень хрупкая.

Наделяя такой внешностью свою героиню, автор подчеркивает ее внутренний утонченный чистый мир. Она выглядит как дитя, она и есть дитя, которое в результате своей наивности и доброты оказывается очерненным. Мачеха подталкивает ее на недостойное дело – пойти по желтому билету. Для Сони – это непростое решение, ведь она глубоко верующий человек. Но ради выживания своей семьи, она решается пожертвовать собой.

Однажды она уходит, надев вызывающий наряд. Вернувшись, девушка кладет гроши на стол и падает на кровать, закрыв лицо и вздрагивая всем телом. Она не винит никого в своем нравственном падении, а наоборот поддерживает всех. Повстречав Родиона Раскольникова, она помогает ему снова обрести душу.

Соня – уникальный чистый образ, созданный Достоевским. Она – совесть главного героя.

Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.

Преступление и наказание

Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, зато появилось достаточно времени для интервью со ссыльными и их близкими. Поэтому образы главных героев романа имеют собирательный характер.

Изначально роман задумывался автором как рассказ-признание. Повествование велось от первого лица, и главной задачей для Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду запутавшегося человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная повесть переросла в роман.


Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но спустя несколько правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:

«Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Анализ произведения доказывает, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня - олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини открывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский наравне с переживает за судьбу девушки:

«...Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Биография и сюжет романа

Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки - пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.


Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.

Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:

«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.


Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:

«...дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».

Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.

Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой - непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.

Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.

В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:

«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел...»

Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно - господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.


Но желание идти на жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать арестанта в ссылку. Девушку не пугает, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить безумную теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и бескорыстие исцелят и направят Родиона на верный путь.

В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат - Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.

Экранизации

Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, снят в 1909 году. Роль верной спутницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сама кинокартина давно утеряна, копий пленки не существует. В 1935 году американские кинематографисты сняли свой вариант трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мэриэн Марш.


В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла , но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.


В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины - Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.


В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила .


Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия - Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.

  • Первого ребенка Достоевского звали Соня. Девочка умерла спустя пару месяцев после рождения.
  • В Петербурге героиня проживала в здании бывшей казенной палаты. Это реально существующий дом. Точный адрес Сони - набережная канала Грибоедова, 63.
  • Рэп-исполнитель использует в качестве псевдонима имя главной героини из «Преступление и наказание».
  • В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня вступает в конфликт с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но непорочной любви Лужина.

Цитаты

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо...»
«...И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..»
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

Достоевский написал свой роман "Преступление и наказание" после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску. Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества. Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня - идеал писателя

Соня Мармеладова и Родион Раскольников - два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть "Преступления и наказания" составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности. По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья - ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом. Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Два мира - Мармеладовой и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова существуют в разных мирах. Подобно двум противоположным полюсам, эти герои не могут друг без друга. Идея бунта воплощена в Родионе, тогда как Сонечка Мармеладова олицетворяет смирение. Это глубоко верующая высоконравственная девушка. Она верит в то, что в жизни есть глубокий внутренний смысл. Идеи Родиона о том, что все существующее бессмысленно, ей непонятны. Во всем Сонечка Мармеладова видит божественное предопределение. Она считает, что ничего не зависит от человека. Истина этой героини - бог, смирение, любовь. Для нее смысл жизни - великая сила сочувствия и сострадания к людям.

Раскольников же беспощадно и страстно судит мир. Он не может мириться с несправедливостью. Именно отсюда проистекает его преступление и душевные мучения в произведении "Преступление и наказание". Сонечка Мармеладова, подобно Родиону, тоже переступает через себя, однако она делает это совсем не так, как Раскольников. Героиня приносит себя в жертву другим людям, а не убивает их. В этом автор воплотил идею о том, что у человека нет права на личное, эгоистическое счастье. Необходимо учиться терпению. Достичь истинного счастья можно лишь через страдание.

Почему Соня принимает преступление Родиона близко к сердцу

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире. Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу. Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Высокие внутренние качества героини, отношение к счастью

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья. Соня говорит, что "человек не родится для счастья". Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается "человеком высокого духа". Эту героиню можно поставить в один "разряд" с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его "бунта" Соня не может принять. А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

Столкновение Сони и Родиона

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны. Вовсе не из-за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики. Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Способность Сони проникнуть в душу человека

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что-то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский. Сонечка Мармеладова - героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее "коросту". Она не спешит никого осуждать. Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Отношение героини к самоубийству

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ. В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из "зловонной ямы". Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников. Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Любовь Сони

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это - любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ "идеальным". Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала. Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее. Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по-новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его. Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что "начинается новая история". Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, - самая светлая часть романа.

Бессмертный смысл романа

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова. Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока "мир стоит", всегда живы и будут жить душа человека и его совесть. В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем-психологом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры