Театр драмы 3 каменск уральский. Каменск-уральский театр драмы

Главная / Бывшие

Одним из ведущих учреждений культуры Свердловской области является расположенный в Каменск-Уральском Театр драмы. Каменск-Уральский - промышленный город, и наличие здесь своего театра с богатой историей и обширным репертуаром дает возможность порадовать горожан как собственными спектаклями, так и постановками творческих коллективов из других городов. Адрес театра: улица Алюминиевая, дом 47.

История театра

Возникновению театра предшествовало создание в далеком 1924 году небольшой труппы под руководством Льва Эльстона, которая изначально работала в Кабаковске (ныне Серов). В 1943 году труппа перебралась в Каменск-Уральский и получила статус передвижного театра. В тяжелые военные годы коллектив организовал фронтовую бригаду, которая выезжала со спектаклями для солдат и офицеров Волховского фронта. Труппа была дружной, талантливые актеры, пришедшие сюда работать, оставались в коллективе навсегда. Из числа преданных тружеников, посвятивших театру свою жизнь, можно выделить художника Клеева, костюмера Рослякову, заведующую реквизиторским цехом Блюмберг. В 60-70-х годах 20 века Театр драмы в Каменск-Уральском занимал уникальный архитектурный комплекс - здание провиантских складов Каменского завода. Жители города любили свой театр, особенно спектакли с участием заслуженной артистки СССР Расковаловой. За годы своего существования коллектив несколько раз менял свое название. В 2006 году последнее его название - «Драма номер три» - стало для театра постоянным.

Репертуар

В начале своего основания Театр драмы в Каменск-Уральском предлагал зрителям постановки по произведениям классиков. На сцене были представлены спектакли по произведениям Золя, Войнич, Островского, Гоголя, Чехова, Горького. После окончания войны в его активе появились спектакли по произведениям Симонова, Корнейчука, Леонова. Семидесятые годы стали временем творческого подъема в театре. Актеры не только репетировали и играли на сцене, но также вместе с режиссерами и художниками помогали в оформлении спектаклей, установке декораций. Это время ознаменовалось такими яркими постановками:

  • «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Володина.
  • «Так и будет» Симонова.
  • «Весенний день тринадцатое апреля» Зака и Кузнецова.
  • «Банкрот, или Свои люди - сочтемся» Островского.
  • «Письма к другу» Лиханова и Шур.
  • «20 лет спустя» Светлова.

Был хорошо налажен контакт актеров и публики. Не редкостью в те годы были обсуждения спектакля со зрителями сразу после его окончания. В 80-90 годах под руководством Кужелева в театре были поставлены яркие спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков:

  • «Дядя Ваня» Чехова.
  • «Ричард III» Шекспира.
  • «Василиса Мелентьевна» Островского.
  • «Гнездо Глухаря» Розова, который и сейчас считается одним из лучших в театре.

В настоящее время репертуар включает более сорока постановок как для взрослых, так и для детей. К наиболее ярким можно отнести следующие:

  • «Тиль».
  • «Лодочник».
  • «Женитьба».
  • «Два веселых гуся».
  • «Рождественский подарок».

Жители и гости города могут увидеть и оценить работы других театров, которые приезжают на Урал с гастролями. Одна из самых известных постановок, которыми своих зрителей порадовал театр драмы в Каменск-Уральском - «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского в исполнении санкт-петербургской группы «Грандбалет».

Спектакль «Лодочник»

Что касается современных спектаклей, которые показывает своим зрителям Театр драмы номер три (Каменск-Уральский), отдельно стоит отметить вниманием постановку «Лодочник», мистерию Анны Яблонской о любви в двух частях. В основе сюжета лежит история о мужчине - одиноком, неработающем, большом любителе выпить, которому неожиданно предлагают странную работу. Суть ее заключается в перевозке пассажиров с одного берега реки на другой исключительно в ночное время. Кроме часов работы, такие перевозки удивляют наличием около переправы моста. Но с учетом того, что зарплату обещают высокую, да и времени свободного у новоиспеченного лодочника хватает, мужик соглашается. Позже выясняется, что и река необычная, и пассажиры непростые. Дальше сюжет закручивается захватывающе и непредсказуемо. Талантливая игра актеров и постоянно держащая в напряжении зрителей интрига сделали спектакль не только зрелищным, но и одним из самых любимых у публики. Постановка «Лодочник» является дипломантом нескольких фестивалей, а также спектакль вошел в LONG LIST федерального фестиваля «Золотая маска-2016». Длится представление почти три часа.

Будущее театра

Каменск-Уральский театр драмы стал обладателем уникального проекта нового здания, аналогов которому нет в мире.

  • Его строительство положит начало культурно-историческому проекту «Каменные ворота». Такое название носит причудливая скала, которая расположена недалеко от города и является одним из его символов.
  • После окончания работ по возведению здания планируется благоустроить прилегающую территорию.
  • Местом размещения будущего театра является бывший Байновский сад, который сейчас представляет собой хаотичные застройки и беспорядочные насаждения. Благодаря оригинальному архитектурному проекту сад преобразится и составит гармоничный ансамбль с пешеходным бульваром Парижской коммуны и набережной реки Исети.
  • В правой части фасада будет парадный вход с широкими ступенями, около здания - большая площадь, а по бокам предусмотрена стоянка для автомобильного транспорта.
  • Позади здания для жителей будет обустроена зона для отдыха, включающая в себя удобные лавочки, зеленые насаждения, скульптуры. Здесь же построят небольшие сувенирные и цветочные магазины, небольшие уютные кафешки.

Проекты театра

Театр драмы №3 (Каменск-Уральский) воплощает в жизнь много интересных творческих проектов.

Один из них называется «Театр для чайников». Предназначен этот труд прежде всего для людей, которые еще ни разу не были в театре. Состоит он из DVD-диска и небольшой пояснительной брошюрки. Направлена эта своеобразная видеоэнциклопедия на то, что, познакомившись с интересным миром театра, кто-то обязательно купит билет на спектакль.

«Путешествие в закулисье» представляет собой своеобразные экскурсии, которые полюбились как взрослым, так и детям. Здесь вы много узнаете о разных театральных профессиях, с которыми сталкиваются все любители театра - гардеробщик, художник, декоратор, гример, режиссер, буфетчик и много других. За кулисами вас познакомят с искусством перевоплощения, покажут различные декорации и разрешат потрогать настоящие театральные костюмы.

Также коллективу принадлежит идея «Театра для родителей», которая позволяет взрослым посмотреть спектакль в вечернее время, если не с кем оставить детей. За детьми старше четырех лет при наличии у родителей билетов присмотрит опытный воспитатель. Стоимость такой услуги составляет 300 рублей.

Ряд спектаклей в вечернее время предназначены для семейного просмотра, то есть на них взрослые могут приходить с детьми-подростками, что позволяет приобщать к высокому искусству подрастающее поколение.

Театр имеет два зала - большой (на 1000 мест) и малый (на 100 мест). Это единственный профессиональный театр в городе. В одном здании с ним также располагается досуговый центр, включающий в себя коллективы художественной самодеятельности и городскую библиотеку. Так что Театр драмы можно без преувеличения считать центром культурной жизни Каменск-Уральского.

,
ул. Алюминиевая, 47

К:Театры, основанные в 1943 году

«Дра́ма но́мер три́» - театр драмы в городе Каменске-Уральском Свердловской области России . Крупнейший в Каменске-Уральском театр и один из двух театров города.

История театра

История каменск-уральского профессионального театра отсчитывается с 1943 года , когда в городе обосновалась труппа Льва Эльстона , сформированная ещё в 1924 году как передвижной театр. В 20-е годы труппа играла на разных сценических площадках области, выезжала на заводы, рудники, прииски. Репертуар преимущественно составляла классика: «Овод » Э. Войнич , «Париж» Э. Золя , пьесы Н. Гоголя , А. Островского , А. Чехова , М. Горького , А. Луначарского . Во время Великой Отечественной войны на базе передвижного театра была создана фронтовая бригада, выезжавшая на Волховский фронт.

С 1943 года театр обретает постоянную «прописку» в Каменске-Уральском. В репертуаре появляются пьесы К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука. В составе труппы - Н. Истомин, А. Самарина, воспитанники Суворова, Попов, З. Сабурова-Расковалова; Тарасов, Казарин и др.

В 60-70 годы XX века театр располагался в уникальном архитектурном комплексе Старого Каменска - здании провиантских складов Каменского завода.

В 80-90-е годы театром руководит Ю. Кужелев - этот период считается расцветом каменск-уральского театра. В числе самых ярких спектаклей этого времени - «Гнездо глухаря» В. Розова и «Сцены из супружеской жизни» Бергмана. После его ухода театр переживает период упадка, и лишь в 2005 году, когда Театр драмы возглавила Людмила Матис , удалось вернуть былую значимость и восстановить репертуар. Для постановок приглашаются известные режиссёры Москвы, Екатеринбурга, Литвы. Один из самых удачных спектаклей этого времени - «Безымянная звезда», поставленный московским режиссёром А. Молостовым, - был положительно отмечен театральными критиками на региональном театральном фестивале «Ирбитские подмостки - 2006». Также театр принимает участие в ежегодном областном фестивале «Браво!».

В декабре 2006 года каменский театр драмы вернул себе историческое название «Драма номер три».

Технические характеристики

Большая сцена :

  • Количество мест в зрительном зале 925
  • Сцена: ширина 16,0 м; глубина 12,0 м; высота 28,0 м
  • Трюм: глубина трюма 3,0 м
  • Зеркало сцены: ширина 10,0 м; высота 5,0 м
  • Архитектурный портал: ширина 12,6 м; высота 6,0 м
  • Авансцена: ширина 10,6 м; глубина 2,1 м
  • Арьерсцена: ширина 10,0 м; глубина 1,7 м
  • Круг: диаметр 11,4 м
  • Карманы сцены 5,0*9,0
  • Оркестровая яма: ширина 2,1 м; ширина по оси зрительного зала 12,7 м; глубина 2,0 м

Малая сцена

  • Количество мест в зрительном зале 127
  • Сцена: ширина 11,3 м; глубина 8,0 м; высота 6,4 м
  • Зеркало сцены: ширина 6,3 м; высота 6,0 м

Награды

  • - Диплом VII Фестиваля театров малых городов России з.а. РФ Вячеславу Соловиченко за исполнение роли Прохора Пасечника (спектакль «Зеленая зона»)
  • - Диплом лауреата и статуэтка VI Международного театрального фестиваля-конкурса «Золотой конёк» - «Лучшая женская роль» Наталье Бахаревой (спектакль «Психоз. 4.48»)
  • - Специальный приз фестиваля «Браво!»-2008 от «Областной газеты» за активную работу по созданию спектаклей для детей (спектакль «Поллианна»).
  • - Лауреат V Областного конкурса «Камертон» в номинации «Спектакль профессионального театра» (спектакль «Поллианна»)
  • - Премия Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2009 год четырём создателям спектакля: режиссёру-постановщику Людмиле Матис, исполнителю роли Тевье-молочника Вячеславу Соловиченко, исполнительнице роли Голды Нине Бузинской, исполнителю роли Менахема Мендла Геннадию Ильину (спектакль «Поминальная молитва»)
  • - Специальный приз фестиваля «Браво!»-2009 от Ассоциации театров Урала «За вдумчивое осмысление серьезной нравственно-социальной проблематики» (спектакль «Поминальная молитва»)

Напишите отзыв о статье "Каменск-Уральский театр драмы «Драма номер три»"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Каменск-Уральский театр драмы «Драма номер три»

– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]
И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом.
– Baton de gueules, engrele de gueules d"azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой: Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он.
Княгиня, улыбаясь, слушала.
– Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда…
Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.
– Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом.
– Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
– Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
– Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.

«Дра́ма но́мер три́» - театр драмы в городе Каменске-Уральском Свердловской области России . Крупнейший в Каменске-Уральском театр и один из двух театров города.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    История Каменск-уральского профессионального театра отсчитывается с 1943 года , когда в городе обосновалась труппа Льва Эльстона , сформированная ещё в 1924 году как передвижной театр. В 1920-е годы труппа играла на разных сценических площадках области, выезжала на заводы, рудники, прииски. Репертуар преимущественно составляла классика: «Овод » Э. Войнич , «Париж» Э. Золя , пьесы Н. Гоголя , А. Островского , А. Чехова , М. Горького , А. Луначарского . Во время Великой Отечественной войны на базе передвижного театра была создана фронтовая бригада, выезжавшая на Волховский фронт .

    С 1943 года театр обретает постоянную «прописку» в Каменске-Уральском. В репертуаре появляются пьесы К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука. В составе труппы - Н. Истомин, А. Самарина, воспитанники Суворова, Попов, З. Сабурова-Расковалова; Тарасов, Казарин и др.

    В 1960-1970 годы театр располагался в уникальном архитектурном комплексе Старого Каменска - здании провиантских складов Каменского завода.

    В 1980-1990-е годы театром руководит Ю. Кужелев - этот период считается расцветом каменск-уральского театра. В числе самых ярких спектаклей этого времени - «Гнездо глухаря» В. Розова и «Сцены из супружеской жизни» Бергмана. После его ухода театр переживает период упадка, и лишь в 2005 году, когда Театр драмы возглавила Людмила Матис , удалось вернуть былую значимость и восстановить репертуар. Для постановок приглашаются известные режиссёры Москвы, Екатеринбурга, Литвы. Один из самых удачных спектаклей этого времени - «Безымянная звезда», поставленный московским режиссёром А. Молостовым, - был положительно отмечен театральными критиками на региональном театральном фестивале «Ирбитские подмостки - 2006». Также театр принимает участие в ежегодном областном фестивале «Браво!».

    В декабре 2006 года Каменский театр драмы вернул себе историческое название «Драма номер три».

    Награды

    Театр за свои достижения был неоднократно награждён:

    • - Диплом VII Фестиваля театров малых городов России з.а. РФ Вячеславу Соловиченко за исполнение роли Прохора Пасечника (спектакль «Зеленая зона»)
    • - Диплом лауреата и статуэтка VI Международного театрального фестиваля-конкурса «Золотой конёк» - «Лучшая женская роль» Наталье Бахаревой (спектакль «Психоз. 4.48»)
    • - Специальный приз фестиваля «Браво!»-2008 от «Областной газеты» за активную работу по созданию спектаклей для детей (спектакль «Поллианна»).
    • - Лауреат V Областного конкурса «Камертон» в номинации «Спектакль профессионального театра» (спектакль «Поллианна»)
    • - Премия Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2009 год четырём создателям спектакля: режиссёру-постановщику Людмиле Матис, исполнителю роли Тевье-молочника Вячеславу Соловиченко, исполнительнице роли Голды Нине Бузинской, исполнителю роли Менахема Мендла Геннадию Ильину (спектакль «Поминальная молитва»)
    • - Специальный приз фестиваля «Браво!»-2009 от Ассоциации театров Урала «За вдумчивое осмысление серьезной нравственно-социальной проблематики» (спектакль «Поминальная молитва»)

    Труппа

    Режиссёры: 1967-1968 гг. - В. Перунов; В. Медведев; Ю. Кужелев.

    Актёры: народные артисты РФ: А. Иванов; заслуженные артисты СССР: З. Сабурова-Расковалова; заслуженные артисты РФ: С. Лаптева, В. Соловиченко, Л. Комаленкова; Н. Истомин, А. Самарина, Суворова, Попов, Тарасов, Казарин, Е. Гассин, П. Хромовских, Э. Шумахер, А. Шафирова, П. Табакарь, Г. Мурашева, А. Сохарев, В. Осадченко, В. Запорожченко, Т. Алексеева, Н. Бузинская, Л. Овсянникова, Е. Туманова, В. Ледяев, О. Куксовский.

    Репертуар

    В репертуаре у тетра были следующие спектакли: «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, режиссёр В. Медведев; «Весенний день тридцатое апреля» А. Зака и И. Кузнецова; «Так будет» К. Симонова; «Банкрот или Свои люди - сочтемся» А. Островского; «Письма к другу» А. Лиханова и И. Шур; «20 лет спустя» М. Светлова; «Дядя Ваня» А.Чехова; «Ричард III» В.Шекспира; «Василиса Мелентьева» А. Островского; «Эзоп» Г.Фигейреду; «Порог» А. Дударева; «Рядовые» А. Дударева; «Звезды на утреннем небе» Галина; «Гнездо глухаря» В. Розова; «Кабанчик» В. Розова; «Сцены из супружеской жизни» Бергмана; «Дикарь» А. Касоны; «Последняя женщина синьора Хуана» Л. Жуховицкого; «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо режиссёр В. Медведев; «Золотоео слоно» Копкова в режиссуре В.Савина; «Доходное место» А.Островского в постановке Коробицина; «Безымянная звезда» режиссёр А. Молостов; «Берег неба» В. Асовского и Л. Зайкаускаса по мотивам рассказов Т. Гуэрры, режиссёр Л. Зайкаускас; «Играем в дружную семью или Гарнир по-французски» М. Камолетти, режиссёр Ф. Чернышев; «Старосветская любовь» Н. Коляды в постановке Л.Матис и В.Скрябина.

    Современный репертуар

    • Трям! Здравствуйте! режиссёр Фёдор Чернышёв
    • Волшебник и падающая звезда режиссёр Олег Куксовский
    • Счастливый Ганс М. Бартенева, режиссёр Людмила Матис
    • Котовасия М. Лукьянова, режиссёр Людмила Матис
    • Валентинов день И. Вырыпаева , режиссёр Людмила Матис
    • Дорогая Памела
    • И звезда с звездою говорит…
    • Зелёная зона
    • Играем в дружную семью
    • Поллианна
    • Зимы не будет! (премьера!)
    • Американские мечты (премьера!)
    • После…
    • Представление о любви
    • Между нами, девочками…
    • Пусть она будет счастлива

    Технические характеристики

    Большая сцена имеет: количество мест в зрительном зале 925; сама сцена - ширина 16,0 метра, глубина 12,0 метра, высота 28,0 метра; глубина трюма 3,0 метра; зеркало сцены с шириной 10,0 метра и с высотой 5,0 метра; архитектурный портал с шириной 12,6 метра и с высотой 6,0 метра; авансцена с шириной 10,6 метра и с глубиной 2,1 метра; арьерсцена с шириной 10,0 метра и с глубиной 1,7 метра; диаметр круга - 11,4 метра; карманы сцены 5,0*9,0; оркестровая яма с шириной 2,1 метра; ширина по оси зрительного зала 12,7 метра и глубина 2,0 метра.

    Малая сцена имеет: количество мест в зрительном зале 127; сцена с шириной 11,3 метра, глубина 8,0 метра, высота 6,4 метра; зеркало сцены имеет ширину 6,3 метра и высоту 6,0 метра.

    Алло, это «Скорая»? У меня тут друг умирает, приезжайте скорее по этому адресу…
    Неспешно положив трубку, Василий Павлович окинул взглядом всю комнату, будто бы проверял все ли в идеальном порядке... Одинокая кровать в углу застыла в ожидании хозяина, дубовый стол удивлял своим порядком и отсутствием лишних предметов, казалось, что даже вещи застыли в каком-то провиденциальном ожидании... Литвин придвинул кресло к окну…Ему хотелось все делать крайне медленно, что бы запомнить все: каждый момент, каждую мельчайшую деталь, впрочем как обычно, для того что бы после вписать в одну из своих статей или доселе не опубликованных рассказов.…
    Сидя в кресле, он любовался закатом, который его так завораживал, приводил в неописуемый восторг и поражал своей загадочной необъяснимостью... В реальность его вернул только звук сирены, подъезжающей машины «Скорой Помощи».
    -Оперативно...Нечего сказать- одобрительным тоном прошептал Василий Павлович, убедившись, что именно к его дому подъехала машина...
    Лучи заходящего солнца заблестели у него в глазах, в глазах которые были насквозь пропитаны счастьем и любовью...По улице, суетливо перебирая ногами, пролетали беззаботные прохожие, в парке, на любимой скамеечке Литвина сидел уже совершенно другой человек... И лишь дикие голуби в закатных лучах, по щелчку, взмыли в небо, как праздничный фейерверк и разлетелись в разные стороны, оставляя секунды прошлого во взмахе крыла...

    Где-то на лестничной клетке, добросовестные врачи, услышав странный звук, еще больше заспешили на свой вызов. Четвертый этаж встретил их приоткрытой дверью, проверять номер квартиры, куда их вызывали, не имело смысла... Аккуратно приоткрыв дверь, и сделав несколько шагов по коридору, люди в халатах замерли...
    В стоящем у окна кресле сидел человек. На лице его была самодовольная улыбка, глаза устремились куда то за горизонт, пытаясь то ли осмыслить все тайны, то ли просто вглядывались в живописные пейзажи...Одна рука его свисала с подлокотника кресла, продолжая удерживать револьвер. Если бы не весь ужас происходящего, взглянув на стену, сам бы Павел Васильевич, признал бы в застывших на обоях каплях крови шедевр живописи, облачил бы в рамку и отправил на выставку, предварительно поломав голову над названием, и остановив свой выбор на самом высокопарном и хлестком названии: «По ту сторону одиночества». Ирония и предусмотрительность никогда не покидали хозяина квартиры. На кармане его пиджака вместо бейджика висела донорская карта, а левая рука лежала на коленях, нервно сжимая конверт, на котором еще непросохшими чернилами были выведены каллиграфическим подчерком недавние слова: «Тем, кто уже не спасет меня.»

    Хотя Россия в 1907 году еще формально оставалась самодержавной монархией, управлять империей, тем более реализовывать программу масштабных реформ, без Государственной думы стало уже невозможным. Конечно, можно было действовать в чрезвычайно-указном порядке, но Столыпин понимал всю крайнюю нежелательность подобных действий, пусть у него иногда и не было иного выхода. Но чтобы руководить страной подобным образом постоянно, необходимо было идти на полную отмену молодого российского парламентаризма, что председатель Совета министров считал как невозможным, так и противоречащим государственным интересам. При всем негативном отношении к деструктивной антигосударственной деятельности I Думы Столыпин считал, что развитой парламентаризм должен стать важной составной частью обновленного общественного строя, базирующегося на законности, соблюдении прав личности и уважении права собственности.

    Инициируя роспуск I Думы, Столыпин хотел получить парламент, который выполнял бы роль партнера исполнительной власти в успокоении страны и проведении системных реформ. Понятно, что премьер делал со своей стороны все возможное, чтобы ее состав был бы максимально лояльным к власти. С этой целью Столыпиным были инициированы специальные разъяснения Сената, исключившие из числа избирателей наименее имущие группы городского населения и крестьян (учитывая, что ими наиболее легко манипулировали экстремисты), что должно было сделать будущий состав парламента значительно менее оппозиционным. Однако нет оснований утверждать, что Столыпин каким-либо образом пытался фальсифицировать выборы – его действия ни в коей мере не нарушали действовавшего законодательства. Было вполне естественным, что власть после революционного кровопролития попыталась поставить преграду проникновению в Думу людей, связанных с терроризмом или, как минимум, относившимся к нему с явным или скрытым одобрением.

    Крайне неблагоприятные для Столыпина итоги выборов во II Думу подтвердили то, что власть (к тому времени уже достаточно окрепшая и имевшая немало возможностей влияния) серьезно в избирательный процесс не вмешивалась. Состав парламента оказался еще более антиправительственным, чем предшествующий. Успокоение в стране пока еще было, в значительной степени, внешним, и в сознании немалого количества избирателей остался революционный дурман, а значит, и доверие к направленной против правительства Столыпина разрушительной демагогии революционеров. Левые радикалы составили около 43 % членов новоизбранного парламента, что давало им широчайшие возможности для антиправительственной деятельности. Поддерживавшие (пусть и не во всем и с рядом оговорок) Столыпина правые и октябристы хоть и увеличили свое представительство (что свидетельствовало о растущей поддержке курса премьера), но, тем не менее, полученные ими 10 % не давали возможности создать проправительственное большинство. Также особо следует отметить, что сильно снизилось представительство в Думе кадетов (упустивших шанс на создание коалиционного правительства), потерявших целых 80 мест.

    Было достаточно очевидно, что у премьера практически не было ни малейших шансов на установление взаимодействия с парламентом. Тем не менее, Столыпин сделал все возможное, чтобы заручиться поддержкой Государственной думы в проведении политики реформ. Единственной надеждой председателя Совета министров было то, что разногласия между различными оппозиционными фракциями позволят ему лавировать и добиваться принятия нужных решений.

    6 марта Столыпин впервые выступает во II Думе, причем с программной речью, в которой была детально разъяснена вся правительственная политика реформ. Эта речь стала важнейшим из всех выступлений председателя Совета министров за весь период его государственной деятельности, и в силу ее особой значимости остановимся на ней подробнее.

    Первая часть речи премьера была посвящена законодательной работе и из сказанного было совершенно очевидно, что Столыпин все же рассчитывал на сотрудничество с Государственной думой, а не взял изначально курс на ее роспуск. Не менее значимо, что глава кабинета прямо заявил о необходимости построения правового государства путем принятия новых законов, что не могло быть реализовано без взаимодействия с парламентом.

    Председатель Совета министров подчеркнул необходимость пересмотра всего законодательства империи: «Ранее всего правительство почло своим долгом выработать законодательные нормы для тех основ права, возвещенных Манифестом 17 октября, которые еще законом не установлены.

    Тогда как свобода слова, собраний, печати, союзов определены временными правилами, свобода совести, неприкосновенность личности, жилищ, тайна корреспонденции остались не нормированы нашим законодательством. Вследствие сего, в целях выполнения задачи проведения в жизнь начал веротерпимости, правительство вменило себе прежде всего в обязанность подвергнуть пересмотру все действующее отечественное законодательство и выяснить те изменения, которым оно должно подлежать в целях согласования с указами 17 апреля и 17 октября 1905 года…

    Переходя к неприкосновенности личности, Государственная дума найдет в проекте министерства обычное для всех правовых государств обеспечение ее, причем личное задержание, обыск, вскрытие корреспонденции обусловливаются постановлением соответственной инстанции, на которую возлагается и проверка в течение суток оснований законности ареста, последовавшего по распоряжению полиции.

    Отклонение от этих начал признано допустимым лишь при введении, во время войны или народных волнений, исключительного положения , которое предполагается одно вместо трех, ныне существующих, причем административную высылку в определенные места предположено совершенно упразднить».

    Столыпин также сделал акцент на необходимости коренного расширения прав местного самоуправления, что не только являлось составной частью проводимой аграрной реформы, но и в целом стало важнейшим шагом к демократизации всей жизни в империи.

    Трудно переоценить значение предлагаемых Столыпиным нововведений. Предложенная им в качестве первичной земской единицы бессословная волость не только становилась основой для создания новой системы самоуправления, в которой большинство полномочий переходило к органам местного самоуправления (но при этом не было угрозы анархии, учитывая, что оставался государственный надзор за законностью действий местного самоуправления). Это также означало окончательный отход от системы классовых привилегий в направлении создания общества гражданского равноправия.

    Чрезвычайно характерно для Столыпина то, что он, указав на всю важность реформ экономического и политического характера, одновременно отметил приоритетность реформы образования. Понимая, что именно образование является фундаментом самого государства и общества, премьер отметил: «Сознавая необходимость приложения величайших усилий для поднятия экономического благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия эти будут бесплодны ., пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту и не будут устранены те явления, которыми постоянно нарушается правильное течение школьной жизни в последние годы, явления, свидетельствующие о том, что без коренной реформы наши учебные заведения могут дойти до состояния полного разложения. Школьная реформа на всех ступенях образования строится Министерством народного просвещения на началах непрерывной связи низшей, средней и высшей школы ., но с законченным кругом знаний на каждой из школьных ступеней. Особые заботы Министерства народного просвещения будут направлены к подготовке преподавателей для всех ступеней школы и к улучшению их материального положения».

    Не вызывает сомнения, что предлагаемая Столыпиным реформа народного просвещения не менее значима, чем аграрная – ее успешное завершение поставило бы Россию в один ряд с наиболее развитыми странами. Выделим ключевые моменты столыпинской образовательной реформы: общедоступность образования, обязательность определенного государством уровня образования, развитие системы профессионально-технического обучения и, главное – создания единой системы низшей, средней и высшей школы. Фактически он предложил построить новую эффективную модель отечественного образования, которая тогда нигде не имела полноценных аналогов.

    Подчеркнем, что Столыпин считал крайне важным введение всеобщего обязательного начального обучения – это должно было значительно повысить уровень в лучшем случае малограмотной или же вообще неграмотной крестьянской массы. Глава правительства прекрасно осознавал, что имеющее хотя бы начальное образование крестьянство является обязательным условием дальнейшего развития России как передовой державы. С этой целью под личным контролем премьера Министерством народного просвещения был подготовлен законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», который в случае его принятия должен был в перспективе полностью изменить облик страны. Тогда новые поколения соответствовали бы проводимым коренным преобразованиям в экономической и политической сферах – Столыпин недаром подчеркивал, что «сначала гражданин, потом гражданственность».

    Однако эта важнейшая реформа Столыпина (впрочем, как и ряд других) не была реализована. И отнюдь не по вине премьера. Законопроект был внесен в Думу еще в 1907 году, получил одобрение, но у Государственного совета были замечания (совершенно не принципиального характера), которые парламент счел неприемлемыми. В итоге, уже после смерти премьера, в 1912 году Государственный совет окончательно отклонил законопроект и всеобщее начальное обучение в Российской империи так и не было введено. За политическими и личными амбициями и левые в Думе и правые в Государственном совете забывали об интересах народа…

    Особо остановимся на том, что Столыпин обещал провести реформу высшей школы на началах царского указа от 27 августа 1905 года. Имелись в виду высочайше утвержденные «Временные правила об управлении учебными заведениями Министерства народного просвещения» (17 сентября 1905 года они были также распространены и на высшие учебные заведения других ведомств). «Временными правилами» профессорским коллегиям возвращалось право избрания ректора и его помощника (проректора), деканов и секретарей факультетов. Ректору также переходила в подчинение и «инспекция студентов» (де-факто полиция высшего учебного заведения), ранее управлявшаяся попечителями учебных округов.

    Однако «Временные правила» действовали лишь до октября 1905 года. В первую очередь университетской автономией воспользовались революционные партии, сделавшие высшие учебные заведения площадкой для антиправительственных митингов. Полиция здесь была совершенно бессильна – она не могла войти без разрешения ректоров, а последние вполне отдавали себе отчет, что за подобное разрешение могут заплатить жизнью – террористы в отношении ученых мужей никаких сантиментов не испытывали. В конечном итоге это привело к тому, что 14 октября правительство временно закрыло высшие учебные заведения, а после возобновления их деятельности «Временные правила» фактически не применялись.

    Возвращение Столыпиным признания правительством автономии высших учебных заведений было важным не только для дальнейшего развития высшей школы. Одновременно премьер демонстрировал, что Совет министров настолько уверен в своих силах, необратимости поражения революции и успокоения страны, что не боится полноценной университетской автономии.

    На антистолыпински настроенную II Думу выступление главы правительства произвело, без преувеличения, огромное впечатление. Петр Аркадьевич докладывал царю: «Настроение Думы сильно разнится от прошлогоднего, и за все время заседания не раздалось ни одного крика и ни одного свистка».

    Правда, признание масштаба Столыпина как государственного деятеля, человека воли и действия нисколько не смягчило думскую оппозицию в отношении проводимого им курса. Скорее, напротив. Понимая, что столыпинская политика не может быть реализована без ее творца и вдохновителя (что впоследствии подтвердилось в полной мере), левые и кадеты делали все возможное и невозможное, чтобы устранить от власти председателя Совета министров.

    Приведем оценку сложившейся ситуации со стороны одного из наиболее информированных и компетентных свидетелей событий – видного октябриста (единственная политическая партия, почти в полной мере осознававшая всю грандиозную важность столыпинских реформ) Никанора Васильевича Савича: «Положение стало явно нетерпимым. Встать на путь соглашения (Савич имеет в виду под «соглашением» капитуляцию. – Авт.) с Государственной Думой такого состава Верховная власть явно не могла, это было бы равносильно отказу от своего собственного бытия, от своей исторической роли, это привело бы к крушению государственности, к распаду России».

    Столыпиным был сделан выбор, и как нельзя более кстати он получил в свои руки чрезвычайно убедительный довод для получения царского решения о роспуске. Речь шла о раскрытом охранным отделением факте агитации членов думской социал-демократической фракции в войсках, конечной целью которой была подготовка вооруженного восстания. Как правило, большинство историков склонны называть это «выдумкой» или даже «провокацией» Столыпина, не приводя при этом никаких доказательств. На самом деле, глава правительства действительно пресек подготовку социал-демократами восстания в войсках, что не могло бы терпеть ни одно правительство, даже самое демократическое. Да и не в характере Столыпина было прибегать к фальсификации – он мог быть жесток, но к бесчестным методам не прибегал никогда.

    Председатель Совета министров вынес на рассмотрение II Думы требование дать согласие на арест членов социал-демократической фракции. Разумеется, премьеру было известно, что правительственное требование поддержат только немногочисленные правые и октябристы, и дальнейшее развитие событий было ему понятно заранее. Руководство II Думы (председателем которой был кадет Федор Александрович Головин) не дало ответа в обозначенный законом срок, что уже само собой являлось открытым вызовом правительству. Понятно, что это фактическое отклонение выдвинутого требования без немедленной ответной реакции стало бы огромным ударом по престижу правительства и лично Столыпина. Исходя из этого, председатель Совета министров обратился к императору с предложением немедленно, не дожидаясь более чем предсказуемого решения специально созданной думской комиссии, распустить Государственную думу. Как и в случае с I Думой, Николай II долго колебался, но поздно вечером 2 июня окончательно согласился.

    Роспуск II Думы дал возможность правительству арестовать социал-демократических депутатов (которые впоследствии были осуждены Особым присутствием Сената, большинство – к каторжным работам). Но, конечно же, главным для Столыпина был не роспуск II Думы (хотя понятно, что все надежды на сотрудничество с ней были полностью утрачены), а изменение закона о выборах.

    Суть нового закона о выборах в Государственную думу (разработанного под личным руководством Столыпина его ближайшими сотрудниками в МВД и введенного Николаем II чрезвычайно-указным порядком) заключалась в следующем: количество выборщиков от крестьян уменьшилось с 44 % до 22 %, а от городских рабочих – с 4 % до 2 %. Резко сокращалось количество мест в Думе от наиболее антиправительственно настроенных или полностью не подготовленных к введению парламентских выборов регионов – Средняя Азия была полностью лишена представительства, значительно уменьшилось количество депутатов от царства Польского (12 вместо 36) и Кавказа (10 вместо 29), число городов с прямыми выборами было уменьшено с 26 до 5. Кроме того, было уменьшено и общее количество парламентариев – с 524 до 442.

    Юридически действия императора (а по сути председателя Совета министров) можно характеризовать как государственный переворот (правовое обоснование Манифеста 3 июня не выдерживает никакой критики), но в данном случае речь шла о выборе меньшего из зол. Столыпин осознавал, что без принятия нового закона о выборах, который позволит сформировать конструктивно настроенную Думу, речь могла идти только о двух вариантах развития событий – дальнейшем нарастании хаоса или полной ликвидации молодого парламентаризма и других демократических институтов. Оба варианта были для главы правительства категорически неприемлемы, что и вынудило его инициировать более чем сомнительное с правовой точки зрения решение. Следует учесть также то, что огромная часть населения империи (в значительной степени полностью неграмотного) действительно была совершенно не подготовлена к введению парламентаризма. И не приходилось говорить о том, что оно будет в состоянии выразить на выборах свои подлинные интересы, а не станет объектом манипулирования (как со стороны революционеров, так, кстати, и самих властей). Нельзя было за несколько месяцев безболезненно ввести в недавней самодержавной монархии институты парламентаризма, которые в европейских странах развивались на протяжении столетий.

    Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

    Из книги Трагедия 1941 года автора Мартиросян Арсен Беникович

    Миф № 9. Трагедия 22 июня 1941 года произошла потому, что Сообщением ТАСС от 14 июня 1941 г. Сталин дезориентировал высшее военное руководство страны, что в результате и привело к крайне печальным последствиям Речь идёт о знаменитом Сообщении ТАСС, опубликованном в советской

    Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

    Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

    Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

    ДРАМА В НИППУРЕ Жизнь многих первооткрывателей может послужить основой для приключенческого романа или фильма – столько интересного они пережили, в стольких необычайных событиях, совершенно не связанных с древней историей, приняли участие. Все это были люди с

    Из книги Две силы автора Солоневич Иван

    ДРАМА НА МОСТУ По бесконечным коридорам тюрьмы Стёпку вывели на тюремный двор. От яркого солнечного света Стёпка зажмурился и только постепенно стал раскрывать глаза во всю их ширь. Когда этот процесс был закончен, Стёпка обнаружил, что на тюремном дворе стоит огромный

    автора

    5. Драма «Лукреция» Эта трагедия основана на «античном» сюжете, описанном также Ливием и Овидием. Суть дела такова (по Титу Ливию).Несколько римлян, в том числе Секст Тарквиний и Тарквиний Коллатин, собравшись вместе, расхваливают своих жен. В пылу спора Коллатин говорит:

    Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

    6. Драма «Кориолан» Это шекспировское произведение посвящено известному событию в истории «античного» Рима якобы V века до н. э. Оно опирается на текст Плутарха. Якобы в 491 году до н. э., вскоре после знаменитого изгнания царей из Рима, римляне изгнали также и Гая Марция

    Судебная драма В девять часов утра 17 апреля 1986 года Джон Готти был арестован. Офицеры нью-йоркской полиции доставили его в федеральный суд, где ему было объявлено о начале судебного процесса по обвинению его в рэкете и совершении ряда других преступлений. Судебный

    Из книги Сталин в жизни автора Гусляров Евгений

    Любовная драма …В те годы вообще жизнь была куда проще, - отец еще ходил пешком по улицам, как все люди (правда, он больше любил всегда машину). Но и это казалось чрезмерным выпячиванием среди остальных. Аллилуева С. С. 99Возвращался с работы часто пешком вместе с

    Из книги Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки автора Вишлёв Олег Викторович

    Советско-германские отношения (начало июня 1941). Сообщение ТАСС от 13 июня 1941 года Ожидая переговоров с Германией, советское руководство, тем не менее, принимало меры по подготовке к отражению возможного нападения. Однако на дипломатическом уровне в отношениях между СССР и

    Из книги Полное собрание сочинений. Том 8. Сентябрь 1903 - сентябрь 1904 автора Ленин Владимир Ильич

    Совет РСДРП. 31 мая и 6 июня (13 и 18 июня) 1904 г. {127} Впервые полностью напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XVПечатается по протокольной

    Из книги Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 - ноябрь 1911 автора Ленин Владимир Ильич

    Совещание членов ЦК РСДРП{102}. 28 мая – 4 июня (10–17 июня) 1911 г. Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXV; часть документов публикуется впервыеПечатается по рукописям и протокольной

    Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

    Александр Трифонович Твардовский (21 июня (8 июня) 1910 – 18 декабря 1971) Родился в деревне (хуторе) Загорье Смоленской области в семье зажиточного крестьянина-кузнеца, в 1930 году, во время коллективизации, раскулаченного и сосланного на поселение в Вятскую область. Твардовский

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры